Учебно-методический комплекс дисциплины


НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/33
ТипУчебно-методический комплекс
filling-form.ru > Туризм > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
Кафедра Всеобщей истории

НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН

ЗАПАДА
УчеБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
Направление: 050400. 62 Социально-экономическое образование

Профиль: История

Степень (квалификация): Бакалавр социально-экономического направления

Красноярск 2011

УМКД составлен к. и. н., доцентом С. И. Кангуном, к.и.н., доцентом Е. С. Меер, к.и.н., доцентом Е.Л. Зберовской.

Обсужден на заседании кафедры всеобщей истории

…. ……. 20.. г.
Заведующий кафедрой А. В. Зберовский

Д. к. н., профессор

Одобрено научно-методическим советом направления “Социально-экономическое образование”
…………. 20... г.
Председатель НМСС

ПРОТОКОЛ

СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЗАПАДА С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ НАПРАВЛЕНИЯ 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРОФИЛЬ “ИСТОРИЯ”

на 20 .. /20.. учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину


Кафедра


Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение

(протокол №, дата)

кафедрой,

разработавшей

программу

1. Историография новой и новейшей истории стран Запада

Кафедра всеобщей

истории

Не имеется

Утвердить решением (Протокол № .. заседания кафедры всеобщей истории от ………… 20….)


Лист внесения изменений
Дополнения и изменения в рабочей программе на 2012-2013 учебный год.

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. В УМКД внесен печатный вариант Словаря терминов, понятий, крылатых слов и выражений по Новой истории стран Европы и Америки (часть 2), опубликованный в 2012 году.

2. Обновлены списки литературы всех циклов дисциплины изданиями за последние годы.
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры всеобщей истории …….. 20… года.
Внесение изменений утверждаю:

Заведующий кафедрой всеобщей истории Д. В. Григорьев

Председатель НМСС исторического факультета С. И. Кангун
…............................... 20… г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) “Новая и новейшая история стран Запада” для студентов очной формы обучения направления 050400. 62 “Социально-экономическое образование”, профиль “История” состоит из следующих элементов:

1. Рабочей программы, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы - литературное обеспечение (включая электронные ресурсы).

2. Словарей терминов, понятий, крылатых слов и выражений по Новой истории стран Запада (части I-II), содержащих разработанную терминологическую базу, прорабатываемую студентами и проверяемую преподавателями в ходе собеседования по итогам изучения каждого модуля первого и второго циклов дисциплины.

3. Планов семинарских занятий по Новой истории стран Запада (части I-II), содержащих перечень вопросов, изучаемых на семинарах по данным циклам дисциплины, и списки рекомендуемой литературы к ним.

4. Методических рекомендаций к семинарским занятиям по Новейшей истории стран Запада (части I-II), содержащих инструкции студентам для обеспечения более успешной подготовки семинарских докладов.

5. Методических рекомендаций для написания рецензий на монографии, составления библиографий, подготовки презентаций и индивидуальных домашних заданий по Новейшей истории стран Запада (части I-II).

6. Банка тестовых заданий по дисциплине “Новая и Новейшая история стран Запада”, который представлен различными тестами по всем циклам дисциплины, обеспечивающими эффективный контроль за результатами знаний, полученных в ходе изучения материала.

7. Вопросов к экзамену, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области новой и новейшей истории стран Запада по всем циклам дисциплины.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ СТРАН

ЗАПАДА


ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направления 050400.62 Социально-экономическое образование утвержден 31.01.2005 г. Дисциплина “Новая и Новейшая история стран Запада” является частью цикла дисциплин профильной подготовки.

Новая и новейшая история стран Запада.

Предмет курса и его место в системе гуманитарных дисциплин. Задачи формирования ценностного отношения к достижениям Человечества в новое и новейшее время. Значение курса в процессе гражданского воспитания, формирования общей культуры и профессиональной подготовки.

Новая история стран Запада. Проблема начала нового времени и его периодизации. Эпоха Возрождения как переходный этап от средневековья к новому времени. Итальянские войны как первый общеевропейский конфликт нового времени. Великие географические открытия и начало всемирной экспансии Запада. Реформация в Германии. Кальвинизм. Война за независимость Нидерландов. Тридцатилетняя война. Английский пуританизм. Предпосылки и основные этапы английской революции середины XVII в. Реставрация Стюартов. “Славная революция”. Британская колонизация Северной Америки. Война за независимость и образование США. “Старый порядок” во Франции. Французское Просвещение. Предпосылки и основные этапы Великой Французской революции. Наполеоновская империя. Преобразование Европы в период революционных и наполеоновских войн. Венская система. Общеевропейская революция 1848-49 г. Крымская война. Германия и Италия на путях к национальному единству. Франко-германская война и завершение объединения Германии и Италии. Эволюция общественно-политического строя Великобритании в XIX - начале ХХ в. Проблема “Север - Юг” в американской истории. Гражданская война в США. Реконструкция. “Позолоченный век”. “Прогрессивная эра” в США.

Обострение международного соперничества на рубеже XIX-XX в. и происхождение Первой мировой войны. Начальный период Первой мировой войны, 1914-16 г.

Новейшая история стран Запада. Понятие “новейшей истории”. Завершение Первой мировой войны. Мировая война и русская революция. Версальско-Вашингтонская система. Веймарская республика в Германии.. Происхождение и идеология германского национал-социализма. “Национал-социалистическая революция”. Приход фашистов к власти в Италии. Особенности фашистского режима. Мировой экономический кризис и “Великая депрессия” в США. “Новый курс” Ф. Д. Рузвельта. Происхождение и начало Второй мировой войны. Нападение Германии на СССР и изменение характера войны. Антигитлеровская коалиция. Начало войны на Тихом океане. Движение Сопротивления в Европе. Проблема открытия “второго фронта”. Ялтинская и Потсдамская конференции. Мирное урегулирование после Второй мировой войны. Истоки “холодной войны”. Установление коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии. Особый путь Югославии. Кризисные моменты в истории стран социализма. Модели “государства всеобщего благоденствия” на Западе. Выход на историческую арену послевоенного поколения и подъем самокритики в западном обществе. Феномен молодежной контркультуры в обществе массового потребления. События 1968 г. во Франции. «Критическое десятилетие» Америки. Кризис либерализма и “неоконсервативная волна” на Западе. “Рейгановская революция”. Правление М.Тэтчер в Великобритании. Канцлерство Г.Коля в ФРГ. “Альтернатива Ф.Миттерана”: французские левые у власти (1981-86). “Перестройка” в СССР и развал социалистического лагеря. Распад Югославской федерации. Европа на путях интеграции. Объединение Германии и ее положение в современном мире. Президентство Ж.Ширака во Франции. «Новый лейборизм» в Англии. США в годы президентства Б.Клинтона и Дж. Буша-младшего

Введение
Дисциплина реализует следующие основные задачи ОПП:

1. Обеспечивает подготовку бакалавра социально-экономического образования, готового к осуществлению обучения и воспитания с учетом специфики преподаваемого предмета;

2. Способствует развитию научно-исследовательской деятельности будущего специалиста;

3. Осуществляет социализацию и формирование общей культуры личности.

Дисциплина обеспечивает образовательные интересы личности студента, обучающегося по данной ОПП, заключающиеся в:

- умении приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии,

- участии в исследованиях по проблемам социально-экономического образования,

- владении основными методами научных исследований в области одного из проблемных полей направления - социально-экономического образования.

Дисциплина удовлетворяет требованиям заказчиков к выпускникам университета по данной ОПП, так как преподавание Новой и новейшей истории стран Запада является обязательным компонентом в подготовке учеников средней школы.

Изучение дисциплины “ История Европы в раннее новое время” предшествует изучению дисциплины “Новая и новейшая история стран Запада”, так как предпосылки создания западного индустриального общества были заложены именно в XV-XVI веках.

Материал, полученный студентами при изучении дисциплины “Новая и новейшая история стран Запада”, будет использоваться в дисциплине “Историография новой и новейшей истории стран Запада”, так как без базового знакомства с основными событиями и тенденциями развития западного общества в новое и новейшее время невозможно понимание интерпретаций в исторической мысли этих процессов.

Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов представлений о тенденциях развития западного общества с начала XVI до начала XXI века.

Задачи преподавания дисциплины:

1. Охарактеризовать основные этапы экономического развития и стадии научно-технического прогресса в странах Запада в новое и новейшее время.

2. Выделить фазы демократизации западного общества, выявить общее и особенное в этом процессе на примере ведущих стран Европы и США.

3. Проследить эволюцию основных общественно-политических и идейных течений, определявших направление развития западного общества на протяжении XVII-XX веков.

4. Показать траекторию развития международных отношений, особенности становления международной правовой системы и основных политических институтов мирового сообщества, роль мировых войн и локальных вооруженных конфликтов в кризисе евроамериканской цивилизации.

Технология процесса обучения по дисциплине “Новая и новейшая история стран Запада” включает в себя прослушивание студентами курсов лекций, их работу на семинарских занятиях, прохождение тестирований, проработку терминологической базы курсов (Новая история стран Запада, части I-II), рецензирование монографий, составление библиографий, подготовку презентаций и индивидуальных домашних заданий (Новейшая история стран Запада, части I-II), итоговую проверку знаний в виде экзаменов.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ

Новая и новейшая история стран Запада”

по направлению 050400. 62 “Социально-экономическое образование”, профиль “История”

Новая история стран Запада ( часть I)
Модуль I. Введение в курс Новой истории (часть I)

Тема 1. Предмет и периодизация новой истории. Мир к началу Нового времени. Становление новоевропейской цивилизации.
Модуль II. Мир в начале Нового времени. Буржуазные революции XVII-XVIII веков.
Тема 2. Великая английская буржуазная революция. Предпосылки, содержание и последствия.

Социально-экономические и идейно-политические предпосылки Английской буржуазной революции. Особенности экономического и политического развития Англии к XVII в. Формирование капиталистического уклада в недрах феодальной системы, причины более глубоких последствий этого явления в английской деревне («центр тяжести Английской революции лежал в деревне»), чем в английском городе. Основные категории зависимых крестьян. Джентри и «старое дворянство». Соотношение рассеянных и централизованных мануфактур. Социальная структура английского общества, усиление в нем оппозиции существующим порядкам и его причины. Особенности реформации в Англии. Роль пуританизма в идейной подготовке Английской революции. Институциональные особенности английского абсолютизма. Приход к власти Стюартов, нарастание конфликта между абсолютизмом и парламентом, как отражение процессов, происходивших в английском обществе и недовольства политикой Якова I и Карла I. Переплетение религиозного и конституционного конфликтов. Оформление парламентской оппозиции. Беспарламентское правление Карла I (1629-1640).

Начало революции. Периодизация революции. Социальный и политический состав Долгого парламента. Законодательство Долгого парламента. «Великая Ремонстрация». Процесс над лордом Страффордом. Расстановка сил, ход и результаты первой гражданской войны. Позиции пресвитериан и индепендентов. Роль Кромвеля в реформе армии и победе над армией короля. Обострение противоречий в парламентском лагере к концу первой гражданской войны и его раскол. Появление левеллеров. Политические дискуссии индепендентов и левеллеров – проблемы дальнейшего развития революции. Особенности аграрного развития Англии к XVII в. Копигольдерское и рыцарское держания. Социальное расслоение деревни, роль нового дворянства. Отмена рыцарского держания, антидемократический характер аграрного законодательства эпохи Английской революции.

II-я гражданская война, причины, ход и итоги. «Прайдова чистка». Судебный процесс над Карлом I и казнь короля.

Внутренняя и внешняя политика Англии периода республики и протектората. Завоевание Ирландии и его роль в истории Английской революции. Движение диггеров. Навигационные акты. Присоединение Шотландии. Разгон Долгого парламента, образование Малого парламента и его политическая ориентация. Причины установления протектората Кромвеля и его сущность. «Орудие управления». Обострение противоречий протектората. Режим генерал-майоров. Смерть Кромвеля. Крах протектората.

Англия от реставрации Стюартов до «славной революции» 1688 г. «Бредская декларация». Политические и религиозные репрессии, сохранение преемственности в области экономической политики. Оформление группировок тори и вигов. «Славная революция» 1688 г. В. Оранский. Создание модели конституционной монархии.

Англия в конце XVII - XVIII вв. Укрепление власти парламента после 1688 г. «Билль о правах», «Акт о престолонаследии».

Основные направления отечественной и зарубежной историографии Английской революции об итогах, характере, особенностях и значении революции.

Тема 3. Война за независимость английских колоний в Северной Америке (первая американская революция). Образование США.

Особенности социально-экономического и политического развития английских колоний в Северной Америке. Корпоративные, собственнические и кронные колонии. Специфика первоначального накопления капитала в колониях. Феодальные и плантационные хозяйства. Квитрента. Скваттерство. Усиление противоречий с метрополией после Семилетней войны. Политика метрополии в отношении к торговле и промышленности колоний. Проблема западных земель. Складывание предпосылок Американской буржуазной революции. Формирование северо-американской нации. Особенности американского просвещения (Франклин, Джефферсон, Пейн). Начало вооруженной борьбы. Второй континентальный конгресс. «Декларация независимости». Ход военных действий. Д. Вашингтон. Международное положение США. Образование антианглийской коалиции в Европе. Версальский мир и признание независимости США. Последствия войны за независимость. Восстание Шейса. Проекты конституционного устройства США.

Становление государственного строя. От «Статей Конфедерации» к конституции 1787 г. Билль о правах. Особенности первой американской революции по сравнению с Английской и Французской революцией конца XVIII в.

Тема 4. Век Просвещения.

Причины появления и содержания. Идеология Просвещения как целостный мировоззренческий комплекс. Философия рационализма, идеалы нового общества.

Англия - родина Просвещения. Особенности английского Просвещения. Д. Локк. А. Смит. Становление идеи гражданского общества (Гоббс – Локк).

Мощный взлет французского Просвещения и его причины. Общие черты и различия в идейных взглядах Монтескье, Вольтера, Руссо. Энциклопедисты. Экономическая школа физиократов. Роль Просвещения во Франции в идейной подготовке Великой Французской революции.

Особенности американского Просвещения (Франклин, Джефферсон, Пейн), его связь с развитием национально-освободительного движения.

Идеи Просвещения в литературе и искусстве XVIII в. (Дефо, Свифт, Бомарше, Шиллер, Гёте, Бах, Моцарт, Бетховен).

Тема 5. Великая Французская буржуазная революция.

Историческая природа кризиса французского абсолютизма. Особенности развития Франции накануне революции. Споры в исторической литературе о наличии или отсутствии феодализма во Франции перед революцией. Попытки реформирования старого порядка (Тюрго, Неккер). Созыв Генеральных штатов. Восстание 14 июля 1789 г. Основные причины и периодизация революции.

Первые этапы Французской революции (1789-1793). Конституционные монархисты у власти. Учредительное собрание. Декларация прав человека и гражданина, отмена сословных привилегий. Политические портреты Мирабо, Лафайета. Преобразования первого этапа революции (аграрное, торгово-промышленное и налоговое законодательство), административное переустройство страны. Расстрел на Марсовом поле. Варренский кризис. Конституция 1791 г. Оценка преобразований первого периода в современной исторической литературе.

Европейские монархии и Французская революция. Начало революционных войн. Свержение монархии. Приход к власти жирондистов, провозглашение республики. Созыв Национального Конвента. Начало народного террора. Казнь Людовика XVI. Дискуссии о месте и роли жирондистов. Внутренняя и внешняя политика жирондистов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Учет на предприятиях малого бизнеса»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Торговый маркетинг»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «антикризисное управление»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Бухгалтерский учет и аудит»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «хозяйственное право»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Деловой иностранный язык»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Практическая социология»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Организация и технология продаж»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информационные технологии управления»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «исследование систем управления»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск