С. В. Разгулин заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России


Скачать 94.47 Kb.
НазваниеС. В. Разгулин заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
Подготовлено на базе материалов БСС «Система Главбух»

Как оформить и отразить в бухучете продажу основных средств



С.В. Разгулин

заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

При продаже основного средства (кроме зданий, сооружений), то есть в момент перехода к покупателю права собственности на объект, заполните акт по форме № ОС-1 (указания, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7, п. 4 ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). Основанием для составления акта является техническая документация на основное средство, а также данные бухучета (например, обороты по счету 02 «Амортизация основных средств» позволят заполнить сведения о сумме начисленной амортизации). Акт оформите в двух экземплярах, один из которых передайте покупателю. При составлении акта раздел «Сведения об объектах основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету» не заполняйте. Его должен заполнить покупатель в своем экземпляре акта. Оба экземпляра акта должны быть подписаны и утверждены как поставщиком, так и покупателем.

В акте по форме № ОС-1 укажите:
– номер и дату составления акта;
– полное наименование основного средства согласно технической документации;
– название организации-изготовителя;
– место передачи основного средства;
– заводской и присвоенный инвентарный номера основного средства;
– номер амортизационной группы, срок полезного использования основного средства и фактический срок эксплуатации;
– сумму амортизации, начисленную до продажи основного средства, его остаточную стоимость;
– сведения о содержании драгоценных металлов, камней;
– другие характеристики основного средства.

Также акт должен содержать заключение комиссии, которая создается в организации для контроля за выбытием основных средств. Участниками комиссии могут быть главный бухгалтер, материально-ответственные лица и другие сотрудники. Состав комиссии должен утвердить руководитель организации, издав приказ.

Такой порядок следует из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7, и пунктов 77–81 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Ситуация:  можно ли не создавать комиссию по выбытию основных средств, а возложить ее функции на комиссию по приему основных средств

Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит.

Контролировать выбытие основных средств должна отдельно созданная комиссия. Об этом сказано в пунктах 77–81 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н. Комиссия нужна и при приемке основных средств. Это следует из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7. Исходя из положений этих нормативно-правовых документов в организации должно быть создано две комиссии.

Однако на практике функции обеих комиссий будут схожими: и та и другая должны контролировать операции, связанные с движением основных средств. Например, комиссия по приему определяет, соответствует ли поступающее основное средство техническим условиям, можно ли сразу ввести его в эксплуатацию или требуется доработка объекта. Комиссия по выбытию устанавливает причины выбытия основных средств, возможности их дальнейшей эксплуатации. В таких условиях для оптимизации контроля за поступлением и выбытием основных средств можно создать единую комиссию. Состав и обязанности комиссии должен утвердить руководитель организации.

Реквизиты акта по форме № ОС-1 (ОС-1а, ОС-1б) подтверждают возможность создания единой комиссии. В частности, комиссия, которая должна дать свое заключение в акте, называется «Комиссия по приему-передаче». Таким образом, создание в организации одной комиссии, которая будет контролировать как прием, так и выбытие основных средств нормам законодательства не противоречат.

При продаже зданий, сооружений заполните акт по форме № ОС-1а. Если организация продает несколько однородных основных средств, оформите акт по форме № ОС-1б. При заполнении этих актов применяйте тот же порядок, что и при составлении акта по форме № ОС-1. Такие правила следуют из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

Одновременно с составлением акта по форме № ОС-1 (ОС-1а, ОС-1б) внесите сведения о выбытии основного средства в инвентарную карточку по форме № ОС-6 (ОС-6а) или в инвентарную книгу по форме № ОС-6б (предназначена для малых предприятий). Сведения вносите на основании акта о приеме-передаче, составленного в момент продажи основного средства и договора. Такие правила следуют из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

Ситуация:  как оформить реализацию основного средства, содержащего драгоценные металлы

Реализацию основного средства, содержащего драгоценные металлы, оформите так же, как и реализацию других основных средств (указания, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7). При этом в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта основного средства» акта по форме № ОС-1 (ОС-1а, ОС-1б) укажите сведения о драгоценных металлах, а именно:
– их наименование;
– номенклатурный номер;
– единицу измерения, количество.

О количестве драгоценных металлов, которые содержатся в проданных основных средствах, необходимо отчитаться в Гохран России. Для этих целей постановлением Росстата от 14 ноября 2007 г. № 88 утверждена годовая форма отчетности № 4-ДМ. В ней нужно привести сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов, содержащихся в основных средствах. Отчет по форме № 4-ДМ нужно сдать в Гохран России до 1 марта года, следующего за отчетным.

Внимание!

Если организация не представит отчет по форме № 4-ДМ, то Росстат может оштрафовать ее руководителя на сумму от 3000 до 5000 руб. (ст. 13.19, 23.53 КоАП РФ). Кроме того, Росстат может потребовать от организации возмещения расходов по исправлению итогов сводной статотчетности (ст. 3 Закона от 13 мая 1992 г. № 2761-1).

Со следующего месяца после продажи основного средства прекращайте начислять по нему амортизацию (п. 22 ПБУ 6/01).

В бухучете для отражения выбытия имущества из состава основных средств на счете 01 откройте отдельный субсчет «Выбытие основных средств». В момент продажи объекта по дебету этого счета отразите первоначальную (восстановительную) стоимость основного средства, по кредиту – сумму амортизации, начисленную за период его эксплуатации:

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01
– отражена первоначальная (восстановительная) стоимость выбывающего основного средства;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– отражена амортизация, начисленная за период эксплуатации объекта.

В результате сальдо на счете 01 «Выбытие основных средств» будет отражать остаточную стоимость продаваемого основного средства. Такой порядок следует из пункта 84 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Выручку от реализации основного средства отразите в составе прочих доходов. Выручкой признавайте сумму, предусмотренную в договоре купли-продажи (поставки, мены). Такой порядок предусмотрен в пунктах 30 и 31 ПБУ 6/01, пунктах 12 и 16 ПБУ 9/99.

Остаточную стоимость продаваемого основного средства и другие затраты, связанные с продажей (например, расходы на хранение, упаковку, обслуживание, транспортировку и т. д.), включите в состав прочих расходов (п. 30 и 31 ПБУ 6/01, п. 11 ПБУ 10/99 и п. 84 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Остаточную стоимость учитывайте в момент реализации объекта (т. е. в момент подписания акта по форме № ОС-1 (ОС-1а, ОС-1б)), а другие расходы – в момент их возникновения (п. 16 и 17 ПБУ 10/99).

Остаточную стоимость определяйте по формуле:

Остаточная стоимость основного средства

=

Первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства



Сумма начисленной амортизации за период эксплуатации

 
Такой порядок предусмотрен пунктом 84 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Ситуация:  когда в бухучете отразить доходы и расходы, связанные с реализацией недвижимого имущества, – при подписании акта приема-передачи основного средства или после госрегистрации покупателем права собственности на приобретенный объект

Выручку от реализации объекта недвижимости отразите в составе прочих доходов в момент перехода к покупателю права собственности на основное средство (подп. «г» п. 12 ПБУ 9/99). То есть после того, как право собственности покупателя на приобретенный объект будет зарегистрировано (ст. 131 ГК РФ и ст. 4 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ).

Порядок учета расходов, связанных с реализацией недвижимого имущества, а именно его остаточной стоимости, законодательно не урегулирован. Согласно положениям ПБУ 10/99, расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место.

Позиция финансового ведомства по этому вопросу такова. При продаже недвижимости покупатель должен зарегистрировать свое право собственности на приобретенный объект (ст. 131 ГК РФ и ст. 4 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ). Только после этого организация-продавец будет признаваться потерявшей это право на реализуемое имущество. Значит, до тех пор, пока покупатель не зарегистрирует свое право собственности, владелец имущества не вправе списывать его с баланса. Объясняется это так.

Списание объекта со счета 01 «Выбытие основных средств» означает, что его остаточная стоимость признается расходом. А расходы от продажи основных средств нельзя признать до того момента, когда в учете будет отражена выручка от их реализации. Доход от реализации имущества возникает в момент перехода права собственности на него к новому владельцу (подп. «г» п. 12 ПБУ 9/99). Из этого следует, что организация может исключить стоимость проданного объекта недвижимости из состава основных средств (т. е. учесть его остаточную стоимость в составе прочих расходов) в тот момент, когда покупатель получит на этот объект свидетельство о регистрации права собственности.

Такая точка зрения отражена в письмах Минфина России от 26 декабря 2008 г. № 03-05-05-01/75 и от 6 сентября 2006 г. № 03-06-01-02/35. Финансовое ведомство рекомендует руководствоваться ими при расчете налога на имущество.

Ситуация:  нужно ли переводить здание на счет 01 «Основные средства» со счета 41 «Товары», если здание было куплено для дальнейшей перепродажи, но сделка сорвалась

Ответ на этот вопрос зависит от того, как будет использоваться здание в дальнейшем. Если организация планирует продать здание, пусть и в неопределенном будущем, то следует оставить его на счете 41 (п. 4 ПБУ 6/01). Ведь на этом счете отражается любое имущество, предназначенное для перепродажи, в том числе и недвижимость (Инструкция к плану счетов). Но в этом случае организация не сможет начислять по зданию амортизацию. Стоимость здания не будет облагаться и налогом на имущество (ст. 374, 375 НК РФ).

Если же организация намеревается использовать здание в собственной деятельности, его нужно перевести в состав основных средств (на счет 01). Соответственно, в этом случае по зданию нужно будет начислять амортизацию (ст. 256 НК РФ) и учитывать его остаточную стоимость при расчете налога на имущество (ст. 374 НК РФ).

Для учета доходов и расходов от продажи основного средства используйте:
– счет 91-1 «Прочие доходы», на котором отражайте выручку от реализации объекта;
– счет 91-2 «Прочие расходы», на котором отражайте остаточную стоимость выбывшего основного средства и прочие расходы, связанные с его продажей.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов.

Записи на счете 91 делайте на основании:
– договора купли-продажи (передачи, мены);
– акта по форме № ОС-1 (ОС-1а, ОС-1б);
– документов, подтверждающих расходы, связанные с продажей основного средства (например, акта об оказании услуг транспортной компанией, перевозящей объект, расчетной ведомости на выдачу зарплаты сотрудникам, производящим предпродажную упаковку и т. д.).

Такой порядок предусмотрен статьей 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ.

При отражении доходов и расходов от продажи основного средства делайте проводки:

Дебет 62 (76) Кредит 91-1
– отражена выручка от реализации основного средства;

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС при реализации основного средства (если деятельность организации облагается НДС);

Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие основного средства»
– отражена в составе прочих расходов остаточная стоимость проданного основного средства;

Дебет 91-2 Кредит 10 (60, 69, 70, 76...)
– учтены в составе прочих расходов затраты, связанные с продажей основного средства;

Дебет 19 Кредит 60 (76)
– отражен НДС по затратам, связанным с продажей основного средства.

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов.

Если расходы, связанные с реализацией основного средства, превышают полученный от продажи доход, разница между ними признается убытком. В бухучете сумма убытка относится к расходам текущего периода и включается в прочие расходы единовременно в том месяце, когда произошла реализация (п. 11 ПБУ 10/99).

Ситуация:  как отразить в бухучете продажу основного средства, если оно не введено в эксплуатацию и числится на счете 08

Доход от выбытия активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции и товаров, включается в состав прочих доходов (п. 7 ПБУ 9/99). А стоимость основного средства, которое не было введено в эксплуатацию, при продаже признается прочим расходом (п. 11 ПБУ 10/99).

О том, как отразить при расчете налога на прибыль и НДС продажу основного средства, не введенного в эксплуатацию, см. Как отразить при налогообложении продажу основных средств.

Ситуация:  как отразить в бухучете реализацию основного средства, списанного с учета (например, как морально устаревшее). Организация списала основное средство с учета, а затем решила его продать

По результатам инвентаризации примите к учету выявленный излишек имущества (основного средства, ранее списанного с баланса) в состав товарно-материальных ценностей (на основании инвентаризационной описи) (п. 1 ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, п. 2.5 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49).

Имущество учитывайте по рыночной цене, то есть по стоимости, которая может быть получена в результате продажи этого имущества (п. 9 ПБУ 5/01, п. 36 и 29 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Сведения об уровне текущих рыночных цен должны быть подтверждены документально или путем проведения экспертизы. Это следует из пункта 10.3 ПБУ 9/99.

На стоимость излишка, выявленного в ходе инвентаризации, сделайте проводку:

Дебет 01 (10, 41) Кредит 91-1
– отражена стоимость излишка, выявленного при инвентаризации.

Это следует, в частности, из пункта 36 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, и пункта 29 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

При реализации выявленного имущества на сторону в учете сделайте проводку:

Дебет 62 Кредит 91-1
– отражена выручка от продажи имущества;

Дебет 91-2 Кредит 01 (10, 41)
– списана рыночная стоимость реализованного излишка.

Об этом говорится в пункте 7 ПБУ 9/99 и Инструкции к плану счетов.

Подготовлено на базе материалов БСС «Система Главбух»

Похожие:

С. В. Разгулин заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России iconС. В. Разгулин заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной...
Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении приобретение компьютерной программы?

С. В. Разгулин заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России iconС. В. Разгулин заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной...
Как предпринимателю перечислить взносы на собственное обязательное пенсионное (медицинское) и добровольное социальное страхование...

С. В. Разгулин заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России iconXiii дальневосточная региональная научно – практическая конференция
Читает Вихляева Е. Н. – советник департамента налоговой и таможенно – тарифной политики Минфина РФ

С. В. Разгулин заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России iconО порядке представлении налоговой отчетности
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу представления налоговой отчетности налогоплательщиками...

С. В. Разгулин заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России iconДепартамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение...
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение от 12 марта 2015 года №2015-1446 по вопросу применения упрощенной...

С. В. Разгулин заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России iconЕнвд в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи?
Ответ: в департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о представлении в налоговый орган налоговой...

С. В. Разгулин заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России iconМинистерство финансов Российской Федерации департамент налоговой и таможенно-тарифной политики
О порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности]

С. В. Разгулин заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России iconПисьмо
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу обязанности ведения бухгалтерского учета индивидуальными...

С. В. Разгулин заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России iconКодекс РФ. Глава 23 "Налог на доходы физических лиц"
Лермонтов Юрий Михайлович консультант Департамента бюджетной политики Минфина России, советник налоговой службы II ранга, специалист...

С. В. Разгулин заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России iconМинистерство финансов российской федерации федеральная налоговая...
В связи с письмом Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросам применения патентной системы налогообложения сообщает...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск