Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)»
Региональный центр повышения квалификации ФГБОУ ВПО «СибАДИ» Негосударственное образовательное учреждение
«Учебно-консультационный центр
Ассоциации международных автомобильных перевозчиков», г. Омск
(НОУ «УКЦ АСМАП»)
УТВЕРЖДАЮ
Ректор ФГБОУ ВПО «СибАДИ»,
д.э.н., профессор ___________ В.Ю. Кирничный «____» ___________ 2014 г.
УТВЕРДЖАЮ
Директор НОУ «УКЦ АСМАП»,
к.т.н., доцент ___________ С.Ю.Ольховский «____» ___________ 2014 г.
ПРОГРАММА
«Подготовка водителей, осуществляющих международные
автомобильные перевозки грузов и пассажиров»
(реализуется в соответствии с договором № 02/УКЦ/СД-2014 от 01.09.2014 г. между ФГБОУ ВПО «СибАДИ» и НОУ «УКЦ АСМАП» о совместной (сетевой)
реализации образовательных программ)
Продолжительность обучения: 36 часов Форма обучения: очная Режим обучения: 8 часов в день
Омск – 2014
Программа разработана: Зам. директора
НОУ «УКЦ АСМАП» ____________ С.С. Капралов
СОГЛАСОВАНО: Проректор по научной работе
ФГБОУ ВПО «СибАДИ» ____________ В.В. Бирюков
СОДЕРЖАНИЕ
Обучение водителей по данной программе предусмотрено системой подготовки кадров в области международных автомобильных перевозок (МАП), однако, в настоящее время обучение по данной программе в РФ не является обязательным.
В связи с введением в действие ФЗ-273 от 29.12.2012 г., нормативно-правовая база подготовки водителей МАП в настоящее время уточняется Минтрансом РФ. 1. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ Цель обучения:
дать слушателям необходимый уровень знаний для осуществления перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом в международном сообщении, что должно минимизировать затраты перевозчика и способствовать улучшению имиджа компании-перевозчика. 2. структура и направленность программы Программа построена по принципу модулей, качественное усвоение информации по каждому из которых позволит повысить профессиональный, общеобразовательный и культурный уровни водителей, назначаемых для осуществления международных автомобильных перевозок. Для более детального изучения изложенного материала слушатели могут ознакомиться с рекомендованной литературой и материалами (п. 6.2).
Направленность программы: перевозка грузов и пассажиров автомобильным транспортом в международном сообщении. 3. КОМПЕТЕНЦИИ КАНДИДАТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Задачи обучения. В результате изучения программы слушатель должен:
Знать:
- предмет основных конвенций и соглашений, регулирующих международные автотранспортные перевозки;
- особенности разрешительной системы и виды разрешений;
- права, обязанности и ответственность водителя при совершении международных автотранспортных перевозок;
- основные массо-габаритные требования к подвижному составу;
- условия допуска водителя к перевозке опасных грузов;
- процедуру оформления ДТП в России и за рубежом, особенности оформления ДТП при следовании под таможенными пломбами;
- требования ЕСТР к режиму труда и отдыха водителей;
- процедуру оформления паспортов и виз;
- перечень личных документов водителя, документов на груз, документов на автотранспортное средство;
- обязанности водителя при перевозке пассажиров и багажа;
- особенности заполнения CMR, обязанности водителя при работе с CMR;
- порядок работы с журналом ЕКМТ;
- порядок работы с книжкой МДП;
- порядок оформления страховых случаев, виды страхования;
- основные затраты на рейс;
- особенности крепления различных видов грузов, виды крепежа;
- влияние поведения водителя на имидж компании;
- порядок действий в случае возникновения правонарушений в отношении перевозчика.
Уметь:
- работать с основными документами на транспортное средство, груз;
- оформлять ДТП в России и за рубежом, в т.ч. при следовании под таможенной пломбой;
- работать с цифровыми и электромеханическими тахографами, тахограммами и карточкой водителя;
- оформлять въездные документы водителя;
- работать с накладной CMR при приемке и сдаче груза;
- работать с книжкой МДП;
- устранять психо-эмоциональные причины ДТП;
- действовать в случае возникновения правонарушений в отношении перевозчика.
В результате освоения программы у слушателя должны сформироваться новые компетенции, перечисленные ниже:
К1 – владеет навыками совершения международных автомобильных перевозок, работы с двусторонними и многосторонними разрешениями, работы с цифровыми и электромеханическими тахографами, тахограммами и тахографическими карточками водителя, безопасного крепления грузов.
К2 – имеет представление о работе таможенной системы Таможенного союза, разрешительной системе, требованиях ЕСТР к режиму труда и отдыха водителя, процедуре оформления паспортов и виз, личных документах водителя, документах на груз, документах на транспортное средство, особенностях заполнения CMR, ведения журнала ЕКМТ, основных затратах на рейс и видах обязательного автотранспортного страхования.
К3 – владеет навыками оформления ДТП и страховых случаев в России и за рубежом (в т.ч. при следовании под таможенными печатями и пломбами), работы с книжкой МДП, предотвращения основных правонарушений в отношении перевозчика, устранения психо-эмоциональных причин ДТП. 4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Учебно-тематический план программы представлен в таблице 1 Таблица 1 – Учебно-тематический план программы «Профессиональная подготовка водителей, осуществляющих международные автомобильные перевозки»
| Наименование модуля, темы
| Всего, ч
| В том числе
| Конт-роль
| аудиторные
занятия
| дистан-
ционные
образова-тельные техноло-гии
| лекции
| семина-ры, прак-тические занятия
| Модуль 1. Основы правовых норм
| 1.1
| Общие условия международного автомобильного сообщения
| 1
| 1
| –
| –
| –
| 1.2
| Лицензирование деятельности автомобильных перевозчиков, допуск к осуществлению международных автомобильных перевозок
| 1
| 1
| –
| –
| –
| Модуль 2. Технические требования к транспортным средствам
| 2.1
| Технические требования и стандарты при МАП
| 2
| –
| 2
| –
| –
| Модуль 3. Безопасность дорожного движения
| 3.1
| Безопасность дорожного движения
| 2
| –
| 2
| –
| –
| 3.2
| Режим труда и отдыха водителя
| 2
| 2
| –
| –
| –
| 3.3
| Режим труда и отдыха водителя. Электромеханические тахографы
| 2
| –
| 2
| –
| –
| 3.4
| Режим труда и отдыха водителя. Цифровые тахографы
| 2
| –
| 2
| –
| –
| Модуль 4. Особенности организации международных перевозок
| 4.1
| Паспортно-визовое оформление
| 2
| –
| 2
| –
| –
| 4.2
| Документы при организации международных автомобильных перевозок
| 2
| –
| 2
| –
| –
| 4.3
| Международные пассажирские перевозки
| 2
| 2
| –
| –
| –
| 4.4
| Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ/CMR). Перевозка особых видов грузов
| 2
| –
| 2
| –
| –
| 4.5
| Таможенные процедуры и правила. Виды контроля
| 4
| 2
| 2
| –
| –
| 4.6
| Транспортный контроль за осуществлением международных автомобильных перевозок
| 2
| 2
| –
| –
| –
| 4.7
| Затраты на рейс
| 1
| –
| 1
| –
| –
| 4.8
| Страхование автотранспортных рисков
| 1
| –
| 1
| –
| –
| 4.9
| Предотвращение правонарушений в отношении перевозчиков
| 2
| –
| 2
| –
| –
| 4.10
| Безопасное крепление грузов
| 2
| –
| 2
| –
| –
| 4.11
| Психология для водителей
| 2
| –
| 2
| –
| –
|
| Квалификационный экзамен
| 2
| –
| –
| –
| 2
|
| Итого
| 36
| 10
| 24
| –
| 2
|
5. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Содержание модулей Модуль 1. Основы правовых норм Тема 1.1 Общие условия международного автомобильного сообщения
1.1.1 Основа функционирования рынка – двухсторонние межправительственные Соглашения о международном автомобильном сообщении.
1.1.2 Международные организации, участвующие в разработке нормативных правовых документов, регламентирующих осуществление перевозок в международном сообщении:
Европейская Экономическая Комиссия (ЕЭК ООН);
Комитет по наземному транспорту ЕС;
Международный транспортный форум (ITF) (ранее Европейская Конференция министров транспорта);
Международный Союз автомобильного транспорта (МСАТ);
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС);
Организация черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС);
Комиссия Таможенного союза (КТС).
1.1.3 Разрешительная система. Особая система многосторонних разрешений (ЕКМТ).
1.1.4 Основные международные конвенции и соглашения:
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ);
Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975г.);
Конвенция о дорожном движении;
Конвенция о дорожных знаках и сигналах;
Конвенция о международной автомобильной перевозке пассажиров и багажа государств-участников СНГ (КМАПП);
Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ);
Соглашение о перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок (СПС);
Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР);
Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний;
Соглашение о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и взаимном признании таких осмотров;
Соглашение о введении международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств на территориях государств-участников СНГ (МСВТС);
Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации «Об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Союзного государства»;
Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации «Об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза»;
и другие.
1.1.5 Правовое регулирование международных автомобильных перевозок в Российской Федерации:
Федеральный закон от 24.07.1998 г. №127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (с изменениями и дополнениями);
Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»;
Постановление Правительства РФ от 31.10.1998 г. №1272 «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок» (с изменениями и дополнениями);
Постановление Правительства РФ от 02.04.2012 г. № 280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» (с изменениями и дополнениями);
Постановление Правительства РФ от 16.10.2001 г. № 730 «Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок» (с изменениями и дополнениями).
Критерии качества усвоения слушателями материала
Тема
| Слушатели
| должны
| устно и письменно
| Общие условия международного автомобильного сообщения
| Перечислить
Сформулировать
Определить
| Основные международные конвенции и соглашения.
Предмет международных автотранспортных конвенций.
Порядок заполнения Дорожной книги при осуществлении перевозок по ЕКМТ. Сущность разрешительной системы, виды разрешений, основные категории нормативных правовых документов, понятие «каботаж».
|
Тема 1.2 Лицензирование деятельности автомобильных перевозчиков, допуск к осуществлению международных автомобильных перевозок
1.2.1 Ответственность водителя за нарушения лицензионной деятельности.
1.2.2 Ответственность водителя за нарушения правил допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок. Критерии качества усвоения слушателями материала
Тема
| Слушатели
| должны
| устно и письменно
| Лицензирование деятельности автомобильных перевозчиков, допуск к осуществлению международных автоперевозок
| Перечислить
| Права, обязанности и ответственность водителя по выполнению требований лицензирования и/или допуска
|
|