Российской Федерации Федеральная служба исполнения наказаний Управление социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными


НазваниеРоссийской Федерации Федеральная служба исполнения наказаний Управление социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными
страница1/6
ТипМетодическое пособие
filling-form.ru > Бланки > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6


Министерство юстиции Российской Федерации

Федеральная служба исполнения наказаний

Управление социальной, психологической

и воспитательной работы с осужденными



УФСИН России по Владимирской области

Профилактика профессиональной деформации

сотрудников УИС
Методическое пособие

Москва 2006



Профилактика профессиональной деформации сотрудников УИС: Методическое пособие. – М.: ФСИН России, УФСИН России по Владимирской области, 2006. – 58с.

Пособие подготовили:
М.Г. Дебольский – начальник отдела психологической службы УСПВРО ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент.

А.В. Ильин – начальник психологической службы УФСИН России по Владимирской области.

А.В. Рогов – начальник МПЛ УФСИН России по Владимирской области.

В пособии рассмотрены вопросы предотвращения профессиональной деформации сотрудников уголовно-исполнительной системы

Пособие рекомендуется пенитенциарным психологам, преподавателям, адъюнктам и слушателям высших образовательных учреждений ФСИН России, а также специалистам-психологам, интересующимся проблематикой исполнения наказаний.

Подготовлено в соответствии с п.1.10 Плана основных мероприятий по профилактике преступлений в учреждениях ФСИН России на 2006 год.

Рецензент:

Б.Г. Бовин – старший научный сотрудник ОПОД УИС НИИ ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент.

© УСПВРО ФСИН России, 2006

© УФСИН России по Владимирской области, 2006
Профилактика профессиональной деформации сотрудников УИС
1. Теоретико-методические основы тренинга.
В России приняты международные правовые акты в отношении пенитенциарной системы, в основе которых лежат гуманизация социальной среды и обращения с осужденными. Этот подход находит свою реализацию в программе «Пути оптимизации взаимоотношений между персоналом и осужденными в УИС Минюста России», которая разрабатывается НИИ УИС Минюста России. Одним из пунктов данной программы, является работа МПЛ УИН по Владимирской области по теме «Профилактика профессиональной деформации сотрудников УИС».

Одной из актуальных проблем, стоящих сегодня перед психологами пенитенциарных учреждений является предупреждение профессиональной деформации среди сотрудников УИС. Специфика правоохранительной деятельности, в том числе постоянная необходимость сотрудников вступать во взаимодействие с осужденными, нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность сотрудника УИС. При отсутствии у сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости часто наблюдается развитие профессиональной деформации.

Термин профессиональная деформация вошел в обиход сравнительно недавно. Но в последнее время он употребляется все чаще, что связано с увеличением масштабов самого явления, так же изменения личности сотрудника под воздействием его профессиональной деятельности.

Устойчивость личности работника УИС к отрицательным влияниям служебной деятельности, волевые качества личности подлежат коррекции. Поэтому одной из важнейших задач пенитенциарного психолога можно считать своевременную диагностику и профилактику профессиональной деформации сотрудников.

Проблема профдеформации работников УИС достаточно широко обсуждается в психологической литературе. Анализ литературы позволяет выделить основные факторы, вызывающих профдеформацию сотрудника УИС, особенности её проявления и пути психологической профилактики. Основные работы по данной проблеме принадлежат А.В. Буданову (1992), А.В. Дулову (1975), К.Р. Техасову (2000), С.Е. Борисовой (1998), и они связаны с профессиональной деформацией сотрудников милиции.

В научной и научно-практической литературе мы встречаем следующие определения профессиональной деформации.

А.В. Дулов1 определяет профессиональную деформацию как «появление в личности под влиянием некоторых особенностей служебной деятельности таких психологических изменений, которые начинают отрицательно влиять на осуществление этой деятельности, на психологическую структуру самой личности».

А.А. Прошин2 дает следующее определение профессиональной деформации. «Профессиональная деформация - это явление наиболее опасно в нравственно-профессиональной сфере, где деформация проявляется в утере верного представления о гражданском и нравственном смысле профессиональной деятельности. Профессиональная деформация сотрудников проявляется по-разному, но в конечном итоге ее развитие приводит к профессиональной бесполезности данного сотрудника или к нарушению им законов, аморальным действиям».

По мнению К.Р. Техасова3, профессиональная деформация личности сотрудника представляет «комплекс своеобразных, взаимосвязанных изменений отдельных качеств и личности в целом, искажение моральных норм, возникающих в связи с исполнением профессиональных задач в сфере профессиональной деятельности».

Обобщая мнения различных авторов о понятии профессиональной деформации, за основу мы взяли следующее определение профессиональной деформации профессиональная деформация сотрудников УИС - это изменение личностных качеств сотрудника под влиянием негативных факторов среды и профессиональной деятельности.

В ходе анализа научных данных о возникновении профессиональной деформации в среде сотрудников уголовно-исполнительной системы нами выделены несколько направлений в исследовании данной проблемы. Ясность вносит классификация, предложенная А.В. Будановым4, который выделяет следующие виды профессиональной деформации:

-собственно-профессиональная;

-должностная;

-депривационная;

-адаптационная.

Собственно-профессиональная деформация обусловлена тесным контактом с криминогенной средой, а также спецификой профессиональной деятельности. Этот вид деформации проявляется в следующем:

-использование в речи нецензурных выражений в общении с коллегами и осужденными;

-использование бранных слов-кличек по отношению к осужденным;

-постоянное употребление жаргона;

-скрытое или открытое пренебрежительное, уничижительное, враждебное отношение к сослуживцам и спецконтингенту;

-проявление грубости;

-моральное и физическое унижение человеческого достоинства других;

-утрата чувствительности к человеческому горю, беде, переживаниям, нравственно-психологическим ранам.

Должностная деформация связана, в основном, с использованием властных полномочий, которыми наделены сотрудники по отношению к объектам их воздействия. При этом руководитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное.

А.В. Буданов определяет проявления должностной деформации в следующем:

-чувство вседозволенности;

-неограниченность своих властных полномочий и возможностей;

-властолюбие, властность, упоение властью;

-стремление к подавлению воли, чести, достоинства и самолюбия другого человека;

-амбициозность;

-проявление самодурства;

-нетерпимость к мнению других, критическим замечаниям;

-отсутствие умения видеть свои ошибки, признавать их, а тем более исправлять, поступаться самолюбием, амбициями;

-чинопочитание, угодничество, ориентация на руководящее мнение;

-отсутствие здоровых нравственных и служебно-деловых отношений между различными частями и службами.

Депривационная деформация - обусловлена отсутствием возможностей для удовлетворения потребностей различного уровня и содержания. Неудовлетворенные потребности замещаются другими, удовлетворение которых более доступно.

Например, место духовных ценностей и потребностей занимают материальные, или потребность в алкоголе, а также потребности в неадекватном самоутверждении, самоактуализации, подкрепление властных полномочий и другие.

Адаптационная деформация выражается в пассивном приспособлении личности к актуальным социальным условиям, которое не сопровождается намерением изменить себя, а тем более других людей или ситуацию в позитивном направлении. Личность, внутренне не принимая нормы и ценности, доминирующие в коллективе, формально, внешне приспосабливается к ним, чтобы не выглядеть «белой вороной», что, в итоге, приводит к последующей деформации. В то же время адаптационный вид деформации проявляется и в привыкании сотрудника к сложившейся в коллективе форме социально-психологических отношений в течение длительной и продолжительной постоянной работы на одном и том же месте, в одном и том же подразделении. На уровне обычных психологических знаний это выражается с помощью житейского афоризма, когда говорят, что «сотрудник понял службу».

В зависимости от вида личностной активности (социальной, адаптивной, личностной) можно выделить активный и пассивный характер деформации, когда, например, личность сознательно принимает «правила игры» в коллективе сотрудников с нездоровым нравственно-психологическим климатом. Необходимо учитывать широту и глубину информации в интеллектуальной, волевой, нравственной и эмоциональной сферах личности. В реальной действительности ни один из видов деформации не проявляется отдельно. Каждому сотруднику в той или иной степени присущи все виды деформации, проявляющиеся в комплексе.

А.В. Буданов определяет следующие формы проявления профдеформации сотрудников:

-решение возникающих проблем при помощи словесного воздействия на осужденных;

-изменение привычек и появление негативных привычек;

-ухудшение отношения с близкими, изменение круга общения;

-стереотипность действий в различных ситуациях;

- склонность к проявлению агрессивных действий;

-изменение в манерах служебного общения (властно-командный тон, использование жаргона, речевых штампов, слов и выражений ненормативной лексики, неуместное употребление профессионального юмора);

-профессиональное огрубление личности (сверхнормативное пребывание на службе под любым предлогом; устойчивый интерес к служебным делам при нахождении вне службы, например, в выходные дни, в отпуске, злоупотребление служебным положением и т.д.);

-изменения представлений о самом себе (устойчиво завышенная профессиональная самооценка, болезненная реакция на критику, снисходительность профессиональной оценки коллег по службе, самомнение, уверенность в своей непогрешимости);

- крайнее проявление профессиональной деформации - это профессиональная деградация; совершение аморальных поступков и нарушение законности.

Борисова Е.В. одной из форм проявлений деформации считает деформацию индивидуальной профессиональной концепции сотрудника и появлением в ее структуре жестких стереотипов, отражающих неверное восприятие организации и самого себя в ее структуре. Исследования позволили выявить шесть подобных стереотипов Стереотип «начальник должен быть жестким, твердым, настойчивым» меняет структуру управленческого взаимодействия, переводя ее на режим угрозы наказанием за проступок, приказное общение1.

Стереотип «начальник всегда прав» отрицательно влияет на самостоятельность решений и суждений работника, формирует безынициативность, ожидание приказов и распоряжений со стороны руководства.

Стереотип догматического следования приказам порождает установку на бездумное выполнение любого приказа начальника, часто ведет к внутриличностным конфликтам, если имеется собственное мнение о необходимости действовать по-другому.

Стереотип «маленького человека» ведет к снижению профессиональной самооценки, проявлению конформизма и отсутствию собственных суждений по тому или иному служебному вопросу.

Стереотип «оптимального» ролевого поведения часто выступает как механизм приспособительного поведения к определенным служебным ситуациям и конкретным профессиональным действиям. Так, угрожающее и агрессивное поведение рассматривается как оптимальное для получения показаний от подозреваемого и т.д.

Стереотип «нахождения виновного» оправдывает все действия по нахождению виновного, его наказанию и т.п. При этом работа по выявлению истинных причин неэффективности деятельности уходит на задний план, и ее недостатки не вскрываются.

Анализ литературы по пенитенциарной психологии позволил выделить факторы, способствующие и препятствующие профдеформации сотрудников УИС.

Факторы, способствующие профдеформации сотрудников УИС:

  1. Факторы, обусловленные спецификой деятельности сотрудников УИС (наделение сотрудников властными полномочиями; низкое материальное стимулирование к работе; повышенная ответственность при выполнении служебных обязанностей).

  2. Факторы, связанные с особенностями личности сотрудников УИС (агрессивность; недостаточный жизненный опыт; невысокая профессиональная подготовленность; комформость; низкий уровень самоконтроля; низкий уровень самокритичности).

  3. Факторы, обусловленные социально-психологической обстановкой, в которой находится сотрудник (напряженные, конфликтные отношения с сотрудниками; неадекватный стиль руководства коллективом; низкая общественная оценка сотрудников, вызывающая чувство бессилия).

  4. Факторы среды ИУ (высокая степень закрытости ИУ, по сравнению с другими учреждениями; контакт с криминогенной средой; стрессогенность профессиональной деятельности).

Факторы, препятствующие профдеформации у сотрудников УИС:

  1. широкий круг интересов и потребностей;

  2. способность контролировать свои действия;

  3. адекватная самооценка;

  4. сдержанность;

  5. проявление волевой устойчивости к негативным факторам;

  6. проявление настойчивости в сложных ситуациях;

  7. терпимость к недостаткам окружающих;

  8. соответствие работы интересам и желанию;

  9. внимательное отношение к другим людям;

  10. четкость в определении функциональных обязанностей;

  11. удовлетворенность режимом службы.

Таким образом, профдеформация является комплексным явлением, которое затрагивает все сферы деятельности сотрудника (работа, семья и т.д.). Она возникает в ходе выполнения профессиональной деятельности и оказывает негативное влияние на исполнение сотрудниками служебных обязанностей. Учитывая факторы, приводящие к появлению профдеформации и препятствующие ее развитию, можно эффективно проводить профилактику данного явления в УИС.

Методы изучения описываемого психологического явления,

сведения о разработке и апробации СПТ.

На предварительном этапе изучения описываемого явления нами проанализирован опыт работы по данной проблеме, описанный в литературных источниках зарубежных и отечественных учёных. Так же рассмотрен опыт проведения психокоррекционной работы с сотрудниками УИС так или иначе касающийся профилактики профдеформации. На основе полученных сведений разработана рабочая Программа тренинга.

Разработка Программы тренинга включала в себя:

  1. определение методологической основы Программы тренинга:

а) принцип детерминизма;

б) принцип развития;

в) системный подход к рассмотрению личности и деятельности;

г) личностно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, Леонтьев А.Н. и др.);

д) психологическая теория личности (Ананьев Б.Г. , Рубинштейн С.Л. и др.);

е) теория профессиональной деформации (А.В.Буданов, B.C.Медведев, В.Е.Орёл, и др.).

  1. методы исследования: а) теоретический анализ литературных и методических источников по проблеме профессиональной деформации; б) эмпирические методы (наблюдение; беседа; анкетирование; тестирование: методика УСК, методика В.В. Бойко, опросник К. Маслач, 16 PF Кеттелла); в) методы статистической и математической обработки данных (критерий Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона, G- критерий знаков).

  2. выработку требований к Программе тренинга с учётом специфики работы психологов в УИС: несложность применения, краткосрочность реализации, универсальность;

  3. определение содержания Программы тренинга, количества занятий и их продолжительность (7 занятий по 2 часа);

  4. подготовку проекта Программы тренинга «Профилактика профессиональной деформации сотрудников УИС».

На этапе решения организационных вопросов было определено исправительное учреждение, на базе которого будет проходить реализация Программы тренинга. Исследование проводилось на базе учреждения ОД-1/1 п. Головино Владимирской области. Выборка составила 40 человек. Возрастной диапазон сотрудников, принявших участие в исследовании 21-35 лет. В констатирующем эксперименте использовались следующие психодиагностические методики: 16 PF Р. Кеттелла, методика К.Маслач, методика СЭВ В.В.Бойко, методика УСК. Из 40 человек, принявших участие в исследовании были сформированы две гомогенные группы: экспериментальная и контрольная, по 12 человек в каждой. В экспериментальной группе впоследствии проводился СПТ «Профилактика профессиональной деформации сотрудников УИС».

С целью оценки эффективности Программы:

-подобраны методы и методики, а также подготовлены бланки для проведения психодиагностического обследования;

-проведен тренинг в объеме 7-ми двухчасовых занятий;

-проведено психодиагностическое обследование сотрудников до и после тренинга;

-на основе результатов психодиагностического обследования выявлена динамика личностных особенностей сотрудников до и после тренинга;

-дана оценка эффективности психокоррекционной Программы тренинга.

Сравнительный анализ эмпирических данных.

На основе анализа психологической литературы нами выявлены следующие факторы проявления профессиональной деформации сотрудников УИС:

  1. равнодушие к проблемам других;

  2. отсутствие тактичности в общении;

  3. подозрительность и застревание на негативном;

  4. перерастание бдительности в подозрительность;

  5. предвзятое отношение к окружающим;

  6. объяснение собственных неудач за счет внешних помех;

  7. преобладание силовых способов урегулирования конфликтов;

  8. заимствование жаргона осужденных;

  9. перенос стиля служебного общения на общение вне службы;

  10. авторитаризм в общении с осужденными;

  11. отсутствие широкого круга социальных связей.

Анализ экспериментальных данных свидетельствует о следующих личностных изменениях вследствие профессиональной деятельности:

1. эмоциональная неустойчивость;

  1. конформность;

  2. консерватизм;

  3. импульсивность;

  4. напряженность;

  5. низкий общий уровень субъективного контроля, а также контроля в области достижений и неудач.

С целью оценки эффективности тренинговой программы было проведено экспериментальное исследование по ее окончании СПТ. При этом произведено сопоставление результатов отдельно по экспериментальной и контрольной группам. Для этого использованы методики: УСК, Методика СЭВ (Бойко В.В.). При исследовании достоверности различий между выборками до и после тренинга (уровень значимости p≤0,05) нами выявлено снижение уровня напряжения у сотрудников, появление тенденции к более критичному отношению к себе у сотрудников, прошедших тренинг. Кроме этого отмечено повышение уровня самоконтроля и саморегуляции (уровень значимости p≤0,01). Также выявлена тенденция к повышению общего уровня субъективного контроля у сотрудников (уровень значимости p≤0,01). В контрольной группе значимых изменения не выявлено. В заключении следует отметить, что проведенное исследование является начальным этапом, цель которого состояла в выявлении личностных особенностей сотрудников, способствующих появлению профессиональной деформации и создание программы СПТ «Профилактика профессиональной деформации». Мы считаем, что продолжение работы в этом направлении является важным компонентом, по оптимизации профессиональной деятельности сотрудников УИС и их взаимодействия с осужденными.

Негативные последствия профессиональной деформации сотрудников УИС обуславливают необходимость её предупреждения (профилактики). Работа с сотрудниками УИС по профилактике профдеформации может включать в себя следующее:

    • снятие у сотрудников стрессовых состояний, возникающих в связи с напряженной деятельностью в условиях пенитенциарной службы;

    • формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости;

    • развитие у сотрудников умений разрешать конфликтные ситуации и способности добиваться поставленной цели;

Для этого могут быть использованы разного рода тренинги, например, тренинги уверенности в себе, самораскрытия, личностного роста, принятия решений и т.п.

В настоящее момент программа тренинга «Профилактика профессиональной деформации среди сотрудников УИС» внедрена в деятельность практических психологов ИУ Владимирской области.

2. Технология тренинга.
Цель тренинга: выявить факторы профессиональной деформации и провести их коррекцию.

Постановка цели тренинга может быть достигнута через решение следующих задач:

  1. Выявление факторов профессиональной деформации у участников тренинга.

  2. Обучение участников тренинга элементам эмоциональной саморегуляции.

  3. Определение внешних и внутренних ресурсов каждого участника и поиск возможностей их использования.

  4. Поиск приемов эффективного разрешения конфликтных ситуаций и эффективных способов общения.

Содержание тренинга.


№ п/п

Тема

занятия

Цель и задачи занятия

Применяемые методы и формы обучения

Продолжительность занятия (мин)

1

2

3

4

5

1

Вводное

Цель: определение актуальности тренинга для сотрудников и пробуждение потребности противостоять профдеформации.

Задачи:

-знакомство с программой и методами работы в группе;

-формирование первого впечатления друг о друге;

-формирование у членов группы установки на взаимопонимание;

-создание доверительной психологической атмосферы;

-информирование по вопросу «профессиональная деформация».

Лекция

Знакомство

Разминка

Игры

Методика «неоконченные предложения»

140

2

Эмпатия, обратная связь

Цель: формирование навыков социальной перцепции у сотрудников

Задачи:

-отработка умений подачи и приема «обратной связи»;

-понимание эмоционального состояния других.

Лекция

Игры


140

3

Уверенное поведение, часть-1

Цель: формирование навыка уверенного поведения сотрудников.

Задачи:

-осознание участниками состояния неуверенности в себе, и чувств связанных с ней; определение ситуаций неуверенности и их последствий для человека;

- осознание участниками состояния уверенности в себе.

Лекция

Создание ассоциаций

Рисуночные методики

Игры

140

4

Уверенное поведение, часть-2

Цель: формирование навыка уверенного поведения сотрудников.

Задачи:

-определение стиля поведения в различных ситуациях;

-отработка стиля уверенного поведения;

-отработка навыка «отказа»;

-знакомство со способами реагирования (на основе трансактного анализа) и определение оптимального способа взаимодействия;

-обращение участников к их личному опыту уверенного поведения.

Лекция

Игры

120

5

Разрешение конфликтов

Цель: развитие у сотрудников навыков рационального поведения в конфликте.

Задачи:

- определение сотрудниками собственных стилей поведения в конфликтных ситуациях;

-информирование сотрудников о конфликте, его причинах, способах реагирования в различных ситуациях;

-отработка навыка бесконфликтного поведения.

Лекция

Игры

Тест Томаса


140

6

Само-оценка

Цель: осознание сотрудниками своего «Я» и важности адекватной самооценки в противостоянии профдеформации.

Задачи:

-определение сотрудниками самооценки;

-информирование сотрудников о понятии самооценка, ее адекватности, «Образ Я»;

-развитие умения видеть себя глазами других и понимать окружающих.

Лекция

Игры

Рисуночный метод

Метод экспертных оценок

140

7

Подведение итогов

Цель: осознание изменений, произошедших в ходе тренинга и определение внутренних ресурсов для предотвращения профдеформации.

Игры

Методика «Неоконченные предложения»

120



Первое занятие «Вводное».


Перечень упражнений

Время выполнения (мин)

Принятие правил работы в группе.

15 мин.

Информирование.

15мин.

«Имя- качество».

10мин.

«Линейка»

20мин.

«Кто Я?»

20мин.

«Построй фигуру»

20мин.

«Неоконченные предложения»

30мин.

Завершение работы.

10мин.


Знакомство принятие правил работы в группе

Задачи:

-знакомство с программой и методами работы в группе;

-формирование первого впечатления друг о друге;

-формирование у членов группы установки на взаимопонимание;

-создание доверительной психологической атмосферы;

-информирование по вопросу «профессиональная деформация».
Вопрос ведущего: «Знаете ли вы, что такое тренинг, участвовали ли вы в тренингах до этого момента?».

Тренинг- это групповое взаимодействие и имеет свои правила, и прежде чем начать совместную работу мы примем правила работы в группе.

Правила работы в группе

1. Искренность в общении.

В группе не стоит лгать и лицемерить. Группа - это место, где вы можете рассказать о том, что вас действительно волнует и интересует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждали. Если вы не готовы быть искренним в обсуждении какого-то вопроса – лучше промолчать.

2. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени.

Это правило вводится в связи с тем, что ваши мысли и чувства очень значимы для других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать ваше мнение по обсуждаемому вопросу.

3. Не вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы.

Все что говориться здесь, должно остаться между нами. Это одно их этических оснований нашей работы. Не стоит обсуждать чьи-то проблемы с людьми, не участвующими в тренинге, а также с членами группы вне тренинга. Лучше сделать это непосредственно на занятии.

4. Право каждого члена группы сказать «стоп» - прекратить обсуждение его проблем.

Если вы чувствуете, что еще не готовы быть искренним в обсуждении вопросов, касающихся лично вас, или понимаете, что то или иное упражнение может нанести вам психическую травму – воспользуйтесь этим правилом.

5. Каждый участник говорит за себя, от своего имени.

Не стоит уходить от обсуждения и допускать рассуждения типа: « Все так думают…», «Большинство так считают…», попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: «Я думаю…», «Я чувствую…», «Мне кажется…».

6. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения.

Нас достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться понимать другого человека, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.

7. Общение между всеми участниками и ведущим – на «ты».

Это правило создает в группе обстановку, отличную от той, что существует за ее пределами. Если это будет трудно, т.к. мы привыкли к определенной иерархичности в отношениях, то переход на «ты» может произойти ко второй, третьей встрече – не торопите себя.

8. Недопустимость непосредственных оценок человека.

При обсуждении происходящего в группе мы не оцениваем участника, а только его поступки и поведение.

С сегодняшнего дня мы приступаем к работе в тренинге на тему «Профилактика профессиональной деформации сотрудников УИС».

Работа для большинства людей является важной частью их жизни. Рабочий день занимает значительную часть периода бодрствования человека. Не удивительно, что профессиональная деятельность оказывает огромное влияние на личность человека. Влияние может быть положительным и отрицательным (пример: человек может стать общительным, внимательным в отношении других людей и наоборот замкнутым, грубым и т.д.)

Вопрос ведущего: Как вы понимаете выражение профессиональная деформация?

Участники тренинга, передавая друг другу мяч по очереди говорят о том, как они понимают выражение профессиональная деформация.

Профессиональная деформация личности - изменение качеств личности, которые наступают под влиянием профессиональной деятельности.

Наибольшее влияние профессиональная деятельность оказывает на личностные особенности людей работающих с людьми (в системе человек-человек)- это чиновники, врачи, учителя, психологи, работники правоохранительных органов, сотрудники УИС. Профессиональная деформация имеет массу проявлений.

Так профессиональная деятельность может отложить свой отпечаток на учителя: он начинает учить всех, не только учеников в классе, но и молодежь вообще, на улице, в транспорте. Может перенести усвоенный им стиль общения из класса в свою семью…, у него может возникнуть комплекс «всезнания» и человек заявляет своим близким: «Я знаю как должно быть, слушайте меня!», а родственники часто сопротивляются этому.

Врач, так же часто подвержен профессиональной деформации: так врач может активно «искать» сам людей, которые, по его мнению, нуждаются в помощи, занимаются этим и вне своей работы. Или же может «искать болезнь даже там, где ее нет». Или же напротив доведя свой профессионализм до автоматизма врачи подчас не обращают никакого внимание на самого больного, его личность.

Сотрудники правоохранительных органов и уголовно- исполнительной системы также подвержены профессиональной деформации и здесь оказывают свое решающее влияние и специфика профессиональной деятельности и ближайшее окружение работника (осужденные, сотрудники).
Информирование

Факторы, способствующие профессиональной деформации

сотрудников УИС

Факторы, обусловленные спецификой деятельности сотрудников УИС:

-наделение сотрудников властными полномочиями;

-психологические и психические перегрузки (например, неустойчивый график работы, длительное лишение сна, резкие колебание активности в течение рабочего времени, частые дежурства);

-низкое материальное стимулирование к работе;

-повышенная ответственность при выполнении своих служебных обязанностей;

-экстремальность (например, риск, постоянное ожидание опасности, высокая эмоциональная насыщенность служебной деятельности при дефиците позитивных впечатлений);

-интенсивное общение с объектом профессиональной деятельности (например, осужденные, которые придерживаются криминальных установок для обеспечения своих интересов, целенаправленно создают условия для негативного изменения в структуре личности сотрудника; употребление жаргонных выражений);

-рост количества осужденных, в первую очередь имеющих различные психические отклонения, появившиеся вследствие возникновения алкогольной и наркотической зависимости;

-невысокий интеллектуальный уровень развития осужденных (как правило, большинство имеют начальное образование или неполное среднее).

Факторы, связанные с особенностями личности сотрудников:

-неуверенность в себе;

-проявление агрессивности как при общении с осужденными, так и с коллегами по работе, а так же в быту;

-отсутствие стремления повышать уровень своего развития, кругозора;

-завышенные личностные ожидания от службы (отсутствие перспектив продвижения по службе);

-невысокая профессиональная подготовленность;

-недостаточный жизненный опыт (принятие на службу молодых людей, не служивших в армии);

-принятие сотрудником на себя ответственности большей, чем позволяет его профессиональное и личностное развитие;

-низкий уровень самоконтроля и самокритичности;

-появления разочарования профессией;

-проявление конформности (например, подражание сотруднику, имеющему авторитет, вплоть до мелочей);

-слабое развитие волевых качеств.

Факторы, обусловленные социально-психологической обстановкой, в которой находится сотрудник:

-неадекватный стиль руководства коллективом;

-напряженные, конфликтные отношения с сотрудниками;

-конфликты в семье;

-низкая общественная оценка сотрудников, вызывающая чувство бессилия и неполноценности.

Факторы среды, вызывающие появление профессиональной деформации:

Среда, в которой осуществляют деятельность сотрудники уголовно-исполнительной системы, имеет свои специфические особенности, которые накладывают существенное деформирующее влияние на их личность.

Специфика заключается в следующих основных моментах:

-в высокой степени закрытости, по сравнению с другими гражданскими службами и учреждениями;

-в тесном контакте с криминогенной средой;

-в хронической стрессогенности профессиональной деятельности;

-в высоком уровне эмоциональной окрашенности общения (тесное взаимодействие с осужденными приводит к применению в общении с другими людьми «тюремного лексикона» и т.д.).

Профессиональная деформация проявляется в следующем:

-низкая откликаемость на чужую беду;

-равнодушие к проблемам других;

-проявление высокомерия;

-отсутствие тактичности в общении;

-подозрительность и застревание на негативном;

-снижение уровня тревожности в связи с наделением властными полномочиями;

-предвзятое отношение к окружающим – «все виновные»;

-ощущение враждебности окружающих;

-использование «тюремного жаргона»;

-снижение самооценки;

-снижение интеллекта из-за невозможности проявлять инициативу и творчество (выполнение работы только по приказу);

- ослабление бдительности из-за однообразной рутинной работы;

- перенос стиля служебного общения на общение вне службы и другие.

Данный тренинг направлен на то, чтобы его участники – т.е. мы, зная о том, что такое профдеформация личности, как она возникает и проявляется, чем она грозит человеку, определили свои внутренние и внешние ресурсы для того, чтобы избежать профессиональной деформации. Мы не ставим цель изменить себя, мы ставим цель узнать и понять себя, открыть в себе ресурсы, которые помогут нам противостоять профессиональной деформации. Еще Фрейд говорил: «то, что осознаем, тем управляем, то, что не осознаем, то управляет нами». Только тогда, когда мы знаем о своей проблеме, когда мы определил ее для себя, только тогда мы может работать над собой, вносить коррективы в свое поведение, в свои действия.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Российской Федерации Федеральная служба исполнения наказаний Управление социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными iconФедеральная служба исполнения наказаний приказ
Федеральная служба исполнения наказаний включена в перечень государственных военизированных организаций и наделяется правом оборота...

Российской Федерации Федеральная служба исполнения наказаний Управление социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными iconПриказ от 23 июня 2005 г. N 95 об утверждении инструкции о надзоре...
С целью совершенствования организации надзора за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения...

Российской Федерации Федеральная служба исполнения наказаний Управление социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными iconПриказ от 23 июня 2005 г. N 95 об утверждении инструкции о надзоре...
С целью совершенствования организации надзора за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения...

Российской Федерации Федеральная служба исполнения наказаний Управление социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными iconМинистерство финансов российской федерации федеральная налоговая...
Российской Федерации в соответствии с программами, утвержденными соответствующими органами государственной власти, Федеральная налоговая...

Российской Федерации Федеральная служба исполнения наказаний Управление социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными iconФедеральная налоговая служба письмо
Федеральная налоговая служба в целях обеспечения выполнения налогоплательщиками обязанности, установленной пунктом 2 статьи 105....

Российской Федерации Федеральная служба исполнения наказаний Управление социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными iconФедеральная налоговая служба письмо
Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе разъяснения на обращения организаций, индивидуальных предпринимателей...

Российской Федерации Федеральная служба исполнения наказаний Управление социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными iconФедеральная налоговая служба письмо
Федеральная налоговая служба направляет для использования в работе разъяснения на обращения организаций, индивидуальных предпринимателей...

Российской Федерации Федеральная служба исполнения наказаний Управление социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными iconМинистерство финансов российской федерации федеральная налоговая служба письмо
Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо по вопросу перехода на новую форму налоговой декларации по налогу на добавленную...

Российской Федерации Федеральная служба исполнения наказаний Управление социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными iconМинистерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации...
Управление Росздравнадзора по Смоленской области доводит до сведения следующую информацию

Российской Федерации Федеральная служба исполнения наказаний Управление социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными iconМетодические рекомендации по организации образовательного процесса...
Федеральной службы исполнения наказаний (далее – образовательные учреждения) соответствующих локальных актов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск