Отчет о результатах исследования Москва, 2011


НазваниеОтчет о результатах исследования Москва, 2011
страница1/21
ТипОтчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

listiklogo_df




Культура воспитания, поощрения и наказания детей в российских семьях




Отчет о результатах исследования



Москва, 2011

Оглавление


Культура воспитания, поощрения и наказания детей в российских семьях 1

Отчет о результатах исследования 1

Общие выводы 2

Параметры исследования 6

Определение насилия 7

Население о насилии 7

Определение насилия: эксперты 8

Родительская семья: причины насилия 12

Структура родительской семьи 12

Отношения с родителями 13

Причины конфликтов с родителями 16

Поощрения и наказания в родительской семье 16

Применение физических наказаний 19

Родители и дети: семейные практики и насилие 20

Эксперты о семейных практиках 20

Совместные семейные практики 21

Формы поощрений 24

Причины и формы наказаний 24

Справедливость наказания 27

Культурная динамика внутрисемейных отношений 30

Ценности воспитания 30

Эффективность наказания 30

Эксперты о культуре насилия в России 33

Эксперты об обстоятельствах, провоцирующих насилие 35

Допустимые пределы насилия 37

Согласие с утверждениями 37

Роль государства: мнение экспертов 38

Роль гражданского общества: мнение экспертов 41

Информированность о наказаниях за жестокое отношение к детям 42

Формы разрешения конфликтных ситуаций 43

противодействие насилию в регионах РФ 44

Ситуация в регионах: мнение экспертов 44

Меры по борьбе с насилием в отношении детей 48

Программы местных властей 48

Институт уполномоченного по правам ребенка 50

Субъекты гражданского общества: общественные и религиозные организации 51

Дальнейшие меры по противодействию насилию над детьми 51

Кампания против жестокого обращения с детьми 53

Информированность о кампании 53

Информированность об отдельных мероприятиях в рамках кампании 54

Информированность экспертов о кампании 55

Эффективность кампании: мнение экспертов 55

Запоминаемость роликов 56

Эффект кампании 58

Заключение 59

Общие выводы


  • В большинстве случаев отношения россиян (возрастная категория 16-45 лет) со своими родителями были благополучными. Уровень взаимопонимания во многом зависел от того, насколько обеспеченной была семья. Чем более обеспеченной была семья респондента, тем чаще его отношения с родителями складывались «сердечно», «доброжелательно». В семьях с низким доходом в отношениях между родителями и детьми чаще возникали проблемы: родители и дети чаще предъявляли претензии друг другу. Основной проблемой, разрушающей семейное взаимопонимание, была успеваемость в школе. Неблагополучные дети, заведомо проигрывавшие своим более успешным сверстникам в уровне оценок, чаще склонялись к тому, чтобы винить в своих бедах родителей. Родители, в свою очередь, обвиняли своих детей в недостатке прилежания, и в результате возникало напряжение, разрешавшееся открытым конфликтом или даже насилием. Другими причинами, провоцировавшими конфликты в родительской семье, были нарушение детьми правил поведения, установленных родителями, разница ценностей между поколениями.

  • В современной российской культуре отсутствует согласие по поводу семьи и семейных ценностей. С одной стороны, она является культурой модерна, для которой характерна эволюция в сторону равноправия супругов, признания за детьми прав личности. С другой стороны, все большее влияние на быт российских семей, на ценности супругов оказывают тенденции демодернизации – поворот к традиционным ценностям, уход от рационального подхода к жизни, – побуждающие к укреплению авторитарной роли родителя, принуждению детей к определенному типу поведения. Внутренняя противоречивость неизбежно провоцирует конфликты. Родители хотели бы заставить детей следовать некоторым правилам, которые они для них устанавливают, но при этом в самой культуре они не находят инструментов, позволяющих добиться этого «мирными средствами». Эксперты, изучающие проблемы внутрисемейного насилия, полагают, что потенциал насилия скрывают в себе сами основания российской культуры. Ей не хватает уважения к личности, достоинству отдельного человека, но при этом культивируется идея самоутверждения, успеха, благополучия, которое нередко достигается при помощи насилия. Положение усугубляется социальными проблемами современного российского общества – неуважением к закону, пьянством, наркоманией.

  • Исследование позволило установить, в каком соотношении находятся в российских семьях разные практики совместной деятельности. Выяснилось, что совместные практики активно реализуются в таких сферах, как спорт или хозяйственная деятельность и относительно редки в сфере культуры, а также той области, в которой происходит согласование ценностных и нормативных порядков, самораскрытие и обсуждение животрепещущих проблем. В современной ситуации у многих родителей не хватает временных, культурных, а также интеллектуальных ресурсов для того, чтобы продуктивно взаимодействовать с детьми. Дети, в свою очередь, все чаще ограничивают свое общение с родителями формальными рамками, сужая свой круг интересов до группы сверстников. В случае возникновения конфликтной ситуации ни родители, ни дети не имеют алгоритмов, «накатанных» путей ее разрешения, насилие становится для родителей одним из способов добиться от ребенка послушания.

  • Исследование показало, что разные семьи устанавливают разное соотношение между уровнями поощрения и наказания. В большинстве случаев детей поощряют нечасто, в половине семей – от раза в месяц и реже. Физические наказания также нечасты: в шести из десяти случаев раз в месяц или чаще. Наиболее популярны в российских семьях такие методы наказания, как громкое отчитывание и шлепки ниже пояса. Широко распространены запреты разного рода – от запретов на прогулки на улице до запретов на пользование компьютером. В каждой семье устанавливается свой баланс методов наказания. Если кто-то из родителей использует «жесткие методы» – такие, как порка ремнем, то второй родитель или кто-то из других членов семьи ограничиваются «мягкими» мерами – такими, как запреты или выругивание. Если же «жесткие» методы в семье не применяются, то все члены семьи чувствуют себя вправе использовать легкие методы физического воздействия – шлепки ниже пояса или подзатыльники.

  • Около половины родителей признались, что используют методы физического воздействия в воспитании детей. Основными поводами для этого становятся нарушение дисциплины, невыполнение ребенком требований родителей, его грубость и невоздержанность по отношению к ним. Далеко не редкость, однако, случаи, когда ребенок страдает невинно, когда основной причиной насилия становится усталость родителя, его раздражительность, желание выместить на ком-то накопившийся за день негатив. Согласно полученным данным, женщины чаще, чем мужчины реагируют на ребенка импульсивно, чаще наказывают его просто потому, что он попался под «горячую руку». Но при этом чаще, чем мужчины признают, что были несправедливы и чаще приносят ребенку извинения. Более трети опрошенных женщин испытывают сожаление после того, как подвергли ребенка физическому наказанию. В группе мужчин доля испытывающих сожаление после применения физического наказания в полтора раза меньше.

  • Большинство респондентов убеждено, что они воспитывают своих детей лучше, чем родители воспитывали их. Современные родители не так строги по отношению к детям, реже кричат на них. Даже если в подобном освещении ситуации есть элемент приукрашивания, общей тенденцией является смягчение методов воздействия на детей. Мягкие, гармоничные отношения, в которых насилию отводится роль исключения, являются желательным стандартом для большинства российских родителей, даже несмотря на то, что многие из них ему пока не соответствуют.

  • Российское общество по-прежнему рассматривает «мягкие» формы насилия над детьми – такие, как пощечина, таскание за уши или шлепок ниже пояса – как эффективные способы привести ребенка в чувство. Альтернативой, а в некоторых случаях дополнением к физическому насилию является громкое отчитывание ребенка, а также система запретов – от запрета на прогулки до запрета на просмотр телевизионных передач или пользование компьютером. В то же время неэффективными признаются травмирующие способы воздействия на ребенка. Нельзя держать ребенка впроголодь, ронять его на пол, угрожать ему острым предметом или изгнанием из родного дома. Даже в тех случаях, когда насилие подобного рода не переходит границ угрозы, оно, полагают респонденты, нежелательно и контрпродуктивно. Родители склоняются к тому, что эффективными или допустимыми могут считаться меры воздействия, не имеющие долговременных последствий и жестокой подоплеки.

  • Высокий уровень согласия относительно того, что считать насилием, достигается только в отношении методов воздействия, которые можно квалифицировать как «жестокие». В эту категорию входят те меры насилия, физического и вербального, которые чреваты для ребенка серьезной физической или психологической травмой – ронять ребенка на пол, держать его впроголодь, угрожать острым предметом или изгнанием из дома. К области насилия отнесено наказание ремнем: 70% изучаемой группы согласились с подобной точкой зрения.

  • Мнение о том, может ли вербальная агрессия, считаться насилием, разделились примерно поровну. Аналогичным образом, серьезные расхождения наблюдаются по такому вопросу, как коммуникационное воздействие. Более 40% полагают, что отказ от общения может рассматриваться как насилие, но более половины с этим не соглашается. Население полагает, что некоторые «мягкие» формы физического воздействия не могут быть определены как насилие. Только треть опрошенных полагает, что шлепок ниже пояса – это насилие.

  • Эксперты в целом не слишком расходятся с населением: крайние формы доминирования они склонны рассматривать как насилие, легкое физическое воздействие, если оно осуществляется в интересах ребенка, насилием не считается.

  • Доля тех, кто считает, что физические наказания вредны в принципе, имеет тенденцию к росту. В настоящее время так считают более 40% опрошенных. Около трети признает, что насилие вредно, но все же в некоторых случаях без него не обойтись. Доля тех, кто признает физическое наказание для девочек недопустимым, больше, чем доля тех, кто придерживается подобной позиции в отношении мальчиков. Ценности физического наказания регулируются, помимо всего прочего, и гендерными представлениями.

  • В целом результаты исследования говорят о том, что за последние два года отношение россиян к проблеме насилия над детьми изменилось. Увеличилась, хотя и незначительно доля тех, кто в детстве не подвергался насилию. Несколько увеличилась доля тех, кто считает, что физическое насилие над детьми в принципе недопустимо. Названные изменения отражают сдвиги в обществе, связанные с тем, что государственные органы действуют более активно.. На ценности россиян влияет активная кампания по противодействию насилию над детьми, развернутая Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

  • Большинство российских граждан не представляют себе, какое наказание за жестокое обращение с детьми предусматривается российским законодательством. Эксперты полагают, что низкий уровень информированности граждан может быть источником рисков для детей. Они предлагают усилить просветительскую роль государства.

  • Большинство российских граждан демонстрируют стремление решать семейные проблемы самостоятельно. Около трети не исключает для себя возможности в некоторых особо сложных семейных ситуациях обратиться за советом к профессиональным экспертам – психологам, юристам, врачам. Наиболее велика доля тех, кто предполагает прибегнуть к помощи профессиональных психологов. Граждане выражают заинтересованность в получении необходимой информации по другим источникам – через книги, по телефону доверия или через специальные передачи по телевидению.

  • Около 40% опрошенных утверждают, что слышали о кампании по противодействию жестокому обращению с детьми, реализованной Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Более четверти опрошенных корректно определили слоган рекламной кампании, развернутой Фондом. Еще около четверти вспомнили, что именно Фонд был основным организатором кампании. Наиболее запомнившимся элементом кампании была социальная ТВ реклама «Откажись от насилия ради лучшего будущего». Наибольшее впечатление на зрителей произвел ролик «Мальчик». Около 30% от всей совокупности видевших рекламу, признались, что она заставила их задуматься, что-то изменить в своих взглядах.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Отчет о результатах исследования Москва, 2011 iconОтчет о результатах прикладного исследования по теме 67 «Отношение...
Едеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Отчет о результатах исследования Москва, 2011 iconИнформационный отчет о результатах проверки финансово-хозяйственной...
Проверка осуществлялась в соответствии с планом работы на 2011 год, утвержденным решением Тверской городской Думы от 27. 01. 2011...

Отчет о результатах исследования Москва, 2011 iconОтчет о результатах самообследования гбоу нпо сахалинской области «Профессиональный лицей №2»
Отчет о результатах самообследования рассмотрен на заседании Педагогического совета

Отчет о результатах исследования Москва, 2011 iconПубличный отчет отчетный период 09. 11-26. 06. 2012г
Данный отчёт содержит информацию об основных результатах, потенциале и условиях функционирования Муниципального автономного общеобразовательного...

Отчет о результатах исследования Москва, 2011 iconОтчет о результатах деятельности государственного (муниципального)...
Заполнение формы «Информация о результатах деятельности и об использовании имущества»

Отчет о результатах исследования Москва, 2011 iconОтчет о финансовых результатах; Отчет об изменениях капитала
Малые предприятия, которые применяют упрощенные способы бухучета, вправе подавать меньше форм – баланс и отчет о финансовых результатах....

Отчет о результатах исследования Москва, 2011 icon3. Отчет о финансовых результатах деятельности
О порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджета за 2011 год

Отчет о результатах исследования Москва, 2011 iconПрограмма: «Исследовательские проекты молодых ученых» отчет о результатах...
Саратовский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции

Отчет о результатах исследования Москва, 2011 iconОтчет о результатах самообследования заверяется руководителям образовательного...
Временный порядок проведения образовательным учреждением самообследования осуществляется в соответствии с п ст. 33 Закона Российской...

Отчет о результатах исследования Москва, 2011 iconСтатистика Отчет о результатах деятельности школы в 2011-2012 у г. Информационный лист
В 2011-2012 учебном году в 31 классе обучалось 722 ученика,это на 145учащихся больше,чем в 2010-2011учебном году, в связи с объединением...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск