Скачать 223.67 Kb.
|
Тема № 3. «Документация и инвентаризация в воинской части»
Литература: 1. Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 222 «Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации» (с изменениями от 27 августа 2008 г.). 2. Приказ Министра Обороны Российской Федерации № 138 от 28 марта 2008 г. «Об утверждении порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств в Вооруженных Силах Российской Федерации». 3. Приказ Министра Обороны Российской Федерации № 250дсп от 7 мая 2008 г. «О финансовом обеспечении и особенностях бюджетного учета в Вооруженных силах Российской Федерации». . 1. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств в воинской части Внутренний контроль в Вооруженных Силах представляет собой систему наблюдения и проверки работы воинской части, соединения, объединения Министерства обороны всех родов войск в целях обоснованности и эффективности принятых управленческих решений командиров и высшего командного состава, выявления отклонений, ошибок, нарушений и своевременного их устранения. Под системой внутреннего контроля понимается совокупность методик и процедур, позволяющих осуществлять контроль за вверенным в оперативное управление государственным имуществом. Среди всех приемов и методов нельзя оставить без внимания проведение плановых и внеплановых инвентаризаций. Порядок их проведения в воинских частях мы рассмотрим при изучении данной темы. Инвентаризация - это процедура периодической проверки и документального подтверждения наличия, состояния и оценки имущества и обязательств, производимая для подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Кроме того, проведение внезапных внеплановых проверок позволяет финансовым службам контролировать ведение учета имущества материально ответственными лицами. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств в Вооруженных Силах РФ утвержден Приказом Минобороны РФ от 28.03.2008 № 138. Порядок проведения инвентаризации Для проведения инвентаризации в каждой воинской части должна быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В целях единовременного проведения инвентаризации при большом объеме работ в отдельных подразделениях воинских частей могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии. Они подчиняются председателю инвентаризационной комиссии, который осуществляет контроль за их деятельностью. В воинской части, состоящей на финансовом обеспечении в централизованном финансово-экономическом органе (ЦФЭО), создается собственная инвентаризационная комиссия, в состав которой включаются представители (представитель) ЦФЭО. Персональный состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии и рабочих инвентаризационных комиссий утверждается приказом командира воинской части. Данные по его составу в обязательном порядке доводятся под расписку до председателя инвентаризационной комиссии и ее членов, регистрируются в журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (ф. по ОКУД 0317019), который ведется председателем инвентаризационной комиссии. Председателями инвентаризационных комиссий назначаются заместители командиров воинских частей. Членами инвентаризационных комиссий - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и лица гражданского персонала различных специальностей, не связанные в служебном отношении с проверяемыми должностными лицами. Инвентаризация состоит из следующих трех этапов, в каждом из которых выполняются определенные действия.
Перед началом проверки фактического наличия имущества комиссия должна получить последний отчет о движении материальных ценностей и денежных средств. Это необходимо для того, чтобы финансовая часть могла определить реальные остатки имущества и сверить их с учетными данными. Материально ответственные лица должны представить расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие под ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, получившие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества. В ходе инвентаризации необходимо проверить и документально подтвердить наличие: - основных средств, непроизведенных и нематериальных активов; - материальных запасов и готовой продукции; - финансовых вложений; - денежных средств и денежных документов, бланков строгой отчетности; - расчетов с поставщиками и подрядчиками. Инвентаризация основных средств, непроизведенных и нематериальных активов Проверяя наличие основных средств, комиссия должна осмотреть объекты и указать в описи их назначение, инвентарные номера и основные технические характеристики. Основные средства заносятся в описи по наименованиям в соответствии с их прямым назначением. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию, вследствие чего изменилось его основное назначение, он указывается в описи под наименованием, соответствующим новому назначению. При инвентаризации объектов основных средств, относящихся к недвижимому имуществу, и непроизведенных активов проверяется также наличие документов на право использования воинской частью этих объектов. Если выявлены объекты, не принятые на учет, а также объекты, по которым в регистрах бухгалтерского учета указаны неправильные характеристики, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели. Следует также обратить внимание на оценку помещений и отражение ее данных в бухгалтерском учете. Выявленные при инвентаризации неучтенные объекты оцениваются по рыночной стоимости с учетом износа, который определяется по действительному техническому состоянию объекта. Сведения об оценке и износе оформляются соответствующим актом. Оборудование и транспортные средства нужно заносить в описи по отдельности с указанием заводского номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д. Однотипные объекты основных средств одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из подразделений воинской части и учитываемые в инвентарной карточке группового учета основных средств (ф. по ОКУД 0504032), в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) проводятся также группами по наименованиям с указанием количества. На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись. В ней указывается время ввода объекта в эксплуатацию и причины, которые повлекли его непригодность (порчу, полный износ и т.д.). В отдельной описи комиссия указывает также основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные, с указанием документов, по которым эти объекты приняты к бюджетному учету. При инвентаризации нематериальных активов проверяется: - наличие нематериальных активов и документов, подтверждающих права воинской части на их использование; - правильность и своевременность отражения нематериальных активов в бюджетном учете. Инвентаризация материальных запасов и готовой продукции Инвентаризация материальных запасов производится по каждому материально ответственному лицу и по местам хранения. В случае хранения материальных запасов в разных изолированных помещениях у одного и того же материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по каждому месту хранения. Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) должна пересчитать, перевесить или перемерить имеющиеся в помещении материальные ценности. После проверки помещение опломбировывается (опечатывается), а инвентаризационная комиссия переходит в новое помещение. Ракеты и боеприпасы, хранящиеся в стандартной (штатной) таре, если она не нарушена и на ней отчетливо видна заводская маркировка и пломбировка, проверяются по данным, указанным в маркировке с проверкой на выборку 1 - 2% от каждой партии материальных ценностей. В случае выявления расхождения вся партия подлежит проверке, а количество материальных ценностей, подлежащее выборке, удваивается. Результаты инвентаризации замера горючего в баках машин (агрегатов), резервуарах и другой таре отражаются в ведомости замера горючего в баках машин (ф. по ОКУД 6002601) или в ведомости измерений количества горючего и смазочных материалов при снятии остатков (ф. по ОКУД 6002602), данные которых заносятся в инвентаризационные описи (сличительные ведомости). Все материальные запасы (материалы, ГСМ, запасные части, спецодежда и другой мягкий инвентарь) заносятся в описи по каждому наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикулы, сорта и т. д.) (п. 37 Порядка проведения инвентаризации). Тара заносится в инвентаризационные описи (сличительные ведомости) по видам, целевому назначению и качественному состоянию. На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационная комиссия составляет акт на списание с указанием причин порчи. Если материальные запасы поступили во время проведения инвентаризации, в инвентаризационной описи (сличительной ведомости) указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование материальных запасов, количество, цена и сумма. На приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена инвентаризационной комиссии) делается отметка «после инвентаризации» со ссылкой на дату инвентаризационной описи (сличительной ведомости), в которую записаны эти ценности. Особенности инвентаризации драгоценных металлов и камней Инвентаризация драгоценных металлов и камней, а также заполнение и оформление инвентаризационных описей (актов) осуществляются в том же порядке, что и инвентаризация имущества. Периодичность проведения инвентаризаций указанного вида имущества в соответствии с Порядком проведения инвентаризации следующая: - два раза в год (по состоянию на 1 января и 1 июля) во всех местах их хранения и использования с проведением технологической зачистки помещений и оборудования при их использовании и обращении, а также в ломе и отходах, образующихся при использовании драгоценных металлов и камней; - один раз в год (по состоянию на 1 января) драгоценных металлов и камней, содержащихся в покупных комплектующих деталях, изделиях, приборах, инструментах, оборудовании, вооружении, военной и специальной технике, находящихся в эксплуатации, а также размещенных в местах хранения (включая снятые с эксплуатации); - и один раз в год (по состоянию на 1 января) драгоценных металлов ломе и отходах, предназначенных для аффинажа (аффинаж драгоценных металлов - процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории РФ, или международным стандартам (Федеральный закон от 26.03.1998 №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».) - ежемесячно с полной зачисткой оборудования в гальванических цехах (участках) и других аналогичных производствах. Фактическое наличие драгоценных металлов и камней в изделиях и материалах при инвентаризации определяется путем обязательной проверки наличия этих изделий и материалов, их состояния и сличения данных бюджетного учета и учета материально ответственного лица, а имеющийся лом и растворы драгоценных металлов подвергаются обязательному взвешиванию. В случае, если наличие драгоценных металлов в составе оборудования проверить невозможно, оно устанавливается по учетным, техническим документам либо комиссионно. Инвентаризация капитальных вложений В воинских частях, занятых строительством при инвентаризации капитальных вложений, проверяется: - состояние работ по строительству зданий, сооружений и других объектов капитальных вложений. По каждому объекту путем обмера устанавливаются объемы выполненных строительных работ (включая монтаж отдельных конструкций) и работ по монтажу оборудования; - наличие оборудования, предназначенного к установке на строящихся объектах и находящегося в процессе монтажа. Если в составе незавершенного строительства числится оборудование, переданное в монтаж, но фактически монтажом не начатое, в бюджетный учет и отчетность следует внести соответствующие изменения; - состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов. При инвентаризации выясняются причины и основания для консервации объектов; - незавершенное строительство, не обеспеченное источниками финансирования. В ходе проверки используются техническая документация, акты сдачи выполненных работ (этапов), журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другие документы. По результатам инвентаризации незавершенного капитального строительства составляются инвентаризационные описи (сличительные ведомости) по каждому объекту с указанием его наименования, объема выполненных работ в целом по объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и другим затратам, их стоимости, которые сравниваются с данными бюджетного учета, отражающими сумму фактических затрат на этот объект, и выявляются причины отклонений. Инвентаризация денежных средств и финансовых вложений Инвентаризация кассы воинской части проводится в соответствии с п. 56 - 58 Порядка ведения инвентаризации, а также с выполнением требований, изложенных в Порядке ведения кассовых операций в РФ, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 №40. Комиссия должна проверить сохранность и наличие: - наличных денег; - ценных бумаг; - денежных документов. Наличие в кассе бланков документов строгой отчетности нужно проверять по их видам и одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе. При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливаются: - правильность оформления ценных бумаг; - реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг; - сохранность ценных бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бюджетного учета); - своевременность и полнота отражения в бюджетном учете по¬ лученного дохода по ценным бумагам. Ценные бумаги проверяются по каждому эмитенту с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков погашения и общей суммы. Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными описей (реестров, книг), хранящихся в финансовом органе воинской части (п. 54 - 55 Порядка проведения инвентаризации). Инвентаризация расчетов При инвентаризации расчетов проверяется обоснованность сумм, числящихся на соответствующих счетах бюджетного учета воинской части, и состояние дебиторской и кредиторской задолженности. Инвентаризации подлежат расчеты воинской части с бюджетами РФ, поставщиками, покупателями, подотчетными лицами, депонентами, другими дебиторами и кредиторами. Проверке подлежат соответствующие счета аналитического учета счетов: - 1 (2) 20500000 «Расчеты с дебиторами по доходам»; - 1 (2) 206 00000 «Расчеты по выданным авансам»; - 1 (2) 20800000 «Расчеты с подотчетными лицами»; - 1 (2) 20900000 «Расчеты по недостачам»; - 1 (2) 21000000 «Расчеты с прочими дебиторами»; - 1 (2) 30200000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; - 1 (2) 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты»; - 1 (2) 304 00 000 «Прочие расчеты с кредиторами». Инвентаризационная комиссия производит документальную проверку состояния и обоснованности числящихся на счетах сумм, устанавливает причины возникновения задолженности и определяет возможности ее уменьшения или ликвидации. При проверке задолженности перед личным составом воинской части выявляются суммы кредиторской задолженности по денежному довольствию (заработной плате), подлежащие зачислению на счет депонентов, а также суммы переплат личному составу воинской части с выяснением причин переплаты. При инвентаризации подотчетных сумм: - проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи и целевое назначение); - правильность расчетов с бюджетами РФ (в том числе своевременность перечисления) и обоснованность сумм, числящихся на счете 020900000 «Расчеты по недостачам». Результаты инвентаризации расчетов оформляются инвентаризационной описью, в которой перечисляются наименования дебиторов (кредиторов), проинвентаризованных счетов, указываются суммы дебиторской (кредиторской) задолженности - всего, в том числе подтвержденной дебиторами (кредиторами) и не подтвержденной дебиторами (кредиторами), суммы дебиторской (кредиторской) задолженности, по которым истекли сроки исковой давности. 2. Документальное оформление результатов инвентаризации В соответствии с Приказом Минфина РФ от 23.09.2005 №123н «Об утверждении регистров бюджетного учета» результаты инвентаризации оформляются следующими документами: акт инвентаризации ценных бумаг (ф. 0504081); акт инвентаризации остатков на счетах денежных средств (ф. 0504082); акт инвентаризации задолженности по бюджетным ссудам (кре дитам) (ф. 0504083); акт инвентаризации (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086); акт инвентаризации (сличительная ведомость) по объектам не финансовых активов (ф. 0504087); акт инвентаризации наличных денежных средств (ф. 0504088); акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089); акт инвентаризации расчетов по доходам (ф. 0504091). В акте о результатах инвентаризации указываются номера и даты актов инвентаризации (сличительных ведомостей), на основании которых он составлен. Основанием для его составления является ведомость расхождения по результатам инвентаризации (ф. 0504092). Акт подписывают члены комиссии и утверждает руководитель учреждения. Наиболее распространенные ошибки, связанные с оформлением инвентаризации В случаях обнаружения недостач и хищений результаты инвентаризации являются законным основанием для обращения в правоохранительные и судебные органы. К их оформлению следует относиться очень внимательно. Ниже в таблице приведены случаи наиболее распространенных ошибок, совершаемых при проведении инвентаризации, а также дана оценка их возможных последствий.
Отметим, что четкое соблюдение процедуры проведения инвентаризации, правильное оформление документов станут залогом уверенной позиции членов комиссии при возникновении спорных ситуаций. 3. Отражение результатов инвентаризации в бюджетном учете Заключительным этапом инвентаризации является сравнение фактических остатков имущества и обязательств, выявленных при проверке, с остатками, зафиксированными на счетах бухгалтерского учета. Если комиссия обнаружила расхождения между фактическими остатками материальных ценностей, выявленными при проверке, и остатками, отраженными на счетах бухгалтерского учета, то должна быть составлена сличительная ведомость. Выявленные при инвентаризации излишки имущества приходуются по рыночной стоимости, под ней понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия их к бухгалтерскому учету (п. 21 Инструкции № 148н (Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 №148н.)). Рыночная стоимость имущества должна быть подтверждена документально. Подтверждением могут служить прайс-листы торгующих организаций либо данные, предоставленные независимым оценщиком. Отражение излишков, выявленных при инвентаризации, по рыночной стоимости производится следующей бухгалтерской записью (п. 21, 26, 60 Инструкции № 148н): Дебет счетов 1 (2) 101 00310 «Основные средства», 1 (2) 102 00320 «Нематериальные активы», 1 (2) 10500340 «Материальные запасы» Кредит счета 1 (2) 401 01180 «Прочие доходы» Информация о недостаче и порче имущества отражается на счете 020900000 «Расчеты по недостачам» (п. 170 Инструкции 148н), Недостача имущества в пределах норм естественной убыли оформляется бухгалтерской записью (п. 62 Инструкции № 148н): Дебет счетов 140101 272 «Расходование материальных запасов», 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» Кредит счета 1 (2) 10500440 «Уменьшение материальных запасов» Недостачу сверх этих норм должны возмещать виновные лица. На суммы недостач и хищений, отнесенных на виновных лиц, оформленные в установленном порядке, материалы должны быть переданы для предъявления гражданского иска либо возбуждения уголовного дела в соответствии с законодательством РФ. При этом они обязаны предоставить инвентаризационной комиссии подробные объяснения как о недостаче, так и об излишках. При определении суммы недостачи или ущерба следует также исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день его обнаружения, При получении решения суда суммы недостач и хищений уточняются в соответствии с исполнительным листом. Недостача за счет виновных лиц отражается проводкой (п. 172 Инструкции № 148н): Дебет счета 1 (2) 20900560 «Увеличение дебиторской задолженности по недостачам» Кредит счета 1 (2) 40101172 «Доходы от реализации с активами». Пример 1. Согласно приказу командира воинской части проведена внезапная инвентаризация, в ходе которой выявлена недостача принтера. Принтер был приобретен за счет бюджетных средств. Его первоначальная стоимость составляла 3200 руб. В ходе эксплуатации на принтер была начислена амортизация в сумме 640руб. Рыночная стоимость принтера на дату выявления недостачи - 3 620 руб. Недостача погашена виновным лицом внесением наличных денежных средств в кассу воинской части. В бухгалтерском учете указанные операции будут отражены проводками:
Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, убытки от недостачи имущества и его порчи в целях бухгалтерского учета списываются бухгалтерской записью (п. 172 Инструкции 148н): Дебет счета 1 (2) 401 01172 «Доходы от реализации с активами» Кредит счета I (2) 20900660 «Уменьшение дебиторской задолженности по недостачам». Пример 2. Изменим условия примера 1. Предположим, чтолицо, виновное в хищении принтера, не установлено. В этом случае операции по недостаче будут отражены следующими записями:
Во время инвентаризации особое значение имеет выявление задолженности, подлежащей списанию. Причинами списания кредиторской и дебиторской задолженности являются: получение выписки о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, которая дает основание считать, что ликвидация юридического лица завершена и юридическое лицо прекратило свое существование (ст. 63 ГК РФ); - истечение срока исковой давности в три года (ст. 196 ГК РФ) после окончания срока исполнения обязательств. При списании задолженности следует иметь в виду, что существуют два вида срока исковой давности: общий (ст. 196 ГКРФ) и специальный (ст. 197 ГК РФ). Общий срок равен трем годам. Для отдельных видов требований могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более продолжительные по сравнению с общим сроком. Оформить списание кредиторской задолженности нужно следующими записями: - списание задолженности перед поставщиками и подрядчиками (п. 144 Приложения 1 к Инструкции № 148н): Дебет счета 1 (2) 30200830 «Расчеты по принятым обязательствам» Кредит счета 1 (2) 401 01173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» - списание задолженности перед подотчетными лицами: Дебет счета 1 (2) 20800560 «Расчеты с подотчетными лицами» Кредит счета 1 (2) 401 01 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» - списание задолженности перед бюджетом (по согласованию с ФНС в соответствии с постановлением Правительства РФ либо мест ных органов власти): Дебет счета 1 (2) 303 00 830 «Расчеты по платежам в бюджеты» Кредит счета 1 (2) 40101173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» - списание прочей задолженности: Дебет счета 1 (2) 30400830 «Прочие расчеты с кредиторами» Кредит счета 1 (2) 40101173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» Оформить списание дебиторской задолженности в соответствии с п. 233 Инструкции № 148н нужно следующей записью: Дебет счета 1 (2) 40101173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» Кредит счета 1 (2) 20500660 «Расчеты с дебиторами по доходам». Списание задолженности по истечении срока исковой давности следует производить на основании приказа руководителя учреждения. В течение пяти лет списанная с баланса задолженность дебиторе учитывается на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» (п. 263 Инструкции №148н). Такой учет необходим в случае изменения имущественного положения должников. Суммы, впоследствии полученные в погашение этой задолженности, списываются с данного счета и подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета. Аналитический учет по счету ведется в карточке учета средств и расчетов с указанием фамилии, имени и отчества должника или реквизитов юридических лиц. Пример 3 Согласно приказу командира воинская часть списала дебиторскую задолженность по оказанным платным услугам организациям в сумме 40 000 руб. вследствие ликвидации последних. В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:
|
Приказ Министра обороны Российской Федерации «О совершенствовании технического творчества в Вооруженных Силах Российской Федерации»... | ... | ||
... | Об утверждении Инструкции по обеспечению в Вооруженных Силах Российской Федерации безопасной эксплуатации | ||
Утвердить прилагаемое Руководство по диспансеризации военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации | П р и л о ж е н и е к приказу Министра обороны Российской Федерации 1997 года № | ||
Утвердить прилагаемое Наставление по архивному делу в Вооруженных силах Российской Федерации | Утвердить прилагаемый Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации | ||
В целях совершенствования порядка учета, хранения и выдачи стрелкового оружия и боеприпасов к нему, а также инженерных боеприпасов,... | Ввести в действие Руководство по противопожарной защите и местной обороне в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение n... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |