Скачать 305.21 Kb.
|
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный медицинский университет» (ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России) И.В. Комаренко «Термометрия. Сестринский процесс при лихорадке» Учебно-методическое пособие Иркутск ИГМУ 2012 УДК 616.91-073,65(075.32) ББК 52.526:53.433.0,73 Т47 Автор: И.В. Комаренко – преподаватель первой категории, кафедры теории и практики сестринского дела Института сестринского образования ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России Рецензенты: О.А. Яновская – преподаватель высшей категории ФГБУ ВПО «ИРГУПС». Медицинский колледж железнодорожного транспорта. Л.Н. Сергеева – заместитель главного врача по управлению сестринским персоналом МАУЗ «Клиническая больницы № 1 г. Иркутска», Заслуженный работник ЗО РФ, главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью департамента здравоохранения г. Иркутска. Комаренко И.В. Т47 Термометрия. Сестринский процесс при лихорадке: учеб-метод. пособие / И.В. Тишкова; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздравсоцразвития России. – Иркутск: ИГМУ, 2011 – 33 с. Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей при реализации программ среднего профессионального образования. В учебно-методическом пособии даются основные механизмы терморегуляции, рассматриваются особенности течения лихорадки и ухода за пациентом в разных периодах лихорадки. Пособие включает материал, дополняющий содержание лекций и учебника, а также ситуационные задачи и тестовые задания по вышеперечисленным темам с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта по специальности 060109.51 Сестринское дело. УДК 614.253. 5: 616-053. 9 ББК 51.1: 57.4 Т47 © Комаренко И.В., 2012 © ГБОУ ВПО ИГМУ Минзравсоцразвития России, 2012 Содержание
Введение Сложные процессы терморегуляции человеческого организма обеспечивают нормальную работу органов и систем. Одним из объективных критериев оценки реакции человеческого организма на внутренние и внешние факторы служит изменение температуры тела. Методом контроля изменения температуры тела является термометрия. Данное учебно-методическое пособие предназначено как для преподавателей при проведении практического занятия, так и для организации самостоятельной работы студентов при изучении темы «Термометрия. Сестринский процесс при лихорадке». В пособии представлены различные формы заданий: вопросы для самоподготовки и для самоконтроля, задания для построения температурных кривых, тестовые задания. Пособие включает алгоритмы сестринского ухода при основных проблемах пациентов в разные периоды лихорадки, алгоритм измерения температуры в подмышечной впадине. При подготовке к занятиям студентам необходимо повторить материал других дисциплин (основы анатомии и физиологии, основы латинского языка). Основная цель учебно-методического пособия – организовать и повысить качество самоподготовки студентов, а также оптимизировать проведение аудиторных занятий. Методическая разработка дает возможность быстро овладеть практическими умениями, развивает логическое мышление, умение работать с имеющейся информацией. Повышает интерес к дисциплине. Дает возможность учиться на ошибках, помогает анализировать возможные ситуации. Тема: «Термометрия. Сестринский процесс при лихорадке» Цель занятия: подвести студентов к пониманию взаимосвязи теплообразования и теплоотдачи; объяснить суть термометрии; сформировать понятие о способах измерения температуры, о видах лихорадки; раскрыть суть механизма теплообразования и пути теплопередачи; развивать внимание, логическое мышление, наблюдательность; воспитать чувство ответственности. После изучения темы студент должен знать:
уметь:
Содержание учебных занятий Теоретическое занятие Что такое термометрия. Правила и места измерения температуры тела человека. Что такое лихорадка, ее виды и классификация. Правила регистрации данных термометрии. Периоды лихорадки, симптомы и уход за лихорадящим пациентом. Практическое занятие Закрепление знаний о механизмах теплообразования и теплоотдачи. Отработка практических умений: выполнение алгоритма измерения температуры, демонстрация заполнения температурного листа. Закрепление знаний о видах, периодах лихорадки на примере ситуационных задач. Задание для самоподготовки к практическому занятию по теме Термометрия. Сестринский процесс при лихорадке 1. Повторить изученный ранее материал:
2. Ответить на вопросы для самоконтроля после изучения теоретического материала «Термометрия. Сестринский процесс при лихорадке»:
Термины и определения Термометр – прибор для измерения температуры. Термометрия – это измерение температуры тела человека. Терморегуляция – физиологическая функция, поддерживающая постоянную температуру тела с помощью теплоотдачи и теплопродукции организма. Лихорадка – это повышение температуры тела сверх нормальных цифр вследствие нарушения терморегуляции и расстройства баланса между теплопродукцией и теплоотдачей. Кризис – резкое снижение температуры, в течение часа. Лизис – снижение температуры тела в течение нескольких дней. Демеркуризация – удаление ртути и ее соединений физико-химическими или механическими способами с целью исключения отравления людей и животных. Общие вопросы по теме «Термометрия. Сестринский процесс при лихорадке» Изобретателем термометра принято считать Галилея: в его собственных сочинениях нет описания этого прибора, но его ученики, Нелли и Вивиани, засвидетельствовали, что уже в 1597 году он устроил нечто вроде термобароскопа (термоскоп). Термоскоп представлял собой небольшой стеклянный шарик с припаянной к нему стеклянной трубкой. Шарик слегка нагревали, и конец трубки опускали в сосуд с водой. Через некоторое время воздух в шарике охлаждался, его давление уменьшалось, и вода под действием атмосферного давления поднималась в трубке вверх на некоторую высоту. В дальнейшем при потеплении давление воздуха в шарике увеличивалось, и уровень воды в трубке понижался, при охлаждении же вода в ней поднималась. При помощи термоскопа можно было судить только об изменении степени нагретости тела: числовых значений температуры он не показывал, так как не имел шкалы. В 1714 году Д.Г. Фаренгейт изготовил ртутный термометр. На шкале он обозначил три фиксированные точки: нижняя, 32 °F – температура замерзания солевого раствора, 96 ° – температура тела человека, верхняя 212 °F – температура кипения воды (рис. 1). Термометром Фаренгейта пользовались в англоязычных странах вплоть до 70-х годов 20 века, а в США пользуются и до сих пор. В 1742 году шведский ученый Андрес Цельсий предложил шкалу для ртутного термометра, в которой промежуток между крайними точками был разделен на 100 градусов. При этом сначала температура кипения воды была обозначена как 0 °, а температура таяния льда как 100 °. Однако в таком виде шкала оказалась не очень удобной, и позднее астрономом М. Штремером и ботаником К. Линнеем было принято решение поменять крайние точки местами. Этот термометр получил широкое распространение. Рис. 1. Шкала Цельсия и Фаренгейта. Терморегуляция – совокупность процессов регуляции теплообразования и теплоотдачи. Поддерживание определенного равновесия между этими процессами обеспечивает у здорового человека относительно постоянную температуру тела. Теплообразование осуществляется за счет окислительных процессов в мышцах и внутренних органах: чем выше интенсивность метаболизма, тем оно больше. Теплоотдача осуществляется путем теплопроведения, теплоизлучения и испарения (потоотделения). При повышении температуры окружающей среды кровеносные сосуды кожи расширяются, увеличивается ее теплопроводность и теплоизлучение, усиливается потоотделение, что приводит к повышению теплоотдачи и предотвращает перегревание. При снижении температуры окружающей среды уменьшается теплоотдача за счет уменьшения теплопроводности кожи и сужения ее кровеносных сосудов, повышается теплопродукция вследствие усиления сократительной активности скелетных мышц (мышечная дрожь), что предотвращает снижение температуры тела и переохлаждения. Термометрия – это измерение температуры тела человека. Измерение проводится с помощью устройств и приборов:
Рис. 2. Медицинский ртутный термометр. Классический ртутный термометр используется в медицине давно, главными достоинствами являются высокая точность измерения, не зависящая от времени службы прибора, и невысокая стоимость. Рис 3. Электронный (цифровой) термометр. Электронный термометр измеряет температуру тела при помощи специального встроенного чувствительного датчика, а результат измерений отображает в цифровом виде на дисплее. Электронные термометры обладают рядом дополнительных функции в виде памяти последних измерений, звуковых сигналов по времени измерения и результатам измерения, сменных наконечников для гигиеничного применения, водонепроницаемостью корпуса и т.д. Рис. 4. Инфракрасный термометр. Принцип действия инфракрасного термометра: чувствительный измерительный элемент снимает данные инфракрасного излучения тела человека и отображает на цифровом дисплее, в привычном для нас температурном диапазоне. Данный вид термометров появился совсем недавно, но уже завоевал свою популярность. Рис. 5. Термополоски. Термополоска – это термочувствительная пленка, которая благодаря имеющимся в ней кристаллам, под воздействием температуры тела, способна менять свой цвет. Термополоски имеют большую погрешность измерения. Связанно это с тем, что существует много факторов, влияющих на измерение: освещенность, наличие пота, плотность прилегания к поверхности кожи и т.д. Термополоски существуют в разном исполнении. Они могут иметь разделение на «повышенная температура» или «не повышенная температура», т.е. они сигнализируют о том, надо ли измерять температуру настоящим градусником, который покажет точную температуру, или нет. Устройство медицинского термометра В настоящий период времени температуру тела в лечебных учреждениях обычно измеряют максимальным (ртутным) медицинским термометром. Он имеет корпус из тонкого стекла, один конец которого занимает резервуар с ртутью. От него отходит капилляр, запаянный на другом конце. Ртуть, нагреваясь и увеличиваясь в объеме, поднимется по капилляру, вдоль которого расположена шкала термометра. Шкала рассчитана на определение температуры тела с точностью до 0,1 °С, для чего на ней имеются соответствующие деления. Медицинским термометром можно измерять температуру тела от 34 до 42 °С. Термометр называется максимальным, так как он показывает предельную высоту подъема столбика ртути. Самостоятельно ртуть не может опуститься в резервуар, так как этому препятствует резкое сужение капилляра в нижней его части. Возвратить ртуть в резервуар можно только после встряхивания термометра. |
Прежде чем мы начнём разговор о лихорадке, необходимо вспомнить, что такое тепловой обмен и как осуществляется его регуляция | Практического занятия по теме: «Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу» | ||
Уметь выделить главное, подобрать нужную обработку, анализировать результаты своих действий | Методическое пособие предназначено для преподавателей и студентов 3,4 курса специальности «Сестринское дело» при изучении темы «Сестринский... | ||
Но все же достигнуты определенные успехи в лечении ба: начали применяться новые методы иммунотерапии аллергической ба, переоценены... | Мдк. 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Сестринская помощь при различных заболеваниях и состояниях | ||
«Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» мдк 02. 01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»... | Сестринское дело программы профессионального модуля 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», мдк 02.... | ||
Мдк 0201. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» Раздел «Сестринский уход в педиатрии» разработана на основе... | Мдк 02. 01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Раздел «Сестринский уход в педиатрии» разработана на основе... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |