Известия высших учебных заведений


НазваниеИзвестия высших учебных заведений
страница1/19
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 (39) Октябрь – декабрь 2013
ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
СОЦИОЛОГИЯ.

ЭКОНОМИКА. ПОЛИТИКА.
Издается Тюменским государственным нефтегазовым университетом с 2002 г.
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 77-39119

выдано 11 марта 2010 года Федеральной службой по надзору в сфере связи,

информационных технологий и массовых коммуникаций

Учредитель журнала

Тюменский государственный нефтегазовый университет
Соучредители журнала

Институт социально-политических исследований РАН,

Институт социологии РАН,

Российский университет дружбы народов
Аккредитован международным агентством научных журналов «Cabell» (США)

Главный редактор

В. В. Новоселов
Редакционная коллегия

О. М. Барбаков, М. Л. Белоножко, В. Е. Генин, З. Т. Голенкова,

В. К. Левашов, Н. П. Нарбут, В. В. Пленкина,

Н. Г. Хайруллина (зам. главного редактора)


Редактор – Д. В. Подчувалова

Оператор электронной верстки, редактор – Н. В. Шуваева

Адрес редакции: 625000, Россия, г. Тюмень, ул. Киевская, 52, офис 227

Тел./факс: 8 (3452) 41-82-05

E-mail: nur@tsogu.ru


Включен в перечень ВАК Министерства образования и науки РФ

ведущих рецензируемых научных журналов и изданий

ISSN 1993-1824  ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Социология. Экономика. Политика, 2013

MINISTRY OF RESEARCH AND SCIENCE OF RUSSIAN FEDERATION
4 (39) Oktober – December 2013
NEWS FROM HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
SOCIOLOGY.

ECONOMICS. POLITICS.
Published by Tyumen State Oil and Gas University, Since 2002
Registration Certificate of SMI PI № FS 77-39119

Issued in March 11, 2010 the Federal Service for Supervision of Communications,

Information Technology and Communications


Founder Tyumen State Oil and Gas University
Co-Founders

Institute of Social and Political Research of the Russian Academy of Sciences,

Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences,

Peoples' Friendship University of Russia
Accredited by «Cabell», the international publishing directory of journals

for professors and researchers (U.S.A.)

Editor-in-Chief

V. V. Novoselov
Editorial Board

Oleg M. Barbakov, Marina L. Belonozhko, Vlad E. Genin,

Zinaida T. Golenkova, Viktor K. Levashov, Nikolai P. Narbut, Vera V. Plenkina,

Nursafa G. Khairullina (Deputy Editor-in-Chief)

Editor – D. V. Podchuvalova

Сomputer Design, еditor – N. V. Shuvaeva

Address: 625000, Russia, Tyumen, Kievskaya St., 52, offices 227

Telephone/Fax: +7 (3452) 41-82-05

E-mail: nur@tsogu.ru

Included in the RF Ministry of Education and Science SAC List
of leading reviewed scientific journals and publications


ISSN 1993-1824  NEWS FROM HIGHER EDUCATIONAL STITUTIONS

Sociology. Economics. Politics, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

СONTENTS
Управленческие процессы

MANAGEMENT PROCESSES
Казанцева С. М.

Kazantseva S. M.

Практические аспекты применения современных методов описания бизнес-процессов 6

Practical aspects of use of modern methods for describing business processes
Коняева С. А., Хуснутдинова Г. Ф.

Konyaeva S. A., Husnutdinova G. F.

Социально-трудовые отношения: социологический анализ 9

Social and labor relations: a sociological analysis
Левашов В. К. 

Levashov V. K.

Социально-политическая устойчивость: риски и императивы 11

Social-and-political stability: risks and imperatives
Ромашова Л. О.

Romashova L. O.

Управленческий потенциал малого предпринимательства 16

Management potential of s small-scale entrepreneurship
Санников А. С.

Sannikov A. S.

Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности предприятия 19

Emotional intelligence significance in the enterprise activity efficiency
Симонов С. Г., Макарова О. С.

Simonov S. G., Makarova O. S.

Жизненные стандарты в системе управления социальным развитием северного региона 22

Life standards in the system of management of the northern region social development
Сотникова К. И.

Sotnikova K. I.

Взаимосвязь между инновационной средой и системой управления 25

Relationship between of the innovation environment and the system of management
Чупашева Е. В.

Сhupasheva E. V.

Инновационные подходы к управлению персоналом 29

Innovative approaches to the personnel management
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ECONOMIC AND DEMOGRAPHIC PROCESSES

Бородач Ю. В.

Borodach Yu.V.

Развитие российского рынка производных инструментов нефтегазовой отрасли 32

Development of the russian market of derivatives for oil and gas industry
Глухова М. Г., Качаева Д. И.

Glukhova M. G., Kachaeva D. I.

Организационно-методическое обеспечение управления затратами на ремонтно-восстановительные

работы на предприятии магистрального транспорта нефти 35

Organization and methodical support of management of repair-and-renewal operations

costs at the trunk oil transport enterprise
Симарова И. С.

Simarova I. S.

Регион в контексте теории экономического пространства 37

The region in the context of the economic space theory
Тонышева Л. Л., Бородатова Л. Ю.

Tonysheva L. L., Borodatova L. Yu.

Социальная инфраструктура в условиях пространственной трансформации экономики региона 40

Social infrastructure in the conditions of the region economy spatial transformation
Тохиров Т. И.

Tokhirov T. I.

Концепция транзитного потенциала автотранспортной системы региона 44

Concept of transit potential of the region motor transport system
Чумляков К. С.

Tchumlyakov K. S.

Транспортная инфраструктура России в системе международных хозяйственных связей 47

Transport infrastructure of Russian Federation in the system of international economic relations

КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

CULTURAL TRADITIONS AND INNOVATIONS
Акимов А. М.

Akimov А. M.

Отношение населения к здоровью: образовательные предпочтения 50

Attitude of population to health: educational preferences
Баикина Ю. О.

Baikina Yu. O.

Культура рода в системе человековедения 52

Genealogic qualimetry in the system of human nature study
Золотоглавый А. Д.

Zolotoglavy A. D.

Создание семьи: культурно-правовые аспекты 56

Modern family: socio-cultural-legal aspects
Костоева Ф. М.

Kostoeva F. M.

Социокультурные способы образования терминов ингушского языка 58

Sociocultural methods of generation of ingush language terms
Лаврищев М. П.

Lavrischev M. P.

Проблемы профессиональных компетенций менеджера в условиях глобализации 61

Problems of professional competences of a manager in the conditions of globalization
Мосякина Е. А.

Mosyakina E. A.

К вопросу о категории качества жизни населения 64

To the problem of population life quality category
Мосаков Б. С.

Mosakov B. S.

Развитие технического и творческого мышления студентов 66

Sociology of creation of architectural forms and technology of their realization
Никитина М. Н.

Nikitina M. N.

Духовно-нравственные аспекты развития тюменских студентов 69

Spiritual-moral aspects of tyumen students development
Шарипова Э. М.

Sharipova E. M.

Фанатизм в дискурсе социологических исследований 72

Fanaticism in the discourse of sociological research

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

PROBLEMS AND PROSPECTS OF SCIENCE AND EDUCATION DEVELOPMENT
Панарина Д. В.

Panarina D. V.

Система непрерывного высшего образования в вузе 76

System of continuing higher education in high school
Панченко Н. Б.

Panchenko N. B.

Особенности организации научно-исследовательской работы студентов 80

Features of organization of scientific-and-research work of students
Пезин Д. А.

Pezin D. A.

Модель стимулирования студенческой исполнительской дисциплины 82

The model of student performance discipline stimulation
Самарин А. В.

Samarin А. V.

Формирование здоровьесберегающей среды в системе образования 85

Formation of health-saving environments in system of the higher vocational training
Сорокин Г. Г.

Sorokin G. G.

О перспективах расширения программ образования пожилых россиян 89

About prospects of expanding the programs for the elderly russians training on the basis of higher education institutions

Информационные технологии и виртуальное пространство

INFORMATION TECHNOLOGY AND VIRTUAL SPACE

Кононова Т. М., Горева О. М.

Kononova T. M., Goreva O. M.

Роль интернет-технологий в системе непрерывного образования: история,

традиции и процессы модернизации 93

The role of internet- technologies in the system of life-long education: history, traditions and modernization processes

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ACADEMIC LIFE
Найденова Л. И., Дорошин Б. А.

Naidyonova L. I., Doroshin B. A.

Обзор материалов конференций «Современные традиции развития мировой социологии» (2010-2012 гг.) 95 Review of materials of conferences on modern tendencies of the global sociology development (2010-2012)
Хайруллина Н. Г.

Khairullina N. G.

Обзор материалов международной научно-практической конференции,

посвященной 20-летию Конституции РФ «Социально-экономическое, социально-политическое

и социокультурное развитие регионов» 98

Review of the international scientific-practical conference dedicated to the 20th anniversary

of the Constitution of the Russian Federation «Socio-economic, socio-political and socio-cultural development of regions»

Управленческие процессы

УДК 622

Практические аспекты применения современных

методов описания бизнес-процессов

PRACTICAL ASPECTS OF USE OF MODERN METHODS

FOR DESCRIBING BUSINESS PROCESSES
С. М. Казанцева

S. M. Kazantseva
Ключевые слова: бизнес-процессы, конкурентоспособность организации, эффективные и взаимовыгодные

отношения между поставщиками и потребителями

Key words: business processes, competitiveness of the organization, effective and mutually beneficial relations

between suppliers and consumers
Рассмотрен один из современных методов описания бизнес-процессов, используемый автором в практической работе консультанта по управлению. В основе метода положена модель «Кано», предполагающая исследование эмоциональной реакции потребителей на имеющиеся характеристики товаров. Автором использована идея этого метода при разработке карты бизнес-процессов организации. Метод дополнен анализом текущего бизнес-процесса на основе подхода
В. Вумека, который предполагает фиксацию времени получения услуги (приобретения товара) и определения того, какую часть времени потребитель готов оплатить (та часть, которая несет потребительскую ценность).


The article discusses one of the modern methods of describing business processes used by the author in his practical work as a management consultant. The method is based on the model «Cano», which implies the investigation of emotional response of consumers to the existing characteristics of goods. The author used the idea of this method in the development of the organization business processes card. The method is complemented by the analysis of the current business process based on the approach of
V. Vumek, which assumes the fixation of the service receipt time (purchase of goods) and determination how much of the time the consumer is willing to pay (the part that carries the consumer value).

Современный подход к развитию организации предполагает понимание ее как совокупности бизнес-процессов, выходом которых является удовлетворение потребностей потребителей. При этом сам бизнес-процесс описывается в виде цепочки добавленной стоимости и совокупности необходимых действий для ее построения. Подходы к подобному описанию бизнес-процессов многочисленны [1, 2, 3], практически все исследования в области управления современной организацией, появившиеся в конце ХХ – начале ХХI вв., предполагают подобное видение. Однако при практическом описании бизнес-процессов исследователь сталкивается с недостаточно проработанным инструментарием, что обусловливает искажение методов и частую подгонку бизнес-процессов под структуру организации, тем самым сводя пользу от применения современных методов к нулю. Частое возникновение подобных проблем в практической работе консультанта по управлению (автор — действительный член Национального института сертифицированных консультантов по управлению) обусловило необходимость разработки собственного инструментария при описании бизнес-процессов организации.

В качестве базовой идеи описания бизнес-процессов нами взята «модель Кано». Данная модель разработана японским ученым Нориаке Кано для изучения эмоциональной реакции потребителей на имеющиеся характеристики товаров [4]. В модели выделены различные типы эмоциональных реакций потребителей от восторга (характеристика товара, услуги вызывает положительное удивление, предвосхищает потребность, хотя эта характеристика и не является обязательной) до раздражения (характеристика усложняет работу с товаром и/или его восприятие, является излишней, потребитель не готов платить за наличие этой характеристики).

Типы характеристик:

  • привлекательные (приятный сюрприз);

  • одномерные (ожидаемые, но не имеющие большого значения);

  • базовые (ожидаемые, при отсутствии товар не будет приобретен);

  • дополнительные (часто необязательные, вложения в которые ничего не добавляют к ценности товара);

  • нежелательные (вызывают эмоциональную реакцию отторжения).

На основе этих характеристик разрабатывается оценочная таблица Кано.

Оценочная таблица Кано имеет очень широкое применение: от моделирования образа нового товара и линейки действующих продуктов до принятия решений по вариантам структурирования клиентской базы конкретной компании. Данный метод лег в основу моделирования продуктовой линейки И. Г. Альтшулера [5] и многих других методов.

В собственной консалтинговой практике нами использована идея этого метода при разработке карты бизнес-процессов организации.

Клиент, приобретая товар (услугу), отмечает Н. Г. Хайруллина [6] эмоционально включен в процесс покупки уже с первого этапа взаимодействия с компанией. Это может быть просмотр рекламного объявления, звонок в офис, личное посещение офиса, магазина и прочее. Ценность для потребителя начинается на этапе так называемого входа в бизнес-процесс. Поэтому сам бизнес-процесс проектируется как «идеальная» модель, оптимизирующая ценность для потребителя. Работа проходит в виде последовательного осознания ценности для потребителя на каждом этапе по алгоритму, представленному в таблице 1.
Таблица 1

Карта базового бизнес-процесса


Этап


Что

должно быть

обязательно

Каким

должно быть исполнение

Что

вызывает

удивление

Чего

не должно быть

Механизм защиты

от того,

чего не должно быть




















Например, если первым этапом является звонок клиента в офис, обязательно должны быть соблюдены следующие условия: телефон должен быть не занят; ответ должен быть подготовленным. Это может быть ответ по стандарту, который пишется отдельно для каждого варианта потребителя, или свободным, но в рамках оговоренных полномочий менеджера, отвечающего на телефонный звонок. При применении этого метода нами разрабатывались некоторые стандарты:

  • на приветствие;

  • на выход из затянувшейся беседы;

  • на прощание;

  • на поведение в конфликтной ситуации;

  • на представление фирмы от своего имени.

После определения обязательных характеристик этапа разрабатываются требования к исполнению этих характеристик. Это могут быть требования в отношении времени звонка (например, менеджер обязан взять трубку после 4 сигнала, говорить не более 3–4 минут), голоса и даже пола менеджера, принимающего телефонные звонки.

Следующая характеристика этапа бизнес-процесса — то, что вызывает приятное удивление. Это наиболее сложный пункт при применении данного метода, так как требует проактивной позиции по отношению к принятым стандартам рынка (отрасли). Необходимо предвосхитить потребности, которых еще нет в явном виде.

Например, один клиент (директор компании, занимающейся торговлей сельхозтехникой) при работе над этим этапом вспомнил, что у них был менеджер — женщина, которая отвечала на телефонные звонки клиентов. В этой сфере нормальной ожидаемой реакцией является ответ мужчины- специалиста. Однако женщина отвечала настолько профессионально, со знанием деталей бизнеса и продаваемой техники, что клиенты приезжали посмотреть «на это чудо».

Следующая задача — выявить нежелательные характеристики (чего не должно быть). Это может быть занятый телефон, спешный поиск информации менеджером, просьбы перезвонить и прочее. Чем детальнее будет описан этот раздел, тем привлекательнее конкурентные характеристики организации, когда даже при отсутствии покупки у клиента остаются приятные впечатления, увеличивающие конкурентные преимущества.

Для контроля над возникновением нежелательных характеристик разрабатывается механизм защиты от того, чего не должно быть. В упомянутом нами проекте определены следующие правила, обеспечивающие этот механизм:

  • подавать только те номера в рекламе, которые выделены именно для звонков клиентов (2 номера);

  • подходить к этим телефонам должен только специалист по продажам;

  • специалист по продажам всегда должен быть в офисе;

  • организация рабочего места специалиста по продажам должна способствовать быстрому поиску необходимой информации;

  • клиентская база должна быть сформирована таким образом, чтобы поиск информации о клиенте занимал не более 1 минуты;

  • необходимо ввести режим онлайн-консультаций на сайте организации.

По такой же схеме прорабатывается каждый этап бизнес-процесса. Работа очень трудоемкая, выполняемая в несколько итераций. Кроме этого требуется участие всех заинтересованных сторон в организации, поэтому выполнять ее лучше в форме групповой модерации любым из имеющихся в арсенале групповых методов.

Серьезным преимуществом данного метода перед другими способами описания бизнес-процессов является логичное определение этапов всех последующих работ. Например, если для улучшения бизнес-процесса (приближения его к идеальной модели) необходимо разработать клиентскую базу, то требования к ней уже определены, понятно какие именно стандарты и регламенты разрабатывать (не нужно придумывать или писать лишние, потому что у конкурентов они есть) и пр. Более того, на основе этого метода становятся понятны требования к работникам и качеству работы, что является, в свою очередь, основой для составления «живых» должностных инструкций. В связи с этим интересна позиция А. И. Пригожина в продуктном подходе к разработке должностных инструкций [7], предполагающая, что должностные инструкции встраиваются в бизнес-процесс посредством определения продуктной формы результатов работы.

Кроме приведенного инструментария описания бизнес-процессов с использованием модели Кано, в практической работе этот метод мы совмещаем с анализом текущего бизнес-процесса на основе подхода В. Вумека [8].

Данный подход предполагает фиксацию времени получения услуги (приобретения товара) и определения того, какую часть времени мы готовы оплатить (та часть, которая несет потребительскую ценность).

В таблице 2 представлен вариант матрицы (частично заполненный на основе реального примера), используемой при анализе бизнес-процессов организации.

Таблица 2

Матрица затраченного времени


№ п/п

Этап

Потребитель

Организация

Затраченное время, мин

Время создания ценности, мин

Потери времени, мин

Затраченное время, мин

Время создания ценности, мин

Потери времени, мин

1

Первичный звонок в офис потенциального клиента (включая время ожидания у телефона)

5

1

4

4

1

3

2

Объяснение

месторасположения базы

1



1

1



1

3

Поездка клиента на базу

60



60










…….






















Затраты времени. итого

937

75

862

979

145

834




Затраты времени, %

100

8

92

100

15

85


Итак, в консультируемой организации время создания ценности для клиента составляет всего
8 % от затраченного им на приобретение товара, при этом и организация из-за хаотичного выстраивания бизнес-процессов работает неэффективно. Время сотрудников оплачивается, но только 15 % времени связано с осуществлением конкретной сделки, все остальное время — потери.

Обозначенный пример, к сожалению, очень типичен для российских предприятий, которые работают в условиях квазиконкурентной ситуации. Реальная конкурентная среда заставляет организации искать способы повышения эффективности, в том числе и обозначенные выше.

Следует отметить, что профессиональное применение вышеизложенной методики позволяет повысить конкурентоспособность организации, не вкладывая больших ресурсов, так как улучшение привлекательных характеристик само по себе способствует повышению лояльности потребителей за счет оптимизации цепочки добавленной ценности.
Список литературы

1. Ким Чан У. Моборн Рене. Стратегия голубого океана: пер. с англ. – М.: НIPPO, 2008.– 272 с.

2. Лайкер Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира: пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Бук, 2006. – 400 с.

3. Иванов М. А., Шустерман Д. М. Организация как ваш инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса. –
3-е изд. – М.: Альпина Бизнес Бук, 2006. – 392 с.

4. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. –
272 с.

5. Альтшулер И. Г. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа. Инструменты, проблемы, ситуации. – М.: Вершина, 2006. – 232 с.

6. Хайруллина Н. Г. Управление персоналом на предприятиях торговли: учебное пособие. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2012 –324 с.

7. Пригожин А. И. Методы развития организации. – М.: МЦФЭР, 2003. – 864 с.

8. Вумек Дж. Бережливое обеспечение. Как построить эффективные и взаимовыгодные отношения между поставщиками и потребителями: пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Бук, 2006. – 264 с.
Сведения об авторе

Казанцева Светлана Михайловна, д. э. н., профессор кафедры экономики товарных рынков Тюменского государственного нефтегазового университета, г.Тюмень, тел. 89044931812, е-mail: siv_ksm@mail.ru

Kazantseva S. M., Doctor of Economics, professor of the chair of commodity markets economics, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89044931812, е-mail: siv_ksm@mail.ru

______________________________________________________________________________________
УДК 622.32:005.9

Социально-трудовые отношения: социологический анализ

SOCIAL AND LABOR RELATIONS: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Известия высших учебных заведений iconИзвестия высших учебных заведений
Теоретико-методологические предпосылки к исследованию современных общественных движений 5

Известия высших учебных заведений icon1. Ворожцов А. Л., Теслов Г. А. Анализ методов применения групп сложности...
Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. ― №5 ― 2015

Известия высших учебных заведений iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений Махачкала 2008
Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, работников органов государственной власти...

Известия высших учебных заведений iconЛенинградский государственный институт
Допущено Управлением кадров и учебных заведений Министерства культуры СССР в качестве учебного пособия для высших и средних учебных...

Известия высших учебных заведений iconУчебно-методическuм объединением по образованию в области коммерции...
Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,...

Известия высших учебных заведений iconРешение Министерства образования и науки Украины о присвоении грифа...
Рекомендовано Министерством образования и науки Украины в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Известия высших учебных заведений iconУчебник для студентов вузов железнодорожного транспорта
Управлением кадров, учебных заведений и правового обеспечения Федерального агентства железнодорожного транспорта в качестве учебника...

Известия высших учебных заведений iconМетодические рекомендации составлены на основании типовой программы...
Методические рекомендации составлены на основании типовой программы производственной практики студентов медицинских высших учебных...

Известия высших учебных заведений icon«Проекты по организации мобильности студентов и сотрудников высших...

Известия высших учебных заведений iconУчебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией...
Рекомендовано методической комиссией финансового факультета для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск