Методическая разработка урока по уд «Полезные ископаемые, минералогия и петрография»


Скачать 329.54 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока по уд «Полезные ископаемые, минералогия и петрография»
страница1/4
ТипМетодическая разработка
filling-form.ru > Туризм > Методическая разработка
  1   2   3   4
Областное государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Томский политехнический техникум»

(ОГБПОУ «ТПТ»)

d:\мои документы\герб.jpg

Методическая разработка урока

по УД «Полезные ископаемые, минералогия и петрография»

для специальности 21.02.11 «Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых»

с использованием элементов методики «перевернутого обучения»

Разработал:

Федоренко Ирина Валерьевна,

преподаватель спецдисциплин


Томск

2015

Аннотация

«Обучая других, мы учимся сами».

Сенека,

римский государственный деятель
Современный учитель-это профессионал, который соединяет в себе любовь к делу и к ученикам. Педагогический профессионализм определяется, прежде всего, через понятие педагогического мастерства. Педагогическое мастерство-это владение преподавателем системой психолого-педагогических знаний, навыков, умений и способностей по организации образовательного процесса и его эффективному осуществлению. В современной педагогической практике широко используется смешанное обучение, под которым понимается образовательная технология, реализуемая в условиях сочетания очной формы занятий и электронного обучения. Это смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования.

Элементы методики «перевернутого обучения» активно внедряются преподавателем Федоренко И.В. на своих уроках, так как специфика дисциплин геологического профиля требует изучения и просмотра большого количества материала, который невозможно разобрать только в учебное время, а современный уровень развития информационных технологий позволяет найти нужный разнообразный материал. На своих занятиях я предлагаю студентам темы для самостоятельного изучения и просмотра дома, которые потом разбираем на занятиях в аудитории. К сожалению, в настоящее время пока еще не все учащиеся имеют возможность пользоваться интернет-ресурсами и электронной образовательной средой, а активное внедрение «перевернутого обучения» преподавателем сдерживается определенными техническими трудностями при записи видеороликов уроков.

Введение

Пионерами перевернутого обучения являются учителя химии Джонатан Бергман и Аарон Сэмс. В 2007 году они стали записывать видеоролики своих уроков и превращать их в домашние задания для своих обучающихся. Если кратко изложить идеи этих педагогов, то сущность данной технологии заключается в том, что объяснения учителя школьники слушают дома, а домашние задания выполняют в классе. Положительным в данной идее является то, что обучающийся может просмотреть и прослушать изложение нового материала столько раз, сколько ему нужно, чтобы понять его. Попутно он может обратиться к учебнику и дополнительным ресурсам. Работа обучающихся на уроке заключается в выполнении практических заданий, направленных на закрепление тех теоретических знаний, которые они изучили дома.

С момента своего появления идея «перевернутого обучения» стала предметом бурных дискуссий. Считается, что ее сильными сторонами является следующее:

-заинтересованные ученики работают друг с другом, а образовательный процесс организуется с учетом потребностей учеников;

-увеличивается время на индивидуальное обучение, учащиеся осваивают материал в своем темпе, не будучи зажатыми временными рамками урока;

-общение ученика и учителя выходит на новый качественный и количественный уровень;

-хорошо успевающие ученики могут углублять свои знания, а отстающие получают гораздо больше возможностей наверстать упущенное.

В настоящий момент не существует единой модели «перевернутого обучения» - термин широко используется для описания структуры практически любых занятий, которые строятся на предварительном просмотре материала с последующим его обсуждением непосредственно в классе.

Учитель, работающий в парадигме личностно-ориентированного образования в меньшем объеме поставляет ученикам информацию в готовом виде, делая акцент на сопровождении обучения и создания условий для познавательной деятельности учащихся.

План урока

УД «Полезные ископаемые, минералогия и петрография»

Специальность 21.02.11 «Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых»
Тема урока: «Каустобиолиты»
Цели урока:

-образовательные: ознакомить учащихся с типами горючих полезных ископаемых, их свойствами и условиями залегания, сформировать навыки и умения в профессиональной деятельности, обобщение и закрепление знаний. В результате учащиеся должны

знать: химический состав, физические свойства, происхождение горючих полезных ископаемых; условия образования и залегания залежей нефти и газа;

уметь: определять типы и классы горючих полезных ископаемых;

определять типы залежей и условия их образования;

анализировать геологическую документацию.

-развивающие: развивать навыки самостоятельной работы и поиска новой необходимой информации; стимулировать развитие у учащихся умения формулировать, высказывать и аргументировать свой ответ;

-воспитательные: воспитывать ответственное отношение к поставленным задачам и выполняемой работе; формировать способность к сотрудничеству, умению работать в команде, общению в коллективе; формировать интерес к выбранной специальности.
Тип урока: комбинированный.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, комбинированная.

Основные термины и понятия: горючие полезные ископаемые; углеводороды; фракции, типы и классы нефти, залежь, природный резервуар, ловушка; скважина.

Межпредметные связи:

-геология (условия залегания горных пород)

-бурение (скважина и ее назначение)

-геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых (значение геофизических методов исследования скважин для выявления нефтеносных пластов)

-информатика (создание презентаций, работа с интернет – ресурсами, программы Microsoft Word, Microsoft Point)
Материально-дидактическое оснащение урока:

-литература: Миловский А.В. «Минералогия и петрография».-М:Недра, 1985, с.337-349

-методические указания к выполнению практической работы

-информационные листы

-тестовые задания

-образцы горных пород и проб нефти

-презентации «Каустобиолиты», «Нефть и природный газ»

-видеоматериал «Основы геологии нефти и газа» ч.1 и 2.

Оборудование:

Компьютер, телевизор, физическая карта мира


Ход урока

Домашняяя самостоятельная работа учащихся:

1. Просмотреть видеоматериал «Основы геологии нефти и газа» ч.1 и 2.

2. Изучить теоретический материал по литературе: Миловский А.В. «Минералогия и петрография».-М:Недра, 1985, с.337-349

3. Составить и записать опорный конспект по теме «Каустобиолиты»

(пример вопросов опорного конспекта - ИЛ2)

Работа в аудитории:

Технологическая карта урока


Этапы занятия

Цель этапа

Вре-мя,

мин.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формы деятельности учащихся

Методы обучения

Средства обучения

Измерители

Организационный

Проверка готовности обучающихся к уроку

2

Приветствует. Выдает необходимый информационный материал

Готовится к получению задания




Монолог




Комплект раздаточных материалов

Мотивационный

Мотивировать учащихся на активизацию познавательной деятельности. Воспринять и осмыслить задание.

5

Привлекает обучающихся к постановке цели урока, мотивирует на изучение нового материала. Сообщает тему, цели занятия. Знакомит обучающихся со структурой занятия. Показывает презентацию и образцы горных пород.

Получение информации по теме, осмысление задания, знакомство с наглядным материалом

Фронтальная

Монолог, беседа

Информационные листы, презентация, образцы горных пород

Вопросы

Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний

Актуализация знаний

20

Проверка понимания и степени усвоения домашнего материала, предлагает рассмотреть вопросы составленного опорного конспекта.

Отвечают на поставленные вопросы, делают сообщения по ключевым вопросам с помощью составленного дома опорного конспекта

Индивидуальная, групповая

Монолог, беседа, дискуссия

Опорный конспект

Вопросы

Усвоение новых знаний

Систематизация материала и получение новых знаний

18

Систематизирует рассмотренный материал, дополняет и акцентирует внимание на ключевых понятиях, показывает презентацию «Нефть и природный газ», видеоматериал «Состав и свойства нефти»

Воспринимают информацию, дополняют составленный дома опорный конспект

Индивидуальная

Монолог, беседа

Опорный конспект, презентация, видеоматериал

Рабочая тетрадь

Первичное закрепление знаний и способов действия

Уметь рационально организовывать работу по выполнению задания.

Уметь выбирать оптимальное решение и согласовывать действие в группе.

15

Объясняет порядок выполнения практического задания Консультирует.

Выполняют задания практической работы

Парная, групповая

Монолог, беседа, дискуссия

Методические указания, информационные листы

Рабочая тетрадь

Обобщение и систематизация знаний

Уметь оценивать полноту и правильность усвоения информации

13

Обсуждает с группой результаты выполненной работы. Проверяет правильность выполнения задания. Делает вывод о практической значимости работы и значения геофизики в поисках залежей нефти и газа

Выступают с сообщениями о результатах выполненной практической работы

Индивидуальная, групповая

Монолог, беседа

Информационные листы, эталоны выполнения задания

Эталон ответов

Контроль и самопроверка знаний

Уметь оценить полноту и правильность выполнения задания согласно оценочному листу.

10

Консультирует

Выполняют задания контрольного теста

Индивидуальная

Самостоятельная работа

Лист тестового задания

Эталон ответов, оценочный лист

Подведение итогов. Рефлексия.

Осмысление выполненной работы

5

Систематизирует и обобщает изученный материал, делает выводы о качестве самостоятельной подготовки дома учащихся, подводит итоги работы в аудитории

Вместе с преподавателем делают выводы о значимости изученного материала, об особенностях подготовки к уроку, о результатах работы

Индивидуальная, фронтальная

Беседа

Опорный конспект

Оценочный лист

Информация о домашнем задании

Закрепить изученный материал

2

Сообщает домашнее задание: подготовиться к контрольной работе по теме «Осадочные породы»

Записывают домашнее задание

Индивидуальная

Монолог

Учебная литература, рабочая тетрадь






Теоретический материал ИЛ-1

Ископаемые угли

Бурый уголь Каменный уголь

бурый уголь каменный уголь

Образование ископаемых углей процесс длительный, его можно разделить на несколько стадии. Первая стадия заключается в накоплении и разложении больших масс растительных остатков. Вторая стадия заключается в обуглероживании торфов с образованием различных ископаемых углей. После того как залежь торфа перекрывается глинистой или песчано-глинистои кровлей, начинается интенсивная дегидратация торфа, т. е. потеря воды. Она сопровождается уплотнением торфа и дальнейшим изменением органических (гумусовых) веществ под действием главным образом биохимических процессов с участием бактерий. Если эти процессы шли при небольших температуре (не выше 60—70°) и давлении, то образуются бурые угли. Бурый уголь отличается от торфа большей плотностью, значительно меньшей влажностью и почти полным отсутствием неразложившихся частей растений (за исключением смол, восков, спор и т. п.). Для образования каменного угля из бурого требуется большое давление и температура порядка 300°. Поэтому каменный уголь образуется обычно при наличии мощной (сотни метров и более) кровли пород. Каменный уголь отличается от бурого еще более плотным сложением, отсутствием рыхлых или землистых разностей, черным цветом и отсутствием макроскопически различимых растительных остатков. Наиболее углефицированной разностью ископаемых углей является антрацит, обладающий значительной твердостью (2—2,5), сильным металловидным блеском и однородностью строения. По химическому составу он еще более богат углеродом, чем каменный уголь, и содержит незначительное количество кислорода.

Органическая масса углей состоит из углерода (60—90%), водорода (1—12%), кислорода (2-25 %), азота (1-3%) и небольшого количества серы и фосфора. Для оценки качества углей химический анализ, несмотря на его важность, недостаточен; необходимо проводить и технический анализ, который состоит в определении теплоты сгорания, влаги, золы, летучих веществ и коксуемости углей.

Условия залегания углей зависят от условий залегания вмещающих пород. Угли залегают среди осадочных пород в виде пластов или пластообразных тел мощностью от нескольких сантиметров до десятков метров. Осадочные породы, представленные преимущественно глинами и песками или глинистыми сланцами и песчаниками с подчиненными прослоями известняков и углей, носят название угленосных свит или толш.
  1   2   3   4

Похожие:

Методическая разработка урока по уд «Полезные ископаемые, минералогия и петрография» iconГосударственное профессиональное образовательное учреждение «беловский...
Разработка урока предназначена для проведения занятия по дисциплине оп. 05 Технические средства для специальности 23. 02. 01 Организация...

Методическая разработка урока по уд «Полезные ископаемые, минералогия и петрография» iconМетодическая разработка урока по дисциплине «страховое дело»
Разработка урока предназначена для ведения урока (практического занятия) по дисциплине оп. 10 «Страховое дело» для специальности...

Методическая разработка урока по уд «Полезные ископаемые, минералогия и петрография» iconМетодическая разработка урока письма по фгос тема урока
Автор: Мамедова Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы мкоу «сош №15 ст. Староизобильной», Изобильненский район,...

Методическая разработка урока по уд «Полезные ископаемые, минералогия и петрография» iconМетодическая разработка урока таблица сложения. (Тема урока)
...

Методическая разработка урока по уд «Полезные ископаемые, минералогия и петрография» iconКонспект урока по обществознанию по теме Название работы «Методическая...
Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево»

Методическая разработка урока по уд «Полезные ископаемые, минералогия и петрография» iconМетодическая разработка проведения урока написания письма в 5 классе Тема урока: «Письмо»
Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правил написания письма, обеспечить у школьников...

Методическая разработка урока по уд «Полезные ископаемые, минералогия и петрография» iconМетодическая разработка открытого урока по теме : «Учет федеральных налогов и сборов»
Цель урока: проверить знания, умения и навыки по учету федеральных налогов и сборов

Методическая разработка урока по уд «Полезные ископаемые, минералогия и петрография» iconМетодическая разработка урока «Урбанизация»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Методическая разработка урока по уд «Полезные ископаемые, минералогия и петрография» iconМетодическая разработка Проведения учебного занятия на тему «Судебное разбирательство»
Методическая разработка предназначена для обучающихся специальности 38. 02. 01

Методическая разработка урока по уд «Полезные ископаемые, минералогия и петрография» iconОтчетности утверждена Приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. №66н
Организации и предприниматели, которые добывают полезные ископаемые, должны сдать декларацию по ндпи за февраль 2017 года

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск