Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №44 Пушкинского района Санкт-Петербурга
4
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
ГБДОУ №44
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Протокол №1 от 25 08. 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
группы детей в возрасте
от 2 до 3 лет
Воспитатель:
КлимоваСветлана Александровна
Санкт-Петербург
2015-2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
№
| Содержание
| Стр.
| 1.
| Целевой раздел
| 3
| 1.1.
| Пояснительная записка.
Цель, задачи реализации программы. Принципы и подходы к формированию программы.
| 3
| 1.2.
| Значимые для разработки рабочей программы характеристики.
Общие сведения о коллективе детей, родителей.
Возрастные особенности психофизического развития детей.
| 7
| 1.3.
| Планируемые результаты освоения программы
| 11
| 2.
| Содержательный раздел
| 14
| 2.1
| Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями и формами работы в группе.
| 14
| 2.2.
| Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
| 18
| 2.2.1.
| Культурные практики
| 20
| 2.3.
| Способы и направления детской инициативы
| 21
| 2.4.
| Система работы по взаимодействию с семьями воспитанников
| 22
| 2.5.
| Система взаимодействия группы и социума
| 23
| 2.6.
| Вариативная часть образовательной программы.Система работы по ознакомлению детей с основами ОБЖ.
| 24
| 3.
| Организационный раздел
| 26
| 3.1.
| Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса
| 26
| 3.2.
| Особенности организации режимных моментов
| 27
| 3.3.
| Проектирование воспитательно–образовательного процесса
| 30
| 3.4.
| Планирование образовательной деятельности
| 31
| 3.5.
| Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
| 32
|
| Приложение 1 Режимы дня
| 35
|
| Приложение 2 Листок здоровья воспитанников
| 41
|
| Приложение 3 Бланк листа педагогической адаптации воспитанников
| 42
|
| Приложение 4 Бланк карты нервно-психического развития детей раннего возраста
| 44
|
| Приложение 5 Комплексно-тематическое планирование
| 45
|
| Приложение 6 Перспективный план работы с родителями
| 53
|
| Приложение 7 Культурно-досуговая деятельность
| 55
|
| Приложение 8 Система работы по ознакомлению детей с основами ОБЖ
| 58
|
| Приложение 9 Расписание непосредственно-образовательной деятельности детей
| 61
|
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
Основная образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ № 44 Пушкинского района Санкт-Петербург (далее - Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; с учетом, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г., №2/15).
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,6 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям (далее - образовательным областям): физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому. Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
С международно-правовыми актами:
- Конвенция ООН о правах ребенка,1989г.;
Законами РФ:
- Конституцией РФ от 12.12.1993г. (с изм. и доп.);
- Федеральным законом от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. и доп.);
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.79).
Документами Министерства образования и науки Российской Федерации:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Комментарии к ФГОС ДО от 28.02.2014 г. № 08-249;
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 02.06.1998г. № 89/34 – 16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий»;
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (Утвержден приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27.06.2013, № 28908).
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения»;
- Концепция дошкольного воспитания, 16 июня1989г. № 7/1.
Документами Федеральных служб:
- Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях - СанПиН 2.4.1. 3049-13 №26 от 15.05.2013г.;
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17 июня 2003 года.
Региональными документами:
- Закон Санкт-Петербурга от 26 июня 2013года «Об образовании в Санкт-Петербурге»;
- Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2020».
Правоустанавливающий документ ГБДОУ №44 Пушкинского района Санкт- Петербург
- Устав.
1.1.2. Цели и задачи реализации программы дошкольного образования Цель реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Задачи:
● охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
● обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей;
● обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
● создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
● объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
● формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
● обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
● обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
● определение направлений для систематического взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Пушкина, Санкт-Петербурга развивая духовно-нравственную культуру ребенка.
1.1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы группы «Неваляшки»
Образовательная программа дошкольного учреждения, а также организация на её основе образовательного процесса базируется на следующих принципах:
Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка. В этом контексте принимается как основополагающая позиция, сформулированная Л.С. Выготским: обучение, ведет за собой развитие (обучение понимается нами широко, как целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в котором и происходит передача взрослым и присвоение ребенком социального опыта). Применение принципа развивающего образования ориентирует педагогов на построение образования в зоне ближайшего развития ребенка.
Принцип научной обоснованности и практической применимости, согласно которому:
- содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;
- отбор образовательного материала для детей учитывает не только зону их ближайшего развития, но также возможность применения полученной информации в практической деятельности детей.
Принцип интеграциисодержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
Принцип интеграции реализуется:
- через интеграцию содержания дошкольного образования (интеграцию содержания различных образовательных областей и специфических видов детской деятельности по освоению образовательных областей);
- интегративные качества личности ребенка как результат дошкольного образования, а также основа и единые целевые ориентиры базовой культуры ребёнка дошкольного возраста;
- интеграцию разных типов учреждений (дошкольного, общего, дополнительного образования, социокультурных центров, библиотек, клубов) и групп детей дошкольного возраста, предоставляющих различные возможности для развития дошкольников и обеспечивающих их позитивную социализацию.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса означает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы при организации воспитательно-образовательного процесса. При этом в качестве тем могут выступать организующие моменты, тематические недели, события, реализация проектов, сезонные явления в природе, праздники, традиции.
Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса тесно взаимосвязана с интеграцией детских деятельностей.
Принцип адаптивности, который реализуется:
- через адаптивность предметно-развивающей среды каждого дошкольного учреждения к потребностям ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей комфорт ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, полноценное развитие;
- адаптивность ребенка к пространству дошкольного учреждения и окружающему социальному миру.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.
Образовательная программа реализует также:
- системность в отборе и предоставлении образовательного материала, интеграция задач познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития дошкольников и обогащение содержания образования.
При разработке программы учитываются также:
- деятельностный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности;
- сочетание наглядных и эмоционально-образовательных технологий обучения;
- открытость образовательной программы для повторения и уточнения образовательного материала в течение года, месяца, недели, включая работу по взаимодействию с родителями и детьми других возрастных групп. 1.1.4. Структура программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Выделено три раздела: целевой, содержательные, организационный. В каждом разделе отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Представлено содержание и особенности организации образовательного процесса.
Дана характеристика особенностей развития детей раннего, дошкольного возраста и детей с тяжелыми нарушениями речи, описаны планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры).
Определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности в раннем и дошкольном возрасте и по каждой из образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Описаны вариативные формы, способы методы и средства реализации программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; способы и направления поддержки детских инициатив; особенности организации педагогической диагностики (мониторинга); наиболее существенные характеристики программы (региональный компонент).
Охарактеризованы способы взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; представлены режимы дня в раннем и дошкольном возрасте, традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации, развивающей предметно – пространственной среды.
Содержание программы охватывает следующие образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Содержание программы отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста:
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
Характер взаимодействия со взрослыми;
Характер взаимодействия с другими людьми;
Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач вопределенных видах деятельности. Для детей раннего дошкольного возрастаэто:
|