ГБПОУ ВО «ПАВЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАССМОТРЕН
на заседании П(Ц)К экономики, менеджмента и права
Протокол № 4 от 29.12.2015
Председатель Е.С. Орехова
ПРАКТИКУМ
по ОП 06. Основы калькуляции и учета
для студентов, обучающихся
по профессии 19.01.17 Повар, кондитер
г. Павловск
2015
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Практическая работа № 1
Наименование работы: Техника хозяйственных вычислений. Вычисления % суммы и начально числа. Вычисления % таксы пропорциональное деление нахождение определённых величин.
Цель: Применение математических и экономических знаний к решению практических задач.
Материальное обеспечение: тетрадь для практических занятий, калькулятор.
Норма времени: 2 часа
Литература:
Потапова И.И. Калькуляция и учет: учебник для учащихся учреждений нач. проф. образования / И.Н. Потапова. – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 176 с.
Ход работы:
Задание 1. С помощью возможностей микрокалькулятора произведите следующие расчеты:
Сложение и вычитание
6+4+7,5
3-6-4
Умножение и деление
5*3/0,2
Операции с памятью
((15*2)+(20*3)) – ((10*4)+(20:2))
Назначение некоторых клавиш микрокалькулятора:
(С) – сброс;
(СЕ) – клавиша сброса последнего набираемого числа;
(М+) – клавиша памяти плюс;
(М-) - клавиша памяти минус;
(MR) – клавиша извлечения из памяти;
(МС) – клавиша сброса памяти. Вычисления с константой:
2+3
4+3
3*4
3*6
Расчет процентов
30*27%
11,2/56*100%
300+(300*40%)
300-(300*40%)
Задание 2.Решите задачу: Ресторану установлен план товарооборот на месяц в сумме 5.1 млн ресторан перевыполнил план на 1.7% определить сумму перевыполнения товарооборота.
Задание 3. Решите задачу: Обслуживание банкета на сумму 66000 руб. выполнили 3 повара 5 разряда, 3 повара 4 разряда и 2 повара 3 разряда*. Определить сумму выручки приходиться на каждого повара.
Задание 4. Найдите процентные суммы в следующих заданиях и запишите полученные результаты.
Начальное число
| Процентная ставка, %
| Процентная сумма
| 54648
| 13.5
|
|
| 18.9
|
|
| 14
|
|
| 52.1
|
|
|
|
| 48819
| 36.4
|
|
| 12
|
|
| 73.5
|
|
| 43
|
|
|
|
| 87183
| 15
|
|
| 11.4
|
|
| 42.6
|
|
| 31.8
|
| Примечание:
Процентная сумма – это число выражающее сумму одного или нескольких % исчисленных от начального числа.
Задание 5. Найти процентные таксы в следующих заданиях и запишите полученные результаты.
Начальное число
| Процентная сумма
| Процентная такса, %
| 15436
| 2377.144
|
|
| 4013.36
|
|
| 6591.172
|
|
|
|
| 1452
| 362
|
|
| 342.672
|
|
| 171.336
|
|
| 1096.26
|
|
|
|
| 85247
| 12787.05
|
|
| 20970.762
|
|
| 28387.251
|
|
| 2898.398
|
| Примечание:
Процентная такса - это числовое значение, показывающее, сколько в одном числе содержится % (сотых долей) другого числа. Процентными таксами являются нормы отходов и потерь.
Задание 6. Найдите начальные числа в следующих заданиях и запишите полученные результаты.
Начальное число
| Процентная сумма
| Процентная такса, %
| 1375
| 253
|
| 1012
|
|
| 4600
|
|
| 11500
|
|
|
|
|
| 3376
| 844
|
| 1318.75
|
|
| 5275
|
|
| 2000
|
|
|
|
|
| 12500
| 1245
|
| 10375
|
|
| 2075
|
|
| 3750
|
|
| Примечание:
Начальное число - это база или 100% от любого числа.
Контрольные вопросы:
Как появились микрокалькуляторы?
Сколько действий можно было производить на арифмометре «Феликс» и каких?
Каково устройство микрокалькулятора?
* 2-й разряд Выполнение вспомогательных работ при изготовлении блюд и кулинарных изделий.
3-й разряд Приготовление блюд и кулинарных изделий, требующих простой кулинарной обработки 4-й разряд Приготовление блюд и кулинарных изделий, требующих кулинарной обработки средней сложности: салатов из свежих, вареных и припущенных овощей, с мясом, рыбой. 5-й разряд Приготовление блюд и кулинарных изделий, требующих сложной кулинарной обработки: рыбы заливной, заливного из мясных продуктов, ассорти рыбного, мясного и др.
6-й разряд Приготовление блюд и кулинарных изделий, требующих особо сложной кулинарной обработки. Требуется среднее профессиональное образование.
Практическая работа №2
Наименование работы: Составление плана-меню блюд с использованием технических средств в обучении.
Цель: Формирование профессионального умения составлять документацию предприятия общественного питания и развитие навыка работы с техническими средствами.
Материальное обеспечение: тетрадь для практических занятий, персональные компьютеры с MS Exsel.
Норма времени: 2 часа
Литература:
Потапова И.И. Калькуляция и учет: учебник для учащихся учреждений нач. проф. образования / И.Н. Потапова. – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 176 с.
Киреев А.П. Экономика. Учебник. / А. Киреев. 4-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
Ход работы:
Задание 1. Используя унифицированную форму № ОП-2 План-меню (приложение 1) в электронном виде (MS Excel) и персональный компьютер, составить план-меню для столовой техникума на 270 чел. Значения «Сумма» и «Итого» вычислить с помощью возможностей электронной таблицы MS Excel*.
* Microsoft Excel (Эксель) относится к программным продуктам, которые называются электронными таблицами. С помощью Excel, в наглядной форме, можно посчитать и автоматизировать любые расчеты.
Одной из ключевых особенностей электронных таблиц является возможность автоматического пересчета значения любых нужных ячеек при изменении содержимого одной из них.
Для визуализации полученных данных, на основе групп ячеек можно создавать различные виды диаграмм, сводные таблицы и карты. При этом электронные таблицы, созданные в Excel можно вставлять в другие документы, а так же сохранять в отдельном файле для последующего их использования или редактирования.
Чтобы начать вводить данные в нужную ячейку, ее необходимо выделить. Для перехода в нужную ячейку щелкните на ней левой кнопкой мыши, после чего она будет окружена черной рамкой, так называемым индикатором активной ячейки. Теперь просто начинайте печатать на клавиатуре, и вся вводимая информация будет оказываться в выбранной ячейке.
При вводе данных в ячейку можно так же использовать и строку формул. Для этого выделите нужную клетку, а затем щелкните мышью на поле строки формул и начните печатать. При этом вводимая информация будет автоматически отображаться в выбранной ячейке.
После окончания ввода данных нажмите:
Клавишу «Enter» - следующей активной ячейкой станет клетка снизу.
Клавишу «Tab» - следующей активной ячейкой станет клетка справа.
Щелкните мышью по любой другой ячейке, и она станет активной.
ВАЖНО: Для выполнения расчетов в любой ячейке таблицы необходимо создать внутри неепростейшую формулу, которая всегда должна начинаться со знака равенства (=).
Задание 2. В полученном плане-меню внести изменения по количеству порций (на фактически присутствующих студентов в аудитории). Записать вывод о полученном результате. Контрольные вопросы:
С какой периодичностью составляется план-меню?
В скольки экземплярах составляется план-меню?
Кто подписывает и утверждает план-меню?
|