Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"


НазваниеРоссийской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
страница1/60
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   60

Государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная

экономика"

ОГЛАВЛЕНИЕ

Таблица 1 323

СВЕДЕНИЯ 323

о показателях (индикаторах) государственной программы, подпрограмм государственной программы, федеральных целевых программ (подпрограмм федеральных целевых программ) и их значениях 323

Таблица 2 446

ПЕРЕЧЕНЬ 446

ведомственных целевых программ и основных мероприятий государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика" 446


информации"

ПАСПОРТ

государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"

Ответственный - Минэкономразвития России

исполнитель

Программы

Соисполнители - Росстат

Программы ФСТ России

Участники Программы - Минфин России

Минобрнауки России ФАС России ФТС России Роспатент Росреестр Росаккредитация

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере"


Подпрограммы Программы
"Формирование благоприятной инвестиционной среды"; "Развитие малого и среднего предпринимательства"; "Создание благоприятных условий для развития рынка недвижимости"; "Совершенствование государственного и муниципального управления"; "Стимулирование инноваций"; "Повышение эффективности функционирования естественных монополий и иных регулируемых организаций и развитие стимулирующего регулирования"; "Кадры для инновационной экономики"; "Совершенствование системы государственного стратегического управления";

"Формирование официальной статистической информации"

93031714

Программно-целевые - отсутствуют

инструменты

Программы

Цели Программы - создание благоприятного

предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса;

повышение инновационной активности бизнеса;

повышение эффективности государственного управления

Задачи Программы - создание условий для привлечения

инвестиций в экономику Российской Федерации;

создание благоприятной конкурентной среды; повышение предпринимательской активности и развитие малого и среднего предпринимательства; устранение избыточного регулирования и неоправданного вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов; повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг; повышение эффективности функционирования естественных монополий и совершенствование системы государственного регулирования тарифов; формирование экономики знаний и высоких технологий;

совершенствование государственной политики и реализации государственных функций в сфере земельных отношений и оборота недвижимости, геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;

повышение качества государственного и муниципального управления; совершенствование сбора, обработки и предоставления статистической информации

Целевые индикаторы и - позиция России в рейтинге Всемирного банка показатели Программы "Ведение бизнеса" (Doing Business), место;

доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микро-, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения, %; уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг, %; удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций, %;

уровень доступности к официальной статистической информации, %

Этапы и сроки - Программа реализуется с 2013 по 2020 годы

реализации

Программы

Объемы - Объем финансирования Программы в 2013-

финансирования 2020 годах (за счет средств федерального

Программы бюджета) составит 866882604,00 тыс. рублей,

в том числе в:

  1. году - 122461177,10 тыс. рублей;

  2. году - 126965768,60 тыс. рублей;

  3. году - 108907491,00 тыс. рублей;

  4. году - 104856444,12 тыс. рублей;

  5. году - 97137192,02 тыс. рублей;

  6. году - 96736839,04 тыс. рублей;

  7. году - 98379449,68 тыс. рублей;

  8. году - 111438242,44 тыс. рублей

Ожидаемые - в количественном выражении:

результаты реализации увеличение доли среднесписочной Программы численности работников (без внешних

совместителей) занятых на микро-, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности

занятого населения с 26,3% в 2012 году до 29,3% в 2020 году;

повышение позиции России в рейтинге Всемирного банка "Ведение бизнеса" (Doing Business) с 120 места в 2012 году до 20 места к 2018 году (с сохранением данной позиции до конца реализации Программы); повышение уровня удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг с 70% в 2012 году до 90% в 2018 году (с сохранением данной позиции до конца реализации Программы); повышение удельного веса организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций с 9,2% в 2012 году до 25% в 2020 году;

сохранение доступности к официальной статистической информации на уровне 100%

- в качественном выражении:

улучшение условий ведения бизнеса в России; снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, снижение уровня коррупции;

снижение избыточных административных и иных ограничений, обязанностей, необоснованных расходов у субъектов предпринимательской и иной деятельности; расширение позиций российских компаний на мировых высокотехнологичных рынках, превращение высокотехнологичных производств и отраслей экономики знаний в значимый фактор экономического роста; обеспечение интенсивного технологического обновления массовых производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих экологически безопасных технологий; создание эффективной нормативно-правовой базы в сфере земельных отношений, государственного кадастрового учета объектов недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и

сделок с ним, геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации; обеспечение высокого качества предоставления государственных и муниципальных услуг; решение проблемы обеспечения экономики высокопрофессиональными управленческими кадрами;

повышение гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; повышение качества действующей системы стратегических документов и создание практических механизмов по их реализации.

Раздел 1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы

Российская экономика в 2010 - 2012 годах прошла стадию посткризисного восстановления и вступила в новый этап своего развития. Уже в 2011 году ВВП России вернулся на предкризисный уровень и составил 4,3% по сравнению с 2010 годом. В 2012 году экономическое развитие замедлилось - прирост ВВП составил 3,4% к предыдущему году. Замедление было связано с некоторым снижением как инвестиционного, так и потребительского спроса, на фоне усиления негативных тенденций в мировой экономике и ослабления внешнего спроса. При этом основным фактором экономического роста в 2012 году оставался внутренний спрос на товары и услуги, поддерживаемый ростом реальной заработной платы, объемов банковского кредитования и увеличением численности занятых.

Промышленное производство в 2012 году по сравнению с прошлым годом увеличилось на 2,6 процента. На протяжении всего 2012 года опережающими темпами росли обрабатывающие производства (за год прирост составил 4,1 процента). Лидером роста стало производство транспортных средств и оборудования (прирост за год на 12,7 процента). Наиболее высокие темпы прироста по итогам 2012 года отмечены также в производстве резиновых и пластмассовых изделий (7,4%), прочих неметаллических минеральных продуктов (5,6%), пищевых продуктов, включая напитки, и табака (5,1 процента).

Инвестиции в основной капитал в 2012 году увеличились на 6,7%) по отношению к уровню 2011 года. Рост инвестиций в основной капитал был поддержан ростом кредитования реального сектора экономики. По данным Банка России, прирост кредитных средств, предоставленных нефинансовым организациям-резидентам в рублях и иностранной валюте, составил 12,7%), по состоянию на 1 января 2013 г., по сравнению с уровнем на соответствующую дату прошлого года.

Потребительский рынок по-прежнему остается одним из наиболее устойчивых к рискам экономического развития секторов отечественной экономики.

По итогам 2012 года, прирост оборота розничной торговли составил 5,9% по сравнению с 2011 годом. Динамичнее, чем в 2011 году, развивался рынок платных услуг населению. По итогам 2012 года, объем платных услуг населению увеличился на 3,5 процента.

В течение 2012 года реальные располагаемые денежные доходы населения демонстрировали достаточно устойчивую положительную динамику с постепенным наращиванием темпов роста - с 1,6% в I квартале до 5,3% в IV квартале 2012 г. относительно соответствующих периодов

  1. года. По данным Росстата, прирост реальных располагаемых денежных доходов в 2012 году составил 4,2% к уровню 2011 года, что на 3,8 процентного пункта превышает аналогичный показатель предыдущего года.

Основным источником доходов населения по-прежнему является заработная плата. Темпы роста реальной заработной платы на протяжении всего 2012 года (кроме декабря 2012 г.) были выше, чем в 2011 году. Прирост реальной заработной платы за 2012 год относительно 2011 года составил 8,4% (в 2011 году - 2,8 процента).

Позитивные тенденции сохранились на рынке труда. Уровень общей безработицы, по данным Росстата, в среднем за 2012 год (по итогам обследования населения по проблемам занятости населения) в 2012 году составил 5,5% экономически активного населения, при этом в декабре

  1. г. уровень безработицы составил 5,1%, что является рекордно низким показателем за период с 1999 года. Этому способствовали восстановление спроса на труд в результате улучшения экономической ситуации в стране, а также реализация Правительством Российской Федерации мер по поддержке рынка труда.

Потребительская инфляция в I полугодии 2012 г. снижалась (прирост потребительских цен за годовой период снизился с 6,1% в декабре 2011 г. до 3,6% в апреле-мае 2012 г.) вследствие высокого предложения и сохраняющейся низкой динамики цен на продовольственные товары, а также переноса повышения регулируемых тарифов на федеральном уровне и на местах (на услуги ЖКХ и городского пассажирского транспорта) с начала года на второе полугодие 2012 года.

С июня 2012 г. инфляция стала усиливаться, в том числе вследствие значительного роста цен на плодоовощную продукцию нового урожая.

Кроме того, в июле и сентябре 2012 г. темпы инфляции были более высокими, чем в предыдущем году из-за повышения регулируемых тарифов и цен на услуги организаций инфраструктурного сектора (электроэнергии и газа и синхронизированных с этим - коммунальных и других административных тарифов).

В результате за 2012 год прирост инфляции составил 6,6%, превысив аналогичный показатель 2011 года (6,1%) на 0,5 процентного пункта.

Посткризисным позитивным изменениям в экономике способствовали реализуемые Правительством Российской Федерации меры, направленные на стимулирования экономической активности и экономического роста, а также на улучшение предпринимательского климата, поддержку инновационного развития, повышение качества государственного и муниципального управления.

Предпринимательский климат

В 2012 году начата разработка дорожных карт национальной предпринимательской инициативы - планов мероприятий по наиболее проблемным сферам государственного регулирования предпринимательской деятельности. К концу 2012 года утверждены и начата реализация 6 дорожных карт, направленных на совершенствование таможенного администрирования, упрощение процедур в сфере строительства, повышение доступности энергетической инфраструктуры, поддержку экспорта, развитие конкуренции и регистрации прав собственности.

В целях совершенствования законодательства, регулирующего осуществление иностранных инвестиций в стратегические отрасли, принят Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. № Э22-ФЗ "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Федеральный закон направлен на либерализацию действующего законодательства в сфере осуществления иностранных инвестиций, а также на снятие ряда существующих ограничений и уточнение норм процедурного характера.

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. № 1016 "Об утверждении правил отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов" при Минэкономразвития России образована и начала свою работу Межведомственная комиссия по отбору инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской

Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов.

Завершена работа по созданию российского закрытого паевого инвестиционного фонда "Российский фонд прямых инвестиций" (далее - Фонд). С этой целью внесены изменения в приказ ФСФР России от 28 декабря 2010 г. № 10-79/пз-н "Об утверждении Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов". В соответствии со своими задачами Фонд будет являться соинвестором в проекты (преимущественно в России) совместно с зарубежными инвесторами в минимальной пропорции 1:1. Фонд будет инвестировать средства в модернизационные и базовые отрасли российской экономики.

В 2010 году Минэкономразвития России инициировало внедрение в отечественную практику нормотворчества инструментов оценки регулирующего воздействия (ОРВ). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 336 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" процедура оценки регулирующего воздействия вводится как обязательный элемент подготовки проектов нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области государственного контроля и надзора, в области установления и применения обязательных требований к продукции и связанных с ними требований к процессам, в области оценки соответствия, в области безопасности процессов производства. В течение первых двух лет использования процедуры ОРВ было проведено более 1000 оценок, причем около трети оценок содержали отрицательные заключения. С 1 октября 2012 г. начался переход к проведению ОРВ федеральными органами исполнительной власти - разработчиками нормативных правовых актов в соответствии с передовой мировой практикой в данной сфере.

Результатом реализации поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области развития малого и среднего бизнеса, а также решений, принятых на заседаниях Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства, стало завершение процесса формирования основополагающей нормативной правовой базы в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Комплексные инициативы, реализованные в Российской Федерации в 2008 - 2012 годах и направленные на решение ключевых проблем бизнеса, позволили в некоторой мере смягчить крайне неблагоприятные условия предпринимательской деятельности в условиях кризиса и посткризисный период. Начиная с 2010 года, в число приоритетных мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства впервые были включены такие меры, как поддержка начинающих и действующих малых инновационных компаний, компаний, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции, поддержка экспортно ориентированных компаний, а также компаний, осуществляющих модернизацию производственных активов.

Перечень мероприятий финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства постоянно расширяется и в 2013 году насчитывает уже 28 направлений поддержки.

Инновационное развитие

Одним из ключевых факторов, обусловивших в последнее десятилетие радикальные структурные сдвиги в мировой экономике, стало повышение экономической роли инноваций. В первую очередь это связано с усилением воздействия науки и техники на все стороны жизни общества, фундаментальными технологическими сдвигами, ведущими к крупномасштабным социально-экономическим и институциональным переменам. Соответственно меняется и набор основных факторов экономического роста. Важнейшими из них становятся научные знания и интеллектуальный капитал, которые признаются главными источниками создания конкурентных преимуществ и устойчивого развития социально- экономических систем. В этой связи вопросы модернизации и инновационного переустройства экономики были признаны и остаются ключевыми, магистральными направлениями социально-экономических преобразований в Российской Федерации.

Темп роста внутренних затрат на исследования и разработки в последние 15 лет в целом опережал темпы роста ВВП, за исключением 2004 - 2005 годов, когда было значительно сокращено финансирование исследований и разработок. По итогам 2011 года, доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП составила, по предварительной оценке, 1,12% и все еще оставалась ниже максимального значения, достигнутого в 2003 году (1,29 процента). В международном сопоставлении Россия находится на уровне Бразилии (1,19% в 2010 году) и Венгрии (1,16% в 2010 году), значительно уступая странам инновационным лидерам (Германии и Японии - 2,82% и 3,26% в 2010 году соответственно), а также Китаю (1,7% ВВП).

Федеральным законом от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно- технической политике" законодательно определены отношения по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг). В данном федеральном законе даны основные определения ("коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов", "инновации", "инновационный проект", "инновационная инфраструктура", "инновационная деятельность"), а также указано, что цели и основные направления государственной поддержки инновационной деятельности определяются в рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

Указанная стратегия является основополагающим документом в сфере инновационного развития. При этом долгосрочные цели социально- экономического развития Российской Федерации закреплены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. В начале 2012 года приняты "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" (утверждены Президентом Российской Федерации 11 января 2012 г. №Пр-83), в которых стратегической целью государственной политики в области развития науки и технологий названо обеспечение к 2020 году мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами. В указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" Правительству Российской Федерации поставлена задача увеличения доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года. К 2013 году реализованы следующие новации в области государственной поддержки и стимулирования инновационного развития:

создана современная система институтов развития в сфере инноваций, включающая институты предпосевного и посевного финансирования, венчурные фонды с государственным участием, государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", ОАО "РОСНАНО";

осуществляются финансовая поддержка ведущих вузов и форсированное развитие их компетенций в целях формирования "ядра" глобально конкурентоспособных вузов (не менее 5 вузов), способных войти к 2018 году в первую сотню ведущих мировых университетов согласно общепризнанным международным рейтингам;

создается национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" и готовится к формированию в России сеть национальных исследовательских центров по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, формируются основы инфраструктуры поддержки инновационной деятельности - технико-внедренческие особые экономические зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным компаниям, технопарки, бизнес- инкубаторы при вузах, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования уникальным оборудованием;

начата на конкурсной основе процедура выявления и развития инновационных кластеров;

положено начало созданию новой российской "территории инноваций" в подмосковном инновационном центре "Сколково", где создается беспрецедентный правовой режим, минимизирующий административные барьеры и налоговое бремя для компаний-резидентов;

реализуются программы инновационного развития крупнейших компаний с государственным участием;

ведется деятельность по развитию кооперации между бизнесом, наукой и образованием, в том числе с использованием механизма технологических платформ;

проведена значительная работа по совершенствованию правового режима инновационной деятельности.

Качество государственных институтов

Реализованные меры государственной политики в сфере повышения качества государственных институтов включают меры административной реформы по повышению эффективности исполнения государственных функций и повышению качества государственных услуг, а также меры по развитию стратегического планирования и программно-целевого управления.

Основные направления обеспечения качества предоставления государственных и муниципальных услуг закреплены в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Важный вклад в улучшение предпринимательского климата и повышение качества государственного управления в целом вносит реализация мероприятий Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. № 1021-р.

Принят Федеральный закон от 4 мая 2011г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", реализация которого позволит повысить прозрачность процедур лицензирования за счет установления исчерпывающих перечней документов, лицензионных требований и грубых нарушений, особенностей лицензионного контроля и снизить финансовые и временные издержки хозяйствующих субъектов за счет сокращения перечня лицензируемых видов деятельности, введения бессрочного действия лицензии, а также перехода к электронной форме взаимодействия соискателя (лицензиата) с лицензирующим органом.

В рамках реализации Концепции формирования единой национальной системы аккредитации в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2010 г. № 1760-р, и Указа Президента Российской Федерации от 24 января 2011 г. № 86 "О единой национальной системе аккредитации" ведется работа по формированию современной эффективно функционирующей системы аккредитации, направленная на гармонизацию правил и процедур аккредитации в области оценки соответствия в Российской Федерации с международными обязательствами, международными стандартами, рекомендациями международных организаций и национальными системами государств - членов

Таможенного союза. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011г. № 845 "О Федеральной службе по аккредитации" утверждено Положение о Росаккредитации.

Формирование единой национальной системы аккредитации позволит достичь следующих результатов:

прозрачность правил аккредитации и снижение коррупции; обеспечение защиты рынка от опасной продукции; обеспечение ответственности аккредитованных лиц за результаты своей деятельности;

повышение качества услуг по оценке соответствия; повышение доверия со стороны потребителей, органов исполнительной власти, изготовителей и продавцов;

взаимное признание выдаваемых органами по подтверждению соответствия документов в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также в странах - основных торговых партнерах Российской Федерации;

создание конкурентного рынка работ по оценке соответствия; сокращение издержек бизнеса при выпуске продукции в обращение. В завершившейся в 2012 году Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р, была обозначена задача перехода на программный бюджет с использованием инструмента государственных программ Российской Федерации. Минэкономразвития России совместно с Минфином России была разработана и утверждена Правительством Российской Федерации нормативно-правовая база по переходу к "программному" бюджету, постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации" и Перечень государственных программ Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р, который включает 42 государственные программы. Минэкономразвития России утверждены Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации (приказ от 26 декабря 2012 г. № 817).

Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" и от 7 мая 2012 г. № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно- коммунальных услуг" все приоритетные государственные программы Российской Федерации были утверждены Правительством Российской Федерации в 2012 году. Оставшиеся государственные программы планируется утвердить в I квартале 2013 года.

Внедряемые в настоящее время трехлетние планы реализации государственных программ Российской Федерации должны обеспечить связь программно-целевого планирования с бюджетным процессом. При этом мониторинг их реализации будет осуществляться посредством включения в план ключевых мероприятий, оказывающих наибольшее влияние на достижение целей государственной программы Российской Федерации, а также выделения основных этапов (вех) их реализации.

Управление реализацией трехлетних планов предполагается осуществлять с помощью проектных методов организации деятельности федеральных органов исполнительной власти, позволяющих обеспечить координацию различных видов ресурсов при реализации мероприятий, а также постоянный контроль над установленными проектом сроками.

Развитию стратегического планирования социально-экономического развития и внедрению программно-целевых методов управления будет способствовать принятие внесенных в Государственную Думу проектов Федеральных законов "О государственном стратегическом планировании" и "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования бюджетного процесса и в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Основные проблемы в сфере реализации Программы

Несмотря на отмеченные успехи в сфере реализации государственной экономической и инновационной политики, в настоящее время темпы модернизационных и инновационных преобразований в стране не достигают необходимого уровня. Об этом свидетельствуют:

малый удельный вес инновационно активных предприятий (9 - 10%, при этом в Германии - около 80%, Финляндии - свыше 50%, Литве - свыше 30 процентов);

невысокие показатели выпуска и экспорта инновационной продукции;

крайне низкая доля частных затрат на исследования и разработки;

незначительная доля России в мировом наукоемком экспорте продукции гражданского назначения (0,5%, тогда как доля США - 36%, Японии - 30%, Германии - 16% и Китая - 6 процентов);

невысокий удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции (6,1% против 15% минимального показателя для современной конкурентоспособной экономики);

незначительные величины затрат на модернизацию и технологические инновации в промышленности, явно несоизмеримые с реальными потребностями экономики в расширении спектра принципиально новой конкурентоспособной продукции.

Одной из главных причин подобной ситуации является низкий уровень инвестиций в инновации, которые позволили бы обеспечивать непрерывное обновление технической и технологической базы производства, снижать себестоимость, осваивать и выпускать новую конкурентоспособную продукцию, проникать на мировые рынки товаров и услуг. Поэтому не менее важным в процессе повышения инвестиционной активности в России является решение вопросов, связанных с развитием конкуренции.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует комплексная система показателей состояния конкурентной среды на товарных рынках. Необходима собственная система оценки состояния конкурентной среды в Российской Федерации. Такая оценка не только позволит отслеживать эффективность реализации государственной конкурентной политики, но и определять причины, препятствующие развитию конкуренции на товарных рынках.

Не отвечает задачам модернизации и сложившаяся отраслевая структура российского малого и среднего бизнеса, которая качественно отстает от уровня развития малого и среднего бизнеса в европейских странах, где количественный показатель и вклад производственных компаний значительно выше и доминирует неторговый сектор экономики.

Созданные элементы инновационной системы и увеличение государственного финансирования не запустили в должной степени модернизационные процессы и пока не привели к необходимым структурным изменениям и диверсификации экономики.

Не удалось переломить ряд значимых для инновационного развития негативных тенденций. Необходимо ускорение процесса интеграции национальной инновационной системы в глобальную, повышение инновационной активности и эффективности работы компаний, в том числе государственных. Требуется большее взаимодействие науки и бизнеса в целях повышения уровня коммерциализации научных разработок до уровня развитых стран ОЭСР.

Недостаточная приоритезация задач по поддержке инновационной активности бизнеса, развитию человеческого капитала, поддержке инноваций в регионах не позволила обеспечить необходимую комплексность подхода и ликвидацию "узких мест" в инновационной системе страны. В результате на сегодняшний момент ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура - избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок.

Нерешенными остаются и ряд других серьезных проблем, сохранение которых может свести к нулю результативность деятельности Правительства Российской Федерации и бизнеса в плане инновационного развития экономики страны. В первую очередь это:

высокие риски ведения предпринимательской деятельности в России (так по месту в рейтинге Всемирного банка "Ведение бизнеса" (Doing Business) Российская Федерация занимает лишь 112 место);

наличие коррупции и излишних административных барьеров, прежде всего для развития малого и среднего бизнеса, в том числе инновационного;

незаинтересованность кредитных организаций в финансировании рискового инновационного бизнеса;

фрагментарность национальной инновационной системы, отсутствие должных взаимосвязей между ее элементами, надлежащей интеграции образования, науки и бизнеса;

неразвитость рынка интеллектуальной собственности, неурегулированность распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет бюджетных средств, недостаточный уровень защиты прав интеллектуальной собственности (по данному показателю в соответствии с Отчетом о мировой конкурентоспособности за 2012 год Всемирного экономического форума Россия занимает 125 место в мире);

низкий уровень доверия в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления;

недостаточный уровень предсказуемости направлений развития государственного регулирования и государственной политики, сохраняющиеся проблемы межведомственной и межуровневой координации при планировании и реализации стратегических документов развития, недостаток оперативной и достоверной официальной статистической информации для принятия управленческих решений и корректировки государственной политики;

недостаточное развитие механизмов государственно-частного партнерства, ограниченная эффективность государственных инвестиций;

недостаточный кадровый, в том числе управленческий потенциал для развития инновационных секторов экономики и модернизации традиционных отраслей;

отсутствие для предприятий стимулов к повышению производительности труда.

Перечисленные факторы негативным образом отражаются на инвестиционной привлекательности нашей страны и степени ее национальной конкурентоспособности на мировом уровне.

Только неуклонное и последовательное решение перечисленных проблем позволит осуществить радикальный прорыв в инновационном развитии России. Вместе с тем страна сумеет выйти на устойчивый инновационный путь развития лишь тогда, когда инновации станут основой функционирования всех компонентов системы рыночного хозяйствования: формирования структуры производства и его технической базы, совершенствования систем управления, развития человеческого фактора производства. Только в этом случае возможен переход от инноваций как "точечного" экономического феномена к преимущественно инновационному пути развития экономики в целом.

Прогноз развития сферы реализации государственной программы

Основные параметры прогноза экономического развития Российской Федерации разработаны с учетом трех основных сценариев развития на среднесрочную перспективу: сценария форсированного роста, предусматривающего достижение целевого параметра роста производительности труда в 1,5 раза, умеренно-оптимистичного, характеризующегося устойчивыми темпами роста, и консервативного сценария, предполагающего сохранение низкой конкурентоспособности по отношению к импорту и сдержанное восстановление инвестиционной активности при сокращении реальных государственных расходов на развитие.

Реализация сценария форсированного роста характеризуется интенсификацией всех имеющихся факторов экономического роста для достижения целевого параметра роста производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года в условиях относительно стабильных мировых цен. Сценарий требует существенного наращивания инвестиций и увеличение их объема не менее чем до 25% ВВП к 2015 году. Это предполагает качественный прорыв в улучшении бизнес-климата и интенсивный приток иностранного капитала, а также активизацию использования национальных сбережений в сочетании с ростом государственных расходов, направленных на развитие инфраструктуры и новой экономики. Сценарий также предполагает более благоприятные демографические тренды. Среднегодовые темпы роста экономики в 2013 - 2018 годах увеличиваются до 6,2%, в 2016 - 2018 годах рост ВВП должен достигать почти 7% в год. Сценарий характеризуется возросшей макроэкономической несбалансированностью.

Реализация умеренно-оптимистичного сценария отражает относительное повышение конкурентоспособности российской экономики (что проявляется в усилении тенденции к импортозамещению) и улучшение инвестиционного климата при умеренном увеличении государственных расходов на развитие инфраструктуры и ускоренном повышении заработной платы в бюджетном секторе в 2014 - 2015 годах. Рост ВВП в 2013 - 2015 годах прогнозируется на уровне 3,6 - 4,5 процента.

Реализация консервативного сценария предусматривает средние темпы роста ВВП на уровне 2,7 - 3,3%, что в среднем на 1,1 процентного пункта ниже чем в основном (умеренно-оптимистичном) сценарии.

Эффективная и полная реализация мероприятий настоящей государственной программы будет способствовать реализации сценария форсированного роста российской экономики.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   60

Похожие:

Российской Федерации \"Экономическое развитие и инновационная экономика\" iconОб утверждении государственной программы российской федерации "экономическое...
Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"

Российской Федерации \"Экономическое развитие и инновационная экономика\" iconРаспоряжение
Утвердить государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"

Российской Федерации \"Экономическое развитие и инновационная экономика\" iconРаспоряжение
Утвердить государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (в новой редакции)

Российской Федерации \"Экономическое развитие и инновационная экономика\" iconКонкурсный отбор
«Стимулирование инноваций» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»

Российской Федерации \"Экономическое развитие и инновационная экономика\" iconПоложение
«Стимулирование инноваций» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (далее...

Российской Федерации \"Экономическое развитие и инновационная экономика\" iconПрограмма направлена на предоставление грантов малым инновационным...
«Стимулирование инноваций» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (далее...

Российской Федерации \"Экономическое развитие и инновационная экономика\" iconИ торговли пермского края
Мероприятие организовано при поддержке Пермского фонда развития предпринимательства (пфрп) в целях реализации государственной программы...

Российской Федерации \"Экономическое развитие и инновационная экономика\" iconПравительство пермского края постановление
В соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственной программой Пермского края "Экономическое развитие...

Российской Федерации \"Экономическое развитие и инновационная экономика\" iconТема семинара: «изменения в налоговом законодательстве, вступившие в силу с 1 января 2017 года»
Мероприятие организовано при поддержке Пермского фонда развития предпринимательства (пфрп) в целях реализации государственной программы...

Российской Федерации \"Экономическое развитие и инновационная экономика\" iconКонкурсах в сфере инноваций
«Об утверждении государственной программы Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика», в целях пропаганды...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск