Скачать 225.63 Kb.
|
Годовой отчет о деятельности педагога-психолога государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Железноводский художественно-строительный техникум» г. Железноводск Отчетный период с 01.01.2014 по 31.12.2014 Наименование учреждения: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Железноводский художественно-строительный техникум» Почтовый индекс, юридический адрес, рабочий контактный телефон, e-mail: г. Железноводск, п. Иноземцево, ул. Пушкина, 1, 357 432, т 887932 2-72-29; ipxl5@yandx.ru. Ф.И.О. (полностью) педагога-психолога Казимирова Марина Арсеновна Стаж работы в должности (до 3-х лет, от 3-х лет и более). Подчеркните. Образование высшее Квалификационная категория (без категории, с 1 категорией, с высшей категорией). Подчеркните. Учёная степень отсутствует Контактный телефон педагога-психолога 89614558917 E-mail педагога-психолога: ipxl5@yandx.ru Количественный анализ основных направлений деятельности 1. Количество обратившихся (детей, родителей, специалистов) за психологической помощью к педагогам-психологам образовательных учреждений (Форма 1). 2. Виды и количество услуг, оказанных педагогами-психологами обратившимся за психологической помощью (Форма 2). 3. Организация работы педагогов-психологов с детьми группы риска (Форма 3). Повышение квалификации специалистов
Состояние материально-технической базы образовательных учреждений (Форма 8) Качественный анализ деятельности педагогов-психологов системы образования Цель на 2014 год: Психологическое сопровождение участников воспитательного и образовательного процессов, обеспечение комфортных психологических условий, необходимых для полноценного психического и нравственного развития воспитанников, и формирования их личности, на основе новых федеральных государственных стандартов; на основе понимания причин, механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития разработать адекватные коррекционные (в широком смысле слова) мероприятия с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации обучающегося в образовательной среде. Поставленные задачи:
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности в этом учебном году работа велась по основным направлениям: консультативное, диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское и методическое. Консультативное направление. За прошедший период были проведены консультаций, как для родителей, так и для сотрудников. Процесс консультирования обычно проходил в два этапа: а) первичное консультирование – во время, которого собираются основные данные, и уточняется запрос; б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, респондентам, обращающимся с вопросами детско-родительских отношений, предлагались рекомендации по особенностям взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей. Данный вид деятельности был направлен на консультирование взрослых и обучающихся по вопросам развития, обучения, воспитания в условиях образовательного учреждения. В русле консультативной деятельности педагог-психолог консультировал родителей (законных представителей), администрацию учреждений образования, учителей по проблемам обучения и воспитания обучающихся в системе педагогики сотрудничества, проводит индивидуальное или групповое консультирование участников образовательного процесса по проблемам обучения, личностного развития, жизненного и самоопределения, по проблемам общения. В русле консультативного направления педагог-психолог: консультировал администрацию техникума, преподавателей, родителей, по проблемам психологии обучения и воспитания, рассказывая психологические основы педагогики сотрудничества; проводил индивидуальное и групповое консультирование обучающихся по проблемам обучения, развития, жизненного самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т.п.; способствовал повышению психологической культуры педагогов, родителей, представителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, методобъединениях, общих и классных родительских собраниях, чтением лекций и др.; в качестве консультанта принимает участие в планировании учебно-воспитательных мероприятий на основании психологических особенностей обучающихся, по вопросам организации самоуправления. Выводы: В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить многие необходимые задачи консультативной деятельности. Однако, большинство консультаций с родителями носили разовый характер, что может быть связано либо с недостаточной мотивированностью, заинтересованностью родителей на дальнейшую работу, либо с недостаточно грамотно проведенной консультативной работой, во время которой не удалось донести до родителей важность дальнейшей работы. В связи с этим в дальнейшем необходимо проанализировать и определить причины сложившейся ситуации. А также уделять больше внимания мотивированию родителей и педагогов на более глубокую работу. Особое внимание следует обратить на консультативную работу с обучающимися, относящимися к категории детей-сирот и, из числа таковых, так как данный вид деятельности является определяющим фактором в системе совокупностей работы с этой категорией детей. Диагностическое направление. В течение года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности), а так же как составляющая индивидуальных консультаций. Традиционно проводилась диагностика простых и сложных психических процессов: интеллекта, креативности, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных способностей, межличностных отношений, эмоционального благополучия, профессиональных задатков, ценностных ориентиров, деятельностных качеств, уровней школьной подготовленности, отклонений в психическом развитии и др. В процессе диагностики использовались методы как высокого уровня формализации (тесты, опросники, психофизиологические методы, проективные техники), так и малоформализованные методы (наблюдение, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности). Формы тестового материала: вербальные, невербальные, устные и письменные, аппаратурные, предметные, бланковые, проективные и др. В равной мере применялись групповые и индивидуальные формы обследования обучающихся. Общие групповые исследования были проведены в следующих курсах: 1-е курсы. Целевые исследования по выявлению проблем в адаптации обучающихся к новым жизненным условиям на первоначальном этапе обучения. Использовались: опросник мотивации учения, методика исследования вербально-логического мышления и диагностика готовности детей к обучению, и изучение адаптационных возможностей обучающихся. По результатам исследования составлена справочная документация в помощь преподавателю. С каждым из преподавателей проведено обсуждение полученных результатов. Определены уровни готовности первокурсников к обучению, выявлены обучающиеся с угрозой риска дезадаптации. Практиковались беседы с родителями, интересующимися результатами обследования. Проведённые исследования позволили определить особенности индивидуального развития обучающихся и послужили практическим материалом для повышения эффективности педагогического процесса. Признана целесообразность их проведения и в дальнейшем. С целью изучения психологической ситуации обучения были проведены следующие психодиагностические обследования: 1. анкетирование обучающихся с целью изучения адаптации 2. рисуночный тест «Несуществующее животное» 3. определение учебной мотивации обучающихся 4. определение уровня и характера тревожности обучающихся, связанной с учебой, с помощью теста тревожности Филипса 5. собеседование с обучающимися и педагогами по вопросам адаптации 6. наблюдение за обучающимися на уроках и внеурочное время. Далее была проведена диагностика интеллектуального развития Для обучающихся с низким уровенем дивергентного мышления были разработаны и проведены тренинговые упражнения направленные на повышения мышления. Исследование интеллектуальной обучающихся. Данное исследование проводилось с помощью методики Ф.Гудинафа «Нарисуй человека». Эта методика позволяет оценить уровень умственного развития, причем в достаточной степени независимо от уровня усвоенных знаний и умений, в том числе и навыков рисования. В тесте основное внимание уделяется точности и детальности рисунка, а не художественным изобразительным средствам. Рисуночный тест использовался для того, чтобы получить первое представление об уровне развития обучающегося. Выявлен средний уровень активности, работоспособности, мотивации обучения, средний уровень тревожности и устойчивости к отрицательным воздействиям. Уровень личностного развития соответствует возрастной норме. В рамках проведения групповой диагностики проводилось следующее тестирование по методикам и рекомендациям: Диагностика внимания (Немов Р. Психология. Психодиагностика. кн.3; Гиперактивность с дефицитом внимания у детей.: диагностика и лечение., Заваденко Н.Н; «Руководство для работы практического психолога» Российской Академии образования исследовательского центра семьи и детства детского центра Венгера); Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Диагностика памяти (Справочник психолога/Г. А. Широкова. – 6-е изд., 2008; Психологический практикум «Практикум для детского психолога» / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. – 6-е изд., 2008; «Руководство для работы практического психолога» Российской Академии образования исследовательского центра семьи и детства детского центра Венгера). Диагностика мышления (Справочник психолога/Г. А. Широкова. – 6-е изд., 2008; Психологический практикум «Практикум для детского психолога» / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. – 6-е изд., 2008; «Руководство для работы практического психолога» Российской Академии образования исследовательского центра семьи и детства детского центра Венгера). Диагностика эмоционального волевой сферы воспитанников (Диагностика и развитие личностной сферы подростка. Тесты. Игры. Упражнения. / Н. В. Краснощекова., 2006; «Руководство для работы практического психолога» Российской Академии образования исследовательского центра семьи и детства детского центра Венгера), «Профилактика дезадаптации» М.Р. Битяновой. Для проведения психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик, которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяло планировать дальнейшую развивающую и коррекционную работу, а также дать рекомендации по преодолению трудностей родителям и педагогам учебного заведения. Выводы. Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять степень развития, различные проблемы и нарушения, имеющиеся у обучающихся. Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики. Коррекционно-развивающее направление. За прошедший период продолжилась проводимая ранее групповая и индивидуальная (в присутствии родителей, законных представителей) развивающая работа с проживающими в общежитие техникума, социальной гостиницы, направленная на развитие необходимых качеств для более успешной адаптации, самоутверждения и самореализации, преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах, работа с внутренними переживаниями и внешними раздражителями у обучающихся. Всего за этот учебный год было проведено 16 групповых и 38 индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Коррекционно-развивающая работа велась преимущественно в индивидуальном режиме. Целью деятельности педагога – психолога являлось: Формировать личностно – значимые качества и обеспечивать благоприятные условия для успешного социально – психологического развития и самоопределения обучающихся на всех этапах. Концепция деятельности: индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение обучающегося;
При психологическом сопровождении педагогом – психологом в 2014 году и по настоящее время осуществляется: Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:
Работа по коррекционно-развивающему направлению ведется по материалам и рекомендациям: Алямовская В. Г. Предупреждение психоэмоционального напряжения. Книга практического психолога, М., 2003. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1993. АрефьеваТ. А. , Н. И. Галкина Н. И. Преодоление страхов у детей /– М.: Институт психотерапии, 2005 Программа «Наше общение» Групповую коррекционно-развивающую работу можно считать успешной, опираясь на отзывы педагогов, воспитателей. Однако, стоит обратить внимание на углубление индивидуальной работы с обучающимися, относящимися к категории детей-сирот и из числа таковы, так как их детская психоэмоциональной травма требует постоянной и системной работы . Выводы. Проведенную групповую и индивидуальную развивающую работу с обучающимися в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления деятельности. Просветительская деятельность. В течение года проводились собрания, семинары, классные часы, где приглашались различные специалисты – психологи, психотерапевты для показа кинофильмов, обучающих слайдов, диспутов. Формирование психологической культуры педагогов с целью использования полученных знаний в интересах обучающегося. Выступления на педагогических советах, родительских собраниях, стендовая информация, информационная и не только, поддержка образовательных событий и проектов как способ повышения уровня психологической культуры и компетентности участников «жизни» образовательного учреждения. Таким образом, по результатам работы для основных направлений работы ставились следующие задачи: 1. Поддержание и укрепление психологического здоровья обучающихся. 2. Сопровождение каждого обучающегося в перспективе его саморазвития. 3. Развитие межличностных и внутригрупповых отношений на всех уровнях. 4. Оказание информационной и методической поддержки педагогам и родителям, связанной с внедрением новых технологий обучения. Выводы. Необходимо усилить просветительскую деятельность для более качественной и успешной работы и своевременной наглядной помощи, как для родителей, так и для сотрудников ГБОУ СПО ЖХСТ. Следует обратить внимание на следующие моменты: методическая и информационная оснащенность, а также совершенствование и модернизация способов подачи информации. Методическая работа. Методическая работа продолжилась осуществляться по следующим направлениям: Разработка развивающих, коррекционных и просветительских планов, программ. Результатами методической работы за этот год стали: 1.Подбор, анализ и систематизация материалов для написания программ; 2. Подготовка к различным видам практических работ; 3. Обработка результатов мониторингов и диагностических мероприятий; 4. Оформление кабинета психолога; 5.Посещение краевых семинаров и практикумов, курсов повышения квалификации; 6. Заполнение журналов и оформление документации; 7.Составление программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы; 8.Создание базы диагностических методик; 9.Анализ литературы по проблемам обучения, развития и воспитания обучающихся; 10.Оформление документации педагога-психолога Выводы. Методическую деятельность за истекший период можно оценить удовлетворительно. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся планы, программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса. Выводы аналитического отчета. Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что: проведенная работа позволила повысить собственные профессиональные возможности, а также качество проводимой деятельности, определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем. В следующем учебном году необходимо уделить внимание углублению работы с педагогическими кадрами, а также работе с одаренными детьми. Продолжать деятельность в будущем году с учетом анализа деятельности за прошедший год. Юрий Александрович Васин _____________________________________ Дата заполнения: 6.01.2014 Контактное лицо (Ф.И.О., должность, контактный телефон): 89614558917 Форма 1 Количество обратившихся (обучающихся, родителей, специалистов) за психологической помощью к педагогам-психологам образовательных учреждений
Форма 2 Виды и количество услуг, оказанных педагогами-психологами обратившимся за психологической помощью
Форма 3 Организация работы педагогов-психологов с детьми (обучающимися) группы риска
Повышение квалификации специалистов Форма 4 Участие в курсах повышения квалификации Анализ и планирование деятельности, прохождение курсов повышения квалификации, анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ, участие в научно-практических семинарах и конференциях, супервизорство, посещение совещаний и методических объединений.
Форма 5 Участие в конференциях, семинарах, творческих мероприятиях
Участие в конкурсах
Форма 7 Организация и работа супервизий и интервизорских групп
Форма 8 Состояние материально-технической базы образовательных учреждений (отметить количество)
|
«Железноводский художественно-строительный техникум» на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования... | Публичный доклад государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования республики тыва «тувинский... | ||
Самообследование Областного государственного профессионального образовательного бюджетного учреждения «Сельскохозяйственный техникум»... | Отчет рассмотрен на заседании Расширенного административного совета Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего... | ||
«Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»; документы Главного управления общего и профессионального... | ... | ||
Положение определяет основные задачи, порядок и организацию работы приёмной комиссии государственного бюджетного образовательного... | Письмо Минобразования России от 30. 12. 1999 г. №16-52-290ин/16-13), Уставом Государственного бюджетного образовательного учреждения... | ||
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования | Государственного областного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Елецкий колледж экономики, промышленности и... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |