РАбочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОсновы предпринимательской деятельности(технический профиль )2012 г. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений. Организация-разработчик: ГБОУ СПО РК «Костомукшский политехнический колледж» Разработчик: Шаллоева Анна Павловна, преподаватель спецдисциплин, мастер производственного обучения.
Рекомендована методическим советом ГБОУ СПО РК «Костомукшский политехнический колледж» Протокол № 1 от 29.08.2012г. © ГБОУ СПО РК «Костомукшский политехнический колледж»© Шаллоева А.П. преподаватель спецдисциплин, мастер производственного обучения ГБОУ СПО РК «Костомукшский политехнический колледж»СОДЕРЖАНИЕ
|
| ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6
| УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 9
| КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 10
| 1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОсновы предпринимательской деятельности1.1. Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки). 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:дисциплина входит в общепрофессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: разрабатывать и реализовывать предпринимательские бизнес-идеи;
ставить цели в соответствии с бизнес-идеями, решать организационные вопросы создания бизнеса;
формировать пакет документов для получения государственной поддержки малого бизнеса;
начислять уплачиваемые налоги, заполнять налоговые декларации;
оформлять в собственность имущество;
формировать пакет документов для получения кредита;
проводить отбор, подбор и оценку персонала, оформлять трудовые отношения;
анализировать рыночные потребности и спрос на новые товары и услуги;
обосновывать ценовую политику;
выбирать способ продвижения товаров и услуг на рынок;
составлять бизнес-план на основе современных программных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: понятие, функции и виды предпринимательства;
особенности предпринимательской деятельности
порядок постановки целей бизнеса и организационные вопросы его создания;
правовой статус предпринимателя, организационно-правовые формы юридического лица и этапы процесса его образования;
правовые формы организации частного, коллективного и совместного предпринимательства;
порядок лицензирования отдельных видов деятельности;
деятельность контрольно-надзорных органов, их права и обязанности;
юридическую ответственность предпринимателя;
нормативно-правовую базу, этапы государственной регистрации субъектов малого предпринимательства;
формы государственной поддержки малого бизнеса;
систему нормативного регулирования бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса и особенности его ведения;
перечень, содержание и порядок формирования бухгалтерской финансовой и налоговой отчетности;
системы налогообложения, применяемые субъектами малого и среднего бизнеса, порядок исчисления уплачиваемых налогов;
порядок формирования имущественной основы предпринимательской деятельности;
виды и формы кредитования малого предпринимательства, программы региональных банков по кредитованию субъектов малого предпринимательства;
порядок отбора, подбора и оценки персонала, требования трудового законодательства по работе с ним;
ценовую политику в предпринимательстве;
сущность и назначение бизнес-плана, требования к его структуре и содержанию;
методики составления бизнес-плана и оценки его эффективности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; самостоятельной работы обучающегося 18 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 54
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 36
| в том числе:
|
| лекции, уроки
| 23
| практические занятия
| 11
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 18
| Итоговая аттестация в форме зачёта
| 2
| 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
|
|
| 36
|
|
Тема 1.
Основы предпринимательства
| Содержание учебного материала:
| 8
|
| Понятие и функции предпринимательства.
| 1
| 2
| Классификация предпринимательства, виды предпринимательства.
| 1
| 2
| Осуществление предпринимательской функции при ведении бизнеса в современной России.
| 1
| 2
| Разработка миссии бизнеса. Предпринимательские идеи и их превращение в бизнес-идеи.
| 1
| 2
| Постановка целей и формулирование бизнес-идей.
| 1
|
| Правовой статус предпринимателя.
| 1
| 2
| Частное предпринимательство
| 1
| 2
| Коллективное предпринимательство
| 1
| 2
| Практическое занятие: работа с экономическим словарем, знание основных терминов
| 2
|
| Тема 2. Правовое регулирование предпринимательской деятельности
| Содержание учебного материала:
| 2
| Нормативно-правовая база, этапы государственной регистрации субъектов малого предпринимательства
| 2
| 2
| Практическое занятие: составление перечня необходимых документов для государственной регистрации субъектов малого предпринимательства
| 2
|
| Содержание учебного материала:
| 5
| Формы государственной поддержки предпринимательства
| 1
| 2
| Меры поддержки малого бизнеса
| 1
| 2
| Система нормативного регулирования бухгалтерского учета на предприятиях малого и среднего бизнеса.
| 1
|
| Особенности ведения бухгалтерского финансового и налогового учета.
| 1
|
| Налоговая политика государства в отношении субъектов малого и среднего бизнеса
| 1
| 2
| Практическое занятие: Понятие и характеристика общего режима налогообложения
| 1
|
| Содержание учебного материала:
| 2
|
| Ответственность за нарушение налогового законодательства.
| 1
| 2
| Собственность и предпринимательство.
| 1
| 2
| Практическая работа: Оформление трудовых отношений
| 2
|
| Содержание учебного материала:
| 2
| Дисциплинарная и материальная ответственность работников.
| 1
| 2
| Формирование имущественной основы предпринимательской деятельности.
| 1
|
| Практическая работа: заполнение, оформление трудового договора
| 2
|
| Тема 3. Маркетинг в предпринимательской деятельности
| Содержание учебного материала:
| 4
| Маркетинг. Реклама и РR
| 1
| 2
| Продвижение товаров и услуг на рынок. Каналы поставки
| 1
|
| Сущность и назначение бизнес-плана. Требования, предъявляемые к структуре и содержанию бизнес-плана.
| 1
|
2
| Оценка эффективности бизнес-плана. Автоматизация бизнес-планирования.
| 1
|
| Практическое занятие: поиск информации о маркетинговых исследованиях рынка (на примере любой организации)
| 2
|
|
| Зачет
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся: подготовка отчетов по практическим занятиям, составление таблиц, подготовка устных сообщений, создание презентаций, подготовка презентаций к защите, разработка глоссария.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Классификация предпринимательства. Предприниматель. Маркетинг в предпринимательской деятельности. Конкуренция и конкурентоспособность, конкурентные преимущества.
| 18
|
| Всего:
| 54
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины в наличие имеется:
- учебный кабинет.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Наумов В. Н. Организация предпринимательства: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2010.-384с.
Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2006.-271 с.
Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности: Учебник. М.: Дашков и К, 2012.-520 с.
Дополнительные источники:
Нормативные документы:
Конституция (Основной закон) Российской Федерации – России.- М.: Верховный Совет Российской Федерации, 1993.
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / М.О. Буянова, К.Н. Гусов; под ред. К.Н. Гусова. – 7-е изд., перераб. И доп. – М.: Проспект, 2008.
Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009.
Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ.
Интернет-ресурсы: 1. «Консультант Плюс» - законодательство РФ: кодексы, законы, указы…http://www.consultant.ru.
2. «Гарант» - информационно-правовое обеспечение: законодательство с комментариями: законы, кодексы указы, постановления, приказы…http://www.garant.ru.
4.Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Текущий контроль индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных домашних работ.
Обучение по учебной дисциплине завершается зачетом.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| 1
| 2
| Умения:
|
| разрабатывать и реализовывать предпринимательские бизнес-идеи
| Оценка выполнения практического занятия
| ставить цели в соответствии с бизнес-идеями, решать организационные вопросы создания бизнеса
| Оценка выполнения практического занятия
| формировать пакет документов для получения государственной поддержки малого бизнеса
| Оценка выполнения рефератов, докладов
| начислять уплачиваемые налоги, заполнять налоговые декларации
| Оценка выполнения практического занятия
| формировать пакет документов для получения кредита
| Оценка выполнения самостоятельной работы – оформление пакета документов для получения кредита
| проводить отбор, подбор и оценку персонала, оформлять трудовые отношения
| Оценка выполнения докладов, рефератов по заданной теме
| анализировать рыночные потребности и спрос на новые товары и услуги
| Оценка выполнения самостоятельной работы – поиск информации анализа рыночных потребностей и спрос на новые товары и услуги
| составлять бизнес-план на основе современных программных технологий
| Оценка выполнения практического занятия. Оценка выполнения самостоятельной работы – пример составления бизнес-плана на основе современных технологий
| Знания:
|
| понятие, функции и виды предпринимательства
| Оценка выполнения практического занятия
| порядок постановки целей бизнеса и организационные вопросы его создания
| Оценка выполнения практического занятия. Оценка выполнения рефератов, докладов по заданным темам
| правовой статус предпринимателя, организационно-правовые формы юридического лица и этапы процесса его образования
| Оценка выполнения самостоятельной работы
| правовые формы организации частного, коллективного и совместного предпринимательства
| Оценка выполнения самостоятельной работы
| юридическую ответственность предпринимателя
| Оценка выполнения доклада
| нормативно-правовую базу, этапы государственной регистрации субъектов малого предпринимательства;
| Оценка выполнения практического занятия
| формы государственной поддержки малого бизнеса
| Оценка выполнения рефератов
| систему нормативного регулирования бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса и особенности его ведения
| Оценка выполнения практического занятия
| перечень, содержание и порядок формирования бухгалтерской финансовой и налоговой отчетности
| Оценка выполнения самостоятельной работы – заполнение налоговых деклараций, бухгалтерских документов
| виды и формы кредитования малого предпринимательства, программы региональных банков по кредитованию субъектов малого предпринимательства
| Оценка выполнения рефератов, докладов по заданным темам
| ценовую политику в предпринимательстве
| Оценка выполнения практического занятия
| способы продвижения на рынок товаров и услуг
| Оценка выполнения самостоятельной работы - представление результатов поиска информации о маркетинговых исследованиях рынка (на примере любой организации)
| сущность и назначение бизнес-плана, требования к его структуре и содержанию
| Оценка выполнения самостоятельной работы
| методики составления бизнес-плана и оценки его эффективности
| Оценка выполнения самостоятельной работы
Зачет
|
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой.
Процент результативности (правильных ответов)
| Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
| балл (отметка)
| вербальный аналог
| 90 ÷ 100
| 5
| отлично
| 80 ÷ 89
| 4
| хорошо
| 70 ÷ 79
| 3
| удовлетворительно
| менее 70
| 2
| неудовлетворительно
|
|