1. Нормативные требования по оформлению транспортных накладных


Скачать 95.28 Kb.
Название1. Нормативные требования по оформлению транспортных накладных
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы






650066 Россия, г. Кемерово, пр. Октябрьский, 53/2, оф. 615

Тел.: (384-2) 35-28-08; (384-2) 35-34-16 (факс)

Эл. почта: cak@partner.hcsds.ru

Сайт: http://cak-partner.ru


Мнение аудиторов по применению

транспортных накладных

Кемерово

2011

Содержание



1. Нормативные требования по оформлению транспортных накладных 3

2. Мнение аудиторов по применению транспортных накладных. 4

1. Нормативные требования по оформлению транспортных накладных



В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" – «Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.

Форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов».

Постановлением Правительства РФ от 15.04.11 № 272 утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, которые вступили в силу с 25 июля 2011г.

Согласно п.6 Правил - Перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза - заявки грузоотправителя, за исключением случаев, указанных в пункте 13 настоящих Правил.

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза).

То есть фактически при оказании транспортной услуги транспортная накладная по форме, приведенной в Приложении № 4 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом - единственный и достаточный документ, подтверждающий заключение сделки и ее исполнение.

Специалисты Минфина РФ высказали мнение, что если организация-покупатель не оплачивает транспортировку товаров, то для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенной продукции может служить оформленная товарно-транспортная накладная (форма N 1-Т) либо товарная накладная (форма N ТОРГ-12) (Письмо Минфина России от 15.06.2010 N 03-03-06/1/413).

Но если доставка (транспортировка) ТМЦ осуществляется не поставщиком, а иным лицом по поручению поставщика или покупателя, а также если транспортировка ТМЦ оплачивается отдельно и не входит в стоимость товара (даже если доставка производится непосредственно продавцом), для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки обязательно применяют специальные документы - транспортные накладные (Письма Минфина России от 26.05.2008 N 03-03-06/1/333, от 03.06.2005 N 07-05-06/160, Письмо УФНС России по г. Москве от 23.10.2006 N 20-12/92786 и др.).

Уже сейчас существуют споры по поводу порядка применения товарной накладной. Дело в том, что введение товарной накладной, приведенный в приложении № 4 к Правилам перевозок грузов, фактически не отменяет использования товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т (утвержденной постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78) при документировании перевозок. Таким образом, фактически будет существовать две формы документа, которым подтверждаются расходы на доставку. Чиновники из Минтранса и Минфина до сих пор не обозначили своей четкой позиции по этому вопросу. В настоящее время существуют два противоположных мнения на этот счет:

1) С 25 июля 2011 года прекращается применение товарно-транспортной накладной (форма Т-1) и предприятия имеют право подтверждать расходы по доставке товара только на основании транспортной накладной, приведенной в новых Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом.

2) Новая форма транспортной накладной не является заменой для формы Т-1, следовательно, при перевозке товара должны составляться оба документа.

Первая позиция аргументируется тем, что преимущественно должны применяться новые Правила перевозок грузов автомобильным транспортом как более поздняя версия нормативного акта. А в данном документе не содержится никаких положений относительно применения товарно-транспортной накладной по форме Т-1.

Приверженцы одновременного применения этих форм указывают на тот факт, что транспортная накладная служит подтверждением расходов на перевозку (п. 6 Правил № 272), а товарно-транспортная накладная нужна для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом (Постановление Госкомстата России от 28.11.97 №78). Следовательно, они не могут заменять друг друга.

Еще один подход к этому вопросу заключается в том, что транспортная накладная и товарно-транспортная накладная имеют разные сферы применения. Форма №1-Т используется всеми юридическими лицами, эксплуатирующими автотранспортные средства и выступающими в роли отправителей и получателей грузов (п. 2 Постановления №78). Следовательно, форма №1-Т оформляется и при заключении договора со специализированной компанией-перевозчиком, и в случае, когда функции перевозчика выполняются либо грузоотправителем, либо грузополучателем.

Транспортной накладной подтверждается заключение договора перевозки груза. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ). То есть товар доставляет сторонняя транспортная компания, с которой заключается договор перевозки.

Если доставку товара до покупателя осуществляет сам поставщик, то договор перевозки не заключается. Соответственно, нет оснований для оформления транспортной накладной. Если же доставку организует поставщик или покупатель, с привлечением перевозчика, то с 25 июля 2011 года составление транспортной накладной по новой форме обязательно.

Таким образом, обе формы накладной при перевозке товаров автотранспортом считаются действующими, но должны применяться в разных случаях.

Неизвестно, какой из вышеперечисленных позиций будут придерживаться налоговые органы при проверке обоснованности признания расходов на приобретение и транспортировку товаров. В связи с этим, до тех пор, пока не появятся официальные разъяснения Минфина и ФНС о порядке применения транспортных накладных, предприятиям при транспортировке товара автотранспортом рекомендуется использовать обе формы – и транспортную накладную, утвержденную постановлением Правительства РФ от 15.04.11 № 272, и товарно-транспортную накладную (форма 1-Т). Также не следует забывать и о необходимости оформлять при поставке товарную накладную по форме № ТОРГ-12. В противном случае, при признании налоговыми ведомствами обязанности составлять накладную по форме 1-Т, могут возникнуть проблемы с подтверждением расходов на приобретение и транспортировку товара и с принятием к вычету НДС.

УФНС по Ростовской области разъясняет, следует ли заполнять товарно-транспортную накладную (ТТН) по форме 1-Т, утвержденную постановлением Госкомстата РФ 28.11.1997 № 78, в связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».

Ведомство отмечает, что транспортная накладная (ТН), утвержденная постановлением Правительства РФ № 272, подтверждает заключение договора перевозки груза, тогда как ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автотранспортом.

Кроме того, транспортная накладная, в отличие от ТТН, не содержит товарного раздела, заполняемого грузоотправителем.

При этом положения, отменяющие ТТН, в Постановлении № 272 не приведены, следовательно, с 25 июля 2011 года при перевозке грузов автомобильным транспортом следует составлять одновременно формы ТН и ТТН.

Такие разъяснения приведены УФНС по Ростовской области на ведомственном сайте.

Исходя из анализа имеющихся на сегодняшний день нормативных актов и разъяснений контролирующих органов, наиболее безопасным вариантом для предприятия является оформление одновременно двух форм транспортной накладной.*

*В проекте закона новой редакции Закона «О бухгалтерском учете» отсутствует ссылка на обязательное применение первичных учетных документов, предусмотренных альбомом унифицированных форм. В случае принятия этого варианта проекта закона, актуальность применения формы 1-Т отпадет.

2. Мнение аудиторов по применению транспортных накладных.



Согласно п.6 Правил перевозки грузов, стороны вправе выбрать, кто будет оформлять ТН: перевозчик или грузоотправитель. Она может выписываться на одну или несколько партий груза. Партия груза – это груз одного или нескольких наименований, перевозимый по одному товарораспорядительному документу. Поэтому накладные должны выдаваться по числу транспортных средств, перевозящих его (п. 10 новых Правил). Если перевозкой заняты несколько автомобилей, то ТН составляются на каждый такой автомобиль.

Учитывая, что транспортная накладная, подтверждает факт заключения договора перевозки, встает вопрос о необходимости ее оформления, если договор перевозки не заключается и в роли перевозчика выступает Грузоотправитель или Грузополучатель.

Согласно п. 2 Постановления № 78 - Форма № 1-Т (ТТН) используется всеми юридическими лицами, эксплуатирующими автотранспортные средства и выступающими в роли отправителей и получателей грузов. Отсюда можно сделать вывод, что для оформления формы № 1-Т не обязательно наличие третьей стороны (специализированного автоперевозчика). Ее можно заполнить и в случае, когда функции перевозчика выполняет грузоотправитель, либо грузополучатель.

К тому же в бланке № 1-Т есть товарный раздел. В нем, в числе прочего, указывается стоимость груза, то есть сумма, которую покупатель должен заплатить продавцу. Получается, что в товарно-транспортной накладной содержатся все данные, необходимые для списания и оприходования товара.
Рассмотрим порядок оформления транспортных накладных в зависимости от условий купли-продажи и доставки товара:

Вариант первый: доставку организует поставщик с привлечением стороннего перевозчика

Нередко по условиям договора продавец должен за свой счет доставить товар до склада покупателя. Если собственных машин у поставщика нет, ему приходится прибегать к услугам перевозчика. В этом случае нужно оформить два комплекта документов: отдельно на доставку, и отдельно на куплю-продажу.

Первичные документы по доставке с 25 июля 2011 года будут составляться в соответствии с новыми Правилами перевозок грузов. Это значит, что необходимо будет создать три экземпляра транспортной накладной по новой форме. Первый экземпляр останется у продавца в подтверждение его расходов на доставку. Второй экземпляр получит покупатель (в случае налоговой проверки документ поможет подтвердить реальность сделки). Третий экземпляр предназначен для перевозчика. Что касается товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т, то она здесь не нужна.

Документы по купле-продаже — это накладные по форме № ТОРГ-12 и собственно договор. При его составлении поставщику нужно учесть один важный нюанс. Если момент перехода права собственности не обозначен, то по общему правилу он совпадает с передачей груза перевозчику (п. 1 ст. 224 ГК РФ). Выходит, что оплачивая доставку из своих средств, поставщик финансирует транспортировку чужого имущества. Чиновники разрешают учесть такие суммы в расходах, только если перевозка включена в стоимость товара, либо если покупатель компенсировал ее продавцу (письмо Минфина России от 19.03.07 № 03-03-06/1/157). Поэтому лучше оговорить, что право собственности на товар переходит к покупателю при получении им груза от перевозчика.
Вариант второй: доставку организует покупатель с привлечением стороннего перевозчика

Первичные документы будут такими же, как и в ситуации, когда доставку оплачивает поставщик. Для перевозки это транспортные накладные. Для купли-продажи — накладные по форме № ТОРГ-12 и договор. Разница лишь в том, что переход права собственности лучше установить в момент передачи товара от поставщика перевозчику. Тогда покупатель сможет без лишних вопросов учесть расходы на транспортировку.
Вариант третий: товар доставляет поставщик собственными силами

Транспортная накладная тут будет не нужна, ведь в процессе доставки участвуют только поставщик и покупатель, и не участвует третья сторона — перевозчик.

Однако возникает вопрос: должен ли поставщик оформить товарно-транспортную накладную? Однозначного ответа нет. Существуют две противоположные точки зрения.

Согласно первой, должен, потому что об этом прямо говорится в пункте 2 инструкции «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом».

Согласно второй точки зрения, у поставщика нет необходимости составлять накладную по форме № 1-Т, ведь транспортировка груза в данном случае — это внутренняя операция продавца. При подобных обстоятельствах вполне достаточно заполнить товарную накладную по форме № ТОРГ-12, а стоимость доставки либо включить в цену товара, либо зафиксировать в акте оказанных услуг.
Вариант четвертый: товар доставляет покупатель собственными силами (самовывоз)

Формально данный вариант мало чем отличается от ситуации, когда продукцию привозит поставщик без привлечения стороннего перевозчика. Здесь также не требуется транспортная накладная, утвержденная комментируемыми Правилами перевозок.

Высший арбитражный суд поставил точку в спорах и признал, что в случае самовывоза клиенту нет нужды оформлять форму № 1-Т. Отсутствие товарно-транспортной накладной не лишает покупателя права на вычет НДС (постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.10 № 8835/10). Аналогичную позицию изложил и Минфин России в письме от 31.01.11 № 03-03-06/1/42 . Чиновники сообщили, что для учета расходов на покупку товара покупателю вполне достаточно товарной накладной по форме № ТОРГ-12.
Вариант пятый: товар доставляется транзитом от поставщика грузополучателю, минуя оптового покупателя.

Купля-продажа товара будет зафиксирована в двух накладных по форме № ТОРГ-12: в первой оптовик указан в качестве покупателя, во второй — в качестве продавца.

С документами на доставку дело обстоит следующим образом. Оптовик становится владельцем товара после подписания соответствующей накладной ТОРГ-12. С этого момента груз хотя и находится на складе поставщика, но уже принадлежит оптовику. Поэтому при оформлении транспортной накладной новой формы, грузоотправителем станет оптовик, а грузополучателем — конечный потребитель.


Похожие:

1. Нормативные требования по оформлению транспортных накладных iconРасчет накладных расходов Порядок определения индивидуальных норм...
В п мдс 81-33. 2004 допускается использование индивидуальной нормы накладных расходов для строительно-монтажной или ремонтно-строительной...

1. Нормативные требования по оформлению транспортных накладных iconТребования к оформлению контрольных работ
При ответах на вопросы необходимо делать ссылки на использованную литературу и нормативные акты

1. Нормативные требования по оформлению транспортных накладных iconПорядок изготовления, учета и заполнения товарно-транспортных накладных...

1. Нормативные требования по оформлению транспортных накладных icon2 Нормативные ссылки 3 Термины и определения 4
Настоящая методическая инструкция (далее Инструкция) является документом системы менеджмента качества Читинского государственного...

1. Нормативные требования по оформлению транспортных накладных iconИнструкция по заполнению декларации по розничной продаже алкогольной...
Заполнение алкогольной декларации по данным товарно-транспортных накладных (ттн) 5

1. Нормативные требования по оформлению транспортных накладных iconРекомендации по оформлению заявления о предоставлении лицензии, продлении...
...

1. Нормативные требования по оформлению транспортных накладных iconСложности оформления товарно-транспортных накладных
Поскольку при перевозке груза самый важный документ товарно-транспортная накладная (форма n 1-Т), рассмотрим подробно, как правильно...

1. Нормативные требования по оформлению транспортных накладных iconЕдиная система технологической документации формы и требования к...
Формы и требования к заполнению и оформлению документов на технологические процессы термической обработки

1. Нормативные требования по оформлению транспортных накладных iconТребования Департамента по эксплуатации ао «ктк-р» к оформлению подрядными...
С целью упорядочивания и анализа полноты представленной подрядными организациями предквалификационной документации для реализации...

1. Нормативные требования по оформлению транспортных накладных iconПеревозчик, желающий пользоваться преимуществами системы мдп, в целях...
Копии товарно-транспортных накладных (cmr) не менее чем по 3-м международным автомобильным перевозкам, подтверждающих наличие у перевозчика...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск