Ревизии и проверки бюджетных учреждений. Что должен знать бухгалтер?
1. Организация внутреннего контроля в учреждении
1.1. Роль учетной политики в организации внутреннего контроля
Учетная политика является главным распорядительным документом бухгалтерской службы любого бюджетного учреждения. Согласно абз. 2 п. 1 Инструкции N 148н бюджетный учет ведется исходя из норм БК РФ и Закона о бухгалтерском учете, которые обязывают составлять учетную политику все осуществляющие учет организации и учреждения.
В соответствии с п. 2 Инструкции N 148н государственная учетная политика реализуется через:
- план счетов бюджетного учета;
- порядок отражения операций по исполнению бюджетов и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ на счетах бюджетного учета;
- перечень типовых корреспонденций счетов бюджетного учета (приложение 1 к Инструкции N 148н);
- иные вопросы организации бюджетного учета.
Однако учетная политика включает не только выбранные варианты ведения и методологию учета, но и различные приложения, в которых раскрываются практические способы реализации требований законодательства. Ниже приведены в виде схемы основные приложения к учетной политике бюджетного учреждения. ┌───────────────────────┐
┌──────────┬──────┤ Учетная политика ├─────────┬───────┐
│ │ ├──────────────┬────────┤ │ │
┌───────┴────────┐ │ ┌────┴────────────┐ │ ┌──────┴───────┐ │ ┌─────┴────┐
│ Рабочий │ │ │ Формы учетных │ │ │ Технология │ │ │ Порядок │
│ план счетов │ │ │ документов │ │ │ обработки │ │ │ инвента- │
│ │ │ │ │ │ │ информации │ │ │ ризации │
└────────────────┘ │ └─────────────────┘ │ └──────────────┘ │ └──────────┘
┌────────────┴───────┐ ┌──────────┴────────┐ ┌──────┴────────────┐
│ Правила │ │ Правила системы │ │ Иные вопросы │
│ документооборота │ │ внутреннего │ │ организации │
│ │ │ контроля │ │ бюджетного учета │
└────────────────────┘ └───────────────────┘ └───────────────────┘ Каждое из перечисленных приложений к учетной политике является обязательным. При этом выделить главное приложение проблематично, так как при отсутствии любого из них учетная политика будет неполной, а система учета - непроработанной, не позволяющей должным образом соблюдать требования законодательства.
Для вышеуказанных приложений, отдельные из которых взаимосвязаны, учетная политика является тем основанием, которое объединяет их в единую структуру и придает документам официальный статус. Ведь именно учетную политику запрашивают контролирующие органы при проверках учреждений. Принимают во внимание данный документ и судебные инстанции, разрешая спорные ситуации в пользу учреждений. Поэтому только в составе приложений к учетной политике будут применяться и исполняться в полной мере положения о внутреннем контроле, о документообороте, о расчетах с подотчетными лицами и другие необходимые в системе внутреннего контроля учреждения документы.
1.2. Положение о внутреннем контроле
Положение о внутреннем контроле является одним из определяющих документов по контролю деятельности бюджетного учреждения, от правильности составления которого во многом зависит финансовый порядок в бюджетном учреждении. По-другому и быть не может: нормы бюджетного законодательства не дают послаблений учреждениям, обязывая их к контролю на очень высоком уровне. В широком понимании внутренний контроль можно охарактеризовать как процесс управления деятельностью учреждения с целью эффективного и результативного использования бюджетных ресурсов, сохранности его финансовых и нефинансовых активов, соблюдения установленных требований и представления достоверной отчетности.
1.2.1. Система внутреннего контроля
Система внутреннего контроля также может быть ориентирована на обеспечение эффективности деятельности, приносящей доход учреждению. Кроме того, она может включать иные мероприятия и вопросы, подлежащие внутреннему контролю. ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Основные элементы системы внутреннего контроля │
└────────┬────────────────────────┬─────────────────────────┬─────────┘
┌─────────┴─────────┐ ┌───────────┴──────────┐ ┌───────────┴──────────┐
│ Наблюдение за │ │ Выявление допущенных │ │ Принятие мер по │
│работой бюджетного │ │отклонений и нарушений│ │ предупреждению и │
│ учреждения и ее │ │ │ │ устранению нарушений │
│ проверка │ │ │ │ │
└───────────────────┘ └──────────────────────┘ └──────────────────────┘ Для бухгалтера система внутреннего контроля в большей степени включает надзор и проверку:
1) соблюдения требований бюджетного законодательства;
2) точности и полноты составления документов и регистров бухгалтерского учета;
3) предотвращения возможных ошибок и искажений в учете и отчетности;
4) исполнения приказов и распоряжений руководства учреждения;
5) контроля за сохранностью финансовых и нефинансовых активов учреждения.
Учреждению как получателю бюджетных средств следует организовать систему внутреннего контроля во исполнение норм Инструкции по составлению и представлению отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина РФ от 13.11.2008 N 128н (далее - Инструкция N 128н). Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля являются одним из приложений к пояснительной записке к годовой отчетности бюджетных учреждений (форма по ОКУД 0503160). Бюджетному учреждению в обязательном порядке следует указать тип и наименование контрольных мероприятий, выявленные нарушения и принятые меры по их устранению. Перечисленные сведения характеризуют результаты проведенных в отчетном периоде мероприятий по внутреннему контролю за соблюдением требований бюджетного законодательства и финансовой дисциплины, эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов, а также за правильным ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности.
Состояние системы внутреннего контроля проверяется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. Руководствуясь п. 86 Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утвержденного Приказом Минфина РФ от 04.09.2007 N 75н, ревизоры службы бюджетного надзора могут проконтролировать наличие и состояние текущего контроля за движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования, сохранностью и фактическим наличием продукции, денежных средств и материальных ценностей, достоверностью объемов работ и услуг.
|