Рефлексивные процедуры на уроке: от теории к практике Пока не посмотришь на себя со стороны, ни наказать по заслугам, ни оценить себя по достоинству


Скачать 232.22 Kb.
НазваниеРефлексивные процедуры на уроке: от теории к практике Пока не посмотришь на себя со стороны, ни наказать по заслугам, ни оценить себя по достоинству
ТипУрок
Раздел 6. Рефлексивные процедуры на уроке: от теории к практике
Пока не посмотришь на себя со стороны, ни наказать

по заслугам, ни оценить себя по достоинству не удастся.

Д. Вильсон 
6.1.Что необходимо знать учителю о рефлексии?
Актуальность реализации рефлексивных процедур возрастает в условиях меняющегося мира и нарастания информационных потоков. Противостоять хаосу и распаду может только личность, осознающая себя субъектом жизнедеятельности, субъектом познания, то есть личность, обладающая высоким уровнем рефлексии.

Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Так, Аристотель трактовал рефлексию как «мышление о мышлении». Рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. В современной философии рефлексия понимается как принцип мышления.

Д.Дьюи, рассматривая феномен мышления, указывает на взаимосвязь критического и рефлексивного мышления. Он считает, что если человек сразу воспринимает мысль, то это пример некритического мышления, при минимуме рефлексии. Рефлексивное мышление означает приостановку суждения на время дальнейшего исследования. «Мышление начинается в положении, которое достаточно ясно может быть названо положением на распутье»- писал Д.Дьюи.

Рефлексия – важный механизм продуктивного мышления, особая организация процессов понимания происходящего в широком системном контексте; процесс самоанализа и активного осмысления состояния и действий индивида и других людей, включенных в решение задач. Поэтому рефлексия может осуществляться как во внутреннем плане (переживания и самоотчет одного индивида), так и во внешнем (как коллективная мыследеятельность и совместный поиск решения). 1

В отечественной литературе термин «рефлексия» (от лат. reflexio – обращение назад) используется примерно с 30-40 годов прошлого столетия. В трактовке рефлексивных процессов сложились два подхода: 1) рефлексивный анализ сознания, ведущий к разъяснению значений объектов и их конструирование; 2) рефлексия как понимание смысла межличностного общения. В связи с этим в выделяются следующие рефлексивные процессы: самопонимание и понимание другого, самооценка и оценка другого, самоинтерпретация и интерпретация другого.

В современных разработках проблема рефлексии рассматривается, по крайней мере, в трех направлениях: при изучении мышления, самосознания личности, а также процессов коммуникации и кооперации, т.е. совместных действий и их координации. Рефлексивная функция возникает и реализуется в любой деятельности, когда возникает какое-либо затруднение.

Роль рефлексии проявляется в том, что она служит совершенствованию различных видов деятельности, которые могут быть поставлены под контроль сознания. Субъект может не только делать, но и знать, как он это делает.

Различают следующие типы рефлексии:

  • «онтологическая» /способность пребывать в логике содержания знания/;

  • «психологическая» или «личностная» /функционирует при самоопределении субъекта внутри собственного представления о себе (установление внутренних ориентиров и способов разграничения «Я» и «не Я»)/;

  • «социальная» /рефлексия в коммуникациях и совместной деятельности/.

Специфика рефлексивных процессов при самоопределении обусловлена духовным миром человека, его способностью к осмыслению или переосмыслению собственного опыта, знаний о себе, чувств, оценок, мнений, отношений и т.д. Такую рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление человеком себя и своих отношений с миром, сегодня называют часто личностной.

Рефлексия – это механизм, благодаря которому система обретает способность к самоорганизации. Чем более развиты рефлексивные способности, тем больше рефлексивных моделей (способов) содержит тезаурус, тем больше возможностей для развития и саморазвития обретает личность. Рефлексивные способности являются теми, которые в принципе обеспечивают условия для саморазвития, самокоррекции, влияя в целом на развитие личности и ее отношения с миром.


В отечественной психологии эта линия восходит к С.Л. Рубинштейну, который связывал с появлением рефлексии особый способ существования человека в мире. Акцентируя наличие у человека двух способов существования в этом мире, он считал первый способ – это обычное существование, когда «человек весь внутри жизни, всякое его отношение – это отношение к отдельным его явлениям, но не к жизни в целом. Отсутствие такого отношения к жизни в целом связано с тем, что человек не выключается из жизни, не может занять даже мысленно позицию вне ее, для рефлексии над ней». Второй способ существования собственно и есть рефлексия. «Развитая рефлексия как бы прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы... человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий поворотный момент. Здесь кончается первый способ существования. Здесь начинается либо путь к духовному опустошению... либо другой путь - к построению нравственной, человеческой жизни на новой сознательной основе».
6.2. Рефлексия как техника
Процедуры рефлексии позволяют осуществить переход от обучения к «осознанному учению». Учебная деятельность рассматривается с точки зрения самоуправления и рефлексии собственной деятельности. Представляется, что реализация действия оценки является самым высоким уровнем осуществления учебной деятельности, когда школьник – субъект учения способен выйти на уровень метапознания и занять позицию «из вне». Более того уровень рефлексии также может быть поверхностным или глубоким и т.д. Очевидно, что деятельность метапознания должна быть систематической, и ученик как субъект учебно-познавательной деятельности постоянно оценивает свои учебные действия, определяет их уровень.

Очевидно, что рефлексивность как характеристика учебно-познавательной деятельности характеризуется наличием рефлексивного/метапознавательного компонента, развитием способности суждений относительно себя самого, относительно другого, относительно фактов, явлений, событий, окружающего мира, развитием способности суждений относительно учебно-познавательной деятельности.

Также необходимо подчеркнуть роль рефлексии:

  • рефлексия служит совершенствованию различных видов деятельности, которые могут быть поставлены под контроль сознания;

  • позволяет переосмыслить стереотипы собственного опыта;

  • выступает механизмом самоуправления, средством саморазвития, условием и способом личностного роста;

  • выступает источником нового знания.

С целью включения школьника в рефлексию учитель выполняет следующие действия:

  • поощряет анализ учебно-познавательной деятельности школьником, учебных действий в рамках одного урока или отдельной темы,

  • обеспечивает понимание обучающимся собственных барьеров и затруднений в учебно-познавательной деятельности и развитие умений их преодолевать,

  • владеет педагогическими умениями и стратегиями организации рефлексии на уроке и обеспечивает эффективное применение этих методик обучающимися,

  • включает обучающихся в оценочную деятельность, в том числе в оценивание своих достижений и образовательных результатов,

  • поощряет использование обучающимися методик самооценивания и планирования и применение этих методик в течение длительного времени.

Учитель проектирует и создает условия для выстраивания связи: Я-сам. Необходимо отметить, что процесс рефлексии технологичен и осуществляется в виде последовательных шагов: действие, осмысление действия, совершенствование действия, снова действие и так далее. Это модель обучения рефлексии, которая получила название «АЛАКТ - модель».

4

Создание альтернатив действия

5

Апроби-рование


1

Действие
3

Выявление

противо-речий

2

Осмыслениеописание действия

Рисунок. Модель обучения рефлексии «АЛАКТ - модель»
Однако можно применять и иные стратегии. Рассмотрим в качестве альтернативы алгоритм «Шаги рефлексии – путь решения учебной проблемы». Данный тип рефлексии (при возникновении проблемы) разработан О.С.Анисимовым. Он позволяет преодолеть проблему, и поэтому рассмотрим его более подробно. Первый шаг рефлексии - исследовательский – он предполагает построение представления о ситуации деятельности и о себе «действующем», т.е. ученик прекращает осуществлять деятельность и мысленно проигрывает ситуацию о деятельности и себе действующем. Второй шаг рефлексии – критическая фаза – здесь осуществляется поиск причин затруднения и осознания недостаточности своих способностей как причин затруднений в деятельности. Третий шаг рефлексии – для определения причин затруднений ученик обращается к интеллектуальным и духовным критериям в пространство культуры (он ищет средство решения проблемы – поиск – это может быть информация в учебнике, справочнике, у учителя и т.д.). Четвертый шаг предполагает – прогноз или проекцию представления о себе желаемом и о процессе приобретения необходимой способности с помощью пространства культуры. Пятый шаг – «деятельность» предполагает осуществление учебно-познавательной деятельности, где учащийся приобретает необходимую способность. И только после этого он вновь возвращается к решению возникшей проблемы, к деятельности, но уже в новом состоянии.

№ шага

Сущность

Вопросы, на которые я должен ответить…

1 шаг

Исследовательский

Что и как я делал?

2 шаг

Критический

Почему у меня не получилось? В чем я был не успешен? Что и почему я не знаю?

3 шаг

«Помощь»

Что мне может помочь при решении этой проблемы?

4 шаг

«Прогноз»

Как я могу решить эту проблему? Что я должен сделать?

5 шаг

«Деятельность»

Я выполняю эти действия, чтобы решить возникшую ситуацию.


Приведем перечень рефлексивных вопросов, которые направлены на осознание себя субъектом учебно-познавательной деятельности:

  • Что показалось вам сегодня трудным?

  • Каким способом была решена задача, нельзя ли иначе?

  • Что, в изученном сегодня, для вас самое главное?

  • Какие мысли, прозвучавшие сегодня, созвучны с вашими?

  • Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?

  • Какие новые мысли, чувства у вас появились?

  • Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов/

  • Были ли моменты недовольства собой?

  • Какую пользу вы извлекли из этого занятия, изученного текста?

  • Почему вы выбрали именно эти задания?

  • О чем хотелось бы поговорить поподробнее?

  • Заметили ли вы свои успехи в ….?

Самое простое для организации рефлексии применять прием «Продолжи фразу».

  • Мне было интересно…

  • Мы сегодня разобрались….

  • Я сегодня понял, что…

  • Мне было трудно…

  • Завтра я хочу на уроке…

Достаточно быстро педагог может организовать рефлексию на уроке, применяя прием «Выбери суждение». Например, суждения о включенности в работу на уроке:

  • Я сам не смог справиться с затруднением.

  • У меня не было затруднений.

  • Я только слушал предложения других.

  • Я выдвигал идеи.

Продуктивным является применение оценочных листов, так позволяет системно выстраивать рефлексию.

Оценочный лист № 1

Меня удивило

Мои мысли о том, что меня удивило

Вопрос учителю











Оценочный лист № 2

Учебный элемент

Не знаю

Знаю

Понимаю

Могу объяснить другим ребятам

















Когда ребята уже научатся применять эти приемы можно им предлагать более сложную работу: рефлексивные сочинения, метакогнитивное интервью, метакогнитивную визуализацию, и, в конечном итоге вывести их на метакогнитивные стратегии.

Рефлексивные сочинения могут быть предложены как для домашних заданий, так и для 5-7 минут работы в классе. Примерный план рассуждений ученика, при написании рефлексивных сочинений может быть следующим:

  • Сначала мы рассуждали так…

  • Потом мы столкнулись с проблемой______

  • Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)….

  • Мы увидели (поняли)…Значит…

  • Теперь мы будем…

Рефлексивное метакогнитивное интервью – собеседование или письменная работа после прочтения текста с целью определения понимания прочитанного и применения метакогнитивных стратегий обучающимся.

Метакогнитивная визуализация (может применяться как методика, как мнемотехника). Обучающимся предлагается нарисовать отдельный эпизод (или изобразить схему) и осознать свои ощущения, сконструировать рассказ сообщение на основе этого рисунка.

Метакогнитивные стратегии направлены на целостный анализ деятельности школьником от первого до последнего этапа.

Пример метакогнитивных стратегий

Вопросы к целям:

Какой может быть цель изучения данного материала?

Какую из предложенных целей, ты выберешь для себя?

С какой целью ты это будешь делать?

Вопросы к планированию УПД:

Какую форму для выполнения задания ты предпочитаешь: индивидуальную, в паре, в группе?

Какой метод изучения темы для тебя будет самым лучшим: прослушать объяснение, прочитать текст в учебнике, провести самостоятельное исследование?

Для получения информации ты можешь использовать материал на СД-диске, учебник, Интернет, статью в журнале? Что ты предпочитаешь?

В какой последовательности ты планируешь эту работу?

Вопросы к оцениванию УПД:

Как можно точно измерить уровень усвоения тобой этого материала?

Каково твое отношение к результатом (к\р, с\р, теста, сочинения)?

В какой степени ты удовлетворен своим результатом?

Какие результаты тебя бы удовлетворили?

Что ты думаешь предпринять для устранения выявленных пробелов?

Вопросы к оцениванию своей деятельности в целом:

Какой метод работы над темой для тебя оказался самым продуктивным?

Очень важно также научить школьников различным видам рефлексии.

Так для организации содержательной рефлексии уместны следующие вопросы:

  • Как бы вы назвали урок?

  • Что было самым важным на уроке?

  • Зачем мы сегодня на уроке…?

  • Какова тема сегодняшнего урока?

  • Какова цель урока?

  • Чему посвятим следующий урок?

  • Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?

Рассмотрим приемы, позволяющие провести рефлексию содержания учебного материала.

ПОПС- формула - интерактивный приём, создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР. По-английски он пишется следующим образом: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary). Ответ по ПОПС-формуле – это лаконичный и ёмкий ответ по законам риторики. Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:


Элементы

Содержание

Примеры фраз

П – позиция

Представление собственной точки зрения

«Я считаю, что…»

О – объяснение (или обоснование)


Обоснование точки зрения

«Потому что …» или «Так как…»

П – пример

Примеры (факты, доводы), подтверждающие данную точку зрения

«Я могу это доказать на примере …»

С – следствие (или суждение)


Заключение (вывод)

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»

Пример по теме «Россия во второй половине XIX в»

Я считаю, что отмена крепостного права в России была неизбежной.
Потому, что оно тормозило развитие всех сфер жизни общества.
Я могу доказать на примере того, что Россия значительно отставала от других стран по уровню жизни. Россия позорно проиграла Крымскую войну.


Исходя из этого, я делаю вывод, что эта реформа сыграла огромное значение в истории России и дала мощный толчок великим преобразованиям 1860-х годов.

Для проведения содержательной рефлексии также подходит прием «Синквейн». Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Примеры синквейнов по теме «А душу ль можно рассказать?» по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». (Пример учителя русского языка и литературы Н. П. Даудовой ГБОУ СОШ №301 г. Санкт-Петербурга).

Свобода

Характер

Желанная, окрыляющая

Свободолюбивый, сильный

Помогает, дарует, воскрешает

Заставляет, позволяет, поднимает

Свет во мне рождает

В человека меня превращает

Жизнь

Солнце

 

 

Душа

Человек

Добрая, парящая

Думающий, действующий

Переживает, любит, страдает

Взирает, действует, отвечает

Несет людям только хорошее

Свою судьбу сам выбирает

Свет

Ваятель








Пример учителя английского языка А.В. Плаховой по теме урока «Holidays. Eco-tourism», ГБОУ СОШ № 368 г.Санкт-Петербрга.

Eco-tourism.

Interesting, amazing.

Travel, take care (about environment), dive.

It is unforgettable experience.

Holidays.

Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

строчка 1: тема (1 существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия)

строчка 4: ассоциации (4 существительных)

строчка 5: действие (3 причастия)

строчка 6: определение (2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное)

Этот приём очень хорошо работает, когда нужно сравнить две противоположности.

Приведем примеры диамант2:

Онегин
равнодушный, надменный,
скучающий, иронизирующий, непонятый,
свет, Петербург, сплин, дуэль.
Восторгающийся, мечтающий, ревнующий,
томный, романтичный
Ленский.
 

Буратино
веселый, непоседливый,
шкодит, поет, смеется,
ключик, букварь, нос, полено.
Плачет, грустит, смиряется,
унылый, влюбленный
Пьеро.

В этом же ряду стоит и прием «Хокку».

Хокку (хайку) – «начальные стихи», жанр японской поэзии (возник в XV в.), нерифмованное трёхстишие из 17 слогов (5+7+5) на комические, пейзажные, исторические и другие сюжеты. Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения. Например, хокку Басе:

Долгий день напролёт

Поёт – и не напоётся.

Жаворонок весной.

Или хокку Исса:

Чужих меж нами нет!

Все мы друг другу братья.

Под вишнями в цвету.

Хокку – это рефлексивный приём технологии развития критического мышления. Первыми двумя строчками описывается некое явление, а третьей строчкой подводится какой-то итог сказанному, часто неожиданный. Художественная форма рефлексии.

1. «Я был» кем-то или чем-то / «Я видел» кого-то или что-то.

2. Где и что делал (место и действие).

3. Как мне было? (образное определение моих чувств, ощущений).

Пример:

Я был листом

На дереве, давая пищу

Не желая того…

Я был ручейком

По скалам струящийся.

Весело!!!


Личностная рефлексия проводится в другом контексте:

  • Что для тебя было легко (трудно)?

  • Доволен ли ты своей работой?

Социальная рефлексия требует выстраивания коммуникации:

  • За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

  • Что бы вы хотели посоветовать своему учителю?

  • Какой вопрос требует совместного обсуждения?

  • Какой вопрос ты бы хотел задать одноклассникам?


6.3. Приемы и стратегии рефлексии
Учитель также может использовать следующие приемы, технологии и стратегии, направленные на организацию рефлексии: технология ведения рефлексивного дневника, технология портфолио, технология самооценочной деятельности, самоуправляемое обучение и др. Для письменной рефлексии наиболее эффективны рефлексивные вопросы, методика незаконченных предложений, синквейн, акростих, заполнение бортового журнала, ведение двойного дневника, письменное интервью, эссе, дискуссионный очерк, стратегия «таблица — синтез», прием Э.Боно «Плюс — минус — интересно».

При устной рефлексии эффективными выступают дискуссия, методика проведения «двухрядного круглого стола».

В данном разделе приведем примеры наиболее популярных рефлексивных приемов, не требующих от педагога длительной подготовки. Все эти приемы любят школьники, так как они содержат элементы игры.
Прием «Азбука»
Учитель называет одну букву и учащиеся придумывают на эту букву слова по теме урока. Например, на итоговом уроке обществознания по теме «Политическая сфера жизни общества» (9 кл.). Командам (рядам) даётся буква алфавита, например, «П». Необходимо за определённое время написать как можно больше слов, начинающихся на эту букву и тесно связанных с изученным разделом. Каждая группа обосновывает свой список, показывая связь слов с темой. Побеждает команда с самым длинным списком.

Возможный список слов: политика, политология, правительство, президент, парламент, партия, правление, порог, полномочия, плюрализм, представительство, пресса, профессионализм, пропаганда, популизм, подсистема, право, программа, платформа, принципы, премьер-министр, публичность, правило, принуждение и т.д.
Рефлексия «Благодарю…»
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
Прием «Дерево» (Рис. Дерева)

Вариант 1. По окончании дела, дня, урока ученики прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

  • Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;

  • Цветок – довольно неплохо;

  • Желтый лист – не совсем удовлетворён тем, что получилось.

Вариант 2.  Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.

Вариант 3. «Сказочное дерево».

  • Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне).

  • Учитель договаривается с детьми  о значении цветов или размеров этих предметов.

Прием «Дело в шляпе» Рисунок.

Учащиеся передают шляпу друг другу,  когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.

Прием «Светофор» Рисунок.

Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).

Прием «Корзина идей» Рисунок.

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

Прием «Лестница успеха»

В конце урока школьник определяет место на лестнице успеха.

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\рефлексия\t23.jpg

Приём «Мысли во времени»


Рефлексивный прием, способствующий развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту.

Учитель называет ключевое слово. как правило, оно тесно связано с темой урока. В течение 1 минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои мысли, которые "приходят в голову" и связаны с заданным словом. По истечении времени. Ученики читают записи про себя. Затем мысленно отвечают на следующие вопросы.

Почему я записал именно эти слова?

О чем я думал, когда писал эти слова?

Чтобы я хотел в записях изменить?

Написанное мной имеет или не имеет для меня значение?


Источник: Ширяева В.А. ТРИЗ-Педагогика менеджеру современной школы.- М.: Сентябрь, 2008.
«Острова»Рисунок

Педагог предлагает учащимся карту, на которой обозначены острова, им необходимо на стикерах написать вопросы или свое состояние на уроке в определенный момент и в ходе урока или в конце урока прикрепить стикеры на этот плакат.

  • о. Грусти

  • о. Удовольствия

  • о.Тревоги

  • о.Просветления

  • о. Воодушевления

  • о.Неопределенности

  • о. Недоумения

  • о.Радости


Прием «Плюс – минус, интересно»

В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Прием «Почта» Рисунок.

В конце урока школьникам предлагается написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке.  «Почтальон» или дежурный ученик разносит письма по адресам.

Прием «Рефлексивные вопросы»

Прием «рефлективные вопросы», с помощью которого можно осознать возникшие в процессе деятельности затруднения и осуществить коррекцию:

• Какие у вас (у тебя) возникли трудности?

• Как преодолевали?

• Что не получилось?

• Какая нужна помощь?

• Что делать дальше, чтобы преодолеть возникшие трудности?
Прием «Рефлексивные знания»

Прием «рефлексивные знания» предполагает, что обучающиеся отвечают на четыре вопроса:

  • «Знаю что» (информация о содержании своего знания и незнания);

  • «Знаю как» (информация об усвоенных действиях, относящихся к способам рождения, развития и преобразования знания);

  • «Знаю зачем» (понимание смысла информации и деятельности по ее получению);

  • «Знаю я» (самоопределение относительно данного знания и соответствующей информации).


Прием «Рефлексивная мишень» Рисунок.

В ходе урока или в конце урока педагог предлагает ученикам оценить себя по разным параметрам по шкале от 0 до 10 баллов:

  • работоспособность (0-10),

  • настроение на уроке (0-10),

  • желание работать (0-10),

  • понимание материала (0-10).



Приём «Рюкзак» Рисунок

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Пример.

  • я научился составлять план текста.

  • я разобрался в такой-то теме.

  • я наконец-то запомнил, чем причастие отличается от деепричастия и т.д.

Источник: Летние школы НооГен: образовательный экстрим. -М.: Эврика, 2005.- 240 с.
Прием «Телеграмма»
Педагог предлагает учащимся кратко написать самое важное с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

Источник: Методы и приемы актуализации субъектного опыта учащихся на уроках литературы. Панова Т.С. Российский общественный портал.

Приём «Цветные поля»

Приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь, пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее.


Источник: электронное периодическое издание «Эффективные образовательные технологии». Выпуск 1. 2008 г. Главный редактор, д.п.н. профессор Гузеев В.В Дистанционные технологии и обучение.

Приём «Шесть шляп»


Прием формирует:

  • умение осмысливать свой опыт;

  • умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам;

  • ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.

Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.

Пример.

Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.

Желтая шляпа – позитивные суждения.

Черная – отражает проблемы и трудности.

Красная – эмоциональные суждения без объяснений.

Зеленая – творческие суждения, предложения.

Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.
Прием «10 баллов»

Педагог предлагает учащимся оценить по 10-балльной шкале работу на уроке с позиции:

«Я работал»           0________10

«Мы работали»     0________10

«Результат работы»     0________10



1 Словарь педагогического обихода/ под ред. Л.М. Лузиной. Псков: ПГПИ, 2001.-88c.

2 Пупкова Е. А. Составление диаманты. Адрес размещения: http://uchportfolio.ru/mc/show/27594-sostavlenie-diamanty

Похожие:

Рефлексивные процедуры на уроке: от теории к практике Пока не посмотришь на себя со стороны, ни наказать по заслугам, ни оценить себя по достоинству iconIii. Административные процедуры
Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры

Рефлексивные процедуры на уроке: от теории к практике Пока не посмотришь на себя со стороны, ни наказать по заслугам, ни оценить себя по достоинству iconАдминистративный регламент
Предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры

Рефлексивные процедуры на уроке: от теории к практике Пока не посмотришь на себя со стороны, ни наказать по заслугам, ни оценить себя по достоинству iconАдминистративный регламент
Предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры

Рефлексивные процедуры на уроке: от теории к практике Пока не посмотришь на себя со стороны, ни наказать по заслугам, ни оценить себя по достоинству iconОтчет по производственной практике представляет собой комплект материалов,...
Отчет оформляется в строгом соответствии с требованиями, изложенными в настоящих методических рекомендациях

Рефлексивные процедуры на уроке: от теории к практике Пока не посмотришь на себя со стороны, ни наказать по заслугам, ни оценить себя по достоинству iconИтоговая контрольная работа по немецкому языку для 10 класса
Задания конкурса по математике «Поверь в себя» разработаны таким образом, чтобы каждый ученик вне зависимости от уровня подготовки...

Рефлексивные процедуры на уроке: от теории к практике Пока не посмотришь на себя со стороны, ни наказать по заслугам, ни оценить себя по достоинству iconЧто из себя представляет форма 2?
Для участие в аукционе необходимо подготовить заявку и предоставить её Заказчику. Такая заявка состоит из двух частей. Первая часть...

Рефлексивные процедуры на уроке: от теории к практике Пока не посмотришь на себя со стороны, ни наказать по заслугам, ни оценить себя по достоинству icon«Рекомендации при трудоустройстве»
Понять себя и найти свое предназначение вот что главное в жизни. Определившись с выбором профессии, вы всегда будете ощущать себя...

Рефлексивные процедуры на уроке: от теории к практике Пока не посмотришь на себя со стороны, ни наказать по заслугам, ни оценить себя по достоинству iconНа основании Устава с одной стороны, и, с другой стороны
Исполнитель принимает на себя следующие виды работ по организации и проведению с 28 октября 2017 г по 30 апреля 2018 г. IX межрегионального...

Рефлексивные процедуры на уроке: от теории к практике Пока не посмотришь на себя со стороны, ни наказать по заслугам, ни оценить себя по достоинству iconКалендарно-тематическое планирование № п/п Раздел программы. Тема...
Развивает у себя учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу, развивает у себя навыки коллективной учебной деятельности,...

Рефлексивные процедуры на уроке: от теории к практике Пока не посмотришь на себя со стороны, ни наказать по заслугам, ни оценить себя по достоинству iconКирилл, 31 год, жена, ребенок. Работаю в компании, которая занимается...
Кирилл: Пока нет такой. Мне нравится, поскольку еще не так много объезжено, нравится новое для себя открывать

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск