Скачать 1.07 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Утверждаю: Ректор ФГБОУ ВПО ВолГАУ член-корр. РАСХН, профессор ____________ А.С. Овчинников «___» ____________ 2013 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ИИсполнители: Н.Н. Скитер Т.И. Мазаева Е.Е. Смотрова Волгоград 2013 АННОТАЦИЯ Малые формы хозяйствования (хозяйства населения, крестьянско-фермерские хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы), наряду с крупными агропромышленными предприятиями, являются полноправными участниками Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Малые формы хозяйствования могут участвовать во всех отраслевых программах по развитию мясного и молочного скотоводства, племенного животноводства, птицеводства, свиноводства, элитного семеноводства. В структуре сельскохозяйственного производства малые формы хозяйствования играют важную роль в сохранении и развитии сельских территорий. Безусловно, этот сектор экономики уступает по эффективности производства крупным организациям, вместе с тем, он является объективной реальностью в развитии сельского хозяйства. Их возрастающая роль в аграрном секторе экономики подтверждается: ростом и стабилизацией их численности и размеров; ростом доли малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики в производстве сельскохозяйственной продукции; сформировавшейся специализацией малых форм хозяйствования. Доля КФХ в общем объеме производства в хозяйствах всех категорий составила в 2011г. 26,9 % по зерновым культурам, 30 % – по подсолнечнику, 73,9 % – по бахчевым культурам.Альтернативной заменой части разрушающихся сельскохозяйственных организаций могут быть малые формы хозяйствования, которые имеют экономическую устойчивость. Личные подсобные хозяйства являются хорошей базой для дальнейшего развития фермерства. По инициативе самих граждан в ряде районов и при сельских (поселковых) Администрациях начали создаваться обновленные и объединенные ассоциации (союзы) крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств, садоводов и огородников [2]. Кроме того, на селе в последние годы развивается бизнес по хранению, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, производству строительных материалов, народным промыслам и ремеслам, бытовому обслуживанию населения, заготовке и переработке дикорастущих плодов и ягод, сельскому туризму и торговле. Для поступательного развития малых форм хозяйствования можно предложить несколько направлений: -экономические (бизнес-планирование, снижение себестоимости продукции, ориентация на платежеспособный спрос, эффективный менеджмент); -технологические (рост урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности животных, повышение эффективности использования земель, основных фондов и оборотных средств, широкое применение достижений науки и передового опыта, повышение эффективности использования удобрений, освоение зональной системы ведения хозяйства); -социальные (укрепление трудовой дисциплины, подготовка и повышение квалификации кадров, улучшение условий труда и отдыха, регулярные выплаты и повышение оплаты труда). Чтобы обеспечить устойчивость производства, малые формы хозяйствования должны совершенствовать специализацию и развивать диверсификацию своей деятельности; внедрять новые технологии производства сельскохозяйственной продукции; осуществлять кооперацию в использовании техники; выполнять работу под заказ и заключенные договора; использовать возможности кредитной кооперации; осуществлять кооперацию и интеграцию фермерских хозяйств с крупными товаропроизводителями для производства, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции [1]. Администрация Волгоградской области придает исключительно важное значение повышению занятости и роста доходов сельского населения за счет развития мелкотоварного производства, как основного гаранта продовольственной безопасности и занятости населения области. Селяне давно усвоили, что производимые в личных хозяйствах сельскохозяйственная продукция являются надежным источником дохода, постоянно увеличивают поголовье животных, а вместе с тем и производство мяса, молока для реализации. С сожалением приходится констатировать, что реальная поддержка малому сектору сельской экономики не достаточно велика. Как и раньше, ставка делается на крупные коллективные хозяйства, хотя в отличии от последних, семейные личные подворья доказали свою живучесть, стойкость, приспособляемость и способность заниматься производством сельскохозяйственной продукции в сложных экономических условиях. В процессе анкетирования были выявлены факторы, которые непосредственно оказывают влияние на развитие малых форм хозяйствования Волгоградской области в том числе: не достаточно сформирована информационно-консультационная основа для развития КФХ и ЛПХ; собственники фермерских и личных подсобных хозяйств, сельские предприниматели испытывают острый дефицит финансово-кредитных ресурсов; практически отсутствует система сбыта продукции, что непосредственно может сказаться не только на личной материальной заинтересованности, но и на валовые объемы производства. Согласно проведенному анкетированию среди глав КФХ и ЛПХ, на вопрос: «Участвовали Вы в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» более 50% респондентов ответили отрицательно, поскольку не были проинформированы должным образом. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Рекомендации по производству сельскохозяйственной продукции в малых формах хозяйствования на основе анализа структурных сдвигов На изменение структуры и структурных сдвигов производства продукции серьезное значение оказывают почвенно-климатические условия административных районов. Группировка районов по почвенно-климатическим условиям необходима также для рационального использования севооборотов, при расчете потребности скота в кормах и размера страховых запасов кормов. Объединение районов в однородные агропроизводственные группы необходимо для проведения комплекса агротехнических мероприятий при возделывании культур за счет снижения производственных затрат на технологию возделывания. В этом случае реализуется принцип единства почвы и растения. Учитывая зональное размещение субъектов малого предпринимательства [Приложение 1], необходимо отметить, что сухостепные зоны каштановых и темно-каштановых почв (2 и 4 зоны) включает центральные и часть южных районов Волгоградской области. Данные зоны имеют наилучшие природно-климатические условия для развития не только отрасли животноводства, но и растениеводства. Поскольку развитие скотоводства напрямую зависит от продуктивности сенокосов и пастбищ, то в отмеченных зонах сконцентрировано 31% и 43,7% всех площадей сенокосов и пастбищ соответственно Волгоградской области. Степная зона черноземных почв (1) охватывает северные и центральные районы области, где распространены преимущественно обыкновенные южные черноземы. Несмотря на это, в данной зоне много заболоченных земель и умеренно каменистых, что непосредственно сказывается на производстве продукции растениеводства. Грамотное размещение и специализация сельскохозяйственного производства позволяют производить продукцию в тех районах, где для этого имеются наиболее благоприятные условия. При размещении и специализации сельского хозяйства учитываются как природно-климатические, так и экономические факторы, которые по-своему влияют на специализацию отраслей сельского хозяйства, а также территориальную интенсивность производства. При анализе региональной дифференциации производства сельскохозяйственной продукции, особое место занимает степень неравномерности распределения, а именно, изучение структуры и структурных сдвигов. Таблица 1 – Распределение производства продукции сельского хозяйства в КФХ
|
Развитие сельского хозяйства Магаданской области на 2014-2020 годы" (далее Программа), утвержденной постановлением администрации... | Какие существуют направления государственной поддержки малых форм хозяйствования? | ||
Какие существуют направления государственной поддержки малых форм хозяйствования? | Апк, одним из направлений которого является стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, государство... | ||
Справка расчет причитающихся субсидий на развитие малых форм хозяйствования по | Волгоградской области, замещающими должности государственной гражданской службы в органах исполнительной власти Волгоградской области,... | ||
Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги Поддержка малых форм хозяйствования в части... | Краснодарского края совместно с Межрегиональным центром обслуживания малых и средних предприятий ООО «Югинформинвест» информирует... | ||
Памятка предназначена для использования участниками подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» Государственной программы... | Губернатора Волгоградской области и Администрации Волгоградской области, действий (бездействия) Губернатора Волгоградской области... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |