МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 29 ноября 2016 г. N 36550-ОФ/Д01и О МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛАХ
ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ДОБРОВОЛЬЦЕВ И ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ Минэкономразвития России во исполнение пункта 22 плана мероприятий ("дорожной карты") "Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере" разработало и направляет для использования в работе методические материалы по привлечению и организации добровольцев и добровольческих организаций государственными и муниципальными учреждениями (далее - методические материалы).
Считаем целесообразным направить методические материалы в государственные и муниципальные учреждения, оказывающие социальные услуги гражданам, социально ориентированные некоммерческие организации, органы местного самоуправления, а также обеспечить публикацию методических материалов на официальных порталах органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". О.В.ФОМИЧЕВ Приложение МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ДОБРОВОЛЬЦЕВ И ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ 1. Область применения Действие Методических рекомендаций распространяется на государственные и муниципальные учреждения, оказывающие услуги в социальной сфере. 2. Цели, задачи и формы добровольного труда, задачи
организации добровольного труда 2.1. Добровольный труд и добровольческая деятельность в государственном (муниципальном) учреждении социальной сферы (далее - учреждение) используется в целях расширения социальной помощи и услуг клиентам этого учреждения, в соответствии с Положением о порядке организации и использования труда добровольцев в государственных учреждениях социальной сферы (далее - Положение) <1> и настоящими Методическими рекомендациями.
--------------------------------
<1> Модельный проект положения о порядке организации и использования труда добровольцев в государственном (муниципальном) учреждении социальной сферы приведен в Приложении N 1. 2.2. Добровольный труд реализуется посредством двух форм добровольного участия граждан в деятельности учреждения:
- предоставление добровольческих социальных услуг;
- выполнение добровольческих работ.
2.3. Добровольческие социальные услуги - это совокупность услуг, которые предоставляются добровольцами в соответствии с перечнем добровольческих социальных услуг клиентам учреждения и закрепленные соглашениями учреждения с добровольцами. Продуктом добровольческих социальных услуг является повышение качества жизни клиентов учреждения в процессе их предоставления.
2.4. Добровольные работы - это совокупность работ, которые выполняются добровольцами в интересах учреждения и в целях расширения спектра, качества и объема оказываемых социальных услуг, увеличения категорий и численности граждан, получающих эти услуги, закрепленные соглашениями учреждения с добровольцами. Продуктом добровольных работ в учреждении является конкретный результат их выполнения, который может носить материальный характер.
2.5. Следует учитывать, что добровольцы учреждения, прямо или косвенно:
- содействуют/помогают учреждению в достижении его целей и решении конкретных задач;
- улучшают качество жизни клиентов учреждения и благосостояние общества в целом;
- распространяют информацию о деятельности учреждения;
- распространяют идеи и принципы социального служения среди населения;
- распространяют гуманитарные ценности в обществе.
2.6. Специфика структуры добровольного труда, в сравнении с трудом профессиональным, заключается в особенностях ее элементов - цели труда, субъекте труда, продукте труда, режиме труда, мотиве труда, организации труда.
Главная особенность структуры и процесса труда добровольца состоит в том, что он является и субъектом труда и объектом труда, а также распоряжается продуктом труда, который безвозмездно им дарится благополучателю, а не становится продаваемым товаром или продаваемой услугой. Поэтому для добровольца важным - центральным объектом является конкретный благополучатель.
В то же время, для организации, важным объектом является доброволец. Задачи, связанные с организацией его труда касаются не только непосредственно предоставляемых добровольцем услуг или выполняемых работ, но и с удовлетворением его потребностей и интересов. Это является основой мотивирования людей к добровольному труду и предоставляет добровольцам разнообразные стимулы.
Таким образом, в центре организации добровольного труда всегда находится человек, его потребности и интересы.
2.7. Задачи организации добровольного труда в учреждении определяются на основе потребностей учреждения и его клиентов. Однако решающим фактором успешной организации добровольного труда граждан являются дополнительные задачи, которые формируются на основе потребностей и интересов самих добровольцев, с учетом их возрастных групп, и прямо связаны с мотивированием людей к добровольной работе.
2.8. Дополнительные задачи учреждения при организации добровольной работы молодежи:
- вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях личностного и гражданского развития;
- предоставление возможности молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание;
- развитие творческой и созидательной активности молодежи;
- интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
К прикладным задачам относятся:
- обучение молодых граждан определенным трудовым навыкам и стимулирование профессиональной ориентации;
- содействие получению навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач;
- сохранение профессиональных навыков, знаний и компетенций после получения профессионального образования в период временного отсутствия работы, занятости;
- замещение асоциального поведения социально ориентированным, обеспечение содержательного времяпровождения;
- гуманистическое и гражданское воспитание;
- обеспечение определенного временного формата занятости молодежи (замещающего обычные общественные работы) в период социально-экономического кризиса;
- формирование кадрового резерва.
2.9. Дополнительные задачи учреждения при организации добровольной работы людей среднего возраста:
- обеспечение потребностей, которым нет места в основной профессиональной деятельности, такие, как милосердие, сострадание, забота;
- содействие получению необходимого опыта, знаний и навыков для собственной повседневной жизни, решения проблем членов семьи, реализации собственных идей и социальных проектов;
- предоставление возможности быть полезным другим, заслужить уважение, быть причастным к значимой социальной деятельности учреждения;
- предоставление возможности применить собственные знания и навыки, творческие способности, которые не реализуются в процессе основной профессиональной деятельности.
2.10. Дополнительные задачи учреждения при организации добровольной работы людей старшего/пожилого возраста:
- обеспечение потребностей, которые не удовлетворены в семье, такие, как передача опыта, забота, милосердие, сострадание;
- содействие в решении проблем, связанных с возрастом и состоянием здоровья;
- содействие получению необходимых знаний и навыков для повышения качества собственной повседневной жизни и самопомощи;
- компенсация дефицита общения и отвлечение от личных проблем, связанных с возрастом и одиночеством;
- предоставление возможности продления активной, наполненной смыслом жизни;
- предоставление возможности применения имеющегося жизненного и профессионального опыта;
- обеспечение содержательного досуга. 3. Планирование добровольных работ в учреждении 3.1. Осуществление необходимых формальных действий 3.1.1. Планирование добровольного труда в учреждении целесообразно начинать с принятия соответствующего решения и разработки положения о добровольной работе граждан в учреждении (модельный проект положения приведен в Приложении N 1).
3.1.2. Решение об организации и использовании труда добровольцев в учреждении принимается его руководителем. При этом целесообразно оформлять решение приказом или иным нормативным актов учреждения, с которым должны быть ознакомлены сотрудники учреждения. Сотрудники учреждения могут привлекаться руководством к обсуждению вопросов, связанных с преимуществами и недостатками развития добровольной работы граждан, сферами и правилами работы добровольцев в учреждении.
3.1.3. Положение о добровольной работе граждан в учреждении утверждается руководителем и может включать описание:
- добровольческих программ, проектов или акций, к реализации которых привлекаются добровольцы, структурных подразделений, в которых планируется развивать добровольную работу;
- социальных услуг клиентам учреждения и работ, которые могут поручаться добровольцам;
- механизмов регулирования взаимоотношений между учреждением и добровольцами;
- порядка организации работы добровольцев в учреждении, в т.ч. описание материально-технического и другого ресурсного обеспечения добровольцев в процессе предоставления добровольческих социальных услуг и выполнения добровольных работ, правил взаимодействия штатного персонала и добровольцев;
- ответственности и полномочий добровольцев, правил работы добровольцев с клиентами учреждения, правил безопасности и внутреннего распорядка;
- порядка учета и контроля работы добровольцев.
При разработке Положения, учреждению необходимо принять во внимание, что граждане, пришедшие в учреждение для добровольной работы самостоятельно, для учреждения являются одновременно субъектом и объектом деятельности учреждения. Учитывая вышесказанное, при разработке Положения о добровольной работе граждан в учреждении, необходимо опираться на Административный регламент учреждения по предоставлению государственных услуг, прежде всего, в части предоставления информации.
С Положением о добровольной работе граждан в учреждении должны быть ознакомлены ответственные лица учреждения и информированы все сотрудники учреждения.
3.1.4. При планировании добровольных работ руководству учреждения важно определить:
- области деятельности организации, которые необходимо и возможно развивать силами добровольцев, структурные подразделения, в которых могут действовать добровольцы;
- программы, проекты, акции, мероприятия, которые прямо решают поставленные перед организацией задачи, но не имеют достаточных человеческих ресурсов;
- общие виды работ, которые не требуют постоянной занятости, полноценной нагрузки, повседневной занятости, но не могут быть выполняемы имеющимся персоналом;
- услуги для клиентов, которые необходимо расширять, и которые могут выполнять добровольцы при определенной подготовке и обучении, виды дополнительных работ для обеспечения основных услуг.
При этом важно учитывать, что добровольные работы не следует планировать и осуществлять взамен имеющихся вакансий или параллельно существующим ставкам персонала учреждения.
3.1.5. Планирование работы добровольцев и их привлечение к участию в деятельности учреждения осуществляется уполномоченным лицом по организации и использованию труда добровольцев (далее - Координатор). Функции Координатора целесообразно вменять в обязанности одному из штатных сотрудников учреждения, либо для исполнения функций Координатора открывается специальная ставка в штатном расписании учреждения. В случае реализации учреждением специальной благотворительной программы с участием добровольцев, совместно с общественной или иной некоммерческой организацией, функции Координатора может исполнять ответственный сотрудник этой организации.
3.1.6. Основными функциями Координатора являются:
- планирование добровольческих социальных услуг и добровольных работ;
- формирование перечня добровольческих социальных услуг клиентам учреждения;
- формирование перечня добровольческих социальных работ в учреждении;
- определение и описание свободных мест для добровольного труда;
- подготовка и информирование персонала о функционировании системы поддержки добровольчества, организации и использовании труда добровольцев в учреждении;
- информирование клиентов о добровольческих услугах и иной добровольческой помощи в учреждении;
- привлечение добровольцев;
- проведение собеседований и отбор добровольцев;
- организация и координирование процесса добровольного труда;
- обеспечение безопасности работы добровольцев;
- контроль и учет добровольных работ и услуг клиентам учреждения;
- представление интересов добровольцев перед руководством учреждения;
- определение эффективности добровольного труда. 3.2. Способы выявления потребностей прямых и косвенных
клиентов организации социальной сферы, которые возможно
удовлетворять посредством работы добровольцев
и добровольческих услуг 3.2.1. Выявление потребностей клиентов учреждения в целях организации добровольческих социальных услуг и добровольных работ осуществляется:
3.2.1.1. Посредством взаимодействия с клиентами учреждения и использованием следующих методов:
- беседы (индивидуальные и групповые);
- вербальная терапия;
- опросы и анкетирование;
- в процессе консультирования;
- в процессе предоставления услуг.
3.2.1.2. Посредством взаимодействия с формальными и неформальными помощниками клиентов учреждения (социальные работники и другие сотрудники учреждения, члены семей клиентов, соседи) и использованием следующих методов:
- индивидуальные беседы;
- опросы и исследования;
- в процессе обучения;
- в процессе консультирования;
- в процессе предоставления услуг.
3.2.1.3. Посредством взаимодействия с организациями и службами формальной и неформальной помощи клиентам учреждения и использованием следующих методов:
- изучение нормативных документов;
- в процессе обмена информацией;
- в процессе сотрудничества.
3.2.1.4. Посредством взаимодействия с исследовательскими центрами, органами власти и использованием следующих методов:
- знакомство со специальными изданиями;
- знакомство с результатами исследований;
- анализ государственных социальных программ;
- изучение материалов Конференций, семинаров, симпозиумов и т.д.
3.2.2. По результатам выявленных потребностей (индивидуальных и групповых) прямых и косвенных клиентов учреждения, которые возможно удовлетворять посредством работы добровольцев и добровольческих услуг, необходимо осуществить общую оценку потребностей организации в добровольческих ресурсах для текущих и перспективных услуг клиентам и работ по их обеспечению:
- перечислить все основные существующие и планируемые в ответ на потребности клиентов виды услуг/работ в учреждении;
- отметить те из них, которые полностью осуществляются и могут в дальнейшем осуществляться исключительно сотрудниками учреждения;
- отметить те из них, которые могут выполняться добровольцами;
- определить количественные характеристики потребностей учреждения в добровольческих ресурсах с учетом количества заинтересованных в добровольческой помощи клиентов, объемов добровольческих социальных услуг и добровольных работ. 3.3. Методы определения добровольческих видов работ,
необходимых учреждению 3.3.1. Добровольческие виды работ (социальные услуги клиентам учреждения и добровольные работы по их обеспечению) определяются на основе потребностей клиентов, с учетом стратегий учреждения по развитию социальных услуг и помощи клиентам, принимая во внимание, что: 1>1> |