ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
(РОССТАТ)
УТВЕРЖДЕНЫ приказом Росстата от 18.04.2011 № 191
Методологические положения
по наблюдению за ценами производителей сельскохозяйственной продукции
Москва
2011г.
Содержание
Наименование раздела
| Страница
| Общие положения
| 3
| 1. Показатели статистики цен производителей сельскохозяйственной продукции
| 4
| 2. Организация статистического наблюдения за ценами
| 5
| 2.1. Формирование набора товаров для наблюдения за ценами
| 7
| 2.1.1 Набор товаров-представителей
| 7
| 2.1.2 Набор видов товаров
| 8
| 2.2. Формирование выборочной совокупности объектов наблюдения за ценами
| 10
| 2.3. Порядок сбора ценовой информации
| 11
| 2.4. Особенности регистрации цен на отдельные товары и товарные группы
| 13
| 3. Обеспечение сопоставимости цен
| 15
| 3.1. Обеспечение сопоставимости цен при изменении качественных характеристик наблюдаемых видов продукции
| 15
| 3.2. Обеспечение сопоставимости цен при изменении канала или условий реализации продукции
| 16
| 3.3. Обеспечение сопоставимости цен для расчетов индексов цен в условиях временного или полного прекращения реализации продукции
| 18
| 3.4. Особенности формирования индексных рядов на товары с ограниченным сроком реализации и использования
| 19
| 4. Основные этапы расчета средних цен и индексов цен
| 21
| 4.1. Формирование весов для расчета средних цен и индексов цен производителей сельскохозяйственной продукции
| 21
| 4.2. Расчет средних цен
| 23
| 4.2.1. Расчет средних цен производителей сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственными организациями
| 23
| 4.2.2. Расчет средних цен производителей сельскохозяйственной продукции, реализованной населением
| 25
| 4.2.3. Расчет средних цен производителей сельскохозяйственной продукции, реализованной всеми обследуемыми категориями производителей
| 25
| 4.3. Расчет индексов цен
| 25
| 4.3.1. Расчет индивидуальных индексов цен
| 25
| 4.3.2. Расчет индексов цен к различным периодам
| 26
| 4.3.3. Расчет сводных индексов цен
| 27
| 4.3.4. Индекс цен отчетного месяца к соответствующему месяцу предыдущего года
| 29
| 4.3.5. Индекс цен за период с начала года к соответствующему периоду предыдущего года
| 30
|
Разработка методологических положений осуществлена в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».
Целью настоящих методологических положений является разработка принципов организации наблюдения за ценами производителей сельскохозяйственной продукции, определения системы весов и методов расчета средних цен и индексов цен.
Общие положения Информация, характеризующая ценовые процессы в сельском хозяйстве, необходима для проведения сравнительного анализа изменения цен на отдельные виды и группы сельскохозяйственной продукции, реализованной различными категориями сельскохозяйственных производителей, определения соотношений цен производителей сельскохозяйственной продукции и цен на приобретенные сельскохозяйственными организациями промышленные товары и услуги, а также анализа формирования потребительских цен.
При осуществлении наблюдения за ценами следует учитывать некоторые особенности сельскохозяйственного производства:
- сезонность производства;
- различия природно-климатических условий, что способствует специализации в производстве определенных видов сельскохозяйственной продукции в различных субъектах Российской Федерации;
- разнообразие типов организаций (крупные, т.е. организации, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства; средние и малые предприятия), а также хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм (личные подсобные и другие индивидуальные хозяйства граждан, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели).
1. Показатели статистики цен производителей сельскохозяйственной продукции Показатели статистики цен производителей сельскохозяйственной продукции являются частью системы показателей статистики цен, которая в свою очередь входит в общую систему социально-экономических показателей.
Для характеристики ценовых процессов в сельскохозяйственном производстве используется следующая совокупность взаимосвязанных показателей:
- зарегистрированная цена производителей сельскохозяйственной продукции – цена, получаемая производителем за реализацию товара, формирующаяся как цена франко-станция отправления (т.е. без учета стоимости доставки до потребителя) и не включающая в себя налог на добавленную стоимость, а также другие налоги, не входящие в себестоимость продукции;
- средняя фактическая цена производителей сельскохозяйственной продукции – определяется исходя из цен на отдельные виды продукции, как частное от деления общей стоимости реализованных видов продукции на объем их реализации в натуральном выражении. На уровень и динамику средних цен помимо ценового фактора могут оказывать влияние структурные сдвиги, а именно изменение соотношения доли производства различных видов продукции, нестабильность ассортимента производимой продукции, сезонные колебания спроса и т.д.;
- средняя сопоставимая цена производителей – средняя цена, рассчитанная на основе постоянного перечня отдельных видов продукции и организаций в сравниваемых периодах времени и неизменной структуры производства с использованием расчетных цен на отдельные виды товаров в условиях отсутствия их фактической реализации. На динамику средних сопоставимых цен производителей не оказывают влияние структурные сдвиги, в отличие от средних фактических цен производителей сельскохозяйственной продукции, поэтому они могут использоваться для расчетов индексов цен;
- индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции – относительный показатель динамики цен, характеризующий изменение во времени цен на сопоставимые виды производимой продукции.
Индекс цен производителей может быть:
- индивидуальным, рассчитанным непосредственно путем деления цен конкретных видов продукции с одинаковыми качественными характеристиками в отчетном и базисном периодах;
- сводным по группе товаров, определяемым путем агрегирования индивидуальных индексов цен по сопоставимым наборам производимой продукции.
Совокупность индексов цен производителей сельскохозяйственной продукции имеет многоуровневую иерархическую структуру.
С одной стороны, индексы цен строятся на базе двух статистических группировок:
- товарной, т.е. по видам и группам наблюдаемой сельскохозяйственной продукции;
- по видам экономической деятельности, т.е. по разновидностям сельскохозяйственного производства.
С другой стороны, индексы цен рассчитываются по различным категориям сельскохозяйственных производителей:
- по сельскохозяйственным организациям, занимающимся производством и реализацией сельскохозяйственной продукции;
- по населению, осуществляющему в личных подсобных и других индивидуальных хозяйствах производство и реализацию сельскохозяйственной продукции;
- в целом по обследуемым категориям хозяйств. 2. Организация статистического наблюдения за ценами Цель статистического наблюдения за ценами заключается в получении первичной информации, необходимой для формирования индексов цен производителей сельскохозяйственной продукции, а также средних цен на отдельные виды сельскохозяйственной продукции, сложившихся в определенные периоды времени.
Единицей наблюдения является вид товара, формирующийся на стадии производства и первой фазе его реализации (продажи) сельскохозяйственным производителем.
Объектом наблюдения является совокупность наблюдаемых товаров, производимых сельскохозяйственными производителями.
Отчетными единицами в данном наблюдении выступают производители сельскохозяйственной продукции.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и изменениями в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2009 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» «сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку … и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год».
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:
1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство;
2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабаты-вающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные);
3) крестьянские (фермерские) хозяйства.
В соответствии с основными принципами организации статистического наблюдения за ценами данное наблюдение не ставит задачи охватить цены на абсолютно все товары, производимые всеми сельхозпроизводителями, и носит выборочный характер.
Наблюдение за ценами осуществляется по основным категориям сельскохозяйственных товаропроизводителей на выборочной основе.
В соответствии со статьей 6 п. 1 Федерального закона от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» «федеральное статистическое наблюдение в зависимости от способа проведения может быть … выборочным (проводится в отношении отдельных субъектов (объектов) изучаемой совокупности на основе представительной (репрезентативной) выборки, полно и адекватно отражающей свойства изучаемой совокупности)».
Для эффективной организации данного выборочного наблюдения необходимо соблюдение следующих условий:
- совокупность отобранных для наблюдения видов продукции и хозяйств должна быть репрезентативной, сформированной с учетом охвата всех наблюдаемых видов сельскохозяйственной продукции и особенностей экономической конъюнктуры производства в различных субъектах Российской Федерации;
наблюдаемые виды продукции должны быть сопоставимыми по качественным характеристикам, структуре формирования цены, условиям продажи в сравниваемых периодах времени;
регистрация цен на товары должна проводиться через одинаковые промежутки времени;
необходимо наличие информации по наблюдаемым товарам для формирования весов.
Можно выделить основные этапы организации данного наблюдения:
отбор представительных видов сельскохозяйственной продукции, для сбора ценовой информации;
формирование совокупности базовых сельскохозяйственных организаций, в которых проводится наблюдение за ценами на отобранные виды продукции;
определение порядка сбора первичной ценовой информации, а также информации, которая будет использоваться в качестве весов для расчетов средних цен и индексов цен.
2.1. Формирование набора товаров для наблюдения за ценами Под набором товаров для наблюдения за ценами понимается выборочный круг производимых видов сельскохозяйственной продукции, на которые с определенной периодичностью регистрируются цены с целью исчисления средних цен и формирования индексов цен производителей по товарам, товарным группам, видам экономической деятельности.
Набор товаров для наблюдения за ценами производителей сельскохозяйственной продукции формируется на двух уровнях - федеральном и региональном.
2.1.1. Набор товаров-представителей создается на федеральном уровне и представляет собой централизованный перечень товаров и товарных групп, единый для сбора цен во всех субъектах Российской Федерации.
Товарная группа представляет собой совокупность однородных товаров-представителей. Например: пшеница – всего, овощи бобовые лущеные сушеные (зернобобовые культуры) и т.д.
Под товаром-представителем понимается товар с определенной характеристикой, объединяющий несколько его видов, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями, не влияющими на качество и основные потребительские свойства, но являющихся однородными по своему потребительскому назначению. Например: пшеница твердая (классная и неклассная), семена подсолнечника, молоко сырое крупного рогатого скота, яйца и т.д.
Набор товаров-представителей формируется на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД). Он включает основные товары, отобранные по принципу их репрезентативности. Критериями репрезентативности являются:
- удельный вес товаров в общем производстве, т.е. стоимость отобранных товаров должна составлять не менее 50% в производстве (реализации) той товарной группы или вида экономической деятельности, который они представляют;
- охват основных видов сельскохозяйственного производства - растениеводство и животноводство;
- производство отобранных для наблюдения товаров должно быть характерным для сельского хозяйства Российской Федерации и осуществляться на протяжении нескольких лет.
В перечень товаров-представителей, участвующих в наблюдении за ценами, отбирается продукция с различным циклом производства (реализации):
- постоянно производимая в течение года (в основном, это продукция животноводства);
- производимая несколько месяцев в году, но реализуемая в течение более длительного времени (например, отдельные виды зерновых и овощных культур);
- с ярко выраженной сезонностью, например, огурцы и томаты (помидоры) открытого грунта, свекла сахарная и т.д.
Сформированный таким образом набор товаров-представителей охватывает различные товарные группы сельскохозяйственной продукции, в том числе и той, производство которой в силу биологических и природно-климатических факторов не постоянно и носит сезонный характер.
Сельскохозяйственную продукцию по своему назначению можно разделить на две группы товаров:
а) продукты, предназначенные для переработки и конечного использования потребителем;
б) продукты, предназначенные для использования внутри самого сельскохозяйственного производства, например, саженцы, рассада, семена для посева, племенной скот, инкубационные яйца и т.д. (исключение составляет фуражное зерно, реализуемое перерабатывающим предприятиям).
В набор товаров-представителей для наблюдения за ценами включаются товары, относящиеся к первой группировке. Это позволяет условно рассматривать сельскохозяйственное производство как «отдельное сельскохозяйственное предприятие», осуществляющее реализацию продукции предприятиям других видов экономической деятельности, что дает возможность для проведения экономического анализа поэтапного формирования цены и сопоставления цен на различных стадиях производства и потребления.
Перечень товаров-представителей формируется в составе формы федерального статистического наблюдения № 1-СХ-цены «Сведения о ценах производителей сельскохозяйственной продукции», которая утверждается приказом Росстата.
|