Аннотация программы производственной практики специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (базовый уровень подготовки)Место производственной практики в структуре программы подготовки специалиста среднего звена.Программа производственной практики является частью ППССЗ по специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в части освоения основных видов профессиональной деятельности: ПМ.01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации»; ПМ.02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации»; ПМ.03 «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»; ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности»; ПМ.05 «Выполнение работ по профессии «Кассир». Цели и задачи производственной практикиЦель производственной практики – комплексное освоение обучающийсяами всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности, (Приказ Мин.обр.науки РФ от 18.04.2013г. №291), закрепление теоретических знаний, полученных обучающийсяами в процессе изучения профессиональных модулей, а также сбор, систематизация и обобщение практического материала, в том числе и для использования в выпускной квалификационной работе. Производственная практика включает в себя следующие этапы: производственная практика (по профилю специальности) и производственная практика (преддипломная). Задачей производственной практики (по профилю специальности) является освоение видов профессиональной деятельности, т.е. систематизация, обобщение, закрепление и углубление знаний и умений, формирование у обучающийсяа общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта в рамках профессиональных модулей ППССЗ СПО, предусмотренных ФГОС СПО по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» (Приказ Мин.обр.науки РФ от 18.04.2013г. №291). Производственная практика (преддипломная) направлена на углубление обучающийсяом первоначального практического опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выпускной квалификационной работы (Приказ Мин.обр.науки РФ от 18.04.2013г. №291). С целью овладения указанными видами деятельности обучающийся в ходе данного вида практики должен: Вид профессиональной деятельности: ПМ.01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации»иметь практический опыт:документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации. уметь: принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получения разрешения на ее проведение;
принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей;
проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;
проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;
проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;
организовывать документооборот;
разбираться в номенклатуре дел;
заносить данные по сгруппированным документам в ведомости учета затрат (расходов) - учетные регистры;
передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив;
передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения;
исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах;
понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;
проводить учет долгосрочных инвестиций;
проводить учет основных средств;
проводить учет труда и заработной платы;
проводить учет кредитов и займов;
проводить учет собственного капитала;
проводить учет финансовых результатов и использования прибыли;
проводить учет нематериальных активов;
проводить учет материально-производственных запасов;
проводить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;
проводить учет готовой продукции и ее реализации;
проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
оформлять денежные и кассовые документы;
заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию;
проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг;
проводить учет текущих операций и расчетов;
знать: основные правила ведения бухгалтерского учета в части документирования всех хозяйственных действий и операций;
понятие первичной бухгалтерской документации;
определение первичных бухгалтерских документов;
унифицированные формы первичных бухгалтерских документов;
порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов: формальной, по существу, арифметической;
принципы и признаки группировки первичных бухгалтерских документов;
порядок проведения таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов;
порядок составления ведомостей учета затрат (расходов) - учетных регистров;
правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации;
сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета в финансово-хозяйственной деятельности организации;
инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета;
принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации;
классификацию счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре;
учет долгосрочных инвестиций;
понятие и классификацию основных средств;
оценку и переоценку основных средств;
учет поступления основных средств;
учет выбытия и аренды основных средств;
учет амортизации основных средств;
особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств;
понятие и классификацию нематериальных активов;
учет поступления и выбытия нематериальных активов;
амортизацию нематериальных активов;
учет материально-производственных запасов: понятие, классификацию и оценку материально-производственных запасов;
документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов;
учет материалов на складе и в бухгалтерии;
синтетический учет движения материалов;
учет транспортно-заготовительных расходов;
учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;
систему учета производственных затрат и их классификацию;
сводный учет затрат на производство, обслуживание производства и управление;
особенности учета и распределения затрат вспомогательных производств;
учет потерь и непроизводственных расходов;
учет и оценку незавершенного производства;
калькуляцию себестоимости продукции;
характеристику готовой продукции, оценку и синтетический учет;
технологию реализации готовой продукции (работ, услуг);
учет выручки от реализации продукции (работ, услуг);
учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг;
учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги;
правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию;
учет финансовых вложений и ценных бумаг;
учет дебиторской и кредиторской задолженности и формы расчетов;
учет расчетов с работниками по прочим операциям и расчетов с подотчетными лицами.
ПМ.02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации»иметь практический опыт:ведения бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации; уметь: рассчитывать заработную плату сотрудников;
определять сумму удержаний из заработной платы сотрудников;
проводить учет кредитов и займов;
проводить учет собственного капитала;
проводить учет уставного капитала;
проводить учет резервного капитала и целевого финансирования;
определять финансовые результаты деятельности организации по основным видам деятельности;
определять финансовые результаты деятельности организации по прочим видам деятельности;
проводить учет нераспределенной прибыли;
определять цели и периодичность проведения инвентаризации;
руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества;
пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации имущества;
давать характеристику имущества организации;
готовить регистры аналитического учета по местам хранения имущества и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
составлять инвентаризационные описи;
проводить физический подсчет имущества;
составлять сличительные ведомости и устанавливать соответствие данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
выполнять работу по инвентаризации основных средств и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
выполнять работу по инвентаризации нематериальных активов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
выполнять работу по инвентаризации и переоценке материально-производственных запасов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
формировать бухгалтерские проводки по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
формировать бухгалтерские проводки по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;
составлять акт по результатам инвентаризации;
проводить выверку финансовых обязательств;
участвовать в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
проводить инвентаризацию расчетов;
определять реальное состояние расчетов;
выявлять задолженность, нереальную для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;
проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98);
знать: учет труда и заработной платы;
учет труда и его оплаты;
учет удержаний из заработной платы работников;
учет кредитов и займов;
учет собственного капитала;
учет уставного капитала;
учет резервного капитала и целевого финансирования;
учет финансовых результатов и использования прибыли;
учет финансовых результатов по обычным видам деятельности;
учет финансовых результатов по прочим видам деятельности;
учет нераспределенной прибыли;
нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации имущества;
основные понятия инвентаризации имущества;
характеристику имущества организации;
цели и периодичность проведения инвентаризации имущества;
задачи и состав инвентаризационной комиссии;
процесс подготовки к инвентаризации;
порядок подготовки регистров аналитического учета по местам хранения имущества без указания количества и цены;
перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
приемы физического подсчета имущества;
порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию;
порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
порядок инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
порядок инвентаризации нематериальных активов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
порядок инвентаризации и переоценки материально-производственных запасов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
формирование бухгалтерских проводок по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;
процедуру составления акта по результатам инвентаризации;
порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
порядок инвентаризации расчетов;
технологию определения реального состояния расчетов;
порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;
порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98).
ПM.03 «Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»иметь практический опыт:проведения расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; уметь: определять виды и порядок налогообложения;
ориентироваться в системе налогов Российской Федерации;
выделять элементы налогообложения;
определять источники уплаты налогов, сборов, пошлин;
оформлять бухгалтерскими проводками начисление и перечисление сумм налогов и сборов;
организовывать аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
заполнять платежные поручения по перечислению налогов и сборов;
выбирать для платежных поручений по видам налогов соответствующие реквизиты;
выбирать коды бюджетной классификации для определенных налогов, штрафов и пени;
пользоваться образцом заполнения платежных поручений по перечислению налогов, сборов и пошлин;
проводить учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению;
определять объекты налогообложения для исчисления страховых взносов во внебюджетные фонды;
применять порядок и соблюдать сроки исчисления страховых взносов во внебюджетные фонды;
применять особенности зачисления сумм страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации;
оформлять бухгалтерскими проводками начисление и перечисление сумм взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонды обязательного медицинского страхования;
осуществлять аналитический учет по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию»;
проводить начисление и перечисление взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
использовать средства внебюджетных фондов по направлениям, определенным законодательством;
осуществлять контроль прохождения платежных поручений по расчетно-кассовым банковским операциям с использованием выписок банка;
заполнять платежные поручения по перечислению страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонды обязательного медицинского страхования;
выбирать для платежных поручений по видам страховых взносов соответствующие реквизиты;
оформлять платежные поручения по штрафам и пени внебюджетных фондов;
пользоваться образцом заполнения платежных поручений по перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды;
заполнять данные статуса плательщика, ИНН (Индивидуального номера налогоплательщика) получателя, КПП (Кода причины постановки на учет) получателя;
наименования налоговой инспекции, КБК (Кода бюджетной классификации), ОКАТО (Общероссийский классификатор административно-территориальных образований), основания платежа, страхового периода, номера документа, даты документа;
пользоваться образцом заполнения платежных поручений по перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды;
осуществлять контроль прохождения платежных поручений по расчетно-кассовым банковским операциям с использованием выписок банка;
знать: виды и порядок налогообложения;
систему налогов Российской Федерации;
элементы налогообложения; источники уплаты налогов, сборов, пошлин;
оформление бухгалтерскими проводками начисления и перечисления сумм налогов и сборов;
аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
порядок заполнения платежных поручений по перечислению налогов и сборов;
правила заполнения данных статуса плательщика, ИНН получателя, КПП получателя, наименования налоговой инспекции, КБК, ОКАТО, основания платежа, налогового периода, номера документа, даты документа, типа платежа;
коды бюджетной классификации, порядок их присвоения для налога, штрафа и пени;
образец заполнения платежных поручений по перечислению налогов, сборов и пошлин;
учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению; аналитический учет по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
сущность и структуру страховых взносов;
объекты налогообложения для исчисления страховых взносов;
порядок и сроки исчисления страховых взносов;
особенности зачисления сумм взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации;
оформление бухгалтерскими проводками начисления и перечисления сумм взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонды обязательного медицинского страхования;
начисление и перечисление взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
использование средств внебюджетных фондов;
порядок заполнения платежных поручений по перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды;
образец заполнения платежных поручений по перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды;
процедуру контроля прохождения платежных поручений по расчетно-кассовым банковским операциям с использованием выписок банка.
ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности»иметь практический опыт: составления основных форм бухгалтерской отчетности и использования ее для анализа финансового состояния организации;
составления приложений к бухгалтерской отчетности;
исправления ошибок и искажений в бухгалтерском учете и отчетности;
участия в счетной проверке бухгалтерской отчетности;
анализа информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;
уметь: отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;
определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;
закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;
устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;
осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по перерегистрации организации в государственных органах;
знать: определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации;
механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;
методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;
порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;
методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;
требования к бухгалтерской отчетности организации;
методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно - сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;
процедуру составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу;
порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;
сроки представления бухгалтерской отчетности;
правила внесения исправлений в "бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций;
виды и приемы финансового анализа;
процедуры анализа бухгалтерского баланса:
порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса;
порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса;
процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;
порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности;
состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;
процедуры анализа показателей финансовой устойчивости;
процедуры анализа отчета о финансовых результатах;
принципы и методы общей оценки деловой активности организации;
технологию расчета и анализа финансового цикла;
процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности;
процедуры анализа влияния факторов на прибыль.
ПМ.05 «Выполнение работ по профессии кассир».иметь практический опыт:осуществления и документирования хозяйственных операций по приходу и расходу денежных средств в кассе; уметь: принимать и оформлять первичные документы по кассовым операциям;
составлять кассовую отчетность;
проверять наличие обязательных реквизитов в первичных документах по кассе;
проводить формальную проверку документов, проверку по существу арифметическую проверку;
проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;
проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;
вести кассовую книгу;
принимать участие в проведении инвентаризации кассы;
знать: нормативно-правовые акты, положения, инструкции по ведению кассовых операций;
оформление форм кассовых и банковских документов;
оформление операций с денежными средствами, ценными бумагами, бланками строгой отчетности;
обязательные реквизиты в первичных документах по кассе;
формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
группировку первичных бухгалтерских документов по отдельным признакам;
правила ведения кассовой книги;
правила проведения инвентаризации кассы.
Количество часов на производственную практику:Всего 12 недель 432 часа На производственную практику (по профилю специальности):Всего 8 недель 288 часов На производственную практику ( преддипломную):Всего 4 недели 144часа Структура производственной практики Коды формируемых
компетенций
| Наименование профессионального модуля
| Объем времени,
отводимый
на практику
(час, нед.)
| Сроки проведения
| 2 курсы
| 3 курсы
| Производственная практика (по профилю специальности)
| ОК 1,ОК2, ОК З; ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК9, ПК1.1,ПК1.2, ПК1.З.ПК1.4
| ПМ.01.
Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации
| 36/1
| 54/1,5
| 4 семестр
6 семестр
| ОК 1,ОК2, ОКЗ; ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК9, ПК2.1,ПК2.2, ПК2.З,ПК2.4, ПК2.5
| ПМ.02
Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств
| 72/2
| 54/1,5
| 4 семестр
6 семестр
| ОК 1,ОК2, ОКЗ; ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК9, ПК3.1,ПК3.2, ПКЗ.З.ПК3.4
| ПМ.ОЗ Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
| 36/1
| 36/1
| 6 семестр
| ОК 1,ОК2, ОКЗ, ОК 4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, ОК 8, ОК9,
ГТК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.4
| ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности
| 108/3
| 108/3
| 6 семестр
| ОК 1,ОК2, ОКЗ, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК9, ПК 5.1, ПК 5.2, ПК 5.3, ПК 5.4
| ПМ.05 Выполнение работ по профессии «Кассир»
| 36/1
| 36/1
| 4 семестр
6 семестр
| Производственная практика (преддипломная)
| ОК 1,ОК2, ОКЗ, ОК4, ОК5,ОК6, ОК 7, ОК 8, ОК9,
ПК 1.1, ПК1.2,
ПК 1.3,ПК 1.4 ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4,
ПК 2.5
ПК 3.1, ПК 3.2,
ПК 3.3, ПК 3.4, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.4 ПК 5.1, ПК 5.2, ПК 5.3, ПК 5.4
| Производственная практика (преддипломная)
| 144/4
| 6 семестр
|
|