МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины
«ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»
по направлению 521500
«МЕНЕДЖМЕНТ»
Ростов-на-Дону
2010
Учебно-методический комплекс разработан к.э.н., преподавателем Ласковой Т.С.
Научный редактор:
| д-р экон. наук, проф. Чернышев М.А.
| Рецензент:
| д-р экон. наук, проф. Чернышев М.А.
| Компьютерная верстка:
| преподаватель Кугушева Т.В.
|
СОДЕРЖАНИЕ
1ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7
2.1 Учебно-тематический план курса 7
2.2 Содержание курса 8
3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 22
4 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ 71
5 ПЕРЕЧЕНЬ ВЫНОСИМЫХ НА ЭКЗАМЕН ВОПРОСОВ 84
6 ПРОГРАММА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА 86
7 ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 87
8 ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ 98
9 ГЛОССАРИЙ 114
10 СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 130
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Организационное поведение — научная дисциплина в системе экономических знаний, которая изучает поведение людей в организации и оценивает его влияние на результаты её деятельности. «Организационное поведение» как дисциплина входит в состав образовательного стандарта направления 521500 - «Менеджмент» и наряду с другими дисциплинами образует основу теоретической подготовки менеджеров.
Длительность курса: курс рассчитан на 136 часов учебных занятий, из которых 34 часа – лекции, 34 часа – практические занятия и семинары, 68 часов – самостоятельная работа.
Цель преподавания дисциплины.
Целью курса является получение студентами теоретических знаний и приобретение практических навыков управления поведением людей на фирме, которые они смогут использовать в своей будущей работе.
В процессе изучения данного курса студенты должны освоить приемы и овладеть навыками оценки внутреннего состояния фирмы с точки зрения человеческого потенциала, научиться оценивать уровень конфликта в организации и находить пути разрешения конкретных ситуаций, получить необходимые знания для того, чтобы формировать работоспособные команды и правильно определять необходимый стиль лидерства.
Задачи изучения дисциплины.
- закрепление теоретических знаний по курсу «Организационное поведение»;
- освоение различных подходов к управлению человеческим потенциалом организации;
- овладение принципами выбора оптимального стиля лидерства;
- изучение источников и путей проявления организационной культуры;
- приобретение практических навыков по мотивации персонала;
- получение необходимых знаний для правильного формирования рабочей группы с учетом факторов групповой сплоченности и психологической совместимости;
- использование при формировании команд типологических профилей личности;
- овладение навыками управления конфликтными ситуациями;
- получение знаний, необходимых менеджеру для работы в многонациональном коллективе в условиях глобализации.
Место учебной дисциплины в учебном процессе
Организационное поведение дополняет такие направления в современной теории менеджмента, как теория организации, организационная психология, управление персоналом и человеческими ресурсами, включая в себя систематический и научный анализ отдельных личностей, групп, организаций и фирм с целью понимания, прогнозирования и управления поведением индивидуумов и коллективов для улучшения показателей их работы, а в конечном итоге — и для повышения эффективности деятельности организаций, частью которых они являются.
Организационное поведение охватывает важные аспекты жизнедеятельности компании, связанные с межличностными и межгрупповыми отношениями внутри организации, поэтому данный учебный курс тесно связан с другими дисциплинами, в частности с курсами «Менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Управление персоналом», «Психология», «Социология» и др.
Формы контроля знаний студентов: тесты текущего контроля, итоговый экзамен.
Требования к уровню освоения дисциплины.
Ознакомившись с курсом дисциплины, обучающийся должен уметь:
- хорошо ориентироваться в вопросах управления поведением групп;
- применять различные виды мотивации и способы вознаграждения работников в соответствии с их психологическими типами;
- анализировать и формировать организационную культуру;
- использовать различные стили лидерства для повышения эффективности деятельности организации;
- учитывать в своей деятельности возможности группового влияния;
- управлять конфликтными ситуациями с целью минимизации их отрицательного влияния и максимизации положительного.
|