Резолюция


Скачать 159.59 Kb.
НазваниеРезолюция
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
VIII Всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России»
РЕЗОЛЮЦИЯ

Научно-практического конгресса «О развитии социального туризма»

18 июня 2014 г., г. Москва
Организаторы Научно-практического конгресса «О развитии социального туризма» в рамках VIII Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России» – Федеральное агентство по туризму, Комиссия по культурному наследию и туризму Социальной платформы ВПП «Единая Россия», Общероссийское общественное движение «Социальный туризм России» и участники Конгресса – представители органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, общественных объединений, научных организаций, учебных заведений, предприятий сферы туризма подчеркивают высокую значимость развития социального туризма в России, а также преодоления проблем, связанных с его реализацией.

Обращаясь к основным документам Всемирной туристской организации (ЮНВТО), в частности, рекомендациям Всемирной конференции по туризму (Манила, 1980г.), провозгласившей «Социальный туризм – это цель, к которой должно стремиться общество в интересах менее обеспеченных граждан...», а также рекомендации Глобального этического кодекса туризма (1999г.) о необходимости развивать при поддержке государства социальный туризм, который способствует широкому доступу к отдыху, оздоровлению, историко-культурному наследию, другим благам туризма пожилых людей, инвалидов, учащейся и рабочей молодежи с низкими доходами;

неправительственной Международной организации социального туризма, провозгласившей в Дополнении к Монреальской Декларации о социальном туризме (Обань, 2006г.) – «Обеспечение доступности к благам туризма для всех, включая пожилых лиц и молодежь... и с этой целью осуществлять социальную туристскую политику, создавать надлежащую инфраструктуру, обеспечивать поддержку малообеспеченным слоям населения..., рассматривая социальный туризм как двигатель социально-экономического развития»;

опираясь на положения о социальном туризме Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ от 24 ноября 1996 года (в редакции от 03.05.2012) и другие федеральные и региональные законодательные акты, определяющие основные принципы государственной социальной политики на федеральном, региональном и местном уровнях, направленной на устойчивое развитие социального туризма в партнерстве с частным сектором и неправительственными организациями гражданского общества;

учитывая положения Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации № 941-р от 31 мая 2014 года,

участники Конгресса признают, что социальный туризм:

  • вносит серьезный вклад в соблюдение прав человека на отдых, охрану здоровья, доступ к культурным ценностям, свободу передвижения;

  • сглаживает противоречия между разнообеспеченными слоями общества, повышает социальную и политическую стабильность государства, способствует социально-экономическому развитию регионов;

  • содействует укреплению физического и духовного здоровья нации, которое является безусловной общественной ценностью, приоритетом государственной политики, основой национального богатства и национальной безопасности России;

  • является важным инструментом для повышения доступности путешествий, отдыха и санаторно-курортного обслуживания наиболее уязвимым слоям населения.

Российская Федерация сегодня находится во второй сотне государств мира по средней продолжительности жизни. Внешние факторы как причина смертности составляют 8,7%, в остальных случаях причиной смертности являются заболевания.

Граждане страны, согласно социологическим опросам (ВЦИОМ), в числе причин своих болезней отмечают нехватку материальных средств (35%) и недостаток отдыха (22%).

Недостаточность материальных средств и высокая стоимость туристских услуг являются главными факторами отказа от туризма и санаторно-курортного обслуживания.

В 2013 году только каждый четвертый житель России выезжал на отдых по направлениям внутреннего и выездного туризма. Миллионы граждан не смогли в полной мере воспользоваться своим отпуском, ограничившись пребыванием в отпускное время на даче (18%) или дома (56%).

В структуре населения России в настоящее время – 12,8 млн. инвалидов и более 50 млн. - молодежь и лица преклонного возраста. Их туристские возможности крайне ограничены.

Оздоровление российской нации через развитие отечественного туризма, а также получение при этом положительного экономического эффекта возможно только при увеличении количества людей, вовлеченных в активный отдых внутри своей страны.

Огромный потенциал для развития социального туризма имеет самодеятельный (спортивно-оздоровительный) туризм, так как не требует значительных капитальных вложений, наиболее эффективно выполняет функции оздоровления, экологического и культурного просвещения, является перспективным инструментом для повышения доступности путешествий.

Зарубежный опыт дает многочисленные примеры эффективной социально ориентированной и доступной организации туристской сферы.

Социальный туризм в мире хорошо развит в странах Европейского Союза, Северной Америки, в Японии.

Наиболее характерным примером социального туризма является «скандинавская модель», применяемая в скандинавских странах и Финляндии. Хорошо известны такие механизмы как «отпускной чек» (Франция) и «отпускные чеки кассы REKA» (Швейцария), которые выпускаются уполномоченными органами в форме банковских билетов разного достоинства и продаются оптовым покупателям, затем предприятиям, профсоюзным комитетам, пенсионным фондам, другим социальным организациям.

Чеки распределяются организациями среди своих работников, других застрахованных лиц за плату с предоставлением определенных льгот на основе договора.

В настоящее время системы государственной поддержки социального туризма внедряются и развиваются в Бразилии, КНР, Чили и других странах.

В целом, современные зарубежные механизмы социального туризма представляют собой синтез рыночных и государственных элементов регулирования.

При этом очевиден тот факт, что система социального туризма формируется на федеральном уровне, а не создается точечно и фрагментарно.

Участники Конгресса отмечают, что для эффективного развития социального туризма в России имеются объективные предпосылки.

Во-первых, сегодня, в сложной геополитической обстановке, при стихийности возникновения и роста очагов угроз для безопасности жизни человека, соблюдения его прав и свобод потенциально меняется вектор развития российского туризма. Существенно усиливается осознание значимости внутреннего туризма для России чему способствует ряд факторов: высокие инфраструктурные стандарты олимпийского Сочи, ставшие примером для других курортов России; многолетнее стремление российских регионов связывать достопримечательности с событийными мероприятиями для привлечения туристов; расширение возможностей и территорий для совершения внутренних путешествий за счет вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации.

Во-вторых, в условиях проведения современной политики государства, ориентированной на социальную сферу, постоянного внимания руководства страны к расширению форм поддержки отдельных категорий населения, увеличения бюджетного финансирования социальных программ на федеральном и региональном уровнях, возможности для развития социального туризма расширяются.

При этом следует подчеркнуть, что в России отсутствует единая комплексная система развития социального туризма.

Существующие в стране программы и мероприятия, повышающие доступность туристских поездок, санаторно-курортного обслуживания и отдыха для населения, раздроблены.

Реализация указанных программ и мероприятий происходит через государственные органы власти на федеральном, межрегиональном, региональном и местном уровнях.

Действует постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 № 1095 (в ред. от 29.04.2014) «Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров из Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении».

Ростуризмом ведется разработка Концепции внедрения программы стимулирования внутреннего социального туризма  «Отдых», основанной на льготном налогообложении работодателей при частичной компенсации стоимости туров работникам.

Положительные результаты реализации социальных программ средствами туризма достигнуты в Москве, Санкт-Петербурге, Республике Башкортостан, Краснодарском, Ставропольском, Красноярском краях, Астраханской области и других субъектах Российской Федерации.

Однако, относительно программ и мероприятий социального туризма наблюдается отсутствие широкодоступной комплексной информации для потенциальных туристов о возможностях снижения стоимости туристских услуг.

Также очевидно отсутствие исчерпывающей информации о туристских организациях и предприятиях, обслуживающих социальные категории граждан.

В области информационного обеспечения развития социального туризма в целом налицо раздробленность и нехватка данных по оценке потребности в социальных турах на территории Российской Федерации, по общему количеству обслуживаемых граждан во всех субъектах Российской Федерации за периоды времени и прочим показателям.

Другие мероприятия и программы социального туризма реализуются через общественные структуры: профсоюзы, фонды и иные некоммерческие организации (НКО).

Государственное финансирование некоммерческого сектора в последние годы значительно возросло. В 2012 году на государственную поддержку НКО из федерального бюджета было выделено в России 4,7 млрд. рублей, в 2013 году – 8,285 млрд. рублей.

Следует отметить, что социально ориентированные некоммерческие организации, чья деятельность осуществляется в различных секторах социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, поддержка инвалидов, многодетных семей и пр.) для реализации своих задач нередко обращаются к социальному туризму.

При этом отсутствует единая система планирования, определения содержания и реализации субсидируемых проектов, связанных с туризмом, на основе географических, демографических и социальных факторов страны, в привязке к ее регионам и показателям развития туризма в целом.

Содержание субсидируемых проектов, которые могут полностью или частично касаться создания туристских маршрутов, организации туристского обслуживания для социальных групп граждан или разработки методического обеспечения социально ориентированного туризма, определяется НКО самостоятельно в рамках общих заданных направлений государственной поддержки, исходя из собственной оценки общественной потребности.

Этот фактор и отсутствие комплексной широкодоступной информации о результатах ранее реализованных субсидируемых проектах в сфере туризма порождает хаотичность, точечность и разрозненность мер, неравномерное или нерациональное распределение реализуемых туристских проектов по регионам, а также дублирование проектов по разработке методического обеспечения сферы туризма.

Социальной политикой России декларируется стремление к благополучию каждого гражданина. Повышение эффективности этой политики зависит не только от объемов государственных затрат, но и от рационального использования выделяемых средств, их эффективного расходования, в том числе в сфере социального туризма.

В свете усиления в настоящее время института общественного контроля в Российской Федерации в целях наблюдения за действиями органов государственной власти, местного самоуправления, государственных, муниципальных и иных организаций следует предусмотреть развитие инструментов общественного контроля в области социального туризма.

Актуальными резервами развития социального туризма в России, механизмами повышения его эффективности также могут быть:

- поддержка социального предпринимательства в сфере туризма – организаций, разрабатывающих и реализующих турпродукт и туристские услуги для инвалидов, членов многодетных семей, ветеранов и пр.;

- развитие государственно-частного партнерства в области туристского обслуживания социальных групп населения, основываясь на широком применении Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который позволяет шире вовлекать организации малого бизнеса в сферу социального обслуживания;

- развитие самодеятельного (спортивно-оздоровительного) туризма как эффективного способа оздоровления, позволяющего вовлекать в систему социального туризма широкого круга лиц, в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с вышеизложенным участники Конгресса, опираясь на материалы заседаний Экспертного совета по туризму Комитета Совета Федерации по социальной политике, Общественного совета при Федеральном агентстве по туризму, Комиссии по культурному наследию и туризму Социальной платформы ВПП «Единая Россия», основные положения концепции устойчивого развития социального туризма в современной России, разработанной Российской Ассоциацией социального туризма, научные разработки в сфере социального туризма Российской международной академии туризма,
рекомендуют:


  1. В направлении оптимизации политики и стратегии развития внутреннего социального туризма:

- поддержать инициативу создания Совета по внутреннему и социальному туризму при Президенте Российской Федерации;


  1. В области совершенствования механизмов управления и развития сферы социального туризма:

- сформировать единую систему развития социального туризма в Российской Федерации на основе разработки комплексной межведомственной программы, включающей мероприятия органов исполнительной власти Российской Федерации в области культуры, туризма, здравоохранения, социальной защиты, природных ресурсов, регионального развития, развития Дальнего Востока, делам Крыма, делам Северного Кавказа, транспорта и других, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма, культуры, социальной защиты, здравоохранения, образования и других, некоммерческих организаций, предприятий туристской отрасли, социальных предпринимателей в туризме с использованием механизмов государственно-частного партнерства и учетом зарубежного опыта, предусмотрев меры по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы развития социального туризма на федеральном, региональном и местном уровнях;


  1. В области законодательного обеспечения развития социального туризма:

- дополнить Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» главой о социальном туризме, включающей определение социальных категорий граждан для предоставления им услуг социального туризма, указание форм государственной поддержки социального туризма, полномочий органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере социального туризма, порядка организации и оказания услуг в сфере социального туризма.
4. В области государственной поддержки социального туризма:

- внести изменения в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)», утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. № 644, предусмотрев ней мероприятия, направленные на развитие социального туризма (детско-юношеского, для многодетных семей, для инвалидов и пр.);

- расширить в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года положения, связанные с развитием социального туризма.
5. В области развития государственно-частного партнерства в сфере социального туризма:

- рассмотреть возможность разработки проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающего развитие социального туризма в Российской Федерации на основе положений Концепции внедрения программы стимулирования внутреннего социального туризма  «Отдых» и с учетом зарубежного опыта;

- активнее вовлекать организации малого бизнеса в сферу туристского обслуживания социальных групп населения, опираясь на широкое применение Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

- включить в федеральные и региональные государственные программы по развитию туризма мероприятия по внедрению практики фандрайзинга, как инструмента поддержки социального туризма;

- учредить национальный фонд поддержки социального туризма в целях содействия повышению доступности туризма, отдыха и санаторно-курортного обслуживания для российских граждан;

- инициировать разработку модели развития социального туризма для пожилых граждан «Оздоровление» как массовое добровольное движение;

- в целях развития инициативы учреждений образования и культуры в сфере туризма расширить практику муниципальных заданий для проведения экскурсий, целевых поездок и досуговых мероприятий туристского характера.


  1. В области методического обеспечения организации социального туризма:

- систематизировать существующие научно-методические разработки организации социального туризма;

- оценить потребность в разработке методических рекомендаций по развитию и обеспечению социального туризма, туристскому обслуживанию социальных групп граждан для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и организаций;


  1. В области информационного обеспечения развития социального туризма:

- провести мониторинг состояния социального туризма в субъектах Российской Федерации по показателям:

количество обслуживаемых граждан и потребности в социальном туризме;

программы и мероприятия социального туризма, реализуемые через государственные органы Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

проекты субсидируемых некоммерческих организаций в областях туристского обслуживания и разработки методического обеспечения социального туризма;

деятельность туристских организаций и предприятий, обслуживающих социальные категории граждан;

объекты культурного наследия, на базе которых действуют или возможно построение туристских маршрутов для социальных групп населения;

доступность туристских услуг для людей с ограниченными возможностями;

потребность в профессиональных кадрах;

- включить в число показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации показатель, характеризующий состояние социального туризма (детско-юношеского, для инвалидов, пенсионеров, многодетных семей и пр.) в регионе;

- регулярно представлять результаты мониторинга в виде ежегодного комплексного доклада «О состоянии развития социального туризма в Российской Федерации»;

- создать информационный портал по социальному туризму, включающий сведения о государственных и общественных программах и мероприятиях социального туризма в Российской Федерации; туристских организациях и предприятиях, обслуживающих социальные категории граждан; возможностях повышения доступности отдыха;

- содействовать освещению в государственных печатных и электронных средствах массовой информации мероприятий, направленных на развитие социального туризма.


  1. В области деятельности субсидируемых НКО в сфере социального туризма:

- разработать систему учета и планирования проектов в сфере туризма НКО, субсидируемых из различных бюджетных источников, исходя из географических, демографических и прочих факторов, в привязке к регионам страны и показателям развития туризма;


  1. В области общественного контроля в сфере социального туризма:

- определить оптимальные механизмы общественного контроля за действиями органов государственной власти, местного самоуправления, государственных, муниципальных и иных организаций, функции которых затрагивают организацию социального туризма;

- внести дополнения в Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования», в части проведения при помощи общественных советов оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере социального туризма;




  1. В области поддержки социального предпринимательства в сфере туризма:

- конкретизировать определение социального предпринимательства в туризме путем внесения поправок в соответствующие законодательные акты и разработать механизмы поддержки социального предпринимательства в туризме;

- предусмотреть меры государственной поддержки организациям, предоставляющим туристское обслуживание для социальных категорий граждан (пожилых людей, инвалидов, школьников и пр.)


  1. В области повышения качества предоставления услуг и развития инфраструктуры социального туризма:

  • разработать стандарты в области качества оказания услуг и требований к инфраструктуре в сфере социального туризма, ориентированных на потребности социальных категории граждан: инвалидов, семей с маленькими детьми и пр.;

  • содействовать развитию бюджетных средств размещения: хостелов, кемпингов и пр;

  • разработать на федеральном уровне систему обязательной сертификации услуг экскурсоводов, гидов, инструкторов с целью обеспечения безопасности и качества туристских услуг.


12. В области развития транспорта:

- расширить программы льготных перевозок и предоставления льготных транспортных тарифов к месту отдыха для социальных категорий граждан;

- запланировать финансирование на проведение комплекса мер в регионах по организации безбарьерной среды в местах наибольшей туристской активности;


13. В области развития детско-юношеского туризма:

  • добиваться от федерального и региональных органов управления образованием выполнения Указа Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» от 1 июня 2012 г. № 761 в части «развития разнообразных форм туризма и краеведения»;

  • определить федеральный орган исполнительной власти, ответственный за координацию деятельности по развитию детско-юношеского туризма, и наделить его соответствующими полномочиями, уточнив при этом полномочия других федеральных заинтересованных ведомств в сфере ДЮТ и отдыха;

  • пересмотреть устаревшие нормативные и методические документы об организации туристско-экскурсионной деятельности обучающихся;

  • принять меры для расширения сети станций и центров детско-юношеского туризма и краеведения, укреплению их материальной базы;

  • упростить порядок отчетности при организации туристских мероприятий для школьников.

Похожие:

Резолюция iconРезолюция ректора

Резолюция iconНадлежащую правовую защиту, и призвала родителей, мужчин и женщин...
Декларация прав ребенка. Резолюция 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20. 11. 59 г.)

Резолюция iconКонтактный тел Резолюция непосредственного начальника
...

Резолюция iconМетодологические пояснения
Российской Федерации (оон, Генеральная ассамблея, резолюция от 29 января 2014 года «Основополагающие принципы официальной статистики»,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск