Учебное пособие по журналистской этике (примеры из европейской прессы) Редакторы


НазваниеУчебное пособие по журналистской этике (примеры из европейской прессы) Редакторы
страница1/5
ТипУчебное пособие
filling-form.ru > Туризм > Учебное пособие
  1   2   3   4   5





ШАГ ЗА ШАГОМ:
ЖУРНАЛИСТ ДЕЛАЕТ ВЫБОР
Учебное пособие по журналистской этике
(примеры из европейской прессы)

Редакторы:

Урте Зонненберг и Барбара Томас
Маастрихт

1996

Выражение признательности
Настоящее пособие было составлено по материалам семинара на тему “Журналистская этика”, который был организован Европейским Центром Журналистики (ЕJC) в Маастрихте в сентябре 1995 года.

12 участников семинара- теоретики и практики журналистики- из США, Западной, Центральной и Восточной Европы обсудили, каким образом можно использовать практические примеры в учебных целях в процессе профессиональной подготовки журналистов. Семинар был профинансирован Европейским Культурным Фондом и Советом Европы.

В мае 1996 года (ЕЦЖ) продолжил начатую работу, и рабочий вариант учебного пособия по журналисткой этике был апробирован на семинаре для журналистов из Центральной и Восточной Европы, проводившемся в Маастрихте. Спонсорами этого семинара по журналисткой этике были Европейский Культурный Фонд, Совет Европы и правительство Нидерландов.

Текст пособия обсуждался участниками и был дополнен новыми примерами из практики, основанными на практическом опыте журналистов. Дискуссия дала возможность по-новому взглянуть на существующие этические нормы профессии журналиста .

ЕЦЖ хотел бы выразить благодарность всем лицам и организациям, которые способствовали созданию этого пособия. ЕЦЖ особенно благодарит Барбару Томас за то внимание, которое она уделила сбору и обобщению материалов, исходя из их сути и значимости. ЕЦЖ несет полную ответственность за содержание учебного пособия и его концепцию.

В пособии приводятся имена и фамилии авторов и названия стран, которые они представляют. ЕЦЖ также берет на себя ответственность за пропущенные ссылки.

Урте Зонненберг,

Маастрихт, май, 1996 года



Содержание
Введение...................................................................................................4

Барбара Томас, Германия
Идея создания пособия ............................................................................5

Барбара Томас, Германия
Учебные задания........................................................................................9

Барбара Томас, Германия
1.Непредвзятость и достоверность

Освещение энергетической политики в Болгарии

Васил Н. Силов, Болгария........................................................................9
Отчет о работе Крымского Парламента

Мария Жук, Украина...............................................................................11
2.Конфликт интересов и искажение фактов

Журналист фальсифицирует интервью и берет взятки

Изабелла Бойаваль, Франция..................................................................13
3.Неприкосновенность личной жизни- еще одна важная проблема

Частная жизнь немецкого политического деятеля и его прошлое

Барбара Томас, Германия.......................................................................18
4.Права подозреваемых в совершении преступления

Гуннар Бодал-Йохансон, Норвегия..........................................................22
5.Право на анонимность жертв преступлений

Хьюб Эверс, Нидерланды..........................................................................24
6.Право общественного деятеля на неприкосновенность личной жизни

Майкл Бромли, Великобритания............................................................27
7.Источники информации: обладают ли они священной неприкосновенностью?

Защита источников информации

Анна А. Шароградская, Россия...............................................................29
Похищение информации из полиции

Макс Л. Снайдерс, Нидерланды .............................................................31
8.Использование сатиры в СМИ, дискриминация и пренебрежительное отношение к этническим меньшинствам

Два примера из повседневной практики Совета по Прессе Германии

Луц Тиллманс, Германия..........................................................................33
9.Преподавание журналистской этики.......................................................37

10.Авторы..................................................................................................38

11.Сноски...................................................................................................39


ВВЕДЕНИЕ

Барбара Томас, Германия

Журналисткая этика: критики спрашивают, существует ли она, а скептики сомневаются в том, что она совместима с деятельностью средств массовой информации . Продолжающаяся коммерциализация прессы может привести к ситуации, при которой журналистская этика окажется ненужным излишеством.

С другой стороны, деятельность журналиста и задачи, которые стоят перед ним, приобретают все большую значимость. Сталкиваясь со сложными проблемами общества, люди стремятся получать такую информацию, которая помогала бы им разобраться в происходящем. Им нужна надежная информация, позволяющая ориентироваться в окружающем мире, то есть СМИ, которым они могут доверять.

Средства массовой информации исходят из предпосылки, что общество им доверяет и считает их информацию надежной. СМИ делают все возможное, чтобы снова и снова завоевывать доверие аудитории. Таким образом, СМИ ответственны за то, чтобы журналисты, собирающие, обрабатывающие и распространяющие информацию, были проводниками этических норм.

Роль прессы как четвертой власти является традиционной для демократического общества, но эта роль всегда налагала определенные обязательства на деятельность журналиста. Рамки , в которых функционирует пресса, определяются законом. Однако, закон может регламентировать работу СМИ лишь в ограниченных пределах, и не в интересах свободы прессы, чтобы закон полностью ее контролировал. Это отсутствие жесткости в законодательстве должно компенсироваться отвественностью и принципом саморегулирования.

Ежедневно появляются статьи, теле- и радиопрограммы, репортажи и фотографии, которые вызывают серьезные возражения. Стремясь завоевать читателя и зрителя, журналисты работают под постоянным стрессом. В результате условий работы, которые диктует высококонкурентный рынок с одной стороны, и отвественность журналиста с другой стороны, журналист нередко оказывается перед этической дилеммой, сложность решения которой усугубляется противоречивостью концепций, лежащих в основе журналистской профессии.

Журналисту приходится постоянно решать этические проблемы, потому что такие идеи, как свобода прессы, объективность, истина, честность и конфиденциальность могут быть взаимоисключающими.

Правила и нормы поведения в том виде, как они сформулированы в кодексах журналистской этики, безусловно, необходимы и полезны. Но нужно осознавать, что эти правила остаются лишь мертвой буквой на бумаге, если положения, в них записанные, не применяются в повседневной практике журналиста при принятии им решений.

Отвественность журналиста предполагает, что он знаком с основными правилами, которые помогают ему найти этический выход из сложного положения.

Каждый профессиональный журналист, обладающий чувством ответственности, должен уметь в спорных ситуациях принять взвешенное решение. По мере развития конкуренции в журналистике защищать свое решение становится все труднее.

Будущие журналисты должны научиться находить и отстаивать этические нормы еще на студенческой скамье; их соблюдение должно стать неотъемлемой частью профессии журналиста, а не считаться чем-то вроде непозволительной роскоши.

Идея создания пособия

В сентябре 1995 года двенадцать журналистов, преподавателей журналистики и экспертов по журналисткой этике встретились в Европейском Центре Журналистики (EJC) в Маастрихте. Всех нас объединяло желание обсудить этические проблемы, с которыми мы постоянно сталкиваемся в своей работе. Дискуссии носили дружелюбный, открытый характер, и вскоре для нас стало очевидно, что нам предстояло не только преодолеть языковый барьер, но, что еще более важно, осознать глубокие культурные и политические различия, а также состояние прессы на сегодняшний день, чтобы понять, что мешает прессе соответствовать тем высоким этическим требованиям, которые мы к ней предъявляем.

Взаимопониманию способствали конкретные примеры из журналисткой практики, связанные с этическими нормами в журналистике в каждом из представленных государств. Учитывая все различия в политической и общеинформационной ситуации в странах Северной, Южной, Восточной и Западной Европы, мы тем не менее обнаружили, что главные проблемы в рассмотренных примерах могут быть сведены к нескольким фундаментальным принципам, основанным на уважении прав человека.

Дисскусия выявила, что для каждой конкретной ситуации характерны проблемы, связанные с журналисткой этикой и этикой вообще. Нетрудно определить собственную нравственную позицию по отношению к нарушившим этические нормы, или выразить сочувствие жертвам непрофессионального репортажа. Но непросто возражать и аргументированно дискутировать, когда обсуждаются этические проблемы на теоретическом уровне. Однако мы были убеждены, что без таких усилий, направленных на разрешение моральной дилеммы, которая так часто лежит в основе ошибки журналиста, невозможно добиться соблюдения этических норм в СМИ. Кроме того, только совместные обсуждения на этические темы могут оказаться плодотворными. И хотя решение принимается индивидуально, качество этого решения улучшается пропорционально энергии, с которой люди обсуждают различные аспекты каждой конкретной ситуации.

Эта идея лежит в основе приводимых в пособии конкретных материалов из прессы восьми Европейских стран. Были выбраны как типичные примеры, так и являющие собой исключение. Независимо от характера ситуации она должна рассматриваться в контексте породивших ее причин. Таким образом, мы не только приводим конкретные примеры, но и пытаемся дать читателю необходимую краткую информацию о причинах их возникновения и сопровождаем их комментариями, необходимыми для понимания событий. Иногда конкретный пример сопровождается анализом, который делает автор, в других случаях читателям самим предлагается ответить на поставленные вопросы. Основной упор был сделан на разработку этических проблем, но при этом чрезвычайно важно помнить, что этические проблемы тесно связаны с этическим выбором. Мы считаем, что это в порядке вещей. Мы понимаем, что решение этических проблем в журналистике не может быть однозначным. В дополнение к проблемам, отмеченным нами, мы предлагаем читателю схему трехступенчатого анализа, предложенного Паттерсоном и Уилкинсом (1991,1994: 4), ответив на следующие вопросы:

1. Как вы расцениваете действия, описанные в данном примере?

2. Можно ли достичь того же результата иным путем, избежав этических проблем?

3. Каким образом эти действия затронут других людей?

Данное пособие предназначено для тех, кто будет работать в журналистике. Мы понимаем все трудности, возникающие в СМИ из-за растущей конкуренции и коммерциализации. Чем больше влияние рыночных отношений на СМИ, тем большая ответственность ложится на журналиста, когда ему предстоит сделать этический выбор.

Десять примеров из восьми стран

Мы могли бы представить и большее количество примеров, их действительно очень много. Но уже в приводимых нами ситуациях обнаруживается многообразие обстоятельств, правил и условий, определяющих действия журналистов. Вы увидите, что некоторые проблемы проявляются многократно: вторжение в личную жизнь (Германия, Нидерланды и Великобритания), конфликт интересов и искажение фактов (Франция), подотчетность (Норвегия, Россия, Германия), поиск истины (Франция), непредвзятость и точность (Болгария и Украина). Эти ситуации обусловлены определенными обстоятельствами, характерными для каждой отдельной страны. Но даже, если Вы уверены, что подобное не могло бы произойти в Вашей стране, интересно все-таки задать вопрос, а почему не могло? А если это могло случиться, какие критерии Вы выбрали бы для оценки ситуации в Вашей стране?

Непредвзятость и достоверность

Можно возразить, например, что проблема, представленная в примере из СМИ Болгарии, является специфической проблемой общества переходного периода, где сталкиваются старые и новые силы, и ,безусловно, пресса должна быть на стороне новой рыночной экономики. Но отделять факты от комментариев и предоставлять объективную информацию- обязанность каждого журналиста. Необходимо давать полную информацию, чтобы читатели сами могли дать оценку фактам, даже в том случае, если собственные убеждения журналиста совпадают с убеждениями большинства.

Пример из украинских СМИ подтверждает, что разграничивать факты и комментарии необходимо всегда, и это является одним из основных принципов журналистики. Когда журналист защищает “правое дело”, он ставит под угрозу этот непреложный принцип, без соблюдения которого невозможно доверие аудитории. Освещение экологического движения в Германии, например, показывает, что подобные проблемы характерны и для западноевропейской журналистики.

Конфликт интересов и искажение фактов

Проблема сфабрикованных интервью, как в случае, имевшем место во Франции, свойственна, в той или иной форме, любой стране. До недавнего времени обнаружить фальсификацию было сравнительно легко, но с развитием новых технологий в цифровой обработке сигналов и в технике обработки звуко- и видео материалов, все легче будет манипулировать черновыми аудио- и видеозаписями без малейшего риска разоблачения. Независимо от уровня в иерархии СМИ, как электорнных, так и печатных, их обязанность сознательно воздерживаться от подобной практики.

Во втором примере из СМИ Франции обнаруживается еще одна проблема, когда руководство не только принимает, но и защищает журналиста, который фальсифицировал факты. Хотя коллективный протест и не прекратил поддержку провинившегося журналиста со стороны руководства телеканала, все же стоит рассмотреть и другие возможности для коллег профессионалов выразить свое отношение к такому поведению. Проблему можно сформулировать иначе: как можно компенсироваить тот ущерб, наносимый бесчестным журналистом доверию аудитории к СМИ?

Неприкосновенность личной жизни- еще одна важная проблема

В первой ситуации из СМИ Германии показано, как нарушение этических норм в одном из СМИ может распространиться на другие и привести к серьезным последствиям. Она также показывает, что если руководствоваться профессиональными нормами, в данном случае- перепроверка фактов- можно избежать этических проблем.

Защита источников информации - золотое правило журналистики, может быть использована во вред, если им руководствоваться непродуманно. Вопрос о том, кого считать общественным деятелем и где предел, за которым кончается сфера общественных отношений, заслуживает глубокого рассмотрения с учетом национальных особенностей каждой страны. Определить границы этой сферы непросто, однако следует, по крайней мере, признать, что они существуют. Первый пример из нидерландских СМИ показывает, как изменился подход к осещению правонарушений, совершаемых этническими меньшинствами. Этот вопрос находится в тесной связи с проблемой миграции. Данная ситуация скорее иллюстрирует проблему защищенности жертв преступлений. Необходимость дискуссии по этим вопросам очевидна уже потому, что приводимые аргументы крайне противоречивы.

Норвежский пример также касается оглашения имен в криминальных репортажах из зала суда. Даже весьма четкие правила Норвежского Кодекса СМИ не помогли опытному руководителю отдела прессы избежать принятия ошибочного решения, за которое впоследствии он вынужден был принести свои извинения. На примере двух случаев из Нидерландов и Норвегии можно обсудить все “за” и “против” того или иного уровня регулирования этой проблемы и ее решение в различных странах.

Примере из Великобритании, связанный с проблемой неприкосновенности личной жизни, может вызвать оживленную дискуссию, потому что подобное не исключено в любой другой стране. Вопрос о том, связано ли личное поведение общественного деятеля с политическим доверием к нему, или следует рассматривать политических деятелей как частных лиц, трактуется совершенно по разному в латино-язычных и англо-язычных странах Европы. Где та грань, за которой политический деятель превращается в частное лицо?
  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебное пособие по журналистской этике (примеры из европейской прессы) Редакторы iconУчебное пособие Учебное пособие Владимир 2016 г. Учебное пособие...
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Учебное пособие по журналистской этике (примеры из европейской прессы) Редакторы iconУчебное пособие для студентов и аспирантов естественнонаучных факультетов
Предлагаемое пособие содержит краткое описание основных возможностей системы matlab. Приведены примеры использования системы и задания...

Учебное пособие по журналистской этике (примеры из европейской прессы) Редакторы iconМониторинг Федеральной службы по тарифам Обзор прессы 04. 02. 2011
Оптовая цена электроэнергии в европейской части РФ за неделю снизилась на 0,5% 12

Учебное пособие по журналистской этике (примеры из европейской прессы) Редакторы iconУчебное пособие тема: «профилактика пролежней»
Учебное пособие пм 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными

Учебное пособие по журналистской этике (примеры из европейской прессы) Редакторы iconУчебное пособие Иркутск 2006
Учебное пособие предназначено для студентов III v курсов специальности «Технология художественной обработки материалов»

Учебное пособие по журналистской этике (примеры из европейской прессы) Редакторы iconУчебное пособие Коллектив авторов: Е. Я. Букина
Хрестоматия по культурологии: учебное пособие / Под ред. Е. Я. Буки­ной. Новосибирск: Изд-во нгту, 2008

Учебное пособие по журналистской этике (примеры из европейской прессы) Редакторы iconУчебное пособие для студентов специальностей: 061133 «Управление проектом»
Адамов Н. А., Амучиева Г. А. Бухгалтерский учет в строительстве: Учебное пособие / гуу. – М., 2004. – с. 128

Учебное пособие по журналистской этике (примеры из европейской прессы) Редакторы iconУчебное пособие 2003 г
Учебное пособие предназначено для студентов имтп, а также может быть использовано при самостоятельном освоении современного программного...

Учебное пособие по журналистской этике (примеры из европейской прессы) Редакторы iconУчебное пособие для бакалавров
Безопасность жизнедеятельности / Под редакцией д-ра экон наук, проф. С. Г. Плещица. Часть 1: Учебное пособие.– Спб.: Изд-во Спбгэу,...

Учебное пособие по журналистской этике (примеры из европейской прессы) Редакторы iconУчебное пособие
Учебное пособие предназначено для подготовки студентов экономико-управленческих специальностей по программе группового проектного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск