Скачать 0.91 Mb.
|
Пензенский государственный университет
Специализированная коррекционная программа подготовки выпускников-инвалидов к трудоустройству Составители: Е. В. Полосина, директор РЦСТиАВ О. В. Сафронова, психолог Цель: оказание помощи выпускникам, имеющим ограничения по состоянию здоровья, в решении проблем трудоустройства. Задачи:
Форма проведения: Групповое занятие. Количественный состав: 12-16 человек. Продолжительность занятия: Общее количество занятий - 5, продолжительность занятия - 1,5 часа. Место проведения: ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». Занятие 1. Цель: обучение навыкам самораскрытия и осознания сильных сторон своей личности. Рассказ ведущего: о целях, форме проведения, сроках и продолжительности занятий. Знакомство. Процедура знакомства (варианты проведения).
Инструкция: основная задача представления - подчеркнуть свою индивидуальность. Вы должны сказать так, чтобы все остальные участники сразу запомнили вас. Инструкция: после того, как мы познакомились, приступим к изучению основных правил группы: Принятие правил группы. Доверительный стиль общения – единая форма обращения на «ты». Общение по принципу «здесь и теперь» - все говорят о том, что волнует каждого именно сейчас. Персонификация высказываний – отказ от безличной речи и безадресных суждений. Заменяем фразу, например: "Многие меня не поняли" на конкретную реплику: "Света и Ирина меня не поняли". Искренность в общении – если нет желания говорить искренне и откровенно, то лучше промолчать. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Определение сильных сторон личности – во время занятий каждый из нас стремится подчеркнуть положительные качества другого. Недопустимость непосредственных оценок человека – при общении оцениваем не участника, а только его действия и поведения. Разнообразие контактов и общения с различными людьми – во время занятий стремимся общаться со всеми членами группы. Активное участие в происходящем. Уважение говорящего - когда высказывается кто-то из членов группы, мы внимательно слушаем, не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не выскажется. Упражнение «Хвастовство». Участники садятся в большой круг и получают задание (время для подготовки 2-3 минуты). «Каждый должен похвастаться перед группой каким-либо своим качеством, умением, способностью, рассказать о своих сильных сторонах - о том, что он любит, ценит в себе и в чем повезло в этой жизни». На выступление отводится 2 минуты. По окончании всех выступлений группа обсуждает ощущения, возникшие в процессе выполнения упражнения. Тест – опросник Г. Айзенка. Одним из свойств личности, влияющих на профессиональную деятельность, является темперамент. Темперамент - это те индивидуальные свойства человека, которые в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. От того, черты какого типа темперамента преобладают у человека, во многом зависит его работоспособность, успешность в той или иной профессии. Попробуйте выяснить, черты какого типа темперамента преобладают у вас. Инструкция: ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы «да» или «нет». Правильных и неправильных ответов здесь нет. Отвечайте быстро, не задумываясь слишком долго над смыслом вопросов.
одобрить или утешить?
подождать?
обещания?
этого серьезной причины?
завести разговор с симпатичным незнакомым человеком?
тоску?
нибудь такое, что не следовало бы делать или говорить?
другие люди?
себя несчастным человеком?
людьми?
компании?
сделать его еще лучше?
голову?
в книге, нежели спросить?
проверки?
другом?
могли бы произойти?
случая побеседовать с незнакомым человеком?
были лишены широкого общения с людьми?
результата?
недостатки?
вечеринки?
пустяков?
Обработка результатов: каждое совпадение с ключом – 1 балл. Обработка результатов начинается с ответов по шкале лжи. Если совпадений 4 и больше, то результаты считаются недостоверными. Далее число совпадений с ключом по шкалам экстраверсии и нейротизма откладываются на соответствующих осях круга Айзенка, являясь координатами точки в одном из секторов круга. Ложь. «Да» - 6, 24, 36. «Нет» - 12, 18, 30, 42, 48, 54. Экстраверсия. «Да» - 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56. «Нет» - 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51. Нестабильность (нейротизм). «Да» - 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57. КРУГ АЙЗЕНКА Нейротизм 24 24 Меланхолик Холерик0 24 Интроверт Экстраверт 0 Флегматик Сангвиник 0 Эмоциональная стабильность Типы темперамента.
Холерик - характеризуется быстротой действий, решений, быстрой сменой настроения, эмоциональной вспыльчивостью, повышенной раздражительностью. Плохое самообладание бывает причиной принятия опрометчивых решений. Во взаимоотношениях нередко излишне резок, прямолинеен в оценках. Зачастую неуживчив, не умеет себя сдерживать. Однако проявляет инициативу, обладает влиянием на окружающих, быстро переходит от одного дела к другому. Любит быть в центре внимания. Особенности работоспособности: наиболее успешно выполняет работы с ярко выраженной цикличностью, где в какие-то периоды рабочего цикла требуется максимальное напряжение сил, а потом деятельность сменяется более спокойной работой другого характера до следующего цикла. В период интенсивной работы склонен переоценивать свои возможности и работать с перенапряжением. В работе напорист, но недостаточно настойчив. Со временем может приспособиться и к равномерному ритму работы, которую хорошо освоит и будет в ней успешен. Сангвиник - эмоционален, однако побуждения его неустойчивы, внимание нестабильное. Он довольно быстро ориентируется в незнакомой обстановке, инициативен, за короткое время входит в коллектив, хорошо адаптируется, сравнительно легко переживает неудачи. Вместе с тем, он склонен обходить трудности, торопиться с принятием решения. Особенности работоспособности: может быть надежным в любой работе, кроме автоматической, однообразной и медлительной. Более способен к живой, подвижной деятельности, требующей смекалки, находчивости и активности. Обычно целеустремлен, работает не ради самой работы по необходимости, а с определенной целью достичь желаемого, при этом настойчиво и терпеливо добивается намеченной цели. Флегматик - спокоен даже в сложнейших ситуациях, невозмутим, устойчив в стремлениях и настроениях. Придерживается выработанного распорядка, стремится к системе, нетороплив, основателен. Как правило, доводит начатое дело до конца. В отношениях с людьми всегда ровен, спокоен. Спокойствие проявляется и в отношении к событиям и явлениям жизни: флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи. Особенности работоспособности: приступает к работе не спеша, но готовится к ней обстоятельно. Врабатывается в нормальный ритм сравнительно долго. Темп работы невысок, однако благодаря обстоятельной подготовке к работе, упорству и настойчивости производительность труда может быть достаточно высокой. При этом не стремится сделать больше и лучше, чем от него требуется. Не склонен к смене видов деятельности и их целей. Более расположен к однообразной и хорошо освоенной им работе. Меланхолик - быстро утомляем, не уверен в себе, тревожен, но это тонко чувствующий, осторожный, осмотрительный человек. Эмоциональные состояния возникают медленно, но отличаются глубиной и большой силой. Быстро утомляется, но в привычной и спокойной обстановке личность с таким темпераментом чувствует себя комфортно и работает продуктивно. Характеризуется замкнутостью, необщительностью, замедленной реакцией. Склонность к сильным переживаниям по незначительному поводу. Тяжело переносят обиды, хотя внешне эти переживания проявляются слабо. Меланхолики склонны к замкнутости, избегают общения с малознакомыми людьми, проявляют неловкость в новой обстановке. Особенности работоспособности: может вполне успешно работать в спокойной и безопасной обстановке, не требующей от него быстрых реакций и частой смены характера деятельности. Подходит работа, требующая внимания, умения вникнуть и проработать мельчайшие детали. Склонен отвлекаться в своих мыслях от выполняемой работы, допуская ошибки. Трудно меняет коллектив. Экстраверт - общительный, имеет много друзей, склонен к риску и приключениям, действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, эмоции и чувства не всегда контролируются. Стремится к новым сторонам жизни, при реализации своих замыслов деятельный и пробивной. Хороший организатор, целеустремленный и предприимчивый. С окружающими жизнерадостный и неунывающий. Интроверт - спокойный, застенчивый, погруженный в свои переживания человек. Склонен общаться с близкими, домашний, верный в своих привязанностях. Воздерживается от шумных компаний и неустойчивых партнеров. Лоялен к чужим взглядам. Амбивалент- личность, у которой четко не проявляются открытость или замкнутость. Вероятными причинами могут быть или глубокая наблюдательность личности и идентификация себя с другими, или низкий уровень самопонимания. Упражнение «Трансформация». Делите лист на две части. 1 колонка - «Недовольство собой». В ней перечисляем все то, что в себе не нравится. Затем, во второй колонке «Трансформация» увидеть положительное качество каждого недостатка. Упражнение «Точка опоры». «Любому человеку в жизни требуется психологическая опора в виде семьи, друзей; работы, увлечений и т. д. Причем, чем больше таких опор, тем увереннее чувствует себя человек в жизненных различных ситуациях. В этом случае ему легче преодолевать жизненные трудности и невзгоды, например, внезапную болезнь или потерю работы или близких людей. Но если мы надеемся только на окружение, помощь и расположение людей, вероятно, это большая ошибка. Опору нужно искать и находить в себе, в своих сильных сторонах, привычках, интересных делах и т. д. И, что более важно, такая опора у каждого из нас есть!!! Давайте называть все, что нам помогает преодолевать жизненные трудности, «точкой опоры». А теперь вам предлагается описать, перечислить свои опорные точки, чтобы в дальнейшем обсудить: их с другими членами группы». Огромное влияние на уверенность человека в себе и даже судьбу человека оказывает самооценка. Самооценка – это процесс определение личностью своих возможностей, психологических качеств, т.е. проведение оценки себя самого и места среди других людей. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно сформулировать цели самовоспитания. Она формулируется в тех случаях, когда субъект выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими. Если результат этих контактов - заниженная самооценка, человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия. Он теряет уверенность в себе. Ему становится труднее работать, сложнее контактировать с коллегами, устанавливать контакты с людьми. Заниженная самооценка непосредственно влияет на отношение с людьми. Человек с низкой самооценкой часто бывает, несправедлив к другим, которых считает удачливее, умнее себя. Он, как правило, мнителен и отрицательно относится к тем, кто, как ему кажется, его не любит, не уважает. Завышенная самооценка отдаляет человека от других, мешает установлению нормальных деловых контактов. Несколько завышенная самооценка, если она не ведет к себялюбию, высокомерию, не страшна. Она обязательно способствует достижению успехов в любом виде деятельности. Вырабатывая объективную самооценку, необходимо учитывать обстановку, в которой осуществляется эта работа. Можете ли вы сами рассказать о своей самооценке. Какая она у вас? Предлагаю вам с помощью диагностики определить уровень самооценки каждого из вас. Тест «Определение уровня своей самооценки».
Подсчет баллов 50—38 баллов. Вы довольны собой и уверены в себе. У вас большая потребность доминировать над людьми, любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации. И даже если результаты теста вам не понравятся, скорее всего, вы «защититесь» утверждением «все врут календари». А жаль... 37—24 балла. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций, как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других. 23—10 баллов. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом, полом... Остановитесь! Кто сказал, что любить себя плохо? Кто внушил вам, что думающий человек должен быть постоянно собой недоволен? Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек. Повысить самооценку вполне реально, хотя это часто довольно медленный процесс. Вот несколько советов, которые помогут вам не переступить порог заниженной самооценки (по желанию раздается памятка, кому необходима). 1.Прекратите сравнивать себя с другими людьми. Всегда будут люди, у которых чего-то больше, чем у вас и есть люди, у которых этого меньше, чем у вас. Если вы будете заниматься сравнениями, то всегда будете иметь перед собой слишком много противников, которых вы не можете превзойти. 2.Прекратите ругать и порицать себя. Вы не сможете развить высокий уровень самооценки, если повторяете негативные высказывания в отношении себя и своих способностей. Коррекция самооценки прямо связана с вашими высказываниями о себе. 3.Принимайте все комплименты и поздравления ответным “спасибо”. Когда вы отвечаете на комплимент чем-то вроде: “да ничего особенного”, вы отклоняете этот комплимент и одновременно посылаете себе сообщение о том, что не достойны похвалы, формируя заниженную самооценку. Поэтому принимайте похвалу. 4.Старайтесь общаться с позитивными и уверенными в себе людьми, готовыми вас поддержать. Когда вы окружены негативными людьми, которые постоянно подавляют вас и ваши идеи, ваша самооценка понижается. С другой стороны, когда вас принимают и поощряют, вы чувствуете себя лучше и ваша самооценка личности растет. 5.Сформируйте список ваших положительных качеств и почаще к нему обращайтесь! Рекомендации при завышенной самооценке: 1. Подумай, насколько твоё мнение о себе соответствует мнению родителей или друзей? 2. Учись прислушиваться к мнению других людей, их одобрению или неодобрению: ведь окружающие часто могут оценить тебя вернее, чем ты сделаешь это самостоятельно. 3. Относись к критическим замечаниям со стороны товарищей, родителей или друзей как к конструктивному совету и «руководству к действию», а не как к «досадной помехе» или «непониманию тебя». 4. Получив отказ в просьбе о чем-либо или не справившись с порученным тебе делом, ищи причины в себе, а не в обстоятельствах или других людях. 5. Помни, что комплименты или похвалы не всегда бывают искренними. Старайся понять, насколько соответствует похвала тому реальному делу, которое тебе удалось сделать. 6. При сравнении с другими пытайся сравнивать себя с теми, кто добивается максимальных успехов в конкретных видах деятельности и в жизни вообще. 7. Прежде чем взяться за ответственное дело, тщательно проанализируй свои возможности и только после этого делай вывод о том, сможешь ли ты с ним справиться. 8. Не считай свои недостатки мелочью: ведь ты же не считаешь мелочью недостатки других людей? 9. Старайся относиться к себе критичнее: разумная самокритичность способствует саморазвитию и более полной реализации потенциальных возможностей. 10. Не разрешай себе «почивать на лаврах». Успешно завершив какое-нибудь дело, подумай о том, можно ли было сделать его лучше, и если да, то, что помешало этому. 13. Всегда ориентируйся на оценку результатов своих действий другими людьми, а не на собственное чувство удовлетворения. 14. Уважай чувства и желания других людей, они имеют точно такое же значение, как и твои собственные. |
Настоящее Положение предназначено для внедрения единой процедуры адаптации работников во всех структурных подразделениях | Региональный центр содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников высшего профессионального образования Ивановской... | ||
Приняв решение о приеме сотрудника, руководитель подразделения совместно с менеджером по персоналу составляет план адаптационных... | Приняв решение о приеме сотрудника, руководитель подразделения совместно с менеджером по персоналу составляет план адаптационных... | ||
Тема: «Сотрудничество семьи и воспитателя как условие успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению» | Адаптация – это процесс приспособления нового сотрудника к профессиональным, организационным и социальным условиям труда в хк «хххх».... | ||
В первый рабочий день новый сотрудник прикрепляется к “своему” тренеру. Особое внимание уделяем первым 3 месяцам. Мы отвечаем за... | Ц852 Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. — 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2003. — 128 с. — (Психологическая... | ||
«Программа адаптации, план введения в должность» для новых сотрудников предназначена для введения единой процедуры адаптации во всех... | Организация диагностической работы в период адаптации осуществляется согласно программе «Преемственность и адаптация», рекомендованной... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |