Учебно-методический комплекс дисциплины


НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/49
ТипУчебно-методический комплекс
filling-form.ru > Туризм > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)




Школа инженерная












  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ



Русский язык и культура речи
Направление/специальность — 130400.65 "Горное дело"
130404.65 "Подземная разработка месторождений полезных ископаемых
Форма подготовки (очная)

Школа Инженерная

Кафедра Горного дела и комплексного освоения георесурсов

Курс 2, семестр 3

Лекции - 36 час.

Практические занятия - 18 час.

Семинарские занятия не предусмотрены.

Лабораторные работы не предусмотрены

Самостоятельная работа – 36 час.

Всего аудиторных часов - 54 час.

Реферативные работы не предусмотрены

Контрольные работы предусмотрены

Зачет 3 семестр
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования № 349 тех/дс от 14 апреля 2000 г.

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры Горного дела и комплексного освоения георесурсов № 1 « 1 » __сентября__2011 г.
Заведующий кафедрой В.Н. Макишин

Составитель: Е.Н. Агашина


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)




Школа инженерная












  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)



Русский язык и культура речи
Направление/специальность — 130400.65 "Горное дело"
130404.65 "Подземная разработка месторождений полезных ископаемых
Форма подготовки (очная)

Школа Инженерная

Кафедра Горного дела и комплексного освоения георесурсов

Курс 2, семестр 3

Лекции - 36 час.

Практические занятия - 18 час.

Семинарские занятия не предусмотрены.

Лабораторные работы не предусмотрены

Самостоятельная работа – 36 час.

Всего аудиторных часов - 54 час.

Реферативные работы не предусмотрены

Контрольные работы предусмотрены

Зачет 3 семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования № 349 тех/дс от 14 апреля 2000 г.

Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры Горного дела и комплексного освоения георесурсов № 1 « 1» _сентября__2011г.
Заведующий кафедрой В.Н. Макишин

Составитель: Е.Н. Агашина
Оборотная сторона титульного листа
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от « 1 » __сентября_ 2011 г. № 1

Заведующий кафедрой _______________________ ____В.Н. Макишин___

(подпись) (и.о. фамилия)
Изменений нет.

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)

АННОТАЦИЯ

При разработке рабочей учебной программы использованы:

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования образовательной программы, утвержденный "14" апреля 2000 г., регистрационный номер (№349 тех/дс)

Требования к дисциплине из государственного образовательного стандарта:

Индекс

Наименование дисциплины и их основные разделы

Всего часов

ГСЭ.Р.1

Русский язык и культура речи:

Стили современного русского литературного языка; языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка;

Речевое взаимодействие; основные единицы общения; устная и письменная разновидности литературного языка; нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи;

Функциональные стили современного русского языка; взаимодействие функциональных стилей;

Научный стиль; специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи; речевые нормы учебной и научной сфер деятельности;

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие; языковые формулы официальных документов; приемы унификации языка служебных документов; интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи; язык и стиль распорядительных документов; язык и стиль коммерческой корреспонденции; язык и стиль инструктивно-методических документов; реклама в деловой речи; правила оформления документов; речевой этикет в документе;

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле; особенности устной публичной речи; оратор и его аудитория; основные виды аргументов; подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало развертывание и завершение речи; основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов; словесное оформление публичного выступления; понятливость, информативность и выразительность публичной речи;

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка; условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов;

Культура речи; основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения

90

Цели освоения дисциплины

Научить выделять особенности речи в межличностном общении, различать стили речи, отработать навыки нерефлексивного, рефлексивного и эмпатического слушания; дать представление о русском литературном языке как нормированном и кодифицированном, как языке культуры (в частности культуры делового общения). Рассмотреть воздействие социальной среды на речевое поведение, научить выделять вербально-символические средства утверждения статуса в социальном взаимодействии.

Основные задачи курса

  • охарактеризовать нормы современного русского литературного языка (как традиционную книжную, так и специальную, присущую официально-деловым текстам);

  • вычленить деловую сферу языка и сравнить используемые в ней языковые средства (их особенности) с языковыми средствами, характерными для других стилей речи;

  • выявить способы наиболее целесообразного использования средств языка в соответствии с содержанием текста документа и его структурой (четкая и негибкая структура);

  • дать представление о тексте современного делового письма и способствовать формированию профессионального навыка составления деловых писем – в частности, грамотного расположения структурных частей делового письма, выбора языковых средств деловых писем различной функциональной отнесенности;

  • сформировать навыки связной и грамотной письменной речи.


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

а) Студенты должны иметь представление о современном русском литературном языке, языковой норме и ее роли для сохранения чистоты и правильности речи, об основных направлениях совершенствования навыков грамотного письма и говорения, о нормативном, коммуникативном и этическом аспектах устной и письменной речи.

б) Студент должен знать особенности основных стилей русского литературного языка (разговорного, научного, делового, публицистического, художественного); правила оформления документов и речевой этикет письменной деловой речи; специфику устной публичной речи и основные виды аргументов; основные приемы поиска материалов, их организация и словесное оформление при устном выступлении.

в) Студент должен уметь создавать основные виды учебного и научного текстов на базе научного стиля (в письменной и устной форме); уметь правильно составить деловой документ (заявление, служебную записку, деловое письмо и т.д.); построить и произнести небольшую речь информационного и аргументирующего характера; писать и говорить точно, логично, правильно, чисто, выразительно и уместно в соответствии с условиями речевой коммуникации.


І. содержание теоретической части курса



МОДУЛЬ 1. Основные понятия культуры речи.

Тема 1. Язык как знаковая система (2 ч.). Язык как универсальная знаковая система, служащая важнейшим средством общения людей. Основные функции языка. Язык как средство общения, сообщения и воздействия; язык как средство познания; язык как средство хранения и передачи из поколения в поколение общественного сознания. Язык и культура. Язык и речь. Речь как продукт речевой деятельности. Её формы: устная и письменная, разновидности: диалогическая и монологическая. Что такое культура речи

Тема 2. Современный русский литературный язык ( 2 ч.). Русский язык среди языков мира. Русский язык как язык восточнославянской подгруппы индоевропейской семьи и его родственные связи с другими славянскими и индоевропейскими языками. Русский язык как государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и один из мировых языков. Русский литературный язык как обработанный и нормированный вариант русского языка, обслуживающий разнообразные культурные потребности всего народа. Нелитературные варианты русского языка: диалекты, просторечие, арго – и области их функционирования.

МОДУЛЬ 2. Нормы русского литературного языка.

Тема 3. Нормы литературного языка (2 ч.). Понятие языковой нормы. Соблюдение норм как признак речевой культуры личности и общества. Коммуникативная целесообразность нормы. Признак нормы: системность, ставильность, историческая и социальная обусловленность, обязательность. Динамичность и историческая изменчивость норм. Факторы, влияющие на изменение норм ( влияние на литературный язык диалектов и просторечия, взаимодействие стилей и др.). Норма и речевой вкус. Основные типы норм: императивные (строго обязательные) и диспозитивные (восполнительные) нормы. Норма и вариантность языковых единиц. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Основные произносительные нормы современного русского литературно-го языка (произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, со-четаний согласных, произношение грамматических форм). Особенности произ-ношения иноязычных слов. Основные черты русского ударения. Функции ударения. Основные ак-центологические нормы современного русского литературного языка (правила постановки ударения в именах существительных, прилагательных, в глаголах, причастиях, наречиях).

Тема 4. Лексические нормы русского литературного языка (2 ч.). Лексические нормы как регуляторы точности речи. Правила выбора слова. Закономерности лексической сочетаемости (логической, привычной, стилистической). Основные причины лексических ошибок. Виды лексических ошибок. Речевая недостаточность и речевая избыточность (тавтология и плеоназм). Ошибки при употреблении фразеологических оборотов и устойчивых сочетаний. Нарушение лексической сочетаемости как стилистический прием и как речевая ошибка. Полисемия и стилистические функции многозначных слов и омонимов. Паронимия и парономазия. Использование в речи синонимов и антонимов. Ошибки, связанные с их употреблением.

Тема 5. Грамматические нормы русского литературного языка. Морфологические нормы (2 ч.). Понятие морфологической нормы. Тенденции движения морфологических норм. Употребление имен существительных, отражающих колебания в роде, падеже, числе. Род несклоняемых существительных и аббревиатур. Варианты падежных окончаний. Склонение собственных имен существительных. Нормы употребления разных видов числительных. Трудные случаи употребления количественно-именных сочетаний.

Нормы употребления имён прилагательных. Варианты употребления форм кратких прилагательных. Степени сравнения. Нормы употребления глаголов (вид, залог, особенности некоторых личных форм).

Тема 6. Синтаксические нормы русского литературного языка (2 ч.). Особенности синтаксических норм. Трудные случаи управления. Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование определений и приложений. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Нормы организации однородного ряда. Ошибки в построении сложных предложений

МОДУЛЬ 3. Функциональные стили языка.

Тема 7. Понятие о функциональном стиле (2 ч.). Функциональные стили современного русского языка. Общая характеристика стилей речи. Взаимодействие функциональных стилей. Разговорный стиль: стилевые и жанровые особенности. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Тема 8. Научный и деловой стили (4 ч.). Научный стиль: стилевые и жанровые особенности. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль: стилевые и жанровые особенности, сфера функционирования.

Тема 9. Публицистический и художественный стили (2 ч.). Публицистический стиль. Специфика стиля, жанровая дифференциация и отбор языковых средств публицистического стиля. Художественный стиль. Лингвистические особенности. Понятия: образ, символ, тип.

МОДУЛЬ 4. Письменное деловое общение.

Тема 10. Основные письменные жанры официально-делового общения. Языковые особенности деловой переписки ( 4 ч.). Основные виды деловых и коммерческих документов. Деловая и коммерческая корреспонденция: язык и стиль. Виды деловых писем. Жанровая структура деловых писемЯзыковые формулы официальных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Язык и стиль деловых писем. Язык и стиль личной документации.

МОДУЛЬ 5. Основные понятия коммуникации.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   49

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Учет на предприятиях малого бизнеса»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Торговый маркетинг»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «антикризисное управление»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Бухгалтерский учет и аудит»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «хозяйственное право»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Деловой иностранный язык»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Практическая социология»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Организация и технология продаж»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии управления»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «исследование систем управления»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск