Методические рекомендации для преподавателей Москва 2014 Министерство здравоохранения Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.


Скачать 451.42 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для преподавателей Москва 2014 Министерство здравоохранения Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.
страница1/2
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2


Министерство здравоохранения Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

_______________________________________________

КАК ХОРОШУЮ ЛЕКЦИЮ

СДЕЛАТЬ ОТЛИЧНОЙ

Методические рекомендации для преподавателей

Москва – 2014


Министерство здравоохранения Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

_______________________________________________
КАК ХОРОШУЮ ЛЕКЦИЮ

СДЕЛАТЬ ОТЛИЧНОЙ

Методические рекомендации для преподавателей

Утверждено ЦКМС

ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России

Москва – 2014

Рецензенты:

Девиченский В.М. – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой Клинической лабораторной диагностики ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации Федерального медико-биологического агентства России»

Авторы:
Пухальская В.Г. – к.м.н., доцент ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова

Жукова И.Б. – к.м.н., доцент ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова


Как хорошую лекцию сделать отличной. – Методические рекомендации для преподавателей. – М.: ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова Минздрава России, 2014. – 30 с.
ISBN

©ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.Пирогова

Минздрава России, 2014 г.

«Существуют три категории ораторов:

одних можно слушать,

других нельзя слушать,

третьих нельзя не слушать»
Архиепископ Мэджи

Хорошую вузовскую лекцию можно сравнить с театром одного актера. Ведь лекция – это тоже маленький спектакль. И подчиняется лекционная подготовка логике сотворения театрального действа. Как и спектакль, лекция имеет аналогичную структуру развития, проходит все этапы от написания сценария до премьеры. Но если спектакль коллективно творят несколько мастеров, то лектор в одном лице объединяет сразу все их профессии: он сам себе драматург (драматургия слова), сам себе режиссер, сам себе оформитель и, наконец, сам себе актер. Именно поэтому сегодня все чаще говорят о театральных технологиях в работе преподавателя.

Содержательная часть лекции, несомненно, и есть главный залог успеха любой лекции. Правда, доскональное знание материала по своему предмету не гарантирует даже самому большому профессионалу в какой-либо области науки успешное выступление с лекцией перед аудиторией. Для работы с аудиторией требуются специфическое умение и определенное мастерство, и, начиная подготовку к лекции, всегда нужно помнить о некоторых важных моментах.

Прежде всего, лектор должен помнить, для кого он готовит лекцию. Говорить с аудиторией на одном языке – большое искусство. Поэтому преподаватель перед студентами строит свою речь не так как ученый, выступающий перед коллегами. Лекции для студентов первого курса или выпускников, ординаторов или аспирантов, либо для слушателей курса повышения квалификации требуют совершенно разной техники изложения материала. Эти правила необходимо соблюдать как при подготовке к аудиторной лекции, так и при записи лекции в видеоформате.

В одном случае, выступая перед аспирантами и специалистами, лектор стремится как можно шире показать объем своих познаний по целому разделу своей специальности и подробно излагает мельчайшие детали экспериментов. При этом он поднимает планку научности, подводя своих слушателей к самой границе человеческих знаний.

В другом случае, когда преподаватель читает лекцию для студентов, особенно младших курсов, перед ним стоит совсем другая задача. Эта задача – прежде всего увлечь студента, возбудить интерес, и, не вдаваясь в мелкие подробности, познакомить их с основами своей специальности. Как говорит известный профессор МГУ С.Э. Шноль, лекциями которого восхищаются все студенты, лектор должен рассказать не все, что он знает, а рассказать так, чтобы студентам захотелось потом узнать еще больше [21]. Поэтому из всех своих знаний следует отобрать тот минимум, который и поможет вам подготовить стройный увлекательный рассказ и доходчиво изложить основной материал.

Подготовка хорошей лекции – длительный процесс, и начинается он задолго до выхода лектора на сцену.

Этот сложный процесс включает в себя сбор и анализ информации, написание текста, домашние репетиции, оформление иллюстраций, но в первую очередь это, несомненно, плод терпения и любви к своему делу.

«Дом кладут по кирпичу, а роль складывают по маленьким действиям», – говорил знаменитый российский театральный режиссер К. Станиславский [7]. Так же последовательно по кирпичику готовится и лекция. И первый кирпичик – это подготовка текста выступления.

Каждый лектор, когда готовит текст или конспект лекции, должен поработать над композицией текста. Сначала это может выглядеть сложновато, но, по мнению К. Станиславского: «…постепенно сложное станет понятным, а понятное красивым». Количество деталей, которые включаются в текст, зависит от самого материала и от того, насколько он знаком преподавателю. Конечно, когда лекция читается в первый раз, требуется большая детализация. По мере того, как преподаватель накапливает определенный опыт чтения лекций по данной теме, переработанный конспект может содержать уже меньше подробностей. А иногда и только ключевые слова.

Очень важно уделить внимание стилю речи. Одна из самых популярных ошибок, допускаемых ораторами, – это неспособность разграничить устную и письменную речь. Они пишут текст выступления так же, как писали бы диссертацию или научную статью. Это является большой ошибкой, потому что речь предназначена не для чтения, а для восприятия на слух. Речь не должна содержать канцеляризмов даже и в том случае, если предполагается выступать в Академии наук.

Не следует перегружать лекцию информацией. Многие лекторы пытаются втиснуть в одно выступление чересчур много материала. Однако надо учитывать, что восприятие аудитории имеет границы. Д.И.Менделеев, будучи профессором Санкт-Петербургского университета, предупреждал о том, что лекция, перегруженная фактами, напоминает очаг, до того заваленный дровами, что он начинает затухать.

Важно стремиться к тому, чтобы фактический материал был изложен в своей временной и причинной последовательности. Ведь «преподаватель – это акушер, который помогает рождению мысли» (И.Д.Стрельников). Нужно не просто давать информацию, а формировать научный метод познания, показывая, как накапливаются факты, показывая, что знания не появляются ниоткуда.

При работе с текстом необходимо выделить в нем смысловые фрагменты или, как говорят кинематографисты, провести режиссерский анализ написанного текста с расстановкой смысловых акцентов. Написанный текст нужно изучить на возможность его иллюстрирования и обозначить места показа иллюстраций. Умелый монтаж текста и иллюстраций – одно из основных выразительных средств как режиссера, так и лектора. Однако при этом план лекции должен быть подвижным, то есть таким, чтобы его можно было сокращать без нарушения целого.

В конце каждого смыслового фрагмента необходимо делать выводы, повторяя наиболее значимую информацию. При этом крайне важно следить за тем, чтобы отдельные части подготовленной лекции были хорошо между собой согласованы. «Отдельные фрагменты, отшлифованные, но не связанные общим действием, подобны разбросанным на столе жемчугам. Пронижите их нитью, посадите на конце ее богатый аграф, и получится ожерелье». Так говорил о процессе создания спектакля К.Станиславский [5].

Как правило, творческое поражение ожидает лектора, как и актера, когда выступление разбивается на отдельные мелкие действия. Борясь с таким довольно частым явлением в театре, К.Станиславский писал: «Вот почему прекрасные в отдельности куски вашей роли не производят впечатления и не дают удовлетворения в целом. Разбейте статую Аполлона на мелкие куски и показывайте каждый из них в отдельности. Едва ли осколки захватят смотрящего» [5].

Об этом же говорил и Немирович-Данченко: «Чтобы заполучить внимание зрителей, необходимо всю подготовленную информацию объединить в единый замысел, «привести в стройное, гармоническое целое все те клочья отдельных эпизодов». В противном случае речь выступающего может представлять собой лишь большое количество не связанных между собой фактов.

Поэтому, компонуя текст выступления в единое целое для плавного перехода от одного фрагмента к другому, следует использовать как можно более широкий ассортимент связующих элементов. Они необычайно важны, так как являются «клеем», скрепляющим все части. Примеров их существует великое множество: «А сейчас давайте рассмотрим…»; «Следующий наш пункт…»; «Мы уже раньше говорили с вами о …»; «Вы, конечно, знаете, что…»; «Хочу еще раз остановиться на…»; «Вернусь к сказанному ранее…»; «Вы убедились, что…»; «Обратите внимание на то, что…»; «Я хотел бы подчеркнуть…»; «Запишите это обязательно…»

Когда связки в лекции очень короткие, это равнозначно их полному отсутствию. Например, иногда совершенно без разбора ораторы пользуются союзом «и». Этот навязчивый союз неизменно и сверх меры перегружает плохо подготовленные речи. Есть ораторы, у которых в качестве перехода используются только два сочетания: «к тому же» или «кроме того». Чтобы избежать монотонного пресного рассказа, не нужно использовать одни и те же связки, а также не применять в речи одних и тех же выражений, одних и тех же слов на близком расстоянии.

Прекрасными помощниками лектора являются числовые связки, которые лучше всего помогают при переходе от главного пункта к подпунктам.

Хорошей связкой является также риторический вопрос. Такой вопрос не предполагает ответ аудитории. Он предназначен исключительно для привлечения внимания к предмету обсуждения. Он также хорошо подготавливает слушателя к новой порции информации.

Для разнообразия текста необходимо использовать синонимы и эпитеты. Пусть они будут запоминающимися и побуждающими интерес публики.

Синонимы – это слова, по-разному звучащие, но одинаковые или очень близкие по смыслу. Эпитеты – определения при слове, влияющие на его выразительность. И те, и другие позволяют украсить свое выступление интересными выражениями, обогатить свою речь, сделав ее ярче и оригинальнее. Без синонимов и эпитетов язык становится трафаретно мертвым.

Вот как М.Горький осуждал переводчиков, не умеющих пользоваться синонимами. Писатель К.Чуковский вспоминает: «Взяв у меня чьи-то переводы рассказов английского писателя, он [Горький] тщательно выправил эти переводы и прислал мне такую записку: «Все рассказы испещрены глаголом «говорить» в настоящем времени, что дает читателю право упрекнуть переводчика в небрежности или безграмотности. Кроме «говорить», можно употреблять формы «сказал», «заметил», «отозвался», «откликнулся», «повторил», «воскликнул», «заявил», «дополнил» [20].

Богатый запас синонимов, как и эпитетов иногда может творить чудеса. Но иногда можно увлечься и использовать их в чрезмерном количестве. Синонимы и эпитеты должны быть только средством, но никак не самоцелью. Ведь речь должна быть естественной, т.е. простой для понимания. И не всегда красивый текст, насыщенный красочными затейливыми эпитетами, обвешанный гирляндами причастий, является гарантией успешности выступления.

Логически плохо сконструированная лекция, даже будучи принаряжена словами, непременно окажется слабой. «Ибо как бы ни был прекрасен словесный наряд, но он не в состоянии прикрыть немощный, вялый скелет драмы», – писал Мейерхольд. То же самое можно сказать о любом публичном выступлении.

На эту же тему о бессмысленном украшательстве текста говорил и В.Ключевский: «Есть люди, которые умеют говорить, но не умеют ничего сказать. Это ветряные мельницы, которые вечно машут крыльями, но никогда не летают… У них мысль не ведет за собой их слов, а с трудом догоняет их» [4]. Ну, естественно, и К.Станиславский тоже обращал на это внимание: «Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффективными мизансценами, а идеями драматурга. Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет» [1].

Поэтому всегда нужно помнить, что красноречие лектора приведет к успеху только при гармонии мысли и слова, только при сочетании профессиональных знаний и педагогического мастерства.

Преподаватель должен применять эффективные приемы для подачи материала. Например, по мнению опытных лекторов, полезной формой организации информации является нумерованный список. Использование цифр поможет привлечь и удержать внимание аудитории. Можно ведь просто сказать, что при сифилисе отмечаются такие симптомы, как твердый шанкр, лимфаденит и лимфангит. Но лучше сказать, что для сифилиса характерны т р и эти признака и перечислить: первый, второй, третий. Сами студенты отмечают, что нумерация значительно облегчает запоминание материала. Однако не нужно слишком увлекаться. Всегда нужно помнить, что список должен быть коротким.

При подготовке текста лектор должен продумать, какие вопросы ему могут задать, и попрактиковаться на них отвечать. Большинство вопросов можно предвидеть, поэтому не нужно оставлять тем для вопросов.

Итак, текст лекции готов. Но написанный текст, как говорил А.П.Чехов, это только либретто. Нет оперы, нет музыки. Для того чтобы музыка, скрывающаяся за словами, зазвучала, сначала нужно серьезно поработать с самим текстом. Хорошие ораторы тщательно прорабатывают каждую деталь своих выступлений.

Вот какие профессиональные советы по работе с текстом дает начинающим чтецам автор уникальной книги о секретах дикторского чтения Б.П. Ляшенко [9], более полувека проработавший у микрофона Всесоюзного радио: «Очень полезно во время подготовки текста размечать его карандашными пометками. Это позволяет легче отыскивать главные слова, проставлять места возможных пауз. Работая над текстом с карандашом в руке, придумайте для себя символы разметки: длинной дугой соединяйте мысль, которую желательно во время чтения не разрывать. "Птичкой" помечайте места, где смело можете остановиться, чтобы пополнить дыхание, и в то же время не нарушить стройность логики. Ставьте над словом стрелку носиком вверх, если вы считаете, что это слово надо непременно "подбросить" интонацией, прочитать его так, чтобы слушателю оно непременно запало в уши как главное, важное. Эти приемы помогут достичь манеры, которая называется "разговорным чтением".

Обязательно нужно отметить в тексте также те места, где планируется показ того или иного слайда. Это необходимо для синхронизации в будущей лекции звука и изображения.

Когда текст лекции написан и отшлифован, обязательно нужно пробовать написанный текст "на язык". Чтение речи вслух – это не просто тренировка перед выступлением. Оно поможет услышать написанное, чтобы отредактировать плохо звучащий текст. Читая вслух, часто обнаруживаешь в тексте погрешности, не замеченные во время чтения глазами. Ведь, как говорил писатель Моэм, «слова имеют вес, звук и вид; только помня обо всех трех этих свойствах, можно написать фразу, приятную и для глаза, и для уха» [11].

По возможности необходимо удалить из текста все сложные для произнесения слова, убрать все неблагозвучные сочетания слов. Удалить или заменить слово, на котором все время спотыкаетесь. Например, труднопроизносимое «коммивояжер» можно заменить сочетанием «торговый агент».

Нужно стараться не использовать вычурных слов. Считается, что сама простота стиля является признаком высокого мастерства. «Уметь просто и красиво говорить – целая наука», – утверждал К.Станиславский [15].

Лектор должен следить за правильным произношением профессиональных терминов. Накануне нужно проговорить много раз вслух сложные специальные термины. Такая тренировка нужна для того, чтобы перед аудиторией не «поскользнуться» на слове. Например, очень трудно произнести без предварительной тренировки такие слова, как интерстициальный цистит, карбамоилфосфатсинтетаза, антиноцецептивная система, юкстагломерулярный аппарат. Домашняя тренировка поможет говорить не "мекая" и не заикаясь на каждой фразе.

Нужно позаботиться о нормах литературного ударения, без соблюдения которых не приходится говорить о речи грамотной в полном смысле этого слова. Правильное ударение – это вопрос престижа лектора. Почему-то сложными иногда оказываются для выступающих слова: начáть, углубить, инсульт, возбужденный, синапс, аномáлия, тошнотá, мышление. Для проверки ударений всегда можно воспользоваться многочисленными словарями или сайтом www.gramota.ru, а также «тренировать ухо» на профессиональных конференциях. Несомненно, будет полезен преподавателям многократно переизданный словарь крупнейшего российского филолога Л.Вербицкой «Давайте говорить правильно».

Закончив домашнюю подготовку текста лекции, нужно попросить прослушать ее кого-нибудь из сотрудников, желательно мало просвещенного в вашей теме, и как в шутку говорят, человека, который вам ничего не должен. Или отложить написанный текст на некоторое время в сторону, дать ему вылежаться. Вероятно некоторые предложения, казавшиеся простыми, когда их писали, теперь покажутся вычурными. На пользу такого отложенного анализа своего творения указывал и гений хореографии Игорь Моисеев. Наверное, это общее правило для оценки любого вида творческой деятельности.

«Я всегда смотрю чужими глазами на свои постановки. Поставил танец – забудь о нем, дождись, пока в тебе проснется критик», – советовал мастер. Может быть, это является одним из главных секретов воздушной легкости сложнейших танцев в постановке И.Моисеева.

Лекторство, несомненно, относится к профессиональной деятельности, где владение голосом является навыком первостепенной важности. Лекция – это не механическое перечисление слов. Но как превратить письменный текст в яркое выступление?

Наивысшим уровнем владения речью является разговорная речь. «Достичь манеры, которая называется "разговорным чтением", – это значит стать асом. Истинно разговорное чтение предполагает жизненность интонаций, соединенных с достаточно привлекательным (хоть в какой-то мере "обработанным") голосом, с хорошей дикцией, умением выделять главные слова и, что особенно важно, с заинтересованным чтением. Не усыпляйте себя мыслью о том, что слушателю нужна "голая" информация, что ее нужно читать, как читает пономарь», – пишет Б. Ляшенко в своей известной книге «Как надо и как не надо говорить в эфире».

И хотя слово лекция происходит от латинского слова lectio – «чтение», лекционная деятельность, конечно, меньше всего представляет собой «чтение» готового текста. Однако некоторые преподаватели понимают это буквально. «Вы когда-нибудь слышали, как выступающий читает тест со своих слайдов: слово за словом? Мне лично довелось с таким столкнуться, – вспоминает известный эксперт по коммуникации Малкольм Кушнер [8], – Уж поверьте мне: на свете нет ничего скучнее подобного выступления». Поэтому всегда нужно готовиться к именно интересной лекции, а не к показу слайдов.

Первым шагом к успешному выступлению будет осознание необходимости развития речевых навыков, как наиважнейшей задачи. Основными компонентами хорошей речи являются: хороший голос, четкая дикция, правильное литературное произношение, интонация, умение точно, образно, эмоционально выразить свою мысль.

Восприятию речи в большой степени способствует голос оратора. Это совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих вследствие колебания голосовых связок при разговоре. Голос – основной инструмент убедительности. Это тонкий, прекрасный инструмент, которым можно передать различные оттенки мысли и чувства.

К.С.Станиславский сравнивал актера, не владеющего голосом, с музыкантом, который вынужден играть на расстроенном, дребезжащем инструменте. Написанный текст может выглядеть эффектным и убедительным на бумаге. Но, если голос не служит своему хозяину, результат не будет достигнут, несмотря на трудоемкую и грамотно выполненную подготовительную работу. «Артист должен явиться на сцену во всеоружии, а голос – важная часть его творческих средств», – утверждал великий режиссер.

Начинающие ораторы думают, что если они будут говорить громче и быстрее, то слушатели поймут их лучше. Однако практика показывает, что "лекции надо читать достаточно громко, чтобы слышали, и в то же время достаточно тихо, чтобы слушали».

Помимо совершенного голоса любому оратору необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Обычно в лекциях слова выговариваются более четко, чем в частной беседе.

О важности дикции и владении голосом при публичном выступлении более ста лет назад в своей книге «Лекции моим студентам» писал знаменитый священник Чарльз Сперджен [14], которого современники называли королем проповедников. Его речи были настолько хороши, что на его проповеди сбирались десятки тысяч человек. В своей книге Ч.Сперджен обращается к будущим проповедникам и дает ценные советы по риторике.

«Всегда говорите так, чтобы вас слышали, – писал Ч.Сперджен, – Какая польза от проповедника, которого люди не могут слышать? Некоторые, хотя и обладают громким голосом, произносят слова невнятно, они у них как бы наскакивают друг на друга, играют в чехарду, бегут вприпрыжку, опрокидывают друг друга. Четкое произношение гораздо важнее силы голоса. Слово должно стоять на твердых ногах, а не спотыкаться и падать из-за вашей поспешности».

Ясность и разборчивость речевого потока обеспечивают согласные звуки, они образуют как бы каркас нашей речи. Если без гласных звуков речь немелодична или неблагозвучна, то без точных согласных звуков речь непонятна, бесформенна.

«Гласные – река, согласные – берега», – любил повторять К.С.Станиславский. Речь с рыхлыми согласными он сравнивал с рекой без берегов, превратившейся в разлив, с болотом, с топью, в которых вязнут и тонут слова.

Точность произношения согласных – основная задача в работе над дикцией. Хорошая дикция достигается постоянными тренировками со скороговорками. Именно они позволяют выработать четкое и чеканное произнесение слов. Скороговорку К.С.Станиславский предлагал вырабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь.

«От долгого и многократного повторения одних и тех же слов, – пишет он, – речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе. Это требует постоянных упражнений, и вам необходимо их делать, так как сценическая речь не может обойтись без скороговорок».

Для хорошей дикции необходима правильная артикуляция, т.е. активная работа органов речи – губ и языка. Если же артикуляция губ плохо развита, то, по словам К.С.Станиславского, «слоги и слова размываются, обваливаются и сползают, как рыхлый грунт берега, отчего происходят постоянные разливы гласных, в которых вязнет язык».

Постановка хорошей дикции является также важнейшим компонентом профессиональной подготовки проповедников. Именно на это Ч.Сперджен обращал внимание своих учеников: «И здесь также надо указать на то, чтобы вы открывали рот, когда говорите, потому что невнятное бормотание происходит от того, что люди говорят полуоткрытым ртом… Также недопустим и, так сказать, замогильный язык, когда человек говорит, не двигая губами, чревовещая… Шире открывайте двери, из которых выходят великие истины. И еще, братья, избегайте говорить в нос. Лучшие авторитеты утверждают, что нос является органом обоняния, а не речи. … Лучше следовать указанию природы и предоставить рту делать свое дело, не вмешивая сюда орган обоняния».

Важным ораторским средством является пауза. К.Станиславский говорил: «Пауза – это важнейший элемент речи и один из главных ее козырей». Он отмечал, что «есть актеры, затягивающие паузы и не дотягивающие паузы, и не признающие их совершенно. Последние играют все в скором темпе, громко говорят и потому всегда фальшивы, однообразны, безжизненны. Они лишаются одного из самых сильных средств передачи настроений» [18].

Знаки препинания дают некоторое представление об естественных остановках, но в живой речи приходится делать дополнительные паузы в интересах ясности и выразительности.

Различают паузы логические и психологические. «Логическая пауза механически формирует такты, целые фразы и тем помогает выяснять их смысл, психологическая пауза дает жизнь этой мысли, фразе и такту, стараясь передать их подтекст. Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической она безжизненна… Логическая пауза служит уму, психологическая – чувству» [17].

«Психологическая пауза не подчиняется никаким законам грамматики, а ей подчиняются все без исключения законы речи. Она сама говорит без слов»

Там, где, казалось бы, логически и грамматически невозможно сделать остановки, там ее смело делает психологическая пауза. Например, вспомним, как подводятся итоги голосования Евровидения: «и первое место получает… (психологическая пауза, чтоб усилить напряжение)» и далее называется победитель.

О необходимости правильного использования пауз в выступлении в позапрошлом веке писал Ч. Сперджен: «…Но в то же время и слишком громкий голос не будет услышан, если не делать между словами нужных интервалов. И слишком медленно говорить не годится, потому что это вызывает у людей с живым умом просто "ужас". Невозможно слушать человека, который произносит слова по одной ложке через час. Медленная речь – это пытка для слушателей, и вынести ее могут разве только мученики. Непростительна и слишком быстрая речь, которая бушует и неистовствует, производя впечатление только на глупцов, и превращает стройные ряды слов в безумную толпу, топя смысл в потоках звуков. Иногда можно услышать совершенно непонятную речь оратора, поспешность которого превращает ее в хаос звуков» [14].

Сила голоса и качество речи лектора напрямую зависят также от воспитания правильного вдоха и выдоха. Вот как описывает Чарльз Сперджен неумение контролировать дыхание во время выступления: «Испытание, которого нельзя дважды вынести, это когда проповедник … подобен дикой лошади, в ухо которой попал шершень, и которая несется во всю прыть, пока не вынуждена остановиться, чтобы передохнуть; такие частые остановки во время проповеди приходится нередко слышать, и для слушателей это тяжкое испытание. Делайте паузы, чтобы вам не приходилось набирать воздух в легкие. Это вызывает жалость к оратору, которому не хватает воздуха произнести до конца свою проповедь, а не интерес к тому, что он говорит. Слушатели же вообще не должны замечать дыхание проповедника; процесс дыхания должен быть столь же незаметен, как кровообращение. Неприлично прерывать проповедь по чисто физическим причинам дыхания».

Речь является основным средством педагогического и делового воздействия и взаимодействия. Но речь, составленная из одних рассуждений, не может так привлечь внимание слушателей и так сильно подействовать на них, как речь образная. «Заставить партнера видеть все вашими глазами – вот основа речевой техники”, – говорил К.Станиславский.

В основе популярности выдающихся ораторов как раз лежало умение словами заставить аудиторию видеть то, о чем идет речь. У слушателей при этом возникал как бы "кинотеатр в мозгу".

Вот какие советы по этому поводу дает В.Ключевский: «Говоря публично, не обращайтесь ни к слуху, ни к уму слушателей, а говорите так, чтобы они, слушая вас, не слышали ваших слов, а видели ваш предмет и чувствовали ваш момент. Воображение в сердце слушателей без вас и лучше вас сладят с их умом». Это внутреннее видение фактов и помогает студентам лучше усваивать учебную информацию.

Необычайная образность речи была характерна также для лекций анатома Лесгафта: «Такая сухая скучная анатомия оживала в его лекциях, – вспоминали ученики, – засушенная, распиленная кость принимала живую душу, живой образ и вставала перед глазами … в том виде, в каком она была в живом человеке, в живом теле».

Изобразительности речи способствуют эпитеты, сравнения, гиперболы, метафоры, а также правильное использование пауз и логических ударений. Выразительность звучания любой речи в значительной степени создается также интонационным богатством. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает разный смысл.

Вы знаете, что словом «да» можно и согласиться, и высказать подозрение, растеряться, угрожать, пожаловаться и т.д. Это зависит от того, с какой интонацией сказано слово, как оно произнесено. Бернард Шоу говорил, что есть 50 способов сказать «да», 500 – «нет» и только один способ написать эти слова.

Роль интонационно-выразительных средств в речи судебного оратора показал А.П.Чехов в рассказе «Сильные ощущения», что одно и то же слово имеет тысячу значений и оттенков, смотря по тому, как оно произносится, по форме, какая придается фразе.

Во время лекции нужно обязательно голосом выделять отдельные слова. Можно изменить значение предложения, просто выделив голосом нужное слово. Обязательно используйте голос для усиления значения, которое вы вкладываете в свои слова. «Ударение на выделяемом слове подобно указательному пальцу, который отмечает то, на что следует обратить большее внимание, – говорил К.Станиславский, – Словесное ударение в речи то же, что курсив в печати».

Одно из важных слагаемых успешной лекции – это ритм выступления. Если все предложения оратора будут одинаковой длины, то постепенно его речь может превратиться для аудитории в колыбельную. Плохо, когда история звучит на одной струне. Поэтому ритм выступления необходимо разнообразить. Чтобы речь не превращалась в «усыпительное журчание», чередуйте короткие предложения с длинными, а также ставьте риторические вопросы.

Во время лекции умеренно используйте жесты и передвижение по сцене. Отказ от жестов уменьшает выразительность лекции. Все знаменитые режиссеры всегда обращали огромное внимание на руки, на жест актера. «Руки досказывают мысль», – говорил К.Станиславский.

Признанный оратор А.Кони тоже отмечал, что «жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т.п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают» [6].

Довольно частой проблемой выступающего является избавление от лишних жестов. Ими являются так называемые жесты-паразиты, когда лектор время от времени потирает пальцы, теребит галстук, играет своей ручкой и т.д. Такие жесты помогают лектору снимать нервное напряжение, но раздражают аудиторию. Чтобы помочь себе определить манеры, от которых нужно избавиться, полезно воспользоваться видеозаписью первых своих лекций. Умение слышать звучание своей речи и оценивать ее со стороны поможет также обнаружить слова-паразиты. Постоянно повторяющиеся слова: «вот», «значит», «и так далее», «да?», «вы знаете», а также такие междометия, как «гм» или «э» представляют собой вредную привычку, с которой непременно нужно бороться. Лектор должен знать свой недостаток, твердо и неустанно следить за ним.

Одна из основных причин неудач как артистов, так и преподавателей – банальный страх перед аудиторией, когда начинающий оратор, например, не в силах оторвать глаз от напечатанного текста или вообще не может сконцентрироваться, т.к. у него начинаются, по определению К.Станиславского, «вывихивания» и «зажимы». Артист входит в дискомфортное состояние «зажима», в котором его талант и обаяние прячется очень глубоко внутрь. Здесь начинающий лектор как никогда похож на начинающего актера. Страх публичных выступлений появляется практически у всех начинающих артистов, музыкантов, преподавателей, проповедников, политиков, спортсменов.

«Запомните же, – писал К.Станиславский, – все, и даже самые простые, элементарные действия, которые мы прекрасно знаем в жизни, вывихиваются, когда человек выходит на подмостки перед освещенной рампой и перед тысячной толпой. Вот почему на сцене необходимо заново учиться ходить, двигаться, сидеть, лежать. А еще вам необходимо учиться на сцене смотреть и видеть, слушать и слышать» [16].

Эти вывихивания могут иметь самое различное проявление. В «Работе актера над собой» К.Станиславский говорит о них так: «Вы не можете себе представить, каким злом для творческого процесса являются мышечная судорога и телесные зажимы. Когда они создаются в голосовом органе, люди с прекрасным от рождения звуком начинают сипеть, хрипеть или доходят до потери способности говорить. … Но хуже всего, когда зажим утверждается в лице и искривляет его, парализует или заставляет каменеть мимику. Тогда глаза выпучиваются, судорога мышц придает неприятное выражение лицу, не соответствующее тому чувству, какое переживает артист».

Все эти «зажимы» и «вывихи» испытал на себе в начале своей лекторской карьеры поэт Николай Гумилев. Самым страшным днем своей жизни назвал Н.Гумилев день своей первой лекции о поэзии, которую он согласился прочитать по просьбе Луначарского. «За неделю до лекции я перестал есть. Я репетировал перед зеркалом свою лекцию. Я ее выучил наизусть» – рассказывал он позже. Но эта лекция не удалась. По воспоминаниям аудитории, он был неадекватен и произвел ужасное впечатление на публику [12].

Очевидно, отражение в зеркале – не лучший подсказчик для начинающего лектора. Ведь выучить наизусть текст и отрепетировать жесты в пустой комнате наедине с собой еще не значит научиться владеть собой и работать с аудиторией. Домашнее зеркало не научит начинающего лектора общаться со студентами. Публика – вот его настоящее зеркало. Только по реакции собравшихся можно понять, насколько гладко проходит выступление.

Вот как о таких домашних репетициях отзывался К.Станиславский: «…некоторые артисты и особенно начинающие ученики, при их домашних занятиях, также прибегают к воображаемому объекту, за неимением живого. Они мысленно ставят его перед собой, а потом пытаются увидеть и общаться с пустым местом… Привыкнув к такому неправильному общению, артисты и ученики невольно переносят тот же прием на сцену и в конце концов отвыкают от живого объекта и привыкают ставить между собой и партнером мнимый, мертвый объект.

Какая мука играть с актерами, которые смотрят на вас, а видят кого-то другого и применяются к нему, а не к вам! Такие партнеры отделены стеной от тех, с кем должны были бы общаться непосредственно; они не принимают ни реплик, ни интонаций, никаких приемов общения». Поэтому лектору не следует ограничиваться только репетицией перед зеркалом.

Часто причинами неуверенности в себе актера, музыканта, артиста, преподавателя может быть элементарная неподготовленность, незнакомый текст, музыкальный фрагмент, несоответствие роли. Так, например, объяснила свое, однажды неудачное выступление на сцене, великая артистка Фаина Раневская в письме любимому учителю П.Вульф: «Я не выходила на сцену 8 месяцев, и вот, когда я вылезла с сырой, не сделанной ролью, да к тому же еще ролью, которая чужда и противна, я растерялась, испугалась, вся тряслась, забыла, путала текст и в итоге испытала что-то вроде нервного шока, потрясения» [13].

Поэтому одним из лучших способов победить страх сцены является хорошая подготовка. Если человек уверен в том, что он знает, он будет меньше беспокоиться. Также следует научиться рассказывать текст без подглядывания в бумажку. Но на всякий случай всегда нужно иметь небольшой листок со шпаргалкой, куда можно подсмотреть при сильном волнении.

Хорошая подготовка к выступлению избавляет лектора от многих проблем. Как заметил выдающийся судебный оратор А.Ф.Кони [6], «размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки. Невидимый ни для кого предварительный труд – основа уверенности лектора».

Кроме того, всегда полезно накануне посетить лекционный зал, походить по сцене, постоять за трибуной, привыкнуть к помещению. Нужно также посмотреть, есть ли доска и какого она размера, имеется ли экран, где включается подсветка. Даже опытные ораторы часто специально едут смотреть аудиторию, где им предстоит выступать. Знакомство с помещением в дальнейшем придает им уверенности. Недаром в некоторых странах существует даже обычай проведения репетиции свадьбы, т.к. в незнакомой обстановке человек может растеряться.

Начинающему лектору необходимо много практиковаться в публичных выступлениях: делать доклады перед группой, выступать на семинарах и конференциях, рассказывать смешные истории перед коллегами. На самом деле все великие ораторы и актеры добивались признания в результате кропотливой работы над собой. «Актер должен научиться трудное сделать привычным, привычное легким и легкое прекрасным», – говорил К.Станиславский. Эти слова относятся и к профессии преподавателя.

Ираклий Андроников, которого называли гением устного рассказа, после выучивания текста рассказывал его сначала родным, потом гостям. Когда понимал, что рассказ складывается, выходил в большую аудиторию. Чувство аудитории для него было очень важным. Опытный лектор всегда хорошо понимает аудиторию и легко устанавливает с ней контакт.

«Играть при полном и сочувствующем вам зрительном зале то же, что петь в помещении с хорошей акустикой. Зритель создает, так сказать, душевную акустику. Он воспринимает от нас и, точно резонатор, возвращает нам свои живые человеческие чувствования», – писал К.Станиславский. Чтобы установить такой контакт со студентами, нужно обладать определенным опытом.

А.П.Чехов словами своего литературного героя сравнивает лектора с хорошим дирижером. Его отставной профессор говорит, что «дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Передо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое. И триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя – победить эту многоголовую гидру. И если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и силе разумения, то она в моей власти. Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на лаборанта, один полезет за платком, другой сядет поудобней, третий улыбнется своим мыслям,… Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры».

Какие же это меры? У А.П.Чехова лектор «говорит какой-нибудь каламбур. Все улыбаются, внимание освежилось. Лекцию можно продолжать» [19].

Но современный студент не смотрит в потолок. В зале может быть обманчивая тишина, т.к. большинство студентов просто работают со своими планшетниками или уткнулись в свои мобильные телефоны. Студенческую аудиторию часто характеризуют как «аудиторию пленников». Так называют слушателей, которые просто обязаны посещать лекции в любом случае, не зависимо от качества лекции. Поэтому они иногда просто лишь отсиживают время. А если это еще и вечерняя лекция, то они к тому же очень часто поглядывают на часы. И вот здесь можно перефразировать известные слова режиссера Феллини: "Лектор – это Колумб на корабле. Он хочет открыть Америку, а команда хочет домой". Как же увлечь матросов?

Во-первых, нужно исходно понимать, что невозможно удерживать внимание полтора часа и что уровень внимания студентов изменяется в течение лекции. Периодически (каждые 20–30 минут) у них возникают колебания (кризисы) внимания, которые проявляются в снижении его уровня. Поэтому любой преподаватель должен строить план лекции с учетом этих колебаний и принимать меры для возобновления внимания.

Во-вторых, необходимо оценивать степень усталости аудитории. Если преподаватель приходит на лекцию к студентам, которые уже пять-шесть часов занимались, то он должен дать им отдых, какую-то разрядку, не сразу начинать выступление. Всегда надо все продумать до мельчайших подробностей.

Многие опытные лекторы считают, что никогда не надо занимать перерыв. Его надо "свято" соблюдать. Если по какой-либо причине лекция читается без перерыва, то необходимо делать психологические паузы, рассказывая время от времени занимательные истории, хотя бы косвенно относящиеся к предмету.

«Дилетант полностью поглощен проблемой самовыражения. А профессионал думает о том, как овладеть вниманием зрителей, – считает известный режиссер А.Митта. – Если мы хотим вести аудиторию в нужном нам направлении, мы должны постоянно думать о ней. Полтора часа аудитория сидит в темном зале, и, если о ней не заботиться, внимание каждого зрителя будет вянуть. Вы потеряете зрителей» [10].

Умение управлять зрительским вниманием – это не цепь интуитивных догадок, а мастерски рассчитанный путь от вступления до финала. Здесь имеет значение все, это и правильный монтаж учебного материала, и логичность и образность речи, и качественные иллюстрации.

При подготовке иллюстраций к лекции тоже необходимо следовать определенным правилам. По образному определению проповедника Ч.Сперджена, иллюстрации к выступлению – это окна, дающие лучшее освещение темы. Он пишет, что «иллюстрации вызывают оживление и внимание у слушателей. Как окно впускает в комнату струю чистого воздуха; так и оригинальная метафора, живой образ, необычное сравнение, богатая аллегория вызовут у слушателей мысли, которые вдохнут в них животворную силу, пробуждая их от апатии и оживляя их способности принять правду».

Но, признавая иллюстрации обязательными, Ч.Сперджен предостерегает, что слишком много окон могут нарушить прочность здания. Глухими окнами он называл иллюстрации, «которые ничего не поясняют и сами требуют объяснения, что особенно характерно для высокопарности».

Красочные иллюстрации он также сравнивал с цветами и при этом говорил, что «цветы на праздничном столе – это прекрасно, но так как ими не наешься, то они вызовут только презрение, если будут стоять перед нами вместо еды». Поэтому иллюстрации должны лишь дополнять главную мысль.

Далее Ч.Сперджен указывал, что иллюстрации не должны быть слишком яркими, т.к. «наши метафоры предназначены не для того, чтобы видеть их, а чтобы видеть через них… Свет лучше всего проходит через самое чистое стекло; слишком разукрашенное, окно не пропускает солнечного света… Остерегайтесь также, чтобы ваши окна не были разбитыми и даже треснутыми: иными словами, остерегайтесь путаных метафор и глупых иллюстраций. Очень жаль, когда иллюстрации так запутаны, что затемняют и искажают смысл того, что они должны пояснить».

Поэтому при подготовке слайдов и презентаций не следует заниматься излишним украшательством. Их яркие эффекты мешают сосредоточиться. Постоянно крутящиеся шестеренки, пульсирующие надписи или ЭКГ в виде бегущей строки отвлекают наш мозг. Все они будут тем виляющим «собачьим хвостом», о котором с иронией писал театральный критик В.Дорошевич [2]: «Может идти пьеса Шекспира. Играть – Сальвини (великий итальянский актер). Но если на сцене появится собака и замахает хвостом, публика забудет и про Шекспира, и про Сальвини и будет смотреть на собачий хвост. Перед собачьим хвостом никакой Шекспир не устоит». Поэтому не злоупотребляйте представлением движущихся предметов.

В настоящее время для создания иллюстративного материала повсеместно используется очень удобная программа PowerPoint. Программа общедоступна, т.к. входит в пакет Microsoft Office и считается стандартным программным обеспечением практически для любого персонального компьютера.

Известно, что хорошо продуманная электронная презентация вызывает у аудитории живой интерес и эмоциональную вовлеченность, что значительно улучшает процессы запоминания у студентов. Однако «неграмотное» использование компьютерной презентации может мешать процессу обучения, и поэтому при самостоятельной разработке слайдов лектор должен учитывать законы визуального восприятия информации, учиться интересно и эстетично «упаковать» основные положения своего выступления.

Одним из важнейших слагаемых хорошей презентации является правильный выбор шрифта и фона для него на экранном изображении.
В настоящее время различают следующие подвиды шрифтов [3]:

– с засечками, или антиквенные;

– без засечек, или рубленые;

– акцидентные, или декоративные;

– рукописные;

– символьные и орнаментные.
Примеры различных шрифтов приведены ниже:




ПРЕЗЕНТАЦИЯ презентация с засечками
ПРЕЗЕНТАЦИЯ презентация без засечек
ПРЕЗЕНТАЦИЯ презентация декоативный

ПРЕЗЕНТАЦИЯ презентация рукописный
  1   2

Похожие:

Методические рекомендации для преподавателей Москва 2014 Министерство здравоохранения Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова

Методические рекомендации для преподавателей Москва 2014 Министерство здравоохранения Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. iconУчебное пособие для студентов москва 2013 министерство здравоохранения российской федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский национальный

Методические рекомендации для преподавателей Москва 2014 Министерство здравоохранения Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. iconМетодические указания по написанию выпускной квалификационной работы...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...

Методические рекомендации для преподавателей Москва 2014 Министерство здравоохранения Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. iconМетодические указания по написанию выпускной квалификационной работы...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...

Методические рекомендации для преподавателей Москва 2014 Министерство здравоохранения Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. iconМетодические рекомендации для преподавателей Уфа 2016 г. Тема практического занятия
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный медицинский университет» МинистерствА...

Методические рекомендации для преподавателей Москва 2014 Министерство здравоохранения Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. iconО реализации образовательных программ высшего образования в ускоренные сроки
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...

Методические рекомендации для преподавателей Москва 2014 Министерство здравоохранения Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. iconО реализации образовательных программ высшего образования в ускоренные сроки
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...

Методические рекомендации для преподавателей Москва 2014 Министерство здравоохранения Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. iconО реализации образовательных программ высшего образования в ускоренные сроки
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...

Методические рекомендации для преподавателей Москва 2014 Министерство здравоохранения Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. iconПравила приема иностранных граждан в Федеральное государственное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский...

Методические рекомендации для преподавателей Москва 2014 Министерство здравоохранения Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. iconО порядке предоставления академических отпусков обучающимся в федеральном...
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск