По плану городских очно-заочных семинаров в 2014-2015 учебном году


Скачать 255.53 Kb.
НазваниеПо плану городских очно-заочных семинаров в 2014-2015 учебном году
страница1/2
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2
Методический сборник материалов городского очно-заочного семинара.

Метод проектов как технология формирования

ключевых компетенций обучающихся
c:\users\zorina ia\desktop\dscn3072.jpg

Ижевск, 2015 год.
Содержание.


  1. Аннотация к семинару ………………………………….

  2. Разработка модели организации проектной деятельности обучающихся для формирования универсальных учебных действий. Панфилова Т.В., заместитель директора по НМР МБОУ СОШ № 40 …………………………………………….

  3. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся. Безносова Л.Д., педагог-психолог МБОУ СОШ № 40 ………………………………………..

  4. Проектная деятельность как средство повышения учебной мотивации и развития коммуникативной компетенции. Крупина С.И., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 40………………………………………………………………………………

  5. Образовательное событие «Город детства» как форма презентации результатов проектной деятельности. Заможняя В.Н., учитель истории МБОУ СОШ № 40……………………………………………………………………………………….

  6. Интеграция предметов через решение проектных задач. Мастер-класс Чураковой О.В., учителя английского языка МБОУ СОШ № 40, Ковычевой Н.С., учителя математики МБОУ СОШ № 40……………………………………………………….


По плану городских очно-заочных семинаров в 2014-2015 учебном году

22.01.2015г в МБОУ СОШ № 40

состоялся семинар для заместителей директоров по научно-методической работе,

руководителей школьных методических объединений

«Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций обучающихся ».
Проектная и учебно-исследовательская деятельность в современной школе являются мощным фактором для того, чтобы развить учебную мотивацию школьников, сориентировать на максимально возможные учебные результаты, поддержать интерес и стимулировать активность в учебе. Именно поэтому интерес к этой теме не снижается на протяжении многих лет. Каждая образовательная организация имеет свой опыт в данном направлении. Педагогический коллектив МБОУ СОШ № 40 разработал собственную модель организации проектной деятельности обучающихся для формирования универсальных учебных действий и апробировал её в экспериментальном режиме.


Разработка модели организации проектной деятельности обучающихся для формирования универсальных учебных действий. Панфилова Т.В., заместитель директора по НМР МБОУ СОШ № 40.

Методологическим основанием федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения является системно-деятельностный подход. Необходимость данного подхода продиктована желанием достичь нового качества образования, соответствующего современным потребностям развития общества.

Системно-деятельностный подход предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- обеспечение преемственности всех уровней образования;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения образовательной программы, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
В качестве планируемых результатов обучения стандарты нового поколения определяют формирование универсальных учебных действий. В решении этой задачи большое значение придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися.

В Федеральном государственном образовательном стандарте установлены требования к результатам обучения: личностным, метапредметным и предметным. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

УУД направлены на достижение планируемых результатов. Различают три группы планируемых результатов:

1. Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).

2. Метапредметные универсальные действия – центральной составляющей является формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные понятия.

3. Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни.
Получение результатов образования требует адекватных педагогических технологий. Коллектив учителей нашей школы выбрал базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход – метод проектов.
В 2012 году группа творческих учителей выступила с инициативой освоения проектной технологии с целью создания условий для моделирования проектной деятельности, которая бы обеспечила формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Это и стало основной идеей эксперимента. Мы нашли поддержку у кафедры педагогических инноваций ИПКиПРО УР, нашим научным руководителем стала Комарова О.В., доцент кафедры. Мы защитили программу эксперимента на научно-методическом совете ИПКиПРО.

В программе эксперимента нами были поставлены следующие задачи:


  • Изучение теоретической и методической литературы по проектной деятельности.

  • Овладение педагогами технологией проектной деятельности.

  • Создание модели проектной деятельности, учитывающей потребности субъектов образовательной деятельности и обеспечивающей формирование универсальных учебных действий у обучающихся.

  • Апробация модели проектной деятельности

  • Обобщение опыта и разработка методических рекомендаций по использованию технологии проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий у учащихся.


В результате экспериментальной работы была создана следующая модель организации проектной деятельности в школе для уровня начального и основного образования:


Основное содержание проектной деятельности

Особенности организации проектной деятельности

Формирование УУД

1-2 класс – стартовая диагностическая работа + 1-2 предметные проектные задачи

Групповая работа.

- целеполагание;

- планирование;

- моделирование;

- инициативность;

- коммуникативность;

- рефлексия.

3-4 класс – 4-6 проектных задач + итоговая диагностическая работа

Групповая работа + работа в парах.

Личностные (нравственно-оценочные умения) - оценка своих и чужих поступков.

Регулятивные универсальные учебные действия(организация умения) - организация своих дел, решения проблем.

Познавательные универсальные учебные действия(интеллектуальные умения) - обработка информации.

Коммуникативные универсальные действия (коммуникативные умения) - общение с людьми.

5-6 класс – 3 межпредметные задачи: стартовая, текущая, итоговая

+ 1 учебный проект ( в рамках внеурочной деятельности)

Групповая работа + работа в парах

7-8 класс – 1 учебный межпредметный проект (групповой и парный)+ социальный проект

Групповая работа + работа в парах

9 класс – 1 учебный проект (индивидуальный или парный) + защита проекта в рамках ОГЭ.

Работа в парах + индивидуальная работа


В отличие от других видов учебных задач, под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система действий учащихся, направленных на получение никогда не существовавшего результата («продукта» проектной задачи), в ходе решения которой происходит качественное самоизменение учащихся. Отметим, что решение проектных задач дает возможность получить хороший результат, педагогический эффект:

  • Задается реальная возможность организации сотрудничества при достижении общей цели в виде решения задачи.

  • Появляются новые способы проектирования.

  • Дается возможность создания модельной ситуации.


Проектная деятельность включает в себя следующие этапы:

  • разработка проектного замысла (анализ ситуации, анализ проблемы, целеполагание, планирование);

  • реализация проектного замысла (выполнение запланированных действий);

  • оценка результатов проекта (другая, новая реальность).

Проектная деятельность подразумевает, что цель учащегося должна быть связана с изменением реальности, учащийся должен выполнить все шаги алгоритма проектной деятельности. Дидактическая цель учителя – формирование ключевых компетентностей учащихся, формирование УУД, а алгоритм их достижений выражается в создании особой модели, создании ситуаций, в которых разворачиваются проекты учащихся.

«Метод» в данном случае является дидактической категорией. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического и теоретического знания, той или иной деятельностью. Это путь познания, способ организации процесса познания.
Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся. Безносова Л.Н., педагог-психолог МБОУ СОШ № 40.

Актуальность использования исследовательской и проектной деятельности в современном образовании определяется в Приоритетном национальном проекте, в ходе которого, наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности. 
В педагогической и психологической литературе нередко понятия «исследовательская деятельность» и «проектная деятельность», «исследовательский метод обучения» и «метод проектов» используются как синонимы, хотя между ними имеется существенная разница.

В этой связи необходимо уточнение содержания понятий «проект» и «исследование», в том числе в контексте их преломления в образовательном пространстве. Проект (от лат. буквально -брошенный вперед) - это прототип, прообраз предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях -план, замысел; проектирование - процесс создания проекта.
В педагогической науке понятие «проектирование» в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание.

Н. Г. Алексеев выделяет следующие важные признаки понятия «проект»: 
• отнесение к будущему, близкому или далекому; 
• как такового этого будущего еще нет, но оно желательно либо нежелательно; 
• это будущее просматривается в идеальном плане

Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Источник исследования как вида деятельности - в свойственном человеческой природе стремлении к познанию. 
Обращаясь к сравнению понятий «исследование» и «проектирование», следует отметить, что оба они имеют отношение к мыслительной деятельности: проектирование - к ее началу; исследование - к ее осуществлению. Проектирование связано с реализацией замысла; исследование - с поиском и пониманием реального. 
Кроме того, с точки зрения образовательной практики важно, что проектирование и исследование тесно связаны с прогнозированием, а потому могут служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребенка в обучении. 
По мнению А. И. Савенкова, принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, поиска новых знаний». 
Под методом проектов в образовательной практике понимается система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий-проектов. 
Сущность исследовательского метода обучения определяется А. И. Савенковым как «путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения» Как считает А. И. Савенков, исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Исследовательскую деятельность автор рассматривает как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. 

Таким образом, отличия исследовательской и проектной деятельности можно определить по следующим позициям:

1.  По определению

Проект - это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации".

Проект – это буквально "брошенный вперед", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.

Таким образом, проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Исследование - поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

2. По цели

Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла.

Цель исследовательской деятельности - уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
3. По наличию гипотезы

Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.

Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).

Гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

4. По этапам исследования
Основные этапы проектной деятельности:

• Определение  темы проекта, поиск  и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

• Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

• Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;

• Подготовка и защита презентации;

• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы  исследования:
• Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

• Выдвижение гипотезы.
• Постановка цели и конкретных задач исследования.
• Определение объекта и предмета исследования.
• Выбор методов и методики проведения исследования.
• Описание процесса исследования.
• Обсуждение результатов исследования.
• Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

5.  По продукту

Проект – это замысел, план, творчество по плану.

Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов для получения результата.

Проектная деятельность всегда предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.

Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Исследование - это поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь не всегда знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования открытие.
Таким образом, несмотря на существующие различия в подходах к определению содержания понятий «исследование» и «проектирование», совершенно очевидны высокие развивающие возможности исследовательской и проектной деятельности в работе с учащимися, связанные со стимулированием их интереса, развитием познавательных навыков и мышления, умения самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве. 
Оценивая личностно развивающий потенциал исследования и проектирования, следует подчеркнуть, что и проектная деятельность, и исследовательская деятельность учащихся достаточно актуальны для инновационной образовательной практики. 
Литература: 
1. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. № 2. С. 85-103. 
2. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. М.: «Ось-89», 2006.. С. 230. 
3. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. № 1. С. 22-32. 
4. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Под ред. В. В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. С. 127.

  1   2

Похожие:

По плану городских очно-заочных семинаров в 2014-2015 учебном году iconПрограмма семинара 5 Список присутствующих 6 Доклад «Формирование...
Президента «Наша новая школа», этому способствует система городских очно заочных семинаров

По плану городских очно-заочных семинаров в 2014-2015 учебном году iconДепартамент образования
Владимирской области в 2014- 2015 учебном году (далее- календарный план мероприятий по подготовке и проведению гиа в 2014-2015 учебном...

По плану городских очно-заочных семинаров в 2014-2015 учебном году iconДепартамент образования
Владимирской области в 2014- 2015 учебном году (далее- календарный план мероприятий по подготовке и проведению гиа в 2014-2015 учебном...

По плану городских очно-заочных семинаров в 2014-2015 учебном году iconПриказ от 27. 01. 2015 г. №32 ст. Павловская о проведении краевой...
Краснодарском крае в 2014-2015 учебном году и в целях повышения качества образования обучающихся общеобразовательных организаций...

По плану городских очно-заочных семинаров в 2014-2015 учебном году iconВниманию педагогических работников, желающих пройти аттестацию в 2014-2015 учебном году
Со 2 сентября 2014 года начинается прием заявлений от педагогических работников образовательных учреждений Чувашской Республики,...

По плану городских очно-заочных семинаров в 2014-2015 учебном году iconИнформация для аттестующихся в 2014-2015 учебном году
Для прохождения аттестации на первую и высшую квалификационные категории в 2014-2015 учебном году в отдел аттестации гау со «рцоко»...

По плану городских очно-заочных семинаров в 2014-2015 учебном году iconПамятка для родителей по предоставлению льготного питания
Новгорода в 2014/2015 учебном году» от 28. 08. 2014 г. №844, а также на основании приказа управления образования администрации Ленинского...

По плану городских очно-заочных семинаров в 2014-2015 учебном году iconПояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
Письмо моин рт №11005\14 от 08. 07. 2014 г. «Об учебных планах в 2014-2015 учебном году»

По плану городских очно-заочных семинаров в 2014-2015 учебном году iconПлан информационно-разъяснительной работы о порядке проведения государственной...
«Организация деятельности педагогического коллектива по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации 9, 11 классов...

По плану городских очно-заочных семинаров в 2014-2015 учебном году iconАттестация педагогических и руководящих работников Щёлковского муниципального...
Солошенко Ольга Григорьевна – учитель изобразительного искусства мбоу сош №4 им. П. И. Климука. В 2014 – 2015 учебном году муниципальный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск