МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.ЕВДОКИМОВА
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
| «УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе
профессор С.Т.Сохов
________________________
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Направление подготовки
39.03.02 Социальная работа (бакалавр)
Профиль подготовки
медико-социальная работа с населением
Квалификация (степень) выпускника
бакалавр
Форма обучения
очная
Москва 2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Делопроизводство в социальной работе» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки "Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года № 709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки 39.03.02, утвержденным ректором МГМСУ им. А.И.Евдокимова проф. О.О.Янушевичем.
Составитель: Е.Н.ПОДДУБНАЯ, доцент кафедры социальной медицины и социальной работы, кандидат социологических наук, доцент.
Рецензенты: И.Е. Лукьянова, профессор кафедры социальной медицины и социальной работы, доктор медицинских наук.
О.Н. Краснова, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, кандидат политических наук РГУТиС. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социальной медицины и социальной работы
« » ___ ___ 2014 года Протокол № _
Зав. кафедрой, член-корр. РАО, профессор ______________ А.В.Мартыненко
Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по направлению подготовки «Социальная работа»
« » _____________ 2014 года Протокол № ___
Председатель методической комиссии, член-корр. РАО, профессор
___________________ А.В. Мартыненко
Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета МГМСУ
« » _______________ 2014 года Протокол № ___
Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор
_____________________Э.В. Луцевич
Цели и задачи освоения дисциплины
Целями учебной дисциплины «Делопроизводство в социальной работе» являются:
– формирование способности анализировать современное правовое, нормативное и методическое регулирование делопроизводства;
– формирование способности анализировать технологии документационного обеспечения управления в социальной работе;
– выявление и рассмотрение современных проблем нормативной регламентации делопроизводства.
Задачами учебной дисциплины «Делопроизводство в социальной работе» являются:
– рассмотрение истории регламентации делопроизводства;
– ознакомление с процессом организации документооборота в организации;
– изучение нормативно-методической базы делопроизводства в социальной работе;
– выявление специфики документационного обеспечения управления социальной работы.
2.Место дисциплины в структуре ООП
Настоящий курс разработан для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа».
Изучение курса «Делопроизводство в социальной работе» представляет большую значимость для будущих специалистов социальной сферы и составляет важнейший исследовательский компонент их профессиональной подготовки. Дисциплина «Делопроизводство в социальной работе» входит в базовую часть профессионального цикла Б 3. и является дисциплиной по выбору студента. Изучается на 4 курсе (8 семестр). Учебный курс включает в себя основные компоненты знаний в области документационного обеспечения управления, необходимых социальному работнику в его практической и научной деятельности. В процессе изложения материала учитываются межпредметные связи и наличие у студентов системных знаний в области управления социальной работы, правового обеспечения социальной работы, которые служат теоретической базой при освоении курса «Делопроизводство в социальной работе».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
| (ОК-1)
| Умение использовать в своей деятельности нормативные и правовые документы
| (ОК-5)
| Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, владение навыками работы с компьютером как средством управления информацией
| (ОК-12)
| Способность к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней
| (ПК-11)
| В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
ЗНАТЬ
| •основные задачи и функции службы делопроизводства;
•достоинства и недостатки основных организационных форм работы с документами;
•должностные полномочия и обязанности работников службы делопроизводства;
• основные операции и правила работы с документами;
• законодательные акты и нормативно-методическую документацию по организации документационного обеспечения управления, архивному хранению документов и защите информации;
• государственную систему документационного обеспечения управления; стандарты на унифицированные системы документации; международные стандарты на представление комбинированной документации и передачу данных; программное обеспечение для выполнения профессиональных задач;
• требования к оформлению реквизитов документов;
• правила оформления документов унифицированных систем документации; технологические операции по обработке документов.
| УМЕТЬ
| • составлять и оформлять документы в соответствии с требованиями Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ), с применением компьютерной техники;
• применять государственные и международные стандарты на документацию в профессиональной деятельности;
• разрабатывать инструкции по документационному обеспечению управления; составлять номенклатуру дел организации; редактировать служебные документы; осуществлять работу по ведению архивного дела;
• определять основные параметры, характеризующие документооборот организации;
• оперировать терминологическим аппаратом в области делопроизводства.
| ВЛАДЕТЬ
| • навыками ведения делопроизводства, в том числе с применением информационных технологий;
• навыками составления и оформления различных видов документов традиционным способом и в электронном виде.
| БЫТЬ
КОМПЕТЕНТНЫМ
| • в определении научной и практической ценности решаемых задач в области социальной работы;
• в использовании в своей профессиональной деятельности навыков работы с нормативно-методической документацией в области делопроизводства.
|
4. Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Количество часов по учебному плану (очная форма обучения) Всего 72 часа.
Аудиторные занятия 36 часов, лекции – 10 часов, групповые занятия – 26 часов, из них интерактивных занятий 18 часов
Самостоятельная работа 36 часов.
№
п/п
| Тема
| Виды учебной работы,
трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
| всего
| Самост-ная работа
| Аудиторные занятия
| всего
| Лекцион.
| Групповые (семинары, практич.)
| Лабораторные
| Контр. раб.
| Реферат/ доклад
| Курс. Раб./проект
| Расчетно-графич.
| зачет
| экзамен
| Контр.точки по мод.-рейтинг
|
| 1
| Современное правовое, нормативное и методическое регулирование делопроизводства
| 9
| 4
| 5
| 1
| 4
|
|
| +
|
|
|
|
|
| 2
| Методическое регулирование делопроизводства
| 9
| 4
| 5
| 1
| 4
|
|
| +
|
|
|
|
|
| 3
| Правила оформления управленческих документов
| 10
| 4
| 6
| 2
| 4
|
|
| +
|
|
|
|
|
| 4
| Деловая переписка
|
9
|
4
|
5
|
1
|
4
|
|
|
+
|
|
|
|
| +
|
5
| Организационные документы
| 7
| 4
| 3
| 1
| 2
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
| 6
| Информационно-справочные документы
| 7
| 4
| 3
| 1
| 2
|
|
| +
|
|
|
|
|
| 7
| Организация документооборота в организации
|
7
|
4
|
3
|
1
|
2
|
|
| +
|
|
|
|
|
| 8
| Организация работы с обращениями граждан
| 7
| 4
| 3
| 1
| 2
|
|
| +
|
|
|
|
|
| 9
| Кадровое делопроизводство
| 7
| 4
| 3
| 1
| 2
|
|
| +
|
|
|
|
|
|
5. Содержание дисциплины
№
п/п
| Наименование разделов и тем дисциплины
| Содержание темы
| Тема 1.
| Современное правовое, нормативное и методическое регулирование делопроизводства
| Правовые акты, регламентирующие делопроизводство. Основные нормативные акты, регулирующие деятельность организаций всех форм собственности в области делопроизводства. Регламентация документирования, организации и технологии документационного обеспечения управления: законодательное регулирование, стандартизация, разработка нормативных и нормативно-методических документов общегосударственного действия. ГК РФ – применение договора, заключенного в письменной форме, доверенности, требования к содержанию Устава организации, учредительного договора, формуляр чека и т.д. ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». ФЗ «О бухгалтерском учете» - сплошной, непрерывный и документальный учет всех хозяйственных операций, правила оформления первичных учетных документов (ст.9). ФЗ «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» - порядок документирования их деятельности. Основы законодательства РФ «Об архивном фонде РФ». ФЗ «О языках народов РФ». ФЗ «Об основах государственной службы». История регламентации делопроизводства.
| Тема 2.
| Методическое регулирование делопроизводства
| Архивные органы, осуществляющие общее методическое руководство. Положение «О федеральной архивной службе РФ». ЕГСДОУ. Типовая инструкция по делопроизводству. ГОСТ. Основные правила работы ведомственных архивов. Перечни документов с указанием сроков хранения. Типовое положение о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан. Специальные акты для работы с определенной категорией документов (бухгалтерский учет, кадровая документация). Нормативы по труду в области работ, выполняемых работниками управленческого аппарата.
| Тема 3.
|
Правила оформления управленческих документов
| Общие требования к оформлению управленческих (организационно-распорядительных) документов. Бланки документов. Правила составления бланков документов, форматирование документа (форматы бумаги, расположение реквизитов). Состав реквизитов (государственный герб, герб субъекта, эмблема организации, товарный знак, код организации, код формы документа, наименование организации и т.д.).
| Тема 4.
| Деловая переписка
| Язык и стиль официального письма, структура делового письма (аспекты письма в зависимости от вида и информации, изложенной в нем). Деловая переписка: принципы составления официального письма и структура служебного письма, этикетные ритуалы, стиль оформления как отражение имиджа Основные требования к тексту письма, состав реквизитов. Виды и особенности деловой корреспонденции. Синтаксис письма, рекомендации по использованию цифр и слов, рекомендации по построению фраз, слова-сокращения, информативность и убедительность, этикет в деловой переписке. Виды писем: письма-приглашения, письма-просьбы, письма-предложения, сопроводительные письма, письма-запросы и т.д.). Международные письма. Стандарты международной организации по стандартизации (ИСО) на оформление переписки. Отдельные тексты международных писем. Реквизиты международного письма. Сравнительный анализ реквизитов писем в России и реквизитов международных писем.
| Тема 5.
| Организационные документы
| Организационные документы. Вид организационно-правовых документов. Примерная структура нормативных актов: положения, уставы, инструкции. Особенности подготовки и оформления организационных документов. Основные задачи каждого вида документа.
| Тема 6.
| Информационно-справочные документы
| Информационно-справочные Документы. Виды информационно-справочных документов (докладная записка, служебная записка, объяснительная записка, справка, письмо, телеграмма, телефонограмма, теле (факс) и др.). Оформление информационно-справочных документов.
| Тема 7.
| Организация документооборота в организации
| Основные правила документооборота в организациях всех форм собственности. Проблемы документооборота: увеличение объема, автоматизация документооборота, экспертная оценка ценности документов, упрощение схемы документооборота, приоритеты современного архивного дела. Современные проблемы документооборота.
Основные правила организации документооборота в учреждении. Документооборот, понятие, организация. Основные характеристики документооборота. Главное правило организации документооборота. Качественные характеристики документооборота. Классификация документопотоков по направлению и по отношению к управленческому объекту. Горизонтальные потоки. Вертикальные потоки (восходящие и нисходящие). Входящий, исходящий и внутренний документопотоки. Маршрут движения входящих и исходящих документов.
| Тема 8.
| Организация работы с обращениями граждан
| Обращения граждан как особый вид документа. Особенности работы с обращениями граждан, сроки исполнения и контроль за исполнением. Анализ нормативных актов, регламентирующих вопросы работы с обращениями граждан. Нормативные акты, устанавливающие правила работы с обращениями граждан. Виды обращений граждан. Технология работы с обращениями граждан.
| Тема 9.
| Кадровое делопроизводство
| Технологии кадрового делопроизводства. Особенности подготовки отдельных видов организационно-распорядительных документов. Учет. Анализ. Отбор кадров.
| 6. Планы групповых занятий и образовательные технологии
Круглый стол
Тема 1.: Современное правовое, нормативное и методическое регулирование делопроизводства
Цель: Формирование ОК-1.
Сформировать представление студентов о существующей нормативно-методической базе делопроизводства. Вопросы для обсуждения:
Правовые акты, регламентирующие делопроизводство.
Основные нормативные акты, регулирующие деятельность организаций всех форм собственности в области делопроизводства.
Регламентация документирования, организации и технологии документационного обеспечения управления: законодательное регулирование, стандартизация, разработка нормативных и нормативно-методических документов общегосударственного действия.
ГК РФ – применение договора, заключенного в письменной форме, доверенности, требования к содержанию Устава организации, учредительного договора, формуляр чека и т.д.
ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».
ФЗ «О бухгалтерском учете» – сплошной, непрерывный и документальный учет всех хозяйственных операций, правила оформления первичных учетных документов (ст.9).
ФЗ «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» – порядок документирования их деятельности.
Основы законодательства РФ «Об архивном фонде РФ».
ФЗ «О языках народов РФ».
ФЗ «Об основах государственной службы».
Темы докладов/рефератов:
Отражение и регулирование в правовых нормах типичных отношений между людьми.
Пути повышения эффективности функционирования правовых норм в России.
Нормативно-правовая и методическая база современного делопроизводства.
Делопроизводство: его законодательное и нормативно-методическое регулирование.
История регламентации делопроизводства.
Приказное делопроизводство.
Коллежское делопроизводство.
Министерское делопроизводство.
История делопроизводства в 1917 - 1990 гг.
Нормативно-методическая база делопроизводства.
Существующая нормативно-методическая база делопроизводства.
Нормативно-правовая база документационного обеспечения управления и ее недостатки.
Образовательные технологии: метод проблемного изложения, разбор конкретных ситуаций. Сначала студенты по очереди высказываются о специфике дисциплины (по предложенным вопросам для обсуждения). В процессе обсуждения заслушиваются подготовленные доклады (с использованием мультимедийных средств). Затем разговор переходит к разбору конкретных ситуаций. Студентам предлагается самостоятельно выдвинуть 1 – 2 ситуации для обсуждения. Например, ситуация: проанализировать нормы, которые необходимо учитывать при составлении и оформлении Правовых актов.
Обсуждение происходит по плану, соответствующему вопросам для обсуждения, но применительно к данной конкретной ситуации. Задания для самостоятельной работы студентов:
Изучить материал в учебном пособии: Кузнецов И.Н. Делопроизводство: Учебно-справочное пособие. – 5-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.
Подготовка к «круглому столу» с использованием мультимедийных средств: рефератов, докладов, сообщений, тем для обсуждения конкретных ситуаций в свете специфики делопроизводства социальной работы.
3. Составить, постоянно пополняя, краткий словарь понятий по делопроизводству социальной работы.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: Наблюдение преподавателя за ходом обсуждения, вопросы о методах и источниках подготовки выступлений.
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов), выставление рейтинговых баллов по результатам обсуждения в рамках «круглого стола» и за сделанные сообщения (доклады). Учебно-теоретическая конференция
Тема 2.: Методическое регулирование делопроизводства Цель: Формирование ОК-1; ОК-5.
Сформировать способности студентов анализировать сущность и содержание методического регулирования делопроизводства.
Вопросы для обсуждения:
Архивные органы, осуществляющие общее методическое руководство.
Положение «О федеральной архивной службе РФ».
Единая государственная система документационного обеспечения управления (ЕГСДОУ).
Типовая инструкция по делопроизводству.
Государственный стандарт (ГОСТ) в делопроизводстве.
Основные правила работы ведомственных архивов.
Перечни документов с указанием сроков хранения.
Типовое положение о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан.
Специальные акты для работы с определенной категорией документов (бухгалтерский учет, кадровая документация).
Нормативы по труду в области работ, выполняемых работниками управленческого аппарата.
Темы докладов/рефератов:
Основные правила работы государственных архивов СССР.
Архивный фонд и приравненные к нему совокупности архивных документов как общее учетно – классификационное понятие.
Научно-информационная деятельность архивов.
Обеспечение сохранности документов.
Организация документов Архивного фонда Российской Федерации.
Архивное дело.
Образовательные технологии: проведение семинарского занятия в форме учебно-теоретической конференции. Диспут на тему «Современные технологии организации работы архивистов». Выступления в форме докладов (тезисов) на конференции по предложенной тематике. Презентации докладов с использованием мультимедийных средств.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Изучить материал в учебном пособии: Кузнецов И.Н. Делопроизводство:Учебно-справочное пособие. – 5-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.
2. Подготовка сообщений, рефератов и докладов на учебно-теоретической конференции. Размещение лучших рефератов и докладов на сайте факультета (группы).
3. Проанализировать основные нормативные документы, регламентирующие организацию архивного дела.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос,
анализ сообщений (докладов, рефератов). Наблюдение преподавателя за ходом обсуждения, вопросы о методах и источниках подготовки выступлений, на понимание используемой студентами терминологии, существа излагаемых проблем.
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: выставление рейтинговых баллов по результатам участия в конференции и за сделанные сообщения (доклады).
Семинар-диспут
Тема 3.: Правила оформления управленческих документов Цель: Формирование ОК-1; ОК-5.
Сформировать способности студентов анализировать общие требования к оформлению управленческих (организационно-распорядительных) документов, вести делопроизводство, в том числе с применением информационных технологий.
Вопросы для обсуждения:
Общие требования к оформлению управленческих (организационно-распорядительных) документов.
Бланки документов.
Правила составления бланков документов, форматирование документа (форматы бумаги, расположение реквизитов).
Состав реквизитов (государственный герб, герб субъекта, эмблема организации, товарный знак, код организации, код формы документа, наименование организации и т.д.).
Темы докладов/рефератов:
Единые требования и правила оформления документов управления, установленные государственными нормативными актами.
Общие нормы и правила оформления управленческих документов.
Реквизиты документов.
Основные положения по документированию управленческой деятельности.
Унификация в делопроизводстве.
Стандартизация в делопроизводстве.
Образовательные технологии:
Дискуссия. Метод проблемного изложения: правила и требования ГОСТ Р 6.30-2003 являются рекомендуемыми. Как это следует понимать? Следует ли понимать это положение как то, что эти правила и требования являются лишь менее жесткими по сравнению с нормами отмененного ГОСТ Р 6.30-97 и его предшественника – ГОСТ Р 6.38-90? Ответ аргументировать.
2. Составление и оформление различных видов управленческих документов традиционным способом и в электронном виде.
Задания для самостоятельной работы студентов:
Подготовить доклады, рефераты по темам.
Подготовка к дискуссии.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: Проверка письменной работы с выставлением баллов.
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:
Выставление рейтинговых баллов по результатам обсуждения тем семинарского занятия и за сделанные сообщения (доклады). Семинар
Тема 4.: Деловая переписка
Цель: Формирование ОК-1; ОК-5.
Сформировать представление студентов о правилах составления деловой переписки.
Вопросы для обсуждения:
Язык и стиль официального письма.
Структура делового письма (аспекты письма в зависимости от вида изложенной в нем информации).
Синтаксис письма, рекомендации по использованию цифр и слов.
Рекомендации по построению фраз, слова-сокращения, информативность и убедительность в деловой переписке.
Этикет в деловой переписке.
Виды писем: письма-приглашения, письма-просьбы, письма-предложения. сопроводительные письма, письма-запросы, письма-благодарности, информационные письма, письма-ответы, гарантийные письма.
Темы докладов/рефератов:
Деловая переписка: принципы составления официального письма и структура служебного письма, этикетные ритуалы, стиль оформления как отражение имиджа.
Основные требования к тексту письма, состав реквизитов.
Виды и особенности деловой корреспонденции.
Международные письма.
Образовательные технологии: технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проведения учебной дискуссии. Практикум по составлению писем. Составление международного письма по реквизитам: сведения об отправителе, ссылки на индекс, дата, адресат («внутренний адрес»), указание на конкретное лицо, вступительное обращение, заголовок, текст, заключительная формула, подпись, отметка о наличии приложений, указание на рассылку, постскриптум, оформление второго и последующих листов письма. Задания для самостоятельной работы студентов:
Подготовить доклады, рефераты по темам.
Написать деловое письмо, соблюдая основные требования деловой переписки по следующей структуре: обращение, преамбула, основной текст, подпись, постскриптум, приложения.
«Срочно», «Незамедлительно», «Настоятельно прошу изучить и решить вопрос положительно», «Прошу Вас ответить до такого-то числа», «Убедительно прошу Вас сразу же сообщить о своем решении», «Предлагаю внимательно изучить». Ответить на вопрос: какие из перечисленных фраз можно использовать в деловом письме, а каких следует избегать? Ответ аргументируйте.
Подготовка к контрольной работе.
Формы контроля самостоятельной работы студентов: проверка письменных работ с выставлением рейтинговых баллов.
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: выставление рейтинговых баллов по результатам участия в семинаре. Семинар-диспут
Тема 5. Организационные документы Цель: Формирование ОК-1; ОК-5; ОК-12.
Сформировать представление студентов о видах, порядке составления и назначении организационных документов.
Вопросы для обсуждения:
Понятие и виды организационных документов.
Примерная структура нормативных актов: положения, уставы, инструкции.
Особенности подготовки и оформления организационных документов.
Основные задачи каждого вида организационно-правового документа.
Темы докладов/рефератов:
Организационные документы как комплекс документов, содержащих правила создания организации (организационно-правовая форма; компетенция, структура, штатная численность, состав должностей (руководителей, специалистов, технических исполнителей); формирование совещательных органов управления; установление режима работы и системы охраны; организация и оценка труда; порядок реорганизации и ликвидации).
Организационно-правовые документы как правовая основа деятельности организации, содержащая положения, основанные на нормах административного права и обязательные для исполнения.
Понятие организационно-правовой документации, ее сущность и особенности, содержание и назначение.
Порядок составления, классификация и назначение организационных документов.
Организационные документы: устав, должностная инструкция, положение, штатное расписание.
Организационные документы: особенности подготовки и оформления.
Образовательные технологии: Дискуссия. Метод проблемного изложения: общие характеристики и отличительные черты различной организационно-правовой документации (ОПД). Примеры оформления основных организационно-правовых документов, их реквизиты и положения.
Задания для самостоятельной работы студентов: проведение семинарского занятия в форме дискуссии. Выступления в форме докладов (тезисов) по заданной тематике. Презентации докладов с использованием мультимедийных средств.
Формы контроля самостоятельной работы студентов:
Проверка письменных работ с выставлением рейтинговых баллов.
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:
Выставление рейтинговых баллов по результатам участия в обсуждении темы. Деловая игра
Тема 6.: Информационно-справочные документы Цель: Формирование ОК-5; ОК-12.
Обосновать значение информационно-справочных документов в социальной работе.
Вопросы для обсуждения:
Информационно-справочные документы.
Виды информационно-справочных документов (докладная записка, служебная записка, объяснительная записка, справка, письмо, телеграмма, телефонограмма, теле (факс) и др.).
Темы докладов/рефератов:
Информационно-справочные документы: состав, особенности оформления.
Состав информационно-справочных документов.
Составление и оформление информационно-справочных документов.
Информационно-справочные документы: виды, назначение и оформление.
Образовательные технологии: Деловая игра – телефонограмма. Телефонограмма – обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых способом передачи текста по телефону. Один студент выступает в качестве отправителя телефонограммы, другой в качестве получателя. При составлении и передаче телефонограммы необходимо учитывать следующие рекомендации:
– передавать только краткую и срочную информацию;
– проверять правильность записи повторным чтением;
|