Скачать 0.54 Mb.
|
Платные услуги в муниципальных библиотеках: документное обеспечение Библиотеки могут успешно реализовывать свои социальные функции только при наличии необходимых финансовых ресурсов. Недостаточное бюджетное финансирование, следствием которого явилось слабое развитие материально - технической базы и медленные темпы обновления библиотечных фондов поставили перед библиотеками задачу поиска дополнительных источников денежного обеспечения библиотечной деятельности. Платные услуги в библиотеке - это совокупность процессов и результатов сверхнормативной библиотечно-информационной и иной дополнительной полезной деятельности, ориентированной на удовлетворение нетрадиционных запросов различных групп пользователей, предусматривающей возмездный характер экономических взаимоотношений с ними и обеспечивающей получение соответствующих внебюджетных финансовых поступлений. Платные услуги можно рассматривать как результат целесообразной инициативной деятельности библиотеки в условиях рыночной экономики. Библиотеки могут брать плату за нетрадиционные услуги, не затрагивающие права читателей на бесплатное пользование фондом, справочным аппаратом библиотеки, также в бесплатном режиме осуществляются консультирование и ориентирование посетителей, а связанные с их реализацией дополнительные услуги/продукция- могут быть дифференцированно платными. Платные услуги и обслуживание предоставляются библиотеками физическим и юридическим лицам с целью реализации их права на удовлетворение дополнительных потребностей, расширения спектра эффективной помощи пользователям, повышения комфортности, интенсификации использования имеющегося и привлечения дополнительного ресурсного потенциала, усиления экономической заинтересованности сотрудников, укрепления материально-технической базы библиотеки. Отличительными признаками предлагаемых библиотекой платных услуг является обязательный денежный эквивалент стоимости, сервисная ориентация, мобильность рекламируемого перечня в соответствии с конъюнктурой спроса. На потребительском рынке платных услуг библиотека может выступать одновременно на нескольких субрынках, превалируя на одном или ряде из них в зависимости от складывающейся конкурентной среды и успешности позиционирования библиотечно-информационных продуктов/услуг. Такими субрынками являются, прежде всего, рынок знания и рынок досуга. Первый, в свою очередь, состоит из образовательного и информационного сегментов. Сюда же примыкает обособленный книжно-журнальный рынок, на котором библиотека присутствует и в роли покупателя, и в роли продавца. В ряде случаев библиотека выступает достаточно успешно на смежных субрынках, например, на рынке бытового обслуживания (ксерокопирование нефондовых документов, прокат видео- и иной техники, оперативные переплетные работы и т.д.). Маркетинговый подход к постановке платных услуг в библиотеке предполагает использование различных признаков для их классификации, в частности: назначение, потребительские характеристики, форму представления, продолжительность взаимодействия с пользователем, предметно-деятельностные параметры. Наиболее оптимально моделировать перечень платных услуг библиотеки позволяет предметно-деятельностный уровень ранжирования, когда в качестве перспективных базовых ассортиментных групп рассматриваются библиотечно-информационные, прибиблиотечные и сервисные, консалтинговые и образовательные, досуговые, издательско-полиграфические, рекламные и посреднические услуги. Для развития платных услуг в библиотеке необходимо:
Правовая база платных услуг Деятельность библиотек на рынке платных услуг и продукции регламентируется рядом нормативно-правовых документов, основу которых составляют: Гражданский кодекс РФ (ред. 2007 г.), налоговое законодательство, законы РФ «Об авторском праве и смежных правах» (ред. 2004 г.), «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (ред. 2004 г.), федеральные законы «О некоммерческих организациях (ред. 2007 г.), «Об информации, информатизации и защите информации» (ред. 2003 г.), «О библиотечном деле» (ред. 2007 г.), «Положение об основах хозяйственной деятельности финансирования организаций культуры и искусства» (ред. 2002 г.), Закон Белгородской области «О библиотечном деле в Белгородской области» (ред. 2004 г.). Согласно действующего законодательства в случаях первоначального утверждения цен, а также изменения цен в сторону увеличения на услуги библиотеки, необходимо представить расчетные материалы в Комиссию по регулированию цен и тарифов муниципальных образований. При несоблюдении порядка утверждения цен библиотечные учреждения несут ответственность в соответствии с законодательством. Библиотеки должны иметь четкую, юридически грамотную внутреннюю документированную базу в соответствии с существующими нормативами российского и регионального уровней. Деятельность библиотек по оказанию платных услуг требует закрепления в следующих документах:
В Уставе следует констатировать, что:
В Уставе необходимо перечислить все виды предполагаемой хозяйственной и предпринимательской деятельности библиотеки. В Правилах пользования библиотекой следует отметить:
В Положении о платных услугах библиотеки следует указать:
Положение о платных услугах библиотеки и Перечень платных услуг библиотеки должны быть согласованы с учредителем и утверждены директором библиотеки. На платные услуги, подготовка и реализация которых требует решения множества организационных вопросов, разрабатываются отдельные правила или положения. Например, на платные абонементы, выполнение фактографических справок и т.д. В них оговариваются:
Положения на отдельные виды услуг утверждаются директором библиотеки. Калькуляция сметной стоимости платных услуг (см. Приложение 13) Основой экономически аргументированного ценообразования в библиотеке является калькуляция - своеобразная смета, в которой в денежном выражении по калькуляционным статьям структурно группируются отдельные финансовые составляющие. В совокупности они дают представление о себестоимости и возможной цене отдельного библиотечно-информационного продукта, а также общей сметной стоимости предоставляемой продукции/оказываемой пользователю услуги. При расчете плановой себестоимости библиотечно-информационной продукции/услуги, в первую очередь, учитываются, так называемые, прямые затраты. В них входит:
Другую группу затрат составляют так называемые косвенные затраты. Они включают:
Совокупный итоговый показатель по вышеперечисленным статьям калькуляции будет характеризовать собственно затраты на производство соответствующей учетной единицы библиотечно-информационного продукта, то есть себестоимость отдельной продукции/услуги. Он должен рассматриваться в качестве нижнего уровня возможной цены, которая устанавливается библиотекой на неприбыльные, а лишь самоокупаемые услуги (без извлечения прибыли). Так, к таким услугам в соответствии с главой IV Гражданского кодекса РФ относится услуга по ксерокопированию документов, продажа собственной электронной продукции библиотеки, если в ней были использованы фрагменты или целые авторские произведения (музыка, песни и т.д.), а также запись музыкального произведения на аудио-, видеокассету (запрещена запись произведений на электронные носители с последующим выносом из помещения библиотеки) – в всех случаях библиотека не имеет права извлекать прибыль при репродуцировании правомерно опубликованных произведений. При калькулировании цены продукции/услуги, носящей коммерческий характер и направленной на получение библиотекой дополнительных финансовых ресурсов, необходимо к полученному показателю итоговой себестоимости прибавить планируемую сумму плановых накоплений (от 20%). Таким образом, устанавливаемая цена будет выше себестоимости на коэффициент прибыли. Для определения итоговой сметной стоимости комплексной библиотечно-информационной продукции/услуги суммируются ценовые показатели их отдельных составных частей. Из всех существующих ныне источников поступлений от хозяйственной деятельности библиотеки предоставление дополнительных услуг по основной деятельности является, пожалуй, самым стабильным и перспективным источником дополнительного финансирования библиотеки. Вопрос оказания платных услуг - это вопрос ответственности библиотеки перед собой, перед читателями и перед обществом. В конечном итоге, успех придет к той библиотеке, которая сумеет принять внешние изменения и использовать их. Сила библиотеки при расширении ассортимента предоставляемых населению услуг будет состоять в степени универсальности этих услуг и уровне дифференцированности своего подхода к потребителям библиотечных услуг. Приложение 1ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о платных услугах, предоставляемых библиотекой (МУК ЦБ) I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Настоящее положение является нормативно-правовым документом __________________библиотеки или библиотечной системы (далее – библиотеки), регламентирующим ее инициативную хозяйственную деятельность. 1.2 Платные услуги предоставляются пользователям на основании:
1.3 Платными считаются нетрадиционные, дополнительные услуги, не затрагивающие права населения на бесплатное пользование библиотекой и указанные в «Перечне платных услуг», предоставляемые библиотекой. 1.4 Оказание платных услуг библиотекой не является предпринимательской деятельностью, т.к средства от них расходуются на развитие библиотеки и совершенствование библиотечного обслуживания населения. 1.5 Платные услуги предоставляются с целью:
1.6 Перечень (номенклатура) платных услуг составляется с учетом бесплатности основной финансируемой из бюджета деятельности, потребительского спроса и возможностей библиотеки; систематически корректируется в контексте текущей рыночной конъюнктуры. 1.6.1 На отдельные виды платных услуг библиотека разрабатывает дополнительные положения (правила). 1.7 Стоимость на предоставляемые платные услуги устанавливается специалистами библиотеки в соответствии с действующим законодательством, в том числе «Об авторском праве и смежных правах» (ред. 2004 г.), на основании калькуляции (обоснования) и варьируются в зависимости:
1.7.1 Прейскурант цен ежегодно пересматривается с учетом поправки на коэффициент текущей инфляции и прогнозируемые ценовые ожидания пользователей. 1.7.2 Библиотека имеет право устанавливать льготы на платные услуги для различных групп пользователей (здесь следует указать конкретные льготы, предоставляемые данной библиотекой). 1.8 Оплата за дополнительные платные услуги библиотеки осуществляется потребителем:
1.9 Полученные библиотекой средства от платных услуг учитываются на расчетном счете библиотеки и поступают в ее самостоятельное распоряжение. 1.10 Библиотеки имеют право заключать договоры о сотрудничестве с государственными и хозрасчетными организациями для оказания платных услуг населению, предоставляя для этого помещения и определяя отчисления в пользу библиотек за амортизацию помещения и оборудования. 1.11 Платные услуги населению, предприятиям и организациям могут оказывать как коллективы, так и отдельные работники библиотеки, а также привлеченные специалисты на договорной основе. 1.12 Коллектив, отдельные работники или специалисты, выполняющие платные услуги, обязаны соблюдать трудовую и финансовую дисциплину, условия договора. 1.13 Средства, поступающие от оказания платных услуг и выполнения работ по договорам, не учитываются при определении ассигнований из бюджета по стабильным нормативам. 1.14 Доходы от реализации платных услуг расходуются только на развитие и совершенствование библиотеки и не могут быть использованы их учредителями и иными лицами. 1.15 Разработка документации по платным услугам: проектов приказов, положений, калькуляции по каждому виду платных услуг осуществляется (указать кем: методистом и руководителем соответствующего отдела/филиала, маркетинговой группой). 1.16 Ответственность за организацию, осуществление и качество платных услуг, оформление документов первичного бухгалтерского учета несет руководитель соответствующего отдела/филиала/библиотеки, функциональные исполнители. 1.17 Текущий финансово-хозяйственный контроль за деятельностью отделов/филиалов/библиотеки по осуществлению платных услуг организует директор библиотеки совместно с главным бухгалтером библиотеки/управления/отдела культуры района/города/администрации местного самоуправления поселения. 1.18 Библиотека организует широкую информацию населения о возможностях получения соответствующих видов платных услуг, порядке их предоставления. Положение о платных услугах, порядок их предоставления, номенклатура и цены на услуги размещаются в библиотеке в доступных для пользователей местах. 1.19 О своей деятельности по организации платных услуг библиотека отчитывается перед учредителем. II. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ 2.1 Платные услуги, предоставляемые библиотекой, могут быть долгосрочные и разовые. 2.2 На платные библиотечные услуги, выполнение которых требует значительного количества времени, оформляется договор. В договоре указывается срок действия, обязательства сторон, стоимость работы и порядок расчета. 2.3 На разовое выполнение платных услуг принимаются устные или письменные заявки. При этом определяются сроки выполнения, форма предоставления материала, исполнитель, стоимость выполненной работы. 2.4 При выполнении платных услуг и проведении взаиморасчетов с заказчиками, структурными подразделениями исполнителям необходимо учитывать следующее:
III. УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПЛАТНЫМИ УСЛУГАМИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ 3.1 Договора и заявки в структурных подразделениях библиотек оформляются сотрудником, ответственным за платные услуги. Он осуществляет все финансовые операции, связанные с учетом денежных средств от платных услуг. 3.2 Для учета платных услуг и финансовых средств, поступивших от заказчиков, в отделах/филиалах/библиотеке ведутся учетные документы (журналы, тетради учета, вторые экземпляры договоров, письменных заявок и т.д.). 3.3 Сумма, определяемая за конкретные платные услуги, может быть перечислена на расчетный счет библиотеки (ЦБ) или отдана наличными ответственному за учет с получением квитанции, в кассу библиотеки с получением кассового чека. 3.4 Прейскурант платных услуг может пересматриваться в связи с изменением цен и быть дифференцированным для разных категорий читателей. IV. ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ ПЛАТНЫХ УСЛУГ 4.1 Средства, полученные от платных услуг, могут быть использованы на:
4.2 Конкретное направление расходования средств, полученных от платных услуг, определяется трудовым коллективом библиотеки или библиотечной системы при обсуждении проекта сметы расходования средств из фондов на общем собрании коллектива по установленному нормативу. Приложение 2 Примерный переченьплатных услуг, предоставляемых муниципальной библиотекой
|
П 37 Платные услуги в муниципальных библиотеках: методическое пособие практику /Владим обл универсал науч б-ка им. М. Горького, Науч-метод... | Установить тарифы на платные услуги, оказываемые муниципальным казенным учреждением «многофункциональный центр предоставления государственных... | ||
Разовое занятие в группе по хоккею под руководством инструктора без предоставления инвентаря | |||
Специалисты (педагоги), оказывающие платные образовательные услуги, должны иметь соответствующее образование и квалификацию | «Исполнитель» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №127» Приволжского района... | ||
Большой бассейн для работников муниципальных бюджетных учреждений мо «Котлас» (чел./час.) | Рассмотрев ходатайства муниципальных предприятий и учреждений, имеющих право осуществлять платные услуги населению, и в соответствии... | ||
Об утверждении прейскуранта цен на дополнительные платные услуги, предоставляемые муниципальным казенным учреждением «Многофункциональный... | Об утверждении прейскуранта цен на дополнительные платные услуги, предоставляемые муниципальным казенным учреждением «Многофункциональный... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |