«Пушкинский бал»


Скачать 260.74 Kb.
Название«Пушкинский бал»
ТипДокументы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 6»

Саратовского района Саратовской области


ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ИСТОРИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА И

ИСТОРИКО-БЫТОВОМУ ТАНЦУ в 4 и 5 классах отделения «Хореографическое искусство» на тему:

«ПУШКИНСКИЙ БАЛ»

(урок по авторской образовательной программе

Таранухиной Светланы Игоревны

«История хореографического искусства»)


Преподаватель:

Таранухина Светлана Игоревна

Концертмейстер:

Парыгина Екатерина Евгеньевна

17.04.2008год

Тема: «Пушкинский бал».
Цель: передать образ пушкинского бала через музыку и движение, увлечь силой и точностью поэтического образа, повинуясь игре воображения шагнуть в блеск бального зала.
Задачи:

  • создать образ танца 19 века, передать движения;

  • активизировать материал, изученный ранее, обобщить знания о бальной культуре 19 века в Европе и России;

  • познакомить со структурой бала 19 века на практических примерах;

  • создать условия для применения усвоенных знаний по теме, их закрепление;

  • активизировать эмоционально-образное мышление;

  • эстетическое развитие.


Тип урока: урок-бал.
Особенность урока: интеграция истории хореографического искусства и историко-бытового танца.
Оборудование:

  • 4 стола

  • стулья

  • музыкальный центр

  • 2 магнитных доски

Занятие проводится в просторном зале, столы стоят буквой Г, на учащихся форма для занятий хореографией.

На столах:

  • словарики

  • таблица-конспект для заполнения во время урока

  • ручки

  • дополнительные сообщения учащихся по теме


Оформление:

иллюстрации

  • портреты А.С.Пушкина художников О.А.Кипренского и В.А.Тропинина;

  • А.С.Пушкин. Автопортрет (1821);

  • акварель неизвестного художника. «В аристократической гостиной» (1820-е годы);

  • акварель неизвестного художника. «Бал» (1820-е годы);

  • мужской и женский костюм 19 века;

  • «Вальс». Литография 19 века;

  • «Полька королевы Виктории». Литография 19 века;

  • Александр Брюллов. «Портрет Н.Н.Пушкиной»;

  • акварель Г.Гагарина. «Бал у княгини М.Ф.Барятинской» (1830-е годы);

  • иллюстрации Н.В.Кузьмина к произведениям А.С.Пушкина.

  • «Костюмированный бал в Зимнем дворце» (1830-е годы);

  • «На балу». Из семейного альбома Олениных» (первая четверть 19 века);

  • «А.С.Пушкин и М.И.Хвостова на балу». Карикатура неизвестного художника(1820-е годы);

  • «Пара на маскараде». А.О.Орловский. Рисунок из семейного альбома (начало 19 века).

фотографии

  • архитектура Петербурга.


Музыкальное оформление:

  • П.И.Чайковский. «Полонез» из оперы «Евгений Онегин» (CD и ф-но);

  • Ф. Шопен «Полонез ля мажор» (ф-но);

  • М.И.Глинка. «Вальс-фантазия» (CD);

  • Н.Павлищев. «Вальс» (ф-но);

  • «Варшавская мазурка» (ф-но);

  • «Французская кадриль» (ф-но);

  • П.И.Чайковский. «Вальс» из оперы «Евгений Онегин» (ф-но);

  • А. Алябьев. «Котильон» (ф-но).



План урока:

I. Организационный момент;

II. Введение темы урока. Установочная беседа по теме;

III. Изучение нового материала – теоретическая часть;

IV. Практическая часть – бал;

V. Итог урока.
Эпиграф урока:

«Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума…»

Ход урока:
І. Организационный момент:

  • вход учащихся под «Полонез» из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», построение, приветствие – поклон;

  • расположение учащихся за столами.


У вас на столах словари и таблицы - конспекты: на уроке мы будем работать со словарём и по мере изучения материала заполнять таблицу.
ІІ. Введение темы урока. Установочная беседа по теме.


  • Скажите, под какую музыку вы вошли?

Правильно, это полонез великого русского композитора П.И. Чайковского из оперы «Евгений Онегин».

  • А какому великому русскому писателю принадлежит это произведение?

Верно.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) – гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. В творчестве Пушкина впервые с огромной художественной силой выразились русская жизнь, русский национальный характер, раскрылось богатство и красота языка русского народа. Всё, что им создано, - это классические образцы русского слова и стиха. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры.

Мы не зря обратились к произведению Пушкина, так как сегодня на уроке познакомимся с эпохой этого писателя и поэта.


  • В каком веке жил Александр Сергеевич Пушкин?


Правильно в 19 веке, запишем в таблицу.
Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о балах и постараемся передать образ бала 19 века с помощью музыки, движения и прекрасных строк из произведений Пушкина. Повинуясь игре воображения, шагнём в блеск бального зала пушкинской поры.
Тема занятия: «Пушкинский бал» (запись темы в таблицу).
ІІІ. Изучение нового материала – теоретическая часть.

История сохранила для нас – потомков самые разные, как живописные, так и скульптурные произведения с изображением Пушкина.

Перед вами два самых известных портрета А.С. Пушкина выполненных Василием Андреевичем Тропининым и Орестом Адамовичем Кипренским (1827). Глядя на них, мы можем представить, как выглядел поэт.

(Показ иллюстраций).

Увидев готовый портрет Кипренского восторженный Пушкин ответил создателю портрета такими строками:
«Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз, -…

Себя, как в зеркале, я вижу,

Но это зеркало мне льстит…

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид».
В предисловии к первой главе «Евгения Онегина» Пушкин писал: «Первая глава представляет нечто целое. Она в себе заключает описание светской жизни петербургского молодого человека в конце 1819 года…». Пушкин описывает светскую жизнь не понаслышке. Он сам был петербургским молодым человеком, который хорошо узнал свет. Пушкину нравились балы. Он часто посещал их и был в курсе самых последних событий в жизни бального танца.

Он пишет:

«Во дни веселий и желаний я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма».

Именно на балу он впервые увидит свою жену Наталью Гончарову (показ иллюстрации).

Совершенно очевидно, что поэт не мыслил жизнь современного ему культурного человека без бала. Множество раз «отправлял» он на бал героев своих произведений, не раз упоминал о балах в письмах и записных книжках.

Повинуясь прихотливой игре воображения, давайте представим один из таких бальных вечеров и окажемся в блеске бального зала пушкинской поры. В этом нам поможет точность поэтического образа.

Музыкальное оформление: М.И.Глинка «Вальс-фантазия» (звучит до полонеза).
« Перед померкшими домами

Вдоль сонной улицы рядами

Двойные фонари карет

Весёлый изливают свет

И радуги на снег наводят;

Усеян плошками кругом,

Блестит великолепный дом;

По цельным окнам тени ходят,

Мелькают профили голов

И дам и модных чудаков».
Сбросив на руки лакею шинель, Пушкин по роскошной мраморной лестнице поднимается в бальную залу. Огромная зала ярко освещена. В хрустальных люстрах, в медных стенных подсвечниках – повсюду горят свечи. По обе стороны залы вдоль стен стоят множество столов. В то время как молодежь плясала, пожилые солидные гости усаживались играть в карты (за вист). Музыка гремит. По сверкающему паркету кружатся пары. Чёрные фраки, цветные мундиры мужчин смешиваются с ослепительными туалетами дам.

«Люблю их бешеную младость

И тесноту, и блеск, и радость,

И дам обдуманный наряд…»
Танцы в 19 веке становятся более непринуждёнными, лёгкими по характеру, темп их убыстряется. Этому способствовало изменение моды, облегчённость мужских и женских костюмов. На общественных балах дамы и кавалеры одевались строго по этикету (показ иллюстраций мужского и женского костюмов).

Давайте рассмотрим иллюстрации костюмов и попробуем охарактеризовать их (сообщения учащихся).
Сообщения учащихся:

МУЖСКОЙ КОСТЮМ 19 ВЕКА
С 1804 до 1815 года в искусстве и моде господствует стиль ампир. Мужской костюм в отличие от женского на протяжении века изменялся не значительно, только в деталях. Мужской костюм состоял из белой рубашки со стоячим крахмальным воротником. К ней одевали обычно пёстрого цвета жилет. Галстук имел вид шарфа обвязанного вокруг шеи. Спереди он завязывался различными способами, то ввиде большого банта, то узлом, концы которого прятались за жилет.

Носили длинные до сапог панталоны, которые позже удлинились до щиколотки.

Излюбленной одеждой был фрак. Его носили не только как придворный костюм и мундир, но и в простом обиходе. Были фраки дневные и вечерние.

Талия у фрака слегка завышена, рукав у плеча расширен, а внизу воронкообразный манжет. Воротник часто обтягивался бархатом иного цвета, чем ткань фрака. Фраки шили различных цветов, чаще из однотонной ткани, но иногда и из узорной ткани. Но фрак всегда нашивались пуговицы с обеих сторон, даже тогда, когда он шился узким и так плотно прилегал к талии, что вдавливал бока. Пуговицы к фраку были серебряными, фарфоровыми, иногда даже драгоценными. Согласно этикету панталоны должны были быть светлее, чем верхняя одежда. Сюртук шили в талию, полы его доходили до колен. В 1820 году появился фрак для верховой езды, отличавшийся особенно широкими фалдами, порой совершенно закрывавшими живот и только слегка скошенными фалдами, благодаря чему он напоминал сюртук с загнутыми внутрь полами. Любимым головным убором была высокая английская шляпа с полями. Обувью служили высокие чёрные сапоги с жёлтыми отворотами и открытые бальные туфли.
Под влиянием стиля романтизм в 30-е годы мужской костюм не претерпевает серьёзных изменений. Но меняется манера носить костюм. Специально расстёгнутый воротник рубашки, слегка развевающиеся волосы – эта небрежность как бы подчёркивала интеллектуальную значимость личности стоящей выше бытовых мелочей.

В 40-е годах фрак и сюртук имели заниженную талию и узкий прямой рукав. На смену коротким панталонам пришли длинные брюки. Появилось много верхних одежд. В середине века фрак исчез из обихода, уступив место сюртуку. Его ещё называли редингот. Основным головным убором был цилиндр, который носили во всех случаях жизни. Обувью служили полусапоги и бальные туфли лодочки. Дополнением к костюму служили перчатки, трость, зонтик, хлыст, а на ленте у жилета крепился «лорнет». В это время очень модными становятся клетчатые ткани.
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ 19 ВЕКА
Женские одежды эпохи ампир были строже и скромнее, талия очень высокой; линии мягкие, бальные платья часто имели съёмный шлейф и глубокое декольте.

В первые годы 19 века носили в основном платья белого цвета или однотонные. Парадные платья богато расшивали античным орнаментом. Летние платья шили из светлых лёгких тканей кисеи и батиста. Парадные из атласа, тафты и бархата. Зимние платья для прогулок из лёгкой шерсти. Верхних одежд было немного: курточка «спенсер» и «редингот». Зато было множество накидок, кашемировые шали, шарфы из лёгкой ткани, расшитые по краям.

В течение дня туалет меняли по нескольку раз, и мода носила явно классовый характер. Причёски менялись также часто, как и детали одежды. Носили греческий узел и причёски из различных комбинаций локонов. Обувь была лёгкой, без каблука, с узким носком и лентами, которыми крест- накрест обвязывали ногу. Дополнением к костюму служили длинные перчатки, небольшие веера, сумочки типа кисета, маленькие зонтики с оборками и лентами. Также было большое количество драгоценностей. После 1810 года драгоценные украшения временно выходят из моды и их заменяют цветами, перьями, лентами и гирляндами.
К 30-м годам 19 века силуэт в женской одежде значительно изменяется. Талия опускается на своё естественное место. Юбка и рукава сильно расширяются. Надевали несколько нижних юбок, а вокруг талии повязывали широкую ленту сзади завязанную бантом. Опущенная линия плеча с вшитыми огромными по объёму рукавами, зрительно делала талию более тонкой. Платья шили из различных шёлковых тканей светлых тонов. Верхняя часть платья должна была напоминать сердце, для чего в бальных платьях вырез лифа имел вид двух полукружий.

Причёска 30-х годов представляла собой целое произведение искусства. Волосы расчёсывали на боковой пробор, укороченные с боков пряди, завивали в крупные локоны и укладывали над висками.

Длинные пряди волос сзади поднимали наверх и на темени укладывали в различные шиньоны. Перчатки были различных цветов, но на балы надевали только белые. Ювелирные украшения почти вышли из моды. Носили главным образом серьги и медальоны.

В 40-е годы бальные платья имели глубокий, ровный, горизонтальный вырез. Короткие рукава были заменены длинными и узкими от плеча. В моду входит клетчатая ткань. Одежда для визитов и для улицы состояла из двух платьев: нижнего - глухого и верхнего - распашного, украшенного рюшами.
Задание:

  • Сравните костюм 19 века с костюмами предыдущих эпох.

  • Под влиянием каких стилей развивается мода 19 века?

(Запись основных понятий в таблицу).
По правилам бала у входа в танцевальный зал каждая дама получала карточку-программу, где указывались названия танцев и порядок их исполнения. Кроме карточки дама получала какую-нибудь игрушку или украшение – символ, эмблему бала.
Задание:

  • Вы художник, который должен придумать и нарисовать эмблему бала 19 века. Это будет ваше домашнее задание, но если у вас возникнут какие-либо идеи по ходу урока, вы можете нарисовать их в таблице (записывается в таблицу, в графу «домашнее задание»).


Бальный сезон продолжался круглый год, исключение составляли только 7 недель Великого поста. Общественные балы давались с размахом, стоили огромных денег. Недаром отец Онегина, в романе Пушкина, который «давал три бала ежегодно» в конце концов разорился.
Истинно светский человек должен был знать не только те правила, которым надлежало следовать, но и те, которые полагалось нарушать.

К примеру, приехать на бал точно к назначенному в приглашении времени было бы для искушенного завсегдатая непростительной ошибкой. Балы начинались поздно, а съезжались на них ещё позже.

Как правило, время начала бала назначалось с таким расчётом, чтобы успели после спектакля завзятые театралы, - в девять-десять часов вечера и даже позже. Раньше – в семь-восемь часов – начинались особо торжественные и многолюдные, а также официальные придворные балы.

«Завтраки с танцами» и утренние балы, соответственно, назначались на дневное время.

Поскольку опаздывать было модно, великосветские герои Пушкина часто на балы опаздывают, появляясь то к вальсу, то к мазурке. Это замечательно описано в романе «Евгений Онегин»:
«Вот наш герой подъехал к сеням;

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням,

Расправил волосы рукой,

Вошёл. Полна народу зала;

Музыка уж греметь устала,

Толпа мазуркой занята,

Кругом и шум, и теснота.
Бренчат кавалергарда шпоры,

Летают ножки милых дам,

По их пленительным следам

Летают пламенные взоры,

И рёвом скрипок заглушён

Ревнивый шепот модных жен.

Там теснота, волненье, жар,

Мельканье, вихорь быстрых пар,

Красавиц лёгкие уборы,

Людьми пестреющие хоры,

Невест обширный полукруг,

Все чувства поражает вдруг.

Шум, хохот, беготня, поклоны,

Галоп, мазурка, котильоны,

Вдруг стихли голоса повес,

И вышли все на полонез!»
Но мы если хотим проследить за всей танцевальной драматургией бала должны войти в зал с первыми звуками полонеза.

ІV. Практическая часть – бал.

1). Полонез (работа со словарём, запись в таблицу). Полонез задавал тон всему балу. Полонезом не только начинали, но иногда и заканчивали бал. В этом случае он выполнял функцию прощания гостей с хозяевами.

Сообщение учащихся:

В России полонез стал известен с первой четверти 18 века под именем «польский», так как его родина – Польша. Он пришёл на смену другому популярному танцу менуэту. Более массовый характер и простые движения сделали полонез очень популярным. Он происходит от народных массовых танцев прогулок. Его ещё называли «ходячий разговор» - во время танца исполнители могли вести беседу друг с другом. В полонезе кавалер первой пары был ведущим, изобретал различные фигуры. Иногда этот кавалер, прервав танцевальное шествие, становился на колено перед своей дамой, почтительно снимал с её ноги башмачок, ставил в него бокал с вином и пил за её здоровье. Эту же церемонию в том же порядке за ним проделывали и все остальные кавалеры. Постепенно утрачивая национальные обычаи, полонез становится торжественным танцем-шествием, сохраняя свой основной стиль и манеру исполнения: строгую подтянутость корпуса, горделивую осанку, лёгкие ритмичные шаги, чередующиеся с плавными приседаниями, подчёркнутое внимание к своей даме.

Преклонение перед ней было главной темой полонеза.

В нём могло принимать участие неограниченное количество людей – это зависело от размеров зала. В первой паре шёл обычно хозяин дома с самой пожилой, самой почтенной дамой, а затем шли наиболее почётные гости. В полонезе принимали участие все приглашённые, даже те, кто по возрасту или вследствие иных причин более ничего не танцевали. Фигуры полонеза были очень разнообразны: и круги, и линии, и гирлянды, и змейка, и др

(запись основных понятий в таблицу).

Предостерегая от погрешностей против правил хорошего тона в полонезе, балетмейстер Л. Петровский перечисляет распространённые ошибки. Полонез, пишет он, «не терпит прыжков; танцуя его, не следует наступать соседям на ноги, не брать дам под руку (показывая тем самым слишком близкое знакомство); не шаркать ногами; не маршировать; не делать воротца; не тянуть даму за собой, но оставлять ей первое место».

Задание:

  • Какой музыкальный размер у танца полонез?

  • Покажите основной ход полонеза.

(Запись основных понятий в таблицу).

Практический показ: композиция полонеза (Ф.Шопен «Полонез ля мажор», концертмейстер Парыгина Е.Е.).

Зрелище придворного полонеза поражает посетившего Петербург француза Теофиля Готье; он пишет:

«Присутствующие теснятся по сторонам, чтобы освободить середину бального зала, где образуется аллея из двух рядов танцующих. Когда все занимают свои места, оркестр играет музыку в величественном и медленном ритме и процессия начинается. Её ведёт император, дающий руку княгине или даме, которой он желает оказать честь… За императорской семьёй шли офицеры высшего состава армии и охраны дворца, высшие должностные лица, каждый из которых подавал руку даме… Процессия продвигается, и к ней присоединяются всё новые пары… Наверное, не так-то просто идти, касаясь друг друга лишь кончиками пальцев;…здесь видны как на ладони самая малая неуклюжесть в движении, самая лёгкая неуверенность в ногах, самое неуловимое непопадание в такт».
Интересно, что самой сложной частью подготовки к балу была собственно хореографическая выучка. Начинать следовало с 8-9 летнего возраста. Вельможи и аристократы брали домашних учителей, иные же прочие имели возможность посещать танцевальные классы. На протяжении всего 19 века уважающие себя танцмейстеры, добиваясь должного изящества, грации и осанки, подолгу заставляли своих учеников их разучивать. Пушкин, как известно, обучался основам классической хореографии в Царском лицее. И хотя, по словам друга Пушкина Кюхельбекера, Пушкин не был «двоюродным братом госпожи Терпсихоры», то есть блестящим танцором, он с удовольствием отплясывал мазурку и другие танцы, которые научился в лицее. Он обладал удивительным свойством: веселясь от души, в то же время подмечать всё, что происходит вокруг. Всё запоминалось, откладывалось в его необыкновенной памяти, чтобы потом обрести новую жизнь в поэмах и стихах.
2). Порядок танцев на балах мог менятся, но, как правило, вслед за полонезом танцевали вальс.

«Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный,

Чета мелькает за четой»

(«Евгений Онегин» 6,115)

(работа со словарём, запись в таблицу).

Что интересно, согласно этикету новый танец полагалось танцевать с другим кавалером. Несколько танцев подряд разрешалось танцевать только с женихом.


  • Под влиянием какого стиля появляется вальс?

  • Какой музыкальный размер танца вальс? (работа со словарём).


19 век – это эпоха вальса. Именно в это время начинается его совершенствование и подлинная слава. Он определяет структуру и характер бальных танцев, непринуждённую манеру исполнения, основанную на свободном подчинении музыкальному ритму. Появление вальса заставило отказаться от многих приёмов и правил, порождённых французской бытовой хореографией. Вальс восприняли не только широкие круги придворного общества, но и городское население.

Отсутствие сложных фигур, которые необходимо исполнять в строгой последовательности, простота движений и поз, пленительность мелодий делают вальс любимым танцем. Он стал очень популярен, его воспевали поэты, о нём писали критики.

Танец немецкого происхождения walzen означает вообще вращение чего-либо с передвижением вращаемого предмета. Музыканты считают, что вальс произошёл от крестьянского австрийского танца «лендлер». Хореографы склонны считать, что вальс происходит от бального танца 16 века «вольта». В 19 веке вальс становится лирическим центром бала. В его ритме улавливают биение взволнованного человеческого сердца; это танец надежд и признаний. Без вальса невозможно представить и время Александра Сергеевича Пушкина, и наше время!
Работа с учащимися: разучивание элементов вальса (Н.Павлищев «Вальс», концертмейстер Парыгина Е.Е.).
3). Наряду с вальсом широкое распространение получает мазурка (3/4) (работа со словарём, запись в таблицу).

Полонез и мазурка имеют одну историческую родину, одну историческую почву…

В Польше, на родине мазурки, её называют «мазур». Этот стремительный и динамичный танец возник в Мазовии и вскоре стал самым распространённым национальным танцем.

Мазурка появилась в бальных залах России в 1810-е годы и в короткое время стала популярной. Прежде чем подробнее говорить о ней, мы её посмотрим и попробуем охарактеризовать.

Задание:

  • Сравните мазурку с другими бальными танцами 19 века.


Практический показ: композиция мазурки («Варшавская мазурка», концертмейстер Парыгина Е.Е., исполняют выпускники отделения «Хореографическое искусство» Сальманова Лилия и Воробьёва Татьяна).

(Ответы учащихся, обмен мнениями)

Бальная мазурка заимствовала фигуры, ритм и исполнительский стиль у народного мазура. Но в ней движения более плавные, нет подчёркнуто прыгающих шагов, она лишена непосредственности, которая так пленяет в народном мазуре. В бальной мазурке движения более сдержанны и плавны, им присуща аристократическая позировка.

Перенесённая на русскую почву мазурка приобрела особый колорит и характер исполнения.

Звуки мазурки мгновенно разделяли всех присутствующих на две неравные группы. На больших балах танцевать её осмеливался не каждый. Мазурка требовала мастерства, умения красиво сочетать различные па и фигуры, особенно от кавалера. Она мало доступна широкому кругу любителей бальных танцев, так как требует специального обучения. Расхожим мнением было: мазурку надо или танцевать хорошо, или не танцевать вовсе. О бальных триумфах выдающихся «мазуристов» говорили много и вспоминали спустя годы.

В 19 веке мазурка исполнялась на балах всех стран. И хотя она имела строго установленные фигуры и движения, каждый мог их варьировать по собственному желанию. Исполнителям предоставлялись большая свобода – особенно кавалеру. Он выбирает фигуры, движения, меняет темп. Дама должна уметь легко лететь по залу, уметь схватывать движения и переходы, предлагаемые кавалером.

Танцующие располагались широким кругом или полукругом. Число пар, как и танцевальных фигур было неограниченным. Из кавалеров, хорошо знающих па мазурки, выбирался распорядитель. Он устанавливал и объявлял фигуры мазурки, имевшие различные названия: «большой круг», «корзиночка», «аллея» и другие. Ему должны были подчиняться все танцующие. Каждый кавалер заранее приглашал даму. О начале танца оркестр оповещал особым сигналом и затем проигрывал восемь или 16 тактов мазурки. Сам танец начинался променадом – движением танцующих по кругу зала. Исполнители как бы показывали себя гостям: грациозно двигались дамы, гордо, с военной выправкой шли рядом кавалеры.

Во время променада дамы выполняли лёгкий шаг (pas couru), кавалеры – парадное па (pas gala). В 19 веке дамам не полагалось делать во время мазурки «голубец» - это движение считалось только мужским.

(Показ основных движений мазурки).
Мазурку танцевали долго. Каждая из участвующих в танце пар должна была успеть совершить свою сольную проходку по залу, демонстрируя мастерство и способность к экспромту.

Ожидающие своей очереди пары коротали время за светской беседой; приглашая даму на мазурку и заботясь о её удобстве, кавалер должен был поставить для неё посередине зала стул. Мазурка давала танцующим много времени и простора для общения. Выражение «мазурочная болтовня» стало синонимом лёгкого разговора «ни о чём». «Бесконечная мазурка» - тоже выражение Пушкина. Быть может, в этих словах отразилось впечатление не только от продолжительности танца, но и от многократных повторений короткого мотива. Бытовали разные манеры танцевать мазурку. Пушкин противопоставляет друг другу две:

«Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале всё дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

Но в городах, по деревням

Ещё мазурка сохранила

Первоначальные красы:

Припрыжки, каблуки, усы

Всё те же: их не изменила

Лихая мода, наш тиран,

Недуг новейших россиян».
В ранней редакции поэт рисует старую, более грубую, манеру ещё более иронично:

«Как гонит бич в песку манежном

По корде резвых кобылиц,

Мужчины в округе мятежном

Погнали, дёрнули девиц.

Подковы, шпоры Петушкова

(Канцеляриста отставного)

Стучат; Буянова каблук

Так и ломает пол вокруг;

Треск, топот, грохот – по порядку:

Чем дальше в лес, тем больше дров;

Теперь пошло на молодцов:

Пустились, только не в присядку.

Ах! Легче, легче: каблуки

Отдавят дамские носки!»
Кульминацией мазурки было обязательное мужское соло, отчего история и донесла до нас имена исключительно «мазуристов» -мужчин, невзирая на ранги. В этом перечислении мы встречаем и императора Александра I, и знаменитого, но незнатного актёра Соснитского. На польском балу после окончания мазурки кавалер становился перед дамой на колено, целовал подол её платья, благодарил за честь и доставленное удовольствие.

Мазурка всегда была в центре каждого празднества. Её ждали, и к ней особенно готовились.

(Показ элементов мазурки).
4). Значительную часть бала занимала целая группа танцев, имеющих общее происхождение и восходящих к танцевальной культуре даже не 18, а 17 века. Этот танец распространился с конца 18 века в Европе и особенно в Париже. Это так называемые контрдансы (2/4, 6/8). Название происходит от английского country dance – сельский танец. Под разными наименованиями их танцевала вся Европа. В России на протяжении всего описываемого периода были популярны экосезы и англезы. До того, как в начале 19 века в бальный обиход вошли вальс и мазурка, они занимали основное место.

Контрданс, в котором танцующие группировались по четыре пары (или по восемь пар), назывался кадрилью. Пары, которые стояли друг против друга, назывались «виз-а-ви». Готовясь танцевать кадриль, следовало позаботиться на только о собственной партнёрше, но и о противостоящей паре, иначе невозможно было выдержать верный рисунок фигур. Поэтому было принято заранее сговариваться и на маскарады, например, ездить «целыми кадрилями».

Контрдансы и кадрили в их бальной форме попали в Россию также из Франции. Названия фигур были заимствованы из модных песен того времени. Многие из них свидетельствовали о том, что этот танец родился в деревне. Обязательных фигур было пять («Панталоны», «Лето», «Пастушка», «Курица», «Финал»), шестая – trenis («Тренис») – была введена позже известным танцором, давшим ей своё имя. С течением времени названия эти отмирают, и фигуры называют просто «первая», «вторая» и т.д. Однако есть упоминания о кадрилях, состоявших из восьми и даже одиннадцати фигур. Распорядитель бала объявлял очередную фигуру, и каждая пара должна была её исполнить. Продолжительность танца зависела, в конечном счёте, от мастерства танцоров и фантазии распорядителя. Постепенно в кадрили видоизменялись фигуры и их число, но сохранился её оживлённый характер. Самой распространённой формой кадрили была французская, но танцевали и так называемые английскую и русскую кадрили. Перед началом французской кадрили игралась «Ритурнель» (работа со словарём) на 8 или 16 тактов. Она являлась как бы сигналом к тому, что надо занимать места. До начала каждой новой фигуры в течение восьми тактов исполнители делают друг другу поклон. «Кадриль не только доставляла удовольствие танцующим, но в какой-то мере имела и воспитательное значение. Она приучала молодёжь к хорошим манерам, умению музыкально, чётко и непринуждённо выполнять движения».

Задание:

  • Как называется основной шаг французской кадрили?

  • Сколько форм шассе во французской кадрили?

  • Покажите формы шассе


Практический показ: композиция французской кадрили ( концертмейстер Парыгина Е.Е.)
5). 19 век – век массовых бальных танцев, ритмически живых и естественных. Известно, что бальные танцы пришли на бал в Россию из-за границы.

  • Вспомните, какие ещё танцы танцевали на балах в 19 веке?

Сообщения учащихся:

1). Танцевали на балу 19 века – польку. Она вошла в танцевальный быт позже вальса и мазурки, пик её популярности приходится на 40 – 50-е годы 19 века.

Общепризнанным фактом считается чешское происхождение танца. Само слово «полька» происходит от чешского слова «пулька», что означает «половина». И действительно, основное движение этого весёлого танца состоит из полушагов, соединённых приставкой. Неоднократно встречается в разных источниках даже рассказ о том, как некая сельская красавица приказала своему кавалеру сочинить новый танец и в результате появилась полька. История эта может быть достоверна, а может быть и выдумана. Польку танцевали в паре. Музыкальный размер польки 2/4. Основные движения ритмичные, простые исполняли в быстром темпе.
2).Помимо польки танцевали галоп (галопады). Этот танец родился в Венгрии и был очень популярен в 30 – 40-е годы 19 века. В основе танца гоночные шаги в сторону.

В танце использовались различные рисунки – круг, квадрат, звёзды, гирлянда и т. д.

Существовала также смешанная танцевальная форма – полька-галоп. Этот танец состоял из двух шагов галопа и одного акцентированного шага польки (запись в таблицу).
3).Ещё на балах 19 века танцевали «соловые», или «блистательные» танцы. Так называет танцмейстер А. Петровский сольные танцы, в которых «блистали» на балах наиболее способные в отношении хореографии танцоры; как правило, это были молодые девушки. К такому выступлению особенно тщательно готовились и учитель и ученица; часто хореография сольного танца была упрощённым вариантом понравившегося в исполнении профессионалов танца из спектакля. Иногда в бальную среду переносил танец тот же балетмейстер, который ставил его в театре. Так, одним из популярнейших был па-де-шаль (танец с шалью) – построенный на игре с шалью.

Среди таких сольных танцев, имевших театральное происхождение, фигурировали танцы различных национальностей, так называемые характерные.

Например: «Венгерка», «Сербский казак», «Козак», «Русская», «Цыганка» (запись в таблицу).

(Запись основных понятий в таблицу).

6). В 19 веке в технике бальных танцев происходят значительные изменения. Движения рук становятся разнообразнее, они приобретают плавность, мягкость, этому способствовали покрой одежды, манера носить платье, держать руки и т. д.

Упрощаются поклоны. Они становятся более естественными. Хотя в своей основе остаются французскими, правда, значительно изменившимися. Реверансы в медленных танцах были низкими, плавными, отличались выворотностью ног, отточенностью и вычурностью движений.

В быстрых танцах оживлённый темп требовал соответствующего исполнения: не столь низко приседали и не сохраняли при этом тщательной выворотности. В конце 19 века дамы стали снова носить платья со шлейфами, которыми должны были управлять искусно и ловко.

Теперь дамы почти не брались руками за юбку. Во время официального реверанса руки складывались ладонь в ладонь – это придавало всей фигуре своеобразную осанку. Если дама была в платье со шлейфом, она откидывала шлейф ногой назад, чтобы он не мешал делать приседание. Чтобы слегка приподнять шлейф во время танца, на платье пришивалась петля из ленты, которую дамы одевали на руку.

В 80-х годах французский реверанс выглядит значительно упрощённым, он делается как бы на ходу, без фиксации позы. Это уже скорее книксен с лёгким и быстрым наклоном головы, чем подчёркнуто изысканный французский поклон. Приветственный и танцевальный реверанс исполнялся почти в одной и той же манере.
Практический показ: поклон кавалера и реверанс дамы (музыкальное оформление П.И.Чайковский «Вальс» из оперы «Евгений Онегин», концертмейстер Парыгина Е.Е.).
7). В каком бы порядке не выстраивали распорядители бала танцы, почти так же обязательно, как полонез в начале, в конце бала располагался котильон (3/4).

К этому времени обстановка на балу теряла чопорность и церемонность. Вальс, мазурка и кадрили уже сыграли свою роль, всё больше в каждом следующем танце дозволялось свободы поведения. Всё чаще на первый план выходили лёгкий флирт, непринуждённые игровые отношения. Котильон уже нельзя назвать просто танцем. Это светское развлечение, игра в форме танца. Десятки разных ситуаций обыгрывались в фигурах котильона. Для продажи сувениров и безделушек, необходимых по правилам той или иной танцевальной игры, создавались даже специальные магазины.

Вот, как пример, несколько фигур котильона:

«Мужчина провожает свою даму к левой руке и выбирает ещё вторую даму к своей правой руке»

Обе дамы доверяют ему название того цветка, под которым они хотели бы представиться другому господину. Последнему предоставляется выбор одного из этих цветков, другой цветок остаётся у первого кавалера.

Или такое описание. Участвуют три пары. Мужчины покидают остающихся в середине зала дам и затем окружают их. Дамы бросают свои платки в воздух и танцуют с теми мужчинами, которые поймали платок. И т. д.

Котильоны танцевали очень долго, иногда несколько часов. Чаще всего котильон разворачивался под музыку вальса; иногда, для разнообразия, включали другие танцы. Не участвующие в котильоне уставали к этому моменту до такой степени, что не редкость было обнаружить задремавших в соседней комнате гостей, которым не мешал ни бесконечный вальс, ни беготня, ни смех и шум котильона.

Сейчас мы послушаем «Котильон» и получим представление о характере этого танца-игры. Обратите внимание на изменяющуюся мелодию, именно так менялись в танце фигуры.
Звучит «Котильон» А. Алябьева (фрагмент) (исполняет Парыгина Е.Е.).
V. Итог урока.

Наш бал постепенно заканчивается. Я вам предлагаю повторить материал, с которым вы познакомились сегодня на уроке с помощью коротких ответов на вопросы, блиц-опроса.
Задание:

  • каждый учащийся по очереди берёт один свёрнутый лист бумаги с вопросом и сразу отвечает на него.

Бал подошёл к концу. Разъезд тоже мог сулить неожиданности. М. Ф. Каменская вспоминает, как однажды, выйдя после бала с отцом в переднюю, где их должны были ждать слуги с шубами, они не нашли ни слуг, ни кареты на улице и еле добрались домой в каких-то чужих, им одолженных шинелях. Как выяснилось впоследствии, бал продолжался так долго, что слуги уехали домой отдохнуть, заснули и проспали. Заканчивались балы поздно, обычно ближе к рассвету. Старая графиня в «Пиковой даме» уезжает с бала «рано», в два часа ночи.

Пушкинский Онегин

«… Полусонный

В постелю с бала едет он:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробуждён».

Согласно правилам хорошего тона, в течение недели после бала следовало нанести хозяину визит вежливости и поблагодарить, выразив, разумеется, восхищение приятно проведённым вечером. Однако отзвуки бальных встреч и разговоров, звонкий смех и обрывки мелодий оставались в памяти гораздо, гораздо дольше…

На этом наш урок-бал подошёл к концу.
Домашнее задание:

  • придумать и нарисовать эмблему бала 19 века;

  • составить кроссворд использую словарик (запись в таблицу).

Звучит полонез из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» (концертмейстер Парыгина Е.Е.).

  • построение учащихся – поклон;

  • уход из зала.


СЛОВАРЬ К ТЕМЕ: «ПУШКИНСКИЙ БАЛ»
БАЛ (фр. bal) – танцевальный вечер.

АМПИР – стиль в искусстве начала 19 века (стиль империи) – связан с классицизмом, берёт начало в античном искусстве Древнего Рима; торжественный, официальный.

ВАЛЬС (нем. walzen – «кружиться, скользить») – парный бальный танец 19 века (3/4); возник на основе народных танцев Австрии, Германии, Чехии. Одним из предшественников вальса был австрийский танец лендлер. По другой версии вальс произошёл от танца эпохи Возрождения вольты (3/4).

ГАЛОП (galloper – «гнать, подгонять»)

  • быстрый, стремительный, весёлый бальный танец, родившийся в Венгрии. Появился во Франции в начале 19 века; позже был распространён по всей Европе (2/4);

  • танцевальный шаг.

КОТИЛЬОН – это светское развлечение, игра в форме танца, популярное на балах 19 века.

МАЗУРКА – бальный танец 19 века (3/4), родившийся в Польше (области Мазовии); различают дворянскую и крестьянскую мазурки; лёгкий, изящный танец с характерными пристукиваниями каблуками.

ПОЛОНЕЗ («польский») – бальный танец-шествие 18-19 веков, которым обычно открывали балы и вечера; торжественный, грациозный.

ПУШКИН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ (1799-1837) – гениальный русский поэт, прозаик, историк, в творчестве которого наиболее выразительно раскрылся русский национальный характер и красота русского языка.

ПОЛЬКА (пулька – «половина») – чешский танец, популярный в середине 19 века (2/4).

РИТУРНЕЛЬ (ит. ritornello от ritorro –«возвращение»).

  • музыкальный эпизод, исполняющийся в начале и в конце каждой строфы песни, романса, арии и т. п.

  • вступительный и заключительный проигрыш в танцевальной музыке.


РОМАНТИЗМ (фр. romantisme) – художественное направление в искусстве конца 18 – первой половины 19 века. Термин «романтизм» происходит от испанского слова «romanse» (романс), а также от слова «роман».
ФРАК – мужская одежда 19 века (дневной, вечерний).
ФРАНЦУЗСКАЯ КАДРИЛЬ (фр.quadrille, от исп. cuadrilla – «группа из четырёх человек») – популярный танец 19 века (2/4, 6/8). Для этого танца характерно построение каре (квадрат) или визави (линия против линии), множество фигур (частей), имеющих свои названия.

ЭТИКЕТ (фр. etiquette) – установленный порядок поведения, форм обхождения в каком-либо обществе, в определённой среде.

ВОПРОСЫ:
1). Популярный танец 19 века, название которого в переводе с французского означает «группа из четырёх человек».

2). Перечислите бальные танцы 19 века, которые исполняются в музыкальном размере 3/4.

3). Как называется светское развлечение на балах (игра в форме танца)?

4). Назовите польский бальный танец-шествие, которым обычно открывали бал.

5). Как называется музыкальное вступление к танцу «Французская кадриль»?

6). Парный бальный танец 19 века немецкого происхождения, название которого в переводе означает «кружиться, скользить».

7). Стиль империи в искусстве начала 19 века.

8). Как называется в 19 веке мужская верхняя одежда типа пиджака, бывает вечерней и дневной?

9). Сколько фигур в танце «Французская кадриль»?

10). Как называется основной шаг в танце «Французская кадриль»?

11). Сколько существует форм па шассе? Перечисли их.

12). Перечислите все танцы бала 19 века.

13). Как называется самый известный роман в стихах А.С.Пушкина, фрагменты которого звучали сегодня на уроке?

Тема:

  1. Век

  2. Какие стили начинают развиваться в искусстве в этот период?



Мужской костюм



Женский костюм

4). Популярные танцы на балах XIX века:

Название

Музыкальный размер

Основной шаг

Особенности












5). Домашнее задание:

Похожие:

«Пушкинский бал» iconРешение 17. 08. 2015г с. Пушкино №264-рс о положении «О старшем населенного...
Низации местного самоуправления в Российской Федерации, Уставом сельского поселения Пушкинский сельсовет, учитывая решение постоянной...

«Пушкинский бал» iconДокументация об аукционе по продаже одним лотом объектов недвижимого...
Московская область, Пушкинский район, Акуловский гидроузел, д. 32, стр. 1 и стр. 2, с переуступкой права аренды на земельный участок...

«Пушкинский бал» iconВ пушкинский районный суд

«Пушкинский бал» iconОбразец в пушкинский районный суд

«Пушкинский бал» iconОбразец в пушкинский районный суд

«Пушкинский бал» iconОбразцы оформления документов. Образец расписки
Я, ученик 9 «А» класса школы-интерната №15, Панасенко Андрей, получил от завуча, Шилиной Елены Алексеевны, один магнитофон «Весна»...

«Пушкинский бал» iconОбразцы оформления документов. Образец расписки
Я, ученик 9 «А» класса школы-интерната №15, Панасенко Андрей, получил от завуча, Шилиной Елены Алексеевны, один магнитофон «Весна»...

«Пушкинский бал» iconИнформационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №20 (721), 6 июня 2011 г
Пушкинский день России. Показ художественного фильма «Пушкин. Последняя дуэль» режиссера Натальи Бондарчук (киноцентр «Родина» Караванная...

«Пушкинский бал» iconИнформационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №40 (691), 18 октября 2010 г
Открытие выставки уникальных древнерусских рукописей, среди которых – автограф жития протопопа Аввакума, евангелие Царевны Софьи...

«Пушкинский бал» iconКонни Брук Предисловие к русскому изданию Пролог Бал Часть первая Благая весть Глава 1
Даже тот, кто может сказать: «Рынок – это я», не может быть выше закона и правил, которые его регулируют. Можно прилагать все усилия,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск