Скачать 1.88 Mb.
|
Итоговый доклад парламентской комиссии по расследованию обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайной ситуации техногенного характера на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года Москва 2009г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 Условные сокращения 4 Глава 1. Цели, задачи и принципы деятельности парламентской комиссии 5 Глава 2. История проектирования, строительства, эксплуатации Саяно-Шушенской ГЭС и водохранилища до 17 августа 2009 года 8 Глава 3. Обстоятельства, причины возникновения и развития чрезвычайной ситуации техногенного характера 18 Глава 4. Последствия аварии 31 Глава 5. Ликвидация аварии 36 Глава 6. Действия Правительства Российской Федерации, Правительства Республики Хакасии и ОАО «РусГидро» по оказанию помощи семьям погибших и пострадавшим 41 Глава 7. Анализ и выводы в сфере технической политики, в т.ч. в части: 57-104 7.1. проектирования 57 7.2. производства основного оборудования (в т.ч. модернизация) 65 7.3. автоматизированных систем управления технологическими процессами и диагностики 71 7.4. обеспечения системной надежности 78 Глава 8. Технический контроль и надзор 103 Глава 9. Анализ экономической целесообразности создания ОАО «РусГидро» 110 Глава 10. Экология, безопасность эксплуатации плотины Саяно-Шушенского водохранилища, проблемы и задачи 116 Глава 11. Государственная и корпоративная кадровая политика в гидроэнергетике 133 Глава 12. Задачи законодательного регулирования отрасли 140 Глава 13. Основные причины, приведшие к аварии 146 Глава 14. Рекомендации Правительству Российской Федерации 150 Глава 15. Рекомендации Федеральному Собранию Российской Федерации 162 Приложение 1. Выводы и рекомендации Экспертной группы при парламентской комиссии по расследованию обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайной ситуации техногенного характера на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года -на 113 л. Приложение 2. Информация, предоставленная на запросы парламентской комиссии по расследованию обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайной ситуации техногенного характера на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года – на 157 л. Приложение 3. К выводам Парламентской комиссии по расследованию обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайной ситуации техногенного характера на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года – на 5 л. ВВЕДЕНИЕ Авария на Саяно-Шушенской ГЭС, произошедшая 17 августа 2009 года, стала одним из самых трагических событий новейшей истории России, которое потребовало от власти и общества непредвзятого и объективного расследования. Инициатива создания парламентской комиссии по расследованию обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайной ситуации техногенного характера на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года, принадлежала Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Настоящий Доклад завершает работу парламентской комиссии по расследованию обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайной ситуации техногенного характера на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года. В состав парламентской комиссии, образованной в сентябре с.г, вошло 16 представителей Федерального Собрания Российской Федерации. Состав членов комиссии позволил профессионально оценить ситуацию и выработать рекомендации в адрес Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам государственной политики в сфере гидроэнергетики и энергетического машиностроения, обеспечивающей устойчивость их функционирования и развития. Вместе с тем, анализируя положение дел в различных сферах, комиссия сочла целесообразным сфокусировать внимание на ключевых проблемах и возможных путях их решения, сделав соответствующие выводы и подготовив рекомендации в адрес ряда организаций и ведомств, проектных институтов и пр. При подготовке итогового Доклада члены парламентской комиссии стремились к объективности, не привнося в выработку общей позиции политических аспектов. В то же время не исключалось наличие персональных мнений членов комиссии по тем или иным разделам Доклада. К работе комиссии были привлечены эксперты-аналитики, не работающие в системе государственной власти, известные своими трудами и профессиональным опытом в научном, экспертном и отраслевом сообществе. Это позволило снизить возможности субъективного восприятия и оценки членами парламентской комиссии описываемых событий и явлений. В Докладе приведены факты из официальных документов органов государственной власти всех уровней, корпоративного управления, проектных и энергомашиностроительных организаций; использована информация, полученная в ходе опросов членами парламентской комиссии руководящего состава вышеупомянутых органов, бесед членов комиссии с экспертами и аналитиками, ответов на запросы комиссии, знакомства с материалами комиссии Ростехнадзора, Счетной палаты Российской Федерации. Членами парламентской комиссии была проанализирована существующая нормативно-правовая база организации функционирования Саяно-Шушенской ГЭС, соблюдения технологической и промышленной безопасности, осуществления контрольно-надзорной деятельности, взаимодействия с разработчиками проекта станции, конструкторами и изготовителями оборудования, контрольной аппаратурой и т.д. Комиссия сочла необходимым сосредоточить свое внимание на системном рассмотрении обстоятельств, приведших к аварии, оценке правовой неурегулированности и организационной необеспеченности существующей системы государственного и корпоративного управления, а также на подготовке ее руководителей и оперативного персонала. Члены парламентской комиссии в своей работе исходили из необходимости сжатых сроков формирования фактологических материалов и ограниченной временем актуальности выводов и рекомендаций для учета в сегодняшней и перспективной деятельности Саяно-Шушенской ГЭС. Парламентская комиссия допускает, что в дальнейшем могут появиться неизвестные факты в трактовке обстоятельств аварии, однако ожидания потерпевших, родственников погибших 17 августа 2009 года при аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и выявленные уже сегодня недостатки в организации деятельности станции требуют оперативного реагирования. ------------ Члены парламентской комиссии выражают соболезнования всем семьям и гражданам, потерявшим своих близких в результате аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Условные сокращения АРЧМ – автоматическое регулирование режима энергосистем по частоте и перетокам мощности АСУ ТП – автоматизированная система управления технологическими процессами ВЛ – воздушные линии ГА - гидроагрегат ГРАРМ – групповой регулятор активной и реактивной мощности ГЭС – гидроэлектростанция ЛЭП – линия электропередачи МНА –магистральный насосный агрегат ОДУ – оперативно-диспетчерское управление ОРГРЭС –инжиниринговая компания, работающая в электроэнергетике и ряде других отраслей (филиал ОАО "Инженерный центр ЕЭС" - "Фирма ОРГРЭС") ОРУ – открытое распределительное устройство ОЭС-объединенная энергосистема ПТЭЭСиСРФ – Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2003 г. №229 РК – рабочее колесо СМГТС – служба мониторинга гидротехнических сооружений СТК –статический тиристорный компенсатор СШГЭР – ОАО “Саяно-Шушенский Гидроэнергоремонт” (до июля 2009 г. ЗАО “Гидроэнергоремонт”) СШГЭС – Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего ТП – турбинный подшипник ЦДУ - центральное диспетчерское управление (диспетчерский узел) ЦКТИ - Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский котлотурбинный институт имени И. И. Ползунова ЦПУ – центральный пульт управления ЭГР – электрогидравлический регулятор Глава 1. Цели, задачи и принципы деятельности парламентской комиссии Парламентская комиссия по расследованию обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайной ситуации техногенного характера на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года (далее – Комиссия), образована в сентябре 2009 года Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 16 сентября 2009 года № 2508-5 ГД и Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 21 сентября 2009 года №324-СФ в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 декабря 2005 года №196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации". В состав Комиссии на паритетных началах вошли шестнадцать представителей Федерального Собрания Российской Федерации. 1.1. Состав Комиссии Сопредседатели: Глухих Виктор Константинович - заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям; Пехтин Владимир Алексеевич - член Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам. Секретарь: Липатов Юрий Александрович - председатель Комитета Государственной Думы по энергетике. Члены Комиссии: Бабаков Александр Михайлович - Заместитель Председателя Государственной Думы; Бурков Александр Леонидович - член Комитета Государственной Думы по транспорту; Журко Василий Васильевич - член Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии; Левченко Сергей Георгиевич - член Комитета Государственной Думы по энергетике; Маслюков Юрий Дмитриевич - председатель Комитета Государственной Думы по промышленности; Межевич Валентин Ефимович - первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям; Орлов Виктор Петрович - председатель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды; Петренко Валентина Александровна - председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению; Рыжков Николай Иванович - председатель Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям; Семенов Владимир Владиславович - член Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству; Серебренников Евгений Александрович - первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности; Толкачев Олег Михайлович - председатель Комиссии Совета Федерации по жилищно-коммунальному хозяйству; Шатиров Сергей Владимирович - первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по промышленной политике. 1.2. Цели парламентского расследования Комиссия руководствовалась в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 27 декабря 2005 года №196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации" и иными нормативно-правовыми актами. Комиссией определены цели парламентского расследования: - осуществление в пределах своих полномочий деятельности, направленной на выявление причин и условий возникновения фактов и обстоятельств, повлекших за собой возникновение чрезвычайной ситуации техногенного характера на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года; - анализ действий организаций и должностных лиц; - выработка рекомендаций и подготовка предложений по снижению рисков и недопущению подобного рода ситуаций. Комиссией для выполнения поставленных целей были реализованы следующие задачи: - определены основные направления парламентского расследования; - проведено 8 заседаний Комиссии; - образованы две рабочие группы (в рамках деятельности которых осуществлен выезд на место трагедии – п.Черемушки (г.Саяногорск), а также на ряд предприятий по изготовлению гидрооборудования (г.Санкт-Петербург) – всего 4 рабочих поездки; - привлечены в установленном порядке для участия в работе Комиссии представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Хакасия, разработчики проекта Саяно-Шушенской ГЭС и изготовители оборудования, а также представители научных, общественных и иных организаций; - проведен анализ действий должностных лиц, связанных с возникновением аварии на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года; - осуществлен анализ технической составляющей аварии техногенного характера на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года; - осуществлена оценка законодательства Российской Федерации в вопросах обеспечения ответственности за безопасность особо опасных объектов при их проектировании, строительстве, эксплуатации и ликвидации на территории Российской Федерации; - подготовлены предложения и рекомендации по недопущению подобного рода ситуаций. 1.3. Принципы деятельности парламентского расследования Парламентское расследование проводилось на основе принципов: - соблюдения Конституции Российской Федерации и законности; - уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; - уважения чести и достоинства личности; - равенства граждан перед законом; - коллегиальности, объективности и гласности. Парламентское расследование не подменяло собой дознание, предварительное следствие и судопроизводство. Глава 2. История проектирования, строительства, эксплуатации Саяно-Шушенской ГЭС и водохранилища до 17 августа 2009 года 2.1. Общее описание Саяно-Шушенской ГЭС. Основные технико-экономические показатели Саяно-Шушенский гидроэнергетический комплекс расположен на реке Енисей на юго-востоке республики Хакасия в Саянском каньоне у выхода реки в Минусинскую котловину. Река Енисей начинается после слияния Большого и Малого Енисея и, протекая с юга на север, впадает в Енисейский залив Карского моря. Длина реки от слияния Большого и Малого Енисея - 3 487 км, падение - 613 м, площадь водосбора - 2 580 км2, среднемноголетний сток - 610 км3. Благодаря высокой водности Енисея, высоким напорам, созданным плотинами, и большой емкости водохранилищ. Климат в районе плотины - резко континентальный: максимальная температура плюс 40°С, минимальная – минус 44°С. Продолжительность безморозного периода - 128 дней. Место расположения - узкая долина с крутыми берегами, возвышающимися над уровнем воды на 800-900м, имеет ширину на уровне поймы 360м, а на отметке гребня плотины – 900м. Створ сложен кристаллическими метаморфическими трещиноватыми сланцами. Комплекс включает в себя Саяно-Шушенскую ГЭС и расположенный ниже по течению контррегулирующий Майнский гидроузел. Саяно-Шушенская гидроэлектростанция расположена в п.Черемушки, в 32 км от г.Саяногорск. Генеральным проектировщиком Саяно-Шушенской ГЭС являлся институт "Ленгидропроект" (г.Санкт-Петербург); главным инженером проекта - А.И.Ефименко. Строительство гидроузла осуществляла строительная организация '"Красноярскэнергострой". Основное энергетическое оборудование изготовлено Ленинградским металлическим заводом и заводом "Электросила". Сроки строительства: Начало строительства – 1968 год, окончание строительства – 1988 год; начало строительства нового берегового водосброса – 2005 год, планируемый срок окончания – 2010 год. В настоящее время "Саяно-Шушенская ГЭС имени П. С. Непорожнего" является филиалом ОАО "РусГидро". Директор филиала на момент аварии 17 августа 2009 года - Неволько Николай Иванович. ГЭС присвоено имя крупнейшего энергетика страны, видного учёного, доктора технических наук П.С. Непорожнего, возглавлявшего Министерство энергетики и электрификации СССР (1962-1985гг.), вдохновителя и организатора большой программы строительства гидроэлектростанций в стране. Саяно-Шушенская ГЭС – верхняя в каскаде енисейских гидроэлектростанций, одна из крупнейших в мире: установленная мощность – 6,4 млн. кВт, расчетный напор – 194 м, максимальный статический напор на плотину — 220 м; среднегодовая выработка – 23,5 млрд. кВт.час электроэнергии, что равно выработке сразу нескольких ГЭС Волжского каскада. Саяно-Шушенская ГЭС является самой мощной электростанцией в России и крупнейшим источником покрытия пиковых перепадов мощности в Единой энергосистеме России и Сибири. До событий 17 августа 2009 года ГЭС производила 15 процентов энергии, вырабатываемой на российских гидроэлектростанциях, и 2 процента общего объема электроэнергии. В состав сооружений Саяно-Шушенской ГЭС входят бетонная арочно-гравитационная плотина, здание ГЭС приплотинного типа и строящийся береговой водосброс. Создание плотины такого типа в условиях широкого створа Енисея и сурового климата Сибири не имело аналогов в мире. Гигантское бетонное сооружение - плотина высотой 245 м и длиной по гребню 1066 м, с шириной по основанию 110 м и по гребню - 25 м, перекрывает Енисей, подняв его уровень на 220 метров. Плотина имеет форму арки, упираясь своими крыльями в две горы, образующие Карловский створ. Устойчивость плотины под напором воды (около 30 млн. тонн) обеспечивается не только собственным весом (60%), но и упором в берега (40%). Плотина врезана в здоровую скалу левого и правого берегов соответственно на глубину 15 м и 10 м. Сопряжение плотины с основанием в русле произведено врезкой до прочной скалы на глубину до 5 м. Плотина очерчена по напорной грани радиусом 600 м. Арочно-гравитационная плотина состоит из водосбросной, станционной и глухих береговых частей. Гашение энергии сбросного потока осуществляется в водобойном колодце. Арочно-гравитационная плотина включает в себя левобережную глухую часть длиной 246,1 м, станционную часть длиной 331,8 м, водосбросную часть длиной 189,6 м и правобережную глухую часть длиной 298,5 м. В теле плотины вдоль верховой грани устроены продольные галереи, используемые для наблюдения за состоянием плотины, размещения контрольно-измерительной аппаратуры, сбора и отвода дренажных вод, выполнения цементационных и ремонтных работ. Всего в плотине размещены по высоте 10 галерей. Водосбросная часть плотины расположена у правого берега, состоит из 12 секций. Водосброс имеет 11 заглубленных пролетов шириной по 5м. Сечение водоводов на входе - 6x8м, на выходе - 7x5м. Водоводы оборудованы основными и ремонтными затворами. Четырехметровые носки-трамплины завершают водосбросы, на сходе с них скорость воды достигает 55 м/сек. Пропускная способность водосброса плотины – 13 600 м3/сек. Энергия холостых сбросов гасится в водобойном колодце. В колодце поток теряет значительную часть своей энергии. За водобойной стенкой скорость потока - 6 м/сек. Для осушения водобойного колодца в раздельном устое размещена насосная станция. Производительность каждого из трех установленных насосов 1200 м3/час. Время осушения колодца - 55 часов. В левобережной части русла реки располагается станционная часть плотины, состоящая из 21 секции. Со стороны нижнего бьефа к ней примыкает здание ГЭС, зона примыкания завершается трансформаторной площадкой. Машинный зал длиной 287,97 м и шириной 36 м, монтажная площадка длиной 40,04 м. Расстояние между осями агрегатов 23,7 м. Машинный зал Саяно-Шушенской ГЭС построен на базе пространственной перекрестно-стержневой конструкции, состоящей из унифицированных металлических элементов системы Московского Архитектурного института (МАРХИ). Такая конструкция была впервые применена в практике строительства гидростанций. При проектировании не учитывались нагрузки, связанные с действием гидравлических процессов при работе водосбросов и агрегатов, поэтому из-за повышенной вибрации раз в три года (после каждого холостого водосброса) производится обследование тысячи узлов конструкции с измерением зазоров в стыковочных узлах. Саяно-Шушенская ГЭС имеет в составе 10 гидроагрегатов мощностью 640 МВт каждый. Глухие береговые части плотины осуществляют сопряжение плотины с берегами. Плотина ГЭС образует крупное Саяно-Шушенское водохранилище полным объемом 31,34 км3 (полезный объём составляет 15,34 км3) и площадью 621 км2. При этом длина водохранилища составляет 312 км, ширина - до 10 км, глубина - до 113 м. Вода водохранилища отличается высоким качеством, что позволило организовать в нижнем бьефе ГЭС рыбоводные хозяйства, специализирующиеся на выращивании форели. При создании водохранилища было затоплено 35,6 тысяч га сельхозугодий и перенесено 2717 строений. В районе водохранилища расположен Саяно-Шушенский биосферный заповедник. В ходе регулирования энергосистемы расход воды Саяно-Шушенской ГЭС варьируется, порождая значительные колебания уровня Енисея, которые, в свою очередь, негативно отражаются на судоходстве и ведении хозяйственной деятельности в долине ниже по течению. Для устранения этого негативного эффекта в 21,5км севернее от Саяно-Шушенской ГЭС была построена низконапорная Майнская ГЭС мощностью не более 321 МВт, сглаживающая при помощи своей плотины побочные эффекты работы большой ГЭС, осуществляя так называемое контррегулирование. За прошедшие годы Саяно-Шушенская ГЭС за счет малой себестоимости произведенной электроэнергии полностью окупила свое строительство. В 2006г., срабатывая переполненное очередным паводком водохранилище, станция выдала в сеть 26,8 млрд кВт.ч электроэнергии, поставив тем самым рекорд. В полноводные годы в связи с ограниченной пропускной способностью ЛЭП ГЭС вынуждена сбрасывать часть воды мимо турбин, что приводит к недовыработке 1,6-2 млрд. кВт.ч. При строительстве Саяно-Шушенского гидроузла выполнено 11,5 млн. м3 земельно-скальных работ и уложено 9,7 млн. м3 бетона и железобетона. Сметная стоимость строительства в ценах 1969 года составила 1 243,6 млн. руб., из них на строительство гидротехнических сооружений было выделено 1 168,2 млн. руб. Капиталовложения в энергетику составили 1 009 млн. руб. Удельные капиталовложения на 1 уст. кВт - 161 руб., на 1 кВт.ч – 4,4 коп. Себестоимость 1 кВт.ч электроэнергии в 2001 г. Саяно-Шушенской и Майнской ГЭС составила 1,62 коп. Основными региональными потребителями электроэнергии ГЭС являются Саяногорский алюминиевый завод (Русал), Хакасский алюминиевый завод, Красноярский алюминиевый завод, Новокузнецкий алюминиевый завод, Кузнецкий ферросплавный завод. |
Администрации г. Улан-Удэ гражданам, жилое помещение которых пострадало от пожара или чрезвычайных ситуаций природного или техногенного... | Федерального закона от 21. 12. 1994 n 68-фз "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",... | ||
Постановления гко, приказы Ставки Верховного Главного Командования, приказы Народного комиссариата обороны | Требования к месту выполнения работ: Мурманская область: п. Зареченск, Иовская гэс; п. Зеленоборский, Княжегубская гэс | ||
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 09 августа 2013 г. №569-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории... | Закупка, которая возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного... | ||
Закупка, которая возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного... | Закупка, которая возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного... | ||
Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Адресная материальная помощь гражданам при возникновении... | Филиала ОАО «РусГидро»-«Саяно-Шушенская гэс имени П. С. Непорожнего» Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб через... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |