Скачать 302.95 Kb.
|
Класс: 5. Дата: Тема раздела: Швейные материалы Тема урока: Классификация текстильных волокон Цели урока: 1. Познакомить с классификацией текстильных волокон, с видами тканей из растительных волокон и их свойствами; выбором тканей для изготовления швейных изделий с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств, их влиянием на самочувствие человека; развивать навыки анализа и сравнения. 2. Развивать умение определять виды и свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. 3. Содействовать воспитанию внимательности, привитию эстетического вкуса и экономического мышления (ознакомление с регионами возделывания и выращивания различных растительных культур) Методическое оснащение урока:
Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, эксперимент, наблюдение, лабораторная работа Объект труда: образцы тканей Словарная работа: материаловедение, волокно (натуральное, химическое), гигроскопичность, хлопчатник, хлопчатобумажные и льняные ткани, лен, пряжа, прядение, нити основы и утка, готовая ткань, лицевая сторона ткани, полотняное переплетение Тип урока: урок приобретения новых знаний Ход урока
- Ткань – это материал, с которым вы сталкиваетесь ежедневно. - Как вы думаете, какой материал мягче – ткань или бумага? Какой из этих материалов прочнее? - Чтобы правильно изготовить изделие, правильно его эксплуатировать и ухаживать, необходимо знать элементы материаловедения. Швейное материаловедение – изучает строение и свойства материалов. Классификация текстильных волокон Волокно Натуральные – волокна, существующие в природе Химические – волокна, изготавливаемые на заводе растительные животные Лен – стебель растения (лубяные) Шерсть Шелк Хлопок – пушистые волоски, покрывающие семена растений (семенные) Кенаф, конопля, джут – стебель растения (лубяные) минеральные асбест Асбестовые волокна и ткани обладают стойкостью к высоким температурам. До наших дней дошла следующая история. Когда Петр I посетил уральского заводчика и землевладельца Демидова, тот угостил его хорошим обедом. Стол был застелен чудесной белоснежной скатертью. После того, как Демидов пролил на скатерть соус, гость отругал его за неловкость, ему жаль было скатерти. Хозяин приказал слугам убрать приборы, скомкал скатерть и бросил ее в огонь, чем заслужил еще больший гнев царя. Тогда Демидов кочергой достал скатерть, расстелил ее на столе. Она была целой, такой же белоснежной без пятна, так как соус сгорел. Петр остался доволен приемом, так как сам любил подобные шутки. - А сейчас давайте отгадаем загадки: Голубой глазок, золотой стебелек, Скромный на вид, на весь мир знаменит, Кормит, одевает и дом украшает. - В высоком дворце маленькие ларцы, Кто их открывает, белое золото добывает - Как вы думаете, о чем речь пойдет дальше. Правильно, конечно, о хлопке и о льне. Виды растительных волокон Хлопок получают из растений хлопчатника — это одно из древнейших растений, его начали возделывать 4000 лет назад. Наибольшие посевные площади хлопчатника находятся в Индии, США, Китае, Египте. После цветения хлопчатника образуется коробочка, внутри которой находятся семена, покрытые тонкими волокнами хлопка в виде волосков. В период созревания коробочка раскрывается, и из нее пушистой массой выходит волокно хлопка. Эти волокна обычно белые, но существуют сорта хлопчатника с волокнами бежевого, зеленоватого и других цветов. Чем длиннее и тоньше волокно хлопчатника (длина от 6—52 мм), тем оно ценнее из: коротковолокнистого хлопка – получают пушистую пряжу для изготовления байки, фланели; средневолокнистого - ситец, сатин; тонковолокнистого - вырабатывают тонкие ткани — батист, маркизет и др. Хлопок собирают хлопкоуборочными машинами, сортируют и упаковывают в кипы. Собранный хлопок поступает на хлопкоочистительные заводы для первичной обработки, где волокна разрыхляют, очищают от сора, расчесывают, вытягивают в тонкую ровную ленту – ровницу. Затем волокно поступает на прядильную фабрику. Волокна хлопка горят желтым пламенем и сгорают полностью, образуя серый пепел, имеет запах жженой бумаги Лен известен человеку с давних пор. В настоящее время лен возделывается во многих странах мира: в России, Египте, Турции, Индии, США, Аргентине и др. Для получения волокон выращивают специальный вид льна – лен-долгунец. Это однолетнее травянистое растение с одиночным прямым неветвящимся стеблем высотой до 150 см и диаметром 1-2 мм. Лен-кудряш – имеет ветвящиеся стебли и низкий рост. Дает много семян, содержание льняного масла в которых достигает 52 %, но волокна его низкого качества. Лен-межеумок – стоит по своим качествам между долгунцом и кудряшом. Цвет льняных волокон — от светло-серого до темно-серого. Лен убирают льнокомбайнами и теребильными машинами. От стеблей отделяют семенные коробочки. Такие стебли называют льняной соломой. Льняную солому связывают в снопы и отправляют на специальные фабрики, где она проходит первичную обработку — ее мочат, сушат, мнут, треплют. Это делается для того, чтобы удалить плотные наружные части стеблей. После трепания льна получается очищенное льняное волокно, которое поступает на прядильные фабрики. Горит лен также как и хлопок. Для изучения свойств и видов хлопчатобумажных и льняных тканей проводится лабораторно-практическая работа №1 До сведения учащихся необходимо довести, что одежда из натуральных, хлопчатобумажных или шелковых волокон впитывает влагу и выводит ее из тела человека во внешнюю среду, воздухопроницаемая, но натуральные волокна дороги и природные ресурсы их производства ограничены. Перед учащимися встает проблема, вытекающая из противоречия: с одной стороны, гигиенические, эстетические, эксплуатационные, экономические требования к одежде, с другой стороны - отсутствие реальных возможностей обеспечить все население страны натуральным шелком, хлопком. Таким образом, школьники должны принять активное участие в поиске оптимального компромисса между потребностями человека и возможностями разумного природопользования. Он лежит в области создания использования смесовых тканей. Такие ткани обладают всеми достоинствами натуральных и синтетических тканей (гигроскопичность, воздухопроницаемость, малая сминаемость, небольшая усадка после стирки, прочность, износоустойчивость). Виды хлопчатобумажных и льняных тканей Чтобы познакомить с ассортиментом тканей, на каждый стол дать набор тканей, сшитых между собой в виде альбомчика. Образцы пронумеровать. В набор должны входить несколько видов хлопчатобумажных и льняных тканей. Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя находят названную ткань, например ситец, говорят её номер и объясняют, для изготовления каких изделий её можно использовать. Иногда учитель называет номер ткани, под которым она значиться, и предлагает рассказать, как она называется и что можно из неё изготовить. Можно предложить выбрать ткани, из которых можно изготовить определённое изделие (фартук, платье, юбку).
5.1Вводный инструктаж
5.2Самостоятельная работа учащихся 5.3 Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы): 5.3.1Формирование новых умений:
5.3.2 Усвоение новых знаний:
5.3.3 Целевые обходы:
5.4 Заключительный инструктаж:
учебник – элементы материаловедения, п. 1; принести лоскутки х/б и льняных тканей размером 5х5 см , лупу, рабочую форму, клей
Лабораторно – практическая работа Определение хлопчатобумажных и льняных тканей Оборудование: образцы хлопчатобумажных и льняных тканей, лупа, толстая игла, тетрадь, таблица «Признаки определения хлопчатобумажных и льняных тканей» Порядок выполнения работы:
|
Составили: Гарифуллин И. Р. (тема 1); Нафикова О. Д. (тема 2); Галимханов А. Б. (тема 3); Сергеев А. Л. (тема 4); Валиуллина А. Р.... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Структура раздела «Лабораторное исследование мочевыделительной системы» | С февраля 2013 г для удобства поиска информации вместо единого раздела "Технологическая поддержка" представлены 2 раздела | ||
С февраля 2013 г для удобства поиска информации вместо единого раздела "Технологическая поддержка" представлены 2 раздела | В юридическую консультацию обратилась Петрова Анастасия Дмитриевна с вопросом о возможности раздела имущества, нажитого в браке,... | ||
Хохряковская средняя общеобразовательная школа Завьяловского района Удмуртской Республики | Перед изучением данного раздела внимательно прослушайте введение к разделу. Затем изучите последовательно материалы глав раздела,... | ||
Порядок) был определён согласно ст. 43 главы 2 раздела IV и п. 53. 2 ст. 53 раздела VI временного положения о налоговой системе Донецкой... | Но предельные минимальный и максимальный размеры для этого разрешенного использования установлены постановлениями, градостроительными... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |