Скачать 2.65 Mb.
|
globalteka.ru - Грамотное и качественное выполнение всех видов научных работ. Скидки, оригинальность, контроль плагиата, прямое общение с автором. Заказать выполнение учебной или научной работы можно здесь: http://globalteka.ru/order.html ОГЛАВЛЕНИЕ Введение …………………………………………………………………………3 1. История развития, становление и общие понятия этики государственных служащих …………………………………………..5 1.1. Зарубежный опыт формирования должностной этики государственного служащего ………………………………………….5 1.2. Этика властеосуществления как системообразующий фактор культуры государственного управления на Руси и в России …..30 1.3. Понятие и особенности этики государственного служащего ………..53 1.4. Проблемы этической культуры государственных служащих ………60 1.5. Принципы формирования этики государственного служащего ……69 2. Коррупция как социально-экономическое явление и пути ее преодоления за рубежом и в России ……………………………..82 2.1. Проблема коррупции в зарубежных странах ………………………….82 2.2. Методы борьбы с коррупцией в зарубежных странах ……………….95 2.3. Проблема коррупции в Российской Федерации ……………………..102 2.4. Борьба с коррупцией в России …………………………………………116 3. Пути повышения и совершенствования уровня этики государственного служащего ……………………………………………….135 3.1. Модельный этический кодекс государственного служащего как способ повышения этики государственного служащего в России и Челябинской области …………………………………………...135 3.2. Роль этики государственного служащего в преодолении коррупции …………………………………………………...143 Заключение ……………………………………………………………………147 Список использованных источников и литературы …………………….150 Приложение …………………………………………………………………...155 Введение Актуальность темы работы, обусловлена тем, что одним из важных направлений повышения эффективности процесса реформирования государственной службы России, приведения ее в соответствие со сложившимися общественными отношениями и этическими правилами, является использование в аппаратах органов власти отечественного зарубежного опыта. В этой сфере деятельности государственных органов имеется немало неиспользованных возможностей. Включаясь в русло общемирового процесса демократизации, базирующегося на вызревании рыночной экономики, гражданского общества, на становлении правового государства, Россия встает перед необходимостью решить поистине судьбоносную для нее задачу. Речь идет о том, что ход этих преобразований, их глубина, масштабность и эффективность во многом а порой и в решающей мере определяются освоением культуры демократий с ее основополагающими принципами, ценностями, отношениями. Надлежит, таким образом, подводить качественно новые культурные основания под стратегию и тактику реформирования государственного управления, учитывая специфику отдельных этапов и сфер развертывания данного процесса. На пути обновления России предстоит преодолеть немалые трудности. В их числе - живучесть тех стереотипов прошлого, чье деформационное воздействие сказывается на состоянии нравственного климата в стране и в ее властных структурах. Стереотипы бюрократического властеосуществления и властеотношений все еще проявляют себя в сфере служебной субординации, в деле принятия управленческих решений, при реализаций управляющих воздействий и т.д. Между тем в России никогда и ни одна власть не была в состоянии предотвращать падение, поднимать рухнувшую страну, восстанавливать разрушенную государственность без опоры на культуру, традиции, без призывов к высоким духовным и нравственным целям. Интересы государственной целостности, национальной безопасности этического благополучия и гражданского согласия настоятельно требуют глубинного освоения демократической культуры, особенно - в деле отлаживания взаимодействия государства и граждан. Важнейшая предпосылка и сущностно значимое условие такой кардинальной реорганизации - подведение этико-ценностных и правовых начал современной демократии под деятельность государственной и муниципальной службы и качестве публично-правового и социально-правового института. Объектом исследования являются этические нормы государственных служащих. Предметом исследования выступает этическая сторона госслужбы. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе теоретико-правового анализа изучить особенности этики государственных служащих. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1) проанализировать история развитию, становления и общие понятия этики государственных служащих; 2) рассмотреть коррупцию как социально-экономическое явление и пути ее преодоления за рубежом и в России; 3) определить пути повышения и совершенствования уровня этики государственного служащего. Методологическая база исследования состоит в применении как общенаучных приемов и методов, так и специальных научных методов, выработанных в правоведении. При проведении исследования особую роль сыграли такие методы научного познания, как конкретно-социологический, формально-юридический анализ, системный подход, сравнительное правоведение, диалектический, логический методы и др. Структура и объём дипломной работы обусловлены целью исследования и вытекающими из неё задачами. Работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы. 1. История развития, становление и общие понятия этики государственных служащих 1.1. Зарубежный опыт формирования должностной этики государственного служащего В том то и состоит современно-демократическое наполнение управленческой этики, что оно структурно триедино: профессиональная этика государственных и муниципальных служащих должна дополняться гражданской этикой общества так, что связующим звеном является этика самоуправления в ее коллективном выражении (посредством форм прямой демократии, включая местное самоуправление), а также индивидуальном (через деятельность отдельных должностных лиц). Являя собой комплекс идей, представлений, ценностей и отношений, которые социально подкреплены и которые, если не реально, то в идеале, ставят функционирование управленческого персонала в определенные рамки в пределах страны, этика государственного управления двояко преломляется в гражданской этике общества. активной форме она реализуется благодаря участию граждан в выборах органов власти, в работе общественно-политических объединений, благодаря разного рода гражданским инициативам. В пассивной - через позитивное восприятие государственно-управленческих воздействий, исполнительскую дисциплину, законопослушание, организованность, добросовестность и т.д. При этомнеобходимо осмысленное (по меркам рационального подхода) отношение к государству, а не слепое подчинение ему под давлением контрольных механизмов Значение такой позиции усиливается тем, что граждане - резерв пополнения управленческих кадров. А одна из главных задач государственного управления - создание простора для саморазвития, самопроявления созидательных сил общества и отдельных структурных образований: региональных, муниципальных, трудовых, касающихся каждого человека в отдельности на основе самоуправления и саморегулирования1 Утверждение самоуправленческих начал - оплот современной этики демократии. Вместе с тем это залог способности государственного управления - быть в опережающем состоянии, когда управленческим персоналом широко используется современная научная мысль, принят свободный творческий поиск оптимальных управленческих решений, сосредоточены наиболее подготовленные специалисты по различным областям управления, идет открытое сравнение результатов управления с общественными потребностями, управление служит интересам общества и продвигает его развитие Демократическое развитие неотделимо от ____________________ Шамхалов Ф.И. Теория государственного управления. М., 2002.С.210 применения науки и искусства управлять не только в государственном управлении и в самоуправляемых гражданских образованиях, но и в отлаживании механизма их взаимодействия. Это особенно важно для современной России с ее многонациональным составом, с существенными перепадами в уровне социально-экономического развития отдельных субъектов Федерации и ее регионов, с соответственно значительными расхождениями этноных традиций, в том числе по линии исторически сложившихся стереотипных представлений о власти, о способах ее легитимизации, реализации и т.д. Магистральным направлением российской этики демократии должен стать тот прорыв на рубежи современного прогресса, который включает в себя внутреннюю сбалансированность уровней и темпов развития управленческой этики как государственных и муниципальных служащих, так и самих граждан и, наконец, этики самоуправления в ее индивидуальном и коллективом воплощении. Важно, однако, учитывать, во-первых, действие общих тенденций и закономерностей данного процесса, во-вторых, специфику развития управленческой этики как одного из его потоков. Смысл данного процесса вытекает из главного предназначения этики, как социальное явление она призвана структурно организовывать окружающий человека мир, представляя собой наследственную память коллектива, претворяя в иные тексты жизненный опыт людей, а тем самым - обеспечивая необходимую стабильность обществу Будучи системным образованием, этика подвержена действию двух механизмов: консервативного, обеспечивающего устойчивость системы за счет сохранения оправдавших себя достижений и завоеваний прошлого, и инновационного, определяющего адекватную реакцию на меняющиеся внешние факторы (изменение среды.). Именно сбалансированное действие обоих механизмов поддерживает устойчивость ного развития по восходящей линии. От такого развития неоделима преемственность базовых ценностей, навыков, умений. Налицо содержательная многослойкость ного процесса. Она воплощается не только в наследии прошлого, но и в отклике на требования современности, а иногда и на предполагаемое будущее. То, насколько органично соотносятся все слагаемые данного процесса, во многом зависит от исторически меняющегося набора социальных функций этики (в их числе - познавательная, воспитательно-просветительская, коммуникативная, интегративная, прогностическая, эвристическая, компенсаторная), а также от их приоритетов. В зависимости от разного рода обстоятельств одни социальные функции этики актуализируются, другие, напротив, уходят в тень. Более того, разным сосуществующим в едином пространстве ным сообществам свойственен собственный своеобразный набор актуальных функций, реализуемых системой этики.1 __________________ Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации. Воронеж, 2006.С.109 На этом фоне у государственного управления выделяет особенно устойчивая, поистине органическая зависимость от того, в каких формах, проверенных историческим опытом и социальной практикой, кристаллизируются политическая жизнь и правовое развитие Применительно к этике демократии особое значение приобретает системность, в основе которой - процесс совместной работы, общее сотрудничество, собирательное творчество, наконец, включение отдельных лиц в общую цепь подчинения частных усилий высшему единству общих целей. Закономерен вопрос: каковы те базовые принципы и ценности, на которых должна базироваться современно-демократическая этика государственного управления. Ответ, видимо, следует формулировать, начиная с эволюции политико-ценностного наполнения основополагающего принципа демократии - принципа народовластия. Как известно, изначально с его реализацией ассоциировалось накопление управленческих знаний, умений, связанных с формированием государственно-правовых институтов, которые призваны определенным образом интегрировать общие потребности, интересы и цели в общественных связях, выразить и публично представить всеобщую волю, согласовать и задействовать механизмы их практической реализации и, главное, направить общие усилия на свершение общественно-полезных действий. К настоящему времени выявилось, что научно-теоретическое и профессионально-практическое обеспечение действенности прямой и представительной демократии, институтов федерализма, местного самоуправления, разделения и взаимодействия ветвей государственной власти и т.д. еще не гарантирует всеохватной демократизации государства и общества. Правда, по-прежнему сохраняется ценностное значение гражданской ориентированности, а по возможности и вовлеченности граждан в дела государственного управления. Однако приоритетной ценностью стал сам человек с его правами, обязанностями и ответственностью, с его конкретным миропониманием, потребностями и ценностями. Многообразие людских потребностей, интересов, устремлений, разная степень подготовленности не только отдельных лиц, но и социальных (этносоциальных) слоев к восприятию демократических идеалов, принципов, к соответственному отлаживанию гражданских взаимоотношений - все это не может не ставить на повестку дня задачу непосредственного соотнесения базовых начал демократии с установкой на приоритетность прав, обязанностей и ответственности человека. Речь идет, в первую очередь, о таких политико-правовых ценностях, как равенство, свобода и справедливость, об их современно-юридическом значении. Основанием и критерием правового уравнивания различных людей, является свобода индивида в общественных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме его правоспособности и правосубъектности. Правовое равенство - это равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права по общему для всех масштабу, единой норме, равной мере справедливость в своем рационализированном виде означает всеобщую правомерность, т.е. существо и начало права, смысл правового принципа всеобщего равенства и свободы. Примечательно, что еще в первом десятилетии XX в. П.И. Новгородцев отмечал, что начало справедливости не может определяться количественными признаками и приближение к нему может быть только качественное. Принцип большинства есть вместе с тем принцип господства вопреки меньшинству и одно это является отступлением от принципа автономии, причем с точки зрения морального закона важно не количество нарушений, а самая наличность этих нарушений, наносящая ему ущерб Отход от былой абсолютизации воли большинства как одной из основ демократизма находит отражение в современной разработке концепции демократии согласия, в практике ее реализации. Смысл подобного отхода - в признании права меньшинства не быть под возведенным в абсолют диктатом большинства, в признании конструктивной значимости оппозиции в качестве носителя принципа состязательности, способствующей совершенствованию и рационализации государственного управления. А это, в свою очередь, требует культивирования терпимости, готовности и способности к компромиссу и т.д. Однако многое зависит от способности государственной власти следовать своему призванию - быть механизмом учета разнообразных общественных интересов, механизмом рассмотрения и разрешения расхождений между национальными, профессиональными, половозрастными и другими слоями, группами людей. Важно помнить, что компромисс во власти и для власти представляет подлинную мудрость, ибо он вносит спокойствие в общество, налаживает взаимопонимание и сотрудничество между различными политическими и экономическими силами, создает условия для созидания Общие тенденции, закономерности демократического развития не исключают конкретно-странового своеобразия этики демократии. Тем не менее есть смысл присмотреться к концептуально значимому культурному наполнению сфер государственного и муниципального управления в странах со зрелой рыночной экономикой, сравнительной сформированностью гражданского общества и правовой государственности. Для России представляется небезынтересным пример Франции, конституция которой, подобно российской, объявляет страну не только демократическим, правовым, но и социальным государством. Среди французских официальных актов, наиболее полно отразивших тенденции современной демократизации этики государственного управления, особого внимания заслуживает Хартия публичных служб. В этом документе, подготовленном под эгидой Министерства административных реформ (1992 г.), изложена концепция преобразования государственной службы на началах партнерства государства и общества, исходя из их общей миссии по охране республиканских ценностей, по защите всеобщих интересов во имя дальнейшего социального и экономического прогресса.1 _____________________ Бахрах Д.Н. Государственная служба в Российской Федерации. М., 2004.С.165 Подобное положение дел обязывает службы обеспечивать коллективное благо, одновременно не допуская такого управленческого решения, которое носит ущерб тому или иному индивидуальному (частному) интересу. А главное, публичные службы обязаны неукоснительно руководствоваться нормами права, являющими собой гарантию демократического строя. Выполнение этих норм обязательно для всех без каких бы то ни было исключений. Власть публичных служб, подчеркивается в Хартии, и деятельность их персонала институционально ограничены тем, что они действуют от имени государства во имя потребностей общества. Легитимность этой деятельности обеспечивается ее социальной пользой иосвящается великими демократическими принципами равенства, нейтральности и преемственности Принцип равенства, отмечается в Хартии, исключает любые различия (в зависимости от социального, имущественного положения, пола, возраста и т.д.) в доступе к услугам публичных служб, но он не препятствует разнообразию методов учета при том индивидуальных финансовых возможностей, состояния семейного бюджета и других конкретных обстоятельств при оплате услуг. Из принципа равенства вытекает принцип нейтральности. Являясь гарантом свободного доступа ко всем публичным службам, он не отделим от светской государственности, от беспристрастности управленческого персонала, запрета дискриминации по причине политических, философских или религиозных воззрений, социального статуса, состояния здоровья и т.д. Принцип преемственности охарактеризован далее как сама сущность публичной службы, как функционально значимый фактор обеспечения безопасности государства и граждан, здравоохранения и т.д. В современных условиях, отмечается в Хартии, фундаментальные принципы демократии - принципы равенства, нейтральности и преемственности - должны дополняться установкой на гласность (транспарентность); упрощение внутреннего механизма управленческой деятельности; культивирование среди персонала публичных служб умения не только сотрудничать спотребителями их услуг, но и привлекать таковых к участию в управлении; на способность этого персонала своевременно и оперативно адаптироваться к переменам в обществе и экономике. В Хартии особо оговорены как обязательства публичных служб по части информирования потребителей их услуг, так и право последних на информацию относительно деятельности служб. В свою очередь, осуществление гражданами данного права сопряжено с умением четко и кратко сформулировать запрос относительно требуемых сведений, документов, не преступая законодательных ограничений в доступе к административным актам, касающихся, например, государственной, тайны. Публичные службы обязаны сочетать практику информирования о своей работе с процедурами, которые позволяют заранее выявить реакцию общественности на намечаемые управленческие решения, давая тем |
Методические рекомендации предназначены для практического применения при заполнении Справки о доходах, об имуществе и обязательствах... | Образец заявления федерального государственного служащего о невозможности по объективным причинам представить сведений о доходах,... | ||
Методические рекомендации предназначены для практического применения при заполнении справки о доходах, об имуществе и обязательствах... | Т-2) или личной карточке государственного служащего (форма n т-2 гс (МС)), утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации... | ||
Методические рекомендации предназначены для практического применения при заполнении справки о доходах, об имуществе и обязательствах... | Методические рекомендации предназначены для практического применения при заполнении справки о доходах, об имуществе и обязательствах... | ||
Тюменской области и справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних... | Тюменской области и справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних... | ||
Мвд россии от 31 августа 2009 г. №680, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного... | Методические рекомендации предназначены для практического применения при заполнении справки о доходах, об имуществе и обязательствах... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |