Скачать 1.77 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого» ИСХПР Кафедра «Безопасность жизнедеятельности» БЖД. Организация самостоятельной работы Учебно-методическое пособие для всех направлений подготовки очной и заочной формы обучения Великий Новгород 2017 УДК 658.382.3(07) Печатается по решению кафедры «Безопасность жизнедеятельности» ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого Рецензент: А.И. Токарь – проф., член-корреспондент Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности Николаева Н.И., Гладких С.Н., Минина Е.С., Виноградова О.Н., Семчук Н.Н., Минин И.Л., под общ. ред. Н.И. Николаевой. БЖД. Организация самостоятельной работы. Учебно-методическое пособие для всех направлений подготовки очной и заочной формы обучения – НовГУ. Великий Новгород, - 2017, 95 с. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Организация самостоятельной работы Цели самостоятельной работы. Формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их критическому анализу, поиску новых и неординарных решений, аргументированному отстаиванию своих предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссий. Самостоятельная работа студентов должна составлять не менее 50% от общей трудоемкости дисциплины, является важнейшим компонентом образовательного процесса, формирующим личность студента, его мировоззрение и культуру безопасности, развивающим его способности к самообучению и повышению своего профессионального уровня. Самостоятельную аудиторную работу студентов планируется использовать для консультаций по выполнению домашних работ, выполняемых в рамках внеаудиторной работы, и осуществления текущего контроля. Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» способствует более глубокому усвоению изучаемого курса, формирует навыки исследовательской работы по проблемам безопасности человека в среде обитания, ориентирует студента на умение применять полученные теоретические знания на практике и проводится в следующих видах: - Проработка лекционного материала. - Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ. - Подготовка к практическим работам. - Подготовка к решению кейс-анализа. - Выполнение эссе. - Решение задач. - Подготовка к зачету. Организация самостоятельной работы. Самостоятельная работа заключается в изучении отдельных тем курса по заданию преподавателя по рекомендуемой им учебной литературе, в подготовке к лабораторному практикуму, семинарам, практическим занятиям, тренингам и деловым и ролевым обучающим играм, к рубежным контролям, экзамену или зачету, в выполнении домашнего задания, если таковое предусмотрено рабочей учебной программой вуза. В самостоятельную работу необходимо шире внедрять практику подготовки рефератов, презентаций и доклада по ним. После вводных лекций, в которых обозначается содержание дисциплины, ее проблематика и практическая значимость, студентам выдаются возможные темы рефератов в рамках проблемного поля дисциплины, из которых студенты выбирают тему своего реферата, при этом студентом может быть предложена и своя тематика. Тематика реферата должна иметь проблемный и профессионально ориентированный характер, требующей самостоятельной творческой работы студента. Студенты готовят принтерный вариант реферата, делают по нему презентацию (в Power Point) и доклад перед студентами группы. Обсуждение доклада происходит в диалоговом режиме между студентами, студентами и преподавателем, но без его доминирования. Такая интерактивная технология обучения способствует развитию у студентов информационной коммуникативности, рефлексии критического мышления, самопрезентации, умений вести дискуссию, отстаивать свою позицию и аргументировать ее, анализировать и синтезировать изучаемый материал, акцентировано представлять его аудитории. Доклады по презентациям студенческих работ рекомендуется проводить в рамках обучающихся практикумов, студенческих вузовских и кафедральных конференций и других возможных видов научно-учебной работы, реализуемых в вузе. Качество реферата (его структура, полнота, новизна, количество используемых источников, самостоятельность при его написании, степень оригинальности и инновационности предложенных решений, обобщений и выводов), а также уровень доклада (акцентированность, последовательность, убедительность, использование специальной терминологии) учитываются в системе балльно-рейтингового контроля и итоговой экзаменационной оценке по дисциплине. Содержание самостоятельной работы Тематика самостоятельной работы определяется вузом и должна иметь профессионально-ориентированный характер и непосредственную связь рассматриваемых вопросов безопасности и будущей профессиональной деятельности выпускника, т.е. иметь системно-деятельностную направленность. Тематическая направленность должна требовать активной творческой работы. Тематика реферативно-исследовательской работы выбирается студентом самостоятельно, при этом кафедра обеспечивает консультирование студента по ней и остальным видам самостоятельной работы. Выпускная квалификационная работа Разработка раздела безопасности жизнедеятельности в выпускная квалификационной работе (ВКР) является завершающим этапом самостоятельного образования по безопасности. На этом этапе осуществляется продуктивная реализация совокупности ранее полученных знаний и оценивается уровень освоения ноксологических компетенций. Качество раздела ВКР является интегральным индикатором эффективности образования по безопасности. Раздел «Безопасность жизнедеятельности» должен присутствовать в ВКР всех направлений высшего образования, за исключением, возможно, лишь направлений и специальностей творческого характера. В разделе должен быть рассмотрен характер воздействия разработанных решений с точки зрения безопасности и сохранения природной среды, выполнена оценка разработок с точки зрения повышения культуры безопасности и т.д. Перед студентом должна быть поставлена наиболее актуальная и оригинальная для конкретной работы задача. Для каждого образовательного направления и профессионального профиля подготовки, реализуемых вузом должны быть разработаны учебные пособия и разработки для студентов по выполнению раздела «Безопасность жизнедеятельности» выпускной квалификационной работы бакалавра и специалиста. Организация самостоятельной работы студентов выступает одним из ключевых вопросов в современном образовательном процессе. Это связано не только с долей увеличения самостоятельной работы при освоении учебных дисциплин, но, прежде всего, с современным пониманием образования как выстраивания жизненной стратегии личности, включением в «образование длиною в жизнь». Под самостоятельной работой студентов сегодня понимается вид учебно-познавательной деятельности по освоению профессиональной образовательной программы, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения конкретного результата. В настоящее время в вузах существуют две общепринятых формы самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа проводится под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию. Внеаудиторная, т. е. собственно самостоятельная работа студентов, выполняется самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы, часто вне аудитории, а когда того требует специфика дисциплины, – в лаборатории или мастерской. Сегодня при организации работы студентов большее значении приобретает внеаудиторная самостоятельная работа. Внеаудиторная самостоятельная работа (далее самостоятельная работа) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Основными признаками самостоятельной работы обучающихся принято считать:
Таким образом, самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как форма обучения и вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства преподавателя, а с другой – как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов её организации. Под самостоятельной деятельностью понимается вид познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах деятельности по её выполнению от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции с диалектическим переходом от выполнения простых видов работы к более сложным, носящим поисковый характер, с постоянной трансформацией руководящей роли педагогического управления в сторону её перехода в формы ориентации и коррекции с передачей всех функций самому обучающемуся, но лишь по мере овладения методикой самостоятельной работы (Г. М. Коджаспирова, 1998). В помощь студенту, выполняющему самостоятельную работу, предлагаем рекомендации, которые помогут быть успешным в этой деятельности. Самостоятельная работа, ее организация играют большую роль в обучении, а также в научной и творческой работе студента вуза. От того, насколько студент подготовлен и включен в самостоятельную деятельность, зависят его успехи в учебе, научной и профессиональной работе. Первые умения самостоятельной работы личность осваивает в школе, и результат обучения, конечно, зависит от уровня овладения этими умениями. Самостоятельная работа не сводится к одним домашним заданиям, к ней мы относим и такие виды занятий, которые проводятся в классе в присутствии учителя и под его руководством. В школе используются различные формы самостоятельной работы: работа с учебниками и первоисточниками; решение и выполнение упражнений, задач; графические задания; сочинения; лабораторные, практические и другие виды работ. Школьник (и его учебная деятельность) в силу своего возраста, особенностей развития находится под контролем педагогов, учителей, родителей. Чем шире его познавательные интересы, чем устойчивее умения и навыки самостоятельной работы, тем выше его готовность к обучению в вузе. Организация самостоятельной работы студентов сложнее, чем школьников. Результаты учебной деятельности зависят от уровня самостоятельной работы студента, который определяется личной подготовленностью к этому труду, желанием заниматься самостоятельно и возможностями реализации этого желания. В системе вузовской подготовки организация самостоятельного учебного труда подчиняется определенным закономерностям, главными из которых являются:
Закономерности самостоятельного учебного труда реализуются в конкретных принципах этой деятельности. Под принципами понимаются исходные положения, определяющие содержание и характер самостоятельного учебного труда студентов, конечные цели которого, как известно, состоят в том, чтобы получить систему знаний в объеме программы вузовской подготовки специалиста, сформировать научное мировоззрение, приобрести качества социально активной и творческой личности. К принципам самостоятельной учебной деятельности относятся: принцип научности; принцип наглядности; принцип систематичности, последовательности, преемственности в самостоятельной работе; принцип связи теории с практикой; принцип сознательности и активности; принцип индивидуализации стиля самостоятельного учебного труда; принцип доступности и посильности самостоятельной работы; принцип учета трудоемкости учебных дисциплин и оптимального планирования самостоятельной работы; - принцип прочности усвоения знаний. Принципы, которые сегодня становятся ведущими и выдвигаются на первый план: Принцип сознательности и активности самостоятельного учебного труда исключает механическое заучивание материала, ориентирует студентов на глубокое понимание и осмысление его содержания, на свободное владение приобретенными знаниями. Активность – это, прежде всего, проявление живого интереса к тому, что изучает студент, творческое участие его в работе по осмыслению приобретенных знаний. Активность и сознательность усвоения не мыслятся без высокого уровня творческого мышления, проблемно-исследовательского подхода к приобретаемым знаниям. Принцип индивидуализации стиля самостоятельного учебного труда студента предполагает опору на собственные свойства личности (особенности восприятия, памяти, мышления, воображения и т.п.), а также на свои индивидуально-типологические особенности (темперамент, характер, способности). Реализация этого принципа позволяет будущему специалисту соизмерять планируемую самостоятельную учебную работу с возможностями ее выполнения, более рационально и полно использовать бюджет личного времени. Этот принцип тесно связан с другим – учетом объективной сложности учебных дисциплин и оптимального планирования студентом познавательно-практической деятельности. Оптимальное планирование самостоятельной работы – важная и необходимая задача, решение которой позволит повысить культуру учебного труда студента. Перечисленные принципы могут меняться и варьироваться в зависимости от общих задач подготовки специалиста, специфики академической дисциплины, содержания самостоятельной работы и др. показателей. Знание этих принципов, умелое их использование студентами в учебно-познавательной деятельности способствуют овладению системой знаний и формированию качеств современного специалиста. |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования | В федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования | ||
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение | Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |