Технологическая карта урока № 49
Дата урока:
| 12 января 2014
| Ф.И.О. учителя
| Чернова Ф.Я.
| Предмет
| Русский язык
| Класс
| 8
| Тип урока
| Открытие новых знаний
| Тема урока
| Однородные члены предложения и знаки препинания при них.
| Цель урока
| Расширение знаний об однородных членах предложения и знаках препинания при них, полученных в 5 классе, за счет включения в нее новых элементов.
| Задачи урока:
|
| Дидактическая
| Создать условия для формирования умения находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания при них.
| Развивающая
| Обеспечить развитие:
-познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков; устанавливать причинно-следственные связи между членами предложения;
- регулятивных УУД: самостоятельно организовывать свою деятельность через планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию;
- коммуникативных УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками),полное и точное выражение своих мыслей в ответе в соответствии с поставленными задачами; владение монологической и диалогической формами речи;
- личностных УУД: формирование моральных норм и нравственных аспектов поведения в обществе.
| Воспитывающая
| Создать условия для воспитания трудолюбия, ответственного отношения к делу. При изложении своих мыслей в устной и письменной форме соблюдать нормы русского литературного языка для более точного решения коммуникативных задач.
| Дидактическая структура урока*
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| Планируемые результаты
| Предметные умения
| Метапредметные умения
| Организационный момент
| Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Побуждает интерес к получению новой информации через решение задачи:
Жили-были сказуемые. Вечно спорили они между собой, потому что никак не могли решить, кто же из них главней. Вот и ссорились:
- Я главней! – говорит первое сказуемое.
- Нет, я! – кричит второе сказуемое.
Услышало их споры подлежащее. Решило оно помирить сказуемые и пригласило братьев к себе в предложение. Да только и там споры не прекращались, ведь стояли-то они рядом.
Думало подлежащее, думало и придумало…
| Проводят самоконтроль готовности к уроку.
Активно и вдумчиво решают проблему
Моделируют открытие нового знания
| Умение определять однородные члены предложения и условия постановки знаков препинания.
| Умение к самоорганизации, самоконтролю
Умение устанавливать причинно-следственные связи
| Проверка домашнего задания
| Организует проверку домашнего задания:
-Дома вы подготовили вопросы. Сейчас, в течение 3 минут, постарайтесь обойти как можно больше друзей, чтобы повторить сведения об ОЧП. Не забывайте обмениваться карточками и благодарить друг друга за работу. Затем вы ответите на вопросы теста.
-Тест «Восстанови определение»
1) Выражены только главными членами предложения ( - ).
2) Отвечают на один и тот же вопрос ( + ).
3) Относятся к одному и тому же члену предложению или поясняются одним и тем же членом предложения ( - ).
4) Выполняют одинаковую синтаксическую функцию (+ ).
5) Равноправны (соединены сочинительной связью) (+).
| 1.Выполняют тест в тетрадях, один ученик работает с интерактивной доской.
2.Оценивают ответы товарищей и аргументируют свою точку зрения
3.Задают друг другу вопросы
4.Фиксируют непонятую информацию
| Умение фильтровать важную информацию, полученную на предыдущем уроке.
| Умение организовать свою деятельность
Умение к взаимоконтролю
Умение формулировать вопрос по заданной схеме
| Актуализация знаний
| Проводит вводный контроль в форме
синтаксического разбора предложения.
Стук топоров и голоса людей вскоре затихли и сменились стуком дятлов и журчанием воды около коряг.
- Чем осложнено предложение?
- Какова же тема нашего урока?
- Какие задачи мы должны сегодня решить?
| Пишут, комментируют по цепочке.
Формулируют задачи по достижению поставленной цели с учетом предложенных ресурсов.
| Умение выделять из общего частное
| Умение грамотно прокомментировать ответ. Умение донести мысль до окружающих
Умение координировать свою деятельность
| Изучение нового материала
| Выдвигает проблему и организует работу с текстом с информацией об однородных членах предложения.
Формулирует задание по составлению, разработке алгоритма действий по постановке знаков препинания при однородных членах предложения, используя следующие маркировочные значки:
«Ъ» – я это знал; «–» – я думал иначе; «+» – я этого не знал (новая информация); «?» – непонятная или недостаточная информация
| Каждый индивидуально читает текст, проставляя предложенные учителем значки, сверяя при этом информацию, собранную на стадии вызова, с информацией в тексте.
Выводит правило постановки знаков препинания
Составляют предложения, подтверждающие постановку знаков препинания при однородных членах.
Аргументирует свою точку зрения
| Умение ставить знаки препинания при ОЧП.
Умение сопоставить предшествующие знания с получаемой информацией.
| Умение отслеживать собственное понимание
| Закрепление нового материала
| Определяет перечень тренировочных упражнений из учебника
Упр.226, 227
Предлагает переработать текст так, чтобы он стал ярким, выразительным, эмоциональным, включив в него однородные члены.
| Выполняют тренировочные упражнения
Участвуют в обсуждении постановки запятой и двоеточия в книжной речи
Конструируют предложения по схемам.
Перерабатывают текст
| Умение находить в предложении ОЧП, выбирать соответствующий знак препинания. Умение видеть «источник опасности» при построении предложений с однородными членами.
| Умение анализировать, обобщать, определять взаимосвязи
Умение грамотно, красиво, четко выражать свои мысли.
| Контроль
| Организует обучающихся для работы в парах для проверки правил, изученных на уроке
| 1.Работают в паре, рассказывают правила
2.Составляют кластер.
| Умение теоретически обосновать полученный опыт.
| Умение вступать в диалог, формулировать научные предложения
| Рефлексия
| 1 .Вывод по итогам работы.
Прием «Синквейн».
Предлагает просмотреть свои записи в тетради. Вторично просмотреть переработанный текст.
Индивидуально заполнить таблицу, поделиться записями, которые сделали в таблице.
Ставит вопрос обучающимся: какие их предположения оказались с грамматическими ошибками?
Предлагает посмотреть в учебник: какую информацию не нашли?
Достигли ли поставленных целей на уроке?
| 1.Ученики индивидуально работают со своими записями в тетради.
2. Индивидуально заполняют таблицу, для чего им необходимо еще раз обратиться к тексту, еще раз осмыслить информацию, сопоставить ее с той, которая возникла на стадии вызова, и оценить ее качество (новая, знакомая и т.д.).
3. Ученики (по желанию) рассказывают о том, что они узнали, что они пометили знаком «–», объясняя, почему предполагаемая информация является неверной
4. Ученики проверяют информацию, доказывая текстом правильность своих утверждений
| Умение строить предложения без ошибок при употреблении однородных членов в предложении.
Умение грамотно выражать свои мысли.
| 1.Умение фиксировать недопонятую или неполную информацию
2.Умение графически оформлять материал.
3. Умение формировать вызов на получение новой информации
| Формулирование и дача домашнего задания
| Предлагает записать домашнее задание в дневник: Записать данные предложения с исправлением грамматических ошибок. Выучить правила
Предлагает познакомиться с вопросами в учебнике.
| Записывают дом.задание в дневник
Знакомятся с вопросами в учебнике
|
| Умение оценивать уровень своей готовности к выполнению задания
.
|
Технологическая карта урока № 50
Дата урока:
| 14 января 2014
| Ф.И.О. учителя
| Чернова Ф.Я.
| Предмет
| Русский язык
| Класс
| 8
| Тип урока
| Комбинированный
| Тема урока
| Однородные и неоднородные определения, знаки препинания при них.
| Цель урока
| Углубить представления об определении; обеспечить понимание учащимися отличия между однородными и неоднородными определениями.
| Задачи урока:
|
| Дидактическая
| Создать условия для формирования умения различать однородные и неоднородные определения, находить их в тексте;
расставлять знаки препинания при однородных определениях.
| Развивающая
| Обеспечить развитие:
-познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков; устанавливать причинно-следственные связи между членами предложения;
- регулятивных УУД: самостоятельно организовывать свою деятельность через планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию;
- коммуникативных УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками),полное и точное выражение своих мыслей в ответе в соответствии с поставленными задачами; владение монологической и диалогической формами речи;
- личностных УУД: формирование моральных норм и нравственных аспектов поведения в обществе.
| Воспитывающая
| Создать условия для воспитания трудолюбия, ответственного отношения к делу. При изложении своих мыслей в устной и письменной форме соблюдать нормы русского литературного языка для более точного решения коммуникативных задач.
| Дидактическая структура урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| Планируемые результаты
| Предметные умения
| Метапредметные умения
| Организационный момент
| Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Побуждает интерес к получению новой информации через решение задачи:
На столе стоят два стакана: в одном стакане чистая вода, в другом – вода с осадком…
Вопрос: -отталкиваясь от темы прошлого урока, дайте характеристику жидкости в каждом стакане;
-каким членом предложения являются слова «прозрачная, однородная, мутная, неоднородная»?
| Проводят самоконтроль готовности к уроку.
Активно и вдумчиво решают проблему
(в 1-м стакане вода прозрачная, однородная; во 2-м – мутная, неоднородная. Определение).
3. Моделируют открытие нового
знания
| Умение определять однородные члены предложения и условия их выделения.
| Умение к самоорганизации, самоконтролю
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
| Актуализация знаний
| Организует проверку предварительного домашнего задания на повторение пройденного – ответить на вопросы, подобрать примеры:
– Какие второстепенные члены предложения вы знаете?
– Какой член предложения называется определением?
– Какие прилагательные относятся к качественным, относительным?
– Каковы признаки подчинительной связи “согласование”?
– Слова каких частей речи согласуются с существительным?
– Какие сочинительные союзы являются соединительными?
– Какие вы знаете разделительные и противительные союзы?
| 1.Оценивают ответы товарищей и аргументируют свою точку зрения.
2.Задают друг другу вопросы.
3.Фиксируют непонятую информацию.
| Умение фильтровать важную информацию, полученную на предыдущих уроках.
| Умение сравнивать, находить различия.
Умение организовать свою деятельность.
Умение к взаимоконтролю.
| Целеполагание
| 1. Подводит учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.
2. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах обучения и предлагает перечень имеющихся на уроке ресурсов.
| Определяют цель (каждый индивидуально).
Формулируют задачи по достижению поставленной цели с учетом предложенных ресурсов.
| Учащиеся видят, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения темы.
| 1. Включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока.
| Изучение нового материала
| Постановка перед учащимися учебной проблемы. Устанавливает осознанность восприятия темы.
Организует групповую работу:
-Нужно восстановить текст, определив правильный порядок его частей, ориентируясь на наличие или отсутствие однородных и неоднородных определений. Поставить недостающие знаки препинания.
-Составить вопросы по тексту: чем однородные определения отличаются от неоднородных?
| 1. Учащиеся составляют текст,
проверяют, аргументирует свою точку зрения.
2. “Теоретики” - составляют вопросы по тексту. “Исследователи” – подбирают прилагательные, которые характеризуют предмет.
3. Выводят правило постановки знаков препинания при однородных определениях.
| Прочное усвоение через самостоятельную работу.
Умение сопоставить предшествующие знания с получаемой информацией.
грамотно и осознанно использовать в речи конструкции с однородными/неоднородными определениями
| Умение отслеживать собственное понимание
Умение
определить собственную позицию: говорящий – пишущий, слушающий – читающий
| Закрепление нового материала
| Организует деятельность детей по поиску и обработке информации, обобщению способов действия.
Организовывает самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний:
-Выписать из учебника литературы (самостоятельный выбор произведения) предложения с однородными и неоднородными определениями;
Сформулировать вопросы по выполненному заданию.
| 1. Поиск и обработка информации.
2.Учатся правильно читать и писать предложения с однородными и неоднородными определениями; выясняют, когда между согласованными определениями ставится /не ставится запятая.
3. Участвуют в обсуждении вопросов, аргументируют свою точку зрения.
| Умение структурировать знания; выделять существенную информацию из текста. Строить рассуждения об
однородных/неоднородных определениях.
| Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
| Контроль
усвоения
| Организовывает самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний (выборочный диктант по вариантам).
| Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном.
| Умение практически обосновать полученный опыт.
| Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
| Дача домашнего задания
| Предлагает записать домашнее задание в дневник.
Творческое задание: согласны ли вы с тем, что «городской житель редко встречается с землей?» Напишите сочинение-рассуждение в форме ответа писателю, употребив как можно больше однородных и неоднородных определений.
| Записывают дом.задание в дневник
Знакомятся с вопросами в учебнике
|
| Умение оценивать уровень своей готовности к выполнению задания
.
| Рефлексия
| Вывод по итогам работы.
Предлагает заполнить лист самоконтроля:
«ПЛЮС — МИНУС — ИНТЕРЕСНО»
В графу «П» — «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке,информация и формы работы, которые могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» — «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной .
В графу «И» — «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Благодарственное слово учителя.
| 1.Заполняют лист контроля.
2.Рассказывают о том, что они узнали, что они пометили знаком «П» или «М».
3. Аргументируют правильность своих суждений.
| Умение грамотно выражать свои мысли.
| 1.Умение делать самоанализ деятельности, строить смысловую цепочку.
2. Умение формировать вызов на получение новой информации
| |