БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ С ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ 3
БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ В АВТОТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОТВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ 29
РАСЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 37
ДЕНЬГИ СГОРАЮТ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ТОПЛИВО 38
РОССИЙСКИЕ ДОРОЖНИКИ СТРОЯТ ВДВОЕ ДОРОЖЕ 41
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВЛОЖЕНИЙ В ТЕХНИЧЕСКУЮ БАЗУ 44
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЛИЗИНГА 54
КАК СДЕРЖАТЬ ЦЕНЫ? 61
РАССЧИТАТЬ АМОРТИЗАЦИЮ БЕЗ ОШИБОК 62
ЛУЧШИЙ ПАРТНЕР ПО ЛИЗИНГУ 64
ОПТИМИЗИРУЕМ НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО 65
НАЛОГ НА «СОБСТВЕННЫЕ НУЖДЫ» 69
РЕЦЕПТЫ СНИЖЕНИЯ ЗАТРАТ 72
УЧЕТ РАСХОДА ТОПЛИВА 75
ОБЩЕНИЕ С НАЛОГОВИКАМИ ПО СТАНДАРТУ 80
АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. 83
ЛОГИСТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕМ 89
НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ БАЗА – ЭТО СЕРЬЕЗНО 93
ФИНАНСОВОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕРЕВОЗЧИКА 94
КАМАЗ ЗА ТРЕТЬ ЦЕНЫ 97
ДОБРОСОВЕСТЕН ЛИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК? 99
РАСЧЕТ ЛИЗИНГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 102
МЕТОДОЛОГИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 104
СКОЛЬКО ФОРМ У ЛИЗИНГА? 107
УЧЕТ ЗАТРАТ — В АВТОШКОЛЕ И В АВТОПРЕДПРИЯТИИ 114
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 119
ТАРИФООБРАЗОВАНИЕ НА ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ 125
КОМУ ПЛАТИТЬ НАЛОГ? 138
ПРЕЙСКУРАНТ СПРАВОЧНЫХ ТАРИФОВ НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ 139
Бортовые автомобили обычной проходимости 143
Бортовые автомобили повышенной проходимости 157
Бортовые газобаллонные автомобили 165
Автопоезда в составе седельного тягача и полуприцепа 171
Автопоезда в составе бортового автомобиля и прицепа 186
Автопоезда зарубежного производства 193
Технико-экономические показатели 204
Автопоезда 204
Бортовые автомобили 206
ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ КЛИЕНТА – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ЛИЗИНГА 207
СКОВАННЫЕ ДОГОВОРНОЙ ЦЕПЬЮ 208
УЧЁТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, БЫВШИХ В ЭКСПЛУАТАЦИИ 210
РАСЧЕТ ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ 213
ЗАСТРАХОВАННЫЙ АВТОМОБИЛЬ ПОПАЛ В АВАРИЮ 215
ВОСПИТАНИЕ СКРОМНОСТИ ТРАНСПОРТНЫМ НАЛОГОМ 217
ВОДИТЕЛЬ ЕДЕТ В КОМАНДИРОВКУ 218
УЧЕТ ГСМ НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ 220
ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-УЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ЛИЗИНГЕ 226
ДЕНЬГИ ВПЕРЕД! 233
НАЧИСЛЕНИЕ АМОРТИЗАЦИИ АВТОТРАНСПОРТА 236
ШТРАФНОЙ УДАР 243
СРАВНИМ СПОСОБЫ АРЕНДЫ АВТОМОБИЛЯ 246
ДЕЙСТВИЯ БУХГАЛТЕРА В СЛУЧАЕ ДТП 252
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ И УЧЕТ РАСХОДОВ НА ГСМ 259
ПО КАКОЙ СХЕМЕ ПРИОБРЕСТИ АВТОТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО? 279
КАК ПРАВИЛЬНО ЗАПОЛНЯТЬ ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНУЮ НАКЛАДНУЮ 286
НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВЫНУЖДЕННОГО ПРОГУЛА 290
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕНОРМИРОВАННОГО РАБОЧЕГО ДНЯ 292
ЗАЧЕМ НУЖНА НАКЛАДНАЯ ФОРМЫ № 1-Т? 295
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗА 296
БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ С ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ
Транспортные средства являются частью имущества организации и подлежат учету в составе основных средств.
Поэтому основным документом, регулирующим вопросы бухгалтерского учета транспортных средств, является Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н. Документальное оформление операций по учету
транспортных средств Все операции с транспортными средствами должны оформляться первичными документами.
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств утверждены Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7.
При приобретении транспортного средства и включении его в состав основных средств в организации должен быть оформлен Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма N ОС-1) либо Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма N ОС-1б).
Указанными актами оформляется любая операция поступления транспортных средств в организацию (по договорам купли-продажи, мены имущества, дарения, финансовой аренды и т.д.).
Форма N ОС-1 применяется при приеме одного транспортного средства, а форма N ОС-1б - при приеме группы транспортных средств.
На основании оформленных актов данные о включении приобретенного транспортного средства в состав основных средств вносятся в инвентарные карточки (книгу) по формам N N ОС-6, ОС-6а, ОС-6б.
Для учета наличия объектов основных средств, а также их внутреннего перемещения предназначены три унифицированные формы:
- Инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма N ОС-6) - ведется в бухгалтерии по каждому объекту;
- Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма N ОС-6а) - открывается на группу объектов;
- Инвентарная книга учета объектов основных средств (форма N ОС-6б) - ведется малыми предприятиями.
В инвентарных карточках приводятся основные данные по приобретенным транспортным средствам, указываются документы на оприходование, первоначальная стоимость, срок полезного использования, способ начисления амортизации, норма амортизации, освобождение от начисления амортизации (если оно имеет место), а также индивидуальные особенности объекта.
Инвентарные карточки составляются в одном экземпляре и находятся в бухгалтерии организации.
При проведении ремонта или модернизации транспортного средства оформляется Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма N ОС-3).
Этот акт состоит из двух разделов.
В разд.1 "Сведения о состоянии объектов основных средств на момент передачи в ремонт, на реконструкцию, модернизацию" отражаются характеристики объекта в момент его передачи для ремонта (реконструкции).
В разд.2 "Сведения о затратах, связанных с ремонтом, реконструкцией, модернизацией объектов основных средств" отражается сумма фактических затрат, которые могут увеличивать первоначальную стоимость такого объекта, если при этом улучшаются его первоначальные нормативные показатели работы (срок полезного использования, мощность и т.д.).
На основании сведений, отраженных в акте по форме N ОС-3, информация о ремонте (модернизации) транспортного средства вносится в инвентарную карточку (книгу) по форме N ОС-6 (ОС-6а, ОС-6б).
Если ремонт (модернизацию) выполняет специализированная организация, акт по форме N ОС-3 должен составляться в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй - передается специализированной организации, проводившей ремонт (модернизацию).
Списание автотранспорта оформляется Актом о списании автотранспортных средств по форме N ОС-4а. При этом в бухгалтерию вместе с актом сдается документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России.
В целях рациональной организации ведения учета организация может на основании унифицированных форм разработать свои собственные формы, руководствуясь при этом следующими правилами.
1. Удаление каких-либо реквизитов из унифицированных форм не допускается. То есть все реквизиты, утвержденные Госкомстатом России, должны в формах остаться.
2. В формы, разработанные организацией, могут быть добавлены любые дополнительные реквизиты.
3. Форматы бланков, установленные Госкомстатом России, являются рекомендуемыми и могут изменяться.
4. Все изменения, вносимые организацией в унифицированные формы, должны оформляться соответствующим организационно-распорядительным документом организации. Лучше всего оформить такие изменения приложением к приказу об учетной политике организации для целей ведения бухгалтерского учета.
Для целей налогообложения прибыли транспортные средства организации в подавляющем большинстве случаев подлежат включению в состав амортизируемого имущества.
В соответствии со ст.313 НК РФ организация должна вести налоговый учет амортизируемого имущества.
Налоговый учет может быть организован различными способами. Некоторые организации максимально используют данные бухгалтерского учета. Другие применяют специально разработанные регистры налогового учета.
В любом случае в документах (регистрах), используемых для целей налогового учета, должна содержаться как минимум следующая информация о каждом транспортном средстве организации:
- наименование и инвентарный номер;
- дата приобретения;
- дата включения в состав амортизируемого имущества;
- первоначальная стоимость;
- изменение первоначальной стоимости;
- амортизационная группа;
- срок полезного использования;
- изменение срока полезного использования;
- способ начисления амортизации;
- использование специальных коэффициентов;
- направление использования (необходимо для решения вопроса о включении амортизации в состав прямых либо косвенных расходов);
- приостановление начисления амортизации;
- дата выбытия. ПРИОБРЕТЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Приобретение транспортных средств
по договору купли-продажи В бухгалтерском учете транспортные средства, приобретенные организацией по договору купли-продажи, принимаются к учету по первоначальной стоимости, которая формируется из суммы фактических затрат организации на приобретение и доведение до состояния, пригодного к использованию, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
При приобретении автотранспорта в первоначальную стоимость включается стоимость автомобильных шин (покрышки, камеры и ободной ленты), находящихся на колесах и в запасе при транспортном средстве.
В п.8 ПБУ 6/01 указано, что фактические затраты на приобретение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (в условных денежных единицах).
Для целей налогообложения прибыли первоначальная стоимость транспортного средства, приобретенного по договору купли-продажи, определяется как сумма расходов на его приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п.1 ст.257 НК РФ).
Таким образом, правила формирования первоначальной стоимости транспортного средства в бухгалтерском и налоговом учете в целом совпадают. Пример 1.
Организация по договору купли-продажи приобрела легковой автомобиль стоимостью 180 000 руб. (в том числе НДС - 30 000 руб.).
Плата за регистрацию автомобиля в ГИБДД составила 300 руб. (оплата произведена подотчетным лицом, представившим соответствующий авансовый отчет с приложением квитанции).
Автомобиль был оплачен в мае 2003 г., в этом же месяце получен по акту приема-передачи и поставлен на учет в ГИБДД.
В бухгалтерском учете организации в мае должны быть сделаны следующие проводки:
Д-т счета 60 - К-т счета 51
- 180 000 руб. - перечислены деньги по договору купли-продажи автомобиля;
Д-т счета 08 - К-т счета 60
- 150 000 руб. - автомобиль получен по акту приема-передачи;
Д-т счета 19 - К-т счета 60
- 30 000 руб. - отражена сумма НДС по приобретенному автомобилю;
Д-т счета 71 - К-т счета 50
- 300 руб. - выданы денежные средства подотчетному лицу на уплату сбора за регистрацию автомобиля в ГИБДД;
Д-т счета 08 - К-т счета 71
- 300 руб. - на основании авансового отчета сумма уплаченного сбора отнесена на увеличение стоимости автомобиля;
Д-т счета 01 - К-т счета 08
- 150 300 руб. - приобретенный автомобиль зачислен в состав основных средств организации.
Первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском учете формируется исходя из покупной стоимости и затрат на регистрацию и составляет 150 300 руб.
Для целей налогообложения прибыли первоначальная стоимость автомобиля также составляет 150 300 руб. Однако нужно учитывать, что для ряда расходов гл.25 НК РФ установлен особый порядок учета. И такие расходы, даже если они фактически связаны с приобретением транспортного средства, должны учитываться для целей налогообложения прибыли именно в этом особом порядке.
При формировании первоначальной стоимости объекта основных средств для целей налогообложения расходы, для учета которых гл.25 НК РФ установлен особый порядок, в первоначальную стоимость объекта не включаются.
К таким расходам согласно п.5.3 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-02/729 (далее - Методические рекомендации), относятся:
- расходы, не учитываемые для целей налогообложения, например сверхнормативные суточные <1> (ст.270 НК РФ);
- расходы, отнесенные гл.25 НК РФ к внереализационным, например проценты по заемным средствам <2> или суммовые разницы <3> (ст.265 НК РФ);
- прочие расходы, для которых отдельными положениями гл.25 НК РФ установлен особый порядок их признания в уменьшение прибыли. Перечень их приведен в пп.2 - 5 п.1 ст.253 НК РФ.
--------------------------------
<1> Нормы суточных для целей налогообложения прибыли установлены Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 93. При командировках на территории РФ норматив суточных - 100 руб. за каждый день нахождения в командировке.
<2> Суммы процентов по всем заемным обязательствам учитываются при налогообложении прибыли в составе внереализационных расходов независимо от характера займа или кредита (пп.2 п.1 ст.265 НК РФ).
<3> Суммовые разницы для целей налогообложения включаются в состав внереализационных доходов (п.11.1 ст.250 НК РФ) или расходов (пп.5.1 п.1 ст.265 НК РФ). Пример 2.
По договору купли-продажи организация приобретает легковой автомобиль. Стоимость автомобиля в соответствии с договором - 12 000 долл. США (без НДС). Оплата производится в рублях по курсу доллара США, установленному ЦБ РФ на дату оплаты.
В соответствии с условиями договора оплата осуществляется в два этапа: 50% в течение трех дней после подписания договора и остальные 50% - в течение трех дней после получения автомобиля по акту приема-передачи.
Первый платеж был произведен организацией 7 апреля. 15 июня автомобиль был получен организацией по акту приема-передачи, и 16 июня организация перечислила продавцу оставшиеся 50% стоимости автомобиля.
На учет в ГИБДД автомобиль поставлен 17 июня. Расходы на регистрацию автомобиля в ГИБДД - 300 руб.
Курс доллара США составил (цифры даны условные):
на 7 апреля - 30,7 руб. за 1 долл.;
15 июня - 30,5 руб. за 1 долл.;
16 июня - 30,56 руб. за 1 долл.
В бухгалтерском учете организации должны быть сделаны следующие проводки.
Апрель:
Д-т счета 60 - К-т счета 51
- 184 200 руб. - произведен первый платеж по договору в рублях по курсу на дату оплаты (6000 долл. х 30,7 руб/долл.).
Июнь:
Д-т счета 08 - К-т счета 60
- 367 200 руб. - автомобиль получен по акту приема-передачи (184 200 руб. + 6000 долл. x 30,5 руб/долл.);
Д-т счета 60 - К-т счета 51
- 183 360 руб. - произведен второй платеж по договору в рублях по курсу на дату оплаты (6000 долл. х 30,56 руб/долл.);
Д-т счета 08 - К-т счета 60
- 360 руб. - сумма затрат увеличена на отрицательную суммовую разницу, образовавшуюся в связи с тем, что курс доллара на дату получения автомобиля по акту был ниже, чем курс доллара на дату последнего платежа по договору;
Д-т счета 08 - К-т счета 71
- 300 руб. - на основании авансового отчета отражена сумма затрат на регистрацию автомобиля в ГИБДД;
Д-т счета 01 - К-т счета 08
- 367 860 руб. - автомобиль принят к учету в составе основных средств.
Первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском учете сформирована с учетом отрицательной суммовой разницы и затрат на регистрацию и составляет 367 860 руб. (367 200 руб. + 360 руб. + 300 руб.)
Для целей налогообложения прибыли суммовые разницы всегда включаются в состав внереализационных доходов (расходов) и в формировании первоначальной стоимости основных средств не участвуют. Первоначальная стоимость автомобиля в налоговом учете составит в данном случае 367 500 руб. Если суммовая разница возникает уже после даты принятия объекта к учету на счете 01, то организация имеет все основания отнести ее на счет 91 и учесть в составе прочих доходов или расходов.
Этот вывод сделан на основании п.14 ПБУ 6/01, в котором в качестве общего правила содержится запрет на изменение стоимости основных средств, по которой они приняты к учету.
Несовпадение первоначальной стоимости приводит к тому, что суммы амортизации, начисляемые в бухгалтерском учете, будут отличаться от сумм амортизации, начисленных в налоговом учете, даже если сроки полезного использования и способы начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете по данному объекту будут одинаковыми.
А это в свою очередь приводит к образованию постоянных и (или) временных разниц, которые подлежат учету в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н <4>.
--------------------------------
<4> Применение положений ПБУ 18/02 при ведении бухгалтерского учета обязательно для всех организаций, признаваемых в установленном порядке плательщиками налога на прибыль (кроме кредитных, страховых организаций и бюджетных учреждений).
Субъекты малого предпринимательства могут не применять ПБУ 18/02, если закрепят этот момент в своей учетной политике для целей бухгалтерского учета. В примере 2 (с. 36) разница в оценке автомобиля составила 360 руб.
В налоговом учете эта суммовая разница подлежит учету в составе внереализационных расходов единовременно в том периоде, когда она возникла.
А в бухгалтерском учете эта суммовая разница будет списываться на расходы постепенно по мере начисления амортизации по автомобилю. Поэтому в бухгалтерском учете в июне образуется налогооблагаемая временная разница в сумме 360 руб. и соответствующее ей отложенное налоговое обязательство в сумме 86,4 руб. (360 руб. х 24%).
В бухгалтерском учете начисление отложенного бухгалтерского обязательства отражается проводкой:
Д-т счета 68/"Налог на прибыль" - К-т счета 77.
В дальнейшем образовавшаяся в июне налогооблагаемая временная разница будет постепенно погашаться по мере начисления амортизации по автомобилю. * * * Сумма "входного" НДС, уплаченная при приобретении транспортного средства, может быть предъявлена к вычету в общеустановленном порядке.
Для этого должны быть выполнены следующие четыре условия (ст.ст.171 и 172 НК РФ):
1) транспортное средство предназначено для использования в деятельности, облагаемой НДС (для осуществления операций, облагаемых НДС);
2) транспортное средство принято к учету (отражено на счете 01);
3) сумма НДС уплачена поставщику;
4) имеется должным образом оформленный счет-фактура поставщика.
Так, в условиях примера 1 (с. 35) предположим, что легковой автомобиль приобретен организацией для управленческих нужд (в качестве служебного автомобиля). Организация осуществляет деятельность, облагаемую НДС.
В этом случае сумма "входного" НДС могла быть предъявлена к вычету в мае 2003 г.
Если транспортное средство приобретается для использования в деятельности, не облагаемой НДС (освобожденной от НДС), то сумма "входного" НДС к вычету не принимается, а учитывается в стоимости приобретенного транспортного средства.
На практике большинство организаций занимается несколькими видами деятельности. При этом часть операций может облагаться НДС, а часть - нет.
Если в такой ситуации организация приобретает транспортное средство, которое будет обслуживать всю организацию в целом (т.е. будет использоваться во всех видах деятельности, как облагаемых, так и не облагаемых НДС), то к вычету должна приниматься только часть уплаченного НДС, относящаяся к облагаемым НДС видам деятельности (операциям). Этот вывод следует из п.4 ст.170 НК РФ.
Сумма НДС, подлежащая вычету, определяется пропорционально стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за тот налоговый период, в котором приобретено транспортное средство. Эта сумма предъявляется к вычету в общеустановленном порядке по мере уплаты ее поставщику.
Оставшаяся сумма НДС, т.е. сумма НДС, приходящаяся на не облагаемые НДС операции, вычету не подлежит, а относится на увеличение стоимости приобретенного транспортного средства.
Для определения суммы НДС, принимаемой к вычету, пропорция рассчитывается исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) независимо от применяемой налогоплательщиком учетной политики для целей исчисления НДС.
В аналогичном порядке ведется учет сумм НДС налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Если организация приобретает транспортное средство, которое предназначено для использования как в деятельности, облагаемой ЕНВД, так и в деятельности, облагаемой НДС, то сумма НДС, принимаемая к вычету, определяется пропорционально стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за соответствующий налоговый период.
Не урегулированным на нормативном уровне на сегодня остается вопрос: какой размер выручки должен приниматься в расчет при исчислении пропорции - с НДС или без НДС?
По нашему мнению, в этой ситуации организации следует самостоятельно принять соответствующее решение, зафиксировав его в качестве элемента учетной политики для целей налогообложения.4>4>3>2>1>3>2>1> |