Методические рекомендации по организации образовательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний


НазваниеМетодические рекомендации по организации образовательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний
страница1/7
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации образовательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования

Федеральной службы исполнения наказаний

Москва 2011




Методические рекомендации по организации образовательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний (далее – Рекомендации) разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования в целях унификации требований к реализации образовательных программ профессионального образования и подготовки образовательными учреждениями высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний (далее – образовательные учреждения) соответствующих локальных актов.

Рекомендации предназначены для использования в работе руководящим, профессорско-преподавательским составом, специалистами в области организации и обеспечения образовательного процесса в образовательных учреждениях.
1. Общие положения
1.1. Под образовательным процессом в образовательном учреждении понимается целенаправленная совместная деятельность руководящего, профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного персонала и курсантов, слушателей, студентов (далее – обучающихся), направленная на реализацию образовательных программ подготовки кадров для учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее – УИС).

1.2. В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон № 3266-1) в образовательном учреждении при наличии соответствующей лицензии реализуются профессиональные (основные и дополнительные) образовательные программы (пункт 1 статьи 9).

1.3. Согласно пункту 5 статьи 9 Закона № 3266-1 к основным образовательным программам, реализуемым в образовательном учреждении, относятся программы:

среднего профессионального образования;

высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);

послевузовского профессионального образования.

1.4. Согласно пункту 2 статьи 26 Закона № 3266-1 к дополнительным относятся образовательные программы, реализуемые в образовательном учреждении за пределами определяющих их статус основных образовательных программ.

1.5. В соответствии с положениями Закона № 3266-1 образовательное учреждение может реализовывать программы профессиональной подготовки (пункт 3 статьи 21).

1.6. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» (далее – постановление Правительства РФ № 71):

основные образовательные программы разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно на основании федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, примерных основных образовательных программ и с учетом требований, предъявляемых к работникам УИС (пункт 39);

образовательное учреждение путем целенаправленной организации образовательного процесса, выбора форм, методов и средств обучения создает обучающимся необходимые условия для освоения основных образовательных программ соответствующего уровня (пункт 44).

1.7. В разработке основных образовательных программ по специализациям ведомственной направленности принимают участие представители структурных подразделений ФСИН России и/или территориальных органов ФСИН России.

1.8. На основании пункта 1 статьи 15 Закона № 3266-1 организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с основными образовательными программами, расписаниями занятий и включает:

планирование образовательного процесса;

организацию учебной работы;

контроль образовательного процесса;

организацию учебно-методической работы;

информационное, материально-техническое, кадровое обеспечение образовательного процесса.

1.9. Основная образовательная программа, согласно пункту 39 постановления Правительства РФ № 71, включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, программы учебной и производственной практики, календарный учебный график, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

1.10. В случае реализации основной образовательной программы совместно несколькими образовательными учреждениями, головным образовательным учреждением и его филиалом (филиалами) составляется общий учебный план, в котором дополнительно указывается распределение учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) по месту освоения (реализующими их образовательными учреждениями (филиалами)).

1.11. Основные образовательные программы заочной формы обучения, дополнительные образовательные программы могут реализовываться с использованием дистанционных образовательных технологий.

Согласно пункту 5 статьи 32 Закона N 3266-1 соотношение объема учебных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий и путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся при реализации основной и/или дополнительной образовательной программы определяется образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с требованиями Минобрнауки России и в зависимости от возможностей образовательного учреждения и обучающихся.

1.12. Расписание занятий формируется с учетом формы обучения, основных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой, и включает в себя аудиторные и иные формы занятий, проводимые преподавателем с обучающимися.

По учебным дисциплинам (модулям), которые осваиваются обучающимся с использованием дистанционных образовательных технологий без участия педагогического работника (самостоятельно), составляется календарный план изучения учебных дисциплин (модулей). В расписание занятий они не включаются.

1.13. С момента присоединения России к Болонскому процессу (на берлинской встрече министров образования европейских стран в сентябре 2003 года) и утверждения Плана мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 - 2010 годы (приказ Минобрнауки России от 15 февраля 2005 года № 40) при реализации основных образовательных программ может применяться кредитно-модульная система организации образовательного процесса, основанная на блочно-модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании системы зачетных единиц (кредитов) и соответствующих образовательных технологий.

1.14. Руководствуясь Примерным положением об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц (письмо Минобразования РФ от 9 марта 2004 года № 15-55-357ин/15) систему зачетных единиц (кредитов) следует применять для определения объема учебной нагрузки и временных затрат, необходимых для освоения учебной дисциплины (модуля) или образовательной программы в целом.

Зачетная единица (кредит) представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, которая включает все виды его учебной деятельности, предусмотренные в учебном плане, в том числе аудиторную и самостоятельную работу, практики и др.

1.15. Количество зачетных единиц (кредитов) по каждой основной образовательной программе устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

1.16. Решение о введении кредитно-модульной формы организации образовательного процесса по каждому направлению подготовки (специальности) основных образовательных программ принимается образовательным учреждением самостоятельно в зависимости от создания необходимых условий (методическое обеспечение, собственные практические наработки реализации такой организации в форме эксперимента, др.).

1.17. Особенности организации образовательного процесса с использованием зачетных единиц (кредитов) определяются Минобрнауки России.
2. Планирование образовательного процесса
2.1. Планирование образовательного процесса осуществляется в целях полного и качественного выполнения годового календарного учебного графика, учебных планов, рабочих программ учебных дисциплин (модулей).

2.2. В образовательном учреждении, осуществляющем обучение по нескольким направлениям подготовки (специальностям) и формам обучения, составляется сводный календарный учебный график на учебный год. Он обсуждается на ученом совете и утверждается начальником образовательного учреждения одновременно с рабочими учебными планами направлений подготовки (специальностей).

2.3. Учебный план включает: график учебного процесса, план учебного процесса, а также сводные данные по бюджету учебного времени и по формам контроля, перечень видов и период проведения практик, форму и период проведения итоговой государственной аттестации, пояснительную записку.

2.4. График учебного процесса устанавливает последовательность и продолжительность теоретического обучения, экзаменационных сессий, практик, итоговой государственной аттестации, каникул. График разрабатывается в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта конкретного направления подготовки (специальности) и размещается на первой странице учебного плана.

2.5. В плане учебного процесса отображается логическая последовательность освоения циклов и разделов основной образовательной программы, обеспечивающих формирование компетенций. Указывается общая трудоемкость учебных дисциплин (модулей), практик в зачетных единицах, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах.

2.6. Учебный план разрабатывается на весь период обучения на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерного учебного плана по соответствующему направлению подготовки (специальности), утвержденного ФСИН России, обсуждается на ученом совете и утверждается начальником образовательного учреждения.

2.7. Учебный план должен быть стабильным и рассчитанным, как правило, на весь установленный срок обучения. При необходимости в действующий учебный план могут вноситься отдельные изменения, одобренные ученым советом образовательного учреждения.

2.8. В учебном плане трудоемкость каждой учебной дисциплины (модуля) указывается в академических часах и в зачетных единицах (кредитах).

Обучающиеся обязаны осваивать учебные дисциплины (модули), проходить практики в строгом соответствии с учебными планами.

2.9. В рабочей программе учебной дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по основной образовательной программе с учетом специализации образовательного учреждения.

2.10. Структура и содержание рабочих программ учебных дисциплин (модулей) включает:

цели освоения;

место в структуре основной образовательной программы;

требования к результатам освоения;

объем по видам учебной работы и промежуточной аттестации;

содержание с распределением по разделам (в дидактических единицах), видам учебных занятий, указанием междисциплинарных связей с обеспечиваемыми (последующими) учебными дисциплинами (модулями);

примерную тематику курсовых работ (проектов);

учебно-методическое, информационное, материально-техническое обеспечение;

методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины (модуля).

2.11. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) разрабатывается кафедрой, за которой закреплена данная учебная дисциплина (модуль) на основе:

федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерного учебного плана образовательного учреждения – базового разработчика федерального государственного образовательного стандарта, примерного учебного плана ФСИН России (при наличии), учебного плана образовательного учреждения;

примерной учебной программы по учебной дисциплине (модулю), утвержденной образовательным учреждением – базовым разработчиком соответствующего федерального государственного образовательного стандарта, руководством ФСИН России (для дисциплин ведомственных специализаций);

ранее утвержденной в образовательном учреждении рабочей программы по данной учебной дисциплине (модулю).

2.12. Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) проходит внутреннее и внешнее рецензирование, обсуждается на заседаниях кафедры, методического совета и утверждается начальником (заместителем начальника по учебной работе) образовательного учреждения.

2.13. Порядок разработки рабочих программ регламентируется соответствующим локальным актом образовательного учреждения.

2.14. Базовыми документами планирования образовательного процесса (образцы 1 – 4 приложения к Рекомендациям) являются:

тематические планы учебных дисциплин (модулей);

графики последовательности прохождения учебных дисциплин (модулей);

график понедельного прохождения учебных дисциплин (модулей);

план-график заочного обучения;

учебный график работы слушателя заочной формы обучения;

расстановка преподавателей по лекционным потокам и учебным группам;

расчет объема учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава;

расчет требуемой численности профессорско-преподавательского состава;

распорядок дня на учебный год;

перечень аудиторного фонда;

расписание учебных занятий.

2.15. Тематический план учебной дисциплины (модуля) разрабатывается кафедрой на полный курс обучения и корректируется с учетом новейших достижений науки и техники, требований практики. Тематический план определяет распределение аудиторного учебного времени и времени, выделяемого на самостоятельную подготовку по разделам (частям), темам и видам учебных занятий и подписывается начальником кафедры.

2.16. Тематический план изучения комплексной учебной дисциплины (модуля), преподаваемой несколькими кафедрами, должен быть согласован и обсужден на совместном заседании соответствующих кафедр и утвержден заместителем начальника образовательного учреждения по учебной работе.

2.17. График последовательности прохождения учебных дисциплин (модулей) разрабатывается кафедрой. В нем определяется последовательность проведения конкретных видов учебных занятий по каждой теме и отводимое на них время, отражаются предложения кафедры об особенностях планирования учебных занятий по каждой учебной дисциплине (модулю), контрольных мероприятий.

2.18. График понедельного прохождения учебных дисциплин (модулей) разрабатывается учебным отделом, факультетом на семестр на основе учебного плана, годового календарного учебного графика, тематических планов и графиков последовательности прохождения учебных дисциплин (модулей) и утверждается заместителем начальника образовательного учреждения по учебной работе.

2.19. Учебный график работы слушателя заочной формы обучения составляется учебным отделом (факультетом) на учебный год по курсам, утверждается начальником факультета и выдается каждому обучающемуся перед началом учебного года. В нем предусматриваются сроки представления контрольных и курсовых работ, проведения сессий, сборов

2.20. Расстановка преподавателей по лекционным потокам и учебным группам производится кафедрой.

2.21. Расчет объема учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава составляется учебным отделом совместно с кафедрами на учебный год (семестр) на основе учебного плана и норм планирования и учета затрат времени для расчета объема учебной работы, выполняемой профессорско-преподавательским составом, не позднее, чем за три месяца до начала учебного года (семестра). На основании расчетов по каждой кафедре учебным отделом готовится сводный план годовой (семестровой) нагрузки, который утверждается начальником образовательного учреждения. Расчет производится по единым для всех образовательных учреждений формам.

2.22. В распорядке дня устанавливается время проведения учебных занятий и самостоятельной работы обучающихся для каждого учебного и учебно-строевого подразделения (факультета, кафедры, курса).

2.23. Перечень аудиторного фонда составляется учебным отделом не менее чем за три месяца до начала учебного года (семестра), распределяется по курсам (факультетам) и оформляется приказом начальника образовательного учреждения.

2.24. На основании перечисленных данных учебным отделом (факультетом) составляется расписание учебных занятий, которое является завершающим этапом планирования образовательного процесса.

В расписании учебных занятий содержится информация о времени, месте и виде учебных занятий для каждого курса, отдельных потоков и учебных групп (взводов) с указанием изучаемых тем и преподавателей. Расписание составляется на семестр не позднее, чем за 2 недели до начала учебного года (очередного семестра) и утверждается начальником образовательного учреждения или его заместителем по учебной работе. Изменения в расписании учебных занятий допускаются в исключительных случаях и только с разрешения должностного лица, его утвердившего.

Расписание учебных занятий слушателей заочной формы обучения составляется на период лабораторно-экзаменационной сессии.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний iconПриказ от 23 июня 2005 г. N 95 об утверждении инструкции о надзоре...
С целью совершенствования организации надзора за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения...

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний iconПриказ от 23 июня 2005 г. N 95 об утверждении инструкции о надзоре...
С целью совершенствования организации надзора за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения...

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний iconМетодические рекомендации челябинск 2013 Во исполнение требований...
Челябинской области ежегодно проводятся 5-ти дневные учебные сборы с учащимися в образовательных учреждениях среднего (полного) общего...

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний iconМетодические рекомендации по предотвращению чрезвычайных ситуаций...
Методические рекомендации призваны оказать помощь руководителям, преподавателям и лицам, ответственным за пожарную безопасность в...

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний iconМетодические рекомендации по организации образовательного процесса уц ООО «автоледи»
Настоящие рекомендации определяют основы организации образовательного процесса в учебном центре ООО «автоледи» (далее – учебный центр),...

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний iconМетодические рекомендации по организации образовательного процесса уц ООО «автоледи»
Настоящие рекомендации определяют основы организации образовательного процесса в учебном центре ООО «автоледи» (далее – учебный центр),...

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний iconПояснительная записка Методические рекомендации разработаны в соответствии...
Рф от 25. 03. 2003 №14-55-484ин/15 «Рекомендации по организации практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального...

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний iconМетодические рекомендации по организации образовательного процесса...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса профессионального обучения водителей транспортных средств категории...

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний iconМетодические рекомендации по организации образовательного процесса в автошколе «автопилот»
Цель образовательного процесса: повышение образовательного уровня населения; подготовка и переподготовка специалистов в области управления...

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний iconМетодические рекомендации по организации образовательного процесса...
По организации образовательного процесса подготовки (переподготовки) водителей транспортных средств различных категорий

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск