ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 70
ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТО
Решением педагогического совета
ГБОУ гимназии № 70
Петроградского района
Санкт-Петербурга
протокол № от _______201__ г.
Председатель педагогического совета
_______________ Н.М. Цындря
| УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ
гимназии № 70
Петроградского района
_________ Н.М. Цындря « » 201__ г.
| ПОЛОЖЕНИЕ
о портфолио обучающихся по ФГОС
ГБОУ гимназии № 70 Петроградского района
Санкт-Петербург 1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ (далее – Положение) разработано в соответствии с 273-ФЗ «Об образовании в РФ», федеральным компонентом государственного образовательного стандарта 2004 года, ФГОС НОО, утвержденным приказом Минобрнауки № 376 от 6.10.2009, ФГОС ООО, утвержденным приказом Минобрнауки № 1897 от17.12.2010, Основной образовательной программы начального общего образования (далее ООП НОО), Основной образовательной программы основного общего образования (далее ООП ООО).
Настоящее Положение разработано в рамках реализации Федеральных государственных стандартов второго поколения с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, формирования у учащихся мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
1.2. Портфель достижений учащегося начальной школы (далее Портфолио) относится к разряду индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений.
1.3. Портфолио – это один из способов организации накопительной системы оценки, фиксирования индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения в школе.
1.4. Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.
1.5. Основными целями составления портфолио являются:
развитие самостоятельности и объективности в оценке деятельности обучающихся, повышение их конкурентоспособности;
мотивация обучающихся в достижении индивидуальных учебных результатов через активное участие во внеурочной деятельности по овладению определёнными компетенциями, универсальными учебными действиями, знаниями, умениями, навыками;
переход на более объективную, справедливую и прозрачную форму оценивания достижений обучающихся.
1.6. Основными задачами составления и ведения Портфолио являются:
систематизация результатов различных видов внеурочной деятельности обучающихся, включая научную, творческую, спортивную и другую деятельность;
поддержание высокой учебной мотивации обучающегося;
поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;
развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности школьника;
формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
укрепление взаимодействия с семьей ученика, повышение заинтересованности родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с педагогами ГБОУ гимназии № 70.
2. Порядок формирования Портфолио учащегося начальной школы
2.1.Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс гимназии для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
2.2.Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы).
2.3.Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя.
2.4.Портфолио хранится в школе в течение всего пребывания ребенка в ней. При переводе ребенка в другое образовательной учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.
3. Структура, содержание и оформление Портфолио
3.1. Портфолио имеет следующую структуру (Приложение 1):
- титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото ученика (по желанию родителей и ученика) и который оформляется педагогом, родителями (законными представителями) совместно с учеником;
- основную часть, которая включает в себя:
а) раздел «Мой мир» - помещается информация, которая важна и интересна для ребенка («Мое имя», «Моя семья», «Мои увлечения», «Моя школа»);
б) раздел «Моя учеба» - в этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста чтения, творческими работами»;
в) раздел «Моя общественная работа» - все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности, относятся к общественной работе (поручениям). Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему;
г) раздел «Мое творчество» - в этот раздел помещаются творческие работы учащихся: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), можно поместить ее фотографию;
д) раздел «Мои впечатления» - помещаются творческие работы по итогам посещения музеев, выставок и т.п.;
е) раздел «Мои достижения» - размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые листы успеваемости;
ж) раздел «Отзывы и пожелания» - размещается положительная оценка педагогом стараний ученика;
з) раздел «Работы, которыми я горжусь» - в начале учебного года проверяется портфолио, анализируется собранный в нем материал. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в данном разделе.
3.1.1 Выборка детских работ:
– формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также факультативных и внеурочных;
- материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам;
- демонстрирующих нарастание успешности, объема и глубины знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
По русскому языку и литературному чтению – диктанты и изложения, сочинения на произвольную или заданную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.
По математике – математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующие навыка устного счета, рассуждений, доказательств, выступлений с сообщением на математические темы), материалы самоанализа, рефлексии и т.п.
По окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.
По предметам эстетического цикла – аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.
По технологии – фото- и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.
По физкультуре – видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.
3.1.2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями
3.1.3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
3.2. В Портфолио входят сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, социальных проектах и др. мероприятиях (копии выписок, грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.
3.3. Портфолио включает в себя собрание исследовательских и проектных работ ученика с приложениями самих работ: текстов, бумажных или электронных документов, фотографий и т.д.
3.4. В состав Портфолио входят характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности, анализ самого школьника своей деятельности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.).
(Приложение 2)
4. Основные направления деятельности по формированию Портфолио
4.1. В формировании Портфолио участвуют:
учащиеся, классные руководители, учителя – предметники, (педагог – психолог, социальный педагог), педагоги дополнительного образования, администрация школы.
4.1.1. Учащиеся:
осуществляют заполнение Портфолио;
оформляют Портфолио в соответствии с утвержденной в образовательном учреждении структурой в папке с файлами;
при оформлении соблюдают систематичность и регулярность ведения Портфолио , достоверность сведений, представленных в Портфолио , аккуратность и эстетичность оформления, разборчивость при ведении записей, целостность и завершенность представленных материалов, наглядность, наличие оглавления;
могут презентовать содержание своего Портфолио на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете.
4.1.2. Классный руководитель:
оказывает помощь обучающимся в процессе формирования Портфолио;
проводит информационную, консультативную, диагностическую работу с учащимися и их родителями по формированию Портфолио;
осуществляет посредническую функцию между учащимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио учащегося начальной школы;
осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения Портфолио;
обеспечивает учащихся необходимыми формами, рекомендациями;
оформляет итоговые документы, табель успеваемости.
4.1.3.Учителя – предметники, педагоги дополнительного образования:
предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов Портфолио;
организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области;
разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области;
проводят экспертизу представленных работ по предмету;
пишут рецензии, отзывы на учебные работы.
4.1.4. Педагог – психолог, социальный педагог:
проводят индивидуальную психодиагностику;
ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.
4.1.5. Администрация образовательного учреждения:
создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания;
осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы образовательного учреждения;
организует работу по реализации в практике работы школы технологии Портфолио как метода оценивания индивидуальных достижений обучающихся;
осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в образовательном процессе.
5. Презентация Портфолио учащихся начальной школы
5.1. Учащийся представляет содержание своего Портфолио на классном собрании, на родительском собрании.
5.2. Презентация Портфолио обучающихся может проходить в форме выставок Портфолио.
5.3. На презентацию учащийся выходит с кратким устным комментарием по содержанию Портфолио.
6. Оценка
6.1. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих Портфолио и Портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учетом основных результатов начального образования, устанавливаемых требованиями стандарта.
6.2. Оценка как отдельных составляющих Портфолио, так и Портфолио в целом ведется на критериальной основе с применением уровневого подхода к построению измерителей и представлению результатов.
6.3. Портфолио сопровождается документами:
состав Портфолио;
критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника.
6.4. Критерии оценки отдельных составляющих Портфолио могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента учащихся.
6.5. При адаптации критериев целесообразно соотносить их с критериями и нормами, представленными в примерах инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов.
6.6. Все составляющие Портфолио оцениваются только качественно. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.
6.7. В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих Портфолио целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
- 1 классы - зачет/незачет, т.е. с оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках задач, построенных на опорном учебном материале;
- 2-4 классы - «хорошо», «отлично» - с оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
6.8. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов Портфолио, делается вывод:
- о сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- о сформированности основ умения учиться, т.е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
6.9. Портфолио учащихся оценивается классным руководителем не реже 1 раза в полугодие (Приложение 3).
7. Положение действительно до внесения следующих изменений.
Приложение 1
Структура портфолио
1. Титульный лист
2. Содержание:
I раздел «Мой мир»;
II раздел «Моя учёба»;
III раздел «Моя общественная работа»;
IV раздел «Моё творчество»;
V раздел «Мои впечатления»;
VI раздел «Мои достижения»;
VII раздел «Отзывы и пожелания»;
VIII раздел «Работы, которыми я горжусь».
Приложение 2
Разделы рабочего портфолио
Страницы раздела «Портрет»
Мой портрет (знакомьтесь: это - я)
Место для фото (или автопортрета)
Напиши о себе (как умеешь):
Меня зовут___________________
Я родился ____________________ (число/месяц/год)
Я живу в ______________________
Мой адрес
Моя семья
Нарисуй портрет своей семьи
Родословное дерево
Чем я люблю заниматься
Я ученик
Выкладывается лист диагностики проведенной учителем на первых уроках в школе («напиши буквы, какие ты знаешь, цифры, нарисуй и т.д.»)
Я могу делать
Я хочу научиться в этом году…
Я научусь в этом году
-
Составляется вместе с учителем на уроке
Предмет
| Чему научусь
| Рисунок или пример
| Русский язык
|
|
| Литературное чтение
|
|
| Математика
|
|
| Окружающий мир
|
|
|
|
Я читаю.
Мой класс, мои друзья, мой первый учитель
Мой распорядок дня
| Время
| Дела
| Рисунок
| Утро
|
|
|
| День
|
|
|
| Вечер
|
|
|
|
Я и мои друзья
Вопрос
| Напиши
| Нарисуй
| Чем я люблю заниматься?
|
|
| Какая игрушка у меня самая любимая?
|
|
| Сколько у меня друзей и как их зовут?
|
|
| Какой у меня самый любимый цвет?
|
|
| Какие поделки я очень хочу научиться мастерить?
|
|
|
Страницы раздела «Коллектор»
Правила поведения в школе
Законы жизни класса
Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения.
План – памятка Решения задачи
Памятка «КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»
Памятка «РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»
Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)
Памятка: Правила общения Раздел «Рабочие материалы»
На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы. Страницы раздела «Мои достижения»
Моя лучшая работа
Задание, которое мне больше всего понравилось
Я прочитал ……. книг.
Что я теперь знаю, чего не знал раньше?
Что я теперь умею, чего не умел раньше?
Мои цели и планы на следующий учебный год:
Чему я еще хочу научиться?
Какие книги прочитать?
Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях
Мои проекты
Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)
Приложение 3
Примерные критерии оценивания Портфолио
Раздел
| Индикатор
| Баллы
| Титульный лист, раздел «Мой мир», «Отзывы и пожелания», «Работы, которыми я горжусь», «Содержание»
| - красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие положительных оценок учителя стараний ученика, наличие фото
| - 5 баллов - индикатор полностью соответствует требованиям;
- 3 балла - незначительные замечания
| Раздел «Моя учеба»
| -наличие проектов, творческих работ и т.д.
| - 5 баллов - от 5 и больше работ по каждому предмету;
- 3 балла – 3-4 работы по каждому предмету;
- 1 балл – менее 3 работ по каждому предмету
| Раздел «Моя общественная работа»
| - наличие поручений, фото, сообщений и т.п.
| - 5 баллов - наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (от5 и больше)
- 3 балла – наличие фото, поручений, красочных сообщений на тему (3-4);
- 1 балл – недостаточная информация, отсутствие фото, сообщений
| Раздел «Мое творчество»
| - наличие рисунков, фото объемных поделок, творческих работ
| - 5 баллов – наличие от 5 и больше работ;
- 3 балла – количество работ составляет 3-4;
- 1 балл – недостаточная информация о творчестве ученика
| Раздел «Мои впечатления»
| - наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок и т.д.
| - 5 баллов – наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок и т.д.;
- 1 балл – отсутствие данных работ
|
Формы контроля и учета достижений обучающихся
Обязательные формы и методы контроля
| Иные формы учета достижений
| текущая аттестация
| итоговая (четверть, год) аттестация
| урочная деятельность
| внеурочная деятельность
| устный опрос
письменная самостоятель
ная работа
диктанты
контрольное списывание
тестовые задания
графическая работа
изложение
доклад
творческая работа
посещение уроков по программам наблюдения
| ская контрольная работа
диктанты
изложение
контроль техники чтения
| анализ динамики текущей успеваемости
| участие в выставках, конкурсах, соревнованиях
активность в проектах и программах внеурочной деятельности
творческий отчет
| портфолио
анализ психолого-педагогических исследований
|
Формы представления образовательных результатов:
табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);
тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);
устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
портфолио;
результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.
Критериями оценивания являются:
соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
|