Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ АГРАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Производственная практика бакалавров
По направлению «Агрономия»
Методические указания
МОСКВА 2010
Производственная практика бакалавров. По направлению «Агрономия»: Методические указания / В.В.Введенский, В.Н.Гришин, В.А.Крупнов. – М.: РУДН, 2010. – 46 с.
Методические указания дают возможность бакалавру своевременно ознакомиться с местом и ролью производственной практики в подготовке современного и квалифицированного специалиста в области агрономии, ее целью, задачами и содержанием, а также получить целостное представление о своей деятельности в период прохождения практики, подготовке отчетной документации о практике, которая, в свою очередь, служит основой для написания выпускной квалификационной работы.
Предназначено для бакалавров по направлению «Агрономия»
Реомендовано к изданию
Оглавление Оглавление 3
9. Приложения 33
Введение
Производственная практика предусмотрена Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Агрономия» и является неотъемлемой и важнейшей частью обучения и подготовки квалифицированного специалиста.
Время и длительность производственной практики определяется учебным планом. Студенты, обучающиеся по специальности «Агрономия», проходят производственную практику после III курса обучения.
Производственная практика проводится на предприятиях, в организациях, учреждениях, учебных хозяйствах, в научных подразделениях ведущих научно-исследовательских институтов РАСХН, РАН, РАМН по индивидуальной форме обучения.
1 Задачи производственной практики бакалавров и условия её проведения Основными задачами производственной практики являются: закрепление теоретических знаний и практических навыков по выбранной специальности в производственных условиях, приобретение опыта организаторской работы.
Руководство производственной практикой осуществляется выпускающей кафедрой. Руководитель практики на кафедре назначается заведующим кафедрой с учетом пожеланий студента из числа профессоров, доцентов и опытных преподавателей и утверждается приказом.
На третьем курсе бакалавр выбирает интересующую его сельскохозяйственную культуру, предварительно ознакомившись с тематикой работы преподавателей выпускающей кафедры, и после собеседования с будущим (планируемым) руководителем, определяется место прохождения практики и её задачи.
Перед началом практики студент уточняет тему и согласовывает индивидуальную программу практики со своим научным руководителем (руководителями) и получает индивидуальное задание. На месте руководство практикой осуществляется ведущим профильным специалистом организации, с которой руководитель от кафедры поддерживает постоянную связь.
Материалы, полученные студентом в ходе производственной практики после третьего курса, составляют в дальнейшем основу его выпускной работы. Она, как правило, готовится на базе собственных наблюдений и записей, но может быть подготовлена на основе творческого обобщения данных научно-исследовательской и производственной работы с обязательным критическим анализом полученных результатов и объективными выводами по ним.
2 Тематика и содержание практики Бакалавр, проходящий производственную практику, в своей деятельности может решать следующие задачи:
- изучение и разработка перспективных технологий возделывания сельскохозяйственных культур, применения удобрений (в том числе на основе определения потребности хозяйства в органических и минеральных удобрениях), регуляторов роста и средств защиты растений, мелиорантов, способствующих повышению урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности лугов и пастбищ, снижению загрязнения объектов окружающей среды, получению экологически безопасной продукции, рациональному использованию природных ресурсов;
- анализ структуры землепользования хозяйства, его агроэкологическую оценку с отражением основных агрохимических характеристик почв, заболачивания и зарастания сельскохозяйственных угодий кустарником, уровня и правильности применения агротехники, внесения органических и минеральных удобрений, регуляторов роста, средств защиты растений и мелиорантов (норм, доз, способов и сроков внесения) и т.д. с учетом влияния на изменение состава и свойств почв, гидрогеологические особенности территории, качество получаемой продукции; выявление основных источников загрязнения территории хозяйства и оценку их вклада в загрязнение;
оценку эффективности проведения природоохранных мероприятий в хозяйстве и предложения способов снижения негативного воздействия на окружающую среду, в том числе мероприятий по регулированию и воспроизводству плодородия почв, снижению уровня загрязнения продуктов питания, сельскохозяйственного сырья, кормов, почв, водных объектов и атмосферного воздуха токсикантами;
анализ материалов по рекультивации земель, загрязненных тяжелыми металлами, нефтепродуктами и радионуклидами;
освоение методологии нормирования антропогенных нагрузок на примере конкретных природных и сельскохозяйственных экосистем и их компонентов: почвы, биоты;
При прохождении практики на конкретном сельскохозяйственном предприятии, институте или лаборатории бакалавру необходимо ознакомиться с его историей, организационно-хозяйственной структурой, направлениями деятельности, основными производственными и экономическими показателями, отраслями и специализацией.
Во время практики студенту также следует изучить материалы, характеризующие экономическую эффективность проводимых на предприятии мероприятий, связанных с уменьшением негативного воздействия на окружающую среду.
Во время производственной практики студенту следует принимать непосредственное участие во всех работах, связанных не только с объектом и направлением его программы, но и, по возможности, производственной деятельностью предприятия.
В период практики студент также должен изучить литературу по выбранной теме, систематизировать и обобщить имеющийся в ней теоретический и экспериментальный материал и подготовить обзор литературы, что поможет ему глубже осмыслить проводимую им работу и получаемые результаты. Обзор литературы является важной составной частью отчета о практике. 3 Обязанности студентов при прохождении практики
При прохождении практики студенты обязаны:
систематически и глубоко овладевать практическими навыками по избранной специальности;
получить у руководителя практики от кафедры консультацию и инструктаж по всем вопросам организации практики;
выполнять в установленные сроки все виды работ, предусмотренных программой и календарным планом практики, ежедневно заполнять дневник практики;
бережно и аккуратно относиться к мебели, оборудованию, инвентарю, приборам, учебным пособиям, книгам; студентам запрещается без разрешения администрации организации базы практики выносить предметы и различное оборудование из лабораторий, учебных и других помещений;
поддерживать чистоту и порядок в производственных помещениях, принимать участие в их уборке на началах самообслуживания в установленном в месте прохождения практики порядке;
при неявке на практику (или часть практики) по уважительным причинам поставить об этом в известность деканат факультета, руководителей практики и в первый день явки в университет представить данные о причине пропуска практики (или части практики); в случае болезни обучающийся представляет в деканат факультета справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения;
подготовить и сдать руководителю практики необходимые документы по производственной практике (отчет, дневник, характеристику) в установленные сроки;
защитить отчет о практике на заседании специальной кафедральной или межкафедральной комиссии.
4 Общие требования к охране труда К самостоятельной работе допускаются лица в возрасте, установленном для конкретной профессии (вида работ) Трудовым Кодексом, Списком производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, и Списком производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями, на которых запрещено применение труда лиц моложе 18 лет.
Поступающие должны проходить предварительный медицинский осмотр и при необходимости делать профилактические прививки (от клещевого энцефалита, туляремии и др.). После этого необходимо пройти вводный инструктаж по охране труда: первичный на рабочем месте с последующей стажировкой и в дальнейшем - повторный, внеплановый и целевой инструктажи. К управлению машиной, механизмом и т.д. допускаются лица, имеющие специальную подготовку, подтвержденную документально.
Для предотвращения травматизма, получения общего или профессионального заболевания, недомогания, снижения работоспособности необходимо исключать воздействие опасных природных и производственных факторов и минимизировать - неблагоприятных. Такими факторами являются падающие деревья и их части, ветровально-буреломные, горелые, сухостойные и иные опасные деревья, подрост, кустарники; движущиеся машины, агрегаты, ручной мотоинструмент, вращающиеся части и режущие рабочие органы машин, механизмов, мотоинструмента, толчковые удары лесохозяйственных агрегатов; повышенные уровни вибрации, радиоактивного излучения, шума, загазованности, запыленности, пестициды и ядохимикаты, неблагоприятные природные и метеоусловия, кровососущие насекомые, пламя, за-дымленность, недостаток освещенности.
Для снижения воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов работодатель обязан обеспечить их спецодеждой, спецобувью, предохранительными приспособлениями по профессиям, видам работ в соответствии с действующими Типовыми отраслевыми нормами.
Студент-практикант обязан выполнять требования инструкции по охране труда, правила трудового внутреннего распорядка, установленные для конкретной профессии и вида работ, режим труда и отдыха, не распивать спиртные напитки, курить только в отведенных местах и соблюдать требования пожарной и электробезопасности; работать в спецодежде и обуви, правильно использовать средства индивидуальной и групповой защиты, знать и соблюдать правила проезда в пассажирском транспорте.
При несчастном случае необходимо оказать пострадавшему первую помощь (каждый студент-практикант должен знать порядок ее оказания и назначение лекарственных препаратов индивидуальной аптечки); при необходимости вызвать скорую помощь и доложить о случившемся непосредственному руководителю работ.
О всех неисправностях работы механизмов, оборудования, нарушениях технологических режимов, ухудшении условий труда, возникновении чрезвычайных ситуаций сообщить администрации и принять профилактические меры по обстоятельствам, обеспечив собственную безопасность. 5 Подготовка материалов о практике По завершении практики бакалавр обязан предоставить три основных документа: дневник практики, отчет о практике и характеристику на себя. Полезно в виде дополнительного документа предоставлять рабочий журнал. 5.1 Дневник практики В обязанности студента во время практики входит ежедневное ведение дневника практики. Дневник студент приобретает в деканате. Руководитель практики от кафедры вносит в него задание и программу практики, календарные сроки выполнения отдельных этапов. В дневнике указываются место прохождения производственной практики, ее срок, научные руководители от кафедры и от организации, где запланирована практика. В ходе практики студент вносит в него краткие сведения о характере выполняемой работы, используемых методах и получаемых результатах, дает им оценку. В дневнике отражаются все работы, в которых студент принимал участие.
Дневник является основным документом, характеризующим деятельность студента и его участие в проведении полевых и камеральных работ. Записи в дневнике должны быть четкими и аккуратными. По окончании практики заполненный дневник заверяется руководителями практики от организации и от кафедры 5.3 Отчет о практике По материалам практики студент оформляет отчет, который защищает по окончании практики на заседании специальной кафедральной или межкафедральной комиссии. Главными источниками написания отчета служат дневник и материалы, полученные практикантом в период прохождения практики (рабочий журнал). Кроме того, для составления отчета студент может использовать:
полевые журналы, технологические карты и карты полей севооборота, планы землеустройства, противоэрозионных и мелиоративных мероприятий, в том числе применения известковых и гипсосодержащих материалов, фосфоритования почв, годовые и календарные планы применения минеральных и органических удобрений, химических средств борьбы с вредителями, болезнями и сорняками сельскохозяйственных культур, регуляторов роста;
данные мониторинговых наблюдений за загрязнением объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, водных объектов, почв);
материалы почвенного, агрохимического и экологического обследования территории, бонитировки почв, в том числе картограммы обследований;
материалы гидрогеологического обследования территории;
отчеты агрохимических лабораторий, опытных станций и станций защиты растений, станций экомониторинга и санитарно-эпидемиологического надзора, отчеты сельскохозяйственных или иных предприятий за последние 2-3 года и производственно-финансовые планы;
материалы и протоколы испытаний сельскохозяйственной продукции, выданные органами по сертификации пищевой продукции и продовольственного сырья, кормов и кормовых добавок;
При проведении практики на сельскохозяйственных предприятиях студент должен изучить и привести в отчете:
общие сведения о хозяйстве (название хозяйства, исходя из формы собственности, его местоположение - населенный пункт, район, область, край, республика, время организации хозяйства) и почвенно-климатические условия;
данные о специализации и размере хозяйства; при этом выявляют главные и дополнительные отрасли, характер и степень специализации, соответствие ее природным и экономическим условиям; указывают наличие в хозяйстве и развитие таких отраслей, как садоводство, овощеводство, пчеловодство, рыбоводство и др.
Размер хозяйства характеризуют следующими показателями: объемом валовой сельскохозяйственной продукции, площадью сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни, стоимостью основных производственных фондов, числом работников, поголовьем скота, количеством единиц МТП и др.;
сведения о земельных угодьях и их использовании по таким показателям, как общая площадь хозяйства, в том числе сельскохозяйственных угодий и пашни, степень освоения общей земельной площади под сельскохозяйственные угодья, сельскохозяйственных угодий - под пашню, пашни -под посевы, состав и структура сельскохозяйственных угодий, размер и структура посевных площадей сельскохозяйственных культур;
рентабельность производства продукции растениеводства и животноводства и в целом предприятия (%).
Если в отчет включают материалы по оценке экономической эффективности того или иного агротехнического приема или технологии, используемых в хозяйстве, прежде всего, используют следующие показатели: чистый доход, дополнительный доход от прибавки урожая, себестоимость продукции и окупаемость дополнительных затрат.
5.4 Характеристика
Характеристику на студента в письменном виде дает руководитель практики от организации. В ней указывается период (календарные сроки) прохождения практики, дается характеристика практиканта и выполненной им работы, отмечается степень выполнения программы практики, личный вклад практиканта (насколько самостоятельно выполнялась работа), уровень теоретических знаний и практических навыков, освоение в период практики определенных методов исследований. Характеристика должна быть заверена печатью отдела кадров организации, где проводилась практика.
5.5 Рабочий журнал
Более полно все данные своих наблюдений во время практики следует записывать в рабочий журнал. В нем студент подробно приводит характеристику наблюдаемых объектов и агротехнических приемов (описание, рисунки, фотографии, схемы и т.п.), описывает ход и порядок выполнения отдельных этапов работ, ведет наблюдения за метеорологическими факторами (температурой, осадками и др.), фенологическими фазами растений или другими показателями, изучаемыми в ходе практики, а также проводит необходимые расчеты, включая экономические статистические показатели полученных данных.
Структура и содержание отчета о практике
В отчет в систематизированном виде включаются полученные в результате практической деятельности данные, их анализ, а также необходимый теоретический материал, характеристика агротехнических объектов и методов работ, условий их проведения, выводы и список использованной литературы.
Отчет оформляется в соответствии со следующим планом.
Титульный лист.
| Содержание
| Введение
| Обзорно-аналитическая часть (с тематической характеристикой сельскохозяйственной (с.-х.) культуры)
Значение и распространение с.-х. культуры
Основные биотехнологические показатели и требования с.-х. культуры
| Производственная часть
Условия производства с.х. культуры
Технология выращивания с.х. культуры
Охрана труда в производственной деятельности
Экономическая эффективность производства с.-х. культуры
| Выводы и рекомендации по производству с.-х. культуры
| Список литературы
| Приложения
| Титульный лист является первым листом отчета. Переносы слов в надписях титульного листа не допускаются. На титульном листе вписываются фамилии и инициалы исполнителя и руководителя (руководителей), указывается должность руководителя (руководителей). В приложении 2 данных методических указаний приводится образец оформления титульного листа.
В «Содержании» приводится структура отчета с номерами и наименованиями разделов, подразделов, а также перечислением всех приложений и указанием соответствующих страниц. Пример оглавления приведен в приложении 3 (тема: «»).
Во введении (2-3 страницы) дается оценка современного состояния производства и проблематика с.-х. культуры, показывается актуальность и инновационность тематики работы. Указывается время и место прохождения практики.
В «Обзорно-аналитеческой части» дается объективный анализ отечественной и зарубежной научно-технической литературы по избранной теме. В ходе анализа студент отмечает, что уже известно по данному вопросу, что не изучено, какие данные вызывают сомнения. При этом студент может приводить противоречащие друг другу данные разных авторов, что говорит о необходимости дополнительных исследований. В качестве литературных источников рекомендуется использовать монографии, научные статьи, опубликованные в периодических научных изданиях, сборниках научных трудов, диссертации и авторефераты диссертаций. При использовании данных других выпускных работ дается ссылка на автора с включением его в общий список литературы. Обзор литературы должен быть разбит на несколько тематических подразделов. В составе обзора литературы должны преобладать (не менее 50-70%) издания последних 5-7 лет. Приветствуется использование литературы на иностранных языках. Желательно, чтобы количество таких источников составляло 20-30% от общего количества использованных изданий. Общий объем обзора литературы не должен превышать 1/3 отчета (5-10 страниц).
В «Производственной часте» приводятся реальные условия производства сельскохозяйственной культуры: почвенно-климатическая характеристика района, расположение и размещение посевных площадей, описание севооборотов и принятых технологий выращивания изучаемой с.-х. культуры. Описываются экономические и другие значимые показатели производства растениеводческой продукции по тематике программы производственной практики.
В разделе «Условия производства с.-х культуры» необходимо дать краткую характеристику района прохождения практики (климат, геология, рельеф, гидрология, почвы, растительность, землепользование), характеристику наблюдаемых объектов и агротехнических приемов, условия сложившиеся в год прохождения производственной практики (почвенно-климатические, метеорологические и др.) и сведения о хозяйстве (предприятии), указать методы наблюдений и систематизации данных.
Климатические условия приводят кратко, давая общую характеристику климата (континентальный, умеренно-континентальный или др.) и приводя данные о температуре, годовом количестве осадков, их распределении по сезонам года и, если есть - величине гидротермического коэффициента. Дают оценку геоморфологических условий (рельефа).
При характеристике почвенных условий указывают основные типы и подтипы почв, их агрохимические и физико-химические свойства. Названия почв следует приводить полностью в соответствии с современными классификациями (Классификация и диагностика почв СССР, 1977; Классификация и диагностика почв России, 2004).
Характеристику метеорологических условий дают по данным ближайших метеостанций. Погодные условия вегетационных периодов в годы проведения исследований характеризуют, главным образом, количеством осадков и среднесуточной температурой в среднем по декадам в сравнении со среднемноголетними данными. Если необходимо приводят данные об относительной влажности воздуха, например, при анализе поражения сельскохозяйственных культур болезнями. Материал, характеризующий метеоусловия, целесообразно представлять в виде графиков или таблиц и помещать в приложения.
Объем раздела «Объекты и методы исследований», как правило, составляет 6-8 страниц.
|