Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств


НазваниеПрограмма профессиональной подготовки водителей транспортных средств
страница1/5
ТипПрограмма
filling-form.ru > Туризм > Программа
  1   2   3   4   5
Негосударственное образовательное учреждение

«Независимый учебный центр «Кадры»
УТВЕРЖДАЮ:

Директор НОУ

«Независимый учебный

центр «Кадры»
_________________ Гришина Л.П.

«____»____________ 20___ г.

ПРОГРАММА

профессиональной подготовки водителей транспортных средств

категории “Tm” (водителей трамвая III класса).

г. Самара
Содержание программы представлено пояснительной запиской, учебным планом, рабочими программами учебных предметов, планируемыми результатами освоения программы, условиями реализации программы, системой оценки результатов освоения программы, учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию программы.

Учебный план содержит перечень учебных предметов с указанием времени, отводимого на освоение учебных предметов, включая время, отводимое на теоретические и практические занятия.

Рабочие программы учебных предметов раскрывают рекомендуемую последовательность изучения разделов и тем, а также распределение учебных часов по разделам и темам.

Условия реализации программы содержат организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические и материально-технические требования. Учебно-методические материалы обеспечивают реализацию программы.

Программа предусматривает достаточный для формирования, закрепления и развития практических навыков и компетенций объем практики.
I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая программа и учебный план предназначены для образовательных учреждений, осуществляющих подготовку водителей трамвая.

Учебный план является обязательным документом для выполнения каждым обучающимся. Указанный в нем перечень предметов, общее количество часов, отводимое на изучение каждого предмета, а также предметы, выносимые на экзамены и зачеты, не могут быть изменены.

Последовательность изучения отдельных тем программ и количество часов, отведенное на изучение тем, может, в случае необходимости, изменяться при условии, что программы будут выполнены полностью.

Все изменения, вносимые в учебные программы, должны быть рассмотрены методической комиссией и утверждены руководителем образовательного учреждения.

Учебные группы водителей трамвая комплектуются численностью 25-30 человек из числа лиц, не имеющих медицинских противопоказаний к управлению трамваем, и которым к началу стажировки на пассажирском подвижном составе исполнится не менее 21 года. Пол принимаемых на обучение не регламентируется.

Продолжительность учебного часа теоретических, лабораторно-практических (практических) занятий – 45 минут, при обучении вождению – 60 минут, включая время на подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых.

Учет посещаемости занятий, успеваемости и пройденных тем ведется преподавателями и мастерами производственного обучения вождению в журналах учета занятий.

Обучение должно быть направлено на формирование у обучающихся технического мышления, умения практически применять полученные знания, а также развивать у них способности к самообразованию.

В связи с совершенствованием конструкции подвижного состава программы специальных предметов должны по решению методических комиссий дополняться сведениями о новом подвижном составе и оборудовании.

На практических занятиях учащиеся должны быть обучены выполнению приемов по оказанию первой помощи (самопомощи) пострадавшим на дорогах.

Преподаватели и мастера производственного обучения, работающие в образовательных учреждениях и не имеющие педагогического образования в течение года с момента утверждения программы, и лица, вновь поступившие на работу, должны пройти обучение по программам курса «Педагогические основы деятельности преподавателя (мастера) по подготовке водителей транспортных средств»» с выдачей удостоверения установленного образца.

Повышение квалификации инженерно-педагогических работников образовательных учреждений проводится один раз в пять лет по программам, разработанным Институтом развития профессионального образования и утвержденным Минобразования и науки России. Теоретическое обучение по специальным предметам могут проводить специалисты городского электрического транспорта и других организаций, имеющие соответствующее образование и лицензии на образовательную деятельность.

После завершения теоретического обучения проводится итоговая аттестация по предметам:

- «Устройство и техническое обслуживание трамвая»;

- «Правила технической эксплуатации трамвая, основы безопасности движения, охрана труда и техники безопасности»;

- «Правила дорожного движения»;

По остальным учебным предметам проводится зачет за счет времени, отведенного на изучение этих предметов.

Производственное обучение.

Производственное обучение проводится в два этапа:

1. Техническое обслуживание, обучение на тренажере или на учебном трамвае.

2. Стажировка на пассажирском трамвае.

Обучение по разделу: «Техническое обслуживание трамваев» проводится под руководством мастера производственного обучения в учебных мастерских и на подвижном составе предприятий горэлектротранспорта. Цель занятий – навыки технического обслуживания трамвая и обработка первичных навыков по управлению трамваем.

Первичные навыки по управлению трамваем отрабатываются на тренажере или на трамвае, находящемся на полигоне или специальной площадке.

К дальнейшему обучению на учебном трамвае обучающиеся допускаются после промежуточной аттестации комиссией образовательного учреждения на предмет качественного усвоения первичных навыков в управлении и обслуживании трамвая, а также прошедшие итоговую аттестацию по предметам теоретического курса обучения. Отработка последующих практических упражнений производится на учебном трамвае по маршрутам движения различной сложности, согласованным с органами ГИБДД.

Обучение вождению проводится мастерами производственного обучения или водителями-инструкторами, имеющими образование не ниже среднего, квалификацию водителя трамвая, стаж работы не менее 3-х лет и свидетельство, подтверждающее право обучения и стажировки учеников-водителей.

Учебный трамвай должен быть оборудован дополнительной тормозной педалью, зеркалами заднего вида для стажера и мастера производственного обучения, иметь установленные опознавательные знаки в соответствии с требованиями правил дорожного движения.

Каждый обучающийся должен выполнить упражнения, предусмотренные учебной программой, непосредственно на рабочем месте водителя в разное время суток, определенное для движения горэлектротранспорта.

Подгруппы для одного мастера производственного обучения целесообразно комплектовать не более 4 человек обучающихся.

Обучающимся, освоившим программу подготовки водителей трамвая и прошедшим итоговую аттестацию по теоретическим предметам и вождению, образовательное учреждение выдает свидетельство установленного образца.
Стажировка на пассажирском трамвае.

До начала стажировки на пассажирском трамвае, обучающиеся сдают квалификационный экзамен в Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) для получения водительских удостоверений на право управления трамваем.

Обучающиеся, допущенные к стажировке на пассажирском трамвае, направляются в трамвайное предприятие, где стажируются под руководством водителей-инструкторов, назначенных приказом по трамвайному предприятию.

Стажировка учеников-водителей должна проводиться преимущественно на тех маршрутах, на которых им придется работать самостоятельно. Трамваи, выделенные для стажировки, должны быть оборудованы сидением водителя-инструктора, дублирующим приводом тормоза и зеркалами заднего вида в соответствии с требованиями правил дорожного движения.

В процессе стажировки на пассажирском трамвае стажер должен отработать количество часов, установленное программой подготовки. Контроль за качеством стажировки осуществляется работниками трамвайного предприятия и образовательного учреждения.

Конкретную ответственность за качественное выполнение программы стажировки несет водитель-инструктор, закрепленный за стажером.

Водитель-инструктор обязан постоянно контролировать работу закрепленного за ним стажера, находиться вместе с ним, как при управлении трамваем, так и при его обслуживании и вести учет работы стажера в его учетной книжке. Водитель-инструктор вместе со стажером проходят предрейсовые медосмотры и получают у диспетчера путевую документацию. Стажер не допускается к управлению, если у него отсутствует «Учетная книжка стажера» и водительское удостоверение с разрешающей отметкой на право управления трамваем. Водитель-инструктор и стажер несут ответственность за нарушение правил дорожного движения.

По окончании стажировки водитель-инструктор, стажировавший стажера, дает письменное заключение в карточке контрольной поездки со стажером о готовности его к самостоятельной работе на маршруте. Комиссией в составе работников образовательного учреждения и трамвайного предприятия проводится контрольная проверка навыков вождения и собеседование, которые оформляются записью в «Учетной книжке стажера», при этом обязательно указывается тип трамвая и маршруты, на которых стажер будет работать самостоятельно. Заключение водителя-инструктора служит основанием для рассмотрения аттестационной комиссией предприятия вопроса о присвоении водителю соответствующей квалификации.

Присвоение водителям трамвая квалификации третьего разряда производится квалификационной комиссией предприятия при наличии свидетельства об окончании обучения, водительского удостоверения и результатов итоговой аттестации по управлению трамваем после стажировки.

Водитель-стажер, не получивший допуск к самостоятельной работе после освоения установленной программы и 20 часов дополнительной стажировки, не может быть допущен к работе в качестве водителя трамвая.

Квалификационная комиссия предприятия присваивает также водителям трамвая, успешно окончившим обучение, 3-ю квалификационную группу по технике безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. № 6 и 22 января

2003 г. зарегистрированных Минюстом России, регистрационный № 4145 (введены в действие с

1 июля 2003 года).
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Таблица 1

Учебные предметы

Количество часов

Всего

в том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

Устройство трамвайных вагонов и их оборудование

154

154

-

Электроснабжение трамваев

14

14

-

Основы законодательства в сфере дорожного движения

90

74

16

Организация движения трамваев

44

44

-

Основы управления транспортными средствами

34

34

-

Психофизиологические основы деятельности водителя

10

6

4

Культура обслуживания пассажиров

6

6

-

Основы трудового законодательства, охрана труда, электробезопасность, пожарная безопасность, охрана окружающей среды

28

20

8

Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии

16

8

8

Итого по учебным предметам

396

360

36

Производственное обучение

374

6

368

Квалификационный экзамен

Квалификационный экзамен <4>

32

32

-

Итого

802

398

404

--------------------------------

<1> В скобках указана продолжительность занятий по изучению трамвайных вагонов, имеющих пневматическое оборудование.

<2> Экзамен по вождению трамвая в организации, осуществляющей образовательную деятельность, проводится индивидуально с каждым обучающимся за счет часов, отведенных на производственное обучение.
III. РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

3.1. Учебный предмет "Устройство трамвайных вагонов и их оборудование".

Распределение учебных часов по разделам и темам

Таблица 2

Наименование разделов и тем

Количество часов занятий

Всего

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

Механическое оборудование

Элементарные сведения из механики

6

6

-

Общая характеристика трамвайных вагонов, эксплуатируемых в РФ и в данном городе

2

2

-

Устройство кузова

8

8

-

Устройство тележек трамвайных вагонов

8

8

-

Колесные пары

4

4

-

Передача вращающего момента от вала якоря тягового двигателя на ось колесной пары

4

4

-

Механические тормозные устройства

4

4

-

Механизм открывания (закрывания) дверей

2

2

-

Песочницы, стеклоочистители и предохранительные устройства

6

6

-

Сцепные приборы

2

2

-

Итого по разделу

46

46

-

Электрическое оборудование

Системы управления трамвайных вагонов

2

2

-

Работа силовых цепей и цепей управления в режимах пуска, разгона, выбега, торможения вагона

12

12

-

Токоприемники

2

2

-

Тяговые и вспомогательные электродвигатели трамвайных вагонов

6

6

-

Пусковые и тормозные реостаты. Ускоритель

6

6

-

Контакторы и реле

8

8

-

Аппаратура защиты электрических цепей. Индуктивные шунты

6

6

-

Контроллеры и командоаппараты

8

8

-

Вспомогательные высоковольтные цепи

4

4

-

Аккумуляторная батарея

4

4

-

Вспомогательные низковольтные цепи

12

12

-

Контрольно-измерительные приборы

6

6

-

Радиоусилительная аппаратура. Системы информационного обеспечения пассажиров

4

4

-

Работа вагонов по системе "многих единиц". Межвагонные электрические соединения

4

4

-

Итого по разделу

84

84

-




Пневматическое оборудование

Свойства сжатого воздуха. Схемы пневматического оборудования трамвайных вагонов

4

4

-

Компрессор

4

4

-

Аппараты поддержания давления в пневмосистеме

2

2

-

Аппараты подготовки воздуха

4

4

-

Аппараты для торможения трамвая

4

4

-

Аппараты управления дверьми

2

2

-

Исполнительные пневмоаппараты

4

4

-

Итого по разделу

24

24

-

Итого

154

154

-

--------------------------------

<1> В скобках указана продолжительность занятий по изучению трамвайных вагонов, имеющих пневматическое оборудование.

3.1.1. Механическое оборудование.

Элементарные сведения из механики: общие понятия о движении тела; скорость и ускорение; равномерное и неравномерное движение; масса, инерция, сила; трение и смазка; сопротивление движению и влияние сопротивления движению на расход электроэнергии; режимы движения трамвайных вагонов.

Общая характеристика трамвайных вагонов, используемых в Российской Федерации и в данном городе: краткая характеристика трамвайных вагонов, используемых в Российской Федерации и в данном городе; технические данные типов трамвайных вагонов, эксплуатируемых в данном городе; общая характеристика отдельных видов механического оборудования трамвайных вагонов; ознакомление с расположением узлов и агрегатов на вагоне.

Устройство кузова: устройство кузова; кузовное оборудование; вентиляция и отопление кузова; конструкция и крепление окон и вентиляционных люков; покрытие пола; крепление пассажирских сидений и поручней; конструкция аварийных выходов; соединение кузова с тележками; типы рессорных подвесок кузова трамвайного вагона; база вагона; основные неисправности кузова и его оборудования; оборудование кабины водителя.

Тележки трамвайных вагонов: назначение и устройство тележек трамвайных вагонов; передача вертикальных и горизонтальных усилий в тележках на оси колесных пар; перечень оборудования, смонтированного на тележке; крепление тяговых двигателей на тележке; параметры, контролируемые при сборке тележки; характерные неисправности тележек.

Колесные пары: назначение и устройство колесных пар; жесткие и подрезиненные колеса и их основные части; основные размеры колесных пар и колес; размеры высоты и толщины реборд и бандажей; параметры, контролируемые при сборке колесных пар; основные неисправности колесных пар; системы смазки редукторов и подшипниковых узлов.

Передача вращающего момента от вала якоря тягового двигателя на ось колесной пары: назначение и устройство карданного вала; карданные валы с упругой и жесткой передачей вращающего момента; неисправности карданного вала; назначение и устройство редуктора силовой передачи; передаточное число; неисправности редуктора.

Механические тормозные устройства: назначение и типы механических тормозов, применяемых на трамвайных вагонах; устройство механических тормозных устройств трамвайных вагонов и их механических и электрических приводов, регулировка; работа механических тормозов и их приводов; неисправности механических тормозов и их приводов; проверка эффективности работы механических тормозов; допустимый износ тормозных накладок и допустимый зазор между тормозными накладками и тормозными барабанами (дисками).

Механизм открывания (закрывания) дверей: назначение и устройство механизма открывания (закрывания) дверей, принцип его работы, регулирование работы дверного механизма; неисправности дверного механизма; аварийное открывание дверей.

Песочницы, стеклоочистители и предохранительные устройства: назначение, устройство, принцип действия и основные неисправности песочниц, стеклоочистителей, звонка и предохранительных устройств трамвайных вагонов, эксплуатируемых в данном хозяйстве; подготовка песка для песочниц.

Сцепные приборы: назначение, устройство сцепных приборов; различия между сцепными приборами; основные неисправности сцепных приборов; испытание и маркировка сцепных приборов; дополнительные сцепки.

3.1.2. Электрическое оборудование.

Системы управления трамвайных вагонов: условные обозначения, применяемые в электрических схемах; общая характеристика систем управления, общая характеристика схем силовых и вспомогательных электрических цепей трамвайных вагонов данного города.

Работа силовых цепей и цепей управления в режимах пуска, разгона, выбега, торможения вагона: подготовка электрических цепей трамвайного вагона (поезда) к пуску; работа силовой цепи и цепи управления в режиме пуска, разгона, выбега, электродинамического торможения; величины пусковых, тормозных токов и тока выбега; токопрохождение по силовой цепи и цепям управления в различных режимах движения; принцип действия электродинамического тормоза; аппараты, входящие в цепь, электродинамического торможения; замещение электродинамического тормоза при снижении скорости.

Токоприемники: назначение и типы токоприемников; преимущества пантографных токоприемников; устройство и принцип работы токоприемников; измерение и регулировка силы нажатия токоприемников на контактный провод; неисправности токоприемников.

Тяговые и вспомогательные электродвигатели: типы тяговых двигателей; назначение и устройство тяговых двигателей трамвайных вагонов, эксплуатируемых в данном городе; электрические и механические неисправности тяговых двигателей; понятие об электрических характеристиках тяговых двигателей; краткие технические данные тяговых двигателей (мощность, ток, напряжение, обороты, вес, сопротивление); общая характеристика конструкции и технические данные вспомогательных электродвигателей трамвайных вагонов.

Пусковые и тормозные реостаты, ускоритель: назначение пусковых и тормозных сопротивлений; устройство и неисправности сопротивлений; назначение, устройство и принцип работы ускорителя; неисправности ускорителя; действия водителя, которые могут принести к неисправности ускорителя.

Контакторы и реле: назначение, устройство, принцип работы, расположение на вагоне электромагнитных и реле силовых цепей, цепей управления и вспомогательных электрических цепей трамвайных вагонов.

Аппараты защиты электрических цепей, индуктивные шунты: защита силовых электрических цепей, вспомогательных и цепей управления от перегрузок, коротких замыканий, перенапряжения; автоматические включатели, реле максимального тока, дифференциальные реле, реле напряжения, нулевые реле, плавкие предохранители; их устройство, назначение, принцип работы и характерные неисправности; назначение и устройство индуктивного шунта и аппаратов защиты от перенапряжения.

Контроллеры и командоаппараты: назначение, типы и общая характеристика контроллеров трамвайных вагонов с непосредственной и косвенной системами управления; устройство контроллеров с косвенной системой управления; устройство группового реостатного контроллера; позиции контроллеров; прохождение электрического тока в силовой цепи и в цепи управления на различных позициях контроллера (при пуске, разгоне, выбеге и электрическом торможении трамвайных вагонов); неисправности контроллеров.

Высоковольтные вспомогательные цепи: электрические цепи компрессора и низковольтные цепи генератора, вентилятора калорифера, перевода стрелок, обогрева салона и кабины водителя, освещения салона вагона, сигнализации наличия напряжения в контактной сети; устройство приборов освещения и отопления, обогрева и обдува лобовых стекол кабины; характерные неисправности.

Аккумуляторная батарея: назначение, типы, устройство и работа аккумуляторных батарей; оборудование для подзарядки аккумуляторных батарей; устройство генератора для подзарядки; аппаратура для регулирования величины напряжения на выходе генератора.

Низковольтные вспомогательные цепи: цепи управления, световой и звуковой сигнализации, цепи дверных приводов, стеклоочистителей, освещения ящиков, аварийного освещения.

Контрольно-измерительные приборы: назначение, устройство и принцип работы амперметра, вольтметра, спидометра и схемы их включения; неисправности контрольно-измерительных приборов.

Радиоусилительная аппаратура, системы информационного обеспечения пассажиров: принцип устройства и работы микрофона, громкоговорителя, радиоинформаторов; характерные неисправности радиоусилительной аппаратуры; назначение, устройство, принцип действия систем информационного обеспечения пассажиров.

Межвагонные электрические соединения, работа вагонов по системе "многих единиц": характеристика и особенности работы электрических цепей вагонов, управляемых по системе "многих единиц"; электрические аппараты цепей управления, соединяемые параллельно для возможности управления поездом по системе "многих единиц"; характерные неисправности в электрических цепях поезда, работающего по системе "многих единиц", их причины и способы устранения; назначение, устройство и возможные неисправности межвагонных электрических соединений.

3.1.3. Пневматическое оборудование.

Свойства сжатого воздуха, схемы пневматического оборудования трамвайных вагонов: свойства сжатого воздуха; единицы измерения давления сжатого воздуха; назначение, устройство и принцип действия манометра; закон Бойля - Мариотта; общая характеристика схемы пневматического оборудования трамвайного вагона; назначение и общая характеристика аппаратов пневматического оборудования трамвайного вагона; расположение аппаратов пневматического оборудования на вагонах.

Компрессор: назначение, устройство, принцип работы компрессора; краткие технические данные компрессора (производительность, вес, количество цилиндров, данные электродвигателя); неисправности компрессора.

Аппараты поддержания давления в пневмосистеме: назначение, устройство, принцип работы и неисправности электропневматического регулятора давления и предохранительного клапана.

Аппараты подготовки воздуха: клапаны, масловлагоотделитель, воздушные резервуары, шумоглушитель, воздухопроводы; назначение, устройство, принцип действия и возможные неисправности воздушного фильтра, масловлагоотделителя, обратного клапана и воздушных резервуаров; материалы, применяемые для устройства воздуховодов.

Аппараты для торможения трамвая: назначение, устройство и принцип действия клапанов автоматического торможения; характерные неисправности автоматических клапанов; назначение, устройство и работа крана машиниста, тормозного крана; положение золотника крана машиниста, сообщение и разобщение труб при каждом положении крана машиниста; характерные неисправности крана машиниста и тормозного крана; назначение, устройство, принцип действия и характерные неисправности стоп-крана и электропневматического контактора.

Аппараты управления дверьми: назначение, устройство и принцип работы, расположение на вагоне дверных цилиндров; неисправности дверных цилиндров;

назначение, устройство и неисправности механизма открывания дверей с пневматическим приводом.

Исполнительные пневмоаппараты: назначение, устройство, принцип работы и характерные неисправности тормозного цилиндра, цилиндра песочницы, сеточного цилиндра, цилиндра стеклоочистителя, цилиндра и клапана звонка.

3.2. Учебный предмет "Электроснабжение трамвая".

Распределение учебных часов по разделам и темам

Таблица 3

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

Производство и передача электрической энергии

2

2

-

Системы питания контактной сети трамвая

4

4

-

Устройство контактной сети трамвая.

4

4

-

Устройство трамвайного пути

4

4

-

Итого

14

14

-
  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств iconОбразовательная программа профессиональной подготовки водителей транспортных...
Дителей транспортных средств категории «В» (далее Образовательная программа) разработана на основании Примерной программы профессиональной...

Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств iconРабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-фз "Об образовании в Российской Федерации",, на основании «Примерной программы профессиональной...

Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств iconРабочая программа содержит требования к результатам и содержание...
Рабочая программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «С»

Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств iconОбразовательная программа профессиональной подготовки водителей транспортных...
Разработана на основе Примерной программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В» (Приложение №2...

Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств iconОбразовательная программа профессиональной подготовки водителей транспортных...
Образовательная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "A" разработана на основе Федерального...

Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств iconПрограмма профессиональной подготовки водителей транспортных средств...
Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "B"

Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств iconПримерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств
...

Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств iconПояснительная записка. 4 Учебный план профессиональной подготовки...
Программа профессионального обучения водителей транспортных средств категорий «В» (Базовый курс)

Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств iconОбразовательная программа профессиональной подготовки Профессия 175....
Учебный план Профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории«В» 7

Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств iconОбразовательная программа профессиональной подготовки Профессия 175....
Учебный план профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В» 7

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск