Автоматизированный электропривод совмещенного прокатно-волочильного проволочного стана


НазваниеАвтоматизированный электропривод совмещенного прокатно-волочильного проволочного стана
страница1/4
ТипАвтореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи

РАДИОНОВ АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ


АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД

СОВМЕЩЕННОГО ПРОКАТНО-ВОЛОЧИЛЬНОГО

ПРОВОЛОЧНОГО СТАНА

Специальность 05.09.03 - Электротехнические комплексы и системы

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени
доктора технических наук

Магнитогорск, 2009

Работа выполнена в ГОУ ВПО “Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова”







Официальные оппоненты –

доктор технических наук, профессор

Усынин Ю.С.
доктор технических наук, профессор

Осипов О.И.
доктор технических наук, профессор

Микитченко А.Я.



Ведущее предприятие –

ОАО “Магнитогорский металлургический комбинат”, г. Магнитогорск



Защита состоится “19” мая 2009 г. в аудитории 227 в 13 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д 212.111.04 при ГОУ ВПО “Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова” по адресу: 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО “Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова”.

Отзывы на автореферат (в двух экземплярах, заверенные печатью) просим направлять по адресу: 455000, . Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38.


Автореферат разослан “10” февраля 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета К.Э. Одинцов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность работы. Доля производства длинномерных изделий, таких как проволока, сорт и т.п. в общем объеме выпуска стального проката составляет 10…12 % (или в целом по России до 10 млн. тонн/год). Металлическая проволока, являясь основной продукцией метизного передела, находит применение практически во всех отраслях промышленности и хозяйственной деятельности. Основным способом ее производства является волочение через монолитные, либо роликовые волоки, реже холодная, либо теплая прокатка в двух- и многовалковых калибрах.

Основным направлением развития проволочного передела в XXI веке явля­ется применение ресурсосберегающих технологий, позволяющих не только ин­тенсифицировать технологический процесс, повышать экономическую эффектив­ность производства, но и получать продукцию с заданными физико-механиче­скими свойствами. Неоспоримым достоинством процесса прокатки перед волочением являются более высокие скорости обработки, меньшие энергозатраты при производстве, отсутствие ограничений суммарных и единичных обжатий, обусловленных прочностью переднего конца проволоки. В свою очередь, проволока, полученная при волочении, обладает более точными геометрическими размерами, что существенно сказывается на качестве изготавливаемых из нее метизных изделий.

Объединить достоинства указанных процессов возможно при их совмещении в единой технологической линии. Так, одним из наиболее перспективных агрегатов для производства металлической проволоки являются совмещенные прокатно-волочильные станы, имеющие в своем составе две последовательно расположенные секции – прокатную и волочильную. Оригинальным решением, позволяющим не только упростить оборудование и тем самым снизить капитальные и эксплуатационные затраты, но существенно повысить к.п.д. процесса прокатки за счет использования резерва сил трения в очагах деформации, является применение в непрерывной трехклетевой прокатной секции промежуточной неприводной клети. Энергия необходимая для деформации металла в такой клети подводится только посредством обрабатываемого металла путем подпора со стороны предыдущей и натяжения со стороны последующей клетей. Волочильная секция, имея прямоточную схему передачи металла, позволяет наиболее полно использовать достоинства процесса волочения. Кроме того, повысить производительность стана позволяет реализация непрерывного съема проволоки. Стан имеет в своем составе двухкатушечный намоточный аппарат с параллельным размещением вертикально расположенных катушек, осуществляющий автоматический переброс проволоки с заполненной катушки на пустую, и тем самым обеспечивающий непрерывную работу всего агрегата.

Технологическая линия вновь создаваемого агрегата – совмещенного прокатно-волочиль­ного стана объединяет три группы электромеханических систем, имеющих прин­ципиально новые взаимосвязи в непрерывном технологическом процессе. Очевидно, что при создании такого стана первоочередной задачей является разработка автоматизированных электроприводов, учитывающих весь комплекс принципиально новых взаимосвязей, конструктивных особенностей механизмов объекта и обеспечивающих как выполнение всех технологических требований, так и его безаварийную работу в целом.
Цель работы. Целью диссертационной работы является разработка автоматизированных электроприводов нового технологического объекта – совмещенного прокатно-волочильного проволочного стана, обеспечивающего гибкое, энергоэффективное производство проволоки при одновременном увеличении производительности, снижении капитальных и эксплуатационных затрат и повышении качества продукции.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:

- проведения анализа особенностей технологических режимов электромеханических систем совмещенного прокатно-волочильного стана, а также анализа существующих электроприводов непрерывных проволочных прокатных, прямоточных волочильных станов и намоточных аппаратов непрерывного действия;

- определения критериев оптимального (с точки зрения экономической эффективности технологического процесса) управления прямоточной волочильной секцией, границ устойчивости проката в межклетевых промежутках при его прокатке в секции с неприводной клетью. Разработки инженерной методики определения величины начального натяжения и обоснования оптимального закона его изменения в процессе намотки проволоки;

- разработки обобщенных и индивидуальных требований к электроприводам и системам управления технологических узлов стана;

- разработки инженерной методики расчета нагрузочных режимов электроприводов катушек и поворотного стола двухкатушечного намоточного аппарата;

- разработки математической модели совмещенного прокатно-волочильного стана (электромеханических систем приводная – неприводная – приводная клети – волочильные блоки – двухкатушечный намоточный аппарат с учетом взаимосвязи электроприводов через обрабатываемый металл) как объекта автоматизации;

- теоретических исследований динамических свойств электромеханических систем совмещенного прокатно-волочильного стана методами математического моделирования;

- разработки способов и систем управления электроприводами совмещенного стана с учетом их силовой взаимосвязи в новом технологическом процессе;

- теоретических и экспериментальные исследований разработанных автоматизированных электроприводов, а также промышленной апробации и внедрения полученных научных результатов.

Методы исследования. Теоретические исследования основывались на положениях теории электропривода, теории автоматического регулирования, методах операционного исчисления, статистической обработки данных. Решение отдельных задач выполнялось с использованием аппарата передаточных функций, аналитических и численных методов решения алгебраических уравнений и систем дифференциального и интегрального исчислений, методов преобразования структурных схем и структурного моделирования, численных методов аппроксимации, методов анализа с использованием логарифмических частотных характеристик. Разработанные алгоритмы реализованы в виде программных модулей для пакета визуального программирования SIMULINK математического пакета MATLAB 6.0. Экспериментальные исследования проводились в промышленных условиях путем прямого осциллографирования основных параметров с последующей их обработкой на действующем прямоточном волочильном стане, а также на специально созданном экспериментально-промышленном образце прокатной секции и на опытно-промышленном образце двухкатушечного намоточного аппарата.

Научная новизна работы заключается в создании систем автоматизированного электропривода нового технологического агрегата – совмещенного прокатно-волочильного проволочного стана.

Теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены технологические требования к электроприводам прокатной и волочильной секций и двухкатушечного намоточного аппарата с учетом особенностей прокатки с промежуточной неприводной клетью. Сформулированы критерии оптимального управления прямоточной волочильной секцией. Предложен энергетический подход к анализу взаимодействия проволоки и шпули двухкатушечного намоточного аппарата.

Создано математическое описание, разработаны структурные схемы, а также программный продукт для моделирования работы электроприводов совмещенного прокатно-волочильного стана с учетом их взаимосвязи через обрабатываемую проволоку, в основу которого положен закон сохранения энергии (впервые для описания электромеханических систем волочильных станов/секций).

Предложена концепция построения автоматизированного электропривода совмещенного прокатно-волочильного стана, основанная на разделении задач по регулированию скорости, натяжения, противонатяжения и контроля величин критических углов в очагах деформации прокатных клетей между электроприводами различных клетей и блоков. Доказано, что в качестве ведущего (регулирующего скорость процесса обработки проволоки) необходимо использовать электропривод последнего волочильного блока. Электроприводы остальных, ведомых клетей, блоков и шпуль намоточного аппарата, осуществляют регулирование натяжения и противонатяжения во всех межклетевых, межбарабанных промежутках и на участке смотки.

Разработаны системы управления электроприводами трехклетевой прокатной секции с промежуточной неприводной клетью, осуществляющие, в том числе, и контроль критических углов в очагах деформации приводных прокатных клетей. Доказана принципиальная невозможность косвенной оценки величины противонатяжений отдельно в каждом межбарабанном промежутке волочильной секции и разработаны системы регулирования противонатяжения прямого действия электропривода вытяжного барабана с использованием датчиков усилий, устанавливаемых перед каждым волокодержателем. Разработана система управления автоматизированного электропривода катушек двухкатушечного намоточного аппарата. К реализации предложена комбинированная система управления электроприводом катушек, включающая системы регулирования скорости и натяжения, автоматически переключающиеся в зависимости от режима работы намоточного аппарата.

Впервые в результате теоретических и экспериментальных исследований подтверждена возможность практической реализации в прокатной линии неприводных рабочих клетей, значительного снижения энергопотребления при прокатке и волочении, а также реализации непрерывного съема проволоки со стана средствами разработанных электроприводов и систем управления.

Практическая ценность и реализация работы состоит в том, что в результате разработки автоматизированных электроприводов и систем управления созданы технические предпосылки для промышленного исполнения принципиально нового совмещенного прокатно-волочильного стана, обеспечивающего гибкое, менее энергоемкое производство проволоки, отличающегося более высокими эксплуатационными характеристиками по сравнению с известными агрегатами.

Создан автоматизированный электропривод промышленно эксплуатируемого прямоточного волочильного стана, экспериментально-промышлен­ного образца прокатной секции с промежуточной неприводной клетью, а также опытно-промышленного образца двухкатушечного намоточного аппарата.

Определены и экспериментально подтверждены алгоритмы управления электромеханическими системами совмещенного стана (отдельно волочильной, прокатной секций и двухкатушечного намоточного аппарата).

Доказаны возможность и целесообразность реализации средствами автоматизированного электропривода использования резерва втягивающих сил трения в прокатных клетях и снижения затрат на деформацию проволоки при волочении.

Разработанные системы автоматизированного электропривода опробованы и внедрены:

- на действующем волочильном стане ОАО “Белорецкий металлургический комбинат”, в результате чего снижены затраты электроэнергии при волочении на 9 % и повышена производительность стана за счет снижение обрывности проволоки на 12 %;

- на экспериментально-промышленном образце прокатной секции ОАО “Белорецкий металлургический комбинат”, в результате чего доказана возможность снижения затрат электроэнергии на изготовление проволоки до 24 %;

- на намоточном аппарате действующего волочильного стана ОАО “Магнитогорский калибровочный завод”, в результате чего увеличена производительность процесса волочения на 14 %.

Результаты диссертационной работы также переданы в ОАО “Магнитогорский ГИПРОМЕЗ”, где приняты к использованию при проектировании оборудования для производства проволоки.

Обоснованность и достоверность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждаются правомерностью принятых исходных положений и предпосылок, корректным применением методов исследования, применением классических методов теории электропривода, теории автоматического управления и теории обработки металлов давлением, методов операционного исчисления и статистической обработки данных, а также практической реализацией и экспериментальными исследованиями разработанных систем электропривода в промышленных условиях.

К защите представляются следующие основные положения:

1. Требования к автоматизированным электроприводам принципиально нового технологического объекта – совмещенного прокатно-волочильного проволочного стана. Критерии оптимального управления прямоточной волочильной секцией с позиций повышения энергоэффективности процесса. Рациональный закон изменения натяжения в проволоке, при котором натяжение в процессе намотки изменяется по гиперболическому закону обратно пропорционально радиусу проволочной паковки. Инженерная методика определения величины начального натяжения проволоки при ее намотке на шпулю.

2. Математические модели электромеханических систем совмещенного прокатно-волочильного стана как объекта управления, учитывающие как взаимосвязи электроприводов через проволоку, так и принципиально новые особенности режимов прокатки с промежуточной неприводной клетью, вновь выявленные особенности влияния противонатяжения на поведение металла в очаге деформации при волочении, а также особенности процесса намотки проволоки на принципиально новом двухкатушечном намоточном аппарате непрерывного действия.

3. Методика расчета нагрузочных режимов электроприводов катушек и поворотного стола двухкатушечного намоточного аппарата, конструктивно отличающегося от известных и подобных ему устройств.

4. Концепция построения автоматизированного электропривода принципиально нового технологического агрегата – совмещенного прокатно-волочильного стана, реализующая выполнение противоречивых требований по точности регулирования скорости обработки, натяжения, противонатяжения и контролю величин критических углов в очагах деформации прокатных клетей путем разделения их на один ведущий (электропривод последнего волочильного блока) и остальные ведомые.

5. Системы и алгоритмы управления электроприводами прокатной секции, впервые имеющей в своем составе неприводную рабочую клеть, отличающиеся наличием дополнительного контуров регулирования противонатяжения и критических углов в очагах деформации приводных клетей, а также настройки контуров регулирования.

6. Системы и алгоритмы управления электроприводами катушек двухкатушечного намоточного аппарата новой конструкции, а также настройки контуров регулирования, учитывающие более высокие частоты возмущающих воздействий.

7. Экспериментально-промышленный образец прокатной секции, опытно-промышленный образец двухкатушечного намоточного аппарата, автоматизированный электропривод прямоточного волочильного стана, внедренный на действующем волочильном стане ВПТ 5/750 цеха № 16 ОАО “Белорецкий металлургический комбинат”.

8. Результаты теоретических и экспериментальных исследований статических и динамических свойств разработанных электроприводов и систем управления, подтверждающие принципиальную возможность использования резерва втягивающих сил трения в прокатных клетях, снижения затрат на деформацию проволоки при волочении и реализации процесса непрерывного съема проволоки, а также работоспособность разработанных электроприводов и систем управления.
  1   2   3   4

Похожие:

Автоматизированный электропривод совмещенного прокатно-волочильного проволочного стана iconИнструкция для следователей и дознавателей по направлению заявок...
Автоматизированный программный комплекс Адвокатской палаты Приморского края (далее – аппк) на участие адвокатов в качестве защитников...

Автоматизированный электропривод совмещенного прокатно-волочильного проволочного стана iconМетодические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной...
Мдк 01. 02 «Автоматизированный учет имущества организации в программе 1С» разработаны в соответствии с Федеральными государственными...

Автоматизированный электропривод совмещенного прокатно-волочильного проволочного стана iconТамбовской области
Отделу делопроизводства управления социального развития области (Донских) обеспечить автоматизированный учет заявителей на получение...

Автоматизированный электропривод совмещенного прокатно-волочильного проволочного стана iconРуководство пользователя барм. 00002-23 34 07 Листов © 2010 ООО «Бюджетные...
«система автоматизации финансово-казначейских органов – автоматизированный центр контроля исполнения бюджета»

Автоматизированный электропривод совмещенного прокатно-волочильного проволочного стана icon131000, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 37
Осп московский региональный автоматизированный сортировочный центр имени Валерия Николаевича Бугаенко филиала Федерального государственного...

Автоматизированный электропривод совмещенного прокатно-волочильного проволочного стана iconПриказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 декабря 2014...
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением...

Автоматизированный электропривод совмещенного прокатно-волочильного проволочного стана iconУчебно-методический комплекс дисциплины cд. В. 02. 1 Автоматизированный...
Цель курса: обучение студентов ведению бухгалтерского учета в системе 1С: Предприятие, обучение программированию в системе 1С: Предприятие,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск