3 Модельный этический кодекс государственного служащего как способ повышения этики государственного служащего в России и Челябинской области


Название3 Модельный этический кодекс государственного служащего как способ повышения этики государственного служащего в России и Челябинской области
страница1/14
ТипКодекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

globalteka.ru - Грамотное и качественное выполнение всех видов научных работ. Скидки, оригинальность, контроль плагиата, прямое общение с автором.

Заказать выполнение учебной или научной работы можно здесь: http://globalteka.ru/order.html



ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………………3

1. История развития, становление и общие понятия

этики государственных служащих …………………………………………..5

1.1. Зарубежный опыт формирования должностной

этики государственного служащего ………………………………………….5

1.2. Этика властеосуществления как системообразующий

фактор культуры государственного управления на Руси и в России …..30

1.3. Понятие и особенности этики государственного служащего ………..53

1.4. Проблемы этической культуры государственных служащих ………60

1.5. Принципы формирования этики государственного служащего ……69

2. Коррупция как социально-экономическое явление

и пути ее преодоления за рубежом и в России ……………………………..82

2.1. Проблема коррупции в зарубежных странах ………………………….82

2.2. Методы борьбы с коррупцией в зарубежных странах ……………….95

2.3. Проблема коррупции в Российской Федерации ……………………..102

2.4. Борьба с коррупцией в России …………………………………………116

3. Пути повышения и совершенствования уровня этики

государственного служащего ……………………………………………….135

3.1. Модельный этический кодекс государственного служащего

как способ повышения этики государственного служащего

в России и Челябинской области …………………………………………...135

3.2. Роль этики государственного служащего

в преодолении коррупции …………………………………………………...143

Заключение ……………………………………………………………………147

Список использованных источников и литературы …………………….150

Приложение …………………………………………………………………...155


Введение
Актуальность темы работы, обусловлена тем, что одним из важных направлений повышения эффективности про­цесса реформирования государственной службы России, приведения ее в соответствие со сложившимися общественными отношениями и этическими правилами, является использование в аппаратах ор­ганов власти отечественного зарубежного опыта. В этой сфере деятельности государ­ственных органов имеется немало неиспользованных возможностей. Включаясь в русло общемирового процесса демократизации, бази­рующегося на вызревании рыночной экономики, гражданского общества, на становлении правового государства, Россия встает перед необходимо­стью решить поистине судьбоносную для нее задачу. Речь идет о том, что ход этих преобразований, их глубина, масштабность и эффективность во многом а порой и в решающей мере определяются освоением культуры демократий с ее основополагающими принципами, ценностями, отноше­ниями. Надлежит, таким образом, подводить качественно новые культур­ные основания под стратегию и тактику реформирования государствен­ного управления, учитывая специфику отдельных этапов и сфер развер­тывания данного процесса. На пути обновления России предстоит преодолеть немалые труд­ности. В их числе - живучесть тех стереотипов прошлого, чье деформа­ционное воздействие сказывается на состоянии нравственного климата в стране и в ее властных структурах. Стереотипы бюрократического властеосуществления и властеотношений все еще проявляют себя в сфере служебной субординации, в деле принятия управленческих решений, при реализаций управляющих воздействий и т.д. Между тем в России никогда и ни одна власть не была в состоянии предотвращать падение, поднимать рухнувшую страну, восстанавливать разрушенную государственность без опоры на культуру, традиции, без призывов к высоким духовным и нравственным целям. Интересы государственной целостности, национальной безопасно­сти этического благополучия и гражданского согласия настоятельно требуют глубинного освоения демократической культуры, особенно - в деле отлаживания взаимодействия государства и граждан. Важнейшая предпосылка и сущностно значимое условие такой кардинальной реорга­низации - подведение этико-ценностных и правовых начал современной демократии под деятельность государственной и муниципальной службы и качестве публично-правового и социально-правового института.

Объектом исследования являются этические нормы государственных служащих.

Предметом исследования выступает этическая сторона госслужбы.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе теоретико-правового анализа изучить особенности этики государственных служащих.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1) проанализировать история развитию, становления и общие понятия

этики государственных служащих;

2) рассмотреть коррупцию как социально-экономическое явление и пути ее преодоления за рубежом и в России;

3) определить пути повышения и совершенствования уровня этики государственного служащего.

Методологическая база исследования состоит в применении как общенаучных приемов и методов, так и специальных научных методов, выработанных в правоведении. При проведении исследования особую роль сыграли такие методы научного познания, как конкретно-социологический, формально-юридический анализ, системный подход, сравнительное правоведение, диалектический, логический методы и др.

Структура и объём дипломной работы обусловлены целью исследования и вытекающими из неё задачами. Работа состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы.

1. История развития, становление и общие понятия

этики государственных служащих
1.1. Зарубежный опыт формирования должностной этики государственного служащего
В том то и состоит современно-демократическое наполнение управленческой этики, что оно структурно триедино: профессиональ­ная этика государственных и муниципальных служащих должна до­полняться гражданской этикой общества так, что связующим звеном является этика самоуправления в ее коллективном выражении (по­средством форм прямой демократии, включая местное самоуправление), а также индивидуальном (через деятельность отдельных должностных лиц).

Являя собой комплекс идей, представлений, ценностей и отноше­ний, которые социально подкреплены и которые, если не реально, то в идеале, ставят функционирование управленческого персонала в опреде­ленные рамки в пределах страны, этика государственного управления двояко преломляется в гражданской этике общества.

активной фор­ме она реализуется благодаря участию граждан в выборах органов власти, в работе общественно-политических объединений, благодаря разного ро­да гражданским инициативам. В пассивной - через позитивное воспри­ятие государственно-управленческих воздействий, исполнительскую дисциплину, законопослушание, организованность, добросовестность и т.д.

При этомнеобходимо осмысленное (по меркам рационального под­хода) отношение к государству, а не слепое подчинение ему под давле­нием контрольных механизмов Значение такой позиции усиливается тем, что граждане - резерв пополнения управленческих кадров.

А одна из главных задач государственного управления - создание простора для са­моразвития, самопроявления созидательных сил общества и отдельных структурных образований: региональных, муниципальных, трудовых, касающихся каждого человека в отдельности на основе самоуправления и саморегулирования1

Утверждение самоуправленческих начал - оплот современной этики демократии. Вместе с тем это залог способности государствен­ного управления - быть в опережающем состоянии, когда управленче­ским персоналом широко используется современная научная мысль, принят свободный творческий поиск оптимальных управленческих ре­шений, сосредоточены наиболее подготовленные специалисты по раз­личным областям управления, идет открытое сравнение результатов управления с общественными потребностями, управление служит инте­ресам общества и продвигает его развитие Демократическое развитие неотделимо от

____________________

Шамхалов Ф.И. Теория государственного управления. М., 2002.С.210

применения науки и искусства управлять не только в госу­дарственном управлении и в самоуправляемых гражданских образовани­ях, но и в отлаживании механизма их взаимодействия. Это особенно важ­но для современной России с ее многонациональным составом, с сущест­венными перепадами в уровне социально-экономического развития от­дельных субъектов Федерации и ее регионов, с соответственно значи­тельными расхождениями этноных традиций, в том числе по ли­нии исторически сложившихся стереотипных представлений о власти, о способах ее легитимизации, реализации и т.д.

Магистральным направлением российской этики демократии должен стать тот прорыв на рубежи современного прогресса, который включает в себя внутреннюю сбалансированность уровней и темпов раз­вития управленческой этики как государственных и муниципальных служащих, так и самих граждан и, наконец, этики самоуправления в ее индивидуальном и коллективом воплощении. Важно, однако, учиты­вать, во-первых, действие общих тенденций и закономерностей дан­ного процесса, во-вторых, специфику развития управленческой этики как одного из его потоков. Смысл данного процесса вытекает из главного предназначения этики, как социальное явление она призвана струк­турно организовывать окружающий человека мир, представляя собой наследственную память коллектива, претворяя в иные тексты жизненный опыт людей, а тем самым - обеспечивая необходимую ста­бильность обществу

Будучи системным образованием, этика подвержена действию двух механизмов: консервативного, обеспечивающего устойчивость сис­темы за счет сохранения оправдавших себя достижений и завоеваний прошлого, и инновационного, определяющего адекватную реакцию на меняющиеся внешние факторы (изменение среды.). Именно сбалансиро­ванное действие обоих механизмов поддерживает устойчивость ­ного развития по восходящей линии. От такого развития неоделима пре­емственность базовых ценностей, навыков, умений.

Налицо содержательная многослойкость ного процесса. Она воплощается не только в наследии прошлого, но и в отклике на требования современности, а иногда и на предполагаемое будущее. То, насколько орга­нично соотносятся все слагаемые данного процесса, во многом зависит от исторически меняющегося набора социальных функций этики (в их числе - познавательная, воспитательно-просветительская, коммуникатив­ная, интегративная, прогностическая, эвристическая, компенсаторная), а также от их приоритетов. В зависимости от разного рода обстоятельств одни социальные функции этики актуализируются, другие, напротив, уходят в тень. Более того, разным сосуществующим в едином пространстве ным сообществам свойственен собственный своеобразный набор акту­альных функций, реализуемых системой этики.1

__________________

Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации. Воронеж, 2006.С.109

На этом фоне у государственного управления выделяет особенно устойчивая, поистине органическая зависимость от того, в ка­ких формах, проверенных историческим опытом и социальной практи­кой, кристаллизируются политическая жизнь и правовое развитие

Применительно к этике демократии особое значение приобре­тает системность, в основе которой - процесс совместной работы, общее сотрудничество, собирательное творчество, наконец, включение отдель­ных лиц в общую цепь подчинения частных усилий высшему единству общих целей.

Закономерен вопрос: каковы те базовые принципы и ценности, на которых должна базироваться современно-демократическая этика го­сударственного управления.

Ответ, видимо, следует формулировать, начиная с эволюции поли­тико-ценностного наполнения основополагающего принципа демокра­тии - принципа народовластия. Как известно, изначально с его реализа­цией ассоциировалось накопление управленческих знаний, умений, свя­занных с формированием государственно-правовых институтов, которые призваны определенным образом интегрировать общие потребности, интересы и цели в общественных связях, выразить и публично предста­вить всеобщую волю, согласовать и задействовать механизмы их практи­ческой реализации и, главное, направить общие усилия на свершение об­щественно-полезных действий. К настоящему времени выявилось, что научно-теоретическое и профессионально-практическое обеспечение действенности прямой и представительной демократии, институтов фе­дерализма, местного самоуправления, разделения и взаимодействия вет­вей государственной власти и т.д. еще не гарантирует всеохватной демо­кратизации государства и общества. Правда, по-прежнему сохраняется ценностное значение гражданской ориентированности, а по возможности и вовлеченности граждан в дела государственного управления. Однако приоритетной ценностью стал сам человек с его правами, обязанностями и ответственностью, с его конкретным миропониманием, потребностями и ценностями. Многообразие людских потребностей, интересов, устрем­лений, разная степень подготовленности не только отдельных лиц, но и социальных (этносоциальных) слоев к восприятию демократических идеалов, принципов, к соответственному отлаживанию гражданских взаимоотношений - все это не может не ставить на повестку дня задачу непосредственного соотнесения базовых начал демократии с установкой на приоритетность прав, обязанностей и ответственности человека. Речь идет, в первую очередь, о таких политико-правовых ценностях, как ра­венство, свобода и справедливость, об их современно-юридическом зна­чении. Основанием и критерием правового уравнивания различных лю­дей, является свобода индивида в общественных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме его правоспособно­сти и правосубъектности. Правовое равенство - это равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права по общему для всех масштабу, единой норме, равной мере справедливость в своем рационали­зированном виде означает всеобщую правомерность, т.е. существо и на­чало права, смысл правового принципа всеобщего равенства и свободы. Примечательно, что еще в первом десятилетии XX в. П.И. Новгородцев отмечал, что начало справедливости не может определяться количествен­ными признаками и приближение к нему может быть только качествен­ное. Принцип большинства есть вместе с тем принцип господства вопре­ки меньшинству и одно это является отступлением от принципа автоно­мии, причем с точки зрения морального закона важно не количество на­рушений, а самая наличность этих нарушений, наносящая ему ущерб

Отход от былой абсолютизации воли большинства как одной из ос­нов демократизма находит отражение в современной разработке концеп­ции демократии согласия, в практике ее реализации. Смысл подобного отхода - в признании права меньшинства не быть под возведенным в аб­солют диктатом большинства, в признании конструктивной значимости оппозиции в качестве носителя принципа состязательности, способст­вующей совершенствованию и рационализации государственного управ­ления. А это, в свою очередь, требует культивирования терпимости, го­товности и способности к компромиссу и т.д. Однако многое зависит от способности государственной власти следовать своему призванию - быть механизмом учета разнообразных общественных интересов, механизмом рассмотрения и разрешения расхождений между национальными, про­фессиональными, половозрастными и другими слоями, группами людей. Важно помнить, что компромисс во власти и для власти представляет подлинную мудрость, ибо он вносит спокойствие в общество, налажива­ет взаимопонимание и сотрудничество между различными политически­ми и экономическими силами, создает условия для созидания

Общие тенденции, закономерности демократического развития не исключают конкретно-странового своеобразия этики демократии. Тем не менее есть смысл присмотреться к концептуально значимому культурному наполнению сфер государственного и муниципального управ­ления в странах со зрелой рыночной экономикой, сравнительной сформированностью гражданского общества и правовой государственности.

Для России представляется небезынтересным пример Франции, конституция которой, подобно российской, объявляет страну не только демократическим, правовым, но и социальным государством.

Среди французских официальных актов, наиболее полно отразив­ших тенденции современной демократизации этики государственного управления, особого внимания заслуживает Хартия публичных служб. В этом документе, подготовленном под эгидой Министерства администра­тивных реформ (1992 г.), изложена концепция преобразования государст­венной службы на началах партнерства государства и общества, исходя из их общей миссии по охране республиканских ценностей, по защите всеобщих интересов во имя дальнейшего социального и экономического прогресса.1

_____________________

Бахрах Д.Н. Государственная служба в Российской Фе­дерации. М., 2004.С.165

Подобное положение дел обязывает службы обеспечивать коллек­тивное благо, одновременно не допуская такого управленческого реше­ния, которое носит ущерб тому или иному индивидуальному (частному) интересу. А главное, публичные службы обязаны неукоснительно руко­водствоваться нормами права, являющими собой гарантию демократиче­ского строя. Выполнение этих норм обязательно для всех без каких бы то ни было исключений.

Власть публичных служб, подчеркивается в Хартии, и деятельность их персонала институционально ограничены тем, что они действуют от имени государства во имя потребностей общества. Легитимность этой деятельности обеспечивается ее социальной пользой иосвящается вели­кими демократическими принципами равенства, нейтральности и преем­ственности

Принцип равенства, отмечается в Хартии, исключает любые разли­чия (в зависимости от социального, имущественного положения, пола, возраста и т.д.) в доступе к услугам публичных служб, но он не препятст­вует разнообразию методов учета при том индивидуальных финансовых возможностей, состояния семейного бюджета и других конкретных об­стоятельств при оплате услуг.

Из принципа равенства вытекает принцип нейтральности. Являясь гарантом свободного доступа ко всем публичным службам, он не отде­лим от светской государственности, от беспристрастности управленче­ского персонала, запрета дискриминации по причине политических, фи­лософских или религиозных воззрений, социального статуса, состояния здоровья и т.д.

Принцип преемственности охарактеризован далее как сама сущ­ность публичной службы, как функционально значимый фактор обеспе­чения безопасности государства и граждан, здравоохранения и т.д.

В современных условиях, отмечается в Хартии, фундаментальные принципы демократии - принципы равенства, нейтральности и преемст­венности - должны дополняться установкой на гласность (транспарент­ность); упрощение внутреннего механизма управленческой деятельности; культивирование среди персонала публичных служб умения не только сотрудничать спотребителями их услуг, но и привлекать таковых к участию в управлении; на способность этого персонала своевременно и оперативно адаптироваться к переменам в обществе и экономике.

В Хартии особо оговорены как обязательства публичных служб по части информирования потребителей их услуг, так и право последних на информацию относительно деятельности служб. В свою очередь, осу­ществление гражданами данного права сопряжено с умением четко и кратко сформулировать запрос относительно требуемых сведений, доку­ментов, не преступая законодательных ограничений в доступе к админи­стративным актам, касающихся, например, государственной, тайны.

Публичные службы обязаны сочетать практику информирования о своей работе с процедурами, которые позволяют заранее выявить реак­цию общественности на намечаемые управленческие решения, давая тем
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

3 Модельный этический кодекс государственного служащего как способ повышения этики государственного служащего в России и Челябинской области iconМетодические рекомендации по заполнению справки о доходах, об имуществе...
Методические рекомендации предназначены для практического применения при заполнении Справки о доходах, об имуществе и обязательствах...

3 Модельный этический кодекс государственного служащего как способ повышения этики государственного служащего в России и Челябинской области iconОбразец заявления федерального государственного служащего о невозможности
Образец заявления федерального государственного служащего о невозможности по объективным причинам представить сведений о доходах,...

3 Модельный этический кодекс государственного служащего как способ повышения этики государственного служащего в России и Челябинской области iconМетодические рекомендации по заполнению справок о доходах, об имуществе...
Методические рекомендации предназначены для практического применения при заполнении справки о доходах, об имуществе и обязательствах...

3 Модельный этический кодекс государственного служащего как способ повышения этики государственного служащего в России и Челябинской области iconПорядок внесения сведений о воинском учете в личную карточку работника...
Т-2) или личной карточке государственного служащего (форма n т-2 гс (МС)), утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации...

3 Модельный этический кодекс государственного служащего как способ повышения этики государственного служащего в России и Челябинской области iconМетодические рекомендации по заполнению справок о доходах, об имуществе...
Методические рекомендации предназначены для практического применения при заполнении справки о доходах, об имуществе и обязательствах...

3 Модельный этический кодекс государственного служащего как способ повышения этики государственного служащего в России и Челябинской области iconМетодические рекомендации по заполнению справок о доходах, об имуществе...
Методические рекомендации предназначены для практического применения при заполнении справки о доходах, об имуществе и обязательствах...

3 Модельный этический кодекс государственного служащего как способ повышения этики государственного служащего в России и Челябинской области iconПамятка по заполнению справки о доходах, об имуществе и обязательствах...
Тюменской области и справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних...

3 Модельный этический кодекс государственного служащего как способ повышения этики государственного служащего в России и Челябинской области iconПамятка по заполнению справки о доходах, об имуществе и обязательствах...
Тюменской области и справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних...

3 Модельный этический кодекс государственного служащего как способ повышения этики государственного служащего в России и Челябинской области iconМетодические рекомендации по заполнению справок о доходах, об имуществе...
Мвд россии от 31 августа 2009 г. №680, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного...

3 Модельный этический кодекс государственного служащего как способ повышения этики государственного служащего в России и Челябинской области iconМетодические рекомендации по заполнению справок о доходах, об имуществе...
Методические рекомендации предназначены для практического применения при заполнении справки о доходах, об имуществе и обязательствах...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск