Учить отвечать на вопросы по содержанию


Скачать 176.85 Kb.
НазваниеУчить отвечать на вопросы по содержанию
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
c:\documents and settings\all users\документы\мои рисунки\1 003.jpg

Пояснительная записка
Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и развитие всесторонне грамотной,  свободной и жизнелюбивой, талантливой личности, обогащающейся научными знаниями о природе, человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. В связи с тем, что учебный план предполагает занятия по литературному чтению три часа в неделю (что явно недостаточно),  и возникла необходимость для разработки данного учебного курса.

Цель курса: формирование читательской деятельности школьников, умения различать виды текстов и специфику работы над каждым произведением.

Задачи курса:

  1. Формировать у детей интерес к книге;

  2. Уметь воспринимать и понимать прочитанный текст;

  3. Учить отвечать на вопросы по содержанию;

  4. Учить пересказу;

  5. Развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков;

  6. Учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные «гипотезы смысла».


Факультативный курс рассчитан на 34 часа, изучается во 2 классе (предполагается, что дети уже имеют некоторые знания по литературному чтению).

Содержание курса включает следующее:

- знания о значении книги и чтения;

- виды литературных произведений;

- приёмы работы с разными текстами;

- использование интонационных и речевых средств;

- умение проводить самоконтроль и самооценку.
Условием овладения читательской деятельностью является знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определёнными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению.


Общая характеристика учебного курса

Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствуют повышению их познавательной и творческой активности, дает ребенку образцы правильного литературного языка, служит для того, чтобы помочь каждому ученику научится самостоятельно вступать в диалог с различными «голосами» произведений, замечать любые творческие проявления, учеников и создавать условия для их развития.

Для развития речи(словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении. Программа рассчитана на то, чтобы научить делать интерпретацию текста:

  1. Интонирование произведения (отрывка) вслух (выразительное чтение текста, позволяющее представить личную точку зрения исполнителя);

  2. Устное выступление перед слушателями по поводу прочитанного произведения (отзыв, высказывание читателя и слушателей);

  3. «Раскадровка» текста с целью создания виртуального диафильма по сюжету художественного произведения;

  4. Чтение произведения по ролям;

  5. Драматизация произведения (постановка спектакля по изученной пьесе);

  6. Иллюстрирование произведений, прочитанных на занятиях и самостоятельно.


Ведущим методом является чтение- рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы – фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления.

Высокая эффективность методов, средств и форм обучения обосновывается следующими доводами:

  1. Соблюдаются основные дидактические принципы обучения: сознательность, доступность, наглядность, занимательность изучаемого материала;

  2. Тексты разнообразны по содержанию;

  3. Занятия способствуют повышению желания детей читать художественную литературу, что особенно актуально в наше время;

  4. Они способствуют воспитанию любви к русскому слову.


Программа состоит из трех разделов:

  1. Народное творчество;

  2. Авторские прозаические произведения;

  3. Авторские поэтические произведения.


Каждый раздел программы заканчивается викториной, игрой-путешествием, конкурсом.

Приобщаясь к художественной литературе, ребенок приобретает новый вид внутренней психологической активности – умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, что закладывает основу всей последующей творческой деятельности.

При ознакомлении с поэтическими произведениями педагог должен стремиться к тому, чтобы дети воспринимали настроение произведения, его образность, ритмичность.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника и рассчитана на возрастной аспект – 7-10 лет, представляет систему литературных занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения.
Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение курса «Искусство художественного чтения» в начальной школе выделяется в  3 классе 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебных недели).

      Общая характеристика курса

      Курс включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные).

        Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

          Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.



Планируемые результаты
по итогам обучения в 3 классе
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.

В результате освоения программы факультатива «ИСКУССТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;

  • формировать потребность в систематическом чтении;

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,

выборочное, поисковое);

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Учащиеся 3  класса получат возможность для формирования:

  • умения определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову;

  • умения понимать, что значит поступать  по совести, жить по совести, с чистой совестью;

  • умения понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.

  • читать текст про себя  и понимать прочитанное;

  • самостоятельно определять главную мысль произведения;

  • задавать самостоятельно  вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

  • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;

  • пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;

  • самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;


Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;

  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • составлять  возможный план решения  вопросов  совместно с учителем;

  • умения работать   в соответствии с заявленным планом;

  • умения  корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.



Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

  • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.



Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение

и аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать

свою этическую позицию;

  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке,

дома и т. д.


  • совпадающих с собственным мнением.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;

  •  умения владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.



Содержание программы

3 класс (34 ч)

История книги. Библиотеки (4 ч)

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.

Библия. Детская библия (разные издания).

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.

Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная

карточка. Игра «Обслужи одноклассников».

Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

Книги о родной природе (3 ч)

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

Животные — герои детской литературы (4 ч)

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».

Художники-оформители книг о животных. Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

Дети — герои книг (3 ч)

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).

Проект «Расскажи о любимом писателе».

Книги зарубежных писателей (2 ч)

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон,

Дж. Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.

Книги о детях войны (3 ч)

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление. Аннотация. Каталожная карточка.

Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».

Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».

Газеты и журналы для детей (3 ч)

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

«Книги, книги, книги…» (2 ч)

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.

Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

Универсальные учебные действия:

  • работать с книгой-сборником басен И. Крылова;

  • сравнивать басни по структуре и сюжету;

  • выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;

  • собирать информацию для библиографической справки об авторе;

  • составлять таблицу жанров произведений писателя;

  • выполнять поисковую работу по проекту;

  • презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;

  • готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;

  • находить по каталогу нужную книгу;

  • заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;

  • писать отзыв о книге или героях книги;

  • пользоваться библиографическим справочником;

  • рассматривать и читать детские газеты и журналы;

  • находить нужную информацию в газетах и журналах;

  • собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;

  • готовить материал для классной и школьной газеты;

  • пользоваться электронными газетами и журналами.


Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса

  1. Сборник программ внеурочной деятельности 1 – 4 классы под ред. Н.Ф. Виноградовой. 2.

  2. Общеинтеллектуальное направление программа факультатива «В мире книг» Л.А.

  3. Ефросинина. Издательский цент «Вентана Граф» 2012 г «Начальная школа XXI века»

Соотетствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г

4. Анатолий Чирва. Книга в твоих руках. Издательство «Просвещение» 1985 г.учебная хрестоматия

5. «Литературное чтение. 3 класс» в 2 ч. (автор-составитель Л.А. Ефросинина);

6. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников / Под ред. М. С.

Васильевой и др. М., 1994.

7. Голованова М. В. Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение. М., 2005.

8. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2000.

9. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2001.

10. Кудина Г. Н., Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М., 1988.
Материально- техническое обеспечение программы:

А)Специфическое сопровождение (оборудование):

-портреты писателей и поэтов, художников.

-Репродукции картин, иллюстрации к литературным произведениям,

-Библиотека книг для занятий,

-Уголок читателя с информацией о прочитанной и читаемой литературе.

Б)Электронно-программное обеспечение:

-записи музыкальных произведений,

-видеофильмы,

-презентации к занятиям

В) Технические средства обучения:

-мультимедийный проектор, ноутбук

-демонстрационный материал,

-музыкальный центр,

-магнитная доска.

Учебно – тематическое планирование уроков внеклассного чтения 3 класс (34 ч):




урока

Тема урока

Дата


по плану

Дата


по факту




1

Книги-сборники былин, легенд, сказов.

2.09







2

Первые книги. Библия. Детская библия.

9.09







3

Летописи. Рукописные книги.

16.09







4

История книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

23.09







5

Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки

А.С. Пушкина».

30.09







6

Сказки бытовые, волшебные, о животных.

7.10







7

Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

14.10







8

История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги – сборника.

21.10







9

Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен.

11.11







10

Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами.

18.11







11

Герои басен. Инсценирование басен.

25.11







12

Родные поэты.

2.12







13

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева,

А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова.

9.12







14

Проект «Краски и звуки поэтического слова».

16.12







15

Книги Л.Н. Толстого для детей.

23.12







16

Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских народных сказок.

30.12







17

Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка.










18

Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю».










19

Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв.










20

Художники-иллюстраторы книг о животных.










21

Дети — герои книг. Типы книг.










22

Книги-сборники произведений о детях.










23

Литературная игра «Расскажи о героях детских книг — твоих сверстниках».










24

Книги зарубежных писателей.










25

Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях.










26

Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация.










27

Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».










28

Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»).










29

Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале.










30

Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др.










31

Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др.










32

Создание классной газеты «Книгочей».










33

Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея.










34

Итоговая проверочная работа










Похожие:

Учить отвечать на вопросы по содержанию iconОбщественная палата российской федерации
Астахов Павел Алексеевич Мы уже в эфире, да? Давайте, чтобы время не терять уже начнем, и будем отвечать на вопросы, потому что отвечать...

Учить отвечать на вопросы по содержанию iconИнструкция для проведения опроса (интервью)
«Перед Вами ряд вопросов о Вашем отношении к природе, на которые мы просим ответить "да" или "нет" (на вопросы, отмеченные «*» можно...

Учить отвечать на вопросы по содержанию iconМетодика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «натурафил» Инструкция
«Перед Вами ряд вопросов о Вашем отношении к природе, на которые мы просим ответить "да" или "нет" (на вопросы, отмеченные «*» можно...

Учить отвечать на вопросы по содержанию iconУважаемые клиенты! Убедительно просим Вас отвечать на все вопросы!
Уважаемые клиенты! Убедительно просим Вас отвечать на все вопросы! Также просим Вас заполнять поля заглавными буквами, даже если...

Учить отвечать на вопросы по содержанию iconКоллоквиум Вопросы по коллоквиуму разделены на каждый месяц
На вопросы отвечать письменно – лаконично, раскрывая только суть вопроса. После этого выучить и ответить устно на консультации

Учить отвечать на вопросы по содержанию iconЕгэ «Чтение» и система проверяемых в нем умений
Прежде всего, нужно учить язык вообще и учить его так, чтобы уметь им пользоваться и уметь на нем общаться

Учить отвечать на вопросы по содержанию iconНа русском и/или украинском языке
Подробнее о том, как отвечать на перечисленные вопросы, указано в инструкции для

Учить отвечать на вопросы по содержанию iconПеред тем, как отвечать на вопросы, на обороте обязательно укажите...
Назначение индикатора. Этот набор вопросов предназначен для определения Вашего типа личности. Здесь важны не вопросы сами по себе,...

Учить отвечать на вопросы по содержанию iconОрганизации (полное)*
Чем подробнее Вы будете отвечать на наши вопросы, тем точнее мы сможем Вас сориентировать по срокам и стоимости разработки Вашего...

Учить отвечать на вопросы по содержанию iconКласс Математика Русский яз. Чтение Окр мир Англ яз. 1 «А» П. Т. С. 31-38
Учебник стр. 110 111, упр. 2, чтение; стр. 109, упр. 1-чтение. Рабочая тетрадь, стр. 27 учить стихи наизусть, стр. 59 песенку учить...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск