Учебно-методический комплекс международное экологическое право направление 40. 03. 01 «Юриспруденция»


НазваниеУчебно-методический комплекс международное экологическое право направление 40. 03. 01 «Юриспруденция»
страница1/11
ТипУчебно-методический комплекс
filling-form.ru > Туризм > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

(РУДН)

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

Направление 40.03.01 «Юриспруденция»
профиль «Международное право»

Автор-составитель д.ю.н., проф. М.Н. Копылов

ПРОГРАММА КУРСА

Цели и задачи дисциплины

Цель курса международного экологического права - служить юридическим инструментом регулирования человеческого поведения через установление взаимных прав и обязанностей государств и других субъектов международных отношений в сфере взаимодействия общества с окружающей его природной средой.

Изучение дисциплины дает возможность уяснить смысл и значение регулирования международных экологических отношений в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущих поколений.

К задачам курса относится: раскрыть смысл и содержание понятий «трансграничное загрязнение», «трансграничные водотоки», «международные озёра», «воздушное пространство», «космическое пространство», «дно Мирового океана», «мигрирующие виды», «трансзональные запасы», «трансграничные запасы», «биологическое разнообразие», «гибкие механизмы», «всемирное культурное и природное наследие», «статус сохранности» и др. как объектов международно-правовой защиты и охраны; рассмотреть основные факторы, диктующие необходимость международного природоохранного сотрудничества (естественно-экологические и социально-экономические); ознакомить слушателей с различными доктринами международного экологического права как совокупности специальных международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные экологические отношения между субъектами международного права; ознакомить слушателей с историей становления и эволюцией норм международного экологического права; рассмотреть деятельность универсальных и региональных международных организаций, судебных и арбитражных органов, наделённых экологической компетенцией; сформулировать у студентов систему знаний об основных направлениях правового регулирования международных экологических отношений; ознакомить слушателей с актуальными проблемами современного международного экологического права, а также проанализировать тенденции и перспективы развития международного права в рассматриваемой сфере.

Место дисциплины в структуре ООП

Курс направлен на то, чтобы сформировать у слушателей навыки самостоятельного, юридически грамотного, научно обоснованного подхода к анализу теоретических и практических вопросов, возникающих в связи с международно-правовым регулированием охраны окружающей среды, научить их свободно оперировать соответствующими юридическими понятиями и категориями, а также применимыми нормами действующего международного права. Курс разработан с учётом последних достижений науки и практики в данной области знаний.

Знания, полученные слушателями в рамках данного курса, могут быть использованы ими при изучении следующих дисциплин: «Международное экономическое право», «Международное космическое право», «Международная защита прав человека», «Право Европейского Союза», «Право Совета Европы», «Международное гуманитарное право», «Международное морское право», «Право разоружения и международной безопасности», «Право международных организаций», «Международное воздушное право».

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- способен принимать эффективные организационно – управленческие решения (ОК-4);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-5);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-6);

- использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-7);

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-8);

- владеет основными методами защиты населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-13).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в нормотворческой деятельности:

- готов участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

- готов осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- готов обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

- готов обеспечивать законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок (ПК-8);

- готов уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- готов выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

- готов осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

- способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-12);

в экспертно-консультационной деятельности:

- способен толковать различные правовые акты (ПК-13);

- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-14);

в педагогической деятельности:

- способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-15);

- готов управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-16);

- готов эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-17).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- смысл и содержание понятийно-терминологического аппарата международного экологического права;

- основные положения международного экологического права: международные договоры в сфере охраны окружающей среды, нормы т.н. мягкого международного экологического права и сущность международных экологических правоотношений;

- участников и объекты международного экологического права;

- виды международных экологических правонарушений и ответственности за них;

- международно-правовой механизм охраны окружающей среды и современные общепризнанные экологические стандарты;

- основные положения международно-правового регулирования защиты и охраны отдельных видов природных ресурсов;

Уметь:

- свободно оперировать соответствующим понятийным аппаратом;

- анализировать и применять действующие международные эколого-правовые нормы, а также доктрины наиболее квалифицированных специалистов по вопросам международно-правовой охраны окружающей среды;

- оценивать степень эффективности международно-правового регулирования защиты и сохранения окружающей среды;

- разрабатывать предложения по совершенствованию национального экологического законодательства и правоприменительной практики с учётом обязательств Российской Федерации по международным договорам и международных экологических стандартов;

- анализировать документы ООН и других международных организаций, занимающихся регулированием международных экологических отношений;

- анализировать судебную и арбитражную практику по делам, касающуюся разрешения международных экологических споров;

- осуществлять аналитические разработки и готовить экспертные заключения по проблемам охраны окружающей среды с учётом применимых норм международного права;

- самостоятельно выявлять и изучать новые юридические вопросы, возникающие в связи с международно-правовым регулированием международных экологических отношений;

- самостоятельно изучать и обсуждать как отечественную, так и зарубежную специальную юридическую литературу;

Владеть навыками:

- работы с нормативными правовыми актами, регулирующими международные экологические отношения;

- анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами международного эколого-правового регулирования; анализа правоприменительной и правоохранительной практики в этой области;

- разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм материального и процессуального права, принятия необходимых мер защиты экологических прав человека и гражданина.

Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

VI




1.

Аудиторные занятия (всего)

54

54







В том числе:










1.1.

Лекции

18

18




1.2.

Прочие занятия













В том числе










1.2.1.

Практические занятия (ПЗ)










1.2.2.

Семинары (С)

36

36




1.2.3.

Лабораторные работы (ЛР)













Из них в интерактивной форме (ИФ)










2.

Самостоятельная работа (всего)

18

18







В том числе:










2.1.

Курсовой проект (работа)

8

8




2.2.

Расчетно-графические работы










2.3.

Реферат

8

8




2.4.

Подготовка и прохождение промежуточной аттестации

2

2







Другие виды самостоятельной работы













Консультации по курсу













Общая трудоемкость (ак. часов)

72

72







Общая трудоемкость (зачетных единиц)

2

2




Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Проблема охраны окружающей среды как глобальная проблема современности.

Глобальные проблемы - новая категория международных проблем, характерная особенность современных международных отношений. Возникновение эколого-кризисных ситуаций как результат негативных последствий научно-технической революции, антропогенной деятельности. Концепции отношения общества к природе (концепция потребительского отношения к природе, концепция невмешательства в природу, учение о ноосфере, концепции ограничения экономического развития, потребностей и народонаселения, концепция «двойного эко», концепция устойчивого развития и др.). Основные концепции управления охраной окружающей природной среды (исправительная, превентивная, фрагментарная, системная, загрязнитель платит, устойчивого бескризисного социально-экономического развития). Концепция устойчивого развития. Концепция экологической безопасности. Место экологической безопасности во Всеобъемлющей системе международной безопасности. Место экологической проблемы в системе глобальных проблем современности.

Факторы, диктующие необходимость международного сотрудничества в сфере сохранения окружающей среды. Взаимодополняемость и системность различных уровней международного природоохранного сотрудничества.

Понятие международного экологического права. Доктрина международного права о критериях, которым должна соответствовать самостоятельная отрасль международного права. Отраслевая характеристика международного экологического права.

Международные конференции по охране окружающей среды. Конференция по международной охране природы (Берн, 1913 г.). Роль и значение Нью-Йоркской конференции ООН по сохранению и утилизации ресурсов 1949 г. для определения экологической компетенции ООН и основных направлений ее деятельности в области охраны окружающей среды. Роль и значение Стокгольмской конференции ООН 1972 г. по проблемам окружающей человека среды в формировании отраслевых (специальных) принципов международного экологического права. Международно-правовая характеристика решений Стокгольмской конференции: Декларации принципов, Плана действий и организационно-финансовых решений. Международно-правовая оценка решений Конференции ООН в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г.: Декларации принципов, Конвенции о биологическом разнообразии, Рамочной конвенции ООН об изменении климата, Лесных принципов и Повестки дня на ХХI век. Итоги работы Всемирного саммита Земли (Рио + 10) в Йоханнесбурге (ЮАР) 2002 г.

Итоги работы Конференции ООН по устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 2012 г.) и значение принятой на ней Декларации «Будущее, которого мы хотим».

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Учебно-методический комплекс международное экологическое право направление 40. 03. 01 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс гражданский процесс направление 030900 юриспруденция
Гражданское процессуальное право: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель Барыкин Д. А., Калининград, 2014

Учебно-методический комплекс международное экологическое право направление 40. 03. 01 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс гражданский процесс направление 030900 юриспруденция
Гражданское процессуальное право: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель Барыкин Д. А., Калининград, 2013

Учебно-методический комплекс международное экологическое право направление 40. 03. 01 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс международное частное право направление 40. 03. 01 «юриспруденция»
Таким образом, слушатели нацеливаются на получение знаний и компетенций, необходимых для их будущего плодотворного участия в правовом...

Учебно-методический комплекс международное экологическое право направление 40. 03. 01 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине международное частное право
Учебно-методический комплекс предназначен для удобной организации студентом самостоятельной работы по изучению дисциплины «Международное...

Учебно-методический комплекс международное экологическое право направление 40. 03. 01 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс немецкий язык в сфере юриспруденции...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности «юриспруденция» исоставлен согласно требованиям...

Учебно-методический комплекс международное экологическое право направление 40. 03. 01 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине международное частное...
Учебно-методический комплекс предназначен для удобной организации студентом самостоятельной работы по изучению дисциплины «Международное...

Учебно-методический комплекс международное экологическое право направление 40. 03. 01 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс Направление подготовки 030900 Юриспруденция квалификация «бакалавр»
Нотариат: комплекс учебно-методических материалов для студентов заочного обучения – Калининград: 2013. 50с

Учебно-методический комплекс международное экологическое право направление 40. 03. 01 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс гражданское процессуальное право (гражданский...
Учебно-методический комплекс подготовлен Образцовым А. В., кандидатом юридических наук, доцентом

Учебно-методический комплекс международное экологическое право направление 40. 03. 01 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное (государственное)...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс международное экологическое право направление 40. 03. 01 «Юриспруденция» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право часть особенная»
Учебно–методический комплекс по дисциплине «Уголовное право часть особенная» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск