Тема опыта: Применение оптимальных ресурсов на уроках русского языка при подготовке к егэ


НазваниеТема опыта: Применение оптимальных ресурсов на уроках русского языка при подготовке к егэ
страница1/6
ТипУрок
filling-form.ru > Туризм > Урок
  1   2   3   4   5   6
МБОУ «КАТМЫШСКАЯ СОШ» МАМАДЫШСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН


Русский язык

Тема опыта: Применение оптимальных ресурсов на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ
Автор работы: Ягофарова Бибикадрия Касимовна,

учитель русского языка и литературы

2013г

Введение

Введение Единого государственного экзамена по русскому языку в форме централизованного тестирования заставляет учителя перестроить весь образовательный процесс в старших классах. Усиленную работу необходимо начинать в 8-9 классе, так как большая часть материала реализуется уже при государственной итоговой аттестации во время экзамена в 9 классе. В 10-11 классах необходимо не только подготовить к выпускному и вступительному тестированию, но и подготовить старшеклассников с психологической точки зрения. Основная идея работы с выпускными классами – оптимизация всех ресурсов, которые за короткий срок могут обеспечить условия для достаточной (достижение минимального порога) и качественной (выполнение всех частей) подготовки к сдаче ЕГЭ. Что может стать такими ресурсами? Ресурсы учебных предметов, ресурсы специальных курсов и, конечно же, ресурсы тестовых и информационно-коммуникационных технологий.

При разработке системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку необходимо охватить все разделы языкознания: "Фонетику", "Орфоэпию", "Лексику", "Фразеологию", "Морфемику", "Морфологию", "Пунктуацию", "Орфографию", "Культуру речи", "Развитие речи" (подготовка к сочинению). Кроме этого учитель русского языка должен ежегодно анализировать результаты тестирования прошлогоднего экзамена. Это помогает выявить трудности и проблемы выпускников по конкретным темам и заданиям и целенаправленно отработать эти недостатки в работающем классе.
Цель опыта:

1.Описать конкретный комплекс заданий и упражнений по русскому языку, помогающий качественно подготовить выпускников к ЕГЭ.

3.Описать технологию применения дидактического материала на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ.

3.Описать полезные интерактивные ресурсы, помогающие успешно подготовить выпускников к ЕГЭ.

Задачи:
1. Раскрыть теоретический аспект подготовки к выпускному экзамену.

2. Определить наиболее эффективные методы и приемы при практической отработке тестовых заданий.

3. Дать информацию о полезных интерактивных ресурсах.
1. Информационный этап подготовки к ЕГЭ

Подготовку к Единому государственному экзамены лучше всего начать с информационного этапа, который включает в себя ряд компонентов. Во-первых, оформляется информационный стенд сменного состава, в котором есть такие разделы:

- Памятка для выпускника - в ней содержатся различные психологические советы при подготовке к экзаменам. Эти советы-рекомендации можно взять из книги Д. Карнеги.

- Памятка для родителей - в ней должны быть советы по подбору дополнительной литературы по подготовке к выпускному экзамену. Кроме этого в этом разделе постоянно должны меняться рекомендации, на какие разделы или темы школьники должны обратить внимание при выполнении домашних заданий.

- Контрольно-измерительные материалы - сборники тестовых заданий.

- Образцы заполнения бланков ответов.

- Памятки, схемы, таблицы, алгоритмы по темам русского языка. Этот демонстрационный материал служит необходимым помощником для старшеклассников, особенно для выполнения практической части. В памятках обязательно должны все виды разборов: фонетический, лексический, морфемный, морфологический, синтаксический, пунктуационный. Кроме этого здесь должен быть постоянно материал для самопроверки и взаимопроверки.

2. Модель учебной деятельности

При подготовке к Единому государственному экзамену предусматриваются разные виды деятельности старшеклассников: это аудиторная деятельность, работа по индивидуальной траектории или индивидуальному прогнозированию, факультативные занятия, индивидуальные консультации, интеллектуальные игры, викторины, творческие конкурсы, кружковые занятия. Это разнообразие образовательной деятельности выпускников носит активно-деятельностный, проектный характер. Учащиеся осмысленно выполняют стандартные задания, осваивая и приобретая следующие навыки:

- осваивают модели учебной деятельности;
- приобретают конкретные лингвистические навыки;
- получают технические навыки при использовании информационно-коммуникативных технологий;
- развивают коммуникативные и межкультурные навыки.
Главным видом учебной деятельности является урок, который имеет свои особенности, свою пошаговую систему.
Шаг 1. Повторение теоретического материала.

Для успешного выполнения тестовых заданий по ЕГЭ необходимы глубокие и прочные знания по теории всего курса русского языка, то есть все полученные знания за курс 5-9 класса. Систематизация теоретического материала осуществляется двумя способами: методом индивидуальной подборки информационного материала и методом групповой работы. В любом случае учитель словесности или группа лидеров класса подбирает дополнительную литературу или материал из средств Интернета по конкретной теме. Этот материал оформляется в опорные конспекты, таблицы, схемы. Большой эффективностью пользуются у старшеклассников таблицы-сравнения: Т-схема, благодаря которым учащиеся могут сравнивать. Это могут быть морфологические признаки или грамматические категории двух частей речи: имени существительного и имени существительного, имени прилагательного и причастия, глагола и причастия, глагола и деепричастия, деепричастия и наречия. Категориальный обзор подобных творческих работ способствует укреплению теоретической базы - фундамента знания для выполнения тестовых заданий. Таблицу "ЗХУ" (Знаю, Хочу узнать, Узнал (а) и таблицу "Инсерт" можно использовать в начале повторения каждого раздела. В таблице "ЗХУ" имеется три раздела: в первой графе "Знаю" учащиеся записывают кратко, по памяти, имеющиеся знания; во второй графе "Хочу знать" - производится запись того, что ещё интересует ученика по теме - это могут быть информационные или проблемные вопросы; в третьей графе - после самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, кратко формулируются ответы в виде отдельных теоретических положений. При работе с таблицей "Инсерт" старшеклассники самостоятельно работают с теоретическим материалом (желательно иметь раздаточный материал): вначале они просматривают материал и делают пометки в тексте, затем заполняют таблицу. В первой части таблицы ( + ) определяется материал, который дети хорошо усвоили, то есть понимают теоретический материал, самостоятельно приводят примеры. Во второй части таблицы (V) конкретизируется материал, который вызывает большие трудности. В третьей части формулируются вопросы по слабо усвоенному или непонятому материалу для работы в группах или в парах сменного состава.
Шаг 2. "Продвинутая" лекция.
Наиболее объемные или сложные темы обобщаются учителем при помощи "продвинутой" лекции с использованием мультимедиа (это могут быть слайды, таблицы).
Шаг 3. Работа в группах по отработке тестовых заданий.
В совместной деятельности старшеклассники отрабатывают тестовый материал заданий частей А и В, это помогает им сэкономить время на выполнении заданий. На этом этапе происходит осмысление языкового материала, так как при выборе ответов школьники анализируют, размышляют, применяя правило, выявляют закономерности тестовых заданий. Самое главное - взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимоподдержка влияет на межличностные отношения в классном коллективе.
Шаг 4. Самостоятельный выбор задания.
Отработанный на уроке материал закрепляется во время подготовки домашнего задания: учащиеся самостоятельно выбирают типичные задания и отрабатывают тестовые задания. Для этого можно использовать дополнительный материал по подготовке к тестовому контролю.

3. Сформированность орфографических навыков - путь к прочным знаниям
Экзаменационные тесты по русскому языку и сочинение предполагают прочные знания в области орфографии - знание основных правил русского языка помогает в решении тестовых заданий и грамотного оформления творческой работы. Систематизировать орфограммы лучше всего в ходе повторения теоретического материала каждой части речи. Для этого все орфограммы русского языка распределяются по частям речи и оформляются в виде «Таблица» орфограмм: например, Таблица орфограмма по теме "Имя существительное", по теме "Глагол". Таблица орфограмм представляет собой набор всех орфограмм по теме: точное название орфограммы, правило-опора, примеры с графическим оформлением. Оформленная таблица орфограмм учителем копируется и размножается на компьютере для каждого ученика, а также закладывается в модуль по конкретной теме. Это делается для того, чтобы школьники могли в любое удобное время посмотреть нужную орфограмму, а не искать её в учебниках или памятках. На каждом уроке русского языка предусмотрены упражнения, отрабатывающие практические навыки по орфограммам: это словарно-орфографическая работа, диктант-дубль, "Найди ошибку", "Четвертое лишнее", распределительный диктант, работа с таблицами: "Т-схема", орфографический диктант "Проверь себя".
Рассмотрим варианты таких заданий:
Словарно-орфографическая работа.
- Вставить пропущенные буквы, поставить ударение.

- Составить предложение с однородными членами предложения, употребляя словарные слова академик, инициатор в разных падежах.

- Слова - академик, предприимчивый, инициативный разберите по составу.

Академик, арендатор, эксперимент, талисман, филолог, честолюбие, предприимчивый, профессор, инициатор, инициативный, диалектология, добропорядочный.
Распределительный диктант по теме "Глагол"
Наступаешь, тушевать, любишь, не думает, угадывать, умываться, зажигать, верил, гонит, изжарьте, заведовать, не читает, заметишь, соберу, познакомь, клеил, строиться, негодовать, умывается, лаял, собирать, вытирать, исправьте, вытереть, разгуливать, одевается, рассматривать, называется, чувствовать, не смотрел, строил, помогите, гоняет, обеспечь, постукивать, решает, пляшет, унесите, раздумывать, разделит, рисовал бы, прочтите, не страдает, уничтожь, читал, обследовать, читал бы, напишите, спросили бы, любите, не решился бы, верил бы, ночевать.
У учащихся появляется вот такой вариант Таблицы орфограмм, в неё добавляется графическое обозначение орфограмм.
Не с глаголом
- не думает
- не читает
- негодовать
- не смотрел
- не страдает Ь-в гл.2л., ед.ч.
- любишь
- заметишь
- наступаешь
- называешь
- думаешь - тся - -ться
- умываться
- умывается
- одевается
- называется
- строиться - корни с чер. -е-и
- собирать
- вытереть
- вытирать
- соберу
- зажигать
-е-и в оконч.гл.
- гонит
- гоняет
- решает
- пляшет
- разделит Ь в гл. пов.накл.
- обеспечь
- познакомь
- исправьте
- уничтожь
- изжарьте гл. перед суф. - Л
- читал
- верил
- клеил
- лаял
- строил БЫ с глаг.
- рисовал бы
- читал бы
- спросили бы
- не решился бы
- верил бы
-ова, -ева
- обследовать
- тушевать
- заведовать
- ночевать
- чувствовать -ыва, -ива
- угадывать
- рассматривать
- постукивать
- разгуливать
- раздумывать суф. - И в пов.накл.
- напишите
- любите
- помогите
- прочтите
- унесите ? сомнения
• "Четвертое лишнее" - здесь могут быть различные варианты с использованием орфограмм.
- прилагательное, предложение, растение, предлагать;
- чёрный, поджёг, жёлтый, жёлуди.
Работа с таблицами "Т-схема" - это своего рода распределительный диктант, Т-схема предполагает распределение слов в две колонки, только орфограммы должны быть похожи, например, "Н-НН в суффиксах прилагательных и суффиксах причастий", "О-Ё(е) после шипящих и Ц в суффиксах существительных и прилагательных".
Диктант "Проверь себя!" - дает возможность старшеклассникам проверить свои орфографические знания. Для этого можно использовать любые дидактические и справочные материалы по подготовке к ЕГЭ. Например, в пособии Б.Г. Меркина, Л.Г. Смирновой "Русский язык: Подготовка к ЕГЭ" в разделе "Орфография" предложены упражнения на все виды орфограмм. Задание во всех упражнениях однотипные: вставьте пропущенные буквы; вспомните правила правописания (указывается конкретная орфограмма). (Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. 2006, с. 6-37).
Подобные задания помогают отработать навыки грамотной речи и письма.
4. Лексическая работа с текстом и словом
Лексический разбор текстов разных стилей имеет свои особенности. При анализе художественного текста указываются средства художественной изобразительности: синонимы, антонимы, омонимы, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы и тому подобное. Кроме этого текст анализируется с точки зрения стилистических возможностей слов и выражений - диалектные слова, профессионализмы, заимствованные слова, неологизмы. Лексическая работа с текстом предполагает работу с отдельными словами, поэтому необходимо научить старшеклассников на более высоком уровне производить лексический разбор отдельного слова. С этой целью заостряется внимание на Памятке "Лексический разбор слова".
Памятка "Лексический разбор слова".
1). Каково лексическое значение слова в данном предложении? Используя Толковый словарь, определите все значения данного слова. Определите: является ли слово однозначным или многозначным.
2). В прямом или переносном значении употреблено слово?
3). Какие синонимы и антонимы имеет слово?
4). Какова стилистическая характеристика слова:
- разговорное; - книжное; - стилистически нейтральное.
Какие пометы в словаре указывают на особенности употребления этого слова?
5). Каково происхождение слова?
6). Придумайте и запишите предложения, употребляя слово в разных лексических значениях
Образец лексического разбора слова.
Л.В. Щерба - выдающийся русский языковед.
Слово языковед однозначное, так как имеет одно лексическое значение: ученый - специалист по языковедению. Слово языковед употреблено в прямом значении. Имеет синоним - лингвист, слово языковед стилистически нейтральное слово, его чаще всего употребляют в среде лингвистов. Слово лингвист - заимствованное. Слово сложное: оно образовано от слияния двух слов - язык и ведать, языковед имеет два корня - язык и -вед, соединены корни при помощи соединительной гласной -о-. Например, Языковеды обсуждают новые преобразования в области языкознания.

2.Технологии использования дидактического материала

Систематически используются на уроках дидактические карточки, напечатанные заранее для каждого ученика.

Технология работы с карточкой:

1.Вставить (не списывая в тетрадь) пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить знаки препинания, выполнить необходимые задания, указанные в карточке, составить соответствующие схемы к тому или иному предложению.

2. Проверка выполненных заданий по ключам: самопроверка, взаимопроверка, корректирование работы при помощи ученика-консультанта, все зависит от цели урока и от того, на каком этапе происходит работа с данной карточкой.

3. Анализ допущенных ошибок. Оценивание результатов.

Когда начинается изучение синтаксиса, известно, как много времени необходимо затратить для написания предложения, даже если оно простое, а не сложное. В готовой карточке ученику не надо записывать все предложение, а необходимо сконцентрировать свое внимание лишь на знаках препинания, сделать схему, объясняя пунктуацию данного предложения.

Такая форма имеет много преимуществ: карточка оперативно заполняется, ребенку не нужно напрягаться, записывая ее в тетрадь, нет проблем, если у товарища неразборчиво пишет, ведь при проверке чужой работы всегда возникают вопросы относительно почерка. Детям интересна такая работа, а если ребенку интересно, как правило, всегда надо ожидать хороший результат, который, кстати, выявляется тут же, и ученик может сразу задать вопрос по поводу правописания слова или постановке знака препинания.

Таким образом, экономится время для другой работы или для того, чтобы еще раз объяснить тему, не усвоенную учениками или плохо понятую.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Тема опыта: Применение оптимальных ресурсов на уроках русского языка при подготовке к егэ iconУроках русского языка и литературы (слайд 1)
«Применение технологии развития «критического мышления» на уроках русского языка и литературы»

Тема опыта: Применение оптимальных ресурсов на уроках русского языка при подготовке к егэ iconТема опыта
Сведения об авторе опыта: Ефремова Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы кгу «Пешковская средняя школа» отдела образования...

Тема опыта: Применение оптимальных ресурсов на уроках русского языка при подготовке к егэ iconИспользование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка
Наиболее продуктивной технологией считаем технологию развития критического мышления через чтение и письмо, т к она учит мыслить логически,...

Тема опыта: Применение оптимальных ресурсов на уроках русского языка при подготовке к егэ iconСистема работы по подготовке к егэ по русскому языку
Егэ, результаты которого принимаются в качестве вступительного испытания – это важный стимул для изучения любого предмета, в том...

Тема опыта: Применение оптимальных ресурсов на уроках русского языка при подготовке к егэ icon“Деловые бумаги” является значимым разделом в курсе русского языка...
«Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство мотивации к обучению и социализации учащихся с овз»

Тема опыта: Применение оптимальных ресурсов на уроках русского языка при подготовке к егэ icon«Творческие задания как средство развития иноязычной письменной речи»
Использование творческих заданий при обучении письму на уроках английского языка. (из опыта работы)

Тема опыта: Применение оптимальных ресурсов на уроках русского языка при подготовке к егэ iconМетодическое сопровождение формирования творческих умений обучающихся...
Часто использую творческий диктант, который предполагает включение в текст элементов творчества детей. Это не запись готового текста,...

Тема опыта: Применение оптимальных ресурсов на уроках русского языка при подготовке к егэ iconПредисловие Практикум «Практический курс русского языка»
Практикум «Практический курс русского языка» используется при изучении одноименной дисциплины (12496). Цель изучения дисциплины –...

Тема опыта: Применение оптимальных ресурсов на уроках русского языка при подготовке к егэ iconТема опыта
Авторы опыта: Данченко Татьяна Евгеньевна, Новикова Ирина Васильевна, учителя английского языка мбоу «Лицей №9» г. Белгорода

Тема опыта: Применение оптимальных ресурсов на уроках русского языка при подготовке к егэ iconТема: «Основные особенности разговорного стиля современного русского языка»
Цель настоящей работы заключается в рассмотрении особенностей разговорного стиля современного русского языка

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
filling-form.ru

Поиск