«Енисейская губерния: люди и их решения»


Скачать 462.26 Kb.
Название«Енисейская губерния: люди и их решения»
страница1/3
ТипУрок
filling-form.ru > Туризм > Урок
  1   2   3
Краевой уставной урок, посвященный 190-летию Енисейской губернии

Наш край: знаем и любим»

Материалы для учителя

8-9 класс

Тема урока: «Енисейская губерния: люди и их решения»
Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки.

Д.С.Лихачёв
В 2012 году исполнятся 190 лет со времени образования Енисейской губернии - административно-территориальной единице в составе Российской империи и РСФСР в 1822-1925 годах. По своей территории она в основном совпадала с границами Красноярского края.

Енисейская губерния была учреждена 26 января 1822 года из земель, входивших прежде в состав Иркутской и Томской губерний. Это была единственная губерния, северные и южные границы которой совпадали с границами Российской империи. Площадь новой губернии равнялась Турции, Австрии, Германии, Швеции и Норвегии вместе взятым.

Более чем столетнее существование Енисейской губернии было разнолико и разнопланово, со всеми контрастами, проблемами в хозяйственной и социальной жизни. Основные вехи истории губернии включают в себя административное устройство и власть; переселение в Енисейскую губернию; золотодобычу и промыслы; формирование купечества; политическую ссылку; развитие народного образования и формирование институтов гражданского общества.

Урок, посвященный 190-летию образования Енисейской губернии, построен на краеведческом материале, и именно история родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом.

В силу возраста ребенку необходимо осознать многообразные связи, существующие между нами и нашими предками, и тогда исчезнувшие культуры и цивилизации приобретут для него особое значение. Краеведческий материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории.

Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Краевой урок в 8-9 классах посвящен общественным процессам, развивавшимся в нашем крае с момента его образования до начала XX века. Главная идея урока: Люди Енисейской губернии, их деятельность и продуктивные решения, меняющие облик края. В ходе урока учащиеся познакомятся с понятием «гражданская позиция (инициатива)», которая присуща как людям, стоящим во главе губернии, так и тем, кто принимал активное участие в развитии губернии в области просвещения и культуры.

Цель урока:

  • Воспитание патриотизма и гражданской позиции на основе информации о людях, принимающих продуктивные решения, меняющие облик губернии.

  • Формирование устойчивого интереса к истории своей малой родине, к ее прошлому и настоящему.

Основные задачи урока

  • дать учащимся общее представление об особенностях исторического и культурного развития нашего края;

  • подготовить учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению родного края, вызвав интерес к местной истории и культуре;

  • формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

  • обучение умениям и навыкам систематизировать информацию, получаемую из различных источников, критически её осмысливать, превращая в собственные знания;

  • развитие мышления, активизация познавательных способностей, умений учащихся сравнивать и обобщать разнообразный фактический материал.

Ожидаемые результаты:

В области знаний:

  • Учащиеся познакомятся с именами выдающихся деятелей политики, культуры, и других замечательных людей, чья деятельность была связана с историей Енисейской губернии.

  • Учащиеся получат представление о необходимости активного гражданского действия.

В области умений:

Учащиеся в ходе учебного занятия научаться

  1. Давать обоснованные оценки конкретным фактам и процессам в истории края;

  2. Формулировать выводы о причинах, следствиях и взаимосвязи отдельных событий в истории края в XIX-начале XX в.

  3. Высказывать суждения о назначении объектов материальной культуры, о роли исторических личностей.

  4. Приобретут навыки работы с текстовой информацией, такие как:

  • анализировать факты из истории родного края;

  • сравнивать и обобщать разнообразный фактический материал;

  • применять теоретические знания при анализе фактов прошлого и современности;

  • систематизировать информацию, осуществлять образную реконструкцию прошлого.

В области опыта:

Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия.

В области отношений, ценностей, внутренних установок

  • Формирование чувства уважения к делам и трудам наших предков, гордость за успехи и достижения земляков.

  • Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории и культуры.

Оборудование и материалы:

  1. Презентация к уроку.

  2. Материалы для учащихся.

  3. Материалы для учителя.

Интернет ресурсы

Быт Енисейской губернии, конец XIX — начало XX в.— http://www.sibheritage.nsc.ru

Енисейск — отец сибирских городов — http://yeniseisk.narod.ru

Канск — городской сайт — http://kansk.by.ru

Краеведческий календарь — http://res.krasu.ru/calendar/ogl.html

Красноярская архитектура — http://www.ar.krsk.ru

Красноярский краевой краеведческий музей — http://www.kkkm.ru

Минусинск XIX в.— http://krs.fio.ru/learn/319/prom.htm

Сибирская старина — http://starina.h1.ru

Сибирское краеведение — http://www.andjusev.narod.ru

Территория — Красноярский край — http://territory.ru

Эвенкия — http://www.evenkiya.ru

Материалы конференции «Сибирский субэтнос: культура, традиции, ментальность» - http://sib-subethnos.narod.ru/
Модель сценария урока 8-9 класс

Урок состоит из 3 частей.

Первая часть – введение в урок, в процессе которой учащиеся знакомятся с цитатами, связанными с особенностями Сибири и Енисейской губернии в начале XIX века: особенности географического положения; природными условиями; с управлением сибирскими землями (коррупция, плохое управление). Эти данные станут своеобразной проблематизацией для постановки вопросов о необходимых изменениях в управлении Енисейской губернии, об изменениях в государственной и общественной жизни.

На второй части занятия учащиеся на основе биографий губернаторов и описания общественных инициатив путем обобщения информации определяют реальных людей их дела и результаты деятельности, которые способствовали развитию Енисейской губернии в XIX веке. Материалы во второй части являются избыточными и учителя каждого города сегодняшнего Красноярского края могут самостоятельно определить те тексты и источники, которые отражают вехи развития их местности. С точки зрения деятельности учащихся данная часть урока своеобразное мини-исследование на основе источников. Результатом такого исследования станет список реальных людей и результатов их деятельности, которые изменяли «лицо» Енисейской губернии, не только с точки зрения управленческих решений, но и сточки зрения становления гражданственности и общественной инициативы. Итогом второй части урока станет соотнесение прогноза учащихся, сделанного в первой части урока и списка реальных дел, составленного учащимися на основе реальных случаев и ситуаций.

Третья часть носит обобщающий рефлексивный характер. Учащиеся после работы во второй части урока понимают, что активность как управленцев, так и жителей Енисейской губернии помогала изменить территорию, способствовала развитию культуры, просвещению. В данной части происходит обсуждение вопроса о том, что такое гражданская позиция и как гражданская позиция определяет судьбу территории.

В рамках краевого урока, посвященного 190-летию Енисейской губернии, предлагается также проведение встречи с руководителями различных уровней, с общественными и культурными деятелями для обсуждения их практической деятельности, проблем и решений, влияющих на сегодняшнюю ситуацию в крае.
Сценарий урока

В начале урока возможно показ первых слайдов презентации, в которых рассказывается об акции Уставной урок, дается краткая информации об образовании Енисейской губернии и о деятельности Сперанского.

Показ остальных слайдов презентации возможен на второй части урока.

Часть 1. Введение - 10 минут.

Учитель раздает каждому школьнику (или организует работу в группах) Рабочий лист в котором даны описания природных условий и особенностей управления Сибири до образования губернии. После прочтения школьниками текстов и документов организуется работа по обсуждению задания для учащихся.

Рабочий лист 1.

Задание для учащихся:

  1. Познакомьтесь с представленными данными, высказываниями, заметками.

  2. Определите и запишите основные проблемы, с которыми сталкивалась власть и жители Восточной Сибири в XIX веке.

  3. Предположите, какие действия нужны были со стороны власти и общества, чтобы изменить жизнь в губернии.

«В конце XVIII века Россия – страна огромная, медленная (в 30 – 40 раз медленнее и, стало быть, во столько же раз «больше», чем сегодня). Огромная страна под властью свирепейших морозов. В северном полушарии за последние три-четыре века самое лютое время – XVIII столетие: в феврале 1799 г. в Петербурге в среднем «29 с половиной по Реомюру», т. е. 37° по Цельсию. На огромных пространствах империи за год до смерти Екатерины II проживает 18,7 млн. душ мужского пола, общее же число подданных приблизительно устанавливалось удвоением: 37,4 – около 40 млн. россиян, из которых; треть в Нечерноземном центре, много – в западных и юго-западных губерниях, но, чем дальше на юг, а особенно на восток, тем глуше, просторнее… На всю Сибирь, сложив души двух гигантских генерал-губернаторств (Тобольского и Иркутского), удвоив, прибавив кочевые кибитки коренных, местных обитателей, едва набирался миллион».

(Эйдельман Н.Я. Грань веков. Политическая борьба в России.Конец XVIII – начало XIX столетия).

«В источниках XVIII – XIX вв. зафиксированы и экстраординарные проявления сибирского климата:

1799 г. Стояло необычно засушливое лето.

1810 – 1811 гг. Зимы стояли необычно холодные и продолжительные.

1813 г. «В Иркутской и Томской губерниях первоначально была засуха, а 13 июля ударил ужасный мороз, истребивший хлеб на пространстве 1500 верст» (по новому стилю 25 июля).

1815 г. «Жестокие морозы стояли в Тобольске и Иркутске.

1842 г. «Местные власти уведомляют, что еще 2 июня (по новому стилю — это 14 июня) по Сибирскому тракту ездили на санях»

Ширь и размах просторов сибирского края таковы, что здесь на территории иной волости могли бы разместиться 1-2 «великорусские» губернии. Енисейская губерния по территории превосходила Московскую губернию в 77 раз, Владимирскую – в 52, Петербургскую – в 48, Вологодскую губернию в 6 раз.

От Урала до Тихого океана азиатская территория Российской империи простиралась на 8 тыс. километров и на 4 тыс. километров с севера на юг. Общая площадь Сибири превосходила территорию Европы в 1,3 раза, Европейскую Россию – в 2,5 раза. Например, на территории Сибири могла бы 25 раз разместиться Германия.

(Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение. - 3-е издание. – Красноярск, РИО КГПУ, 2006. С. 10-23.)

«Средняя продолжительность жизни в России в 1890 году составляла 29 лет, а в Сибири — 27, тогда как в Германии — 37, а в Англии — 53 года».

(Коновалов. П. Н. Общественное положение современного врача в России / П. Н. Коновалов. — Красноярск, 1890. — С. 12).

«Сибирский публицист Н.М. Ядринцев писал, что чиновники «окружили себя царскими почестями и пользовались неограниченной властью». Городские и сельские жители, изнуренные самовластием «сибирских лиходеев и кровопийц», имели единственное средство борьбы — жалобы и доносы. Но проверки тонули в бюрократическом болоте выяснений, уточнений, согласований. Обвиняемые всегда могли все объяснить и во всем оправдаться. По данным иркутского историка Ф.А. Кудрявцева, в первые годы XIX века произвол в Сибири еще больше усилился: «Поборы деньгами и натурой как с отдельных лиц, так н с сельских обществ стали обыденным явлением. Дело дошло до того, что «подарки» взятки чиновникам — включались в расходную часть местных бюджетов».

Когда в марте 1819 года новым генерал-губернатором Сибири был назначен Михаил Михайлович Сперанский, очевидцы писали, что по пути его следования из лесов выбегали жители, бросали на дорогу жалобу на свое начальство и снова в страхе убегали хорониться в лес. Когда Сперанским на берегу Кана был арестован исправник Федор Лоскутов, гроза сибирского населения, то жители, не веря своим глазам, падали на колени и со страхом говорили: «Батюшки, да ведь это Лоскутов!» На этого представителя власти было подано 280 жалоб, а стоимость описанного у него имущества доходила до 138 тысяч рублей. И такое положение было почти во всех сибирских селениях. Сперанский в своих письмах к дочери из Сибири местным лихоимцам дал такую характеристику: «За злоупотребления тобольских чиновников следовало всех оштрафовать, томских — отдать под суд, а красноярских — повесить»».

(Бердников Л. П. Вся красноярская власть. Очерки местного управления и самоуправления (1822—1916). Факты, события, люди. Красноярск, 1995.)

«Встречи с сибиряками еще раз убедили Сперанского в том, что дельных, знающих чиновников здесь крайне мало. И хотя по совету Сперанского Александр I подписал в 1809 году «Указ о правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках для производства в коллежские асессоры и статские советники», в повседневную жизнь этот закон входил крайне медленно. Чиновники всячески саботировали экзамены и показывали очень низкий уровень знаний, особенно по русскому языку и математике.

В Красноярской казенной палате большая половина служащих были дети отставных обер-офицеров, канцеляристов и чиновников. Как пишет Решетников, кончивши курс в уездном училище или вовсе нигде не кончивши курса, по примеру своего родителя или родственника поступает очень рано на службу в присутственное место. Выучившись мало-мальски писать, он поступает на службу, сначала для того, чтобы набить руку, и целые годы занимается одною только перепискою. Через два месяца ему дают жалованье, и в это время он, постоянно находясь в обществе служащих, понемногу усваивает себе их приемы и манеры. Ему дают жалованье 3 или 6 рублей, он старается заниматься прилежнее, усидчивее для того, чтобы ему прибавили жалованья. Он пишет целый день, строчка за строчкой, выводя как можно красивее буквы, и все его внимание сосредоточено в этих буквах да в слухе, который наполняется словами служащих. Он не видит никакой дельной мысли в работе, после нее он чувствует усталость, ест, мало говорит и все свободное время проводит или во сне, или в невинных забавах, как, например, карточной игре».

(От денежной кладовой до Министерства финансов: очерки истории административно-хозяйственного управления Енисейской губернии Красноярского края (1822–2009). Ч. 1. Столетний путь Енисейской Казенной палаты / Л. П. Бердников, С. Л. Лонина. — Красноярск: Издание Министерства финансов Красноярского края, 2009. — 264 с.)

«Я сначала опишу здесь экономическое положение здешних жителей, их нравы, обычаи, их быт и степень просвещения. Я здесь не скрою ничего, ибо не следует отрицать зла, а нужно излечить его…Несмотря на изобилие естественных произведений, несмотря на свободу в добывании их, несмотря, наконец, на неограниченные изобилия земель, народ в Минусинском округе, несомненно, беднеет. […] Причиной обеднения жителей вообще надобно считать невежество их, вследствие которого земледелие ведется по-прежнему без всякого улучшения и потому из года в год все более падает, ибо земля истощается и ничем не удобряется. Кроме того, обеднению здешних жителей способствуют большие поборы, заставляющие продавать хлеб на корню за бесценок, роскошь, проникшая и к крестьянам, и к инородцам, пьянство и стремление к легкой наживе, заставляющие бросать полезный труд.

(Наблюдения священника Николая Путилова из села Усть-Абаканское Минусинского уезда. Рукопись хранится в краевом архиве, в фонде Г. В. Юдина.)
После обсуждения школьниками может быть предложен следующий перечень проблем.

Проблемы, с которыми сталкивалась власть и жители Восточной Сибири в XIX веке:

  1. суровые климатические условия;

  2. низкий уровень образования;

  3. низкий уровень жизни и небольшая продолжительность жизни;

  4. удаленность Сибири от Европейской части страны;

  5. неготовность власти быстро реагировать и принимать активное участие в решении актуальных для сибирского региона вопросов;

  6. отсутствие законности в управлении регионом;

  7. большой поток ссыльных и переселенцев;

  8. низкая плотность населения, отсутствие развитой транспортной сети;


При ответе на 3 вопрос учащиеся составляют необходимый список действий, необходимых для того чтобы изменить жизнь в губернии.

    1. интеграция Сибири в единое административное пространство;

    2. усиление надзора за действиями местных органов власти;

    3. обеспечение единообразия в деятельности различных административных органов с четким разграничением их компетенций;

    4. учет местными органами специфики конкретных сибирских областей, в которых они действуют; учет «пестрого» социального состава сибирского населения в деятельности управленческих структур различного уровня;

    5. создание мало затратного и оперативно действующего управленческого аппарата

    6. создание управленческой и законодательной системы, которая положила бы конец злоупотреблениям и произволу;

    7. принятие мер по положению и статусу ссыльных;

    8. развитие экономики региона, сельского хозяйства и промышленности в частности;

    9. развитие городов, формирование городского сословия;

    10. усиление надзора за местной администрацией со стороны центральных ведомств;

    11. трансформация личной власти местных начальников в административные полномочия по закону;

    12. учет местных особенностей и обычаев;

    13. развитие образования, здравоохранения, создание музеев библиотек и т.д.;



  1   2   3

Похожие:

«Енисейская губерния: люди и их решения» iconДоговор управления многоквартирным домом
Северо-Енисейская, именуемые в дальнейшем «Собственники», с другой стороны, совместно именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор...

«Енисейская губерния: люди и их решения» iconЧастное транспортное унитарное предприятие «Западная Губерния»

«Енисейская губерния: люди и их решения» iconСтаврополь тольятти страницы истории Часть II дела и люди
Ii. Дела и люди. — Тольятти: п/п «Современ­ник»; 1999 — 400 с. Isbn 5-85234-100-2

«Енисейская губерния: люди и их решения» iconПерепланировка и переустройство: проблемы и пути решения
В последнее время переустройство и перепланировка жилых помещений происходят сплошь и рядом, как в новых квартирах, так и в квартирах...

«Енисейская губерния: люди и их решения» iconИсследование формирования познавательной активности шло по разным...
Преобразования, происходящие в обществе, требуют существенных перемен в системе профессионального образования, подготовке подрастающего...

«Енисейская губерния: люди и их решения» iconСтрановой отчет содержание Основные положения VII Введение 1 1 Показатели...
Ежедневные курильщики, изредка курящие люди и некурящие люди среди взрослых респондентов в возрасте от 15 лет и старше 20

«Енисейская губерния: люди и их решения» iconЛитература 103
Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово —...

«Енисейская губерния: люди и их решения» iconДинара Чоочунбаева, эксперт юнеско по нематериальному культурному наследию
Самакова, многие люди выступили в его поддержку. Там были манасчи, общественные деятели и простые люди, благодаря которым мы убедились,...

«Енисейская губерния: люди и их решения» iconХарьковская правозащитная группа харьков 2000
Такие высокие, что кажется они уходят в небо. На стенах большие портреты, как в Большом зале консерватории. Люди на них в черных...

«Енисейская губерния: люди и их решения» iconС незапамятных времен люди желали узнать что-то новое, проявляли...
Раждан: на отдых и свободу передвижения, на восстановление и укрепление здоровья, на пользование учреждениями культуры и доступ к...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск