Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формируемые УУД
|
Актуализация знаний по теме «Звуки и буквы. Гласные звуки».
Презентация по теме урока. Слайд 1.
| - Какую большую тему мы продолжаем изучать?
- Чем отличаются звуки и буквы?
- Над какими звуками мы работали на протяжении нескольких уроков русского языка?
- Какие основные задачи стояли перед нами?
- Начиная работу над данной темой, мы выделили признаки, по которым различаем гласные звуки. Вспомните данные признаки.
| Фронтально отвечают на вопросы.
Работают со шмуцтитулом: вспоминают тему и основные задачи её изучения.
Озвучивают признаки гласных звуков.
| Познавательные УУД
Учатся осуществлять актуализацию изученного материала.
Регулятивные УУД
Учатся слушать поставленные вопросы и отвечать на них.
Коммуникативные УУД
Учатся строить ответы на вопросы, слушать собеседников.
|
Орфографическая минутка. Слайд 2.
Показ образца написания после записи слов.
| - Мы учились обозначать гласные звуки буквами. Проверим – проведём орфографическую минутку.
- Рассмотрите картинки. Как назвать эту группу животных?
- Произнесём слова-названия данных животных.
- Какое слово-название начинается с гласного звука?
- Запишите это слово. Вызвало ли затруднение написание слова?
- Какие из слов являются словарными и их написание мы должны запомнить, потому что безударную гласную в них проверить нельзя?
- Запишите эти словарные слова в любом порядке. Выделите орфограммы.
- С какой безударной гласной запишите слово «коза»? Почему?
| Рассматривают картинки на экране (корова, коза, собака, утка, петух). Произносят слова-названия.
Самостоятельно записывают слова-названия.
Самостоятельно проверяют правописание: сверяют с образцом на экране.
Доказывают правильность написания слова с проверяемой безударной гласной.
| Познавательные УУД
Учатся находить и определять орфограммы.
Регулятивные УУД
Учатся осуществлять контроль, проверять и оценивать результаты своей деятельности.
Учатся принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные УУД
Учатся строить доказательство правильности выполнения задания, излагать мысль чётко и ясно.
|
Определение темы и образовательной задачи урока.
| - Мы закончили работу над темой «Гласные звуки и их обозначение буквами». А кто догадался, какую же мы будем изучать тему дальше?
- Тема сегодняшнего урока: Согласные звуки. (На доске открывается тема)
- Мы вновь возвращаемся к вопросу: Как отличить согласный звук от гласного?
- Какие задачи будут стоять перед нами? Обратимся к стр.45.
- Мы возвращаемся к вопросу «Как отличить согласные звуки от гласных». Будем наблюдать за согласными звуками, и выделять их главные признаки.
| Определяют тему урока.
Работают со шмуцтитулом: определяют задачи урока.
| Регулятивные УУД
Учатся принимать и сохранять учебную задачу.
|
Проведение наблюдений над образованием и звучанием согласных звуков.
Слайд 3.
| - Отгадайте загадку:
Живёт в норке.
Грызёт корки.
Короткие ножки.
Боится кошки.
- Рассмотрите картинку. Произнесите слова-названия изображённых предметов.
- Произнесите только согласные звуки в том порядке, как они идут в словах.
- Свободно ли проходит воздух при произнесении данных звуков? Какие преграды встречает струя воздуха?
- При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык). Это один из главных признаков согласных звуков.
- А из чего состоит каждый согласный звук?
- Итак, согласные звуки состоят из шума или из шума и голоса. Это ещё один из главных признаков согласных звуков.
- Придумайте предложение со словами «мышка», «сыр» по картинке. – Запишем предложение: Мышка любит сыр. Какие правила будете соблюдать?
- Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.
- Разделите слова на слоги. Попробуйте прочитать слоги без гласных звуков. Что наблюдаем?
- Согласный звук может образовать слог только вместе с гласным. Это третий главный признак согласных звуков.
| Отгадывают загадку про мышку.
Рассматривают картинку на экране. Произносят слова-названия изображённых предметов.
Произносят согласные звуки по порядку звучания в словах.
Поворачиваются друг к другу, смотрят на положении губ во время произнесения звуков.
Наблюдают и делают вывод о произнесении согласных звуков.
Произносят согласные звуки. Наблюдают и делают вывод о том, из чего они состоят.
Составляют предложения по картинке.
Вспоминают правила записи предложения. Самостоятельно записывают предложение.
Самостоятельно подчёркивают буквы, обозначающие согласные звуки, делят слова на слоги.
Закрывают в слогах гласные. Наблюдают и выделяют 3-ий признак согласных звуков.
| Познавательные УУД
Учатся правильно произносить согласные звуки, наблюдать за произнесением согласных звуков, выделять признаки согласных звуков на основе наблюдений.
Учатся активно использовать в речи термин «согласный звук».
Регулятивные УУД
Учатся принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
Учатся взаимодействовать с учителем во время работы по наблюдению за звуками, отвечать на вопросы по материалу, формулировать несложные выводы, излагая свою мысль грамотно.
Познавательные УУД
Учатся различать буквы, обозначающие согласные звуки.
|
Работа над осмыслением содержания научного текста.
Результат – заполнение таблицы «Признаки согласных и гласных звуков»
Слайд 4.
| - Подведём итог нашей работы. Откроем учебник на с.75. Рубрика «Мудрая сова». Прочитайте заголовок.
- Нашли мы ответ на данный вопрос?
- Вы должны запомнить 3 признака согласных звуков.
| Работают с научным текстом из учебника. Выборочное чтение: обобщение знаний о признаках согласных звуков.
| Познавательные УУД
Учатся понимать информацию, представленную в разных формах (таблица на экране, научный текст в учебнике).
Учатся выделять информацию из научного текста в соответствии с заданием.
|
Развитие речи. Работа над скороговорками. Слайды 5, 6.
| - Как мы уже обсуждали, правильно и чётко учат нас произносить звуки скороговорки.
- Послушайте скороговорку, постарайтесь понять её смысл, выделите согласные звуки, которые услышите в скороговорке.
- О ком скороговорка?
- Что делал Сеня, для чего?
- Куда Сеня носил сено?
- Что такое «сени»?
- Где можем узнать значение слова?
- Какие согласные звуки услышали в словах скороговорки?
- В каких словах [c][c´][н][н´]?
- Эта скороговорка записана в учебнике в упр.2 с.74. Дома выучите скороговорку наизусть. Поучитесь произносить её в разном темпе.
- Оказывается, о Сене придумано много скороговорок. Ребята выучили скороговорки про Сеню. Давайте послушаем.
| Подготовленный ученик произносит скороговорку в разном темпе:
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
Определяют тему скороговорки.
Пытаются объяснить значение слова «сени».
Ученик обращается к толковому словарю, читает значение слова «сени».
Рассматривают картинку на экране.
Произносят согласные звуки, услышанные в скороговорке. Называют слова с услышанными звуками.
Подготовленные ученики произносят скороговорки о Сене в разном темпе. Все остальные слушают, наблюдают за образцом чтения скороговорки наизусть.
1. Сеня вёз воз сена.
2. Везёт Сенька Саньку с Соней на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок,
Соньку в лоб, с санок все в сугроб.
3. Ах, вы, сени, сени,
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И кувырк через ступени.
4. Сено Сене Костя косит,
В сени Сеня сено носит.
| Познавательные УУД
Учатся правильно произносить согласные звуки, распознавать согласные звуки в слове, слова с соответствующими звуками.
Учатся находить информацию в толковом словаре.
Коммуникативные УУД
Учатся отвечать на вопросы, строить понятные высказывания.
Личностные УУД
Учатся уважительно относиться к результату труда одноклассников.
Регулятивные УУД
Учатся принимать учебную задачу.
|
Наблюдение над смыслоразличительной ролью согласных звуков.
Слайд 7.
| - Может ли один согласный звук изменить значение слова?
- Поработайте в парах. Возьмите из конверта листок со скороговоркой.
- Прочитайте внимательно ещё одну скороговорку про Сеню.
- Что вызвало улыбку? В каком слове нужно заменить согласный звук, чтобы получилось слово-название рыбы?
- Так может ли один согласный звук изменить значение слова?
- Спишите скороговорку. Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.
- Поиграем в игру. У вас в конверте слова. Соберите группы слов, которые отличаются одним согласным звуком.
- Значения всех ли слов вы понимаете? (том – отдельная книга какого-либо сочинения; ком – кусок чего-нибудь мягкого, рыхлого; кок – повар на корабле; кочка – бугорок на лугу, на болоте; пора – время, срок.)
- Запишите слова любой группы. Подчеркните букву, которой различаются записанные слова.
| Высказывают предположения (фронтально).
Начинают парную работу.
Читают скороговорку из конверта.
У Сени и Сани в сетях дом с усами.
Находят слово, несоответствующее смыслу скороговорки. Самостоятельно исправляют слово «дом» на слово «сом».
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Делают вывод о смыслоразличительной роли согласных звуков.
Записывают предложение, подчёркивают буквы, обозначающие согласные звуки.
Собирают в паре группы слов, которые отличаются одним согласным звуком.
Работа проверяется: одна пара читает группу слов, остальные находят такую же группу у себя.
Задают вопросы о значении незнакомых слов.
Объясняют значения знакомых слов.
Записывают слова любой группы, подчёркивают буквы, которыми слова различаются.
| Познавательные УУД
Учатся наблюдать за смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв, их обозначающих.
Коммуникативные УУД
Учатся договариваться в паре и приходить к общему ответу в совместной деятельности, учатся владеть диалогической формой речи.
Учатся формулировать собственное высказывание.
Личностные УУД
Учатся быть доброжелательными, терпимыми друг к другу.
Познавательные УУД
Учатся проводить классификацию слов по заданному критерию.
Регулятивные УУД
Учатся осуществлять совместный контроль, проверять и оценивать результаты деятельности в паре.
Учатся принимать и сохранять учебную задачу.
|
Итог урока. Домашнее задание.
Электронное приложение. Тема «Согласные звуки и буквы». Рубрики «Анимация» и «Упражнения».
| - Подведём итог урока: Можете ли вы назвать признаки согласных звуков, по которым мы будет отличать их от гласных?
- Дома обратитесь для закрепления материала к электронному приложению. Послушайте ещё раз главное, что нужно знать о согласных звуках.
- Выполните два задания:
Помогите бегемоту послушать первые звуки в словах и правильно приклеить карточки со словами к нужным картинкам.
Помогите лягушонку посчитать согласные звуки в словах, расставить слова в порядке увеличения согласных звуков и перебраться лягушонку на другой берег.
| Кто считает, что может ответить на главный вопрос урока, поднимает руку.
Называют признаки согласных звуков без опоры на зрительную подсказку.
| Регулятивные УУД
Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке.
|