Саруханов В. А. С20 Агитбригада: Проблемы. Рекомендации. Сцена­рии


НазваниеСаруханов В. А. С20 Агитбригада: Проблемы. Рекомендации. Сцена­рии
страница1/22
ТипКнига
filling-form.ru > Туризм > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
В. А. САРУХАНОВ




АГИТ

БРИГАДА

Проблемы

рекомендации

Сценарий


В. САРУХАНОВ

АГИТ

БРИГАДА

Проблемы

рекомендации

сценарии

Москва

ПРОФИЗДАТ

1989

ББК 85.7

С20


Саруханов В. А.

С20 Агитбригада: Проблемы. Рекомендации. Сцена­рии.— М.: Профиздат, 1989.—288 с. 90 к.

Книга знакомит с организацией деятельности агитационно-худо­жественных коллективов. Показаны цели и задачи агитбригады, пути ее формирования, раскрыты организационно-творческие принципы работы. Автор знакомит о процессом создания агит спектакля, начиная от выбора фактического материала до его сценического воплощения, с принципами драматургии и режиссуры агит представлений.
© Профнздат-1989


От автора
Здравствуйте, уважаемый Читатель!

Не удивляйтесь, встретив на первой странице такое ч,- соасам обычное обращение, — око возникло не слу­чайно. Его определили замысел книги, ее структура, призванная воссоздать атмосферу своеобразного семина­ра, творческой лаборатории руководителей агитационно-художественных самодеятельных коллективов, где най­дут свое место беседы и лекции, практические занятия и дискуссии. Немалый опыт проведения подобных семина­ров и лабораторий — в Минске и Сыктывкаре, Мурман­ске и Саранске, Харькове и Владивостоке, Ленинграде и Смоленске, Алма-Ате и Симферополе — вселяет в меня надежду, что если и не в прямом смысле слова я знаком С Вами, то хотя бы гипотетически представляю Вас и Ваши запросы. Именно это и дает мне основание обра­титься к Вам со страниц этой книги.

С благодарностью отмечу, что ее написанию в значи­тельной мере способствовал Ваш общий богатый прак­тический опыт, деятельность различных агитационно-ху­дожественных коллективов, масштабных, известных и менее заметных, — этой многотысячной армии бескорыст­ных и преданных нашему прекрасному и жизненно не­обходимому делу бойцов. Нашел отражение и собствен­ный творческий багаж автора как в самодеятельном ис­кусстве (30-летний опыт руководства молодежным агит-театром «Темп» Ленинградского ордена Ленина кораб­лестроительного института), так и в искусстве профес­сиональном, где довелось выступать в качестве драма-турга, режиссера и художника в театрах и на Ленин­градской студии телевидения,

Существенное место занимает в книге теоретическое наследие ведущих педагогов, деятелей литературы и ис­кусства, практиков культурно-просветительной работы, чей неоценимый опыт широко представлен на этих, стра­ницах.

И конечно же в своих теоретических рассуждениях автор опирался на фундаментальные труды классиков марксизма-ленинизма, выдающихся деятелей Коммуни­стической партии и Советского государства, на решения партийных и профсоюзных съездов.

Происходящая сейчас качественная перестройка об­щественного сознания не может не затрагивать и пред­ставителей художественного творчества, в том числе и творчества самодеятельного, в котором агитационно-ху­дожественное движение по нраву занимает передовые позиции.

От каждого из нас требуются сегодня бойцовские ка­чества, способность активно действовать во имя осу­ществления взятого партией курса, который отвечает чаяниям всего народа, действовать конкретно, целенап­равленно и результативно. А для этого агитационно-ху­дожественные самодеятельные коллективы располагают столь мощным и специфическим арсеналом средств воз­действия, какой порой недоступен даже самым ярким представителям профессионального искусства.

Этот удивительно многогранный вид художественно­го самодеятельного творчества дарит каждому его уча­стнику, а через него — каждому зрителю со-пережива-ние, со-мыслие, со-чувствие, со-действие, глубина кото­рых необыкновенна и удивительна благодаря тесному переплетению искусства с окружающей жизнью. Творче­ская активность здесь, по точному определению извест­ного советского социолога И. С. Кона, прежде всего об­щественная, социальная активность. Только чувство гражданственности соединяет воедино радость симосуществлсния («Я делаю то, что мне нравится») и удов­летворение от сознания выполненного долга (^Радуюсь я —это мой труд вливается в труд моей республики»).

Но одной активности, желания, стремления может оказаться недостаточно для подлинного творчества, для получения, оптимального результата, который в агит-бригадной практике, как правило, проверяется конкрет­ным результатом ее воздействия. Без необходимых знаний, умений и навыков в нашем таком специфичном и многосложном виде художественного самодеятельного творчества не обойтись. Конечно, как и в любом творче­стве, случаются и здесь минуты счастливого озарения, творческой интуиции, когда талантливые решения и сценические удачи возникают словно сами собой, но, повторим вслед за полководцем Суворовым, «раз пове­зет, два повезет. Но, помилуй бог, надобно и умение!». А умение определяется прежде всего владением мето­дикой организационно-творческой и учебно-воспитатель­ной работы в агитационно-художественных коллективах. Именно на выявление методики различных аспектов агитбригадной деятельности направлена предлагаемая Вашему вниманию книга, призванная помочь творческо­му становлению и развитию руководителей самодеятель­ных агитационно-художественных коллективов.

А теперь, после этого небольшого авторского вступ­ления, начнем занятие нашей своеобразной творческой лаборатории, где Вас ожидают анализ различных проб­лем агитационно-художественного самодеятельного твор­чества, знакомство с историей и современным развити­ем агитационно-художественного движения, изучение ос­нов драматургии и режиссуры. Автор намеренно не уп­рощал характера изложения теоретического материала, стремясь приблизить Читателя к тем нужным и интерес­ным научным трудам, которые ему могут встретиться на пути к расширению «круга познания». Также намеренно был по возможности сохранен разговорный язык в прак­тических занятиях и беседах, включающих цитаты из различных произведений и высказывания ученых, педа­гогов, драматургов, режиссеров, великих мыслителей древности и... Ваших коллег, руководителей современных агитколлективов. Этим хотелось лишний раз подчерк­нуть широту и многосложность агитационно-художест­венного самодеятельного творчества, его взаимосвязь со всеми сторонами окружающей нас жизни.

Впрочем, насколько правомочными оказались наме­рения автора, Вам предстоит определить самим.

Итак...

Беседа первая

О ГЛАВНОМ

XXVII съезд партии четко сформулировал! «...уско­рение социально-экономического развития страны — ключ ко всем нашим проблемам: ближайшим и пер­спективным, экономическим и социальным, политиче­ским и идеологическим, внутренним и внешним. Только таким путем может и должно быть достигнуто новое качественное состояние советского общества».

...Новое качественное состояние советского общест­ва!.. Вдумаемся еще раз в эти слова. Не это ли единая для всех нас цель наших устремлений и деяний, забота всех и каждого? Сегодня все мы единодушны: настало время вернуть подлинный изначальный смысл таким понятиям, как «правда», «гласность», «порядок», «ини­циатива», «ответственность».

Перестройка идет. Порою медленно, непросто.

Следует отдавать себе отчет в том, что новые цен­ности и представления даже в условиях утвердившегося социализма еще не стали достоянием каждого человека, в полной мере не осмыслены им. Мобилизовать духовную энергию людей на осознание своей гражданственности, на создание в стране атмосферы всенародного осужде­ния и нетерпимости к любым проявлениям узколобого мещанства, потребительства, частнособственнической психологии, самоизоляции в кругу мелких, эгоистических интересов и дел — такова задача. В преодолении этих чуждых нашей морали проявлений воспитывается совет­ский человек как активный гражданин нового общества, с присущими ему благородными идейными и нравственными нормами, высокой культурой труда и повседневного поведения.

Особое место в осуществлении перестройки всей на­шей жизни принадлежит советской литературе, культу­ре, искусству. И далеко на в последнюю очередь — ис­кусству самодеятельному. В программе КПСС подчер­кивается настоятельная 'потребность в постоянном совершенствовании содержания и методов культурно-про­светительной работы, важным звеном которой в целе­устремленной деятельности по идейно-политическому, трудовому, нравственному, эстетическому воспитанию, формированию гармонически развитой личности является художественное самодеятельное творчество,

Разумеется, задачи профессионального и самодея­тельного искусства различны. Первое направлено на са­мые широкие круги зрительской, читательской аудито­рии, а второе—главным образом на ф9рмирование личности участника самодеятельного художественного коллектива и «свою» аудиторию, аудиторию ближай­шего окружения. Питаясь единой природой творческо­го постижения мира, эти две сферы искусства как бы дополняют друг друга, образуя единую воспитатель­ную систему средствами искусства.

Сегодня можно со всей уверенностью утверждать, что самодеятельное творчество во всем многообразии своих видав, жанров и форм стало неотъемлемой ча­стью, важным звеном формирующейся социалистиче­ской культуры, и его дальнейшее развитие и совершен­ствование как неотъемлемой части всей культурно-прос­ветительной работы отвечает потребностям развития на­шего общества, трудовых коллективов, личности. И глав­ное направление его воздействия — социализация лич­ности.

Социализация личности — процесс формирования та­ких качеств человека, которые обеспечивают его вклю­чение в определенную общественную целостность; в атом процессе индивид осваивает знания, нормы, цен­ности, принятые в той или иной общности людей. Среди средств социализирующего воздействия, действующих на различных этапах человеческой жизни и в различных исторически конкретных общностях, самодеятельное художественное творчество занимает особое место.

По самой своей природе искусство обладает мощ­ным воспитательным потенциалом. Но наибольшая эф­фективность воздействия на личность возникает при его целенаправленности и систематичности, столь ярко проявляющихся именно в системе самодеятельною творчества, особенно в его агитационно-художественном на­правлении.

Деятельность агитационно-художественных коллек­тивов всегда отличала тесная связь содержания, идей­ной направленности с насущными задачами времени, стремление наиболее полно и ярко отобразить окру­жающую жизнь, остро чувствуя и откликаясь на акту­альные, волнующие «свою» аудиторию проблемы.

Отбирая наиболее интересные, волнующие факты, документы, события, раскрывая их образными, художе­ственными средствами, скрупулезно исследуя причин­но-следственные связи актуальных событий дня, агита­ционно-художественные коллективы были и остаются активными и действенными представителями самодея­тельного художественного творчества. Тесная связь с деятельностью предприятия, стремление активно вли­ять на жизнь его трудового коллектива, борьбу за по­вышение производительности труда, его эффектив­ность и качество, режим экономии, на дисциплину — вот что определяет сегодня творческое лицо рабочих агитбригад.

Но насколько ярка и убедительна суть их деятель­ности, настолько заметны и обшие для многих из них проблемы: незнание элементарных основ педагогиче­ского и творческого процесса, отсутствие опыта, скуд­ная информация, схематичные, застывшие на годы и да­же десятилетия ориентиры, там и сям насаждаемые от­дельными руководителями различного ранга, и т. д. и т. п. Все это явления в художественной самодеятельно­сти далеко не редкие, в какой-то мере естественные, а уж в агитбригадах даже неизбежные. Достаточно напом­нить, что более половины руководителей агитационно-художественных самодеятельных коллективов — общест­венники, имеющие совсем другие, не связанные с худо­жественным самодеятельным творчеством профессии — рабочие, инженеры, кадровые офицеры, студенты.

Потому-то и процветают расхожие, упрощенные агитбригадные штампы: они доходчивы, однозначны, привычны для многих (в том числе и — увы! — для раз­личных жюри, оценивающих нашу работу по тем же стереотипным меркам). На них ориентируются, часто не утруждая себя постоянными вопросами, а значит, и постоянными поисками ответов. А ведь без этого нет

8

и не может быть творчества, нет развития! «То, что не развивается, — гибнет» (В. Г. Белинский). А потому во­просы, вопросы, вопросы...

Начнем с самого, пожалуй, важного и на первый взгляд простого вопроса: что же такое агитбригада? Так ли уж прост и очевиден ответ на него? А куда отнести почти повсеместно существующие агитзвенья, агит-театры? Что входит в круг обязанностей агитационно-художественного коллектива и существуют ли эти чет­кие, незыблемые границы?

Агитбригада... Не является ли этот термин сегодня не совсем точным, неполным? Конечно, у него славное прошлое, богатые традиции, удачи и победы, но... вби­рает ли он в себя то реальное, объективно существую­щее последние десять с лишним лет, все ипостаси того многосложного, разветвленного, находящегося на сты­ке различных видов человеческой деятельности явле­нии, каковым стало агитационно-художественное само­деятельное творчество? Это явление социально-худо-жвстмнноо, педагогическое — отсюда и столь много-флмнл иго сущность, столь неоднозначна его природа и... сголь противоречивы порой встречающиеся в раз­ных изданиях его определения.

Но прежде чем мы попытаемся внимательно разо­браться в них, хочется привести в качестве примера раз­говор членов жюри республиканского смотра агита­ционно-художественных коллективов во время выступ­ления одной из агитбригад.

  • Хороший коллектив! Яркий, убежденный, искренний... А как поют, двигаются!..

  • Да, да, вы правы, прекрасные ребята!..

  • Но... какая же это агитбригада?!




  • Никакая это не агитбригада... А жаль! Смело ложно было бы давать первое место...

  • Но почему не агитбригада?

  • О-о!.. Тут много признаков: во-первых, не многожанрово! Только поют и говорят... во-вторых, нет вступительной песенки, после которой должен следовать позитивный материал.

  • А почему обязательно вступительная песенка?!

  • Потому что агитбригада!

Но это же не аргумент! Во всем, что происходит,

9

там более на сцене, тем более в ярком, точном по своему адресу агитационно-художественном действии (агитке!) должна быть, не может не быть четкая логи­ка этого действия, определяемая его целью! Вступи­тельная песенка должна быть только для чего-то: ска­жем, чтобы представиться, если коллектив незнаком аудитории и нет по поводу его выступления никаких афиш и объявлений, или для того, чтобы очертить круг проблем, которые рассматриваются в представлении, ввести зрителя в курс дела, или... Но только не просто так, не потому, что это обязательная принадлежность агитбригадного представления, словно действует стро­жайший приказ, который следует неукоснительно ис­полнять!.. И вот уже встречаешь руководителей, кото­рые не захотели или не сумели задать себе вопрос: «А зачем нужна вступительная песенка?» — чтобы потом ответить на него и вдохнуть в эту песенку рожденный четкой целью подлинный, а не формальный смысл! А разговор в жюри продолжается.

  • Простите, а что вы имели в виду, когда говорили
    о многожанровости?


  • Ну как же!.. Ведь агитбригада — явление много­
    жанровое!


  • Обязательно?

  • Обязательно!

  • ?!

Еще один приказ? Разве он когда-нибудь издавался? Агитбригада многожанрова, да! Как правило! Но это не по приказу, не по требованию «соответствовать», а по свойству своей драматургии, которая в большинстве сво­ем носит дивертисментный характер, когда в едином сценарии собраны законченные номера, эпизоды (дивер­тисменты), решенные в различных жанрах, — отсюда и столь распространенная агитбригадная многожанровость.

Как следствие, но не как первопричина! Ибо много-жанровость (как и жанр) — это производное от сущест­ва, целей и задач программы. Это в конечном счете за­кономерность взаимосвязи понятий содержания и фор­мы. Сначала — содержание, а потом — логично вытека­ющая из него, рожденная его природой, пропущенная через творческую фантазию форма.

И разве справедлив упрек в отсутствии многожан­ровости, которая якобы не дает права коллективу счи­тать себя агитбригадой? Впрочем, остроту этого вопроса

10

дшшо уже сняла сама жизнь, выдвинув на агитбригад-мыо подмостки агитхоры и агитоперы, даже агитбригады (угубо танцевальные.

А разговор все еще продолжается... И продолжает <мо все тот же оппонент, который любит задавать вопро­сы и ставить под сомнение очевидные для своего со­беседника «приказные» истины.

Все-таки, что ни говорите, это интересный агит-
гоатр!


- Нет-нет, до агиттеатра им далеко, еще работать и работать!.. Пока это агитбригада. Мы рассматривали • озможность считать их агиттеатром, но решили отло­жить этот вопрос. Агиттеатр — это высокая ступень, это, •ели хотите, награда, которую еще надо заслужить!..

?1

А если агитбригада не хочет быть агиттеатром? Не жолпот — и все тут! Она хочет и в будущем строить свою работу только на местном факте, доступном и по-НМ1НРМ юпько своей аудитории, ближайшему окруже­нию, и видит этом единственный смысл своего суще-< 1ВОНЛНИИ И не собирав и и расширять границы фактов и том, распространяя их на все более широкие круги зрителей, которым доступны и близки более типиче­ские, обобщенные проблемы, что как раз и свойственно театрам, в том числе и агит.

А если, с другой стороны, коллектив только-только организовался и народу в нем — кот наплакал, и ма­стерства — увы! — пока негусто, а желают — и все тут! — сразу браться за драматургию типическую, по­нятную любому зрителю, и уж если в их программе и присутствует понятие «местный факт», то границы этой «местности» столь широки, что совпадают с границами действия как минимум республиканского телевидения — как быть в этом случае? И это агитбригады? А право на­зываться агиттеатром им еще предстоит завоевать? Нет ли здесь некоей путаницы в целях, задачах, путях твор­ческого роста отдельных агитационно-художественных коллективов?

...Разговор в жюри не окончился, он продолжается, и мы к нему еще, возможно, вернемся. Но сейчас хо­чется еще раз спросить себя: так что же это такое — агитбригада? А также агиттеатр?"~Агитзвено? Что в них самое главное: содержание (цели, задачи, Тема, идея, проблема и т. д.) или форма (жанр, стиль, композиция, выразительные средства и т. д.)?

Вопрос, очевидно, риторический. Содержание не мо­жет, не должно быть в рабской зависимости от формыГ Лозунг «Делай так и только так!», в творчестве еще ин­огда не давал хороших результатов. «Искусство тре­бует непрерывного обновления форм» (А. П6пов)Г «Художнику рецептура вредит, он сам вырабатывает за­коны существования» (Г. Товстоногов).

Заметим, сама жизнь свидетельствует о том, что «ре­цептурный период» постепенно сходит на нет — уже практически не встречаются на местах «резиновые» сце­нарии для агитбригад, рассылаемые сверху, где надо только вместо многоточий вставлять фамилии передо­виков и проценты плана, эти обезличенные, хотя и про­фессионально скроенные, сценарные болванки, которые никак не отличаются «...лица необщим выраженьем».

Сегодня уже вместе со сценарием рассылаются и методические указания к нему, побуждающие к само­стоятельному творчеству, пусть поначалу робкому, но творчеству. И уж коли «рецептура» на каком-то этапе небесполезна, то рядом всегда должен находиться учи­тель ( а ведь сеть повышения квалификации руководи­телей различных коллективов художественной самодея­тельности у нас — явление мощное, развитое, обеспе­ченное) — учитель, который объяснит, покажет, на­учит, наставит на путь... единственный, твой, творческий.

И отвечая на вопрос: «Что важнее: содержание или форма?» — а ответ на него, согласитесь, очевиден, — мы начнем попутно отвечать и на главный наш вопрос: «Что же такое агитбригада?» Точнее, самодеятельный агита­ционно-художественный коллектив?

Итак, сначала «что», а уж потом «как», сначала аги­тация и пропаганда, а затем художественными (заме­тим, сюда же входят и художественно-публицистиче­ские) средствами.

Этот тезис настолько очевиден, что вроде бы и не­ловко столь страстно его декларировать...

Очевиден и... потому, наверно, как это нередко бы­вает с очевидными понятиями, не вызывает порой по­требности каждый раз напоминать себе его смысл.

А если задуматься над ним, то окажется, что в иных агитбригадных программах, скроенных по всем «зако­нам жанра», при тщательном рассмотрении не обнару­живается как раз самого важного — агитации и про­паганды, когда со сцены декларируются общеизвестные (чтобы не сказать — прописные) истины, всеобъемлющие, но не затрагивающие определенную специфи­ческую аудиторию лозунги, призывы, сотрясающие воз­дух, после которых не остается в умах и душах зрите­лей ничего определенного, конкретного, побуждающего к действию. А форма при этом может быть самая яр­кая, самая мастерская, самая (к вящему удовольствию нашего недавнего знакомого из жюри смотра) «агитбригадная». Может быть, уместно, воспользовавшись словарем, еще раз напомнить о том, что такое агита­ция и пропаганда, фундаментальные основы которых разработаны в великих трудах В. И. Ленина.

Агитация — важнейшая составная часть идейно-вос­питательной работы партии, одно из испытанных средств побуждения людей к активному и сознательному дей­ствию, мобилизации их на осуществление политики пар­тии во всех областях общественной жизни. Агитация базируется на марксистско-ленинской теории, опирается на ленинские принципы коммунистической идейности, научности, классового подхода, правдивости, тесной свя­зи с жизнью и запросами повседневной практики.

Пропаганда — распространение среди трудящихся масс марксистско-ленинских идей, разъяснение поли­тики партии и социалистического государства, достиже­ний науки и практики и на этой основе неуклонное повы­шение сознательности и социальной активности совет­ских людей. Пропаганда — комплексное средство фор­мирования личности социалистического типа.

И еще немного о прописных истинах, связанных с деятельностью агитбригад, — истинах, казалось бы оче­видных порой даже для тех, кто совсем недавно всту­пил на этот нелегкий творческий путь.

Вот они: актуальность, злободневность, оператив­ность, мобильность...

Многократно повторенные на всех уровнях, они, бе­русь это утверждать, нередко не затрагивают нас, не стимулируют работу ума, постоянно задающего себе вопросы (а иначе как же без этого в творчестве, да еще в творчестве с таким активным социальным началом?!): а что это такое — актуальность, злободневность, опера­тивность, мобильность? Чем, каким сущностным содер­жанием наполнены эти понятия? Как ими оперировать в творческом процессе?

Актуально ли, скажем, поднять проблему, связанную с прохудившейся крышей в цехе, выпускающем точные приборы, если бюро погоды обещает через два дня за­тяжные ливневые дожди, а агитбригада, репетируя два раза в неделю, выпустит программу через месяц? Опе­ративно ли это? Не зальет ли к тому времени дорогую сверхточную продукцию водой, в которой утонут госу­дарственные миллионы?

Злободневно ли (пусть в яркой художественной фор­ме) палить из агитбригадных орудий по явлению, уже вскрытому администрацией, группой народного контро­ля, местной многотиражкой и «комсомольским прожектором», вместе взятыми, — по явлению, кото­рое благодаря этим совместным усилиям уже изжива­ет себя? Конечно, свой резон это выступление возы­меет, так сказать, в назидание на будущее, но все-таки?

Один коллектив, например цеховое агитзвено, посто­янно выступая только в своем цехе, мобильно реагиру­ет на возникающие в этой локальной трудовой среде проблемы, а другой, например сельская агитбригада, мобилен в географии своих выступлений — на ферме, в поле, на центральной усадьбе... Это одна и та же мо­бильность или разные?

Вопросы, вопросы, вопросы...

А где же ответы? Они, конечно, есть, часть из них уже прозвучала в этой беседе, часть еще не прозвуча­ла, непроизвольно проявляясь как бы сама собой, мно­гие появятся позже: в лекциях, анализе практического опыта, которые вы встретите дальше...

Но важнее, мне кажется, не они, ответы,
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

Саруханов В. А. С20 Агитбригада: Проблемы. Рекомендации. Сцена­рии iconСвао, Хачатуряна, 13 Сцена Расписание работы площадки

Саруханов В. А. С20 Агитбригада: Проблемы. Рекомендации. Сцена­рии icon«Охотники за умами. Фбр против серийных убийц.»
Уильям Шекспир. Гамлет, акт 1, сцена Перевод М. Л. Лозинского. — Здесь и далее прим пер

Саруханов В. А. С20 Агитбригада: Проблемы. Рекомендации. Сцена­рии iconРепортер
Сцена напоминает newsroom (комнату новостей), где работают журналисты большой телекомпании: кресла на колесиках, светящиеся мониторы,...

Саруханов В. А. С20 Агитбригада: Проблемы. Рекомендации. Сцена­рии iconМе ж е ва ниепри домовой т е рр ит о рии
Согласност. 36 Жилищного кодекса РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства,...

Саруханов В. А. С20 Агитбригада: Проблемы. Рекомендации. Сцена­рии iconМетодические рекомендации по изучению курса «Актуальные проблемы...
Костенко Р. В., Зубенко Е. И. Актуальные проблемы уголовного процессуального права: Учебно-методическое пособие для студентов юридического...

Саруханов В. А. С20 Агитбригада: Проблемы. Рекомендации. Сцена­рии iconМетодические рекомендации по изучению курса «Актуальные проблемы...
Костенко Р. В., Зубенко Е. И. Актуальные проблемы уголовного процессуального права: Учебно-методическое пособие для студентов юридического...

Саруханов В. А. С20 Агитбригада: Проблемы. Рекомендации. Сцена­рии iconИзложение научной проблемы
Учебно-методические рекомендации по подготовке рефератов, курсовых и дипломных работ, диссертаций

Саруханов В. А. С20 Агитбригада: Проблемы. Рекомендации. Сцена­рии iconСергей Журавлев Белый вальс с видениями действие первое сцена первая
Двор старого дома. Слышится собачий лай. Рычание. Женские крики: «Отпусти!» Звуки борьбы. Из-за угла появляются две дамы в кожаных...

Саруханов В. А. С20 Агитбригада: Проблемы. Рекомендации. Сцена­рии iconПроблемы и перспективы
Петрунин В. В. Проблемы экономической оценки месторождений полезных ископаемых и установления размеров платежей за пользование недрами...

Саруханов В. А. С20 Агитбригада: Проблемы. Рекомендации. Сцена­рии iconРекомендации по структуре
Рабочие тетради получили широкое распространение в современном образовании, т к играют особую роль в решении проблемы дифференциации...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск