Конкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия ХХ век»


Скачать 482.43 Kb.
НазваниеКонкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия ХХ век»
страница1/4
ТипКонкурс
filling-form.ru > Туризм > Конкурс
  1   2   3   4
Материалы в помощь участнику конкурса
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНКУРС ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

«ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ — ХХ век»




КОНКУРС

исторических исследовательских работ

старшеклассников
ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ

РОССИЯ ХХ ВЕК

Материалы в помощь

участнику конкурса

ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИОНАЛЬНОМ КООРДИНАТОРЕ


В Красноярском крае и Республике Хакасия организацией конкурса занимается Красноярское общество «Мемориал». Региональный координатор конкурса по Красноярскому краю – Алексей Андреевич Бабий (e-mail memorial@maxsoft.ru, Тел. 8-913-521-95-81, Важно: если вы не успели отправить работу до 10 января 2016 года, не отчаивайтесь – ее можно до конца января 2016 г. передать непосредственно региональному координатору. Важно: Просим обязательно выслать региональному координатору электронную копию работы для опубликования на сайте www.memorial.krsk.ru по электронной почте memorial@maxsoft.ru и/или alexstalker@yahoo.com (тема письма должна быть: МЕМОРИАЛ – ШКОЛЬНЫЙ КОНКУРС), или прислать дискету или компакт-диск обычной почтой на адрес 660049, Красноярск, а/я 25491, Мемориал.

Сайт «Уроки Истории»
В мае 2009 г. Открыт сайт www.urokiistorii.ru. Наша цель – создать консультационный и методический портал для подготовки исторических исследований, дискуссионную площадку для обсуждения сложных, неоднозначных страниц отечественной истории. Сайт освещает актуальные события, касающиеся современного состояния культуры памяти и исторической политики, развития истории XX века.

На сайте размещаются работы участников конкурса «Человек в истории. Россия - XX век». Мы публикуем методические материалы для подготовки исследовательских работ, в том числе разработки наших коллег из Германии и Польши. На сайте регулярно размещается информация о российских и международных конкурсах, выставках, описание учебников, книг, научных статей, рецензий на фильмы, теле- и радиопередачи, затрагивающие историческую тематику.
Конкурс проводится при поддержке Правительства Москвы, Фонда ≪Память, ответственность и будущее≫ (ФРГ), Фонда Михаила Прохорова (РФ), Фонда имени Генриха Бёлля (ФРГ), Филиала ≪Фонд Фридриха Науманна за свободу≫ (Германия) в Российской Федерации, Фонда Кёрбера (ФРГ), Исследовательского Центра ≪Жизнь и судьба≫ (Италия).
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КОНКУРСЕ

В истории нет неинтересных периодов, и вопросов, которые она ставит перед исследователями, множество. И все же мы сужаем круг возможных тем – работы конкурсантов должны быть посвящены отечественной истории ХХ столетия.

Причин тому несколько. Первая – ХХ век стал одним из самых драматических в истории России. Вторая – вокруг нас много живых свидетелей и участников грандиозных исторических событий, и надо сделать все возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, было зафиксировано, стало историческим документом. И, наконец, третья – мы живем в переломное время. В такие периоды люди становятся стихийными историками, то есть, стремясь понять настоящее, начинают (кто с горечью, кто с любовью) особенно внимательно вглядываться в прошлое, оценивать его. Приговор, который они выносят своему времени, зачастую определяется хоть и очень важными для человека, но преходящими обстоятельствами: семейная традиция, личный опыт, материальные трудности, крушение идеалов, изменение социального статуса и т. д.

Мы надеемся, что молодые люди, занявшись в процессе написания конкурсной работы сбором и критической оценкой исторических материалов (устных и письменных свидетельств, разного рода документов), смогут выработать трезвое отношение к советскому прошлому страны, в котором было много трагических страниц: массовые репрессии, затронувшие фактически каждую семью, голод, война, унесшая миллионы жизней.

Цель конкурса – побудить молодых людей, увлекающихся историей, заняться самостоятельной исследовательской работой.

Мы призываем будущих участников конкурса обратиться прежде всего к истории повседневности. Это значит — к близкой им российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий или деревень, поселков и городов. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Поэтому мы ожидаем, что в ваших работах эта связь будет прослежена.
ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ?
Одно из ключевых слов конкурса - “повседневность”. Повседневность - это обычное ежедневное существование со всем, что окружает человека: его бытом, средой, культурным фоном, языковой лексикой. В историю повседневности входит многое: детские игры, книги, которые читают, фильмы, которые смотрят, песни, которые поют, одежда, которую носят представители разных социальных групп в разные исторические периоды. Всем этим наполняется повседневность и это играет огромную роль в формировании характера человека.

“В любом обществе существуют правила, формально нигде не закрепленные. Это нормы морали, обычаев, традиций. Они связаны с господствующим в обществе представлением о добре и зле, складываются в результате их многократного повторения, используются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека. Поведенческие стереотипы личности в значительной мере формируются под влиянием быта. И в то же время особенности и формы обыденной жизни человека являются выражением присущих ему социально-культурных ориентиров, восходящих к историческим устоям общества” (Н. Лебина).

Именно в анализе повседневной жизни – ключ к разгадке часто возникающего при знакомстве с конкретными судьбами вопроса: как могли люди выживать и сохранять человеческое достоинство в экстремальных условиях революций, войн, террора, голода, послевоенной разрухи?

Неверно представлять себе эти трагические эпохи как сплошную цепь несчастий. И в эти периоды люди дружили, любили друг друга, воспитывали детей, устраивали свой быт. Занимаясь вашими историческими изысканиями, вы сможете увидеть, из чего складывалась ежедневная жизнь людей. Возможно, вам удастся понять, как люди приспосабливались к жизненным обстоятельствам, почему не протестовали, когда, казалось бы, должны были это делать, не сопротивлялись, когда должны были бы сопротивляться. Или, наоборот, как люди могли непостижимым образом побеждать естественный страх, и тогда содержанием повседневности становились подвижничество и героизм, как это было в период Великой Отечественной войны.

И “послевоенная повседневность запомнилась современникам в серо-зеленом цвете: на улицах городов то и дело мелькали гимнастерки, шинели и другая одежда, в которой угадывались те же перешитые гимнастерки и шинели. Танкистский шлем и офицерская планшетка стали предметом мечтаний тысяч мальчишек, а люди в ватниках и видавших виды сапогах даже для столицы были нормальным явлением. Порванные башмаки немедленно превращались в почти неразрешимую проблему, а иногда и целую трагедию. Покупка отреза на платье или нового пальто для большинства людей была событием…” (Е.Зубкова).

Мы надеемся, что на примере конкретных историй вы лучше сможете себе представить советский быт разных эпох. Для поколений, чья жизнь протекала на фоне войны, нищеты, голода, страха, спокойный быт ассоциируется не с тупой сытостью и духовным убожеством, а с миром, покоем и достоинством человека. Чтобы сохранить это достоинство, от человека требовалось немало жизненных сил. Ведь реальный быт для большинства складывался из барачно-коммунального жилья, из бесконечного стояния в очередях, из отоваривания карточек, получения лимитов, талонов, ордеров и т. п. Не надо забывать, что большая часть жизни многих людей, к прошлому которых вы обратитесь, прошла в таких условиях, когда существование в бараке или в коммунальной квартире часто лишало их “даже маленького кусочка скрытой личной жизни, к которой так тянется человек. Самые потаенные стороны быта становились достоянием всей квартиры… Жилище в советском обществе перестало быть просто местом отдыха, потребления, довольно закрытой сферой частной жизни. Оно превратилось в социальный институт, в котором нормы поведения во многом определялись санитарными и жилищными нормами, а также структурой жилища.” (Н. Лебина). Именно поэтому чрезвычайно важно понять, как влияла на формирование конкретной личности такая жизнь, как и в чем, человек искал возможности для сохранения своей индивидуальности, или наоборот заражался инфантилизмом и иждивенчеством.

Порой большой биографический и даже исторический смысл может заключаться в одной бытовой детали. Ваша задача — разглядеть этот смысл. И когда пожилая деревенская женщина рассказывает о том, что первые башмаки, а ей было тогда уже лет тринадцать, ей достались после войны (выменяла мать на картошку), а до этого она ходила только в лаптях, это может дать лучшее представление о колхозной жизни, чем многие цифры и диаграммы. Разговаривая с людьми об их прошлом, вы убедитесь, что иногда человеческая жизнь определялась наличием квадратных метров в коммунальной квартире, зависела от пары теплых варежек, куска хлеба. И проявлением высшей любви и привязанности могла служить посылка с несколькими луковицами и чесночными головками. Именно о такой посылке рассказывает, например, академик медицины Иван Воробьев, который 13-летним мальчиком послал матери в 1942 году из детского дома на Урале в лагерь на Колыму такую маленькую посылку, которую она потом называла “главным подарком в своей жизни”.

Самое существенное в любом биографическом материале – это соотнесенность частного существования человека с ходом исторических событий. Задача исследователя – почувствовать в истории повседневности то, что выражает дух времени. Вот как написал об этом писатель Даниил Гранин: “С прошлым не стоит окончательно прощаться. Детство рано или поздно напомнит о себе. Дело не в ностальгии. Память должна разрешиться воспоминанием, как мысль словом. Ей нужны слушатели, бумага с пером, наконец, какой-то предмет. Она должна на что-то натолкнуться, от чего-то отразиться. Город 30-х годов сохраняется памятью бывших мальчишек и девчонок”.

И именно память, сохраняющая историю повседневности, поможет вам разобраться и в тех периодах нашей уже послевоенной жизни, когда происходили бурные общественные изменения, как это было в 60-е, и в тех, когда, казалось бы, не происходило эпохальных событий, которые сегодня кажутся застывшими и окрашенными не в черный и красный, а скорее в серый цвет, как семидесятые, начало восьмидесятых годов.
ГДЕ НАЙТИ ТЕМЫ И СЮЖЕТЫ?
Тема нашего конкурса — “Человек в истории”. И потому, за какую бы тему вы ни брались, в центре вашей работы должна быть человеческая судьба. Но конкретный ее выбор только за вами.

Вы, конечно, можете, обратиться к жизни какого-нибудь знаменитого человека. Однако в этом случае очень нелегко написать что - либо новое. А сделанный вами на основании опубликованных источников пусть даже грамотный реферат вряд ли будет оценен как самостоятельное исследование. Интересной ваша работа может стать лишь в том случае, если вы сумеете критически проанализировать самые разные источники, обнаружить в них противоречия, объяснить причину этих противоречий или даже фальсификаций (в советской историографии можно найти много подобных примеров) и сделать свои собственные выводы о той роли, которую этот человек сыграл в истории. Это вполне возможный путь, поскольку едва ли найдется сколько-нибудь заметная фигура в российской истории ХХ века, которая не была бы окружена мифами и легендами.

Но, может быть, прежде чем ставить перед собой такую трудную задачу, вы присмотритесь к людям, вас окружающим. Ведь в их судьбах история страны отражается порою не менее ярко, чем в жизни выдающихся личностей.

Важно, чтобы на конкретных жизненных примерах участники конкурса поняли: “Человек представляет собой историческое существо — во-первых, в том смысле, что он изменяется, развивается с ходом времени, является продуктом этого развития и осознает свою включенность в историю, а во-вторых, потому что сознательно или невольно воздействует на ее ход. Люди — одновременно и актеры, и авторы великой драмы истории. Глубоко неверна, более того, вредна и безнравственна точка зрения, будто историю творят одни только великие люди. Для того чтобы совершить то, что они сделали, им были необходимы активная поддержка и участие тысяч и миллионов других” (А. Гуревич).

Поэтому одно из важнейших направлений в теме нашего конкурса — рассказ об этих “других”, о тех, кого еще недавно принято было называть “народными массами”. Однако без жизненной истории каждого из этих людей в отдельности — “народ неполный”.

Есть, например, большие пробелы в истории репрессий в нашей стране, которые невозможно восполнить с помощью одних только архивных документов. Репрессии затронули многие миллионы людей, а письменных свидетельств, мемуаров об этом сохранилось чрезвычайно мало. Дело в том, что пострадало огромное количество людей, которые никогда не стали бы записывать пережитое. Это и раскулаченные крестьяне, и люди, осужденные по многочисленным сталинским указам за опоздание на работу, невыполнение трудодней, за мелкие хищения (как говорили в народе, “за колоски”). Разыскать таких людей, записать их рассказы — задача большой исторической важности.

И если вы уже начали заниматься историей чьей-либо жизни, постарайтесь увидеть в ней нечто большее, чем просто биографические факты: родился, учился, женился, работал. Постарайтесь, чтобы возник сплав судьбы человека и времени, в котором он жил, чтобы его поступки, его поведение получили бы объяснение в вашем рассказе именно с точки зрения историка. И вполне возможно, что ваша версия не будет совпадать с версией того, кто рассказывает вам о себе, или с версией тех, кто рассказывает вам о герое вашего исследования. Если вы видите, что ваш собеседник “проглатывает” какие-то моменты своей биографии, упоминает о них лишь вскользь или, наоборот, на каких-то периодах “застревает”, надо попытаться проанализировать, почему это происходит. Будьте готовы к тому, что, погружаясь в чью-либо жизнь, вы столкнетесь с умолчаниями, недосказанностью, а иногда и с прямым мифотворчеством. Но именно здесь, как правило, и надо искать ключ к пониманию места данного человека в его времени.

Безусловно, очень полезно и интересно погрузиться в историю своей семьи, обнаружить свои корни, проследить судьбы близких родственников, тем более, что эта тема предложена нами в новом конкурсе как одна из основных в вашей исследовательской работе. Возможно, именно семейная история в наибольшей степени поможет участникам конкурса преодолеть “разрыв времен”, ощутить прошлое предшествующих поколений, как часть своего прошлого. Однако помните, что тут вас может подстерегать опасность создания “телефонной” книги, где просто названа многочисленная родня с краткими биографическими данными. Конечно, тщательно вычерченное генеалогическое древо – вещь очень полезная, но нам прежде всего хотелось, чтобы в судьбе вашей семьи, в ее перемещениях отражалась судьба страны и чтобы вы подробно описали наиболее интересный жизненный путь лишь одного или двух ее членов. Еще интереснее, если вы поставите перед собой задачу не просто описать жизненный путь одного или нескольких членов семьи, а попытаетесь осмыслить, как развивались отношения в семье в разные исторические периоды. Ведь семья — это маленькое зеркало большого общества и очень важно понять, как в ней распределялись роли, насколько авторитарными или наоборот либеральными были отношения между родителями и детьми. Какой место отводилось в советской семье женщине, ведь исторические события в 30-е, и особенно в 40-е годы приводили к тому, что в центре семьи оказывалась мать, а отцы были в тюрьме, в лагере, в армии, на фронте? Как складывались отношения в семье после их возвращения? Какую роль играли старшие сыновья в отсутствие отцов, к чему приводили силовые методы воспитания у родителей, травмированных пережитым?

В те годы у взрослых в семье, занятых борьбой за существование, часто не оставалось времени для размышления над проблемами воспитания детей, да и просто для контроля за ними. К тому же жилищные условия в городе и структура крестьянской семьи в деревне приводили к тому, что семья состояла из трех поколений. Поэтому особенно важная роль принадлежала бабушкам. Постарайтесь выяснить, к чему приводила такая семейная структура, если вы с ней столкнулись.

Огромную роль играла и улица, на которой дети, особенно в городе, в то время оказывались гораздо раньше нынешних; ее “законы” сформировали не одно поколение советских подростков.

Интересно также проследить, как меняется семейная ситуация и отношение к детям, начиная с 60-х годов, в связи с изменениями в социально-экономическом развитии обществе. Конечно такой анализ внутрисемейных отношений - вещь не простая, однако, даже ваша попытка задуматься над тем, как под влиянием исторических событий складывались отношения в семье, сделает вашу работу более глубокой.

История едва ли не каждой семьи в России в 20-ом веке, история каждой человеческой судьбы связана с добровольными или вынужденными миграциями и переселениями. Людей срывали с насиженных мест раскулачивание и война, сталинские репрессии и депортации целых народов, вербовка на целину и на строительство БАМА. В последнее десятилетие распад Советского Союза привел к тому, что сотни тысяч людей были вынуждены покинуть свои дома. Многим пришлось побывать в роли “чужого” и очень многим столкнуться с “чужими”. Поэтому предлагаемая в нынешнем конкурсе тема: Свои - чужие. Другая национальность, другая религия, другие убеждения не только важна для анализа нашего прошлого, но не потеряла своей актуальности и сегодня. К сожалению, в те эпохи, когда усиливается социальная и политическая напряженность, неприязнь и недоверие друг к другу резко возрастают. Очень легко увидеть в “чужом” конкретного виновника собственных несчастий. Конечно, эта тема очень сложная, однако только непредвзятый рассказ о том, как выглядела историческая реальность, что пришлось пережить людям, помогут избавиться от стереотипов и клише в оценках “своих” и “чужих” и станут основой для создания климата взаимной терпимости или, как мы сегодня говорим, толерантности, в нашем обществе.

Темы и сюжеты можно найти в самых различных местах. Расспросите своих знакомых и близких. Поищите материалы в семейных, школьных или городских архивах. Полистайте подшивки старых газет в библиотеке.

Несомненно, большой интерес может представлять история вашего города, поселка, улицы, а иногда и одного дома, особенно если вы хотите посвятить вашу работу теме: “Человек и малая родина”. Весьма вероятно, например, что в вашем городе существовало здание, история которого в миниатюре отражает историю знаменитого храма Христа Спасителя в Москве. В начале 1930-х годов его взорвали, чтобы воздвигнуть гигантский Дворец Советов, вместо него во времена Хрущева создали открытый бассейн, наконец, в 1990-е годы храм полностью отстроили заново. Натолкнуть на интересный краеведческий сюжет могут мемориальные доски, названия улиц, старые здания, бывшие усадьбы, фабрики и многое другое. Краеведческие темы можно поискать в альбомах с фотографиями, в книгах, проспектах и брошюрах по местной истории. Возможно, вы найдете в них очерк о каком-нибудь человеке, учреждении, организации или здании и вам захочется проследить его дальнейшую судьбу или просто больше узнать о нем. На интересные материалы можно наткнуться и в местном историческом или краеведческом музее. Так, в фильме польского режиссера Анджея Вайды “Человек из мрамора” героиня распутывает чрезвычайно сложную историю жизни, случайно увидев в музее мраморную статую знаменитого в 1950-е годы в Польше ударника труда.

Может случиться и так, что, начав “раскапывать” какой-либо сюжет, вы вдруг окажетесь в тупике, ваши поиски не увенчаются успехом, а вы уже затратили на них много сил и времени. Не отчаивайтесь. И “взрослые” историки совсем не всегда докапываются до истины. Если сам процесс поиска был для вас увлекательным, если вам удалось собрать много фактов, опишите историю поисков, и это тоже может получиться очень интересно. К тому же каждый исследователь имеет право на свою версию и реконструкцию событий.
  1   2   3   4

Похожие:

Конкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия ХХ век» iconЗагладив Н. В. Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник...
Г. А. Куманев, доктор исторических наук, профессор, академик раен, руководитель Центра военной истории России Института российской...

Конкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия ХХ век» iconОчерки истории русской культуры (В. А. Головашин)
Наступивший XXI в век колоссальных достижений науки и техники, век освоения космического пространства и развития компьютерных технологий...

Конкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия ХХ век» iconГригорий Чхартишвили Предисловие Часть первая. Человек и самоубийство...
Эдипов комплекс в истории суицидентов X. и Г. Опыт патологоанатомического психоанализа

Конкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия ХХ век» iconОткрытый заочный конкурс тестирование (октябрь-декабрь 2013 г.) Пример...
Девятая Всероссийская олимпиада по финансовому рынку и основам потребительских знаний для старшеклассников

Конкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия ХХ век» iconПояснительная записка Курс «История Отечества. Всемирная история»
Отечества, истории Древнего мира, Средних веков, Новой и Новейшей истории зарубежных стран. Его главная задача- сформировать у старшеклассников...

Конкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия ХХ век» iconЗагладин Н. В. Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников 9 класса
...

Конкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия ХХ век» iconГлобальный человейник
Это был, может быть, последний человеческий век. На смену ему надвигается громада веков сверхчеловеческой или постчеловеческой истории,...

Конкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия ХХ век» iconВ кб «новый век» (ооо) Москва 2014 год термины и определения банк, кб «Новый век» (ооо)
Банк, кб «Новый век» (ооо) Коммерческий Банк «Новый век» (Общество с Ограниченной Ответственностью)

Конкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия ХХ век» iconУчебно-методический комплекс по новейшей истории зарубежных стран 9 «Б» класс Компоненты
Загладин Н. В. Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебеик для 9 кл основной школы. – 6-е изд. – М.: Ооо «тид русское слово...

Конкурс для старшеклассников «человек в истории. Россия ХХ век» iconВсероссийский детский конкурс «Куклы в национальных костюмах народов России»
Конкурс) проводится Федеральным агентством по делам национальностей России (фадн россии) и Издательским домом «Аргументы и Факты»...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск