АННОТАЦИЯ
1.Цели и задачи производственной практики Производственная практика студентов является важнейшим звеном в подготовке врачебных кадров и составляет неотъемлемую часть учебного процесса. Основная задача производственной практики после 5 курса – совершенствование будущими врачами практических знаний и отработка навыков по уходу за больными, диагностике и оказанию лечебно-профилактической помощи пациентам детского возраста как на территории педиатрического участка, так в детских учреждениях.
Практики проводятся в сторонних организациях - медицинских и научных организациях, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом, основная деятельность которых предопределяет наличие объектов и видов профессиональной деятельности выпускников по данному направлению подготовки (специальности), или на кафедрах и в клиниках вуза.
Производственная практика является неотъемлемой частью обучения студентов. Она готовит студентов к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: профилактической; диагностической; лечебной; реабилитационной; психолого-педагогической; организационно-управленческой; научно-исследовательской.
По окончании практики студент должен быть подготовлен к решению следующих задач: проведению первичной профилактики заболеваний населения (здоровых, больных, членов их семьи и коллективов), оказанию первой помощи при неотложных состояниях в педиатрической практике; проведению лечебных и диагностических мероприятий по оказанию помощи детскому населению, гигиеническому воспитанию больных и членов их семей; организации труда в медицинских учреждениях и ведению медицинской документации, самостоятельной работе с информацией (учебной, научной, нормативной справочной литературой и другими источниками).
Практика проводится только в ЛПУ педиатрического профиля, работа осуществляется с детьми, подростками и их родственниками или представителями. Студенты, поступившие по целевому направлению, проходят практику в районе, направивших их на обучение при возможности обеспечения прохождения практики в условиях педиатрических поликлинических отделений, а также в организованных детских коллективах (ДДУ, школы, санатории и т.п.).
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета, отзыва руководителя практики от ЛПУ и личного собеседования с преподавателем ДГМУ, ответственного за практику. По итогам аттестации выставляется оценка. Письменный отчет предоставляется в отдел практики в рукописном варианте.
Методическое руководство производственной практикой на педиатрическом факультете осуществляет кафедра пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии.
1.1 Цели практики: Освоение и закрепление знаний, полученных во время прохождения учебной практики, практических клинических дисциплин в течение всего времени обучения, выполнение функциональных обязанностей врача педиатра участкового, овладение навыками самостоятельного назначения лечения, профилактических и реабилитационных мероприятий, связанных с оказанием помощи детям, находящихся под наблюдением, выполнения всего комплекса врачебных манипуляций, включая ведение учетно-отчетной документации, выписки больничных листов, рецептов.
1.2 Задачи практики:
Ознакомиться с организацией работы подразделений ЛПУ;
Знать основные этапы работы врача в первичном звене здравоохранения в амбулаторно-поликлиническом учреждении
Знать функциональные обязанности медицинского персонала различных лечебных отделений ЛПУ, врача школ и ДДУ;
Уметь оказывать лечебно-профилактическую помощь основной массе населения в условиях поликлиники;
Владеть правилами оформления медицинской документации.
Выполнять манипуляции по уходу за больными детьми
Формировать клиническое мышление по ранней диагностике наиболее часто встречающихся заболеваний с учетом особенностей их течения, лечения, профилактики, диспансеризации, экспертизы трудоспособности;
Оказывать неотложную помощь на догоспитальном этапе при острых заболеваниях и ургентных состояниях.
Требования к уровню освоения содержания практики
Производственная практика студентов V курса проводится после весенней экзаменационной сессии в качестве помощника врача детской поликлиники областных городских, районных, участковых больниц. Практика проводится на базе ЛПУ всех форм собственности при наличии договора о сотрудничестве.
В результате производственной практики студент должен овладеть следующими компетенциями:
Коды формируемых компетенций
| Компетенции
| ОК-№
| Общекультурные компетенции
| ОК-1
| - к способностью абстрактному мышлению, анализу, синтезу;
| ОК-2
| -способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции;
| ОК-3
| -анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;
|
ОК-4
| -способностью действовать в нестандартных ситуациях, готовностью нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;
| ОК-5
| -готовностью к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала;
| ОК-6
| -способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;
| ОК-8
| -готовностью к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
| ОПК -№
| Общепрофессиональные компетенции
| ОПК-1
| -готовностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности;
| ОПК-4
| -способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности;
| ОПК-5
| -способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок;
| ОПК -6
| -готовностью к ведению медицинской документации;
| ОПК- 8
| -готовностью к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач;
| ОПК-9
| -способностью к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических
| ОПК-11
| -готовностью к применению медицинских изделий, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи
| ПК-№
| Профессиональные компетенции
| ПК-1
| -способностью и готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье детей факторов среды их обитания;
| ПК-5
| -готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания;
| ПК-6
| способностью к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ);
| ПК-7
| -готовностью к проведению экспертизы временной нетрудоспособности, участию в проведении медико-социальной экспертизы, констатации биологической смерти человека;
| ПК-8
| -готовностью к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач;
| ПК-9
| -готовностью к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара.
| ПК-10
| -готовностью к оказанию первичной медико-санитарной помощи детям при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи;
| ПК-11
| -готовностью к участию в оказании скорой медицинской помощи детям при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства;
| ПК-13
| -готовностью к участию в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участие в медицинской эвакуации;
| ПК-14
| -готовностью к определению необходимости применения природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у детей, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении.
| ПК-15
| -готовностью к обучению детей и их родителей (законных представителей) основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, навыкам самоконтроля основных физиологических показателей, способствующим сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний;
| ПК-16
| -готовностью к просветительской деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни;
| ПК-18
| -готовностью к участию в оценке качества оказания медицинской помощи детям с использованием основных медико-статистических показателей.
| ПК-22
| -готовностью к участию во внедрении новых методов и методик, направленных на охрану здоровья граждан.
|
В результате прохождения производственной практики обучающийся, должен знать:
законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения;
основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования;
основы медицины катастроф;
правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации;
медицинскую этику; психологию профессионального общения;
основы трудового законодательства;
правила внутреннего трудового распорядка;
правила по охране труда и пожарной безопасности.
Устройство и организацию работы детских лечебно-профилактических учреждений,
Личную гигиену персонала
Особенности наблюдения и ухода за больными с заболеваниями различных систем организма.
Принципы оказания доврачебной помощи при неотложных состояниях.
Наиболее часто используемые лабораторные и инструментальные методы исследования, их диагностическую значимость.
Критерии оценки тяжести состояния больного ребенка.
Принципы рационального питания здоровых детей раннего возраста.
содержание работы врача неотложной и скорой помощи;
содержание работы врача дошкольно-школьного отделения детской поликлиники;
содержание работы врача-педиатра с детьми и подростками в поликлинике и на дому;
содержание работы врача-педиатра дневного стационара поликлиники;
принципы питания здоровых детей раннего возраста;
принципы питания больных детей различных возрастов и групп здоровья;
назначение и проведение комплексов массажа и гимнастики у детей раннего возраста;
методику проведения лечебной физкультуры, массажа и физиотерапевтических методов лечения у детей с различными заболеваниями;
методику проведения закаливания детей раннего возраста;
принципы назначения режима у детей раннего возраста;
противоэпидемические мероприятия в очагах инфекции;
принципы неотложной помощи на догоспитальном этапе в случаях острой дыхательной недостаточности; остановке дыхания и сердца; отравлениях; ожогах пищевода; при ожогах и отморожениях; различных видах шока; острой сердечной недостаточности; острой сосудистой недостаточности; приступе пароксизмальной тахикардии; отеке мозга; судорожном синдроме; нейротоксикозе; гипертермии; менингококцемии; при стенозе гортани.
Уметь:
собрать и оценить социальный, биологический и генеалогический анамнез;
оценить физическое развития ребенка на основании использования данных антропометрических стандартов и индексов;
оценить нервно-психическое развитие ребенка с определением группы;
определить физкультурную группу;
определить степень готовности детей к поступлению в школу;
определить группу здоровья ребенка на основании комплексной оценки состояния здоровья;
провести клиническое обследование здорового и больного ребенка;
оценить результаты клинических и биохимических исследований при соматических и инфекционных заболеваниях;
провести расчет и коррекцию питания детей первого года жизни;
провести расчет и коррекцию питания больных детей;
составить режим дня для здоровых детей и больных детей различных возрастов;
оценить степень тяжести адаптации детей к дошкольно-школьным учреждениям;
составить индивидуальный календарь профилактических прививок;
- определить группы риска по поствакцинальным осложнениям;
организовать транспортировку детей в критических состояниях;
оформить медицинскую документацию: историю развития ребенка (ф-112); карту профилактических прививок (ф-063); контрольную карту диспансерного наблюдения (ф-30); экстренное извещение в СЭС (ф-058); журнал учета инфекционных заболеваний (ф-060); медицинскую карту ребенка (ф-026); санаторно-курортную карту для детей и подростков (ф-076); направление на МСЭК (ф-088), медицинскую справку на ребенка – инвалида детства; этапный эпикриз на ребенка первого года жизни; дородовый патронаж к беременной; первичный патронаж к новорожденному; эпикриз на подростков; документацию при оформлении ребенка в детский сад, школу; больничные листы и справки; рецепты на молочную кухню;
провести анализ показателей работы поликлиники;
провести анализ показателей работы участкового педиатра;
провести анализ показателей работы врача школьно-дошкольного отделения;
выписывания рецептов на лекарственные препараты ребенку различных возрастных групп;
методикой и техникой введения лекарственных средств (внутримышечно, подкожно, внутривенно), расчета доз и разведения лекарственных средств;
Объем дисциплины и виды учебных работ
Общая трудоемкость дисциплины составляет _6_ зачетных единиц
Виды учебной работы
| Трудоемкость
(час.)
| Практическая работа
| 144
| Самостоятельная работа
| 72
| Общая трудоемкость
| 216
|
Содержание производственной практики
Работа в подразделениях
| Трудоемкость (часы/дни)
| Знакомство со структурой и организацией лечебно-профилактической работы детской поликлиники, с работой зав. поликлиническим отделением, документацией, регламентирующей работу поликлинике в целом, и участковой службы
| 6/1
| Работа со здоровыми детьми: приемы, патронажи
| 48/8
| Работа с больными детьми: приемы, обслуживание на дому, заполнение учетно-отчетной документации
| 48/8
| Работа по неотложной, скорой помощи
| 12/2
| Работа в ДДУ
| 6/1
| Работа в кабинете здорового ребенка
| 6/1
| Работа в кабинете иммунопрофилактики
| 6/1
| Работа в кабинете инфекционных заболеваний
| 6/1
| Работа в кабинете функциональной диагностики
| 6/1
| Всего:
| 144/24
|
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа осуществляется под руководством закрепленного ассистента-руководителя практики и базового руководителя практики. Самостоятельная работа включает:
Подготовка к практической работе (работа над нормативными документами);
Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы по практической работе в поликлинике (лекционного материала, учебников, пособий, монографий, периодической медицинской литературы);
Проведение учебно-исследовательского поиска или анализа разделов работы участкового врача-педиатра при выполнении обязательной курсовой работы,
Участие в научно-практических конференциях.
Подготовка к итоговому зачету;
Проведение бесед, выпуска санбюллютеней в рамках санитарно-просветительной работы студента;
Подготовка докладов на врачебных конференциях;
Подготовка информационных бюллетеней для ЛПУ по профилю;
Подготовка наглядных материалов (презентаций, фото, видеоматериалов) по наиболее востребованным и актуальным темам для ЛПУ или ДГМУ;
Все виды самостоятельной работы студента ее содержание, место и время проведения должны быть отражены в дневнике и заверены подписью непосредственного руководителя практики.
Индивидуальная работа заключается в проведении учебно-исследовательского поиска и написания реферата на интересующую тему.
Содержание работы
| Трудоемкость (часы)
| Подготовка к работе, изучение нормативных документов
| 6
| Сбор материала, анализ и написание курсовой работы
| 36
| Написание реферата, санбюллетеня, обработка литературы по теме
| 6
| Подготовка информационных материалов, докладов на врачебную конференцию по профилю отделения
| 12
| Подготовка презентаций на темы (2 шт) (с фото- и видео материалами):
График профпрививок в педиатрии.
Показания и противопоказания для профпрививок в РФ.
Методика проведения основных прививок в РФ.
Осложнения прививок
ФГДС, подготовка, методика проведения, результаты.
Колоноскопия, показания, противопоказания, осложнения.
УЗИ, подготовка, методика проведения, результаты.
ЭхоКС, подготовка, методика проведения, результаты.
Промывание желудка. Дуоденальное зондирование.
и др. (по согласованию с руководителем практики на базе)
| 12
| Всего:
| 72
| 6. Перечень практических навыков и умений, формируемых
после прохождения практики в ЛПУ
№
| Вид выполненной работы
| Уровень усвоения
| 1
| Прием здорового ребенка раннего возраста в поликлинике:
| 2-3
| 2
| Оценка физического развития.
| 3
| 3
| Оценка нервно-психического развития.
| 3
| 4
| Определение группы здоровья.
| 3
| 5
| Определение группы риска у детей первого года жизни.
| 3
| 6
| Составление эпикризов и планов наблюдения за здоровыми детьми.
| 2-3
| 7
| Профилактика рахита, анемии, трофических расстройств.
| 3
| 8
| Патронаж к новорожденному ребенку с комплексной оценкой здоровья.
| 2-3
| 9
| Дородовой патронаж с определение предполагаемого риска.
| 3
| 10
| Прием больного ребенка в поликлинике:
| 2-3
| 11
| Постановка диагноза, составление плана обследования и лечения.
| 2-3
| 12
| Оформление листка нетрудоспособности.
| 2-3
| 13
| Выписка рецептов (уч. ф. № 107/У, № 148/у).
| 2-3
| 14
| Составление эпикризов на детей, состоящих на учете по признаку болезни и планов наблюдения, обследования и лечебно-профилактических мероприятий.
| 3
| 15
| Порядок оформления документов для определения инвалидности на МСЭК
| 2-3
| 16
| Заполнение медицинской документации: уч. ф. № 112/у, № 026/у, № 063/у, № 030/у, №025/у, 058/у, 076/у, 070/у, 088.
| 3
| 17
| Составление эпикризов на подростков.
| 3
| 18
| Проведение вакцинации против туберкулеза, коклюша, столбняка, дифтерии, полиомиелита, гепатита В, кори, краснухи, эпидемического паротита, наблюдение за привитым ребенком.
| 2-3
| 19
| Оформление ребенка в дошкольное учреждение и школу.
| 2-3
| 20
| Оказание неотложной помощи на дому при острых заболеваниях.
| 2-3
| 21
| Ведение инфекционных больных на дому и наблюдение за контактными в очаге инфекции.
| 2-3
| – участие в выполнении манипуляции
– практическое выполнение манипуляции под контролем
– самостоятельное выполнение манипуляции
Перечень основных тем учебно-исследовательской работы на 5 курсе
| Сравнительный анализ показателей физического развития детей грудного возраста, находящихся на естественном и искусственном вскармливании.
|
| Анализ эффективности диспансерного наблюдения на участке (поликлинике)
|
| Дневной стационар – как форма оказания помощи больным
|
| Основные показатели работы дневного стационара поликлиники
|
| Базисная терапия бронхиальной астмы
|
| Показатели вакцинопрофилактики на участке (поликлинике) за 6-12 мес. (3 года)
|
| Частота грудного вскармливания у детей до 1 года
|
| Национальный проект «Здоровье» и его реализация на уровне поликлиники
|
| Показатели физического развития детей раннего возраста в зависимости от условий проживания
|
| Группы диспансерного наблюдения в поликлинике
|
| Подходы к оздоровления детей в ДДУ (школе, детском доме и т.п.)
|
| Подходы к оздоровлению детей с заболеваниями органов дыхания (ССС, ЖКТ, МВС и т.д.),
|
| Эффективность противорецидивного лечения хронических гастритов (язвенной болезни и т.п.)
|
| Показатели работы врача по наблюдению за детьми до 1 года.
|
| Состояние здоровья детей раннего возраста на участке (поликлинике)
|
| Состояние здоровья детей перед поступлением в школу
|
| Организация диспансерного наблюдения детей с заболеваниями почек (ЖКТ, ДС, ССС и др.)
|
| Структура соматической заболеваемости на участке
|
| Удельных вес аллергопатологии на участке (поликлинике)
|
| Частота встречаемости рахита и подходы к его профилактике на современном этапе.
|
| Комплексная оценка здоровья детей на участке, анализ групп здоровья детей.
|
| Анализ групп риска новорожденных
|
| Причины перехода ребенка на смешанное и искусственное вскармливание
|
| Анализ фактического питания детей в ДДУ (детском доме)
|
| Фактическое питание детей 1-го года жизни.
|
| Компьютерные технологии в работе врача-педиатра
|
| Охват дородовыми патронажами на участке (поликлинике)
|
| Эффективность работы нового плана наблюдения детей до 1 года
|
| Состояние здоровья детей 1-го года жизни на участке.
|
| Состояние здоровья детей 2-го (3-го) года жизни на участке.
|
Перечень основных вопросов на собеседование по окончании практики на 5 курсе педиатрического факультета
Структура врачебно-педиатрического участка.
Принципы оформления ребенка в детский дошкольный коллектив, школу.
Правила допуска в коллектив больных, перенесших кишечные инфекции.
Правила допуска в коллектив больных, перенесших воздушно-капельные инфекции.
Мероприятия в отношении лиц, общавшихся с инфекционными больными в семье и детском учреждении.
Как и когда оформляются экстренные извещения.
Оформление и передача подростков во взрослую поликлинику.
Показания и правила организации стационара на дому.
Принципы сан-просвет. работы.
Медицинские аспекты воспитания детей.
Организация диспансерного наблюдения за детьми.
Принципы работы врача детского дошкольного учреждения.
Принципы дородового и послеродового патронажа.
Принципы грудного вскармливания. Признаки правильного прикладывания ребенка к груди, расположение ребенка при кормлении.
Рациональное питание кормящей женщины.
Помощь женщине при лактостазе.
Консультирование кормящей женщины.
Психологические особенности диады «мать-ребенок». Особенности общения с мамой больного ребенка.
Организация прикорма при естественном вскармливании.
Смешанное и искусственное вскармливание, правила введения прикорма.
Определение групп здоровья и нервно-психического развития детей.
Факторы риска по тугоухости и глухоте, наблюдение за детьми 1 года жизни.
Контроль за динамикой физического и нервно-психического развития детей раннего возраста.
Рахит. Профилактика, лечение.
Неотложные действия в случае: приступа бронхиальной астмы, болей в животе, асфиксии, пищевом отравлении.
Назначения при остром бронхите, отите, пневмонии, остром гастрите, анемии, ангине.
Проведение профилактических прививок. Календарь профилактических прививок. Работа прививочного кабинета.
Вакцинальные реакции в зависимости от вида вакцин и сроков вакцинации.
Дифференциальная диагностика поствакцинальных осложнений.
Абсолютные и относительные противопоказания к проведению прививок. Группы риска по поствакцинальным осложнениям.
В дневнике производственной практики индивидуальный график работы в поликлинике и на станции скорой помощи визируется базовым руководителем. Далее следует описание лечебного учреждения и участка. При работе в кабинетах "узких" специалистов указываются приказы, в соответствии с которыми они работают, основные разделы работы и для примера оформляются 2-3 больных с приема, как при работе с участковым педиатром, так и на клинико-экспертной комиссии, указывая Ф.И.О., возраст, диагноз, обследование, лечение с выпиской рецентов, решение экспертного вопроса.
Участие в конференциях, тема выполнения УИРС, проведение сан-просветработы оформляются в соответствующих разделах дневника.
При работе на станции скорой медицинской помощи в дневнике даются краткая характеристика подстанции (отделения), основные показатели работы, оснащение линейной бригады, законодательные документы, регламентирующие работу скорой помощи, ежедневный отчет о работе с указанием количества обслуженных вызовов и оказанной медицинской помощи.
Результаты работы на производственной практике поликлинике и на скорой помощи суммируются в сводном отчете.
Характеристика работы студента в поликлинике и на скорой помощи оформляется заведующим отделением поликлиники (участковым врачом) с внесением рекомендуемой оценки.
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
в период прохождения летней производственной практики Методические рекомендации по оформлению результатов УИРС. Учебно-исследовательская работа студента (УИРС) требует от студентов активной мыследеятельности, решения нестандартных проблем (задач) с использованием известных знаний и умений и выработкой своих теоретических знаний и практических умений. Студент приобретает навыки работы с научной, учебной и специальной литературой, документами, справочными и архивными материалами; овладевает методами поисковой деятельности, обработки, обобщения, анализа информации; получает знания и переводят в умения по дисциплине, расширяя кругозор; решает практические задачи на основе теоретических знаний; активизирует творческое мышление, используя различные приемы самостоятельной работы.
Основная цель УИРС – развить у студентов навыки самостоятельного исследования и изложения полученных данных в виде научно-статистического отчета, а также умения доложить свою работу перед аудиторией коллег. Результаты оценки УИРС влияют на общую оценку за практику. Примерный перечень тем исследовательских работ приведен в приложении 1.
Оформленная учебно-исследовательская работа должна иметь обязательные разделы. Необходимо соблюдать правила оформления работы.
На титульном листе указывается наименование министерства, учебного заведения и факультета; наименование темы; фамилия, имя, отчество студента; фамилия, имя, отчество базового руководителя (приложение 2).
Оглавление – указатель рубрик (заголовок), включает в себя все разделы исследовательской работы. В оглавлении рубрики должны точно соответствовать заголовкам текста с проставлением номера страницы, на которой напечатан данный заголовок в тексте (приложение 3)
Введение – эта часть содержит обоснование актуальности темы исследования, основные характеристики работы (проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования и возможны другие моменты), не следует увлекаться ссылками на литературу и особенно цитатами. Введение должно занимать не более 2-3 страниц машинописного текста.
Актуальность исследования: степень важности исследования в данный момент для решения какой-то одной проблемы, задачи или вопроса. Важность исследования подчеркивается обоснованием положительного эффекта, который может быть достигнут в результате решения выдвинутой научной или практической задачи, т.е. почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?
Цель исследования: То, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы. Это тот конечный результат, который должен быть получен в конечном итоге исследовательской работы. Формулировки цели обычно начинаются словами «разработать методику…., выявить ….., обосновать…., охарактеризовать ….., оценить пути …..» и др.
Задачи: сравнительно самостоятельные, частные вопросы в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы. Они логически вытекают из цели, но меньшие по объему. Формулировки задач обычно делаются перечислением и начинаются словами «изучить, выявить, разработать, экспериментально проверить…». Формулировки задач исследования необходимо делать как можно точнее и очень тщательно, поскольку их решения должны составить содержание глав работы и отразиться в выводах и практических рекомендациях. Основная часть УИРС:
Глава 1 (Обзор литературы). Он представляется в логическом рассмотрении различных аспектов темы исследования, выделяются основные теоретические и практические (проведение исследования из литературных источников) положения.
Порядок работы над литературным обзором:
определить основные понятия по теме исследования, т.е. поиск их толкования в библиографических справочниках (БСЭ, МЭ, справочники), толковых словарях (С. Ожегова, В. Даля и др.). Итогом этой части работы может быть глоссария, который прилагается в приложении;
выбрать по теме исследования литературную информацию из периодических журналов за последние 5 лет (тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов);
ознакомиться с обзорами литературы по теме работы по монографиям, учебным пособиям, другим источникам;
в результате сбора информации по теме исследования должны быть получены и в логической последовательности представлены сведения кто и где (какие исследования и в каких научных центрах) уже работал или работает по теме исследования и в чем конкретно состоят результаты проведенных исследований.
В конце главы представляется резюме о современном состоянии изучения проблемы, отражаются имеющиеся противоречия и нерешенные задачи согласно литературным источникам. В результате информационного анализа по теме работы у студента должно сложиться четкое представление о проблеме в целом, а так же постановки конкретных задач своего исследования, раскрываемых в следующей главе. В итоге обзор литературы приводит к тому, что именно данная тема еще не раскрыта и поэтому нуждается в дальнейшей разработке. Ссылки на литературные источники в тексте содержат номер источника по списку, заключенный в квадратные скобки. Как правило, ссылку номеруют в том месте, где она наиболее подходит по смыслу (приложение 4).
Главы собственных исследований (1-3) (исследовательская часть)
В начале главы указывается база исследования, контингент, выделенные группы, в том числе контрольная. Перечень использованных методик (описание методик указывается в приложении).
Результаты собственного исследования излагаются строго последовательно после статистической обработки материала. Раздел иллюстрируется необходимым количеством рисунков, таблиц, диаграмм, графиков и т.д.
Они не только иллюстрируют основные положения проделанной работы, но и служат доказательствами и обоснованиями для последующих заключений и выводов. Текстовая ссылка на рисунок или диаграмму должна предшествовать рисунку. Подписи под фотографиями, диаграммами и графиками должны четко и полно объяснять отражаемые на них явления. Размер рисунков и фотографий 9х12 или 6х9 см.; графиков, схем и диаграмм – от 9-12 до 14х22 см. Дается общая нумерация рисунков, фотографий и диаграмм и отдельно – нумерация таблиц.
На все таблицы в УИРС должны быть ссылки в тексте перед таблицей. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерации в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица».
Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова «Таблица». Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится (приложение 5)
Объем данного раздела в работе около 10 страниц.
Заключение В нем содержаться итоги работы. Это оформление теоретической разработки темы и материала собственных исследований в единое целое. Требуется последовательное, логическое стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными во введении. Важнейшие требования к заключению – его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержания введения и основной части работы. Заключение выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведенного исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. При этом указывается вытекающая из конечных результатов не только его научная новизна и теоретическая значимость, но и практическая ценность.
Выводы
Должны быть краткими, содержательными и соответствовать поставленным задачам. Важнейшие выводы, к которым пришел автор, указывается их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы.
Особое внимание должно быть проявлено студентом к окончательному варианту оформления. При повторном чтении написанного варианта работы необходимо сделать следующее:
убрать тот материал, который не имеет отношения к теме;
длинные предложения разбить на более короткие;
убрать повторения, слова и фразы, без которых смысл остается понятным;
проверить цитаты и правильность ссылок, привести к единообразному употреблению терминов, сокращений;
просмотреть нумерацию страниц, таблиц, рисунков и т.д.
Список использованной литературы:
Список включает упоминаемые или цитируемые в работе литературные источники, составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора) согласно ГОСТ 7.1-2003 (приложение 6).
|